УДК 76.8 ББК 54.6
Ломовцева Ольга Викторовна
преподаватель
кафедра гуманитарных и социально-экономических дисциплин
Екатеринбургский филиал Уральского государственного университета физической культуры
г. Екатеринбург Lomovtseva Olga Viktorovna Lecturer
Chair of Liberal Arts and Socio-Economic Disciplines
Yekaterinburg Branch of the Ural State Physical Training University
Yekaterinburg
Основные этапы формирования педагогико-экономической компетенции у студентов колледжа физической культуры Basic Stages of the Students' Pedagogical-and-Economic Competence Forming at a Physical Training College
В статье описываются основные этапы формирования педагогико-экономической компетенции в профессиональной подготовке специалиста по физической культуре и спорту. Педагогико-экономическая компетенция базируется на интеграции экономических и педагогических компетенций в результате образовательного процесса в колледже физической культуры и спорта.
The article describes the basic stages of the professional training of the physical training specialists' pedagogical-and-economic competence forming. Pedagogical-and-economic competence is based on the integration of the economic and pedagogical competences as a result of the educational process at a Physical Training and Sport College
Ключевые слова: педагогико-экономическая компетенция, среднее профессиональное образование, специалист по физической культуре и спорту.
Key words: pedagogical-and-economic competence, secondary professional education, physical training and sport specialist.
На сегодняшний день физическая культура и спорт представляют собой
отрасль народного хозяйства, услуги которой все больше и больше пользуются спросом. Развитие физической культуры и спорта является прерагативным направлением государственной политики современной России. Количество организаций, производящих услуги данной отрасли, в последние годы систематически увеличивается.
Персонал физкультурно-спортивных организаций является важнейшей составной частью производимых социально-культурных услуг, одним из основных факторов конкурентоспособности той или иной организации. Соответственно качество производимых услуг и уровень развития данной сферы напря-
мую зависят от профессионализма и компетентности ее работников. Примером этого являются результаты зимней олимпиады 2010 года в Ванкувере: из-за недостатка квалифицированных специалистов (тренеров), из-за некомпетентности руководителей в вопросах управления и развития физической культуры и спорта, Россия не вошла даже в десятку стран - победительниц Олимпиады 2010 года.
В результате назревает насущный вопрос о необходимости подготовки высококвалифицированных кадров, достаточно компетентных в области физической культуры и спорта. Колледж физической культуры занимается подготовкой таких специалистов, которые разбираются в современной рыночной ситуации, владеют методам и средствами развития физической культуры, используют инновационные подходы в своей профессиональной деятельности, т. е. таких работников, которых с уверенностью можно назвать компетентными специалистами в области физической культуры и спорта.
Меняющиеся социально-экономические условия требуют подготовки квалифицированных специалистов среднего звена, не только владеющих специальными знаниями, но и обладающих определенными качествами, обеспечивающими их конкурентоспособность и профессиональную мобильность.
В связи с этим характерной особенностью современного этапа развития образования является формирование профессиональных компетенций, которые обеспечивают готовность выпускников к адаптации и самореализации в условиях рынка труда современного общества. У специалиста в области физической культуры и спорта должны быть сформированы коммуникативная компетенция, должны быть знания в области физической культуры и спорта, специалист должен обладать компьютерной грамотностью, желанием и способностью к непрерывному повышению уровня образования.
Социально-экономическая ситуация подтверждает актуальность формирования профессиональных компетенций, среди которых ведущее место отводится формированию педагогико-экономической компетенции, жизненно необходимой для успешного профессионального развития и карьерного роста специалиста в сфере физической культуры.
Под педагогико-экономической компетенцией мы понимаем совокупность знаний, умений и навыков, обеспечивающих готовность специалиста к самостоятельному выполнению профессиональной деятельности, направленной на развитие физической культуры и спорта с точки зрения экономической эффективности и материальной выгоды в данной сфере.
Формирование данной компетенции у специалистов по физической культуре и спорту имеет большое значение. Специалист данной отрасли должен отвечать соответствующим критериям и требованиям, уметь работать с людьми, владеть педагогическими приемами, инновационными методами работы, анализировать и использовать экономическую, политическую, правовую информацию для оптимизации своей профессиональной деятельности. Данный процесс невозможен без освоения необходимых и систематизированных знаний, которые являются важным элементом профессиональной подготовки будущих специалистов.
