УДК 378.14.015.62
РАЗВИТИЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНЦИИ СПОРТИВНЫХ МЕНЕДЖЕРОВ В ПЕРИОД ОБУЧЕНИЯ В ВЫСШЕЙ ШКОЛЕ
Ольга Викторовна Ломовцева, преподаватель, Екатеринбургский институт физической культуры (филиал) ФГБОУВО «УралГУФК»
Аннотация
Экономическая компетенция одна из основных профессиональных компетенций будущих менеджеров по физической культуре и спорту. Для становления данной компетенции у студентов физкультурного вуза была разработана модель формирования экономической компетенции менеджеров по физической культуре и спорту и внедрен в образовательный процесс комплекс организационно-педагогических условий ее развития. В статье отражены результаты экспериментального исследования, подтверждающие положительную динамику развития экономической компетенции спортивных менеджеров в период обучения в высшей школе.
Ключевые слова: экономическая компетенция, спортивный менеджер, организационно-педагогические условия, критерии и уровни сформированности экономической компетенции.
DEVELOPMENT OF ECONOMIC COMPETENCIES OF SPORTS MANAGERS IN THE PERIOD OF STUDY AT HIGHER SCHOOL
Olga Victorovna Lomovtseva, the teacher, The Ekaterinburg Institute of Physical Culture (branch) of Ural State University Physical Culture, Ekaterinburg
Annotation
Economic competence is one of the basic professional competences of future managers for physical culture and sport. For the development of this competence at students of sports higher school there was worked out the model of formation of economic competence for managers of physical culture and sports and the complex of organizational-pedagogical conditions was implemented into the educational process. The article reflects the results of the experimental study confirming the positive development of the economic competencies of sports managers in the period of study at higher school.
Keywords: economic competence, sports manager, organizational-pedagogical conditions, criteria and levels of formation of economic competence.
ВВЕДЕНИЕ
В последнее время категория компетенции становится показателем нового подхода к человеческим ресурсам. Люди, имеющие определенные компетенции, становятся способными устанавливать связь между знаниями и ситуацией, в которой эти знания применяются. Современное экономическое общество выдвигает новую систему ценностей, основу которой составляют высококвалифицированные работники всех отраслей народного хозяйства, то есть компетентные специалисты.
Отрасль физической культуры и спорта не является исключением из этого правила. Коммерциализация отрасли в целом, увеличение количества занимающихся физической культурой и спортом среди населения нашей страны, активное развитие индустрии спортивных товаров, международные трансферты спортсменов и тренеров, организация и проведение крупных спортивных мероприятий требуют наличия профессионально подготовленных управленцев (менеджеров), обладающих совокупностью административно -хозяйственных полномочий, способных добиваться экономического развития физической культуры и спорта в нашей стране.
Таким образом, высококвалифицированные спортивные менеджеры должны знать (основываясь на требованиях, разработанных И.И. Переверзиным [1]): основы экономики и финансово-хозяйственной деятельности, механизм расчета основных экономических показателей, технологию заполнения финансовой документации спортивной организа-
ции, методику использования маркетинговых стратегий реализации физкультурных услуг и процедуру составления экономических прогнозов развития физической культуры и спорта. Иными словами, будущие спортивные менеджеры должны обладать экономической компетенцией.
На основании сложившейся социально-экономической ситуации в нашей стране, требований работодателей к уровню профессиональной подготовленности будущих спортивных менеджеров, а также требований федерального государственного образовательного стандарта высшего образования, основывающегося на формировании компетенций, нами была определена экономическая компетенция спортивного менеджера как совокупность экономических знаний, умений, навыков, экономического поведения и личностного отношения к профессиональной деятельности, позволяющая решать проблемы экономического характера, возникающие в современных рыночных условиях в сфере физической культуры и спорта.
Экономическая компетенция - это сложная профессиональная компетенция, состоящая из трех основных модулей, каждый из которых подготавливает студента к выполнению работы в различных спортивных организациях. Так, первый модуль «Экономическая компетенция менеджера детско-юношеской спортивной организации» направлен на подготовку менеджера к выполнению управленческой и финансово-экономической работы в организациях, занимающихся физкультурно-спортивным воспитанием и обучением детей и подростков.
Второй модуль «Экономическая компетенция менеджера коммерческой спортивной организации» направлен на подготовку менеджера к выполнению управленческой работы в организациях, занимающихся производством и предоставлением спортивных услуг на платной основе.
Третий модуль «Экономическая компетенция менеджера профессионального спорта» направлен на подготовку менеджера к выполнению управленческой работы по организации продвижения и популяризации спортивной командой или отдельного спортсмена-профессионала.
