УДК 36+378
КОМПЕТЕНТНОСТЬ В ОРГАНИЗАЦИИ СОЦИАЛЬНО-ПРАВОВОЙ ПОДДЕРЖКИ МОЛОДЕЖИ КАК ВИД ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ СОЦИАЛЬНОГО РАБОТНИКА
© Максим Юрьевич ГУБАНОВ
Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина, г. Тамбов, Российская Федерация, аспирант, кафедра социальной работы, ювенологии и управления в социальной сфере, e-mail: [email protected]
Рассматривается сущность и компоненты компетентности в организации социально-правовой поддержки молодежи. Рассмотрены понятия «компетентность», «профессиональная компетентность», «правовая компетентность социального работника» как основа для проектирования содержания вузовской подготовки будущего профессионала социальной сферы.
Ключевые слова: компетентность; правовая компетентность; социально-правовая компетентность; социальная работа; ювенологический подход; компетентность в организации социальноправовой поддержки молодежи.
Проблема формирования компетентности в современных условиях становится центральной в педагогике высшей школы. Это проблема связана с созданием педагогической системы и дидактическим обеспечением процесса формирования компетентности выпускника, отвечающей личностным интересам и интересам общества, государства, профессионального сообщества, а также связана с внедрением компетентностного подхода в вузовскую подготовку. Разработка компе-тентностно-ориентированных технологий
вузовского обучения должна начинаться с определения сущности и структуры конкретных видов компетентности профессионала.
В работе британского психолога Дж. Ра-вена «Компетентность в современном обществе», дается развернутое толкование компетентности - это специфическая способность, необходимая для эффективного выполнения конкретного действия в конкретной предметной области и включающая узкоспециальные знания, особого рода предметные навыки, способы мышления, а также понимание ответственности за свои действия. При этом он выделяет «высшие компетентности», которые проявляются вне зависимости от конкретной сферы, они предполагают наличие у человека высокого уровня инициативы, способности организовывать других для достижения целей, готовность оценивать и анализировать социальные последствия своих действий и т. п. [1].
Дж. Равен отмечает также, что компетентность может проявляться только в орга-
ническом единстве с ценностями человека, т. е. при условии глубокой личностной заинтересованности человека в данном виде деятельности [1].
Понятие «компетентность» шире понятия знания, или умения, или навыка, оно включает их в себя. Хотя, разумеется, речь не идет о компетентности как о простой аддитивной сумме знания - умения - навыки. Это понятие несколько иного смыслового ряда. Понятие «компетентность» включает не только когнитивную и операциональную -технологическую составляющие, но и мотивационную, этическую, социальную и поведенческую [2].
Э.Ф. Зеер рассматривает компетенцию как совокупность обобщенных способов действий, обеспечивающих продуктивное выполнение профессиональных задач. Это способность человека реализовывать на практике свою компетентность. Компетентность, по мнению исследователя, это обладание компетенцией, знаниями, позволяющими судить о чем-либо; совокупность знаний, умений, опыта, отраженная в теоретико-прикладной подготовленности к их реализации в деятельности на уровне функциональной грамотности [3].
С точки зрения И.А. Зимней, компетенции - некоторые внутренние, потенциальные психологические новообразования (знания, представления, алгоритмы действий, системы ценностей), которые затем выявляются в компетентностях человека как актуальных, деятельностных проявлениях. Компетент-
ность, в свою очередь, это интеллектуально и личностно обусловленный опыт социальнопрофессиональной деятельности человека, знания, на базе которых он способен использовать компетенции [2].
При рассмотрении категории профессиональной компетентности применительно к процессу вузовской подготовки интерес представляет акмеологический подход (К.А. Абульханова-Славская, А.А. Бодалев,
А. А. Деркач, Н.В. Кузьмина), связывающий понятие компетентности со сферой профессиональной ответственности и способностью и готовностью эту ответственность нести, выполнять профессиональные обязанности на высоком уровне. В соответствии с акмео-логическим подходом, под профессиональной компетентностью понимается интегративная характеристика субъекта труда, его профессиональная подготовленность и способность к выполнению задач и обязанностей повседневной деятельности, которая включает не только когнитивную и операционально-технологическую составляющие, но и все субъектные свойства личности, проявляющиеся в деятельности и обеспечивающие ее эффективность [4].
