ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК №6 (92) 2010
УДК 796 : 378.6
С. А. КУЗНЕЦОВ
Чувашский государственный педагогический университет им. И.Я. Яковлева, г. Чебоксары
СУЩНОСТНО-СОДЕРЖАТЕЛЬНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА СОЦИАЛЬНОПРАВОВОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ БУДУЩИХ СПЕЦИАЛИСТОВ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ И СПОРТУ____________________________________
В статье на основе анализа ряда исследований представлена сущностная характеристика социально-правовой компетентности будущих специалистов по физической культуре и спорту, а также дается обоснование содержания составляющих компонентов социальноправовой компетентности.
Ключевые слова: профессиональная компетентность, социально-правовая компетентность, специалист по физической культуре.
В начале XXI века в педагогике, педагогической психологии, социологии образования развернулись поиски, направленные на исследование профессиональной компетентности различных специалистов, сущность и пути ее повышения, психологические процессы формирования, определяются условия, средства развития профессиональной компетентности специалистов.
А.К. Маркова определяет компетентность как индивидуальную характеристику степени соответствия профессии и различает следующие виды профессиональной компетентности:
— специальная компетентность — владение собственно профессиональной деятельностью на достаточно высоком уровне, способность проектировать свое дальнейшее профессиональное развитие;
— социальная компетентность — владение совместной профессиональной деятельностью, а также принятыми в данной профессии приемами профессионального общения, социальная ответственность за результат своего труда;
— индивидуальная компетентность — владение приемами самореализации и развития индивидуальности в рамках профессии, неподверженность профессиональному старению, умение рационально организовывать свой труд без перегрузов времени и сил [1].
В документе «Стратегия модернизации содержания общего среднего образования» предложены следующие основания классификации компетентностей:
— компетентность в сфере самостоятельной познавательной деятельности, основанная на усвоении способов приобретения знаний из различных источников информации;
— компетентность в сфере гражданско-обще-ственной деятельности (выполнение ролей гражданина, избирателя, потребителя);
— компетентность в сфере трудовой деятельности;
— компетентность в бытовой сфере.
Названные виды компетентности означают, по
сути дела, зрелость человека в профессиональной деятельности, в профессиональном общении, в ста-
новлении личности профессионала, его индивидуальности. При этом А.В. Хуторской [2] в понятие образовательной компетентности включает совокупность взаимосвязанных качеств личности (знаний, умений, навыков, способов деятельности), задаваемых по отношению к определенному кругу предметов и процессов, необходимых для качественной продуктивности ее. И соответственно, обладание человеком соответствующей компетенцией, включающее его личностное отношение к ней и к предмету деятельности, свидетельствует о его компетентности.
Исследование, проведенное О.Н. Маловой, показало, что в педагогической науке нет единого мнения по поводу состава ключевых компетенций, которыми должен овладеть выпускник образовательного учреждения [3].
Советом Европы было выделено пять ключевых компетенций, которыми должны владеть молодые специалисты: политическая и социальная компетенции; компетенция, связанная с жизнью в поликуль-турном обществе (необходимая для предотвращения расизма); компетенция, которая относится к владению устной и письменной коммуникацией; компетенция, связанная с возрастанием информатизации общества; способность учиться на протяжении жизни.
Поставив перед собой задачу выделить ключевые компетентности специалиста в области образования, О.И. Мартынюк, И.Н. Медведев, С.В. Панькова, О.И. Соловьева проанализировали и обсудили различные подходы к определению ключевых компетенций и отметили, что практически во всех подходах присутствуют (под теми или иными названиями) информационная, коммуникативная и социальноправовая компетенции [4]. Следует сказать, что эти же компетенции указаны в документах по модернизации российского образования в качестве ключевых компетенций школьников.
В современной педагогической литературе употребляется два термина — компетенция и компетентность, хотя в английском языке это одно слово («competence»).
