УДК 378. 4: 796 .01
О. А. Кривко
РЕАЛИЗАЦИЯ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДхОДА В ПОДГОТОВКЕ ПЕДАГОГА ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ И СПОРТУ
Рассматривается процесс реализации компетентностного подхода через изучение элективных дисциплин, способствующих формированию необходимых для успешной профессиональной деятельности специалиста по физической культуре и спорту компетенций, с использованием в учебном процессе вуза кредитной технологии и контекстного обучения.
Ключевые слова: компетентностный подход, профессиональная компетентность, кредитная система обучения, контекстное обучение, элективность.
Интеграция Казахстана в мировое образовательное пространство, смена парадигмы образования и формирование его новой национальной модели диктуют необходимость переосмысления целевых установок обучения и построения процесса профессиональной подготовки в вузах, которая связана с преодолением традиционного репродуктивного стиля обучения и переходом к новой, развивающей, конструктивной модели образования. При этом компетентностный подход уверенно занимает ключевую позицию в модернизации профессионального образования и рассматривается как конкретная концептуальная результативно-целевая основа проектирования и управления образовательным процессом в вузе.
При переходе системы образования на компе-тентностную основу приоритетным становится ориентация на такие векторы образования, как обучаемость, самоопределение, самоактуализация, социализация и развитие индивидуальности, при этом в качестве инструментальных средств достижения этих целей выступают принципиально новые образовательные конструкты: компетенции и компетентности [1].
Страны, принимающие участие в Болонском процессе, апеллируют к компетенциям как к ведущему критерию, определяющему уровень подготовленности современного выпускника школы и вуза к нестабильным условиям труда и социальной жизни. Необходимость введения компе-тентностного обучения обусловлена процессами гармонизации системы образования в рамках Болонского процесса, сменой основополагающих педагогических принципов, богатством понятийного содержания нового термина «профессиональная компетентность» [2]. Компетентностный подход - попытка привести в соответствие образование и потребности рынка, сгладить противоречие между учебной и профессиональной деятельностью.
Таким образом, профессиональную подготовку педагога-тренера по спорту следует организовывать на основе компетентностного подхода, кото-
рый утверждает роль компетентностей в качестве важнейших показателей профессионализма.
Дифференцируя, различные интерпретации категории «профессиональная компетентность педа-гога-тренера по спорту», считаем, что рассматривать ее нужно как совокупность интегрирующих фундаментальных знаний, обобщенных умений, способностей и профессионально значимых личностных качеств человека, необходимых в физкультурно-спортивной деятельности, отражающих уровень профессионализма, готовности выполнять профессиональные функции и добиваться высоких результатов.
Содержание профессиональной компетентности педагога-тренера по спорту раскрывается через соответствующие компетенции, которые являются необходимыми для его успешной профессиональной деятельности, такие как личностная, когнитивная, деятельностно-результативная и рефлексивная компетенции. Для отслеживания изменений в формировании профессиональной компетентности определены ее уровни - низкий, средний и высокий.
Цель данной работы заключается в формировании профессиональной компетентности будущего педагога-тренера по спорту через использование компетентностного подхода в образовательном процессе Восточно-Казахстанского государственного университета им. С. Аманжолова. В исследовании принимали участие студенты, обучающиеся на специальности «физическая культура и спорт», - 44 человека (экспериментальная группа) и 32 человека (контрольная группа). Исследование проводилось с данными студентами в течение полного учебного цикла (4 года).
На констатирующем этапе эксперимента использовались методы диагностики, с помощью которых определялся уровень отдельных компетенций. Так, уровень сформированности личностной компетенции определялся с помощью опросников для выявления педагогической направленности личности, мотивации учебной деятельности, формально-динамических свойств индивидуальности (ОФДСИ) В. М. Русалова, методики К. Замфир в
модификации А. Реана, метода ранжирования ПВК. Уровень сформированности когнитивной компетенции - по среднему баллу успеваемости ^РА); деятельностно-результативной компетенции с помощью экспертной оценки, а также методов педагогических исследований, таких как беседа, наблюдение, изучение и анализ продуктов учебной деятельности. Уровень сформированно-сти рефлексивной компетенции с помощью теста-опросника самооценки личности.
