Научная статья на тему 'Формирование дидактической компетентности будущих тренеров по хоккею в процессе обучения в вузе'

Формирование дидактической компетентности будущих тренеров по хоккею в процессе обучения в вузе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
217
127
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДИДАКТИЧЕСКАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ / МОТИВАЦИОННО-ЦЕННОСТНЫЙ КОМПОНЕНТ / КОГНИТИВНЫЙ КОМПОНЕНТ / ОПЕРАЦИОННЫЙ КОМПОНЕНТ / ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ЭКСПЕРИМЕНТ / БУДУЩИЕ ТРЕНЕРЫ / ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ХОККЕЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Иванов М.Б.

В статье раскрываются задача, методы, организация и результаты формирующего педагогического эксперимента с участием студентов 3-го курса специализации «хоккей», направленного на практическое обоснование эффективности педагогических условий формирования дидактической компетентности будущих тренеров по хоккею в процессе обучения в вузе физической культуры.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Иванов М.Б.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Формирование дидактической компетентности будущих тренеров по хоккею в процессе обучения в вузе»

УДК 796.011:378.02

ФОРМИРОВАНИЕ ДИДАКТИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ

БУДУЩИХ ТРЕНЕРОВ ПО ХОККЕЮ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ

В ВУЗЕ

Иванов М.Б. - аспирант Набережночелнинский филиал Поволжской государственной академии физической культуры, спорта и туризма, Набережные Челны

FORMATION DIDACTIC COMPETENCE

IN FUTURE TRAINERS ON HOCKEY DURING TRAINING IN HIGH

SCHOOL

Mikhail Ivanov - Post-graduate Naberezhnochelninsky filialPovolzhskoy State Academy of Physical Culture, Sports

and Tourism, Naberezhnye Chelny

e-mail: ivanovbm@yandex. ru

Ключевые слова: дидактическая компетентность, педагогические условия, мотиваци-онно-ценностный, когнитивный, операционный компоненты, педагогический эксперимент, будущие тренеры, теория и методика хоккея.

Аннотация. В статье раскрываются задача, методы, организация и результаты формирующего педагогического эксперимента с участием студентов 3-го курса специализации «хоккей», направленного на практическое обоснование эффективности педагогических условий формирования дидактической компетентности будущих тренеров по хоккею в процессе обучения в вузе физической культуры.

Key words: didactic competence, pedagogical conditions, mochi-vative-value, cognitive, operational components, pedagogical experiment, future trainers, theory and methods of hockey.

Abstract. The article describes the objectives, methods, organization and results in the formation of the experiments with students 3rd year specialists lizations "hockey", aimed at the practical evaluation of the effectiveness teacher education conditions for the formation of didactic competence of future hockey coaches in training at the University of Physical Culture .

Актуальность проблемы. В «Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года» в качестве цели и задач образовательного процесса были определены общекультурные, социально-личностные и профессиональные компетенции по направлениям и профилям подготовки специалистов, представленные в ГОС ВПО третьего поколения.

Ведущей целевой установкой обучения в вузах становится формирование профессиональной компетентности личности, обеспечивающей готовность и способность к эффективному осуществлению профессиональной деятельности. Изменение цели профессиональной подготовки потребовало модернизации ее содержания и процесса на основе разработки и применения компетентностного подхода к образовательному процессу [5, 6, 11 и др.].

Теоретические и организационно-методические основы совершенствования професси-

ональной подготовки специалистов по физической культуре и спорту в рамках реализации компетентностного подхода к образовательному процессу стали предметом ряда научных исследований [1, 2, 3, 4, 7, 8, 9, 10 и др.].

Одной из наиболее значимых в структуре профессиональной готовности тренера является дидактическая компетентность, обусловливающая способность к эффективному решению задач обучения спортсменов технике и тактике избранного вида спорта. Наряду с этим вопросы ее формирования у будущих тренеров по хоккею являются на сегодняшний день малоисследованными.

