Научная статья на тему 'Сопоставительная характеристика видов профессиональной деятельности специалистов сферы физической культуры и спорта как ориентир проектирования двухуровневой профессиональной подготовки'

Сопоставительная характеристика видов профессиональной деятельности специалистов сферы физической культуры и спорта как ориентир проектирования двухуровневой профессиональной подготовки Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
809
44
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ПО НАПРАВЛЕНИЮ "ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА" / ВИДЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СПЕЦИАЛИСТОВ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ И СПОРТУ / КОМПОНЕНТЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СПЕЦИАЛИСТОВ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ И СПОРТУ / ТИПЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ СРЕДЫ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СПЕЦИАЛИСТОВ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ И СПОРТУ / PROFESSIONAL EDUCATION IN THE DIRECTION "PHYSICAL TRAINING" / TYPES OF PROFESSIONAL ACTIVITY OF EXPERTS IN PHYSICAL TRAINING AND SPORTS / COMPONENTS OF ACTIVITY OF EXPERTS IN PHYSICAL TRAINING AND SPORTS / TYPES OF THE PROFESSIONAL ENVIRONMENT IN ACTIVITY OF EXPERTS IN PHYSICAL TRAINING AND SPORTS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Хазова Снежана Александровна, Бгуашев Айдамир Батырбиевич, Гунажоков Игорь Кимович, Гонежук Анзор Газиевич

В статье рассматриваются вопросы, связанные с проблемами профессионального образования специалистов сферы физической культуры и спорта. Содержание профессионального образования специалистов сферы физической культуры и спорта должно отражать специфику их будущей профессиональной деятельности. При этом следует учитывать различные виды профессиональной деятельности специалистов сферы физической культуры и спорта, которым присущи различные цели и ценности, предметы и средства, действия и операции, особенности профессиональной среды и пр. В статье представлена сопоставительная характеристика видов профессиональной деятельности специалистов сферы физической культуры и спорта.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Хазова Снежана Александровна, Бгуашев Айдамир Батырбиевич, Гунажоков Игорь Кимович, Гонежук Анзор Газиевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

COMPARATIVE CHARACTERISTIC OF TYPES OF PROFESSIONAL ACTIVITY OF EXPERTS IN THE FIELD OF PHYSICAL TRAINING AND SPORTS AS REFERENCE POINT IN DESIGN OF TWO-LEVEL VOCATIONAL TRAINING

The paper discusses the questions related to problems of professional education of experts in the field of physical training and sports. The content of professional education of such experts has to reflect specifics of their future professional activity. At the same time it is necessary to consider various types of professional activity of such experts. They have various purposes and values, objects and means, actions and operations, features of the professional environment, etc. The paper presents the comparative characteristic of types of professional activity of experts in the field of physical training and sports.

Текст научной работы на тему «Сопоставительная характеристика видов профессиональной деятельности специалистов сферы физической культуры и спорта как ориентир проектирования двухуровневой профессиональной подготовки»

УДК 796.01 ББК 75.17 М 64

С.А. Хазова

Доктор педагогических наук, профессор кафедры теоретических основ физического воспитания Института физической культуры и дзюдо Адыгейского государственного университета; E-mail: snkhazova@gmail.com

А.Б. Бгуашев

Кандидат педагогических наук, профессор, директор Института физической культуры и дзюдо Адыгейского государственного университета, заведующий кафедрой теоретических основ физического воспитания; E-mail: Aidamir66@mail.ru

И.К. Гунажоков

Кандидат педагогических наук, доцент кафедры теоретических основ физического воспитания Института физической культуры и дзюдо Адыгейского государственного университета; E-mail: gik030@mail.ru

А.Г. Гонежук

Кандидат педагогических наук, доцент кафедры теоретических основ физического воспитания Института физической культуры и дзюдо Адыгейского государственного университета; E-mail: qwertyiop991@yandex.ru

СОПОСТАВИТЕЛЬНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ВИДОВ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СПЕЦИАЛИСТОВ СФЕРЫ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА КАК ОРИЕНТИР ПРОЕКТИРОВАНИЯ ДВУХУРОВНЕВОЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ

ПОДГОТОВКИ

( Рецензирована )

Анотация. В статье рассматриваются вопросы, связанные с проблемами профессионального образования специалистов сферы физической культуры и спорта. Содержание профессионального образования специалистов сферы физической культуры и спорта должно отражать специфику их будущей профессиональной деятельности. При этом следует учитывать различные виды профессиональной деятельности специалистов сферы физической культуры и спорта, которым присущи различные цели и ценности, предметы и средства, действия и операции, особенности профессиональной среды и пр. В статье представлена сопоставительная характеристика видов профессиональной деятельности специалистов сферы физической культуры и спорта.

Ключевые слова: профессиональное образование по направлению «Физическая культура», виды профессиональной деятельности специалистов по физической культуре и спорту, компоненты деятельности специалистов по физической культуре и спорту, типы профессиональной среды в деятельности специалистов по физической культуре и спорту.

S.A. Khazova

Doctor of Pedagogical Sciences, Professor of the Department of Theoretical Bases of Physical Training, Institute of Physical Training and Judo,the Adyghe State University; E-mail: snkhazova@gmail.com

A.B. Bguashev

Candidate of Pedagogical Sciences, Professor, Director of Institute of Physical Culture and Judo, Adyghe State University, Head of the Department of Theoretical Bases of Physical Training; E-mail: Aidamir66@mail.ru

I.K. Gunazhokov

Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor of the Department of Theoretical Bases of Physical Training, Institute of Physical Training and Judo, the Adyghe State University; E-mail: gik030@mail.ru

A.G. Gonezhuk

Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor of the Department of Theoretical Bases of Physical Training, Institute of Physical Training and Judo, the Adyghe State University; E-mail: qwertyiop991@yandex.ru

COMPARATIVE CHARACTERISTIC OF TYPES OF PROFESSIONAL ACTIVITY OF EXPERTS IN THE FIELD OF PHYSICAL TRAINING AND SPORTS AS REFERENCE POINT IN DESIGN OF TWO-LEVEL VOCATIONAL TRAINING

Abstract. The paper discusses the questions related to problems of professional education of experts in the field of physical training and sports. The content of professional education of such experts has to reflect specifics of their future professional activity. At the same time it is necessary to consider various types of professional activity of such experts. They have various purposes and values, objects and means, actions and operations, features of the professional environment, etc. The paper presents the comparative characteristic of types of professional activity of experts in the field of physical training and sports.

Keywords: professional education in the direction "Physical Training", types of professional activity of experts in physical training and sports, components of activity of experts in physical training and sports, types of the professional environment in activity of experts in physical training and sports.

К числу специалистов сферы физической культуры и спорта относят, прежде всего, спортивных педагогов (учителей физической культуры и тренеров), спортивных менеджеров (СМ), организаторов физкультурно-рекреационной деятельности, а также преподавателей вузов - педагогов высшей школы (ПВШ), осуществляющих подготовку работников отрасли. Подготовка к реализации педагогических или управленческих функций в сфере физической культуры и спорта осуществляется преимущественно в рамках различных специальностей. Однако в современных ФГОСах отмечается, что выпускники вузов, обучающиеся по направлению «Физическая культура», имеют право осуществлять все указанные виды

профессиональной деятельности и, следовательно, должны быть готовы к этому.

Проектируя содержание профессионального образования специалистов сферы физической культуры и спорта, следует учитывать оба аспекта их профессиональной деятельности, а именно: присущие разным видам труда цели и ценности, предметы и средства, действия и операции, особенности профессиональной среды и пр. Выявление указанных характеристик и определение наиболее схожих видов профессиональной физкультурно-спортивной деятельности стало целью нашего исследования.