Основываясь на положениях ФГОС ВПО третьего поколения, который предусматривает определение компетенции через понятия «готовность» и «способность», А.В. Коротун дает следующие трактовки терминов:
1) компетенция - готовность и способность личности применять в своей профессиональной деятельности знания, умения, навыки, личностные качества, позволяющие личности мобилизоваться на выполнение этой деятельности, самооценивать результаты своей деятельности;
2) компетентность - содержательное обобщение теоретических и эмпирических знаний, опыта; это интеллектуально и лично-стно обусловленный опыт социально-профессиональной деятельности, на базе которого человек способен реализовать (актуализировать) компетенции [5].
Близок исследовательской позиции подход А.А. Вербицкого, в соответствии с которой выделяется три основных взаимосвязанных качества личности социального работника, определяющие его профессиональную компетентность: 1) уровень общей культуры;
2) психологическая компетентность; 3) владение практическими технологиями.
Общекультурный компонент профессионализма характеризует социального работника как носителя национальных и общечеловеческих ценностей, нравственных норм и принципов, взглядов и одобряемых обществом поступков.
Психологическая компетентность предполагает способность диагностики, понимания и учета в практической деятельности психических и личностных особенностей клиента, условий его жизни, деятельности и общения. Органической составной частью психологической компетентности социального работника является адекватная самодиагностика - осознание себя как личности, индивидуальности, своих возможностей и способов взаимодействия с клиентом (клиентами) в ситуациях социальной работы, сущность которых - наложение личностных содержаний социального работника и клиента и совместный поиск на этой основе путей и способов разрешения проблем этого клиента.
Технологическая компетентность социального работника означает владение средствами и процедурами реализации его основных функций - психологической, социальнопедагогической, правовой, организаторской и др. [6].
Профессиональная компетентность специалиста - это сложное индивидуально-психологическое образование на основе интеграции опыта, теоретических знаний, практических умений, навыков, значимых личностных качеств, обусловливающих его готовность к выполнению профессиональной деятельности.
Профессиональная компетентность - это ценность и условие успешности в профессиональной деятельности специалиста социальной работы.
Вузовская подготовка будущего социального работника сориентирована на компетентностью модель, а сам процесс подготовки отражает специфику будущей профессиональной деятельности. Вузовская подготовка социального работника нацелена на формирование активной творческой личности, обладающей энергичной гражданской позицией, ориентированной на защиту интересов человека труда, соблюдение конституционных прав и гражданских свобод и спо-
собной активно влиять на общественное согласие, политическую стабильность и устойчивое социальное развитие системы [7, с. 101].
Для рассмотрения специфики профессиональной компетентности социального работника необходимо учитывать современное понимание социальной работы.
П.Д. Павленок дает следующее определение: «Социальная работа - научная, учебная и практическая деятельность, направленная на выработку и теоретическую систематизацию знаний и умений, их передачу и усвоение с целью решения проблем удовлетворения социально-гарантированных и личностных потребностей и интересов различных, прежде всего, социально уязвимых, групп населения, создания условий, благоприятствующих восстановлению или улучшению способностей групп (и слоев) или отдельных личностей к социальному функционированию» [8].
В.И. Жуков рассматривает социальную работу как специфическое общественное явление, вид социальной деятельности, направленный на содействие людям, социальным группам в решении социальных проблем посредством поддержки, защиты, помощи, обслуживания, коррекции и реабилитации [9].
В современных условиях возрастает значение обеспечения нормальной (достойной) жизнедеятельности отдельного индивида, различных категорий и социальных групп, общества в целом, в качестве которой выступают концепции социальной безопасности и социального благополучия (социального здоровья). Механизмом ее реализации выступает социальное государство, содержание деятельности которого определяет социальная политика.
Понятие «социальная работа» рассматривается не только как предоставление гарантированной социальной помощи человеку, удовлетворение его минимальных потребностей и благотворительная помощь находящимся за чертой бедности. Социальная работа начинается тогда, когда клиенты включаются в самостоятельное решение своих проблем, именно в этом состоит основная функция социальной работы как профессии, особенности которой заключаются, прежде всего, в ее сложном многоуровневом интегрированном характере, обусловленном про-
тиворечивыми требованиями современного трансформирующегося общества, что, в свою очередь, обусловливает специфику профессиональной подготовки специалиста социальной работы и необходимость его высокой квалификации [10].
