УДК 78.351 ББК 341
Кадочников Дмитрий Геннадьевич преподаватель кафедра спортивных дисциплин Челябинский государственный педагогический университет
г. Челябинск Kadochnikov Dmitry Gennadievich Lecturer Chair of Sports Subjects Chelyabinsk State Pedagogical University Chelyabinsk [email protected] Компетентностная характеристика структуры профессиональной подготовленности специалиста в сфере физической культуры и спорта Competence Based Characteristics of a Specialist’s Professional Qualifications Structure in Physical Education and Sports
В статье рассматривается проблема разработки и теоретического обоснования структуры профессиональной компетентности специалиста по физической культуре в условиях педагогического вуза. Структурные элементы создаются на основе современных образовательных программ высшего профессионального образования.
The article covers the problem of working out and theoretical argumentation of a physical education specialist’s professional qualifications structure in higher pedagogical school. The structural elements are based on modern educational programs of higher professional education.
Ключевые слова: профессиональная компетентность специалиста по физической культуре, общепрофессиональные компетенции, профессиональноприкладные компетенции.
Key words: specialist’s professional competence in the sphere of physical education; general professional competences; professionally applied competences.
Процесс развития современной системы образования актуализирует вопросы повышения квалификации и профессионализма педагога в аспекте совершенствования его профессиональной компетентности. Профессиональная компетентность, в данном контексте, рассматривается как характеристика качества подготовки специалиста, потенциала эффективности трудовой деятельности. Если попытаться определить место компетентности в системе уровней профессионального мастерства, то она находится между исполнительностью и совершенством. Анализ основных вопросов, связанных с обсуждаемой проблемой, показывает, что
в новых условиях не отрицаются привычные знания - умения - навыки. Происходит перенос акцентов на знание - понимание - навыки, в результате интегрирования которых формируются компетенции, которые большинством специалистов сегодня трактуются как способность и готовность личности к той или иной деятельности [1; 3; 4].
Анализ структуры компетентностной подготовки педагогов дается в работах Э.Ф. Зеера, А.К. Марковой, М.И. Лукьяновой и др. В предложенных данными авторами вариантах структуры, нами были определенны ряд элементов профессиональной компетентности специалиста по физической культуре, которые можно классифицировать на общепрофессиональные и профессионально-прикладные компетенции (рис. 1).
Поскольку, компетентность личности специалиста проявляется в профессиональной деятельности и профессиональном общении, следовательно, включает способности, знания, умения и навыки, необходимые для осуществления деятельности и общения в процессе этой деятельности. Конкретный выбор указанных показателей определяется сущностью профессиональной деятельности, ее содержанием. В целом профессиональная компетентность специалистов по физической культуре и спорту, включает систему общих и специальных психологопедагогических знаний и умений, необходимых для эффективного осуществления учебно-воспитательной деятельности; экономико-управленческую и правовую подготовку, позволяющую исполнять самим и готовить воспитанников к исполнению различных социальных ролей; сформированное целостное профессиональное мышление и сознание, обуславливающие успешность творческой профессионально-педагогической деятельности.
К общепрофессиональным компетенциям мы отнесли базовые и психологические компетенции. Базовые компетенции направлены на формирование целостного представления о субъектах образовательного процесса. Базовые компетенции отражают физический, эмоциональный, интеллектуальный, аксиологический компоненты личности. Проектируемое на данной основе образование будет обеспечивать не только разрозненное предметное, но и целостное компетентност-ное образование.
