Научная статья на тему 'Совершенствование навыков рукопашного боя при подготовке будущих сотрудников ОВД'

Совершенствование навыков рукопашного боя при подготовке будущих сотрудников ОВД Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
186
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПСИХОЭМОЦИОНАЛЬНАЯ УСТОЙЧИВОСТЬ / PSYCHO-EMOTIONAL STABILITY / КУРСАНТЫ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ МВД / CADETS OF EDUCATIONAL INSTITUTIONS OF MINISTRY OF INTERNAL AFFAIRS / РУКОПАШНЫЙ БОЙ / HAND-TO-HAND FIGHT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Хагай В.С., Стрельников Р.В., Мхце Б.А., Кульчицкий В.Е., Кувалдина Е.В.

В статье показано, что для формирования боевой готовности будущих сотрудников органов внутренних дел недостаточно просто обучать курсантов боевым приёмам борьбы. Практика показывает, что в процессе обучения профессионально-прикладным двигательным навыкам у курсантов образовательных учреждений МВД России следует формировать психологическую готовность к ведению реального единоборства с правонарушителем. Это достигается путём моделирования ситуаций реального уличного боя. Авторы приходят к выводу о том, что совершенствование навыков рукопашного боя является актуальной проблемой. В качестве наиболее эффективного средства решения данной проблемы используется комплексный и системный подходы, позволяющие сочетать возможности учебной деятельности по физической подготовке с возможностями спортивной работы как одной из основных форм физической подготовки курсантов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

IMPROVING THE SKILLS OF UNARMED COMBAT IN TRAINING OF FUTURE POLICE OFFICERS

The article shows that to form readiness in future employees of bodies of Internal Affairs it is not enough to train the students fighting techniques. The practical experience shows that in the teaching process of professional-applied physical skills of cadets of educational institutions of the MIA of Russia the system of training should create psychological willingness to be engaged in a real combat with the offender. This is achieved by modeling real situations of street fighting. The authors come to the conclusion that improving skills of unarmed combat is an important issue. The most effective means of addressing this problem is a complex and systemic approach to combine the use of teaching activities in physical training with the possibilities of athletic performance as one of the main forms of physical training of students.

Текст научной работы на тему «Совершенствование навыков рукопашного боя при подготовке будущих сотрудников ОВД»

6. Горбунова И.Б. Информационные технологии в музыке и комплексная модель её семантического пространства. Научно-технические ведомости Санкт-Петербургского государственного политехнического университета. Гуманитарные и общественные науки. 2014; 4 (208): 152 - 161.

7. Горбунова И.Б., Заливадный М.С. Компьютерная музыка как одно из проявлений современного этапа экспериментальной эстетики и теоретического музыкознания. Научное мнение, 2014; 12 (1): 113 - 120.

8. Горбунова И.Б. Музыкальный компьютер как новый инструмент педагога-музыканта в Школе цифрового века. Теория и практика общественного развития, 2015; 11: 254 - 257.

9. Горбунова И.Б. Феномен музыкально-компьютерных технологий как новая образовательная творческая среда. Известия РГПУ им. А.И. Герцена, 2004; 4 (9): 123 - 138.

10. Горбунова И.Б. Компьютерные науки и музыкально-компьютерные технологии в образовании. Теория и практика общественного развития. 2015; 12: 428 - 432.

11. Горбунова И.Б. Музыкальное программирование, или программирование музыки и музыкально-компьютерные технологии. Теория и практика общественного развития. 2015; 7: 213 - 218.

12. Горбунова И.Б., Заливадный М.С., Хайнер Е. Музыкально-компьютерные технологии как информационно-трансляционная система в Школе цифрового века. Вестник Орловского государственного университета. Серия: Новые гуманитарные исследования, 2014; 4 (39): 99 - 104.

13. Горбунова И.Б. Музыкально-компьютерные технологии в образовании педагога-музыканта. Современное музыкальное образование - 2014: материалы XIII Международной научно-практической конференции. Под общей редакцией И.Б. Горбуновой. 2014: 32 - 38.

14. Горбунова И.Б. Интерактивные сетевые технологии обучения музыке и музыкально-компьютерные технологии. Мир науки, культуры, образования. 2016; 1 (56): 126 - 131.

