УДК 371.315:004 ББК 4312.453
Бухарова Галина Дмитриевна
доктор педагогических наук, профессор кафедра информационных технологий Российский государственный профессионально-педагогический университет
г.Екатеринбург Ломовцева Ольга Викторовна преподаватель
кафедра гуманитарных и социально-экономических дисциплин Екатеринбургский филиал Уральский государственный университет физической культуры
г.Екатеринбург Bukharova Galina Dmitrievna Doctor of Pedagogics,
Professor Chair of Information Technologies The Russian State Professional Pedagogical University
Yekaterinburg Lomovtseva Olga Viktorovna Assistant Professor Chair of Humanitarian Socio-Economic Subjects Ural State Professional University of Physical Education
Yekaterinburg gd-buharova@yandex.ru Формирование профессиональной компетенции у будущих бакалавров по физической культуре Future Physical Education Bachelors’ Professional Competence Forming
В статье уточняется сущность понятий «компетентность» и «компетенции», которые являются фундаментом формирования профессиональной компетенции у будущего бакалавра по физической культуре.
Приводится анализ этапов формирования названного вида компетенции у студентов вуза физической культуры.
Результаты, а также научная новизна работы заключается в том, что разработана модель формирования профессиональной компетенции, содержащей педагогическое и экономическое ядро, включающая методологический, учебнометодический и результативный уровни.
Автором уточнен комплекс педагогический условий, способствующих формированию обозначенной компетенции у будущих бакалавров по физической культуре и спорту.
The article clarifies the essence of such concepts as «competency" and "competence" which are the basis for the professional competence forming of future BA in physical education. The article submits the analysis of the formation stages of this competence among the students of Physical Education University. The results as well as scientific novelty of the work are in the fact that there has been worked out the model of professional competence, containing pedagogical and economic core and including methodological, teaching and effective levels. The author specifies the complex of pedagogical conditions ensuring the formation of the above-mentioned competence of future bachelors in physical education and sports.
Ключевые слова. Компетентность, компетенция, профессиональная компетенция, бакалавр по физической культуре.
Key words: Competence, competency, professional competence, Bachelor of physical education.
Интерес к проблемам исследования компетенции возник в конце 60-х годов XX столетия. В этот же период назрел вопрос о формировании и использовании компетентностного подхода в образовании.
Компетентностный подход направлен на формирование компетентного, грамотного, квалифицированного специалиста, имеющего высокий уровень конкурентоспособности на рынке труда. Изначально компетентностный подход стал использоваться в экономике. Доказательством этого может являться статья Девида Мак Клеланда «Тестирование: компетенции против интеллекта», в которой рассматриваются вопросы формирования компетентностного подхода в бизнесе. В содержании статьи автор утверждает, что обычно используемые личностные тесты и тесты IQ плохо справляются с задачами предсказания успешности респондента в реальной профессиональной деятельности, и вместо этого, как альтернатива, должен разрабатываться компетентностный подход [7].
Внедрение компетентностного подхода в образование относится к началу 70-х годов прошлого века, когда подготовка педагогов на основе компетенций стала использоваться активнее, чем подготовка педагогов на основе деятельностного и гуманистического подходов. Вследствие этого в образовании возник вопрос: как учить так, чтобы на выходе получить компетентного профессионала и можно ли научить компетентности?
В шестидесятые годы ХХ века были заложены различия в понимании
таких понятий как «компетенция» и «компетентность», где первое объединяет в
38
себе знания и умения в конкретной области, а последнее трактуется как основывающийся на знаниях опыт социально-профессиональной деятельности человека. Еще до этого в работе Р. Уайта «Motivation reconsidered: the concept of competence» (1959) категория компетенции содержательно была наполнена личностными составляющими, включая мотивацию [6].