Структура профессиональной компетентности специалиста по физической культуре
Общепрофессинальные компетенции Профессионально-прикладные компетенции
Базовые компетенции
Психологические компетенции
Общекультурная
Учебно-познавательная
Ценностно-смысловая
Коммуникативная
Социально-трудовая
Личностного самосовершенствования
Информационная
Дифференциально-психологическая
Практический опыт, ал-
горитмы деятельности
Социально-психологическая
Психологические установки
Аутопсихологическая
Личностные качества
Специальная подготовленность
Проектировочные
Организаторские
Управленческие
Формирование знаний о специфических методах
Развитие познавательных умений
Овладение технологиями обучения
Теоретическая подготовленность
Специальные знания в области фи- Знание целей и закономерностей ор- Знания в области антропологии чело-
зическои культуры ганизации системы ФК века
Рис. 1. Структура профессиональной компетентности специалиста по физической культуре
Базовыми образовательными компетенциями являются следующие:
1. Общекультурная компетенция. Включает в себя круг вопросов по содержанию и особенностям национальной и общечеловеческой культуры, духовно-нравственным основам жизни человека и человечества, отдельных народов, культурологические основы семейных, социальных, общественных явлений и традиций, роль науки и религии в жизни человека, их влияние на мир, компетенции в бытовой и культурно-досуговой сфере, например, владение эффективными способами организации свободного времени. Сюда же относится опыт освоения обучаемым научной картины мира, расширяющейся до культурологического и всечеловеческого понимания мира.
2. Учебно-познавательная компетенция. Это совокупность компетенций студента в сфере самостоятельной познавательной деятельности, включающей элементы логической, методологической, общеучебной деятельности, соотнесенной с реальными познаваемыми объектами. Сюда входят знания и умения организации, целеполагания, планирования, анализа, рефлексии, самооценки учебно-познавательной деятельности. По отношению к изучаемым объектам студент овладевает креативными навыками продуктивной деятельности: добыванием знаний непосредственно из реальности, владением приемами действий в нестандартных ситуациях, эвристическими методами решения проблем. В рамках данной компетенции определяются требования соответствующей функциональной грамотности: умение отличать факты от домыслов, владение измерительными навыками, использование вероятностных, статистических и иных методов познания.
3. Ценностно-смысловая компетенция. Эта компетенция отражает элементы мировоззрения, направленные на формирование аксиологической ориентации студента в системе общественных отношений, его способности видеть и понимать окружающий мир, ориентироваться в нем, осознавать свою роль и предназначение, уметь выбирать целевые и смысловые приоритеты для своих действий и поступков. Данная компетенция формирует механизм самоопреде-
ления обучаемого в ситуациях учебной и иной деятельности. От нее зависит индивидуальная образовательная траектория студента и программа его жизнедеятельности в целом.
4. Коммуникативная компетенция. Включает знание необходимых языков, способов взаимодействия с окружающими и удаленными людьми и событиями, навыки работы в группе, владение различными социальными ролями в коллективе. Студент должен уметь представить себя, написать письмо, анкету, заявление, задать вопрос, вести дискуссию и др. Для освоения данной компетенции в учебном процессе фиксируется необходимое и достаточное количество реальных объектов коммуникации и способов работы с ними для студентов каждой ступени обучения в рамках каждого изучаемого предмета или образовательной области.
Информационная компетенция. При помощи реальных объектов (телевизор, магнитофон, телефон, факс, компьютер, принтер, модем, копир) и информационных технологий (аудио - видеозапись, электронная почта, СМИ, Интернет), формируются умения самостоятельно искать, анализировать и отбирать необходимую информацию, организовывать, преобразовывать, сохранять и передавать ее. Данная компетенция обеспечивает навыки деятельности студента по отношению к информации, содержащейся в учебных предметах и образовательных областях, а также в окружающем мире.
5. Социально-трудовая компетенция означает владение знаниями и опытом в сфере гражданско-общественной деятельности (выполнение роли гражданина, наблюдателя, избирателя, представителя), в социально-трудовой сфере (права потребителя, покупателя, клиента, производителя), в сфере семейных отношений и обязанностей, в вопросах экономики и права, в области профессионального самоопределения. В данную компетенцию входят, например, умения анализировать ситуацию на рынке труда, действовать в соответствии с личной и общественной выгодой, владеть этикой трудовых и гражданских взаимоотношений. Студент овладевает минимально необходимыми для жизни в
современном обществе навыками социальной активности и функциональной грамотности.
6. Компетенция личностного самосовершенствования направлена на освоение способов физического, духовного и интеллектуального саморазвития, эмоциональной саморегуляции и самоподдержки. Реальным объектом в сфере данной компетенции выступает сам студент. Он овладевает способами деятельности в собственных интересах и возможностях, что выражаются в его непрерывном самопознании, развитии необходимых современному человеку личностных качеств, формировании психологической грамотности, культуры мышления и поведения. К данной компетенции относятся правила личной гигиены, забота о собственном здоровье, половая грамотность, внутренняя экологическая культура. Сюда же входит комплекс качеств, связанных с основами безопасной жизнедеятельности личности.
