ПЕДАГОГИКА И ПСИХОЛОГИЯ
УДК 378.937:151.8 ББК 74.480.26:88.441
Барышникова Елена Викторовна
кандидат педагогических наук кафедра теоретической и прикладной психологии Челябинский государственный педагогический университет
г. Челябинск Попова Евгения Викторовна кандидат педагогических наук, доцент
кафедра теоретической и прикладной психологии Челябинский государственный педагогический университет
г. Челябинск Baryshnikova Elena Viktorovna Candidate of Pedagogics Chair of Theoretical and Applied Psychology Chelyabinsk State Pedagogical University Chelyabinsk Popova Evgenia Viktorovna Candidate of Pedagogics,
Assistant Professor Chair of Theoretical and Applied Psychology Chelyabinsk State Pedagogical University Chelyabinsk [email protected] Формирование профессиональных компетенций бакалавров педагогического вуза Formation of professional competencies the bachelors of the Pedogogical
University
Статья посвящена выявлению содержания и структуры профессиональных компетенций бакалавров педагогического вуза, представлен алгоритм формирования некоторых профессиональных компетенций в процессе изучения базовых и вариативных дисциплин профессионального блока ФГОС ВПО.
The article reveals the content and structure of the professional competences of the bachelors of the pedagogical university, There has been given an algorithm for the formation of some professional skills and variant disciplines of professional block of FSJES HPE.
Ключевые слова: компетенция, компетентность, компетентностный подход, профессиональные компетенции, педагогический вуз, бакалавр.
Key words: competency, competence, competence approach, professional competences, Pedogogical University, bachelor.
В настоящее время социальный заказ, интеграция высшего профессионального образования в Болонский процесс, инновационное социальное развитие ориентируют высшее образование на подготовку конкурентоспособного, конструктивного, креативного, мобильного и социально-адаптированного выпускника.
Вовлеченность высшего профессионального образования в инновационные процессы находит свое отражение в новом Федеральном государственном образовательном стандарте высшего профессионального образования третьего поколения (ФГОС ВПО), особенностью которого является ориентация на реализацию идей компетентностного подхода. «Инновация имеет свойство постепенной утраты своей новизны, на смену ей появляются новые инновации» [2, с. 19]. Именно набор компетенций, которые отражены в ФГОС ВПО и должны быть сформированы у выпускников, выступают инновацией результата высшего профессионального образования, а профессиональная компетентность является той интегративной характеристикой личности, которая обеспечивает готовность молодого специалиста к успешному осуществлению профессиональной деятельности, а также осознанному развитию в ней.
Анализ психолого-педагогической литературы показал, что к настоящему времени проблема реализации идей компетентностного подхода достаточно подробно рассматривается в различных аспектах, таких как разработка категориально-понятийного аппарата (И.А. Зимняя, В.А. Кальней, А.В. Хуторской, С.Е. Шишов и др.), обоснование идей компетентностного подхода (Э.Ф. Зеер, В.А. Кальней, В.В. Краевский и др.), использование активных методов в формировании профессиональных компетенций (Г.Б. Голуб, Л.С. Юрова и др.), изучение профессиональной компетентности как показателя качества образования (В.А. Болотов, И.Ф. Ефремова и др.), разработка моделей специалистов на основе компетентностного подхода (В.А. Кан-Калик, В.А. Крутецкий, Н.В. Кузьмина, А.К. Маркова, Л.М. Митина, В.А. Сластенин, Л.М. Фридман и др.) [1, 3, 5].
Компетентностный подход базируется на двух основных понятиях: «компетенция» и «компетентность». Отметим, что единого подхода к трактовке указанных понятий до сих пор не существует. Мы разделяем точку зрения А.В. Хуторского, согласно которой компетенция включает «совокупность взаимосвязанных качеств личности (знаний, умений, навыков, способов деятельности), задаваемых по отношению к определенному кругу предметов и процессов, и необходимых для качественной продуктивной деятельности по отношению к ним», а компетентность предполагает «владение, обладание человеком соответствующей компетенцией, включающей его личностное отношение к ней и предмету деятельности» [5].