Анализ и обобщение программно-нормативных документов, педагогической практики и современной научно-методической литературы позволили нам выявить и теоретически обосновать педагогические условия формирования дидактической компетентности будущих тренеров по хоккею:

• организация учебного процесса в социальном и предметном контексте будущей профессиональной деятельности;

• постепенное и последовательное повышение уровня проблемности учебно-познавательной деятельности студентов;

• организация учебно-познавательной деятельности студентов на основе актуализации и интеграции знаний биомеханических, психофизиологических основ движений человека, дидактики, теории и методики обучения двигательным действиям;

• организация учебно-познавательной деятельности студентов на основе коллективного способа обучения.

Для экспериментального обоснования эффективности реализации этих условий в образовательном процессе нами был организован и проведен формирующий педагогический эксперимент.

Организация и методы исследования. Опытно-экспериментальной базой исследования являлся Набережночелнинский филиал Поволжской государственной академии физической культуры, спорта и туризма. В эксперименте приняли участие студенты 3-го курса специализации «хоккей». Все испытуемые были разделены на две группы: контрольную (КГ) и экспериментальную (ЭГ) группы. В каждой группе было по 20 студентов.

Учебные занятия по дисциплине «Теория и методика хоккея» со студентами ЭГ проводились с учетом выделенных нами педагогических условий формирования дидактической компетентности. Обучение студентов КГ проводилось в рамках традиционных подходов к организации образовательного процесса.

Продолжительность эксперимента составила два учебных семестра (5-6 учебные семестры).

В начале и по окончании эксперимента у испытуемых обеих групп измерялись и оценивались показатели мотивационно-ценностного, когнитивного и операционного компонентов дидактической компетентности с использованием методики анкетного опроса, педагогического тестирования и метода экспертной оценки.

Уровень развития мотивационно-ценностного компонента дидактической компетентности измерялся и оценивался с применением методики анкетного опроса.

Анкета закрытого типа «Профессиональный интерес к деятельности тренера» включала в свое содержание 20 вопросов. Респондентам предлагалось выбрать один из пяти предлагаемых вариантов, который наиболее соответствовал особенностям их мотивационно-ценностного отношения к определенной стороне профессиональной деятельности тренера. Показателем интереса выступало количество баллов, набранных испытуемым по ответам на все вопросы анкеты.

Анкета «Мотивы профессиональной деятельности тренера» была разработана нами для измерения относительной силы мотивов выбора профессиональной деятельности тренера.

На основании анализа и обобщения психолого-педагогической литературы нами были выделены шесть основных, на наш взгляд, мотивов, определяющих мотивационно-ценностное отношение к профессиональной деятельности тренера. К ним относятся: потребность в общении; интерес к хоккею; процессуальные мотивы педагогической деятельности; результативные мотивы педагогической деятельности; мотивы личностного саморазвития; мотивы личностной самореализации.

Суть методики заключается в том, что испытуемому предлагается выбрать одно из двух сравниваемых суждений, которое отражает его предпочтения в мотивационно-ценностных отношениях к представленным в них сторонам профессиональной деятельности тренера. При этом перед испытуемым не ставится задача словесно охарактеризовать свои побуждения, он должен непосредственно выбрать то суждение, которое соответствует его отношению. Выбранный мотив оценивается в один балл. Каждое суждение сравнивается со всеми другими суждениями. Поэтому количество пар суждений определяется по формуле: К х (К -1)/2, где К - количество мотивов-суждений. При сопоставлении 6 мотивов-суждений получается 15 пар сопоставлений. Подобная процедура сравнения мотивационной значимости суждений похожа на реально существующую «борьбу мотивов». Оценка каждого мотива выполняется 5 раз, поэтому диапазон оценок мотивов находится в пределах 0-5 баллов. Благодаря количественной оценке значимости каждого из сравниваемых мотивов появляется возможность их ранжирования.

Педагогическое тестирование применялось для измерения и оценки когнитивного и операционного компонентов дидактической компетентности - профессионально значимых знаний и умений, качества усвоения технических приемов хоккея.

У испытуемых оценивались полнота и системность (обобщенность) знаний.

