УДК 378
ДА. Штренко о НЕОБХОДИМОСТИ ИНТЕГРАЦИИ РОССИЙСКОГО
С.Р. Чеджемов И ЗАРУБЕЖНОГО ОПЫТА В ОРГАНИЗАЦИИ
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ ИНСТРУКТОРСКО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ КАДРОВ ПОЛИЦИИ ПО БОЕВОЙ И ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКЕ НА ОСНОВЕ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА
Аннотация. В статье на основе компетентностного подхода излагаются основные организационно-правовые и психолого-педагогические аспекты совершенствования теории и практики по боевой и физической подготовке подготовки инструкторско-педагогических кадров полиции. Авторы предлагают творчески использовать имеющийся опыт подобной работы за рубежом и соотносить его с российской практикой образования в системе министерства внутренних дел (МВД).
Ключевые слова: профессиональная педагогика, психология, полиция, студенты, образование.
Dmkry rarenfe) ON THE NEED FOR INTEGRATION OF THE RUSSIAN
Sergey Chedshemov AND FOREIGN EXPERIENCE IN THE ORGANIZATION
OF TRAINING INSTRUCTORS AND TEACHING STAFF POLICE COMBAT AND PHYSICAL TRAINING ON THE BASIS OF COMPETENCE APPROACH
Annotation. In the article, based on competerne approach, outlines the basic organizational, legal and psycho-pedagogical aspects of improving the theory and practice of military and physical training. The authors propose a creative use of the existing experience of similar work abroad and to correlate it with the Russian practice of education in the Ministry of Internal affairs.
Keywords: vocational pedagogy, psychology, police, students, education.
Развитие в нашем государстве институтов правового государства и гражданского общества во многом обусловлено эффективной деятельностью системы органов внутренних дел и, в частности, полиции. Еще император Петр I, создавая полицию, отмечал, что она «есть душа гражданства и всех добрых порядков, фундаментальный подпор человеческой безопасности и удобства» [5, с. 267]. Отличительной особенностью сегодняшней России является отсутствие сформированной системы ценностей, уважительного отношения к правоохранительной деятельности и к сотрудникам правопорядка.
Мы считаем деструктивным тот факт, что окончание «холодной войны» для России, да и для мира в целом, стало временем усиления политической напряженности [2, с. 3]. В мире все отчетливее среди правительственных кругов США и стран Европы проявляются антироссийские и русофобские настроения. Сегодня мы живем в политических реалиях осложнившейся международной обстановки. Это особо зримо проявляется на Кавказе. Справедливо отмечается, что в решении экономических и политических противоречий между народами и странами Кавказ издавна играет стратегическую роль. Именно здесь особо зримо проявляется так называемое цивилизационное противостояние между Западом и Востоком, экономическими интересами различных стран и альянсов, мировыми религиозными конфессиями [7, с. 6].
Для улучшения управляемости в регионе 19 января 2010 г. был образован Северо-
© Петренко Д.А., Чеджемов С.Р., 2014
Кавказский федеральный округ. В его состав вошли Ставропольский край и республики Северного Кавказа. Центром федерального округа был определен город Пятигорск, а полномочным представителем Президента РФ в округе назначен заместитель Председателя Правительства России А.Г. Хлопонин. Он четко обозначил приоритетную задачу - развитие правовой культуры. Сменивший А.Г. Хлопонина на посту полномочного представителя Президента РФ в Северо-Кавказском федеральном округе генерал-лейтенант С.А. Меликов также обозначил значимость укрепления правовой культуры и правопорядка [9]. Необходимо пробуждение патриотических чувств, предававшихся шельмованию в годы так называемых либеральных реформ. Для этого нужно показать, что и российское право и российская государственность неразрывны, и их зарождение и развитие представляется единым процессом с множеством нюансов и повторений. Российское государство и право нуждаются в защите внутри сраны и эта задача должна осуществляться усилиями компетентных сотрудников системы МВД. В условиях глобального экономического кризиса и политической нестабильности на южных рубежах нашей Родины необходимо сохранить это государство и обеспечить его гражданам неукоснительное соблюдение законности и порядка. Эта задача возложена на системы органов внутренних дел и, в частности, полицию. От ее качественной работы зависит борьба с «аморальным интернационалом», в который, по справедливому высказыванию Президента РФ В.В. Путина, «входят и распоясавшиеся, обнаглевшие выходцы из некоторых южных регионов России, и продажные сотрудники правоохранительных органов, которые «крышуют» этническую мафию, и так называемые «русские националисты», разного рода сепаратисты, готовые любую бытовую трагедию сделать поводом для вандализма и кровавой бузы» [1].