Прежде чем перейти к рассмотрению процесса формирования профессиональных компетенций у будущих педагогов-психологов, отметим, что в ФГОС ВПО заданы требования не к обязательному минимуму содержания образования (как в ГОС ВПО), а к результатам освоения образовательных программ, сформулированных в виде общекультурных и профессиональных компетенций. Перечень профессиональных компетенций, которые должны быть сформированы в процессе подготовки бакалавров психолого-педагогического направления, закреплен в образовательном стандарте по направлению подготовки 050400 «Психолого-педагогическое образование», утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 22 марта 2010 года № 200 [4]. Согласно этому стандарту, одна и та же профессиональная компетенция формируется в процессе освоения студентами различных учебных дисциплин. На основании сказанного можно предположить, что возможно дублирование содержания учебного материала в результате изучения определенных дисциплин профессионального блока, обеспечивающих формирование соответствующей профессиональной компетенции. В связи с этим становится актуальным вопрос о разработке и использовании определенного алгоритма, который обеспечивал бы единый подход к содержанию, формированию и оценке
сформированности профессиональных компетенций будущих педагогов-психологов.
В соответствии с требованиями ФГОС ВПО, на основе изучения точек зрения исследователей компетентностного подхода [1, 3, 4, 5], а также с учетом собственного опыта работы в системе высшего педагогического образования, мы предположили, что формирование профессиональных компетенций у будущих педагогов-психологов будет эффективно при применении следующего алгоритма:
Шаг 1: определение количества формируемых профессиональных
компетенций в соответствии с таблицей 2 ФГОС ВПО, которые должны быть сформированы в процессе подготовки бакалавров психолого-педагогического направления.
Шаг 2: определение всех учебных дисциплин, участвующих в формировании определенной профессиональной компетенции.
Шаг 3: согласование содержания рабочей (модульной) программы учебных дисциплин с предшествующими и последующими учебными дисциплинами профессионального блока, участвующими в формировании определенных профессиональных компетенций, что обеспечит преемственность в преподавании учебных дисциплин, выборе современных методов и средств образовательного процесса.
Шаг 4: составление матрицы соответствия профессиональных компетенций разделам (модулям) всех учебных дисциплин, участвующих в их формировании.
Шаг 5: представление структуры каждой компетенции в терминах «знать, уметь, владеть» по каждой учебной дисциплине, участвующей в ее формировании, на основе формулирование целей и задач учебных дисциплин.
Шаг 6: разработка адекватных контрольно-измерительных материалов для оценки уровней сформированности профессиональных компетенций.
Рассмотрим реализацию алгоритма формирования профессиональных компетенций у бакалавров по направлению 050400 «Психолого-педагогическое образование» (профиль «Психология образования») на примере базовых и вариативных педагогических дисциплин профессионального блока: «Теория и методика воспитания», «Теория обучения», «Теоретическая педагогика», «Социальная педагогика».
Комплексное формирование профессиональных компетенций в процессе изучения вышеуказанных дисциплин предполагает, прежде всего, определение количества формируемых профессиональных компетенций в соответствии с ФГОС ВПО [4]. Количество профессиональных компетенций определяется в соответствии с трудоемкостью, выделяемой на изучение определенной учебной дисциплины. С учетом выбранных профессиональных компетенций составляется матрица соответствия компетенций разделам (модулям) учебных дисциплин, формулируются цели и задачи учебных дисциплин, обеспечивающие формирование определенных профессиональных компетенций.
