Научная статья на тему 'Компетентностная характеристика структуры профессиональной подготовленности специалиста в сфере физической культуры и спорта'

Компетентностная характеристика структуры профессиональной подготовленности специалиста в сфере физической культуры и спорта Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1259
150
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ СПЕЦИАЛИСТА ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ / ОБЩЕПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ / ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПРИКЛАДНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ / SPECIALIST’S PROFESSIONAL COMPETENCE IN THE SPHERE OF PHYSICAL EDUCATION / GENERAL PROFESSIONAL COMPETENCES / PROFESSIONALLY APPLIED COMPETENCES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кадочников Дмитрий Геннадьевич

В статье рассматривается проблема разработки и теоретического обоснования структуры профессиональной компетентности специалиста по физической культуре в условиях педагогического вуза. Структурные элементы создаются на основе современных образовательных программ высшего профессионального образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Кадочников Дмитрий Геннадьевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Competence Based Characteristics of a Specialist’s Professional Qualifications Structure in Physical Education and Sports

The article covers the problem of working out and theoretical argumentation of a physical education specialist’s professional qualifications structure in higher pedagogical school. The structural elements are based on modern educational programs of higher professional education.

Текст научной работы на тему «Компетентностная характеристика структуры профессиональной подготовленности специалиста в сфере физической культуры и спорта»

УДК 78.351 ББК 341

Кадочников Дмитрий Геннадьевич преподаватель кафедра спортивных дисциплин Челябинский государственный педагогический университет

г. Челябинск Kadochnikov Dmitry Gennadievich Lecturer Chair of Sports Subjects Chelyabinsk State Pedagogical University Chelyabinsk kadochnikovdg@mail.ru Компетентностная характеристика структуры профессиональной подготовленности специалиста в сфере физической культуры и спорта Competence Based Characteristics of a Specialist’s Professional Qualifications Structure in Physical Education and Sports

В статье рассматривается проблема разработки и теоретического обоснования структуры профессиональной компетентности специалиста по физической культуре в условиях педагогического вуза. Структурные элементы создаются на основе современных образовательных программ высшего профессионального образования.

The article covers the problem of working out and theoretical argumentation of a physical education specialist’s professional qualifications structure in higher pedagogical school. The structural elements are based on modern educational programs of higher professional education.

Ключевые слова: профессиональная компетентность специалиста по физической культуре, общепрофессиональные компетенции, профессиональноприкладные компетенции.

Key words: specialist’s professional competence in the sphere of physical education; general professional competences; professionally applied competences.

Процесс развития современной системы образования актуализирует вопросы повышения квалификации и профессионализма педагога в аспекте совершенствования его профессиональной компетентности. Профессиональная компетентность, в данном контексте, рассматривается как характеристика качества подготовки специалиста, потенциала эффективности трудовой деятельности. Если попытаться определить место компетентности в системе уровней профессионального мастерства, то она находится между исполнительностью и совершенством. Анализ основных вопросов, связанных с обсуждаемой проблемой, показывает, что

в новых условиях не отрицаются привычные знания - умения - навыки. Происходит перенос акцентов на знание - понимание - навыки, в результате интегрирования которых формируются компетенции, которые большинством специалистов сегодня трактуются как способность и готовность личности к той или иной деятельности [1; 3; 4].

Анализ структуры компетентностной подготовки педагогов дается в работах Э.Ф. Зеера, А.К. Марковой, М.И. Лукьяновой и др. В предложенных данными авторами вариантах структуры, нами были определенны ряд элементов профессиональной компетентности специалиста по физической культуре, которые можно классифицировать на общепрофессиональные и профессионально-прикладные компетенции (рис. 1).

Поскольку, компетентность личности специалиста проявляется в профессиональной деятельности и профессиональном общении, следовательно, включает способности, знания, умения и навыки, необходимые для осуществления деятельности и общения в процессе этой деятельности. Конкретный выбор указанных показателей определяется сущностью профессиональной деятельности, ее содержанием. В целом профессиональная компетентность специалистов по физической культуре и спорту, включает систему общих и специальных психологопедагогических знаний и умений, необходимых для эффективного осуществления учебно-воспитательной деятельности; экономико-управленческую и правовую подготовку, позволяющую исполнять самим и готовить воспитанников к исполнению различных социальных ролей; сформированное целостное профессиональное мышление и сознание, обуславливающие успешность творческой профессионально-педагогической деятельности.