Мы согласны с позицией Н.В. Гарашки-ной, считающей, что социальная работа как практическая деятельность призвана обеспечивать социальное благополучие и социальную безопасность, нацелена на позитивные изменения в социальном развитии человека и общества средствами решения и предупреждения социальных проблем [11].
Изучение сущности, содержания, структуры и особенностей профессиональной компетентности специалиста по социальной работе позволило сделать вывод о том, что правовая компетентность является ее подструктурой.
В юридической педагогике под правовой компетентностью понимают способность человека эффективно решать возникающие в жизни проблемы правовыми способами [12, с. 13].
С.В. Гурин считает, что правовая компетентность любого специалиста, как и любого гражданина, подразумевает знание им социальных норм и правил поведения людей, которые устанавливаются или санкционируются государством, естественно в соответствии с его полномочиями, правами и обязанностями, а также сформированность необходимых навыков и умений.
Анализируя факторы, составляющие правовую компетентность, следует отметить, что хотя навыки, необходимые для приобретения компетентности, всеобъемлющи и могут быть применены в различных обстоятельствах, компетентность в такой сфере, как право требует также специальных знаний [12, с. 11].
С.В. Гурин считает, что личность со сформированной правовой компетентностью должна иметь систематические знания по основам права и быть способна самоопределяться и самореализовываться в типовых правовых ситуациях, определять собственную позицию на основе принципа неразрывности прав и обязанностей; специалист любого профиля должен иметь систематические фундаментальные знания по общим и профильным разделам права, быть способным
определять адекватные модели поведения и / или принимать решения в типовых и нестандартных правовых ситуациях; иметь глубокие системно-организованные знания по общим и профильным разделам права (на профессиональном уровне), быть способным к применению правовых норм в сложных неоднозначных правовых ситуациях и быть способным к законотворческой деятельности [12].
А.В. Молчанова рассматривает профессионально-правовую компетентность социального педагога как способность выполнять профессиональную деятельность в соответствии со своими ценностными ориентациями в рамках установленных норм права (правового поля). Другими словами, профессионально-правовая компетентность представляет собой высокую степень овладения социальным педагогом профессиональными компетенциями и умениями их реализовать на практике в соответствии с нормами права [13, с. 9].
Осмысление существа и специфики профессиональной деятельности позволило определить А.В. Молчановой профессионально-правовую компетентность социального педагога как системно-личностное образование специалиста, отражающее единство его теоретико-прикладной подготовленности и готовности осуществлять профессиональную деятельность в рамках правового поля, способность специалиста успешно решать социально-педагогические задачи в соответствии с нормативно-правовыми документами. Основными функциями социального педагога является сохранение социальной нормы, профилактика социальных отклонений, правовоспитательная и правозащитная. Каждый компонент профессиональной деятельности социального педагога имеет свои рамки и требует их неукоснительного соблюдения [13, с. 12].
Отсюда следует, что в вузе необходимо организовать профессиональную подготовку, направленную на формирование не только знаний, но и определенных профессиональных умений, навыков и профессионально значимых качеств будущего социального педагога, который впоследствии сможет мобилизоваться на выполнение профессиональной деятельности и реализовать социальный заказ общества.
В исследовании М.В. Горбушиной рассматривается правовая компетентность специалиста по социальной работе, которая представляет собой совокупность качеств, отражающих степень квалификации, уровень правовых знаний, умений и навыков, готовности и способности, связанные с осуществлением комплекса мер по правовой поддержке и защите населения [14, с. 10].
Н.В. Гарашкина правовую компетентность специалиста социальной работы относит к виду его технологической компетентности [15].
Анализ профессиональной деятельности социальных работников показывает, что они решают непосредственно практические задачи по оказанию социально-правовой, консультативной помощи, защиты и поддержки различных слоев населения. В связи с этим в структуре профессиональной компетентности специалиста социальной работы следует выделить социально-правовую компетенцию, включающую правовые знания, умения, навыки и профессионально-личностный потенциал специалиста.
Современная ситуация требует более точного определения видов конкретной социально-правовой компетентности как составляющих его профессионализма, что позволит более качественно вести подготовку по различным профилям социальной работы с учетом специфики конкретных категорий населения.