References

1. Sladkovskaya E.V. Vprostranstve «zhivogo» zvuka. (Zapiski o koncertnojzvukorezhissure): uchebnoe posobie. Sankt-Peterburg: Izdatel'stvo SPbGUKiT, 2011.

2. B'yuik P. Zhivojzvuk. RA dlya koncertiruyuschih muzykantov Perevod s anglijskogo. Moskva: Shou-Master, 1998.

3. Gorbunova I.B. 'Elektronnye muzykal'nye instrumenty: k probleme stanovleniya ispolnitel'skogo masterstva. Teoriya i praktika obschestvennogo razvitiya, 2015; 22: 233 - 240.

4. Gorbunova I.B., Davletova K.B. 'Elektronnye muzykal'nye instrumenty v sisteme obschego muzykal'nogo obrazovaniya. Teoriya i praktika obschestvennogo razvitiya. 2015; 12: 411 - 415.

5. Gorbunova I.B. Informacionnye tehnologii v muzyke i muzykal'nom obrazovanii. Materialy konferencii«Regional'naya informatika RI-2014». Sankt-Peterburg, 29-31 okt. 2014. SPOISU. Sankt-Peterburg, 2014: 320 - 322.

6. Gorbunova I.B. Informacionnye tehnologii v muzyke i kompleksnaya model' ee semanticheskogo prostranstva. Nauchno-tehnicheskie vedomosti Sankt-Peterburgskogo gosudarstvennogo politehnicheskogo universiteta. Gumanitarnye i obschestvennye nauki. 2014; 4 (208): 152 - 161.

7. Gorbunova I.B., Zalivadnyj M.S. Komp'yuternaya muzyka kak odno iz proyavlenij sovremennogo 'etapa 'eksperimental'noj 'estetiki i teoreticheskogo muzykoznaniya. Nauchnoe mnenie, 2014; 12 (1): 113 - 120.

8. Gorbunova I.B. Muzykal'nyj komp'yuter kak novyj instrument pedagoga-muzykanta v Shkole cifrovogo veka. Teoriya i praktika obschestvennogo razvitiya, 2015; 11: 254 - 257.

9. Gorbunova I.B. Fenomen muzykal'no-komp'yuternyh tehnologij kak novaya obrazovatel'naya tvorcheskaya sreda. Izvestiya RGPU im. A.I. Gercena, 2004; 4 (9): 123 - 138.

10. Gorbunova I.B. Komp'yuternye nauki i muzykal'no-komp'yuternye tehnologii v obrazovanii. Teoriya i praktika obschestvennogo razvitiya. 2015; 12: 428 - 432.

11. Gorbunova I.B. Muzykal'noe programmirovanie, ili programmirovanie muzyki i muzykal'no-komp'yuternye tehnologii. Teoriya i praktika obschestvennogo razvitiya. 2015; 7: 213 - 218.

12. Gorbunova I.B., Zalivadnyj M.S., Hajner E. Muzykal'no-komp'yuternye tehnologii kak informacionno-translyacionnaya sistema v Shkole cifrovogo veka. Vestnik Orlovskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya: Novye gumanitarnye issledovaniya, 2014; 4 (39): 99 - 104.

13. Gorbunova I.B. Muzykal'no-komp'yuternye tehnologii v obrazovanii pedagoga-muzykanta. Sovremennoe muzykal'noe obrazovanie - 2014: materialy XIII Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii. Pod obschej redakciej I.B. Gorbunovoj. 2014: 32 - 38.

14. Gorbunova I.B. Interaktivnye setevye tehnologii obucheniya muzyke i muzykal'no-komp'yuternye tehnologii. Mirnauki, kul'tury, obrazovaniya. 2016; 1 (56): 126 - 131.