Для становления экономически грамотного специалиста необходимо развитие экономической компетенции.
Под экономической компетенцией мы понимаем знания, умения, навыки, а также личностное отношение к социально-экономическим процессам, происходящим в обществе. Экономическая компетенция предполагает формирование способности студентов принимать конкретные решения при оценивании своих финансовых возможностей и платежеспособного спроса с учетом имеющихся доходов в современных рыночных условиях.
Так, понятие экономической компетентности уже рассматривалось Е.А. Фадеевой в работе «Становление экономической компетентности у старшеклассников». Фадеева Е.А., основываясь на компетенциях, разработанных совместно шведскими и американскими учеными, определяет ««экономическую компетентность» как сумму знаний, умений и навыков в широком смысле, приобретаемых в процессе школьного и внешкольного образования. Развитие экономической компетентности личности происходит и обусловливается всем процессом образования и является интеграцией интеллектуальных, мо-
ральных, социальных, эстетических, политических и экономических аспектов знаний». [8]
Для специалистов в сфере физической культуры и спорта наличие только экономической компетентности не характерно, так как данная отрасль напрямую связана с педагогикой. В первую очередь выпускники колледжа физической культуры - это будущие учителя, тренеры, методисты, инструктора по физической культуре и спорту, а потом уж спортивные менеджеры, финансисты и маркетологи, поэтому при подготовке специалистов по физической культуре основной упор необходимо делать на педагогику, а не на экономику. С этой точки зрения для выпускников данного учебного заведения первостепенным является формирование педагогико-экономической компетенции. Данное понятие находится на стыке двух наук - педагогики и экономики. Одной из основных наук в колледже физической культуры является педагогика, так как будущая профессиональная деятельность выпускников данного колледжа носит педагогический характер.
Формирование данной компетентности у студентов, обучающихся по специальности физическая культура и спорт, требует усвоения определенных знаний и формирования определенных навыков, а именно:
1. Знаний основ экономики, экономических прав и обязанностей личности в обществе, формирование умений анализировать и рассчитывать свой бюджет, оценивать возможные варианты получения дополнительных финансовых средств, становление своего личного мнения относительной современной жизненной ситуации или экономической политики государства.
2. Практическое применение экономических знаний в сфере физической культуры, выражающихся в способности и готовности студента применять полученные знания в области бюджетного и внебюджетного финансирования спортивных организаций, в способности составлять бюджет конкретного спортивного мероприятия, в разработке мероприятий по привлечению спонсоров и меценатов и т. д.
3. Знание основ педагогики, педагогических закономерностей работы с детьми разных возрастов.
4. Формирование навыков применения педагогических технологий, направленных на обучения и воспитание потребителей физкультурно-спортивных услуг.
Процесс формирования педагогико-экономической компетенции требует решения ряда проблем, таких как:
1. Уточнение понятия «педагогико-экономическая компетенция» и методики ее формирования у будущих специалистов по физической культуре и спорту.
2. Определение места педагогико-экономической компетенции в системе подготовки специалиста по физической культуре и спорту.
3. Выявление основных средств формирования педагогико-экономи-ческой компетенции согласно содержанию экономических и педагогических дисциплин, преподаваемых в колледже физической культуры и спорта.
4. Разработка основных критериев для выявления уровня сформиро-ванности педагогико-экономической компетенции у выпускников колледжа физической культуры и спорта.
Компетентность и компетенции - понятия не новые, но в то же время, на сегодняшний день очень четко разграничить эти понятия практически невозможно. Разные педагогические направления и школы трактуют эти понятия по-разному: одни говорят, что компетенция - это знания, а компетентность - умения (действия), другие наоборот. Тем не менее, все сходятся на одном: компетенция и компетентность - это две стороны одного целого, они неразлучны и дополняют друг друга. Любой человек (школьник, студент, гражданин) должен иметь определенный круг компетентностей и иметь возможность применять свои компетенции.
