Научная статья на тему 'Технология формирования профессиональных компетенций в рекреационной деятельности будущих специалистов по физической культуре и спорту'

Технология формирования профессиональных компетенций в рекреационной деятельности будущих специалистов по физической культуре и спорту Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
263
63
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СПЕЦИАЛИСТ / ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / ТЕХНОЛОГИЯ ОБУЧЕНИЯ / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ / РЕКРЕАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / EXPERT / PHYSICAL CULTURE / TECHNOLOGY OF TRAINING / PROFESSIONAL COMPETENCES / RECREATIONAL ACTIVITY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Шарафеева Алла Борисовна, Загревский Олег Иннокентьевич

Представлена экспериментальная профессионально-ориентированная технология обучения профессиональным компетенциям рекреационной деятельности студентов факультета физической культуры. Определены признаки технологии обучения. Разработана структура технологии, которая включает цели обучения, структурные единицы учебного процесса, основные характеристики технологического процесса и результат.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Шарафеева Алла Борисовна, Загревский Олег Иннокентьевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Technology of formation of professional competencies in recreational activities of future specialists in physical culture and sport

Search of ways to improve the quality of training of specialists including experts in physical culture dictates the need in creation of new forms of educational process organization, application of modern methods and tools in universities. There is a need to use new technology of study, which guarantees the result. Technology of study is a system of purposes, approaches, principles, functions, teaching methods, diagnostics of knowledge skills, readiness for professional activities. We identified signs of learning technologies. The goal of our technology is formation of professional competencies in recreational activities of future specialists in physical culture and sport. We developed an educational program "Physical Recreation" for this goal. On the basis of the requirements shown to experts in physical culture and sport, the specific goals of training were formulated. The purpose defined the content and teaching tools. The structure of learning taking into account the purposes of the content of training defines links and nature of students' cognitive activity. In this research the following links are allocated: purpose, motivation, updating, perception of information, its processing, fixing and improvement of knowledge and abilities, experience of creative professional activity, their ordering, control and self-checking, correction and self-assessment. The concept of M.A. Danilov taken as the basis assumes activization of cognitive activity of students by statement of problem-solving and cognitive tasks, i.e., assumes the use of the problematic approach in training. The analysis of achievements of students, check and assessment of their knowledge, identification of level of formation of professional competences are the necessary part of the process of training, an essential element of each stage. For the analysis of the degree of formation of professional competences in recreational activity five levels are developed and proved: high level, above the average, the average level, below the average, low level. The developed technology of formation of professional competences of recreational activity of future experts in physical culture includes training purposes, structural units of educational process, main characteristics of technological process and result.

Текст научной работы на тему «Технология формирования профессиональных компетенций в рекреационной деятельности будущих специалистов по физической культуре и спорту»

А.Б. Шарафеева, О.И. Загревский

ТЕХНОЛОГИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ В РЕКРЕАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ БУДУЩИХ СПЕЦИАЛИСТОВ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ И СПОРТУ

Представлена экспериментальная профессионально-ориентированная технология обучения профессиональным компетенциям рекреационной деятельности студентов факультета физической культуры. Определены признаки технологии обучения. Разработана структура технологии, которая включает цели обучения, структурные единицы учебного процесса, основные характеристики технологического процесса и результат.

Ключевые слова: специалист; физическая культура; технология обучения; профессиональные компетенции; рекреационная деятельность.

Поиск путей совершенствования качества подготовки специалистов, в том числе и специалистов по физической культуре, диктует учебным заведениям необходимость создания новых форм организации учебного процесса, применения современных методов и средств обучения. Осознание научно-педагогической общественностью необходимости коррекции традиционной дисциплинарной дидактической модели обучения, обладающей ограниченными возможностями в формировании специальных профессиональных знаний у студентов, открывает новые возможности для внедрения инновационных технологий обучения, обеспечивающих гарантированное достижение результата [1].

Кроме того, в российском образовании провозглашен принцип вариативности, который дает возможность при подготовке специалистов по физической культуре и спорту выбирать и конструировать педагогический процесс по любой модели, включая авторские [2].

Как отмечали многие исследователи (В. Афанасьев, Т.А. Губарева, А.И. Исмаилов и др.), в условиях вуза для формирования профессиональных компетенций наиболее перспективным является технологический подход к проектированию и реализации процесса обучения. Он обеспечивает гарантированный результат: выполнение требований социального заказа на подготовку кадров, отличающихся достаточно прочным базовым массивом профессиональных знаний и сформи-рованностью профессиональных умений по конкретным направлениям их будущей деятельности [3-5].

