Библиографический список
1. Ожегов, С.И. Толковый словарь русского языка / С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова // Российская АН; Российский фонд культуры. - М., 1996.
2. Колбасова, Л.О. Профессиональная компетентность (социально-философский анализ: автореф. дис. ... канд. философ. наук. -Чебоксары, 2009.
3. Берберян, А.С. Компетентностный подход к обучению в контексте гуманистической парадигмы высшего образования // Материалы IV-ой Международной науч. конф. - Ереван, 2013.
4. Китайская философия: энциклопедический словарь. 2009 [Э/р]. - Р/д: http://dic.academic.ru/dic.nsf/china_philosophy/438/ %D0%BF%D1 %80%D0%B5%D0%BE%D0%B1 %D1 %80%D0%B0%D0%B7%D0%BE%D0%B2%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D0%B5
5. Жмеренецкий, В.Ф. Теория безопасности социальных систем: учеб. пособ. / В.Ф. Жмеренецкий, В.В. Летуновский, К.Д. Полулях. -М., 2010.
Bibliography
1. Ozhegov, S.I. Tolkovihyj slovarj russkogo yazihka / S.I. Ozhegov, N.Yu. Shvedova // Rossiyjskaya AN; Rossiyjskiyj fond kuljturih. - M., 1996.
2. Kolbasova, L.O. Professionaljnaya kompetentnostj (socialjno-filosofskiyj analiz: avtoref. dis. ... kand. filosof. nauk. - Cheboksarih, 2009.
3. Berberyan, A.S. Kompetentnostnihyj podkhod k obucheniyu v kontekste gumanisticheskoyj paradigmih vihsshego obrazovaniya // Materialih IV-oyj Mezhdunarodnoyj nauch. konf. - Erevan, 2013.
4. Kitayjskaya filosofiya: ehnciklopedicheskiyj slovarj. 2009 [Eh/r]. - R/d: http://dic.academic.ru/dic.nsf/china_philosophy/438/ %D0%BF%D1 %80%D0%B5%D0%BE%D0%B1 %D1 %80%D0%B0%D0%B7%D0%BE%D0%B2%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D0%B5
5. Zhmereneckiyj, V.F. Teoriya bezopasnosti socialjnihkh sistem: ucheb. posob. / V.F. Zhmereneckiyj, V.V. Letunovskiyj, K.D. Polulyakh. -M., 2010.
Статья поступила в редакцию 19.05.14
УДК 355.237:796.06
Petrenko D.A. DEFINITION OF CONCEPT OF PROFESSIONAL COMPETENCE OF THE INSTRUCTOR PEDAGOGICAL STAFF FOR LAW-ENFORCEMENT BODIES OF RUSSIA. In the work structural components of professional competence and feature of formation of professional readiness for instructor pedagogical activity are analysed.
Key words: competence, pedagogical activity, instructor staff, vocational training, formation, preparation, teaching and educational process.
Д.А. Петренко, подполковник полиции, ст. преп. методист факультета заочного обучения и дополнительного профессионального образования ФГКОУ ВПО «Краснодарский университет Министерства внутренних дел Российской Федерации» Ставропольский филиал, г. Ставрополь,
E-mail: petrenkodmitr@yandex. ru
ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПОНЯТИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ИНСТРУКТОРСКО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ КАДРОВ ДЛЯ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИИ
В статье раскрываются структурные компоненты профессиональной компетентности и особенности формирования профессиональной готовности к инструкторско-педагогической деятельности.
Ключевые слова: компетентность, компетенции, педагогическая деятельность, инструкторские кадры, профессиональное обучение, образование, подготовка, учебно-воспитательный процесс.
Реформирование системы МВД России предполагает коренное улучшение деятельности органов внутренних дел за счет приведение системы профессионального образования, обучения и подготовки сотрудников полиции в соответствие с требованиями Российских и международных образовательных стандартов. Формирование адекватной, проводимым социально-экономическим преобразованиям, системы подготовки кадров, требует выведение профессионального обучения на качественно новый уровень, на подготовку специалистов сориентированных не только на овладение «определённой совокупностью знаний», но и на развитие личности обучаемого и усвоение конкретных сфер профессиональной деятельности.