Статья поступила в редакцию 30.01.17

УДК 378

Hagai V.S., Cand. of Sciences (Pedagogy), Professor, Stavropol State Pedagogical Institute (Stavropol, Russia), E-mail: valera217035@mail.ru

Strelnikov R.V., senior teacher, Stavropol State Pedagogical Institute (Stavropol, Russia), E-mail: sgpi-fk@yandex.ru Mhchе B.A., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Stavropol State Pedagogical Institute (Stavropol, Russia), E-mail: sgpi-fk@yandex.ru

Kulchitsky V.E., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Stavropol State Pedagogical Institute (Stavropol, Russia), E-mail: sgpi-fk@yandex.ru

Kuvaldinа E.V., senior teacher, Department of Physical Education and Sport, Stavropol branch of Krasnodar University of Ministry of Internal Affairs of Russia (Stavropol, Russia), E-mail: valera217035@mail.ru

IMPROVING THE SKILLS OF UNARMED COMBAT IN TRAINING OF FUTURE POLICE OFFICERS. The article shows that to form readiness in future employees of bodies of Internal Affairs it is not enough to train the students fighting techniques. The practical experience shows that in the teaching process of professional-applied physical skills of cadets of educational institutions of the MIA of Russia the system of training should create psychological willingness to be engaged in a real combat with the offender. This is achieved by modeling real situations of street fighting. The authors come to the conclusion that improving skills of unarmed combat is an important issue. The most effective means of addressing this problem is a complex and systemic approach to combine the use of teaching activities in physical training with the possibilities of athletic performance as one of the main forms of physical training of students.

Key words: psycho-emotional stability, cadets of educational institutions of Ministry of Internal Affairs, hand-to-hand fight.

В.С. Хагай, канд. пед. наук, проф., Ставропольский государственный педагогический институт, г. Ставрополь, E-mail: valera217035@mail.ru

Р.В. Стрельников, ст. преп., Ставропольский государственный педагогический институт, г. Ставрополь, E-mail: sgpi-fk@yandex.ru

Б.А. Мхце, канд. пед. наук, доц., Ставропольский государственный педагогический институт, г. Ставрополь, Е-mail: sgpi-fk@yandex.ru

В.Е. Кульчицкий, канд. пед. наук, доц, Ставропольский государственный педагогический институт, г. Ставрополь, Е-mail: sgpi-fk@yandex.ru

Е.В. Кувалдина, ст. преп. каф. физической подготовки и спорта Ставропольского филиала Краснодарского у ниверситета МВД России, г. Ставрополь, Е-mail: valera217035@mail.ru

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ НАВЫКОВ РУКОПАШНОГО БОЯ ПРИ ПОДГОТОВКЕ БУДУЩИХ СОТРУДНИКОВ ОВД

В статье показано, что для формирования боевой готовности будущих сотрудников органов внутренних дел недостаточно просто обучать курсантов боевым приёмам борьбы. Практика показывает, что в процессе обучения профессионально-прикладным двигательным навыкам у курсантов образовательных учреждений МВД России следует формировать психологическую готовность к ведению реального единоборства с правонарушителем. Это достигается путём моделирования ситуаций реального уличного боя. Авторы приходят к выводу о том, что совершенствование навыков рукопашного боя является актуальной проблемой. В качестве наиболее эффективного средства решения данной проблемы используется комплексный и системный подходы, позволяющие сочетать возможности учебной деятельности по физической подготовке с возможностями спортивной работы как одной из основных форм физической подготовки курсантов.

Ключевые слова: психоэмоциональная устойчивость, курсанты образовательных учреждений МВД, рукопашный бой.

В последнее время усиленное внимание уделяется повышению эффективности профессиональной подготовки сотрудников ОВД. Как отмечают учёные-практики [1; 2 и др.], среди ведущих задач военно-прикладной подготовки сотрудников полиции являются: овладение навыками выполнения боевых приёмов борьбы, в том числе после значительных физических нагрузок и психических напряжений, в условиях, максимально приближенным к реальным; преодоление препятствий различной природы; подготовка к преследованию правонарушителей и длительному ускоренному передвижению на местности; овладение системой практических умений и навыков самозащиты и личной безопасности в экстремальный ситуациях служебной деятельности.

Успешное противостояние отрицательному влиянию экстремальных факторов службы в органах внутренних дел определяется наличием у полицейских специальных знаний, навыков военно-прикладных двигательных действий, психоэмоциональной устойчивостью.