Проведенное Н.В. Гущиной исследование показало, что выделяются различные подходы к определению
содержания профессиональной компетентности педагога. Профессионально-деятельностный подход к определению содержания профессиональной компетентности заключается в рассмотрении ее как модели специалиста, которая включает обобщенные требования к профессионально значимым знаниям, умениям и навыкам. Знаниевый подход сводит содержание данного понятия до совокупности знаний, необходимых для успешной профессиональной деятельности. Личностный подход, напротив, решающую роль в развитии и функционировании профессиональной компетентности отводит профессионально значимым качествам. Системный подход предполагает рассмотрение профессиональной компетентности как интегральной личностной характеристики субъекта профессиональной деятельности, которая включает в своё содержание как деятельностно обусловленные знания, умения, навыки, так и личностно обусловленные свойства — направленность, способности и профессионально значимые качества [5].
Анализ ряда работ показал, что исследователи, зачастую рассматривают социальную компетентность отдельно от правовой. Так, Т.П. Палий [6] рассматривает социальную компетентность как личностное формирование, которое включает в себя сознательное выражение личности, проявляющееся в её убеждениях, взглядах, отношениях, мотивах, установках на определенное поведение, в сформиро-ванности личностных качеств, способствующих конструктивному взаимодействию. Сегодня именно социальная компетентность, подчеркивает Т.П. Палий, представляет собой основу процесса социализации личности, поскольку предполагает гибкую смену ролей, умение сотрудничать, вступать в контакты, легкую совместимость, готовность к изменениям, к самоопределению, социальную ответственность за последствия своих поступков и является качественной характеристикой данного процесса [6].
Содержание социально-правовой компетентности, по мнению О.И. Мартынюк, И.Н. Медведева, С.В. Паньковой, О.И. Соловьевой, заключается в понимании значения своих социальных функций как гражданина своей страны, члена общества, устойчивом позитивном отношении к своим общественным обязанностям. Знание символов государства (герб, флаг, гимн). Знание прав и свобод человека и гражданина, умение их реализовывать в различных жизненных ситуациях. Умение соотносить свои интересы с интересами общества. Нацеленность на совершенствование и развитие общества на принципах гуманизма, свободы и демократии. Опыт общественно полезной гражданской деятельности. Наличие определенной жизненной позиции и внутренней готовности к ее реализации. Способность брать на себя ответственность, участвовать в функционировании и улучшении демократических институтов. Толерантность, уважение и принятие другого (раса, национальность, религия, статус, пол) [4].
Для определения содержания социально-правовой компетентности специалиста по физической культуре и спорту мы использовали системный подход, который позволил нам рассматривать её как интегративное качество личности специалиста по физической культуре и спорту, представленное совокупностью социально-правовых знаний и умений, позволяющих специалисту по физической культуре и спорту спроектировать учебно-воспитательный процесс на принципах гуманизма, свободы. и демократии, наличие у педагога таких ка-
честв, как патриотизм, толерантность, эмпатия, межкультурная чувствительность.
Исследователи и практики, занимающиеся изучением компетентности, по-разному определяют структуру данного понятия. Группировка преобладающих мнений позволяет говорить о двух основных позициях.
Представители первого направления в качестве основы компетентности выделяют уровень квалификации, определяющийся знаниями [7], умениями [8], сплавом знаний и умений [9], совокупностью знаний, умений, опыта [10].
Второе направление связано с рассмотрением компетентности как определенной системы качеств личности, необходимых для успешного осуществления профессиональной деятельности, как совокупность квалификации и личностных возможностей, куда относят систему отношений личности к профессиональной деятельности, мотивацию, способности и др. [7].
J. Raven компоненты компетентности разделяет на когнитивные (вроде разработки плана, преодоление препятствий на пути к достижению целей, анализ результатов собственной деятельности и т.д.), аффективные (например, удовольствие от работы, эмоциональная настройка на задачу) и волевые (такие, как настойчивость, решительность, воля) [11].
Другие зарубежные ученые (J. Brianas, D. Kleiman, J. Hunt) предлагают модель компетентности, которая включает ряд следующих уровней:
— компетентность как способность к интеграции знаний и навыков с их использованием в условиях изменяющихся требований внешней среды;
— концептуальная компетентность;
— компетентность в эмоциональной сфере, в области восприятия;
— компетентность в конкретных видах деятельности [12— 14].
