Научная статья на тему 'Становление экономической компетентности у студентов колледжа физической культуры'

Становление экономической компетентности у студентов колледжа физической культуры Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
160
47
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКОНОМИЧЕСКАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА / ECONOMIC COMPETENCE / VOCATIONAL TRAINING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ломовцева О. В.

В статье автор рассматривает процесс становления экономической компетентности студентов колледжа физической культуры как повышение конкурентоспособности выпускников на рынке труда.I

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

n article the author considers process of formation of economic competence of students of college of physical training as increase of competitiveness of graduates on a labour market.

Текст научной работы на тему «Становление экономической компетентности у студентов колледжа физической культуры»

СТАНОВЛЕНИЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ У СТУДЕНТОВ КОЛЛЕДЖА ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

ЛОМОВЦЕВА О.В.

В статье автор рассматривает процесс становления экономической компетентности студентов колледжа физической культуры как повышение конкурентоспособности выпускников на рынке труда.

Социальные и политические изменения, переход экономики на новые рыночные отношения предъявляют новые требования к уровню жизни, к образу жизни, к качеству жизни каждого гражданина и вызывают необходимость в новом подходе к проблеме социальной и профессиональной самореализации личности.

Экономическая ситуация, сложившаяся в нашей стране, затрагивает абсолютно все слои населения, независимо от социального статуса, начиная со школьного возраста и заканчивая глубокой старостью. На сегодняшний день вопросы, связанные с получением информации у нас в стране практически решены, т.е. используя газеты, журналы, СМИ, Интернет-ресурсы люди могут получить интересующую их информацию, касающуюся социальных, экономических, политических изменений, происходящих в современной жизни. Но возникает другой вопрос: насколько вся эта информация является доступной для понимания. Всегда ли человек, получающий необходимую информацию, может правильно ее понять и использовать в своих целях. Особенно остро эта проблема касается людей пенсионного возраста. Решать эту проблему в первую очередь должны социальные службы.

Не менее остро эта проблема стоит и у подрастающего поколения. В наиболее трудном положении в современной ситуации оказались молодые люди, находящиеся в подростковом и юношеском возрасте. Развивать у них экономическую и социальную грамотность - это задача учреждений среднего и высшего профессионального образования. Формированию экономической грамотность молодежи способствует становление и развитие экономических компетенций.

Компетентность и компетенция - понятия не новые, но, в то же время, четко разграничить эти понятия с точки зрения педагогики практически невозможно. Разные педагогические направления и школы трактуют эти понятия по-разному: одни говорят, что компетенция - это знание, а компетентность - умение (действие), другие наоборот. Тем не менее, все сходятся на одном: компетенция и компетентность - это две стороны одного целого, они неразлучны и дополняют друг друга. Любой человек (школьник, студент, гражданин) должен иметь определенный круг компетентностей и иметь возможность применять свои компетенции.

Также особого внимания заслуживает деление компетентностей и компетенций на виды. Чаще всего компетенции делят на ключевые, общепредметные и предметные (Хуторский А.В.) [1]. А.К. Маркова выделяет специальную, социальную, личностную и индивидуальную виды профессиональной компетенции [4]. Проект TUNING (настройка образовательных структур в Европе) делит компетенции на академические и общие [8]. Зеер Э.Ф. выделяет узкопрофессиональные, полипро-фессиональные и экстрафункциональные компетенции [3].

Компетентности, согласно Н.В. Кузьминой делятся на специальные и профессиональные компетентности преподаваемой дисциплины, методические компетентности в области способов формирования знаний учащихся, социально-психологические компетентности в области процессов общения, дифференциально-психологические компетентности в области мотивов,

In article the author considers process of formation of economic competence of students of college of physical training as increase of competitiveness of graduates on a labour market.

способностей учащихся, аутопсихологические компетентности в области достоинств и недостатков собственной деятельности и личности [4].

Экономическая ситуация, сложившаяся в нашей стране предъявляет к современному специалисту целый ряд новых требований, которые недостаточно учтены или совсем не учтены в программах подготовки специалистов. Эти требования, предъявляемые работодателями, носят надпредметный характер, отличаются универсальностью и предполагают подготовку специалиста, обладающего высоким уровнем профессионализма. Современное профессиональное образование зависит в определенной степени от рынка труда, поэтому основной задачей учебных заведений является повышение конкурентоспособности выпускников. Основным условием для успешной профессиональной деятельности выступают не разрозненные знания, а обобщенные умения и навыки, проявляющиеся в способности решать жизненные и профессиональные проблемы, которые представляют собой компетентность.