Весте с тем, как отмечают современные исследователи, 50% неудач в единоборствах с правонарушителями со стороны сотрудников ОВД - это страх, недостаточное самообладание, пробелы в физической подготовке, непонимание ситуации, проблемы с техникой ведения боя (неумение применять боевые приёмы). Всё это также опасно для сотрудника органов внутренних дел, как и сам правонарушитель. Если сотрудник не готов к тому, что ему причинят боль, то при противоборстве правонарушителю он может получить ранения [3].

В качестве характерных особенностей рукопашного боя можно назвать следующие:

- активное противоборство противника, его агрессивность;

- дефицит времени на принятие решений, необходимость принятия молниеносных решений и немедленное их осуществление;

- непосредственное, лицом к лицу, столкновение с противником;

- переживание чувства опасности;

- широкий диапазон действий;

- дефицит информации, возможность маскировки противником своих действий [4].

В процессе обучения в вузах системы МВД высокая мотивация курсантов к занятиям рукопашным боем вызывается и тем, что данный вид спорта вселяет в молодых людей уверенность к действиям в экстремальных условиях, развивает силу, ловкость, выносливость, быстроту, повышает психоэмоциональную устойчивость.

Совершенствование навыков рукопашного боя при подготовке будущих сотрудников ОВД - это, прежде всего, управляемый процесс, направленный на создание для личного состава напряженной обстановки, систематическое и постоянное увеличение физических и психологических нагрузок. Достигается это разными путями, среди которых:

1. Создание различных трудностей и лишений, применение интенсивных звуковых и световых раздражителей, характерных для боя.

2. Искусственное создание дефицита времени и информации для решения той или иной задачи.

3. Внесение различных элементов внезапности, требующих незамедлительных и четких действий.

4. Внесение в процесс боевой подготовки элементов опасности и риска.

В рукопашных единоборствах активно проявляется антиципация, базирующаяся на вероятностном прогнозировании действий противника и упреждающих действиях. При этом большое значение имеет устойчивость, которая должна обеспечить адекватное ориентирование бойца в пространстве и во времени, оптимальное повышение уровня психических процессов и функциональных систем. Поэтому процесс подготовки к рукопашному бою обладает большими потенциальными возможностями для развития у военнослужащих чувства предвосхищения, приучает их активно действовать в условиях быстро меняющейся обстановки повышенных психических нагрузок, с приобретением необходимого опыта волевых действий, преодоления трудностей и отрицательных психических состояний.

Уникальность практики рукопашного боя и других боевых искусств (в зависимости от их специфики) состоит в том, что в процессе занятий моделируются с различной степени условности ситуации прямого противоборства с противником, причем противоборства не абстрактного, а конкретного «контактного», лицом к лицу. Сотрудник ОВД (курсант, офицер) старается обязательно победить противника. Он ставит себе реальную задачу и стремится её выполнить. Психологический аспект этой ситуации для курсантов неоценим. Многократное «прорабатывание» такой ситуации при положительном подкреплении создает устойчивые связи в психике обучаемых, развивает такие важнейшие для воина качества как смелость, уверенность в собственных силах при сближении с противником, психическую устойчивость в стрессовых ситуациях, связанных с риском для жизни, настойчивость в достижении цели, решительность в действиях, стремление атаковать первым и победить [5].

Основная направленность курсантов в подготовке по рукопашному бою заключается в формировании навыков, необходимых для уничтожения, выведения из строя или пленения противника, самозащита от его нападения, на воспитании уверенности в собственных силах. Поэтому можно с уверенностью констатировать, что рукопашный бой и боевые искусства будут и впредь занимать важнейшее место в специальной подготовке в системе обучения и воспитания образовательных учреждений МВД.

Многие исследователи отмечают, что для формирования боевой готовности сотрудников органов внутренних дел недостаточно просто обучать их боевым приёмам борьбы. Практика показывает, что в процессе обучения профессионально-прикладным двигательным навыкам у курсантов образовательных учреждений МВД России следует формировать психологическую готовность к ведению реального единоборства с правонарушителем. Это достигается путем моделирования ситуаций реального уличного боя (имеется в виду рукопашная схватка). Тем самым эффективность влияния приёмов рукопашного боя на психологическую подготовленность курсантов к профессиональным дей-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.