По исследуемым компонентам профессиональной компетентности в контрольной и экспериментальной группе статистически значимых различий не обнаружено. Следовательно, выбранные для эксперимента группы одинаковы, а уровень их профессиональной компетентности является недостаточным, поэтому необходима коррекция профессиональной подготовки, т. е. процесс формирования профессиональной компетентности студентов должен осуществляться специально и целенаправленно.
На формирующем этапе опытно-экспериментальной работы ведущим методом исследования выступил педагогический эксперимент. Образовательный процесс в экспериментальной группе был построен на основе разработанной модели формирования профессиональной компетентности и обоснованных педагогических условий. Контрольная группа занималась в условиях традиционного образовательного процесса.
Основой формирования профессиональной компетентности выступает процесс профессионального самоопределения. На этапе профориентационной работы было проведено компьютерное тестирование для выявления направленности, склонности, мотивации к педагогической деятельности. По результатам мониторинга и вступительных экзаменов осуществлялось комплектование групп на специальность «физическая культура и спорт» ВКГУ им. С. Аманжолова.
Процесс формирования профессиональной компетентности будущего педагога-тренера по спорту в процессе обучения в вузе включает в себя три этапа:
- I этап (1 курс) - ориентировочно-подготовительный охватывает период обучения студентов на 1-м курсе. Основной задачей здесь является активизация учебной деятельности, вовлечение студентов в работу по самодиагностике уровня предрасположенности и соответствия выбранной профессии. Формируется личностная, когнитивная и деятельностно-результативная компетенция;
- II этап - учебно-деятельностный (2-3-й курс), где происходит интенсивное накопление знаний, умений и навыков, необходимых для профессиональной деятельности, оптимизация процесса фор-
мирования личностной, когнитивной и деятельностно-результативной компетенции, их корректировка, развиваются рефлексивные способности;
- III этап - деятельностно-адаптивный этап (4 курс) формирует способность осваивать и анализировать передовой опыт и проецировать его на профессиональную деятельность. Кроме этого, на данном этапе происходит проверка себя на профессиональную пригодность.
Формирование профессиональной компетентности будущего педагога-тренера по спорту в образовательном процессе Восточно-Казахстанского государственного университета им. С. Аман-жолова осуществлялось по кредитной системе обучения, которая понимается как современная технология обучения, направленная на повышение уровня самообразования и творческого освоения знаний на основе индивидуализации, выборности образовательной траектории и учета объема знаний в виде кредитов [3]. Здесь обучающиеся имеют возможность индивидуально планировать последовательность образовательного процесса, выбирать элективные дисциплины, которые отражают индивидуальную подготовку обучающегося и учитывают специфику социально-экономического развития и потребности конкретного региона в специалистах, а также за их счет можно повышать уровень профессиональной компетентности будущих педагогов-тренеров по спорту. Причем данный аспект можно реализовывать как через содержание дисциплины, так и через организационные формы учебной деятельности.
Н. Ш. Фазлеев отмечает, что при формировании профессионализма будущих специалистов по физической культуре и спорту, в контексте компетен-тностного подхода, необходимо включение в образовательный процесс «аналога будущеего профессионального труда, представленного различными формами квазипрофессиональной деятельности» [4]. Поэтому экспериментально было апробировано преподавание двух элективных дисциплин «основы спортивно-педагогического мастерства» и «совершенствование профессиональной тренерской деятельности в избранном виде спорта», которые образуют взаимосвязь между отдельными курсами и ассимилируют полученную информацию, концентрируя внимание на приобретении опыта, который ведет к компетентности.