7. Информационная компетенция. При помощи реальных объектов (телевизор, магнитофон, телефон, факс, компьютер, принтер, модем, копир) и информационных технологий (аудио - видеозапись, электронная почта, СМИ, Интернет), формируются умения самостоятельно искать, анализировать и отбирать необходимую информацию, организовывать, преобразовывать, сохранять и передавать ее. Данная компетенция обеспечивает навыки деятельности студента по отношению к информации, содержащейся в учебных предметах и образовательных областях, а также в окружающем мире.
Компетентность как сложное неоднозначное понятие включает также психологические компетенции, позволяющие в социальных, профессиональных и личностных ситуациях действовать ответственно и самостоятельно («действенная компетентность»), или способности субъекта выполнять совокупность определенных функций. Поэтому в структуре компетентности следует выделить особый вид - психологическую компетентность.
Понятие «психологическая компетентность» определяется как представленность в индивидуальном сознании психологического содержания, психологических ситуаций и способов их решения [5].
Нами выделены следующие психологические компоненты компетентности:
• Дифференциально-психологический (знания об особенностях усвоения учебного материала конкретными учащимися в соответствии с индивидуальными и возрастными характеристиками);
• Социально-психологический (знания об особенностях учебнопознавательной и коммуникативной деятельности учебной группы и конкретного обучающегося в ней, об особенностях взаимоотношений преподавателя и студентов, о закономерностях общения);
• Аутопсихологический (знания о достоинствах и недостатках собственной деятельности, особенностях своей личности и ее характерных качествах) анализ [2].
Необходимой составляющей профессионализма человека является профессиональная компетентность. Вопросы профессиональной компетентности рассматриваются в работах как отечественных, так и зарубежных ученых. Современные подходы и трактовки профессиональной компетентности весьма различны.
В области педагогической деятельности профессиональная компетентность специалиста по физической культуре, реализуется через уровень овладения профессионально-прикладных компетенций. Уровни профессиональноприкладной компетентности включают в себя теоретическую подготовленность, методическую подготовленность и специальную подготовленность. Каждый из выделенных уровней направлен на формирование различных видов профессиональной компетентности, при этом все они находятся во взаимосвязи и взаимодействии, а в реальном образовательном процессе реализуются интегрировано в соответствии с задачами профессиональной деятельности.
Теоретическая подготовленность будущих специалистов по физической культуре и спорту относится к педагогической категории, так как она связана с процессами образования, обучения, развития и воспитания человека в интересах общества. Она изучает физическую культуру как особый, специфический вид культуры общества, сложную область социально необходимой деятельности, имеющую множество взаимосвязей с другими явлениями и сторонами социальной жизни. Ее задачи заключаются в том, чтобы обнаружить и раскрыть взаимосвязи и взаимовлияния культуры общей и физической, закономерности гармоничного развития человека, объяснить и обосновать средства, обеспечивающие его целенаправленное и всестороннее физическое развитие, найти рациональные методы использования средств, целесообразные формы и принципы, обеспечивающие их эффективную реализацию.
Теоретическая подготовленность определяет фундаментальность образования специалиста в области физической культуры и спорта, педагогическую направленность его деятельности. Она лежит в основе знаний любой конкретной специализации (преподаватель, методист, воспитатель, инструктор, тренер и т.д.), создает необходимые предпосылки и условия для профессионального роста и совершенствования специалиста [3]. Теоретическая подготовленность специалиста по физической культуре и спорту носит накопительный характер.