Для оценки полноты усвоения знаний в содержании учебной дисциплины «Теория и методика хоккея» были выделены основные структурно-логические единицы учебного материала и представлены в 40 заданиях первого и 20 заданиях второго уровня усвоения.

Для оценки системности знаний студентам предъявлялся разработанный Г. Л. Драндровым [64] тест «Определение общего и специфического в содержании сравниваемых объектов», состоящий из 6 тестовых заданий в форме теоретических и методических проблем, нацеливающих на поиск общих признаков: в сравниваемых технических приемах хоккея (3 задания); в методике обучения этим техническим приемам (3 задания).

Для определения уровня развития операционного компонента нами измерялись и оценивались показатели следующих дидактических умений: осуществлять качественный биомеханический анализ технических приемов хоккея; осуществлять психологический анализ технических приемов; осуществлять проектирование процесса обучения; конструировать содержание и процесс обучения; грамотно использовать устную речь для сообщения учебной информации; применять живой показ технических приемов для формирования у обучаемых зрительных представлений о способах их выполнения; контролировать и корректировать выполнение учебных заданий; корректировать содержание и процесс обучения техническим приемам.

Студентам демонстрировался в видеозаписи технический прием, не изученный ранее на учебных занятиях. Ознакомившись визуально со способом выполнения данного технического приема, они должны были последовательно выполнить ряд заданий.

Умение осуществить качественный биомеханический анализ двигательного действия оценивалось по результатам ответов на пять эвристических вопросов: «Определите структурный состав двигательного действия. Определите силы, определяющие реализацию двигательного действия. Выделите фазы двигательного действия. Определите частные задачи, решаемые в той или иной фазе действия.

Определите характер взаимодействия отдельных движений как структурных элементов целостного действия».

Умение осуществить психологический анализ двигательного действия оценивалось по результатам ответов на следующие эвристические вопросы: «Выделите основные операции. Определите задачи, решаемые каждой операцией. Определите место каждой операции в целостной структуре двигательного действия. Выделите основные условия, необходимые и достаточные для успешного выполнения той или иной операции. Дайте качественную характеристику ощущений, возникающих при правильном и неправильном выполнении той или иной операции». Оценивание осуществлялось так же, как и в предыдущем задании.

Умение проектировать процесс обучения оценивалось по результатам теста «Выбор и теоретическое обоснование варианта решения проблемы», состоящего из четырех проблемных заданий на выбор и теоретического обоснования выбранного варианта.

Умение конструировать содержание обучения оценивалось по результатам задания разработать:

• технологическую карту, в которой: задача обучения двигательному действию разбита на систему частных задач; в отношении каждой задачи определен круг подводящих упражнений; указана их направленность на формирование двигательных представлений; выделены типичные двигательные ошибки; указаны возможные причины ошибок;

• план-конспект основной части учебного занятия с указанием последовательности применения средств (подводящих упражнений), методов и форм организации учебно -познавательной деятельности. Качество выполнения этого задания определялось через оценку: оптимальности последовательности применения подводящих упражнений; соответствия содержания подводящих упражнений и методов организации учебно-познавательной деятельности по их выполнению; соответствия содержания подводящих упражнений и форм организации учебно-познавательной деятельности по их выполнению.

Умения, относящиеся к исполнительной части дидактической деятельности (грамотно использовать устную речь для сообщения учебной информации; применять живой показ технических приемов для формирования у обучаемых зрительных представлений о способах их выполнения; контролировать и корректировать выполнение учебных заданий; корректировать содержание и процесс обучения техническим приемам), оценивались по результатам решения каждым студентом задачи научить техническому приему другого студента. В качестве ориентировочной основы процесса обучения использовались ориентировочные и технологические карты.

Выполнение данного проблемного задания осуществлялось через работу студентов двух групп в парах постоянного состава. Качество выполнения задания оценивалось по показателям теоретической и практической обученности студентов, которые выступали в роли объектов обучения, а именно: знаний ориентировочной основы действия; качества практического усвоения двигательного действия. На выполнение задания отводилось одно учебное занятие.