Вопросами классификации профессий (и специальностей в рамках конкретной профессии) занимается

психология труда (профессиоведе-ние). Отметим несколько положений, (далеко не исчерпывающих многообразие подходов к классификации и описанию профессий), в соответствии с которыми был проведен анализ видов профессиональной деятельности специалистов сферы физической культуры и спорта.

1. Следует различать понятия «профессия» и «специальность». Профессия - более широкое понятие, объединяющее группу родственных специальностей; специальность -один из видов профессиональной деятельности в рамках профессии, связанный с решением частных или промежуточных задач, либо с достижением общепрофессиональных результатов специфическими средствами [1].

2. Дж. Холланду принадлежит одна из классификаций профессий, базирующихся на представлениях о структуре личности. Суть теории Холланда заключается в том, что успех в профессиональной деятельности, удовлетворенность своим трудом зависят, в первую очередь, от соответствия типа личности типу профессиональной среды. Ведь поведение человека определяется не только его личностными особенностями, но и окружением, т.е. той социальной средой, в которой он проявляет свою активность.

Каждая профессия создает определенную среду. Разумеется, не сама по себе, а с помощью людей. Представители одной и той же профессии - личности во многом схожие, обладающие общими взглядами, наклонностями. Во многих сходных ситуациях они реагируют одинаково и этим создают определенную профессиональную среду [2-3].

Можно выделить шесть профессионально-ориентированных типов личности, соответствующих определенным характеристикам профессиональной среды (типы личности и типы среды обозначаются одинаковыми терминами):

- реалистический (создание материальных вещей, обслуживание технологических процессов и технических устройств);

- интеллектуальный (умственный труд, включает профессии научно-исследовательского направления);

- социальный (взаимодействие с социальной средой, с другими людьми);

- конвенциональный (четко структурированная деятельность, ориентированная на общепринятые нормы и традиции);

- предпринимательский (руководство людьми и бизнес);

- художественный (творчество) [4-5].

3. Наиболее известная отечественная классификация профессий принадлежит Е.А. Климову, выделившему типы, классы, отделы и группы профессий:

- типы профессий выделены на основании анализа объекта труда: 1) человек - живая природа (П), 2) человек - техника и неживая природа (Т), 3) человек - человек (Ч), 4) человек - знаковая система (3), 5) человек - художественный образ (X);

- классы профессий выделяют внутри типов по признаку целей труда: 1) гностические (Г), 2) преобразующие (П). 3) изыскательские (И);

- отделы профессий могут быть выделены (не всегда) по признаку средств труда: 1) профессии ручного труда (Р), 2) профессии машинно-ручного труда (М), 3) профессии, в которых к средствам труда относятся автоматизированные и автоматические системы (А), 4) профессии с функциональными (психологическими) средствами труда (Ф);

- группы профессий, выделение которых обусловлено условиями труда: 1) работа в условиях, близких к бытовым (б), 2) работа на открытом воздухе (о), 3) работа в необычных условиях (н), 4) работа в условиях повышенной моральной ответственности за жизнь и здоровье людей (м) [6-7].

Учитывая вышесказанное, мы охарактеризовали виды профессиональной деятельности специалистов сферы физической культуры и спорта по следующим основаниям:

- принадлежность конкретного вида деятельности к профессии как группе родственных специальностей [1];

- составные части (процессуально-содержательные структурные компоненты) деятельности: предмет (преимущественно идеальный/реальный), цель и результат, средства и действия (преимущественно репродуктивные/ продуктивные (нормативного и

Таким образом, три из пяти специальностей относятся к одной профессии, остальные «представляют» две разных профессии.