Компетенция (от лат. сompetentia) является многосмысловым понятием и включает в себя:
• круг вопросов, в которых человек хорошо осведомлен, о которых может здраво судить и эффективно работать в их области [5];
• единство знаний, навыков и профессионального опыта, способностей действовать;
• адекватность или достаточность; состояние или качество быть функционально адекватным или имеющим достаточные знания, суждения, навыки, умения [1].
Анализируя выше приведенные понятия «компетенция» и «компетентность», мы видим, что рассматриваемые понятия подразумевают интеграцию между знаниями в той или иной области и деятельностью, которую осуществляет человек, опираясь на свои знания, умения и способы её выполнения.
На сегодняшний день, компетенции в зависимости от содержания и сферы применения принято подразделять на базовые или общекультурные и профессиональные.
Под базовыми компетенциями понимаются компетенции, проявляющиеся во всех сферах жизнедеятельности человека, не зависимо от профессиональной направленности и выполняемой работы. Базовые компетенции позволяют человеку общаться в коллективе, понимать суть конкретных событий и явлений, принимать решения в зависимости от существующей ситуации и направленные на достижения поставленной цели. Профессиональные компетенции наоборот напрямую связаны с профессиональной деятельностью и чаще всего проявляются в процессе выполнения конкретной работы.
Э.Ф. Зеер под профессиональной компетенцией подразумевает совокупность профессиональных знаний и умений, а также способы выполнения профессиональной деятельности [4].
Как известно, реформы, происходящие в системе российского образования, направлены на повышение качества обучения через формирование определенного круга компетенций у будущих специалистов во всех отраслях народного хозяйства. «Концепция модернизации образования на период до 2010 года» направлена не столько на содержание образования и выбор цикла обязательных к изучению дисциплин, сколько на результат образования, проявляющийся в формирование определенного круга базовых и профессиональных компетенций будущих специалистов.
Формирование компетенций в процессе обучения требует создания заданных учебных ситуаций, позволяющих преподавателю моделировать и осуществлять эффективный контроль за образовательной деятельностью обучаемых.
Согласно утверждению, принятому на Болонском процессе «каждая компетенция выпускника должна обеспечиваться набором учебных дисциплин и практик, объединенных в соответствующие модули, а содержание модулей -полностью соответствовать уровню приобретаемых компетенций. К выявлению общих и специальных компетенций наряду с академическим сообществом будут привлекаться работодатели и выпускники последних лет. В результате система образования сможет более оперативно реагировать на запросы рынка труда и будет придавать гораздо большее значение перспективам трудоустройства своих выпускников» [3].
Анализируя научные исследования о сущности понятий «компетенция» и «компетентность», нами обобщены полученные знания и за основу определения компетенции принята следующая трактовка данного понятия. Компетенция - это функциональное знание, умение, навык и опыт, обеспечивающие успешное выполнение определенной деятельности.
Компетенции имеют свою специфику, направленность, предполагающую наличие возможностей к их применению, способствующую адаптации человека к жизни в обществе и профессиональной деятельности. Понятие «компетенция» объединяет в себе не только теоретические основы конкретных знаний, но и возможность применять эти знания и умения в практической деятельности. Компетенция подразумевает под собой наличие соответствующего опыта, а также право, возможность и способность принимать решения в определённых профессиональных и жизненных ситуациях.
Компетентный специалист должен обладать не только ключевыми, но и профессиональными компетенциями. Профессиональная компетенция начинает формироваться с процесса обучения в средних профессиональных или высших учебных заведений, и этот процесс продолжается на протяжении всех профессиональной деятельности специалиста.
В педагогике часто используется понятие профессиональнопедагогическая компетентность. Это понятие интегрирует в себе понятие профессиональной и педагогической компетенции. Так, по мнению
Н.А. Банько профессионально-педагогическая компетентность - это интегративное свойство личности, выражающееся в совокупности компетенций в пси-холого-педагогической области знаний; способности оказывать активное влияние на процесс развития и саморазвития социально-ценных характеристик личности, позволяющее выполнять социально-ценностные функции в коллективе, предупреждать и устранять негативные проявления поведения [2].