Для определения качества усвоения технических приемов хоккея. применялся метод экспертной оценки. В состав экспертной группы входили три тренера по хоккею, имеющие богатый опыт обучения технике хоккея.

Сравнительный анализ показателей структурных компонентов дидактической компетентности, выявленных у испытуемых обеих групп до и после завершения педагогического эксперимента проводился с помощью параметрического статистического t -критерия Стьюдента.

Результаты формирующего педагогического эксперимента

Мотивационно-ценностный компонент. В содержание мотивационно-ценностного компонента дидактической компетентности тренера по хоккею входят относительно внутренние профессиональные мотивы (потребность в общении и интерес к хоккею как виду спорта), собственно профессиональные процессуальные и результативные мотивы и мотивы профессионального самоопределения (личностного саморазвития и личностной самореализации). В своей совокупности они определяют уровень развития интереса к педагогической деятельности тренера по хоккею, связанной с обучением техническим приемам данного вида спорта.

В таблице 1 приведены показатели этих мотивов, наблюдавшиеся у испытуемых обеих групп до и после педагогического эксперимента. Установлено, что в начале эксперимента испытуемые обеих групп существенно не различались между собой по средним значениям показателей мотивов профессиональной педагогической деятельности.

Наиболее значимыми для испытуемых обеих групп являлись относительно внутренние профессиональные мотивы - интерес к хоккею как к виду спорта (4,15 и 4,20 балла) и потребность в общении (3,05 и 3,00 балла). Наименее слабыми являются мотивы личностного саморазвития (1,70 и 1,55 балла) и мотивы личностной самореализации (1,45 и 1,60 балла). Полученные нами данные совпадают с результатами выполненных ранее исследований, которые говорят о том, что одним из значимых факторов выбора профессии тренера является интерес к избранному виду спорта. Как правило, профессия тренера выбирается теми, кто занимался избранным видом спорта и стремится сохранить себя в спорте, но уже не в качестве действующего спортсмена, а в качестве тренера. К тому же большая часть испытуемых, обучаясь в вузе, продолжала систематически заниматься хоккеем на любительском уровне.

Таблица 1

Показатели относительной силы мотивов профессиональной педагогической деятельности тренера по хоккею у испытуемых до и после педагогического эксперимента, Х ± 5, баллы

Критерии мотивационно-ценностного компонента дидактической компетентности Время Показатели относительной силы мотивов, баллы Р

Группы испытуемых

контрольная, n=20 экспериментальная, n=20

Потребность в общении до 3,05±1,12 3,00±1,21 > 0,05

после 2,30±0,78 1,50±0,69 < 0,05

Р < 0,05 < 0,05

Интерес к хоккею как к виду спорта до 4,15±1,23 4,20±1,44 > 0,05

после 3,75±1,11 2,65±1,23 < 0,05

Р > 0,05 < 0,05

Профессиональные процессуальные мотивы до 2, 55±1,02 2,40±0,95 > 0,05

после 3,00±1,23 3,80±1,12 < 0,05

Р < 0,05 < 0,05

Профессиональные результативные мотивы до 2,10±0,78 2,25±0,68 > 0,05

после 2,60±0,82 3,15±0,62 < 0,05

Р < 0,05 < 0,05

Мотивы личностного саморазвития до 1,7±0,65 1,55±0,71 > 0,05

после 1,85±0,54 2,40±0,52 < 0,05

Р > 0,05 < 0,05

Мотивы личностной самореализации до 1,45±0,38 1,60±0,45 > 0,05

после 1,50±0,67 1,50±0,55 > 0,05

Р > 0,05> 0,05 > 0,05

О преобладании в мотивационной структуре испытуемых относительно внутренних мотивов профессиональной педагогической деятельности свидетельствуют и результаты исследования, приведенные в таблице 2.