Заслуживает внимания достаточно разработанная концепция немецких ученых K. Geissler, M. Hege. По мнению авторов, профессионально-компетентная деятельность — это интегративное единство инструментальной, рефлексивной и социальной компетентности социального работника. Рассматривая составные компоненты компетентности, авторы определяют, что инструментальная компетентность включает в себя процесс от овладения знаниями и умениями до доведенного до автоматизма поведения и применения профессиональных знаний на практике [15].
В «Стратегии модернизации содержания общего среднего образования» отмечено, что понятие компетентности включает не только когнитивную и операционально-технологическую составляющие, но и мотивационную, этическую, социальную и поведенческую. Оно включает результаты обучения (знания и умения), систему ценностных ориентаций, привычек и др.
Ю.М. Жуков, Л.А. Петровская, П.В. Растянников [10] и другие включают в структуру компетентности такие аспекты, как когнитивные (ориентированность, психологические знания и перцептивные способности), исполнительские (умения и навыки) и особую группу показателей, куда входят социальные установки, опыт и система отношений личности. А.А. Бодалев обозначает эти компоненты как компетентность в «отражении», в «обращении», в «отношении», что в целом соответствует познавательной, поведенческой и эмоциональным сферам.
Современные исследователи проблем формирования той или иной компетентности личности выделяют различные её компоненты. Т.Ю. Гурьянова —
ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК №6 (92) 2010 ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ
ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК №6 (92) 2010
когнитивный, мотивационно-ценностный и деятельностный [16]; Т.П. Палий — целевой, ценностный, гностический и деятельностный [6]; Т.В. Шелухина — личностный, знаниевый и деятельностный [17]; Н.В. Гущина — мотивационный, личностный, информационный, операционный и двигательный [5]; М.В. Анисимов — мотивационно-ценностный, когнитивно-операционный, рефлексивно-проектировочный [18]; О.В. Иванова — когнитивный, поведенческий, мотивационный и личностный [19]; К.В. Фадеева — мотивационный, функциональный и рефлексивный [20].
Можно сделать вывод, что все компоненты, выделенные современными исследователями, укладываются в рамки компонентов, соответствующих познавательной, поведенческой и эмоциональным сферам.
Гуманитарный взгляд на образование по физической культуре — это один из способов и средств саморазвития сущностных сил студента, его разностороннего развития, включающего нравственную, физическую, эстетическую и другие стороны, по мнению М. Я. Виленского [21], способствует формированию его компетентности в этой сфере культуры.
Таким образом, содержание социально-правовой компетентности специалиста по физической культуре и спорту, по нашему мнению, составляют следующие компоненты: когнитивный, предполагающий наличие социально-правовых знаний и готовность человека к дальнейшему их усвоению; деятельностный, представленный умениями и навыками преобразовательной социально-правовой деятельности; ценностно-мотивационный, основанный на доминанте общечеловеческих и национальных ценностей, необходимых для формирования социальноправовой компетентности у будущих специалистов по физической культуре и спорту.
Библиографический список
1. Маркова, А.К. Психологический анализ профессиональной компетентности учителя / А.К. Маркова // Советская педагогика. — 1990. — № 8 — С. 82.
2. Хуторской, А. В. Ключевые компетенции как компонент личностно-ориентированной парадигмы образования / А.В.Ху-торской // Народное образование. — 2003. — № 2. — С. 58 — 64.
3. Малова, О.Н. Социальное проектирование как средство формирования гражданской компетентности студентов вуза : авто-реф. дис. ... канд. пед. наук : 13.00.01 / О. Н. Малова. — Чебоксары,
2008. - 20 с.
4. Опыт формирования компетентностной модели выпускника педагогического вуза как нормы качества и базы оценки результатов образования (на примере физико-математического факультета) / О.И. Мартынюк [и др.]. — М. : Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2006. - 50 с.
5. Гущина, Н.В. Формирование профессиональной компетентности будущего тренера по спортивной аэробике в процессе обучения дисциплине «Педагогическое физкультурно-спортивное совершенствование» : автореф. дис. ... канд. пед. наук : 13.00.08 / Н. В. Гущина. — Чебоксары, 2009. — 23 с.