Следуя за данным понятием, нами рассматривается сущность профессиональной компетенции, содержащей в себе педагогическое и экономическое ядро, формирование которой происходит в процессе профессиональной подготовки у будущих бакалавров по физической культуре и спорту.
Рассматривая проблему формирования данной профессиональной компетенции, необходимо остановится на самом содержании понятия «профессиональная компетенция», которая включает педагогическую и экономическую со-
ставляющие. Данное понятие находится на стыке двух наук - педагогики и экономики. Для будущих бакалавров в сфере физической культуры и спорта первостепенным является формирование именно профессиональной компетенции, содержащей в себе педагогические и экономические блоки.
Под профессиональной компетенцией, содержащей в себе педагогическое и экономическое ядро, мы понимаем совокупность знаний, умений и навыков, обеспечивающих готовность бакалавра по физической культуре к самостоятельному выполнению педагогической деятельности, ориентированной на развитие физической культуры и спорта с точки зрения экономической эффективности.
На наш взгляд, при формировании профессиональной компетенции у студентов университета физической культуры целесообразно основной упор делать на педагогику, а не на экономику. Это связано в первую очередь с тем, что дальнейшая профессиональная деятельность выпускников физкультурного вуза носит педагогический характер. Выпускник по направлению бакалавр по физической культуре - это работник, чья дальнейшая профессиональная деятельность напрямую связана с педагогической, преподавательской или тренерской направленностью, которая включает в себя умения не только проводить учебно-тренировочные занятия, но и осуществлять организационноуправленческую и культурно-просветительскую работу.
Бакалавр по физической культуре - это в первую очередь педагогический работник, деятельность которого связана с обучением и воспитанием подрастающего поколения в сфере физической культуры и спорта. Поэтому среди основных профессиональных компетенций, которые формируются у студента в процессе обучения в вузе физической культуры, нами была выделена профессиональная компетенция, объединяющая в себе педагогические и экономические знания, умения и навыки.
Усвоение педагогического знания составляет основу профессиональной адаптации будущего педагога, составляет базу для его самоопределения и
вариативного поведения в ситуациях профессиональной деятельности. Одних знаний в области педагогики для подготовки высококвалифицированного бакалавра по физической культуре в современных рыночных условиях недостаточно. Причиной этого является то, что выпускникам вуза физической культуры постоянно приходится сталкиваться с экономическими проблемами и сложностями, как в повседневной жизни так и в профессиональной деятельности В связи со сказанным считаем, что помимо основ педагогических знаний и умений бакалавры по физической культуре и спорту должны обладать экономическими знаниями.
Поэтому среди основных профессиональных компетенций будущих бакалавров по физической культуре нами была выделена профессиональная компетенция, объединяющая в себе две составляющие (педагогическую и экономическую). Выделение экономического начала в профессиональной компетенции бакалавра по физической культуре обусловлено экономической деятельностью бакалавра (проведение спортивных мероприятий и др.).
На сегодняшний день рыночные отношения касаются всех сфер деятельности, в том числе и деятельности в сфере физической культуры и спорта. Иными словами, сегодня даже тренер-преподаватель по спорту сталкивается с необходимостью решать экономические проблемы, возникающие в процессе производства и предоставления физкультурноспортивных, физкультурно-оздоровительных или зрелищных услуг, поэтому бакалаврам по физической культуре необходимы экономические знания и умения, позволяющие им наиболее эффективно выполнять свою профессиональную деятельность, используя при этом минимум ресурсов и получая максимум результата.
Процесс формирования профессиональной компетенции, содержащей в себе педагогическое и экономическое ядро, требует решения ряда проблем, таких как:
1. Уточнение понятия «профессиональная компетенция», содержащей в себе педагогическое и экономическое начало и методики ее формирования у будущих бакалавров по физической культуре.