Таблица 2

Показатели силы групп мотивов профессиональной педагогической деятельности тренера по хоккею у испытуемых до и после педагогического эксперимента, Х ±5, баллы

Критерии мотивационно-ценностного компонента дидактической компетентности Время Показатели относительной силы мотивов, баллы Р

Группы испытуемых

контрольная, n=20 экспериментальная, n=20

Относительно внутренние профессиональные мотивы до 3,60±1,27 3,60±1,32 > 0,05

после 3,03±1,15 2,07±1,12 < 0,05

Р > 0,05 < 0,05

Профессиональные мотивы до 2,32±0,98 2,33±0,85 > 0,05

после 2,80±1,04 3,48±0,90 < 0,05

Р > 0,05 < 0,05

Мотивы профессионального самоопределения до 1,,58±0,69 1,57±0,70 > 0,05

после 1,67±0, 89 1,95±0,77 > 0,05

Р > 0,05 > 0,05

У испытуемых обеих групп в начале эксперимента доминировали относительно внутренние профессиональные мотивы (3,60 балла), на второй позиции находились профессиональные мотивы (2,32 -2,33 балла), наименее значимыми были мотивы профессионального самоопределения.

За время обучения на третьем курсе у испытуемых обеих групп наблюдались существенные изменения в мотивационной структуре профессиональной педагогической деятельности.

В частности, существенно снизилась относительная значимость потребности в общении как у испытуемых контрольной (от 3,05 до 2,30 балла), так и у испытуемых экспериментальной (от 3,00 до 1,50 балла) группы.

Ослабление относительной силы интереса к хоккею как к виду спорта у испытуемых контрольной группы в сравнении с внутренними профессиональными мотивами было близким к достоверным значениям (от 4,15 до 3,75 балла). Более существенное ослабление этого мотива наблюдалось у испытуемых экспериментальной группы - от 4,20 до 2,65 балла.

Наряду с этим у испытуемых обеих групп повысилась значимость внутренних профессиональных мотивов. Относительная сила процессуальных мотивов повысилась от 2,55 до 3,00 балла среди испытуемых контрольной группы и от 2,40 до 3,80 балла у испытуемых экспериментальной группы. Относительная сила результативных мотивов повысилась от 2,10 до 2,60 балла у испытуемых контрольной группы и от 2,25 до 3,15 балла у испытуемых экспериментальной группы.

Значимость мотивов личностного саморазвития и личностной самореализации у испытуемых контрольной группы существенно не изменилась. Среди испытуемых экспериментальной группы наблюдалось существенное повышение значимости мотивов личностного саморазвития (от 1,55 до 2,45 балла), значимость мотивов личностной самореализации существенно не изменилась.

Сравнительный анализ показателей относительной силы мотивов испытуемых обеих групп, наблюдавшихся после завершения педагогического эксперимента, выявил суще-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ственное преимущество испытуемых экспериментальной группы в значимости профессионального процессуального (3,80 против 3,00 балла у испытуемых контрольной группы) и результативного (3,15 против 2,65 балла) мотивов, а также мотива личностного саморазвития (2,40 против 1,85 балла). Наряду с этим они отличались меньшей значимостью потребности в общении (1,50 против 2,30 балла) и интереса к хоккею (2,65 против 3,75 балла).

Результаты исследования, приведенные в таблице 2, показывают, что у испытуемых экспериментальной группы после завершения эксперимента начинают доминировать профессиональные мотивы (3,48 балла), далее следуют относительно внутренние мотивы (2,07 балла) и мотивы профессионального самоопределения (1,95 балла).

У испытуемых контрольной группы, несмотря на происшедшие в ходе эксперимента изменения в мотивационной структуре, сохраняется высокая значимость относительно внутренних профессиональных мотивов (потребность в общении и интерес к хоккею) - 3,03 балла, близким по значимости являются профессиональные мотивы - 2,80 балла, на последнем месте находятся мотивы профессионального самоопределения.