На заседании Президиума Учебно-методического совета по философии, политологии и религиоведению МГУ им. М.В.Ломоносова 3 ноября 2005 года было утверждено, что "компетентность" - это предметная область, в которой
индивид хорошо осведомлен, а "компетенция" - интегрированная характеристика качеств личности, выступающая как результат подготовки выпускника для выполнения деятельности в определенных областях. [1].
Согласно классификации Зеера Э.Ф. компетенции можно классифицировать на общенаучные, общепредметные и специальные [3]. В свою очередь пе-дагогико-экономическая компетенция может быть и общенауной и общепредметной и специальной. Это напрямую зависит от дисциплин, преподаваемых в том или ином учебном заведении, а также от того, в какой сфере (личной или профессиональной) они будут применяться.
Процесс формирования педагогико-экономической компетенции состоит из нескольких этапов.
На первом этапе проектирования определяются минимальные систематизированные перечни компонентов учебного предмета, необходимых для составления предметных компетенций:
1. Объекты реальной действительности: экономические явления (эластичность спроса и предложения, издержки и рентабельность производства, деньги и инфляция, экономическая политика государства и внешняя торговля, валюта и колебания валютного курса) и педагогические технологии, педагогические методы и средства обучения.
2. Общекультурные знания об изучаемой действительности: экономические и педагогические законы и закономерности, экономические расчеты и графики, исторические аспекты развития педагогической науки, значимые факты, идеи и гипотезы, альтернативные подходы к производственному процессу и др. знания, которые выработаны человечеством по отношению к обществу и его членам.
3. Общие и общеучебные умения, навыки, способы деятельности по отношению к экономическим и педагогическим дисциплинам: применение основ микроэкономики в процессе покупки-продажи какого-либо товара, анализ собственных желаний и денежных возможностей и потребительский выбор, анализ уровня своих финансов и способы инвестирования денежных средств, умение
вести педагогическую деятельность, правильно использовать педагогические методы в работе с различными категориями обучаемых.
На втором этапе проектирования педагогико-экономической компетенции необходимо построить дерево компетенций, которое систематизирует все уровни основных компетенций: ключевых, общепредметных, предметных.
Результатом реализации этого этапа является разработка общепредметных компетенций интегрирующих в себе знания и навыки, полученные в результате усвоения экономических и педагогических дисциплин.
Обобщение предметных компетенций до уровня общепредметных происходит постепенно по двум путям: а) по общим для разных учебных предметов реальным объектам познавательной действительности; б) по общим умениям, навыкам и способам действий.
Для формирования педагогико-экономической компетенции у студентов колледжа физической культуры основными дисциплинами являются «Основы экономики», «Основы финансирования, кредитования и налогообложения», «Экономика физической культуры», «Маркетинг физической культуры», «Менеджмент физической культуры», «Педагогика», «Педагогика физической культуры», «Социальная педагогика». Основным объектом изучения данных дисциплин является эффективное использование имеющихся ресурсов в условиях их нехватки и ограниченности для получения ожидаемого результата от профессиональной или личной деятельности. Все выше перечисленные дисциплины изучают понятие ограниченности ресурсов (финансовых, трудовых, материальных, информационных, природных и др.) и их наилучшее использование. К общим умениям, навыкам и способам действий среди вышеперечисленных дисциплин относят умения рассчитывать как личный бюджет, так и бюджет конкретной спортивной организации; умения рассчитывать окупаемость и рентабельность материального и физического капитала как в профессиональной деятельности (например, спортивного инвентаря или рабочего времени), так и в повседневной жизни; навыки составления и анализа трудовых договоров
и спортивных контрактов; разработка и реализация учебных программ, методик и др.
Третий этап формирования педагогико-экономической компетенции представляет собой становление общепредметных компетенций и базируется на развитии предметных компетенций.
Динамика развития предметных компетенций предполагает, что с течением времени обучения увеличивается количество и качество освоенных студентом элементов компетенции, происходит изменение или расширение объектов, к которым относится данная компетенция; компетенции интегрируются, взаимодействуют между собой, образуя комплексные личностные новообразования.