2. Определение места данной профессиональной компетенции, объединяющей в себе педагогические и экономические характеристики, в системе подготовки будущего бакалавра по физической культуре.
3. Выявление основных средств формирования профессиональной компетенции согласно содержанию экономических и педагогических дисциплин, изучаемых в университете физической культуры и спорта.
4. Составление модели формирования профессиональной компетенции, основывающейся на требованиях к подготовке бакалавров по физической культуре и содержанию экономических и педагогических дисциплин, преподаваемых в вузе.
5. Разработка основных критериев и показателей для выявления уровня сформированности профессиональной компетенции у выпускников вуза физической культуры и спорта.
Процесс формирования профессиональной компетенции подразумевает решение вышеперечисленных проблем. В ходе решения первой проблемы нами была дана четкая формулировка такого понятия как «профессиональная компетенция», было выделено и определено педагогическое и экономическое ядро данной компетенции. Основной наукой для студентов вуза физической культуры и спорта является педагогика, т. к. будущая профессиональная деятельность выпускников носит педагогический характер. Но, так как мы сегодня живем в условиях рыночной экономики, то минимальные знания в области экономических процессов, проходящих на территории нашей страны, необходимо знать всем гражданам, включая работников физической культуры и спорта.
В ходе решения второй проблемы, связанной с определением места данной профессиональной компетенции в системе подготовки будущего
бакалавра по физической культуре было выявлено, что одной из основных профессиональных компетенций, формируемых у студентов в процессе обучения, является именно данная компетенция.
Данная компетенция занимает лидирующее положение в процессе подготовки бакалавров по физической культуре и формируется не только на протяжении всего периода обучения в вузе физической культуры, но и на рабочем месте выпускника.
В результате решения третьей проблемы нами были выявлены основные средства формирования профессиональной компетенции согласно содержанию экономических и педагогических дисциплин, преподаваемых в университете физической культуры и спорта. Нами были определены основные дисциплины, непосредственно участвующие в формировании данной профессиональной компетенции, к которым относятся: «Педагогика и психология», «Социальная педагогика», «Педагогика физической культуры», «Экономика», «Экономика физической культуры», «Маркетинг физической культуры», «Менеджмент физической культуры».
Физическая культура и спорт были всегда связаны с педагогикой, но на сегодняшний день они связаны и с экономикой, причем эта связь носит взаимозависимый характер. Двойственный характер проявляется в том, что в первую очередь физическая культура и спорт оказывают огромное влияние на экономику страны: повышается средняя продолжительность жизни, увеличивается работоспособность населения, снижается уровень заболеваемости, происходит сплочение и объедение населения страны посредством развития, как зрелищных спортивных мероприятий, так и массового спорта.
Освоение таких дисциплин как «Педагогика физической культуры», «Экономика физической культуры», «Маркетинг физической культуры» и «Менеджмент физической культуры» направлены на формирование профессиональной компетенции у бакалавров по физической культуре. В процессе изучения названных дисциплин осуществляется подготовка будущего
бакалавра к профессиональной педагогической, тренерской деятельности, выражающейся в способности и готовности студента применять полученные знания в области воспитания и обучения подрастающего поколения, в области бюджетного и внебюджетного финансирования спортивных организаций.
В ходе решения четвертой проблемы нами была разработана модель формирования профессиональной компетенции, основывающейся на требованиях к подготовке бакалавров по физической культуре и содержанию экономических и педагогических дисциплин, которая включает три основных уровня: методологический, учебно-методический и результативный уровни.
Кроме того, был разработан комплекс педагогических условий, способствующих формированию профессиональной компетенции у бакалавров по физической культуре:
• учет межпредметных связей гуманитарных, социально-экономических и профессиональных дисциплин;
• решение ситуационных задач на практических занятиях по циклу педагогических и экономических дисциплин;
• прохождение практики в спортивных организациях в качестве спортивных менеджеров и в качестве тренеров-преподавателей;
• осознание перспективы будущей профессиональной деятельности и создание портфолио своих достижений.