Для повышения качества профессиональной подготовки выпускников колледжа физической культуры первостепенным является становление у студентов профессиональных компетенций. Одной из разновидностей профессиональных компетенций у студентов данного колледжа является экономическая компетентность. К разработке этой компетенции необходимо привлекать все заинтересованные стороны: работодателей, берущих на работу выпускников учебных заведений; региональные и муниципальные органы управления образованием, занимающиеся разработкой и утверждением государственных образовательных стандартов; студентов, выбравших для себя эту сферу как свою будущую профессиональную деятельность.

Рассматривая образовательный процесс в колледже физической культуры мы классифицируем компетенций на общенаучные, общепредметные и специальные. В свою очередь экономические компетенции могут быть и общенаучными и общепредметными и специальными. Это напрямую зависит от дисциплин, преподаваемых в учебном заведении, а также от того, в какой сфере (личной или профессиональной) они будут применяться.

Так в колледже физической культуры развитие экономической компетенции происходит посредством преподавания сразу нескольких экономических дисциплин таких как «Основы экономики», «Основы финансирования, кредитования и налогообложения», «Экономика физической культуры», «Маркетинг физической культуры», «Менеджмент физической культуры».

Обратим внимание, что такие дисциплины как «Основы экономики» и «Основы финансирования, кредитования и налогообложения» направлены на развитие общенаучной экономической компетенции. Они формируют определенные знания в области общей экономики: позволяют ориентироваться в современных рыночных условиях, развивают умения рассчитывать свой бюджет, оценивать возможные варианты получения дополнительных финансовых средств (например, получение кредита или вложение денег в банк под проценты), участвуют в формирования своего личного мнения относительно той или иной экономической ситуации или экономической политики государства.

Такие дисциплины как «Экономика физической культуры», «Маркетинг физической культуры» и «Менеджмент физической культуры» участвуют в становлении общепредметной экономической компетенции. Изучение этих дисциплин помогает студенту колледжа физической культуры готовиться к будущей профессиональной деятельности, так как они направлены на развитие экономических знаний и умений в сфере физической культуры. На сегодняшний день и физическая культура и спорт неразрывно связаны с экономикой, причем эта связь носит взаимозависимый характер. Двойственный характер проявляется в том, что в первую очередь физическая культура и спорт оказывают огромное влияние на экономику страны: повышается средняя продолжительность жизни, увеличивается работоспособность населения, снижается уровень заболеваемости, обеспечивается сплочение и объедение населения страны посредством развития как зрелищных спортивных мероприятий, так и массового спорта. В

свою очередь экономика также оказывает влияние на физическую культуру и спорт. Это проявляется в финансировании данной отрасли, в строительстве спортивных сооружений, в проведении физкультурно-спортивных мероприятий, в подготовке национальных спортивных команд, в оплате труда работников сферы физической культуры и спорта, в разработке нормативов и стандартов, в развитии предприятий спортивной промышленности и т.д. Таким образом, знания, умения и навыки, получаемые в процессе усвоения вышеперечисленных экономических дисциплин позволяют выпускнику колледжа физической культуры быть компетентным в узкоспециализированных вопросах своей профессиональной деятельности.

Ну и, наконец, такая дисциплина как «Экономика физической культуры» направлена на формирование специальной экономической компетенции, сводящейся к применению полученных знаний в сфере экономики физической культуры. Эта компетенция выражается в способности и готовности студента применять полученные знания в области экономики физической культуры, в способности составлять бюджет конкретной организации или спортивного мероприятия, в разработке мероприятий по обеспечению рентабельности спортивных соревнований, в способности составлять спортивные контракты и определять возможные величины гонораров физкультурников и спортсменов, в разработке мероприятий по привлечению спонсоров и меценатов, в процедуре определения цены на те или иные физкультурно-спортивные услуги, в умении проводить сегментацию рынка спортивных услуг в зависимости от демографических и социальных факторов.