Методическая подготовленность - это формирование знаний о специфических (характерных только для процесса физического воспитания) методах, используемых в физическом воспитании; развитие познавательных умений; овладение технологиями обучения в процессе занятий различными формами физической культуры, физкультурно-спортивных и физкультурнооздоровительных занятий. Перед специалистом при решении воспитательных, образовательных задач и задач физического развития в процессе физического воспитания, спортивной тренировки, физической рекреации и реабилитации особо важное значение приобретают способы применения избранных средств, которые помогут более успешно и продуктивно их достигнуть. Этот поиск связан с выбором эффективных методов обучения двигательным действиям, раз-
вития физических качеств (способностей) и воспитания личностных свойств. Цель методической подготовки будущих специалистов по физической культуре и спорту направлена на реализацию на практике научных знаний, теоретических положений, результатов исследований в области физической культуры и спорта и охватывает по существу все проявления физической культуры. В методической подготовке важное место занимают наряду с методическими принципами, методические приемы, методики, технологии обучения, воспитания и развития. Методическая подготовка в процессе обучения будущих специалистов по физической культуре и спорту осуществляется на семинарских, лабораторных и практических занятиях.
Специальная подготовленность включает глубокие знания, квалификацию и опыт деятельности в области преподаваемого предмета, по которому ведется обучение; знание способов решения технических, творческих задач. В процессе специальной подготовки формируются такие виды компетенций, как проектировочная, организаторская, управленческая.
• Проектировочные: предусматривают перспективное планирование стратегических, тактических, оперативных задач, связанных с организацией досуга школьников и проведением внеклассной и внешкольной физкультурной работы, организацией активного отдыха разных групп населения, организацией массовых физкультурно-спортивных мероприятий и т.п., а также определение способов их решения.
• Организаторские: непосредственная разработка проектов в реальном образовательном процессе.
• Управленческие: управление физкультурно-спортивной деятельностью.
Представленная структура профессиональной компетентности специалиста по физической культуре является результатом многолетних исследований по оценке содержания деятельности специалиста, действующего в данной сфере. Вместе с тем, учитывая многообразие форм, условий проведения и организации различных видов физкультурно-спортивной деятельности с различным
контингентом занимающихся, следует отметить, что представленная структура не исчерпывает многообразие вариантов реализации компетенций, которые могут быть востребованы в условиях реального образовательного или учебнотренировочного процесса. Это позволяет высказать предположение о возможности дальнейшего развития предложенной автором структуры профессиональной компетентности специалиста по физической культуре и спорту.
Библиографический список
1. Зеер, Э.Ф. Кризисы профессионального становления личности [Текст] / Э.Ф. Зеер, Э.Э. Сыманюк // Психологический журнал, 1997.- Т. 18. - № 6. - С. 35-42.
2. Кузьмина, Н.В. Профессионализм педагогической деятельности: методич. пособие / Н.В. Кузьмина, А.А. Реан. - Рыбинск, 1993. - 54 с.
3. Личность и профессия: психологическая поддержка и сопровождение:
Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений [Текст] / Л.М. Митина, Ю.А. Кореляков, Г.В. Шавырина и др.; под ред. Л.М. Митиной. - М.:
Издательский центр «Академия», 2005. - 336 с.
4. Маркова, А.К. Психология профессионализма [Текст] / А.К. Маркова. -М.: Знание, 1996. - 308 с.
5. Яковлева, Н.В. Психологическая компетентность и ее формирование в процессе обучения в вузе (на материале деятельности врача): автореф. к.пх.н. [Текст] / Н.В. Яковлева. - 1994. - 277 с.
Bibliography
1. Kyzmina, N.V. Professionalism of Teaching Activities / N.V. Kyzmina, A.A. Rean. - Rybinsk, 1993. - 54 p.
2. Makarova, A.K. Psychology of Professionalism [Text] / Makarova A.K. - M.: Znanie, 1996. - 308 p.
3. Personality and Profession: Psychological Support and Psychological Follow-Up: Manual for Students of Higher Pedagogical Education Institutions [Text] L.M. Mitina, Yu.A. Korelyakov, G.V. Shavyrina, et al.; Under the Editorship of L.M. Mitina. - М.: «Academia» Publishing Center, 2005. - 336 p.
4. Yakovleva, N.V. Psychological Competence and Its Development in Educational Process in of Higher Education Institutions (Following Medical Practice): Synopsis of Diss. ... Cand. of Psychology [Text] / N.V. Yakovleva. - 1994.-277 p.
5. Zeer, E.F. Crises of Professional Socialization [Text] / E.F. Zeer, E.E. Symanyuk // Psychological Journal. - 1997 .- V. 18. - № 6. - P. 35-42.