В ходе решения пятой проблемы формирования профессиональной компетенции были разработаны основные критерии для выявления уровня сформированности профессиональной компетенции у выпускников вуза физической культуры и спорта, предполагающей сформированные знания педагогической и экономической направленности.
Нами были выделены три уровня сформированности профессиональной компетенции: низкий (недостаточный), средний (минимально-допустимый или достаточный) и высокий (повышенный). Для определения уровня сформированности профессиональной компетенции нами были разработаны
основные критерии: мотивационно-личностный критерий, информационно-знаниевый критерий и деятельностно-практический критерий.
В соответствии с выделенными критериями нами были разработаны показатели, свидетельствующие о сформированности у студентов вуза профессиональной компетенции. Разработанные показатели характеризуют объем, глубину и правильность знаний, выработку умения применять полученные знания, а также способность решать разнообразные задачи личной и профессиональной самореализации.
При подготовке бакалавра по физической культуре и спорту важно учитывать необходимость формирования профессиональных компетенций, т. к. их отсутствие влечет за собой снижение уровня профессионализма и отталкивает большинство потенциальных потребителей услуг физической культуры и спорта.
Таким образом, формирование профессиональной компетенции для выпускника физкультурного вуза, содержащей в себе педагогическую и экономическую составляющую, является одним из основных факторов готовности к их дальнейшей профессиональной деятельности.
Библиографический список
1. Афанасьев В.Г. Моделирование как метод исследования социальных систем // Системные исследования. Методологические проблемы: Ежегод. - М., 1982. - С. 29-30.
2. Банько Н.А. Формирование профессионально-педагогической компетенции будущих инженеров: Дис. канд. пед. наук. - Волгоград, 2002. - С. 9-39.
3. Болонский процесс Компетентностный подход
http://www.socю.msu.m/?s=mam&p=bologne&t=03
4. Зеер Э.Ф. Профессионально-образовательное пространство личности. - Екатеринбург, 2002. - 126 с.
5. Лернер И.Я. Дидактические основы методов обучения. - М.: Педагогика, 1981. - 184 с.
6. Уайт Р.У. Пересмотр мотивации: понятие компетенции [Текст] / Уайт Р.У. // Журнал по психологии. 1959. № 66.
7. Спенсер ЛМ. История и современные методы оценки компетентности [Текст] / Спенсер ЛМ., Макклелланд Д.С, Спенсер ЛМ. // Документ, пред-
ставленный на Американской Психологической Ассоциации ежегодной конференции, Бостон: McBer. 1990, август.
Bibliography
1. Afanasyev, V.G. Modeling as a Method for Studying Social Systems // Systematic Research. Methodological Problems: Yearbook [Text]. - М., 1982. - P.
29-30.
2. Banko, N.A. Formation of Professional and Pedagogical Competence of Future Engineers: Diss ... Cand. of Ped. [Text]. - Volgograd, 2002. - P. 9-39.
3. Lerner, I.Ya. Didactic Fundamentals of Learning [Text]. - М.: Pedagogics, 1981. - 184 p.
4. Spencer, L.M. A History and State of the Art of Job Competency Assessment Methods [Text] / Spencer L.M., McClelland D.C., Spencer S.M. // Paper Presented at the American Psychological Association Annual Conference, Boston: McBer. 1990, August.
5. The Bologna Process: Competence Approach [Electronic Resource]. -Access Mode: http://www.socio.msu.ru/?s=main&p=bologne&t=03
6. White, R.W. Motivation Reconsidered: The Concept of Competence [Text] / White R. W. // Psychological Review. - 1959. - № 66.
7. Zeer, E.F. Professional and Educational Environment of the Individual [Text]. - Yekaterinburg, 2002. - 126 p.