Анализ видов профессиональной деятельности специалистов по физической культуре и спорту в соответствии со структурой, видами, подсистемами деятельности позволяет заключить следующее. Все виды профессиональной деятельности характеризуются различным содержанием составных частей (процессуально-содержательных компонентов) деятельности. При этом достаточно «близкими» видами, что естественно, являются деятельность учителя физической культуры, тренера и педагогическая деятельность ПВШ. Наиболее отличающейся от других является деятельность спортивного

собственно творческого уровней)); степень выраженности и содержание подсистем деятельности (по М.С.Кагану): преобразовательной (Пр), познавательной (П), ценностно-ориентационной (Ц-о), коммуникативной (К);

- тип профессиональной среды (Дж. Холланд);

- схема (формула) специальности (по Е.А. Климову): тип, класс, отдел, группа. Прежде всего, была определена принадлежность различных видов профессиональной деятельности специалистов по физической культуре и спорту к определенной профессии (таблица 1).

менеджера, так как данная специальность относится к иной профессии - менеджер. Особняком стоит и исследовательская деятельность ПВШ, видимо, также относящаяся к другой профессии - профессии ученого. Физкультурно-рекреационная деятельность оказалась достаточно близкой по результатам, средствам и действиям к педагогической деятельности учителя ФК, а также к управленческой деятельности -по средствам и действиям.

Содержание подсистем деятельности свидетельствует о том, что:

- преобразовательный и познавательный компоненты наиболее похожим образом проявляются в деятельности учителя ФК, тренера и в преподавательской деятельности ПВШ; к ним относительно близка физкультурно- рекреационная

Таблица 1

Принадлежность конкретного вида деятельности специалиста по физической культуре и спорту к профессии

Специальность Профессия

Учитель физической культуры Педагог

Тренер по спорту Педагог

Педагог высшей школы Педагог/ученый (исследователь)

Спортивный менеджер Менеджер

Организатор физкультурно-рекреационной деятельности Рекреолог

деятельность; исследовательский и управленческий виды труда достаточно обособлены;

- ценностно-ориентационный компонент имеет схожую направленность а) в деятельности учителя ФК и в преподавательской деятельности ПВШ (ценности личности), б) в деятельности тренера и спортивного менеджера (ценности результата); исследовательская деятельность ПВШ и физкультурно-рекреационная деятельность обособлены, хотя и можно провести некоторую аналогию между профессиональными ценностями организатора физкультурно-рекреационной деятельности и учителя ФК;

- во всех видах деятельности общим является: формирование ценностного отношения к развитию сферы социальной действительности (реальной или идеальной), которой эта деятельность соответствует;

Обозначения: «++» - тип среды ярко выражен, «+» - тип среды частично выражен, «— » - тип среды

слабо выражен, «--» - тип среды

не выражен

Содержание таблицы 2 позволяет выстроить иерархию типов профессиональной среды для каждого вида профессиональной

ориентация на гуманистические ценности;

- коммуникативный компонент имеет общие характеристики для деятельности: а) учителя ФК, тренера, преподавателя (педагогическая деятельность ПВШ) - по предмету и субъектам взаимодействия (хотя круг субъектов у тренера шире), б) тренера, спортивного менеджера, организатора физкультурно-рекреационной деятельности - по субъектам взаимодействия.

Можно предположить, что наиболее серьезная дополнительная подготовка специалистам по физической культуре и спорту необходима для выполнения ими управленческой и научно-исследовательской деятельности.

Охарактеризуем типы профессиональной среды, характерной для каждого вида профессиональной деятельности специалиста по физической культуре и спорту (таблица 2).

физкультурно-спортивной деятельности:

Учитель физической культуры: 1. Социальный и интеллектуальный, 2. Художественный, 3. Кон-венциальный и предпринимательский, 4. Реалистический.

Тренер: 1. Социальный и интеллектуальный, 2. Конвенциальный,

Таблица 2

Типы профессиональной среды в деятельности специалистов по физической культуре и спорту

Специальность Тип профессиональной среды

Реалистический Социальный Конвенциональный Интеллектуальный Предпринимательский Художественный

Учитель ФК -- ++ - ++ - +

Тренер -- ++ + ++ + +

ПВШ -- ++ - ++ - ++

Сп.менеджер -- ++ + ++ ++ +

Организатор фк-р деятельности -- ++ - + + +

предпринимательский и художественный, 3. Реалистический.