В настоящее время в России действует Федеральный закон «О полиции» (2011). Закон предусматривает переход на более высокий качественный уровень профессиональной подготовленности сотрудников полиции, которая выражается в их профессиональной компетентности в решении оперативно-служебных и служебно-боевых задач. Наряду с общими задачами, стоящими перед сотрудниками полиции, в современных условиях сотрудникам правопорядка предстоит решать специальные задачи по противодействию терроризму, ксенофобии и экстремизму во всех его проявлениях. Президент Российской Федерации потребовал от руководителей силовых структур создания более эффективной системы безопасности, а также действий, которые были бы адекватны уровню и размаху появившихся новых угроз. В последнее время остро встал вопрос о необхо-
димости подбора таких средств и методов в организации процесса профессионального образования, обучения и подготовки сотрудников ОВД, которые смогли бы обеспечить высокий уровень как служебно-боевой, так и морально-психологической подготовленности. В этих условиях основная задача современного профессионального образования заключается в формировании компетентного специалиста, готового к непрерывному саморазвитию и самообразованию [1]. Это в полной мере относится и к профессиональной компетентности сотрудников полиции в области физической культуры, формирование у них физической культуры личности в структуре которой, особое место занимает физическое самосовершенствование, обеспечивающее сотруднику многолетнюю профессионально-прикладную физическую подготовленность, теоретическую и методическую образованность, а, следовательно, самостоятельность и автономность в данной сфере деятельности [2].
Проведенный нами научно-теоретический анализ состояния системы физической подготовки в органах внутренних дел России позволил определить ряд существующих и за последнее десятилетие не решенных проблем. Одной из них выступает отсутствие научно-обоснованной педагогической системы профессионального обучения кадров, проводящих учебные занятия по профессиональной, служебной и физической подготовке с сотрудниками полиции территориальных органов внутренних дел. Как следствие этого, большинство современных научных теорий и концепций в области физической культуры не находят
своего практического применения, остаются не востребованными в ввиду низкой профессионально-педагогической компетентности инструкторско-педагогических кадров.
Под инструкторско-педагогическими кадрами нами понимается кадровый состав МВД России, имеющий высшее образование (педагогическое, юридическое или военное), сформированную профессиональную компетентность по служебной, специальной, боевой и физической подготовке, профессионально пригодного к обучению личного состава ОВД к действиям связанных с правомерным применением (использованием) физической силы, боевых приемов борьбы, специальных средств и огнестрельного оружия, способного формировать у подчиненных психологическую готовность к действиям в сложных условиях оперативно-служебной и служебно-боевой деятельности, а также воспитывать у обучаемых высокие морально-волевые, социально-духовные, нравственно-этические качества и свойства личности [3].
Профессиональная компетентность инструкторско-педагогических кадров рассматривается как сложный феномен, состоящий из содержательного, деятельностного и личностного компонентов, включающий взаимосвязь качеств и свойств личности сотрудника с профессиональными знаниями, умениями и навыками, которые способствуют осуществлять профессиональную инструкторско-педагогическую деятельность, самостоятельно принимать управленческие решения при выполнении профессиональных обязанностей, в динамичных условиях оперативно-служебной и служебно-боевой деятельности, профес-
Библиографический список
сионально-педагогическую готовность к непрерывному саморазвитию и самообразованию.
Сам процесс профессионального обучения понимается как целостный психолого-педагогический процесс, направленный на формирование у сотрудника профессиональной компетентности, способствующей позитивному отношению к профессиональной деятельности, высокой мотивации к личностному профессиональному самосовершенствованию, стремлению к качественной реализации своих должностных квалификационных характеристик.