К общепрофессиональным компетенциям мы отнесли базовые и психологические компетенции. Базовые компетенции направлены на формирование целостного представления о субъектах образовательного процесса. Базовые компетенции отражают физический, эмоциональный, интеллектуальный, аксиологический компоненты личности. Проектируемое на данной основе образование будет обеспечивать не только разрозненное предметное, но и целостное компетентност-ное образование.

Структура профессиональной компетентности специалиста по физической культуре

Общепрофессинальные компетенции Профессионально-прикладные компетенции

Базовые компетенции

Психологические компетенции

Общекультурная

Учебно-познавательная

Ценностно-смысловая

Коммуникативная

Социально-трудовая

Личностного самосовершенствования

Информационная

Дифференциально-психологическая

Практический опыт, ал-

горитмы деятельности

Социально-психологическая

Психологические установки

Аутопсихологическая

Личностные качества

Специальная подготовленность

Проектировочные

Организаторские

Управленческие

Формирование знаний о специфических методах

Развитие познавательных умений

Овладение технологиями обучения

Теоретическая подготовленность

Специальные знания в области фи- Знание целей и закономерностей ор- Знания в области антропологии чело-

зическои культуры ганизации системы ФК века

Рис. 1. Структура профессиональной компетентности специалиста по физической культуре

Базовыми образовательными компетенциями являются следующие:

1. Общекультурная компетенция. Включает в себя круг вопросов по содержанию и особенностям национальной и общечеловеческой культуры, духовно-нравственным основам жизни человека и человечества, отдельных народов, культурологические основы семейных, социальных, общественных явлений и традиций, роль науки и религии в жизни человека, их влияние на мир, компетенции в бытовой и культурно-досуговой сфере, например, владение эффективными способами организации свободного времени. Сюда же относится опыт освоения обучаемым научной картины мира, расширяющейся до культурологического и всечеловеческого понимания мира.

2. Учебно-познавательная компетенция. Это совокупность компетенций студента в сфере самостоятельной познавательной деятельности, включающей элементы логической, методологической, общеучебной деятельности, соотнесенной с реальными познаваемыми объектами. Сюда входят знания и умения организации, целеполагания, планирования, анализа, рефлексии, самооценки учебно-познавательной деятельности. По отношению к изучаемым объектам студент овладевает креативными навыками продуктивной деятельности: добыванием знаний непосредственно из реальности, владением приемами действий в нестандартных ситуациях, эвристическими методами решения проблем. В рамках данной компетенции определяются требования соответствующей функциональной грамотности: умение отличать факты от домыслов, владение измерительными навыками, использование вероятностных, статистических и иных методов познания.

3. Ценностно-смысловая компетенция. Эта компетенция отражает элементы мировоззрения, направленные на формирование аксиологической ориентации студента в системе общественных отношений, его способности видеть и понимать окружающий мир, ориентироваться в нем, осознавать свою роль и предназначение, уметь выбирать целевые и смысловые приоритеты для своих действий и поступков. Данная компетенция формирует механизм самоопреде-

ления обучаемого в ситуациях учебной и иной деятельности. От нее зависит индивидуальная образовательная траектория студента и программа его жизнедеятельности в целом.

4. Коммуникативная компетенция. Включает знание необходимых языков, способов взаимодействия с окружающими и удаленными людьми и событиями, навыки работы в группе, владение различными социальными ролями в коллективе. Студент должен уметь представить себя, написать письмо, анкету, заявление, задать вопрос, вести дискуссию и др. Для освоения данной компетенции в учебном процессе фиксируется необходимое и достаточное количество реальных объектов коммуникации и способов работы с ними для студентов каждой ступени обучения в рамках каждого изучаемого предмета или образовательной области.

Информационная компетенция. При помощи реальных объектов (телевизор, магнитофон, телефон, факс, компьютер, принтер, модем, копир) и информационных технологий (аудио - видеозапись, электронная почта, СМИ, Интернет), формируются умения самостоятельно искать, анализировать и отбирать необходимую информацию, организовывать, преобразовывать, сохранять и передавать ее. Данная компетенция обеспечивает навыки деятельности студента по отношению к информации, содержащейся в учебных предметах и образовательных областях, а также в окружающем мире.

5. Социально-трудовая компетенция означает владение знаниями и опытом в сфере гражданско-общественной деятельности (выполнение роли гражданина, наблюдателя, избирателя, представителя), в социально-трудовой сфере (права потребителя, покупателя, клиента, производителя), в сфере семейных отношений и обязанностей, в вопросах экономики и права, в области профессионального самоопределения. В данную компетенцию входят, например, умения анализировать ситуацию на рынке труда, действовать в соответствии с личной и общественной выгодой, владеть этикой трудовых и гражданских взаимоотношений. Студент овладевает минимально необходимыми для жизни в

современном обществе навыками социальной активности и функциональной грамотности.