Педагог высшей школы: 1. Социальный, интеллектуальный и художественный, 2. Конвенциаль-ный и предпринимательский, 3. Реалистический.

Спортивный менеджер: 1. Социальный, интеллектуальный и предпринимательский, 2. Конвен-циальный и художественный, 3. Реалистический.

Организатор физкультурно-рекреационной деятельности: 1. Социальный, 2. Интеллектуальный, предпринимательский и художественный, 3. Конвенциальный, 4. Реалистический.

По таблице 2 можно также подсчитать количество совпадений в степени выраженности разных типов среды у разных видов профессиональной деятельности. Кроме того, можно в баллах определить степень совпадения видов деятельности в соответствии с выраженностью в них того или иного типа среды. Для этого каждому типу

- наиболее близкими являются: деятельность учителя ФК и ПВШ, деятельность тренера и спортивного менеджера (по пять совпадений),

- достаточно близки: деятельность учителя ФК и тренера, деятельность учителя ФК и спортивного менеджера, деятельность учителя

совпадения/несовпадения сред присвоим определенное количество баллов следующим образом:

- полное совпадение степени

выраженности среды:

«++» - «++», «--» - «--», «+»

- «+», «-» - «-» - 5 баллов,

- частичное совпадение степени выраженности среды:

«++» - «+» (или «+» - «++»), «--»

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- «-» (или «-» - «--») - 4 балла,

- близкое несовпадение степени выраженности среды:

«+» - «-» (или «-» - «+») - 3 балла,

- несовпадение степени выраженности среды:

«++» - «-», «—» - «+» - 2 балла,

- полное несовпадение степени выраженности среды:

«++» - «--» - 1 балл.

Результаты, полученные посредством применения метода полных парных сравнений, отражены в таблице 3.

По количеству совпадений в степени выраженности того или иного типа профессиональной среды можно предположить, что:

ФК и организатора физкультурно-рекреационной деятельности, деятельность тренера и организатора физкультурно-рекреационной деятельности (по четыре совпадения),

- относительно разнородны: деятельность тренера и педагога высшей школы, деятельность спортивного

Таблица 3

Степень совпадений типов профессиональной среды в видах профессиональной деятельности специалиста по физической культуре и спорту

Вид профессиональной деятельности Учитель ФК Тренер ПВШ Сп.менеджер Организатор фк-р деятельности

Степень совпадения среды (в баллах)

Учитель ФК Количество совпадений X 26 29 25 27

Тренер 4 X 25 29 27

ПВШ 5 3 X 24 26

Сп. менеджер 4 5 3 X 26

Организатор фк-р деятельности 4 4 3 3 X

менеджера и педагога высшей школы, деятельность организатора физкультурно-рекреационной деятельности и педагога высшей школы, деятельность организатора физкультурно-рекреационной деятельности и спортивного менеджера (по три совпадения).

Таким образом, представляется достаточно простым переход от деятельности учителя ФК к деятельности ПВШ (и наоборот), а также от деятельности тренера к деятельности спортивного менеджера (и наоборот); у названных пар также наблюдается и наивысшая степень совпадения характеристик профессиональной среды (по 29 баллов).

Несколько сложнее переходить от деятельности учителя ФК к деятельности тренера, спортивного менеджера и организатора физкультурно-рекреационной деятельности (и наоборот), а также от деятельности тренера к деятельности организатора физкультурно-рекреационной деятельности (и наоборот).

Сложность составит взаимный переход от деятельности тренера, спортивного менеджера и организатора физкультурно-рекреационной деятельности, а также от деятельности спортивного менеджера к деятельности организатора физкультурно-рекреационной деятельности [8-9].

В целом в соответствии с совпадением типов профессиональной среды деятельность учителя ФК представляется наиболее способствующей эффективному переходу (адаптации) к другим видам деятельности. Соответственно наименьшим адаптационным потенциалом обладает деятельность ПВШ (либо другие виды деятельности в наименьшей степени могут без дополнительных усилий адаптироваться к ней).