В современных условиях, после принятия федеральных законов и ряда нормативно -правовых актов как в системе внутренних дел, так и в системе образования и науки, в которых обозначилось стремление государства к совершенствованию системы высших учебных заведений, в связи с реализацией так называемых многоуровневых образовательных систем и практики подготовки в системе высшего образования сотрудников полиции. Как и любая иная структура, полиция нуждается в пополнении высококвалифицированными молодыми кадрами, обладающими навыками профессиональной компетентности в решении оперативно-служебных и служебно-боевых задач. Наряду с общетеоретическими задачами, стоящими перед сотрудниками полиции, в современных условиях им приходится решать многие специальные задачи, требующие как гуманитарной, так и физической подготовки.
В общей системе психолого-педагогических знаний еще в советские годы утвердилось мнение, согласно которому профессиональные знания, навыки и умения, составляющие понятие «компетенция», действенны не только благодаря специальному развитию психологических подсознательных процессов, но и физическим качествам студента. Физически закаленный студент успешнее преодолевает влияние неблагоприятных факторов профессии. Экспериментально доказано, что целенаправленные физические упражнения развивают не только физические, но и психологические качества, необходимую для каждого специалиста эмоционально-волевую устойчивость. Даже точность восприятия времени зависит от уровня физической натренированности человека [3, с. 333].
Еще в 1946 г. выдающийся отечественный педагог и психолог С.Л. Рубинштейн, рассматривая вопросы профессионального становления, отмечал: «Как бы ни было велико значение специально выделенной учебной деятельности для овладения специальными знаниями и умениями как «техническими компонентами» той или иной жизненной профессиональной деятельности, подлинного мастерства, завершающего обучение какой либо деятельности, человек достигает не просто лишь обучаясь, а на основе предшествующего обучения, выполняя эту деятельность» [6, с. 600]. Таким образом, задолго до того, как вошло в моду понятие - «компетентностный поход», его сущностные характеристики учитывались при подготовке специалиста высокой квалификации. Об этом
свидетельствует и известный еще со времен Н.С. Хрущева упрек в адрес студентов агрономической специальности, не умеющих отличить коноплю от крапивы. Что же касается работников правоохранительной сферы, то следует признать наиболее продуктивным такое понимание компетентност-ного подхода, которое учитывает необходимость такой постановки обучения в высшей школе, при которой знания отдельных учебных дисциплин слагаются в общий комплекс знаний, навыков и умений, т.е. профессиональную компетенцию.
Для ее формирования необходимо осознанное стремление студента к своему обучению. Оно слагается из нескольких компонентов.
1. Личностный подход, предполагающий осознание студентом, необходимости получения определенного образования в конкретном вузе.
2. Профессиональный подход. Он строится на процессе профессионализации (приобщении к азам профессиональной деятельности).
3. Деятельный подход, заключающийся в том, что студент по мере профессионализации вырастает из социальной роли ученика и начинает играть роль специалиста - субъекта профессиональной деятельности.
4. Социокультурный подход, предполагающий, что субъект профессиональной деятельности осознает необходимость постижения социально-культурного багажа, накопленного человечеством в процессе своего культурного развития.
5. Научно-педагогический подход. В его основе - перевод всего процесса обучения на научную основу, т.е. овладение методами и формами обучения - основными понятиями педагогики и психологии высшей школы.
6. Экономический подход реализуется в создании модели конкурентно способного образования.
7. Правовой подход базируется на юридической подготовке и реализации полученных правовых знаний в профессиональной деятельности.
Профессиональная подготовка инструкторско-педагогических кадров полиции на основе компетентностного подхода обуславливает подбор таких средств и методов в организации процесса профессионального обучения сотрудников полиции, которые смогли бы обеспечить их высокий профессиональный уровень. Он складывается из их морально -психологической и служебно-боевой подготовленности к оперативно-служебной деятельности и стремлению к ее совершенствованию путем самодисциплины в вопросах самообразования и развития.
Пути и средства формирования профессиональной компетентности инструкторско -педагогических кадров по боевой и физической подготовке до сих пор не подвергались специальному монографическому исследованию в рамках научной специальности «Теория и методика профессионального образования». Это объясняется тем, что вплоть до недавнего времени перемены, происходящие в нашей стране, не приводили к кардинальным изменениям в системе подготовки кадров для структур, входящих в систему внутренних дел страны, на что совершенно справедливо обратил внимание назначенный в 2012 г. министром внутренних дел России В.А. Колокольцев [4]. На постсоветском пространстве отсутствие целостной научно-обоснованной и методически-проработанной системы боевой и физической подготовки в значительной степени затрудняет деятельность многих сотрудников органов внутренних дел. Это выявляется во время аттестации работников системы МВД. Так, например, в Казахстане по данным информационных агентств «более половины сотрудников правоохранительных органов, проходивших внеочередную аттестацию, не сдали зачет по огневой подготовке, и 22 % - по физической подготовке, каждый десятый не прошел тестирование на знание законодательства, у 4831 установлена низкая психологическая устойчивость» [8].