В процессе изучения данных дисциплин решаются теоретико-методические и практические вопросы формирования профессиональных знаний, навыков и умений педагога-тренера по спорту и в частности:
- происходит конкретизация в рамках каждой дисциплины ряда тем и вопросов в соответствии с видом формируемой компетенции;
- создаются условия для осознания студентами особенностей будущей профессиональной деятельности;
- акцентируется внимание на развитии личностных качеств, необходимых для успешного овладения будущей профессией;
- определяется уровень развития профессионально важных качеств студентов для построения индивидуальных образовательных траекторий и др.
Для подготовки педагога по физической культуре и спорту с необходимым набором профессиональных компетенций преподавание данных дисциплин осуществлялось на основе концепции контекстного обучения. Как утверждает ее автор А. А. Вербицкий, контекстное обучение отражает тенденцию соединения обучения с будущей профессиональной деятельностью, интеграцию обучения, науки и производства. Он пишет: «...основной единицей работы преподавателей и студентов становится здесь не порция информации, а ситуация в ее предметной и социальной определенности; деятельность обучающихся приобретает черты, в которых проявляются особенности учебной и будущей профессиональной деятельности» [5, с. 74]. Она претендует стать обобщающей теоретической платформой различных, ранее разрозненных методик активизации обучения студентов путем их приближения к будущей профессиональной деятельности студента. И эта претензия вполне обоснована, поскольку в действительности общей основой этих методик является их профессиональный контекст [6].
Таким образом, построение учебного процесса на базе технологии контекстного обучения позволяет максимально приблизить содержание и процесс учебной деятельности студентов к их будущей профессии.
В разнообразных формах учебной деятельности постепенно как бы прорисовывается содержание будущей специальности, что позволяет целенаправленно формировать компетенции, необходимые для успешной профессиональной деятельности. Для эффективности этого процесса необходимо сочетать разнообразные формы и методы активного обучения в сочетании с традиционными средствами и методами. В данном исследовании применение нашли следующие методы: мотивационно-стимулирующих ситуаций; групповые формы работы, дающие возможность моделировать ситуации сотрудничества, объяснять, контролировать, выявлять причины ошибок; стимулирующие, частично-поисковые, контролирующие, самоконтро-лирующие методы обучения; игровые методы обучения, которые, помимо усиления практико-ориентированности учебного процесса, создают
условия для ценностно-ролевого самоопределения студентов в основных профессиональных ролях, которые будет выполнять специалист. Они предполагают широкое использование взаимоконтроля и включение будущих тренеров в самоанализ своего труда, постановку целей дальнейшей работы.
Элективные дисциплины «совершенствование профессиональной тренерской деятельности в избранном виде спорта», «основы спортивно-педагогического мастерства» формируют у студентов познавательные потребности, необходимые знания, умения и навыки, а также личностные качества и способности, которые им понадобятся для выполнения профессиональных (и иных социальных) функций. Представление об «идеальном специалисте», сравнение его модели с характеристиками собственной личности (на основе рефлексии) приводят к осознанию существующих противоречий между желаемым и реальным уровнем своего развития, что является ведущим механизмом самосовершенствования. Преподаватель должен помочь студентам в построении идеальной модели специалиста, диагностике и оценке ими уровня своего профессионально-личностного развития, планировании индивидуальных стратегий самосовершенствования. Именно эти задачи и практический раздел данных дисциплин, который решает формирование умений и навыков педагогического труда, способствуют управлению процесса деятельности занимающихся, направленного на освоение материала занятий, творческое решение практических задач в различных ситуациях конкретной предметной деятельности.
В результате изучения дисциплины «совершенствование профессиональной тренерской деятельности в избранном виде спорта» формируются умения находить новые знания, создавать собственные технологии спортивной подготовки. Студент должен в полной мере овладеть основами конструирования, проектирования и моделирования, уметь создавать проектно-смысловые структуры своей будущей деятельности. Проектирование, на наш взгляд, становится одним из наиболее эффективных и целеориентированных подходов к разработке и построении подготовки спортсменов в системе многолетних занятий [7]. Поэтому навыки и потребность такой конструктивной деятельности должны формироваться уже в процессе обучения в вузе.