В условиях профессиональной подготовки специалистов по физической культуре и спорту мы ставили задачу создать такую педагогическую технологию, которая бы способствовала формированию профессиональных знаний, умений, навыков и личностных качеств. Эта технология должна повышать уровень готовности к будущей профессиональной деятельности и способствовать успешной социализации выпускников вуза. Цель нашей педагогической экспериментальной технологии -формирование профессиональных компетенций, необходимых в рекреационной деятельности будущих специалистов по физической культуре и спорту.

По мнению С.А. Хазовой, рекреационные компетенции в структуре профессиональной компетентности специалиста по физической культуре (ФК) являются частью специальной компетентности, относящейся к профессиональным функциям [6]:

а) учителя ФК и тренера;

б) руководителя физкультурно-спортивной организации, сотрудника органов управления физической культурой и спортом;

в) методиста (инструктора) по физической культуре, организатора в спорткомитете, муниципалитете, на предприятиях и в организациях, в общественных физкультурно-спортивных, молодежных и иных организациях, в культурно-просветительских учреждениях и т.д.;

г) методиста (инструктора) по лечебной физической культуре как реализатора реабилитационных функций специалистов по физической культуре и спорту (данная область деятельности выполняется в рамках педагогического либо физкультурно-рекреационного труда).

Формирование профессиональных компетенций в рекреационной деятельности у специалистов по физической культуре и спорту в процессе их профессиональной подготовки требует усиления практикоориентированного обучения. Вектор общеизвестного в дидактике деятельностного подхода в организации процесса обучения направлен на технологии практикоориентированного образования. А компетентностный подход ориентирован прежде всего на достижение определенных результатов обучения. Овладение же компетенциями осуществляется эффективнее, если имеется опыт деятельности. Таким образом, компетенции и деятельность неразрывно связаны между собой. Компетенции формируются в процессе деятельности и ради будущей профессиональной деятельности [7].

Технологию обучения мы рассматриваем как совокупность целей, подходов, принципов, функций, методов обучения, а также мониторинга сформированное™ знаний, умений, навыков на основе выделенных критериев и показателей готовности будущих специалистов по ФК к компетентному осуществлению профессиональной деятельности [8]. В качестве признаков такой технологии в научной литературе выделяются:

- определение целей обучения;

- четкость и определенность в фиксации результата;

- пошаговая и формализованная структура деятельности субъектов обучения, выстраиваемая в соответствии с целевыми установками, конкретным ожидаемым результатом в контексте будущей профессиональной деятельности обучающихся;

- выбор процедур контроля и измерения качества усвоения студентами программы обучения, а также способов индивидуальной коррекции учебной деятельности [9, 10].

Применение технологии гарантирует достижение цели обучения каждым преподавателем.

В рамках нашего исследования была спроектирована экспериментальная профессионально-ориентированная технология обучения студентов факультета физической культуры профессиональным компетенциям в рекреационной деятельности (рис. 1).

Цель: формирование компетентности в рекреационной деятельности у будущих специалистов по ФК

Овладение профессиональными компетенциями рекреационной деятельности

Гностические

компетенции

Конструктивн ые компетенции

Проектировочные

компетенции

Организационные

компетенции

Коммуникативные

компетенции

Мотивационно- ценностный компонент Когнитивный компонент Операционально-деятельностный компонент Личностный компонент

Предметно-профессиональный компонент Коммуника- тивный компонент Аналитико- рефлексивный компонент

/ И ■ ^

с

Комплекс задач рекреационной деятельности

Технологический процесс

г » Содержание обучения

і г 1 г 1 Г

о

А

н о о д л ч

о

ІҐ Н

д

ю

и

о

53

ч

о

с

«

д

са

о

ц

о

о о Е Г

Способы обучения Способы контроля

1 г 1 г Л Г

Традиционные и активные методы обучения

А

ц

о

о

А

ч

0

1

§

о

Корректировка

Результат: уровень сформированности профессиональных компетенций в рекреационной деятельности

Рис. 1. Структура технологии формирования профессиональных компетенций в рекреационной деятельности у будущих специалистов по ФК

При определении цели обучения в рамках разработанной экспериментальной технологии мы исходили из того, что она направлена:

- на подготовку будущих специалистов по ФК к рекреационной деятельности;

- на развитие личности обучающихся, формирование профессиональных компетенций специалистов в свете реализации современных требований общества к подготовке в области профессионального образования.

Исходя из этого, общей целью разработанной нами технологии является формирование у будущих специалистов по ФК профессиональной компетентности в рекреационной деятельности. Для реализации этой це-

ли нами был разработан учебный курс «Физическая рекреация».

На основе требований, предъявляемых к специалистам по ФК, были сформулированы частные цели подготовки на предметном и практическом уровнях.