6. Компетенция личностного самосовершенствования направлена на освоение способов физического, духовного и интеллектуального саморазвития, эмоциональной саморегуляции и самоподдержки. Реальным объектом в сфере данной компетенции выступает сам студент. Он овладевает способами деятельности в собственных интересах и возможностях, что выражаются в его непрерывном самопознании, развитии необходимых современному человеку личностных качеств, формировании психологической грамотности, культуры мышления и поведения. К данной компетенции относятся правила личной гигиены, забота о собственном здоровье, половая грамотность, внутренняя экологическая культура. Сюда же входит комплекс качеств, связанных с основами безопасной жизнедеятельности личности.

7. Информационная компетенция. При помощи реальных объектов (телевизор, магнитофон, телефон, факс, компьютер, принтер, модем, копир) и информационных технологий (аудио - видеозапись, электронная почта, СМИ, Интернет), формируются умения самостоятельно искать, анализировать и отбирать необходимую информацию, организовывать, преобразовывать, сохранять и передавать ее. Данная компетенция обеспечивает навыки деятельности студента по отношению к информации, содержащейся в учебных предметах и образовательных областях, а также в окружающем мире.

Компетентность как сложное неоднозначное понятие включает также психологические компетенции, позволяющие в социальных, профессиональных и личностных ситуациях действовать ответственно и самостоятельно («действенная компетентность»), или способности субъекта выполнять совокупность определенных функций. Поэтому в структуре компетентности следует выделить особый вид - психологическую компетентность.

Понятие «психологическая компетентность» определяется как представленность в индивидуальном сознании психологического содержания, психологических ситуаций и способов их решения [5].

Нами выделены следующие психологические компоненты компетентности:

• Дифференциально-психологический (знания об особенностях усвоения учебного материала конкретными учащимися в соответствии с индивидуальными и возрастными характеристиками);

• Социально-психологический (знания об особенностях учебнопознавательной и коммуникативной деятельности учебной группы и конкретного обучающегося в ней, об особенностях взаимоотношений преподавателя и студентов, о закономерностях общения);

• Аутопсихологический (знания о достоинствах и недостатках собственной деятельности, особенностях своей личности и ее характерных качествах) анализ [2].

Необходимой составляющей профессионализма человека является профессиональная компетентность. Вопросы профессиональной компетентности рассматриваются в работах как отечественных, так и зарубежных ученых. Современные подходы и трактовки профессиональной компетентности весьма различны.

В области педагогической деятельности профессиональная компетентность специалиста по физической культуре, реализуется через уровень овладения профессионально-прикладных компетенций. Уровни профессиональноприкладной компетентности включают в себя теоретическую подготовленность, методическую подготовленность и специальную подготовленность. Каждый из выделенных уровней направлен на формирование различных видов профессиональной компетентности, при этом все они находятся во взаимосвязи и взаимодействии, а в реальном образовательном процессе реализуются интегрировано в соответствии с задачами профессиональной деятельности.

Теоретическая подготовленность будущих специалистов по физической культуре и спорту относится к педагогической категории, так как она связана с процессами образования, обучения, развития и воспитания человека в интересах общества. Она изучает физическую культуру как особый, специфический вид культуры общества, сложную область социально необходимой деятельности, имеющую множество взаимосвязей с другими явлениями и сторонами социальной жизни. Ее задачи заключаются в том, чтобы обнаружить и раскрыть взаимосвязи и взаимовлияния культуры общей и физической, закономерности гармоничного развития человека, объяснить и обосновать средства, обеспечивающие его целенаправленное и всестороннее физическое развитие, найти рациональные методы использования средств, целесообразные формы и принципы, обеспечивающие их эффективную реализацию.

Теоретическая подготовленность определяет фундаментальность образования специалиста в области физической культуры и спорта, педагогическую направленность его деятельности. Она лежит в основе знаний любой конкретной специализации (преподаватель, методист, воспитатель, инструктор, тренер и т.д.), создает необходимые предпосылки и условия для профессионального роста и совершенствования специалиста [3]. Теоретическая подготовленность специалиста по физической культуре и спорту носит накопительный характер.