Таблица 3

-Показатели интереса к профессиональной деятельности тренера по хоккею у испытуемых до и после педагогического эксперимента, Х ±5, баллы

Время Показатели интереса к профессиональной деятельности тренера по хоккею, баллы Р

Группы испытуемых

контрольная, n=20 экспериментальная, n=20

до 18,90±3,22 19,25±4,15 > 0,05

после 20,50±3,00 23,10±1,65 < 0,05

Р > 0,05 < 0,05

Благодаря развитию профессиональных мотивов у испытуемых обеих групп наблюдалось повышение показателей интереса к профессиональной деятельности - от 18,90 до 20,50 балла у испытуемых контрольной группы (Р > 0,050 и от 19,25 до 23,10 балла у анализ показателей профессионального интереса до эксперимента не выявил достоверных различий (табл. 3).

После эксперимента испытуемые экспериментальной группы отличались более высокими показателями интереса к профессиональной деятельности тренера - 23,10 балла против 20,50 балла у испытуемых контрольной группы.

Когнитивный компонент. В таблице 4 приведены показатели когнитивного компонента дидактической компетентности испытуемых обеих групп. Установлено, что в начале эксперимента эти показатели были относительно одинаковыми и существенно не различались.

Таблица 4

Показатели когнитивного компонента дидактической компетентности тренера по хоккею у испытуемых до и после педагогического эксперимента, Х ±5, баллы

Показатели когнитивного компонента дидак-

Критерии когнитивного тической компетентности тренера по хоккею,

компонента дидактиче- Время баллы Р

ской компетентности тре- Группы испытуемых

нера по хоккею контрольная, n=20 экспериментальная, n=20

Полнота знаний до 2,85±1,17 2,70±1,09 > 0,05

после 3,70±1,43 4,50±0,42 < 0,05

Р < 0,05 < 0,05

Системность знаний до 2,10±0,94 2,15±1,12 > 0,05

после 2,55±1,52 3,50±1,77 < 0,05

Р > 0,05 < 0,05

За время эксперимента у испытуемых наблюдалось существенное повышение показателей полноты теоретических, методических и практических знаний по хоккею. Показатели полноты знаний повысились у испытуемых контрольной группы от 2,85 до 3,70 балла, экспериментальной группы - от 2,70 до 4,50 балла. Показатели системности (обобщенности) знаний у испытуемых контрольной группы повысились незначительно - от 2,10 до 2,55 балла. Более существенное повышение этих показателей наблюдалось среди испытуемых экспериментальной группы - от 2,15 до 3,55 балла.

Благодаря более высоким темпам прироста испытуемые экспериментальной группы отличались после завершения педагогического эксперимента более высокими показателями полноты (4,50 против 3,70 балла у испытуемых контрольной группы) и системности (3,50 против 2,55 балла) знаний. Это преимущество обусловлено реализацией в обучении студентов экспериментальной группы комплекса выявленных нами педагогических условий - оперативным применением усваиваемой учебной информации в качестве ориентировочной основы квазипрофессиональной и учебно-профессиональной деятельности, усвоением знаний через их открытие в процессе проблемно-поисковой учебно-познавательной деятельности, через оперативный контроль качества их усвоения в процессе взаимообучения в парах сменного состава.

Операционный компонент. В таблице 5 приведены показатели операционного компонента дидактической компетентности испытуемых обеих групп до и после завершения педагогического эксперимента. Установлено, что показатели операционного компонента дидактической компетентности у испытуемых обеих групп в начале эксперимента существенно не различались. Наименее сформированными у испытуемых обеих групп были дидактические умения, относящиеся к исполнительной части обучающей деятельности. Это объяснимо, т.к. испытуемые не обладали опытом практической деятельности.

За время эксперимента у испытуемых обеих групп наблюдалось повышение уровня сформированности дидактических умений, что обусловлено влиянием учебного процесса по всем дисциплинам учебного плана - биомеханики физических упражнений, педагогики, физиологии и психологии физического спорта, педагогики, теории и методики физического воспитания и спортивной тренировки и теории и методики хоккея.

Обращает внимание, что рост показателей дидактических умений у испытуемых контрольной группы не достигает уровня достоверности, т.е. является несущественным. Исключение составляют умения, относящиеся к исполнительной части обучающей деятельности -они существенно улучшились (от 2,75 до 3,50 балла).