Социальная поддержка молодежи - это новое направление социальной работы и вузовской подготовки будущих специалистов социальных служб.
В нашем исследовании термин «социальная поддержка в широком смысле» рассматривается как процесс по обеспечению социальных гарантий, предпринимаемый социальными институтами в отношении различных категорий индивидов и групп, испытывающих трудности в тех или иных сферах жизнедеятельности.
Социальную поддержку молодежи «в узком смысле» определяем как процесс совместного взаимодействия социального работника с подопечным в определении его интересов, целей, возможностей и путей преодоления препятствий (проблем), мешающих ему сохранить свое человеческое достоинство и самостоятельно достигать желаемых
результатов в самовоспитании, общении, жизнедеятельности.
Организация социальной поддержки молодежи рассматривается как направление социальной работы, нацеленное на удовлетворение потребностей молодежи как социально-демографической группы в реализации творческих потенциалов, а также потребностей молодого человека, находящегося в трудной жизненной ситуации, в социальной защищенности, в качественном социальном функционировании.
Особое место среди субъектов социальной поддержки занимают социальные службы для молодежи, которые создаются на межведомственной основе с привлечением специалистов из комитетов по делам молодежи, органов управления образованием.
Социальные учреждения такого типа оказывают услуги, связанные с проблемами жизненного старта и другими собственно молодежными проблемами, предоставляя помощь в формах и способами, соотносимыми с особенностями молодежной субкультуры. Причем услуги и помощь оказываются преимущественно силами молодых людей, выполняющих роль контактной группы сверстников.
Задачи создания социальных служб для молодежи:
- организация квалифицированного и разностороннего консультирования молодежи в зависимости от конкретных причин социальной дискомфортности;
- предоставление помощи молодым гражданам, попавшим в сложную жизненную ситуацию (нарушившим связи с ближним окружением, оказавшимся в обстоятельствах, связанных с социальным напряжением либо стихийными бедствиями), а также в связи с вынужденной миграцией;
- выявление актуальных проблем и кризисных ситуаций, приведших к дезадаптированному состоянию молодых граждан, разработка путей их решения или устранения;
- развитие социальной инфраструктуры с учетом специфики потребностей молодежи;
- создание сети молодежных досуговых центров и обеспечение их деятельности.
Существуют следующие виды социальных служб: центры информации и документации, молодежные биржи труда, центры со-
циально-психологической помощи (в т. ч. телефоны доверия), наркологические службы, приюты для подростков и молодежи, службы, направленные на восстановление физического, психического и социального статуса молодых инвалидов, центры реабилитации несовершеннолетних правонарушителей, центры юридической помощи и консультации, службы помощи молодой семье, досуговые центры, центры ресоциализации вернувшихся из мест заключения и др. В них оказывается социальная поддержка различным категориям молодежи.
Основываясь на междисциплинарном подходе, можно выделить виды социальной поддержки молодежи: социально-педагогическая, социально-экономическая, социально-медицинская, социально-психологическая, социально-правовая поддержка.
Субъектами процесса социально-правовой поддержки молодежи являются кроме руководителей и специалистов учреждений и организаций социально профиля, руководители и специалисты учреждений и организаций разной ведомственной подчиненности и соответствующие органы управления, волонтеры, способные оказывать социальноправовые услуги, и сами молодые люди.
Непосредственная социально-правовая поддержка молодежи может оказываться непосредственно - через персонифицированную помощь клиентам (молодой человек, группа молодежи, молодая семья) в решении проблем социально-правового характера на основе применения социально-правовых технологий (консультирование, юридическая помощь, содействие, обеспечение защиты прав и интересов).
Опосредованная социально-правовая
поддержка молодежи осуществляется через механизмы социальной политики государства, региона в отношении молодежи, проявляющиеся в нормативно-правовых актах и создании системы социальных проектов для молодежи, через создание системы оказания социально-правовой поддержки молодежи (службы, организации, введение должности социального юриста и др.).
Организация социально-правовой поддержки молодежи определяется как система деятельности, позволяющая решать проблемы социально-правового характера с включением самих молодых людей.