Конечно, по мере накопления знаний становится очевидным, что невозможно объять необъятное и дать студентам всю информацию, касающуюся будущей профессии. Это невозможно ни практически, ни теоретически, так как завтра появится еще что-то новое. В связи с этим решающее значение в профессиональной подготовке будущих тре-
неров приобретает умение работать самостоятельно, то есть умение учиться, так как процесс профессионального образования не заканчивается с окончанием вуза и профессиональное становление происходит и в условиях послевузовского образования.
Исходя из этого, важным является осознанность обучения - осмысление и усвоение всех компонентов образовательного процесса и элек-тивность обучения (предоставление обучающемуся определенной свободы выбора целей, содержания, форм, методов, источников, средств, сроков, времени, места обучения, оценивания результатов обучения). Элективность образовательного процесса способствует повышению осознанности обучения и развитию у студентов ответственности за сделанный выбор [7]. Результатом обучения специалиста в области физической культуры и спорта по окончании данных элективных курсов является умение применить полученные знания в конкретной ситуации.
Результаты формирующего эксперимента в работе представлены изменениями в показателях:
- личностной компетенции, которая включает в себя уровень мотивации, сформированности про-
фессионально важных качеств личности и индексы формально-динамических свойств личности;
- когнитивной компетенции, отображающей средний балл успеваемости ^РА);
- рефлексивной компетенции, отражающей самооценку личности студента;
- деятельностно-результативной компетенции, включающей ряд умений, навыков и знаний, необходимых для достижения успеха в профессиональной деятельности.
Обобщенный результат был получен методом экспертной оценки, которая основывалась на дифференциации показателей по трем указанным уровням и показателей компетенций, на основе которых была составлена характеристика студента, обладающего тем или иным уровнем профессиональной компетентности. В качестве экспертов выступили преподаватели, систематически работающие с данными группами, эдвайзеры групп, руководители производственных практик. Результаты исследования представлены в табл. 1.
Используя коэффициент углового преобразования Фишера, мы сопоставили результаты в экспериментальной и контрольной группах до и после проведения эксперимента (табл. 2).
Таблица 1
Уровень сформированности профессиональной компетентности студентов ЭГ и КГ до и после
эксперимента (%)
№ Составляющие профессиональной компетентности До эксперимента После эксперимента
высокий средний низкий высокий средний низкий
КГ ЭГ КГ ЭГ КГ ЭГ КГ ЭГ КГ ЭГ КГ 1 ЭГ
1 Личностная компетенция 21,2 24,3 39,4 37,6 39,4 38,05 27,1 46,1 46,5 33,6 26,4 20,3
2 Когнитивная компетенция 15,6 13,6 56,2 63,6 28,1 22,7 18,8 18,1 59,3 68,1 21,8 13,6
3 Деятельностно-результативная 15,9 15,3 23,1 22,4 61,0 62,3 20,9 49,2 33,5 38,4 45,6 12,4
4 Рефлексивная 39,2 36,4 22,8 24,5 38,0 39,1 39,2 38,4 30,4 45,5 30,4 16,1
Среднеобобщенный результат в % 22,9 22,4 37,02 37,02 41,6 40,5 26,5 37,9 42,4 46,4 31,05 15,6
До эксперимента значительных расхождений по уровню сформированности профессиональной компетентности не наблюдается. После эксперимента изменения, которые произошли в экспериментальной группе по сравнению с контрольной, статистически значимы.