Иная картина наблюдается в динамике показателей дидактических умений у испытуемых экспериментальной группы, которые существенно улучшились. Показатели умений осуществлять качественный биомеханический анализ технических приемов повысились от 3,25 до 4,20 балла, умений проводить психологический анализ технических приемов - от 3,30 до 4,15 балла, умений проектировать процесс обучения - от 3,00 до 3,75 балла, умений конструировать содержание и процесс обучения - от 3,50 до 4,55 балла, умений организовать процесс обучения - от 2,80 до 4,60 балла.

Таблица 5

Показатели операционного компонента дидактической компетентности тренера по хоккею у испытуемых до и после педагогического эксперимента, Х ±5, баллы

Критерии операционного компонента дидактической компетентности -дидактические умения Время Показатели когнитивного компонента дидактической компетентности тренера по хоккею, баллы Р

Группы испытуемых

контрольная, n=20 экспериментальная, n=20

Качественный биомеханический анализ технических приемов до 3,40±1,13 3,25±1,07 > 0,05

после 3,65±1,01 4,20±0,54 < 0,05

Р > 0,05 < 0,05

Психологический анализ технических приемов до 3,20±1,45 3,30±1,00 > 0,05

после 3,45±1,56 4,15±0,51 < 0,05

Р > 0,05 < 0,05

Проектирование процесса обучения до 3,05±1,32 3,00±1,34 > 0,05

после 3,20±1,21 3,75±1,07 < 0,05

Р > 0,05 < 0,05

Конструирование содержания и процесса обучения до 3,45±1,25 3,50±1,21 > 0,05

после 4,00±0,78 4,55±0,42 < 0,05

Р > 0,05 < 0,05

Организация процесса обучения (рассказ, показ, контроль и коррекция выполнения учебных заданий, содержания и процесса обучения) до 2,75±1,26 2,80±1,48 > 0,05

после 3,50±1,54 4,60±0,28 < 0,05

Р < 0,05 < 0,05

Двигательные умения до 3,90±0,98 4,00±0,54 > 0,05

после 4,25±0,65 4,80±0,12 < 0,05

Р > 0,05 < 0,05

Преимущество в темпах прироста показателей этих умений определило более высокий уровень их сформированности у испытуемых экспериментальной группы после завершения педагогического эксперимента.

Наиболее ярко преимущество испытуемых экспериментальной группы проявилось в дидактических умениях, относящихся к исполнительной части профессиональной педагогической деятельности тренера по хоккею - 4,60 против 3,50 балла.

Испытуемые экспериментальной группы отличались и более высокими показателями качества практического усвоения способов выполнения технических приемов - 4,80 против 4,25 балла.

Завершая анализ и обобщение результатов формирующего педагогического эксперимента, можно заключить, что реализация комплекса выявленных нами педагогических условий в образовательном процессе обеспечивает существенное повышение уровня сформиро-ванности структурных компонентов дидактической компетентности студентов. В мотива-ционной структуре начинают доминировать профессиональные мотивы и мотив личностного саморазвития, профессионально значимые знания становятся боле полными и системно организованными, уровень сформированности дидактических умений существенно повышается.

Литература

1. Абрамова, В. В. Формирование профессиональной компетентности будущих учителей физкультуры : автореф. дис. ... канд. пед. наук : 13.00.04 / В. В. Абрамова. - Тирасполь, 2006. - 19 с.

2. Григорьев, Е. Н. Формирование профессионально значимых качеств личности будущих тренеров-преподавателей в компетентностно-ориентированном образовательном процессе вуза : автореф. дис ... канд. пед. наук : 13.00.08 / Е. Н. Григорьев. - Уфа, 2010. - 24 с.

3. Гущина, Н. В. Формирование профессиональной компетентности будущего тренера по спортивной аэробике в процессе обучения дисциплине «педагогическое физкультурно-спортивное совершенствование : автореф. дис. ... канд. пед. наук : 13.00.08 / Н. В. Гущина. - Чебоксары, 2009. - 24 с.