Анализ степени совпадений позволяет попарно распределить виды профессиональной деятельности по признаку уменьшения степени совпадений:

- 29 баллов: учитель ФК - ПВШ, тренер - спортивный менеджер;

- 27 баллов: учитель физической культуры - организатор физ-культурно-рекреационной деятельности, тренер - организатор физкультурно-рекреационной деятельности;

- 26 баллов: учитель ФК - тренер, ПВШ - организатор физкультурно-рекреационной деятельности, спортивный менеджер - организатор физкультурно-рекреационной деятельности;

- 25 баллов: учитель ФК - спортивный менеджер, тренер - ПВШ;

- 24 балла: ПВШ - спортивный менеджер.

Чем меньше баллов, тем более серьезная дополнительная подготовка требуется для адаптации к соответствующему виду деятельности.

Построим таблицу предпочтений (иерархия совместимости видов деятельности) (таблица 4).

Экспертная оценка, осуществленная 20-ю экспертами из числа опытных специалистов по физической культуре и спорту с применением метода парных сравнений, подтвердила теоретические предположения о степени совместимости видов профессиональной физкультурно-спортивной деятельности. Согласованность мнений экспертов обоснована величиной рассчитанных коэффициентов кон-кордации (в пределах от 0,83 до 0,91) и их достоверностью (Р<0,05). В результате, учитывая данные всех использованных для сопоставительного анализа способов характеристики видов профессионального труда, по степени взаимосвязи виды профессиональной физкультурно-спортивной деятельности распределены следующим образом:

- взаимосвязи первого ранга: деятельность учителя физической культуры и деятельность педагога высшей школы, тренера и спортивного менеджера;

- взаимосвязи второго ранга: деятельность учителя физической

Таблица 4

Иерархия совместимости видов профессиональной деятельности специалистов по физической культуре и спорту

Вид профессиональной деятельности Учитель ФК Тренер ПВШ Спорт. Менеджер Организатор фк-р деятельности

Место в иерархии

Учитель ФК Место в иерархии X 3 1 4 2

Тренер 3 X 4 1 2

ПВШ 1 3 X 4 2

Сп.менеджер 3 1 2 X 4

Организатор фк-р деятельности 1 1 2 2 X

культуры и тренера, деятельность учителя физической культуры и спортивного менеджера, деятельность учителя физической культуры и организатора физкультурно-рекреационной деятельности,

деятельность тренера и организатора физкультурно-рекреационной деятельности;

- взаимосвязи третьего ранга: деятельность тренера и педагога высшей школы, деятельность спортивного менеджера и педагога высшей школы, деятельность организатора физкультурно-рекреационной

деятельности и педагога высшей школы, деятельность организатора физкультурно-рекреационной деятельности и спортивного менеджера.

Составим формулу (схему) видов профессиональной деятельности специалистов по физической культуре и спорту в соответствии с классификацией Е.А. Климова (таблица 5).

Обобщая результаты анализа профессиональной деятельности специалистов по физической культуре и спорту в контексте

Схема Вид профессиональной деятельности Группа (условия труда) Отдел (средства труда) Класс (цели деятельности) Тип (объект труда)

МФПЧ Учитель ФК М Ф П Ч

МФПЧ Тренер М Ф П Ч

М-Б Ф П-И Ч-З ПВШ М-Б Ф П-И Ч-З

БФПЧ Сп. Менеджер Б Ф П ч

МФПЧ Организатор фк-р деятельности М Ф П ч

Таблица 5

Формулы (схемы) видов профессиональной деятельности специалистов по физической культуре и спорту

актуальной сегодня проблематики проектирования системы многоуровневого образования, можно сделать следующие выводы. Для подготовки высококвалифицированных, конкурентоспособных специалистов по физической культуре и спорту на одном образовательном уровне (бакалавриат) целесообразно осуществлять раздельную подготовку учителей физической культуры, тренеров по спорту и организаторов физкультурно-рекреационной деятельности (основания - анализ по классификации Е.А. Климова). При этом для каждой из указанных специальностей возможен выбор любой из двух оставшихся в качестве дополнительной специальности.