Комплексность как характеристика организации социально-правовой поддержки молодежи отражает одновременное ее проявление в совокупности компонентов:
- управленческого - целеполагание, прогнозирование, моделирование, проектирование, ресурсное обеспечение, контроль системы социально-правовой поддержки молодежи;
- ювенологического - особенности социального положения молодых людей, их места и функций в социальной структуре общества, специфических интересов и ценностей, потребностей и видов жизнедеятельности, юногогические методы в социальной работе;
- технологического - процесс дости-
жения целей системы социально-правовой поддержки, реализации ее стратегий, тактик наиболее эффективными социальными, социально-правовыми методами, включая
взаимодействие сотрудников различных социальных институтов при реализации мер по защите прав или оказание помощи, а также по созданию условия для позитивной самореализации молодежи.
Таким образом, компетентность социального работника в организации социальноправовой поддержки молодежи является видом его профессиональной компетентности, в котором интегрированы опыт, теоретические знания, практические умения, навыки, личностные качества, обусловливающие его успешность в осуществлении социальноправовых технологий на основе ювенологи-ческого подхода на макро-, мезо- и микроуровнях управления социальной работы. Изложенные позиции и выделенные компоненты системы послужили основой для проектирования содержания дисциплины по выбору «Организация социально-правовой поддержки молодежи», которая обеспечивает формирование рассмотренного вида профессиональной компетентности социального работника.
1. Равен Дж. Компетентность в современном обществе: выявление, развитие и реализация. М., 2002.
2. Зимняя И.А. Педагогическая психология. М., 2009.
3. Зеер Э.Ф. Психология профессионального образования. М., 2003.
4. Акмеология / под общ. ред. А.А. Деркача. М., 2002.
5. Коротун А.В. Формирование правовой компетенции у будущих социальных педагогов в процессе профессиональной подготовки: ав-тореф. дис. ... канд. пед. наук. Екатеринбург, 2010.
6. Вербицкий А.А. Личностный и контекстный подходы в образовании: проблемы интеграции. М., 2009.
7. Дружинина А.А. Ресурсы образовательной среды вуза в формировании управленческой культуры студента - будущего социального работника // Вестник Тамбовского университета. Серия Гуманитарные науки. Тамбов, 2012. Вып. 6 (110). С. 100-107.
8. Павленок П.Д. Понятийно-категориальный аппарат социальной работы: особенности, содержание // Ученые записки. 2001. № 3. С. 14-20.
9. Жуков В. И. Модернизация современного отечественного социального образования: концептуально-теоретические основы. М., 2007.
10. Базарова Т.С. Система профессиональной подготовки социального работника в условиях регионального вуза: автореф. дис. . д-ра пед. наук. Улан-Удэ, 2010.
11. Гарашкина Н.В. Система вузовской подготовки будущих социальных работников как компонент социального образования // Вестник Тамбовского университета. Серия Гуманитарные науки. Тамбов, 2012. Вып. 6 (110).
С. 91-99.
12. Гурин С.В. Формирование правовой компетентности будущего учителя в учебно-воспитательном процессе вуза: автореф. дис. . канд. пед. наук. Мурманск, 2004.
13. Молчанова А.В. Формирование профессионально-правовой компетентности социального педагога в вузе: автореф. дис. . канд. пед. наук. М., 2008.
14. Горбушина М.В. Формирование правовой компетентности у будущих специалистов социальной работы в процессе профессиональной подготовки в вузе: автореф. дис. . канд. пед. наук. Ульяновск, 2007.
15. Гарашкина Н.В. Проектирование социально -го образования в вузе: концепция, модель, технология реализации: монография. Тамбов, 2004.
Поступила в редакцию 6.10.2012 г.
UDC 36+378
COMPETENCE IN ORGANIZATION OF SOCIAL AND LEGAL SUPPORT OF YOUTH AS FORM OF PROFESSIONAL COMPETENCE OF SOCIAL WORKER
Maksim Yuryevich GUBANOV, Tambov State University named after G.R. Derzhavin, Tambov, Russian Federation, Post-graduate Student, Social Work, Juvenology and Management in Social Sphere Department, e-mail: [email protected] The essence and components of competence in the organization of social and legal support of youth is considered. The concept of “competence”, “professional competence”, and “legal competence of a social worker” as a basis for the design of the content of high school preparation of future professional of social sphere is examined.
Key words: competence; legal competence; social and legal competence; social work; juvenology approach; competence in organization of social and legal support of youth.