6. Палий, Т.П. Формирование социальной компетентности подростков, находящихся в трудной жизненной ситуации, в условиях детского оздоровительно-образовательного центра : авто-реф. дис. ... канд. пед. наук : 13.00.01 / Т.П. Палий. — Чебоксары,
2009. — 23 с.
7. Кулибанов, С.К. Эвристические процедуры в руководстве учебно-познавательной деятельностью студентов в процессе профессиональной подготовки / С.К. Кулибанов // Теория и практика высшего педагогического образования : межвуз. сб. науч. тр. / под ред. В.А. Сластенина. — М., 1987. — С. 62 — 66.
8. Спирин, Л.Ф. Формирование общепедагогических умений учителя : (на материале подготовки студентов педвуза к воспитательной работе) : автореф. дис. ... д-ра пед. наук / Л.Ф. Спирин. — М., 1980. - 46 с.
9. Лаптева, Г.С. Проблемное обучение в университете как средство формирования педагогических умений студентов : автореф. дис. ... канд. пед. наук / Г.С. Лаптева. — Ленинград [СПб.], 1982. — 23 с.
10. Жуков, Ю.М. Диагностика и развитие компетентности в общении / Ю.М. Жуков, Л.А. Петровская, П.В. Растянников. — Киров, 1991. — 134 с.
11. Raven, J. Competence in modern society: its indentification, development and please / J. Raven. — Oxford : Oxford Psychologists Press, 1984. — P. 45 — 53.
12. Brianas, J. High-teach Executive Skills : what new research shows / J. Brianas // Journal of European Education and Industrial Training. — 1987. — Vol. 11. — № 14. — P. 15 — 18.
13. Hunt, J. Managing people at work / J. Hunt. — 2.nd ed. — 1992. — 346 p.
M^Kleiman, D. Recruitment : what to loci foreign tomorrows employer / D. Kleiman // Productivity Digest. — 1988. — P. 10—15.
15. Geissler, K. Konzepte sozialpaedagogischen Handelns / K. Geissler, V. Hege. — Weinheim : Bastl, 1988. — P. 78 — 109.
16. Гурьянова, Т.Ю. Формирование поликультурной компетентности студентов ссузов (на материале обучения иностранному языку) : автореф. дис. ... канд. пед. наук : 13.00.08 / Т.Ю. Гурьянова. — Чебоксары, 2008. — 22 с.
17. Шелухина, Т.В. Совершенствование профессиональной компетентности учителей иностранных языков сельских школ в условиях учреждений дополнительного педагогического образования : автореф. дис. ... канд. пед. наук : 13.00.08 / Т. В. Шелухина. — Чебоксары, 2009. — 22 с.
18. Анисимов, М.В. Совершенствание компетентности учителя в области информационных и коммуникационных технологий в процессе дистанционного обучения (в системе дополнительного профессионального образования) : автореф. дис. . канд. пед. наук : 13.00.08 / М.В. Анисимов. — Чебоксары, 2009. — 18 с.
19. Иванова, О.В. Формирование информационной компетентности будущих учителей иностранного языка на основе личностно-ориентированного подхода : автореф. дис. . канд. пед. наук : 13.00.08 / О.В. Иванова. — Чебоксары, 2009. — 23 с.
20. Фадеева, К.В. Формирование профессиональной коммуникативной компетентности студентов технического вуза : автореф. дис. ... канд. пед. наук : 13.00.08 / К.В. Фадеева. — Чебоксары, 2010. — 23 с.
21. Виленский, М.Я. Социально-педагогические детерминанты гуманитарной сущности дисциплины «Физическая культура» в государственных образовательных стандартах профессионального образования третьего поколения / М. Я. Виленский // Педагогическое образование и наука. — 2007. — № 1. — С. 47 — 50.
КУЗНЕЦОВ Станислав Александрович, соискатель кафедры педагогики.
Адрес для переписки: e-mail: kzm_diss@mail.ru, evgrafov_ivan@mail.ru
Статья поступила в редакцию 16.11.2010 г.
©С. А. Кузнецов