Мы определили частные цели изучения данного учебного курса, разработанного в рамках экспериментальной технологии:

- сформировать систему профессиональных знаний в рекреационной деятельности (когнитивный компонент);

- обеспечить теоретическую, практическую и мотивационную подготовку специалиста по физической

культуре к рекреационной деятельности (мотивационно-ценностный компонент);

- сформировать профессиональные умения и навыки (операционально-деятельностный компонент): развить навыки профессионально-педагогического общения и речевой подготовки (коммуникативный компонент), сформировать готовность к практическому применению полученных знаний (предметно-профессиональный компонент), развить способность анализировать и оценивать собственную деятельность, тренировочную деятельность занимающихся и вносить соответствующие коррективы (аналитико-рефлексивный компонент);

- развить личностные качества, необходимые для успешного осуществления рекреационной деятельности (личностный компонент).

Цель определила задачи, содержание и средства обучения.

В результате изучения учебного курса «Физическая рекреация» обучающиеся должны:

- иметь представление о задачах курса, проблемах и тенденциях развития теории физической рекреации; об особенностях рекреационной деятельности специалиста по ФК;

- знать основные понятия курса, основы построения рекреационной и оздоровительной тренировки, формы организации физкультурно-оздоровительной работы с населением, особенности применения оздоровительных технологий в системе физкультурной работы с различным контингентом, методы диагностики и контроля физического состояния в процессе физкультурно-рекреационной деятельности;

- уметь проектировать, конструировать и реализовывать программы оздоровительных тренировочных занятий с различным контингентом занимающихся, определять цели тренировочных занятий, их содержание, проводить структурирование, отбор и упорядочение средств в зависимости от физической подготовленности занимающихся, применять на практике методы диагностики и контроля физического состояния занимающихся, привлекать население к физкультурнорекреационной деятельности, пропагандировать ЗОЖ и активный отдых среди населения, организовывать и проводить физкультурно-спортивные мероприятия;

- владеть современными методами проведения различных видов тренировочных занятий (определять их вид, объем и содержание), владеть способами профессиональной и личностной рефлексии (осуществлять профессиональную самодиагностику, самооценку и самоанализ, а также анализ и оценку профессиональной деятельности коллег).

Структура учебного познания с учетом целей содержания обучения определяет звенья и характер познавательной деятельности студентов. В данном исследовании выделены следующие звенья: цель, мотивация, актуализация, восприятие информации, ее переработка (осмысление), закрепление и совершенствование знаний и умений, опыта творческой профессиональной деятельности, их систематизация, контроль и самоконтроль, коррекция и самооценка. Эти звенья лежат в основе построения любой педагогической технологии обучения.

Следующим признаком технологии обучения является его разделение на этапы. Этап - составная часть учебного процесса, его органический элемент. Процесс формирования профессиональных компетенций в нашем исследовании осуществлялся по следующим этапам:

- первый этап (мотивационно-ориентировочный) обеспечивает формирование знаний о будущей профессиональной деятельности, раскрывает значение рекреационной деятельности, развивает у студентов познавательный интерес к будущей профессии;

- второй этап - этап формирования профессиональных компетенций через усвоение алгоритмов учебнопознавательной, учебно-практической, учебно-исследовательской деятельности;

- третий этап - этап формирования профессиональных компетенций в конкретных ситуациях рекреационной деятельности в процессе семинарских и практических занятий;

- на четвертом (рефлексивном) этапе осуществляется самостоятельное и осознанное применение профессиональных умений.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Принятая нами за основу концепция М. А. Данилова [11] предполагает активизацию мыслительной деятельности студентов путем постановки проблемных и познавательных задач, т.е. предполагает использование проблемного подхода в обучении. Поэтому мы старались использовать все его возможности для активизации познавательной деятельности студентов на всех этапах обучения. Проблемный подход обеспечивал интеллектуализацию учения, а алгоритмический - интенсификацию процесса формирования профессиональных умений, прочность их усвоения.

Сущность применяемого проблемного подхода состоит в систематическом включении студентов в процесс поиска решения учебных проблем, в результате которого студенты учатся самостоятельно добывать знания посредством выдвижения и доказательства гипотез, поиска информации. Необходимо применять прикладные профессиональные задачи проблемного характера на семинарских и практических занятиях, а также использовать профессионально направленные задачи в типовых заданиях, тестах и т.п., выдаваемых студентам индивидуально.

Анализ достижений студентов, проверка и оценка их знаний, выявление уровня формирования профессиональных компетенций - необходимая сторона процесса обучения, составляющая каждого его этапа. На протяжении всего процесса формирования рекреационных компетенций должна осуществляться обратная связь, наличие которой - характерный признак технологического обучения. Причем чем совершеннее обратная связь, тем успешнее осуществляется управление любым процессом. Ее оперативность увеличивается тестовым контролем. На заключительных этапах обучения формы и методы оценки существенно меняются. Здесь недостаточно тестового контроля, он дополняет письменные контрольные работы ответами в форме зачета. Здесь необходимо анализировать все достижения студентов, включая, разумеется, качество и объем знаний и умений, их функциональность и творческий перенос.