Так формирование общепредметной педагогико-экономической компетенции базируется на интеграции экономических и педагогических компетенций, в основе которых лежит совокупность:
• Знаний, умений и опыта деятельности в сфере экономики: знать основы рыночной экономики, экономические системы, основы экономической политики государства, уметь пользоваться законом равновесия спроса и предложении, анализировать причины инфляции и ее последствия, рассчитывать издержки и прибыль производства, уметь действовать в защиту своих прав и свобод в условиях рынка, анализировать внешнеэкономические отношения между странами дальнего и ближнего зарубежья.
• Знаний, умений и опыта деятельности в области педагогики: знание закономерностей воспитания, образовании и обучения подрастающего поколения, проведение педагогических исследований и внедрение педагогических инноваций в образовательный процесс, формирование умений применять полученные знания для достижения поставленной цели.
Четвертый этап относится к разработке методики использования педаго-гико-экономической компетенции.
Таким образом, становление педагогико-экономической компетенции для выпускника колледжа физической культуры является одним из основных показателей готовности специалиста к дальнейшей профессиональной деятельности.
Библиографический список
1. Болонский процесс. Компетентностный подход. http://www.socio.msu.ru/?s=main&p=bologne&t=03
2. Бурмистрова, Н.А. Математическое моделирование экономических процессов как средство формирование профессиональной компетентности будущих специалистов финансовой сферы [Текст] / Н.А. Бурмистрова // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. - 2009. - № 9. - С. 29-39.
3. Зеер, Э.Ф. Профессионально-образовательное пространство личности [Текст] / Э.Ф. Зеер. - Екатеринбург, 2002. - 126 с.
4. Матвеева, Т. А. Образовательная траектория студента в поле формирования профессиональной компетентности [Текст] / Т.А. Матвеева, Г.Д. Бухарова // Образование и наука: Изв. УрО РАО. - 2008. - № 2. - С. 81-87.
5. Мокроносов, А.Г. Экономическая теория: потенциал и научная практика [Текст] / А.Г. Мокроносов, С.И. Пономарева // Образование и наука: Изв. УрО РАО. - 2008. - № 2. -С. 30-39.
6. Нестеров, В.В. Педагогическая компетентность[Текст] : учебное пособие / В.В. Нестеров, А.С. Белкин. - Екатеринбург: Учеб. книга, 2003 - 186 с.
7. Старикова, Л.Д. Самообразовательная деятельность студентов в условиях модернизации профессионального экономического образования [Текст] / Л.Д. Старикова // Образование и наука: Изв. УрО РАО. - 2008. -№ 9. - С. 67-75.
8. Фадеева, Е.А. Становление экономической компетентности у старшеклассников [Текст] / Е.А. Фадеева, http://borytko.nm.ru/papers/subject5_1/fadeeva.htm
Bibliography
1. Bolognese Process. Competence Approach [Electronic Resource]. - Access Mode: http://www.socio.msu.ru/?s=main&p=bologne&t=03
2. Burmistrova, N. A. Mathematical Modeling of the Economic Processes as a Means of Future Financial Specialists' Professional Competence Forming [Text] / N.A. Burmistrova // Herald of Chelyabinsk State Pedagogical University. - 2009. - №9. - P. 29-39.
3. Fadeeva, E. A. Senior Pupils' Economic Competence Forming [Electronic Resource] / E. A. Fadeeva. - Access Mode: http://borytko.nm.ru/papers/subject5 1/fadeeva.htm
4. Matveeva, T. A., Bukharova, G. D. A Student's Educational Trajectory in the Sphere of Professional Competence Forming [Text] / T.A. Matveeva, G.D. Bukharova // Education and Science. - 2008. - № 2. - P. 81-87.
5. Mokronosov, A. G., Ponomareva, S. I. Economic Theory: Potential and Scientific Practice [Text] / A.G. Mokronosov, S.I. Ponomareva // Education and Science, 2008. - № 2. - P. 30-39.
6. Nesterov, V. V. Pedagogical Competence: Tutorial [Text] / V. V. Nesterov, A. S. Belkin. - Yekaterinburg: Textbook, 2003. - 186 p.
7. Starikova, L. D. Students' Self-Educational Activity Under the Conditions of Professional Economic Education Modernization [Text] / L.D. Starikova // Education and Science. - 2008. - № 9. - P. 67-75.
8. Zeer, E. F. Personality's Professional and Educational Space [Text] / E. F. Zeer. -Yekaterinburg, 2002. - 126 p.