Следует учитывать, что для учителя физической культуры и тренера более рационален выбор физкультурно-рекреационного направления дополнительной профессиональной подготовки, нежели второй специальности из указанной пары, а для организатора физкультурно-рекреационной деятельности в равной степени подходят оба направления (основания - анализ по классификации Дж. Холланда).

С другой стороны, учитель физической культуры в силу профессиональных обязанностей должен вести внеклассную работу по физическому воспитанию, которая, чаще всего, организовывается как секционные занятия по видам спорта. В таких секциях не ставятся задачи достижения высоких спортивных результатов, деятельность направлена на повышение мотивации к самостоятельным занятиям физическими упражнениями, развитие и удовлетворение спортивных интересов школьников, не ориентированных на спортивные победы [10]. В связи с этим от учителя физической культуры не требуется полноценное освоение ценностно-целевого компонента тренерской деятельности, и, таким образом,

нет необходимости в развитии ряда профессионально значимых личностных качеств (доминантность, амбициозность и др.).

Тренер, напротив, даже работая с начинающими спортсменами (когда решаются преимущественно задачи общей физической подготовки и спортивной ориентации), должен быть нацелен на потенциальные спортивные победы воспитанников, должен сформировать у юных спортсменов не только интерес к спорту, но и привычку, потребность в физических нагрузках, т.е. для него всегда востребованы специфические личностные качества и способности [9-10]. Поэтому можно предположить, что существует несколько большая целесообразность выбора учителем физической культуры тренерского направления дополнительной профессиональной подготовки, нежели наоборот.

На второй уровень профессионального образования (магистратура) следует отнести дифференцированную подготовку педагогов высшей школы и спортивных менеджеров, что следует из серьезных отличий данных направлений в содержании структурных компонентов деятельности. Эти два вида профессиональной деятельности существенно отличаются как друг от друга, так и от остальных видов деятельности (основания - - анализ по классификации Дж. Холланда, Е.А. Климова). Более сложные «формулы» профессий и типов профессиональной среды указывают на необходимость в более высоком уровне подготовки соответствующих специалистов.

При этом для учителя физической культуры более целесообразным является продолжение образования в научно-педагогическом направлении (учитель физической культуры - педагог высшей школы), для тренера - в управленческом (тренер - спортивный менеджер), а для организатора физкультурно-

рекреационной деятельности равно-возможны оба направления (основания --анализ по классификации

Дж. Холланда).

Резюмируя, отметим, что и высокая квалификация, и полипрофессионализм являются значимыми конкурентными преимуществами современных специалистов. Однако разные виды профессиональной физкультурно-спортивной деятельности (педагогическая, научно-педагогическая, управленческая, рекреационная) характеризуются различными целями и ценностями, предметами и средствами, действиями и операциями, особенностями профессиональной среды, что затрудняет качественное освоение их совокупности. Освоение

студентами всех видов профессиональной деятельности, определяемых квалификационными характеристиками специалиста по физической культуре и спорту, обеспечивает полипрофессионализм специалистов. Высокая квалификация субъекта труда во многом обеспечивается его более узкой специализацией. Консенсус между полипрофессионализмом и узкой специализацией может быть достигнут при условии обеспечения студентам возможности освоения коррелирующих между собой видов профессиональной физкультурно-спортивной деятельности (например, деятельности тренера и спортивного менеджера, учителя физической культуры и педагога высшей школы и др.).

Примечания:

1. Зеер Э.Ф. Психология профессий. Екатеринбург: Изд-во УГППУ, 1997. 244 с.

2. Holland J.L. The self-directed search professional manual. New Matter: revisions & additions, 1985.

3. Holland J.L. Making vocation chooces: A theory of vocational personalities and enveronments. Englewood Cliffs, N. J.: Prentice-Hall, 1987.