Таблица 2
Уровень сформированности профессиональной компетентности у студентов ЭГ и КГ до и после эксперимента (%) с учетом значений ф*критерия
Фишера
Группа Уровень
высокий средний низкий
до после до после до после
ЭГ 22,4 37,9 37,02 46,4 40,5 15,6
КГ 22,9 26,5 35,3 42,4 41,6 31,05
Ф*критерий Фишера 0,02 1,66* 0,06 0,03 0,2 2,85**
Примечание: знак * обозначает значимость при р< 0,05; знаком ** - значимость при р< 0,01.
Сопоставление результатов исходного и итогового в опытных группах позволяет осуществить наглядное сравнение сформированности профессиональной компетентности будущих педагогов-тренеров по спорту до и после реализации эксперимента (рис. 1).
До эксперимента После эксперимента
Контрольная группа - ■ Экспериментальная группа - □
Рис . 1. Сравнительный анализ уровня сформированности профессиональной компетентности до и после эксперимента (%)
Представленные данные наглядно подтвержда- Таким образом, реализация компетентностного
ют вывод о том, что уровень сформированности подхода в современной образовательной практике
профессиональной компетентности у студентов позволяет сформулировать образовательные цели в
экспериментальной группы значительно повысил- форме компетенций, а процесс их формирования
ся. В целом итоги эксперимента позволяют сде- будет успешным при изучении дисциплин «совер-
лать вывод о том, что процесс формирования про- шенствование профессиональной тренерской дея-
фессиональной компетентности будущего педаго- тельности в избранном виде спорта», «основы
га-тренера по спорту на основе модели и выделен- спортивно-педагогического мастерства» с испольных педагогических условий является эффектив- зованием кредитной и контекстной технологии
ным. обучения.
Список литературы
1. Фролов Ю . В . , Махотин Д . А. Компетентностная модель как основа оценки качества подготовки специалиста // Высшее образование сегодня . 2004. № 8 . С . 34-41.
2 . Демченкова С . А . Основные подходы к трактовке понятий «компетенция» и «компетентность» за рубежом и их содержательное напол-
нение // Вестн . Томского гос . пед . ун-та (Tomsk State Pedagogical University Bulletin) . 2011. Вып . 13 (115) . С . 243-246 .
3 . Абдыгапарова С . Б . , Ахметова Г . К . и др . Основы кредитной системы обучения в Казахстане / под общ . ред Ж . А . Кулекеева, Г . Н . Га-
марника, Б . С . Абдрасилова . Алматы . : К^Щ университету 2004. 198 с.
4 . Фазлеев Н . Ш . Компетентно-ориентированный подход к профессиональной подготовке педагога по физической культуре и спорту //
Теория и практика физической культуры . 2005. № 12 . С . 9-12 .
5 . Вербицкий А. А. Активное обучение в высшей школе: контекстный подход . М . : Высшая школа, 1991. 206 с .
6 . Бордовская Н . В . Современные образовательные технологии: учеб. пособие . М . : КНОРУС, 2011. 432 с .
7 . Хазова С .А .Формирование опыта профессионально-творческого мышления у будущих специалистов по физической культуре и спорту:
автореф дис канд пед наук Майкоп, 2004 23 с
Кривко О. А., ст. преподаватель, аспирант.
Восточно-Казахстанский государственный университет им. С. Аманжолова.
Ул. 30-й Гвардейской дивизии, 34, Усть-Каменогорск, Республика Казахстан, 070010.
E-mail: [email protected]
Материал поступил в редакцию 09.10.2012.
O. A Krivko
realization of the competent approach in training of teacher of physical training and sport
The realization process of the competent approach through studying an elective discipline promoting the competences formation that is necessary for successful professional activity of a specialist of physical training and sport with the use of credit technology and contextual studying is examined.
Key words: competent approach, professional competence, credit studding system, contextual studding, electivity.
S. Amanzholov East-Kazakhstan State University
Ul. 30-y Gvardeyskoy divizii, 34, Ust-Kamenogorsk, Republic of Kazakhstan, 070010.
E-mail: [email protected]