Технология формирования и успешного развития экономической компетенции спортивных менеджеров предполагает постепенное (последовательное) освоение студентами указанных модулей и их дальнейшую интеграцию в комплекс экономических знаний и практических навыков экономического управления организациями физкультурно-спортивной направленности.
Для становления экономической компетенции была разработана модель развития экономической компетенции менеджеров по физической культуре и спорту и внедрена в учебный процесс студентов физкультурного вуза. Реализация разработанной модели требует использования специально проработанных методов, форм и средств обучения, а также комплекса организационно-педагогических условий, включающего в себя:
• решение ситуационных задач на практических занятиях по циклу экономических дисциплин;
• составление и анализ финансово-экономической документации спортивной организации;
• прохождение практики в спортивных организациях в качестве менеджеров (помощников менеджера) по физической культуре и спорту;
• овладение студентами основными навыками профессиональной деятельности и осознание перспективы будущей профессии спортивного менеджера.
Процедура становления экономической компетенции будущих менеджеров по физической культуре и спорту предполагала внедрение в процесс обучения разработанной модели развития данной компетенции у студентов, обучающихся по профилю подготовки «менеджмент в физической культуре и спорте». Для диагностики результатов развития экономической компетенции были определены уровни сформированное™ (недоста-
точный, минимально-допустимый, достаточный и высокий), а также критерии (мотива-ционно-личностный, информационно-знаниевый и деятельностно-практический) и показатели, позволяющие выявить уровень сформированности экономической компетенции у выпускников вуза физической культуры. Разработанные показатели (таблица 1) характеризуют объем и глубину знаний, выработку умения применять полученные знания, а также способность решать разнообразные задачи личной и профессиональной самореализации.
ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ЧАСТЬ
Исследование проводилось в три этапа: начальный, промежуточный и итоговый.
Основной целью начального этапа опытно-экспериментальной работы по исследованию уровня сформированности экономической компетенции, было выявление нужности формирования данной компетенции для будущих спортивных менеджеров, а также определение степени сформированности мотивационно-личностного, информационно-знаниевого и деятельностно-практического критериев данной компетенции у студентов вуза физической культуры до начала проведения экспериментальной работы. С этой целью использовалось тестирование знаний студентов, выявление мотивов и стимулов, выполнение практического задания и его дальнейшая оценка.
Были выделены контрольная и экспериментальная группы. По результатам проделанной работы было выявлено, что большая половина студентов, обучающихся по профилю подготовки «менеджмент в физической культуре и спорте» перед началом экспериментальной работы имели низкий уровень сформированности экономической компетенции (в контрольной группе - 71,8% студентов, а в экспериментальной - 73,3%).
Таблица 1 - Критерии и показатели сформированности экономической компетенции менеджеров по физической культуре_
Критерии экономической компетенции
Мотивационно-личностный критерий Информационно-знаниевый критерий Деятельностно-практический критерий
Показатели экономической компетенции
1. Желание заниматься коммуникативной деятельностью и работать с людьми. 2. Потребность в получении новых знаний. 3. Стремление к формированию новых умений и навыков. 4. Понимание полезности выполняемой работы и возможность реализации своих амбиций. 1. Поиск и усвоение информации о социально-экономических условиях жизни. 2. Знание коммуникативной культуры и правил взаимодействия с основными участниками рынка спортивных услуг. 3. Знание специфики управления спортивной организации. 4. Знание экономических аспектов производства и предоставления физ-культурно-спортивных услуг. 1. Понимание технологии использования полученных знаний в профессиональной деятельности. 2. Умение выстраивать взаимодействие с субъектами рынка услуг физической культуры и спорта. 3. Умение вырабатывать рациональные управленческие решения. 4. Навыки составления и заполнения финансово-экономической документации спортивной организации.
Промежуточный этап опытно-экспериментальной работы проходил в течение трех лет. На этом этапе осуществлялось внедрение в образовательный процесс студентов экспериментальной группы разработанной модели развития экономической компетенции спортивных менеджеров и комплекса организационно-педагогических условий.
Основной целью была проверка влияния разработанного комплекса организационно-педагогических условий на процесс развития данной компетенции у студентов физкультурного вуза. Опытным путем были определены и отобраны методы развития экономической компетенции (монологический, показательный, диалогический, эвристический, исследовательский, алгоритмический и программированный), формы развития экономической компетенции, в том числе интерактивные формы проведения занятий: (лекции, бинарные лекции, семинары, коллоквиумы, экономические практикумы, консультации, экзамены и зачеты) и средства развития экономической компетенции (печатные издания, записи на доске, плакаты, слово преподавателя, организационно-педагогические
средства (экзаменационные билеты, карточки-задания, дидактические тесты для контроля знаний и т.п.), электронные образовательные ресурсы (презентационные слайды и др.).