4. Кричевский P.JI., M.M. Рыжак. Психология руководства и лидерства в спортивном коллективе. М.: Изд-во МГУ, 1985. 224 с.

5. Синягин Ю.В., Кричевский P.JI. Подходы к исследованию карьеры: отчет по научно-исследовательской работе по теме: «Разработка системы обучающих и развивающих средств (в виде тренинговых, семинарских, консультативных занятий), нацеленных на оптимизацию карьеры государственных служащих; методические рекомендации по проектированию карьеры» (гос. контракт с Министерством труда № 12012-5/2000). URL: http://www.odardeti.ru/static. php?mode=ysinl3

6. Климов Е.А. Образ мира в разнотипных профессиях: учеб. пособие. М.: Изд-во МГУ, 1995. 222 с.

7. Климов Е.А. Психология профессионала. М.; Воронеж: Институт практической психологии: МОДЭК, 1996. 400 с.

8. Иоакимиди Ю.А. Компоненты профессиональной направленности будущего специалиста по физической культуре и спорту и их развитие // Вестник Адыгейского государственного университета. Сер. 3, Педагогика и психология. 2007. Вып. 3. С. 264-268.

9. Личностно-профессиональное развитие спортивных педагогов в процессе профессиональной подготовки / С.А Хазова, А.Б Бгуашев, И.К. Гунажоков [и др.]. Ч. 2. Становление социально-профессиональных личностных качеств и способностей спортивных педагогов в процессе профессиональной подготовки. Владикавказ: Владикавказский институт управления, 2016. 247 с.

10. Профессионально значимые личностные качества спортивного педагога / Н.Х. Хакунов, С.А. Хазова, И.К. Гунажоков [и др.] // Вестник Адыгейского государственного университета. Сер. 3, Педагогика и психология. 2013. Вып. 2(117). С. 153-160.

References:

1. Zeer E.F. Psychology of professions. Ekaterinburg: UGPPU Publishing house, 1997. 244 pp.

2. Holland J.L. The self-directed search professional manual. New Matter: revisions & additions, 1985.

3. Holland J.L. Making vocation chooces: A theory of vocational personalities and enveronments. Englewood Cliffs, N. J .: Prentice-Hall, 1987.

4. Krichevsky R.L., Ryzhak M.M. Psychology of management and leadership in the sports team. M.: MSU Publishing house, 1985. 224 pp.

5. Sinyagin Yu.V., Krichevsky R.L. Approaches to career research: a report on the research work on: "Development of a system of training and developing means (in the form of training, seminar and consultative lessons) aimed at the optimization of the career of civil servants; guidelines for the design of career" (State contract with the Ministry of Labour No. 12012-5 / 2000). URL: http://www.odardeti. ru/static.php?mode=ysinl3

6. Klimov E.A. Image of the world in different professions: studies. A manual. M.: MSU Publishing house, 1995. 222 pp.

7. Klimov E.A. Psychology of the professional. M.; Voronezh: Institute of Practical Psychology: MODEK, 1996. 400 pp.

8. Ioakimidi Yu.A. Components of the professional orientation of the future specialist in physical training and sports and their development // Bulletin of the Adyghe State University. Ser. 3, Pedagogy and Psychology. 2007. Iss. 3, P. 264-268.

9. Personal and professional development of sports teachers in the process of vocational training / S.A. Khazova, A.B. Bguashev, I.K. Gunazhokov [et al.]. Part 2. Formation of socio-professional personal qualities and abilities of sports teachers in the course of vocational training. Vladikavkaz: Vladikavkaz Institute of Management, 2016. 247 pp.

10. Professionally significant personal qualities of a sports teacher / N.Kh. Khakunov, S.A. Khazova, I.K. Gunazhokov [et al.] // Bulletin of the Adyghe State University. Ser. 3, Pedagogy and Psychology. 2013. Iss. 2 (117). P. 153-160.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.