Методическая подготовленность - это формирование знаний о специфических (характерных только для процесса физического воспитания) методах, используемых в физическом воспитании; развитие познавательных умений; овладение технологиями обучения в процессе занятий различными формами физической культуры, физкультурно-спортивных и физкультурнооздоровительных занятий. Перед специалистом при решении воспитательных, образовательных задач и задач физического развития в процессе физического воспитания, спортивной тренировки, физической рекреации и реабилитации особо важное значение приобретают способы применения избранных средств, которые помогут более успешно и продуктивно их достигнуть. Этот поиск связан с выбором эффективных методов обучения двигательным действиям, раз-

вития физических качеств (способностей) и воспитания личностных свойств. Цель методической подготовки будущих специалистов по физической культуре и спорту направлена на реализацию на практике научных знаний, теоретических положений, результатов исследований в области физической культуры и спорта и охватывает по существу все проявления физической культуры. В методической подготовке важное место занимают наряду с методическими принципами, методические приемы, методики, технологии обучения, воспитания и развития. Методическая подготовка в процессе обучения будущих специалистов по физической культуре и спорту осуществляется на семинарских, лабораторных и практических занятиях.

Специальная подготовленность включает глубокие знания, квалификацию и опыт деятельности в области преподаваемого предмета, по которому ведется обучение; знание способов решения технических, творческих задач. В процессе специальной подготовки формируются такие виды компетенций, как проектировочная, организаторская, управленческая.

• Проектировочные: предусматривают перспективное планирование стратегических, тактических, оперативных задач, связанных с организацией досуга школьников и проведением внеклассной и внешкольной физкультурной работы, организацией активного отдыха разных групп населения, организацией массовых физкультурно-спортивных мероприятий и т.п., а также определение способов их решения.

• Организаторские: непосредственная разработка проектов в реальном образовательном процессе.

• Управленческие: управление физкультурно-спортивной деятельностью.

Представленная структура профессиональной компетентности специалиста по физической культуре является результатом многолетних исследований по оценке содержания деятельности специалиста, действующего в данной сфере. Вместе с тем, учитывая многообразие форм, условий проведения и организации различных видов физкультурно-спортивной деятельности с различным

контингентом занимающихся, следует отметить, что представленная структура не исчерпывает многообразие вариантов реализации компетенций, которые могут быть востребованы в условиях реального образовательного или учебнотренировочного процесса. Это позволяет высказать предположение о возможности дальнейшего развития предложенной автором структуры профессиональной компетентности специалиста по физической культуре и спорту.

Библиографический список

1. Зеер, Э.Ф. Кризисы профессионального становления личности [Текст] / Э.Ф. Зеер, Э.Э. Сыманюк // Психологический журнал, 1997.- Т. 18. - № 6. - С. 35-42.

2. Кузьмина, Н.В. Профессионализм педагогической деятельности: методич. пособие / Н.В. Кузьмина, А.А. Реан. - Рыбинск, 1993. - 54 с.

3. Личность и профессия: психологическая поддержка и сопровождение:

Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений [Текст] / Л.М. Митина, Ю.А. Кореляков, Г.В. Шавырина и др.; под ред. Л.М. Митиной. - М.:

Издательский центр «Академия», 2005. - 336 с.

4. Маркова, А.К. Психология профессионализма [Текст] / А.К. Маркова. -М.: Знание, 1996. - 308 с.

5. Яковлева, Н.В. Психологическая компетентность и ее формирование в процессе обучения в вузе (на материале деятельности врача): автореф. к.пх.н. [Текст] / Н.В. Яковлева. - 1994. - 277 с.

Bibliography

1. Kyzmina, N.V. Professionalism of Teaching Activities / N.V. Kyzmina, A.A. Rean. - Rybinsk, 1993. - 54 p.

2. Makarova, A.K. Psychology of Professionalism [Text] / Makarova A.K. - M.: Znanie, 1996. - 308 p.

3. Personality and Profession: Psychological Support and Psychological Follow-Up: Manual for Students of Higher Pedagogical Education Institutions [Text] L.M. Mitina, Yu.A. Korelyakov, G.V. Shavyrina, et al.; Under the Editorship of L.M. Mitina. - М.: «Academia» Publishing Center, 2005. - 336 p.

4. Yakovleva, N.V. Psychological Competence and Its Development in Educational Process in of Higher Education Institutions (Following Medical Practice): Synopsis of Diss. ... Cand. of Psychology [Text] / N.V. Yakovleva. - 1994.-277 p.

5. Zeer, E.F. Crises of Professional Socialization [Text] / E.F. Zeer, E.E. Symanyuk // Psychological Journal. - 1997 .- V. 18. - № 6. - P. 35-42.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.