В проведенном нами научно-теоретическом и теоретико-экспериментальном исследовании, было выявлено, что формирование профессиональной компетентности у инструкторско-педагогических кадров принимает управляемый и прогнозируемый характер при функционировании технологической модели профессионального обучения в образовательных учреждениях системы МВД России в форме дополнительного (неформального) образования. Это позволяет в существующих нормативно-правовых и организационно-временных рамках обеспечивать систему МВД России высококвалифицированными кадрами за счет формирования основных функционально-технологических компонентов их профессионально-педагогической готовности. Под профессионально-педагогической готовностью понимается качественное, системное, динамическое состояние, характеризующееся совокупностью профессионально и личностно значимых качеств, определяющих способность компетентно и эффективно осуществлять инструкторско-педагогическую деятельность.
1. Ганченко, И.О. Педагогика профессионального самообразования: учеб. пособ. - Краснодар, 2004.
2. Физическая культура личности (теория и технология формирования): учеб. пособ. / Г.М. Соловьев, С.Н. Кашин. - М., 2014.
3. Соловьев, Г.М. Уровни преподавания и технологическая модель профессиональных качеств преподавателя физической культуры // Культура физическая и здоровье: научно-методический журнал / Г.М. Соловьев, С.Н. Кашин. - Воронеж, 2013. - № 4(46).
Bibliography
1. Ganchenko, I.O. Pedagogika professionaljnogo samoobrazovaniya: ucheb. posob. - Krasnodar, 2004.
2. Fizicheskaya kuljtura lichnosti (teoriya i tekhnologiya formirovaniya): ucheb. posob. / G.M. Solovjev, S.N. Kashin. - M., 2014.
3. Solovjev, G.M. Urovni prepodavaniya i tekhnologicheskaya modelj professionaljnihkh kachestv prepodavatelya fizicheskoyj kuljturih // Kuljtura fizicheskaya i zdorovje: nauchno-metodicheskiyj zhurnal / G.M. Solovjev, S.N. Kashin. - Voronezh, 2013. - № 4(46).
Статья поступила в редакцию 20.05.14
УДК 796
Solovjev G.M., Kashin S.N. THE TECHNOLOGICAL APPROACH IN MAINTENANCE OF QUALITY OF EDUCATION OF PUPILS OF THE HIGHER SCHOOL IN THE FIELD OF PHYSICAL TRAINING. In the paper some intrinsic characteristics of the education system are revealed in the field of physical training and components of quality, including a conceptual basis of pedagogical process.
Key words: formation, education, pedagogical activity, quality of education, concept, system, principles.
Г.М. Соловьев, д-р пед. наук, проф. каф. физической подготовки и спорта ФГКОУ ВПО «Краснодарский университет Министерства внутренних дел Российской Федерации» Ставропольский филиал, г. Ставрополь; С.Н. Кашин, канд. пед. наук, доц. ФГКОУ ВПО «Краснодарский университет Министерства внутренних дел Российской Федерации» Ставропольский филиал, г. Ставрополь, E-mail: irbis-2004@yandex.ru
ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД В ОБЕСПЕЧЕНИИ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ УЧАЩИХСЯ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ В ОБЛАСТИ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ
В статье раскрываются сущностные характеристики системы образования в области физической культуры и компонентов качества её определяющих, включающие концептуальную основу педагогического процесса.
Ключевые слова: образование, воспитание, педагогическая деятельность, качество образования, концепция, система, принципы.
Определяя качество образования как систему, то по отношению к государственным системам образования, физической культуры и спорта, адекватная их содержанию вузовская система может считаться микроструктурой, отдельной составляющей их макроструктуры, являясь в то же время в целом крупной технологической структурой по отношению к отдельным составляющим учебно-воспитательного процесса образовательного учреждения. Как система должна иметь свою идеологию - инфор-
мационную составляющую технологии. Современные принципы, на которые она опирается, ориентирует педагогическую деятельность на стратегический для всех ступеней образования целевой подход - формирование физической культуры личности. Основные концептуальные положения ее формирования определяются:
- либерализацией процесса воспитания (субъект-субъект-ными отношениями, педагогикой сотрудничества, предоставле-