Для анализа степени сформированности профессиональных компетенций в области рекреационной дея-

тельности разработаны и обоснованы пять уровней каждому уровню: 5 баллов - высокий уровень; 4 бал-

(таблица). Основу выделенных уровней составляют ла - выше среднего; 3 балла - средний уровень; 2 бал-

количественные характеристики, соответствующие ла - ниже среднего; 1 балл - низкий уровень.

Уровни и критерии сформированности профессиональных компетенций у студентов факультета физической культуры

Уровень Критерии сформированности Оценка

Высокий Обучающийся свободно и уверенно чувствует себя в различных профессиональных ситуациях, отличается осознанностью, самостоятельностью, рефлексией в решении учебнопрофессиональных задач, пониманием целей профессиональной деятельности. Творческая самостоятельность создает условия для эффективной самореализации личности в образовательном пространстве вуза 5 баллов

Выше среднего Обучающийся уверенно чувствует себя в различных профессиональных ситуациях, хорошо владеет широким спектром профессиональных способов и средств, выбирает варианты действий и переносит их в новые условия, демонстрирует готовность к сознательному применению профессиональных знаний и умений в новых ситуациях, но иногда допускает ошибки 4 балла

Средний Обучающийся обладает навыком «переноса» умений в новые условия, может использовать модели профессионального поведения (выполнять профессиональные действия «по образцу»), частично обосновывает выбор применяемых знаний и способов действий, но не всегда умеет применять их в стандартных профессиональных ситуациях, не всегда планирует ход своей деятельности 3 балла

Ниже среднего Обучающийся осознает воспринятый объем знаний и умеет применять эти знания. Знает правила действий и воспроизводит их без существенных изменений. При этом выбор знаний носит в основном случайный характер, обучающийся обладает недостаточными, поверхностными профессиональными знаниями и умениями, слабо владеет приемами умственных действий, не может самостоятельно применить имеющиеся знания к новым условиям 2 балла

Низкий Обучающийся обладает поверхностными профессиональными знаниями, слабо владеет приемами умственных действий, не может самостоятельно применить имеющиеся знания к новым условиям. Знает правила действий, но воспроизводит их с ошибками 1 балл

Разработанная технология формирования профес- включает цели обучения, структурные единицы учеб-

сиональных компетенций в рекреационной деятельно- ного процесса, основные характеристики технологиче-

сти у будущих специалистов по физической культуре ского процесса и результат.

ЛИТЕРАТУРА

1. Ахулкова А.И. Технологии формирования профессиональной компетентности будущих преподавателей педагогического колледжа : автореф.

дис. ... канд. пед. наук. Курск, 2004. 21 с.

2. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года. М. : АПКиПРО, 2002. 24 с.

3. Афанасьев В. Проектирование педагогических технологий // Высшее образование в России. 2001. № 4. С. 147-150.

4. Губарева Т.О. Формирование коммуникативной компетентности учащихся гимназии : автореф. дис. ... канд. пед. наук. Оренбург, 2007. 23 с.

5. Исмаилов А.И., Вальцев В.В. Профессионально ориентированные технологии в системе непрерывного образования // Совершенствование

дополнительного профессионального образования в сфере физической культуры, спорта и туризма в условиях модернизации высшего профессионального образования / сост. И.Д. Свищев. М. : СпортУниверГрупп, 2007. С. 46-48.

6. Хазова С.А. Компетентность конкурентоспособного специалиста по физической культуре и спорту. М. : Академия естествознания, 2010.

иЯЬ: http://www.monographies.ru/61 (дата обращения: 10.05.2012).

7. Ялалов Ф.Г. Деятельностно-компетентностный подход к практико-ориентированному образованию // Эйдос. 15.01.2007. ИЯЬ:

http://www.eidos.ru/journal/2007/0115-2.htm (дата обращения: 10.05.2012).

8. Шарафеева А.Б., Загревский О.И. Моделирование процесса формирования профессиональной компетентности в рекреационной деятельно-

сти будущих бакалавров по физической культуре // Вестник Томского государственного университета. 2011. № 349. С. 172-176.

9. Виденский В.Я., Образцов П.И., Уман А.И. Технология профессионально ориентированного обучения в высшей школе : учеб. пособие / под

ред. В.А. Сластенина. М. : Педагогическое общество России, 2004. 275 с.

10. Чернявская А.П., Байбородова Л.В. и др. Образовательные технологии : учеб.-метод. пособие. ИЯЬ: http://cito-web.yspu.org/link1/ metod/met49/met49.html (дата обращения: 10.05.2012).

11. Данилов М.А. Основные проблемы методологии и методики педагогических исследований // Советская педагогика. 1969. № 5. С. 73-74.

Статья представлена научной редакцией «Психология и педагогика» 29 мая 2012 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.