Итоговый этап опытно-экспериментальной работы был направлен на обобщение результатов исследования и выявление уровня сформированности экономической компетенции спортивных менеджеров.
Хочется отметить, что окончательный вывод о сформированности экономической компетенции спортивных менеджеров составлялся при наличии у студентов высокого уровня сформированности исследуемой компетенции. Таким образом, недостаточный, минимально-допустимый и достаточный уровни сформированнорости экономической компетенции нами не рассматривались, так как согласно разработанным критериям исследования данные уровни не гарантировали наличия экономических знаний и сформированную экономическую компетенцию спортивных менеджеров в полном объеме.
РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
По окончанию экспериментальной работы были получены результаты об уровне сформированности экономической компетенции спортивных менеджеров в контрольной и экспериментальной группе, которые отражены на рисунках 1 и 2.
Рисунок 1 - Уровень сформированности экономической компетенции менеджеров по физической культуре и
спорту у студентов контрольной группы
Рисунок 2 - Уровень сформированности экономической компетенции менеджеров по физической культуре и спорту у студентов экспериментальной группы
Сравнивая итоговые результаты уровня сформированности экономической компетенции менеджеров по физической культуре и спорту после завершения эксперимента видно, что разница у студентов контрольной и экспериментальной групп составляет: для низкого (недостаточного) уровня - 3%; для минимально-допустимого уровня - 21%; для среднего (допустимого) уровня - 12%; для высокого уровня - 36%.
ВЫВОДЫ
На основании проделанной работы можно сделать вывод, что около половины студентов (более 45%) экспериментальной группы, в которой была реализована модель развития экономической компетенции менеджеров по физической культуре и спорту, по
окончании обучения показали высокий уровень сформированности экономической компетенции. В контрольной группе экономическая компетенция сформирована менее чем у 9% студентов.
Таким образом, подводя итог, можно сказать, что на сегодняшний день компетентный выпускник учебного заведения, должен разбирается не только в узком конкретном виде своей профессиональной деятельности, но и обладать широким кругозором, знать особенности и специфику своей профессии, уметь правильно и грамотно принимать необходимые решения и их реализовывать. Иными словами, компетентный работник это не тот, который в совершенстве владеет только одной компетенцией, а тот, у кого сформирован комплекс компетенций, необходимых при выполнении определенного спектра работ по той или иной специальности. Одной из составляющих этого комплекса профессиональных компетенций будущих менеджеров по физической культуре и спорту является экономическая компетенция, состоящая из трех основных модулей.
Для эффективного развития экономической компетенции были разработаны дидактические материалы, применяемые в процессе обучения студентов в физкультурном вузе:
- учебно-методические комплексы по экономическим дисциплинам социально-экономического и профессионального циклов;
- практические задания для расчета экономических показателей; методические рекомендации, указания и практикумы по циклу профессиональных дисциплин;
- мультимедийное сопровождение лекционных и практических занятий.
Использование дидактических материалов позволяет формировать не только теоретические знания, но и практические умения и навыки, позволяющие получить опыт решения проблемных ситуаций экономического характера, возникающих в процессе управления спортивной организацией. Результаты проведенного исследования позволяют сделать вывод об эффективности разработанной модели развития экономической компетенции спортивных менеджеров и необходимости ее применения в процессе профессиональной подготовки студентов физкультурного вуза, обучающихся по профилю «менеджмент в физической культуре и спорте».
ЛИТЕРАТУРА
1. Перевезин, И.И. Искусство спортивного менеджмента / И.И. Переверзин. - М. : Советский спорт, 2004. - 416 с.
REFERENCES
1. Pereverzin I.I. (2004), The art of sports management, Soviet sport, Moscow.
Контактная информация: gced@mail.ru
Статья поступила в редакцию 25.10.2017
УДК 796.85
ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ СКОРОСТНО-СИЛОВОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ СПОРТСМЕНОВ 8-12 ЛЕТ, ЗАНИМАЮЩИХСЯ УШУ
ТАОЛУ
Павел Дмитриевич Макаров, тренер, Муниципальное бюджетное учреждение спортивная школа олимпийского резерва № 2,
г. Сочи
Аннотация
Определены особенности скоростно-силовой подготовленности спортсменов 8-12 лет, занимающихся ушу-таолу. Построены профили физической подготовленности спортсменов одной