4. Завьялов, Д. А. Теория ключевой двигательной компетенции / Д. А. Завьялов // Теория и практика физической культуры. - 2002. - № 12. - С. 2-5.

5. Зеер, Э. Ф. Модернизация профессионального образования: компетентностный подход : учеб. пособие / Э. Ф. Зеер, A. M. Павлова, Э. Э. Сыманюк. - М. : МПСИ, 2005. - 216 с.

6. Зимняя, И. А. Ключевые компетенции - новая парадигма результата образования / И. А. Зимняя // Высшее образование сегодня. - 2003. - № 5. - С. 34-42.

7. Игонина, Т. Б. Формирование профессиональной компетентности студентов в условиях педагогической практики : дис. ... канд. пед. наук : 13.00.01 / Т. Б. Игонина. - Кемерово, 2001. - 262 с.

8. Каденков, Д. М. Управление учебно-тренировочным процессом в хоккейном клубе : дис. ... канд. пед. наук : 13.00.04 / Д. М. Каденков. - СПб, 2003. - 148 с.

9. Никифоров, Н. В. Формирование профессиональной компетентности будущих педагогов-тренеров по вольной борьбе : автореф. дис ... канд. пед. наук : 13.00.08 / Н. В. Никифоров. - Якутск, 2009. - 22 с.21

10. Нужина, А. И. Развитие профессиональной компетентности тренера-преподавателя в муниципальном образовательном учреждении : автореф. дис ... канд. пед. наук : 13.00.08 / А. И. Нужина. - Магнитогорск, 2005. - 23 с.

11. Равен, Дж. Компетентность в современном обществе: выявление, развитие и реализация / Дж. Равен. - М. : Когито-Центр, 2002. - 396 с.

Literature

1. Abramova, VV Formation of professional competence of future teachers of physical education: Author. dis. ... Candidate. ped. Sciences: 13.00.04 / VV Abramov. - Tiraspol, 2006. - 19 seconds.

2. Grigoriev, E. Formation of professionally significant qualities of the personality of future coaches in competence-based education during high school: Author. dis ... Candidate. ped. Sciences: 13.00.08 / E. Grigoriev. - Ufa, 2010. - 24 s.

3. Gushchina, NV Formation of professional competence of a future coach of Sports Aerobics in learning the discipline of "teacher of physical culture and sport improvement: Author. dis. ... Candidate. ped. Sciences: 13.00.08 / NV Gush-china. - Cheboksary, 2009. - 24 s.

4. Zavyalov, DA Theory key motor competence / DA Zavyalov / / Theory and Practice of Physical Culture. - 2002. - № 12. - Pp. 2-5.

5. Zeer, EF modernization of vocational education: competence approach: studies. Pozo beats / EF Zeer, A. M. Pavlov, EE Symanyuk. - Moscow : SAG, 2005. - 216 p.

6. Winter, I. Key competences - a new paradigm of education result / IA Winter / / Higher Education Today. - 2003. -№ 5. - р. 34-42.

7. Igonina, TB formation of professional competence of students in pedagogical practice tion: Dis. ... Candidate. ped. Sciences: 13.00.01 / TB Igonina. - Kemerovo, 2001. - 262 p.

8. Kadenko, DM management training process in the hockey club: Dis. ... Candidate. ped. Sciences: 13.00.04 / DM Kadenko. - St. Petersburg, 2003. - 148 p.

9. Nikiforov, N. Formation of professional competence of future teachers, coaches wrestling: Author. dis ... Candidate. ped. Sciences: 13.00.08 / N. Nikiforov. - Yakutsk, 2009. - p.21

10. Nuzhin, AI development of professional competence of trainers and teachers in municipal educational institution: Author. dis ... Candidate. ped. Sciences: 13.00.08 / AI Nuzhin. - Magni togorsk, 2005. - 23 p.

11. Raven, J. Competence in modern society: the identification, development and implementation / John Raven. - Moscow : Kogito Center, 2002. - 396 p.

Статья поступила в редакцию 15.10.2012 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.