Таким образом, становление экономической компетенции для выпускника колледжа физической культуры является одним из основных факторов готовности к дальнейшей профессиональной деятельности.

Развитие экономической компетентности у студентов колледжа физической культуры - это поэтапный процесс, занимающий по меньшей мере два года обучения в данном учебном заведении. Он включает в себя организацию образовательного процесса, развитие экономических способностей и формирование финансово-экономических умений. Предполагаемый результат - сформированность экономической компетентности определенного уровня.

Изначально, развивать экономическую грамотность предполагается с формирования общенаучной экономической компетентности, так как она является определяющей и способствует становлению студента как грамотного, образованного, ответственного, дееспособного гражданина нашей страны. Иными словами, общенаучная экономическая компетенция способствует становлению мобильной, динамичной, обретающей устойчивость в жизни личности, способной к самореализации и саморазвитию. На втором этапе необходимо формировать специальную экономическую компетентность, так как она является основным видом профессиональной деятельности выпускника колледжа физической культуры. Специальная экономическая компетентность формируется в течение полутора лет обучения и предполагает максимальную отдачу студента образовательному процессу.

На завершающем этапе проводится контроль достигнутых результатов, состоящий в проверке и диагностике не столько теоретических знаний, сколько практических навыков, приобретенных студентами в образовательном процессе по циклу экономических дисциплин. Основным показателем данного этапа являются профессиональные умения, которые студенты демонстрируют на практике в детских юношеских спортивных школах на последнем курсе обучения в данном учебном заведении.

Предложенная структурная, модель процесса развития экономической компетентности предполагает формирование экономических и управленческих умений студентов на высокопрофессиональном уровне.

Сегодня образование должно быть сфокусировано на достижении двух взаимосвязанных целей: успешности социализации подрастающего поколения в современных условиях и саморазвитии человека как субъекта деятельности. Для этого важно обеспечить единство профес-

сиональной и жизненной перспективы молодежи, сформировать готовности выпускников к будущей профессиональной деятельности и реализации индивидуальных жизненных целей.

Формирование экономической компетентности студентов колледжа физической культуры позволит развить новые модели поведения в сфере труда, новое отношение к профессиональной подготовке и повышению ее значимости, реализацию трудового потенциала в многообразных формах занятости и будет способствовать оптимизации процессов адаптации молодежи к новым социально-экономическим условиям жизни.

Библиографический список

1. Баева Г.И. Формирование теоретических основ профессиональной компетентности будущего педагога [Текст] / Г.И. Баева http://revolution.allbest.ru/pedagogics/00031046_0.html

2. Болонский процесс. Компетентностный подход. http://www.socio.msu.ru/?s=main&p=bologne&t=03

3. Зеер Э.Ф. Профессионально-образовательное пространство личности [Текст] / Э.Ф. Зеер, Рос. гос. проф.-пед.ун-т; Нижнетагил. гос. проф. колледж им. Н.А. Демидова. Екатеринбург, 2002. 126с.

4. Зимняя И.А. Ключевые компетенции - новая парадигма результата современного образования [Текст] / И.А. Зимняя // Интернет-журнал «Эйдос». -http://www.eidos.ru/journal/2006/0505.htm.

5. Ибрагимов Г.И. Компетентностный подход в профессиональном образовании. [Текст] / Г.И. Ибрагимов

http://ifets.ieee.org/russian/depository/v10_i3/pdf/3_Ibragimov.pdf

6. Тукачев Ю.А. Образовательные и профессиональные стандарты: поиск теоретикометодологических оснований [Текст] / Ю.А. Тукачев //Психология профессиональнообразовательного пространства личности: сб. науч. ст. / Науч. ред. д.пс.н., профессор Глуха-нюк Н.С. Екатеринбург, 2003. с. 142 - 148.

7. Хуторской А.В. Технология проектирования ключевых и предметных компетенций [Текст] / А.В. Хуторской // Интернет-журнал «Эйдос». -http://www.eidos.ru/journal/2005/1212.htm.

8. Шарков Феликс: Компетентностный подход при подготовке бакалавров и

магистров [Текст] / Ф. Шарков http://kadry.viperson.ru/wind.php?ID=583295&soch=1

Ключевые слова: экономическая компетентность, профессиональная подготовка.

Keywords: economic competence, vocational training.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.