Как показывает анализ теоретико-методологических основ педагогики профессионального образования, многие современные научные концепции в этой области, в том числе основанные на привлечении инновационных форм и методов организации в планировании и реализации, напрямую не затрагивают вопросы боевой и физической подготовки. Проблема кадрового обеспечения органов внутренних дел России в современных условиях предполагает коренное улучшение деятельности органов внутренних дел за счет приведения системы профессиональной подготовки сотрудников полиции в соответствие с требованиями российских и международных государственных стандартов.
Основная задача современного профессионального образования заключается в формировании компетентного специалиста, готового к непрерывному самообразованию и самосовершенствованию. В настоящее время государственная политика России в области образования базируется на современных общенациональных социально-экономических и гуманитарных целях развития страны с учетом использования практики мирового сообщества, историко -культурных и образовательных традиций государства.
Сравнительный анализ зарубежного и отечественного опыта профессионального образования сотрудников правоохранительных органов обусловлен требованиями кадрового обеспечения системы. Это возможно сделать лишь на основе интеграции положительного опыта профессионального образования, накопленного в этой сфере. Применительно к системе министерства внутренних дел, в частности полиции, требования использования зарубежного и отечественного опыта, адаптированного к современным российским условиям, требует детального изучения зарубежных систем подготовки полицейских, выявления аналогий и расхождений с российским опытом.
Исходя из проблемы нашего исследования, мы считаем весьма важным анализ решения задач подготовки инструкторско-педагогических кадров по боевой и физической подготовке с учетом зарубежных и отечественных наработок. Это позволит выявить сложившиеся традиции и предложить наиболее приемлемый для Российской Федерации вариант профессионального образования полицейских. В советский период истории нашего государства существовало определенное отторжение имевшегося зарубежного капиталистического опыта подготовки полицейских. Это во многом было обусловлено классовым подходом в системе педагогического анализа и идейного противостояния органов внутренних дел. В конце ХХ в., в условиях нового политического мышления в отечественной психолого-педагогической литературе появилось немало работ, в той или иной степени основанных на интеграции зарубежного опыта профессионального обучения.
Резюмируя все вышеизложенное в качестве рекомендаций и предложений можно сделать следующие выводы.
1. Система теоретического обучения полицейских за рубежом во многом аналогична российской. Организационные принципы и методика подготовки кадров строятся на основе классических и современных психолого-педагогических теориям и подчиняются задачам удовлетворения потребностей полицейской практики.
2. Научно-теоретическая подготовка инструкторско-педагогических кадров по боевой и физической подготовке за рубежом также, как и в России, представляет собой процесс профессиональной деятельности, в которой используются инновационные технологии обучения.
3. Практическая и физическая подготовка (боевая, строевая, огневая и т.д.) должны проходить в строгом соответствии с должностным предназначением сотрудника полиции на специализированных курсах по боевой и физической подготовке.
4. Профессиональное психолого-педагогическое образование обязательно для специалистов по профессиональной служебной и физической подготовке и может проходить в заочной форме на специализированных курсах с использованием компьютерных технологий.
Библиографический список
1. Послание Президента Российской Федерации В.В. Путина Федеральному Собранию Российской Федерации от 12 декабря 2013 г. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.kremlin.ru/news/19825
2. Гордиенко В.В. Безопасность России в условиях глобализации: дис. ... д-ра юрид. наук. - М., 2005. -490 с.
3. Дьяченко М.И. Психология высшей школы / М.И. Дьяченко, J1.A. Кандыбович. - Минск, 1981. - 383 с.
4. Колокольцев В.А. В России начинается новый этап реформы МВД [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http//oficery.ru/news/8050
5. Мулукаев P.C. Избранные труды / P.C. Мулукаев. - М., 2009. - 562 с.
6. Рубинштейн C.J1. Основы общей психологии / C.J1. Рубинштейн. - М., 1946. - 600 с.
7. Чеджемов С.Р. Развитие государственно-правовых отношений и правовой культуры на юге России / С.Р. Чеджемов. - Владикавказ, 2012. - 336 с.
8. Более половины сотрудников правоохранительных органов, проходивших внеочередную аттестацию, не сдали зачет [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.meta.kz/novosti/kazakhstan/762810-bolee-poloviny-sotrudnikov-pravoohranitelnyh-organov-ne-sdali-zachet-po-ognevoy-podgotovke.html
9. Новым полпредом Президент назначил С.А. Меликова [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.contrasterra.ru/news/16885/