Так, например, дисциплина «Теория обучения» в соответствии с учебным планом по направлению подготовки 050400 «Психолого-педагогическое образование» (профиль «Психология образования») изучается на первом курсе во
« гр
втором семестре параллельно с дисциплиной «Теория и методика воспитания». Общая трудоемкость данной дисциплины составляет 3 зачетные единицы (108 часов). Согласно ФГОС ВПО по вышеуказанному направлению подготовки, с учетом общей трудоемкости дисциплины в результате ее освоения у будущих педагогов-психологов формируются следующие профессиональные компетенции: ОПК-1 (способен учитывать общие, специфические (при разных типах нарушений) закономерности и индивидуальные особенности психического и психофизиологического развития, особенности регуляции поведения и деятельности человека на различных возрастных ступенях); ОПК-4 (готов использовать знание различных теорий обучения, воспитания и развития, основных образо-
вательных программ для обучающихся дошкольного, младшего школьного и подросткового возрастов).
Целью дисциплины «Теория обучения» является ознакомление с теоретическими и практическими основами теории обучения и овладение профессиональными компетентностями, необходимыми в профессиональной деятельности. Следует отметить, что данная дисциплина является предшествующей для изучения теоретических и практических основ дисциплины «Социальная педагогика», относящейся в основной образовательной программе (ООП) к вариативной части профессионального цикла, а дисциплина «Теоретическая педагогика» обобщает уже полученные педагогические знания и закрепляет формирование указанных выше профессиональных компетенций.
Проведенный сравнительный анализ целей, задач, сроков изучения и содержания рабочих (модульных) программ рассматриваемых учебных дисциплин позволил установить взаимосвязь в содержании учебных дисциплин и формируемых профессиональных компетенциях. Результаты данного этапа работы представлены в виде матрицы в таблице 1.
Таблица 1
Матрица соответствия профессиональных компетенций учебным дисциплинам (направление подготовки 050400 «Психолого-педагогическое образование», профиль «Психология образования», бакалавр)
Формируемые ОПК (согласно ФГОС ВПО) Дисциплины ООП
Теория и методика воспитания Теория обучения Теоретическая педагогика Социальная педагогика
ОПК-1 + +
ОПК-4 + + + +
ОПК-8 +
ОПК-9 +
ОПК-12 +
Таким образом, мы установили, что формирование каждой из перечисленных профессиональных компетенций происходит в процессе изучения не
14
одной, а нескольких дисциплин педагогического цикла. Далее нам требовалось согласовать перечень знаний, умений, владений, формируемых в рамках каждой компетенции при изучении рассматриваемых дисциплин. Это необходимо сделать для того, чтобы дисциплины не дублировали, а дополняли друг друга. Покажем реализацию этой задачи на примере ОПК-4 (таблица 2), так как именно данная компетенция, как видно из таблицы 1, формируется в процессе изучения всех перечисленных дисциплин.
Таблица 2
Содержание ОПК-4 выпускника по направлению 050400 «Психологопедагогическое образование», профиль «Психология образования» (бакалавр), _________формируемой в процессе изучения педагогических дисциплин_____________
Дисциплина
ООП
Структура ОПК-4 (готов использовать знание различных теорий обучения, воспитания и развития, основных образовательных программ для обучающихся дошкольного, младшего школьного и подросткового воз______________________________растов)______
Знает
Умеет
Владеет
Теория и методика воспитания
Знает отечественные и зарубежные концепции воспитания; современные программы воспитания школьников; закономерности воспитательного процесса; современные технологии воспитания
Умеет формулировать и анализировать основные теоретические понятия; проводить сравнительный анализ различных концепций, принципов и методов воспитания; использовать знание различных теорий воспитания, основных воспитательных программ в воспитательной работе___________
Владеет понятийным аппаратом теории и методики воспитания; современными педагогическими технологиями воспитания; навыками разработки программ и воспитательных мероприятий для обучающихся дошкольного, младшего школьного и подросткового возрастов
Теория обучения
Знает отечественные и зарубежные концепции обучения; современные программы обучения школьников; специфику и особенности процесса обучения; закономерности целостного образовательного процесса; современные технологии обучения
Умеет формулировать и анализировать основные теоретические понятия; проводить сравнительный анализ различных концепций, принципов и методов обучения; использовать знание различных теорий
обучения, основных
образовательных программ в учебно-
Владеет научной терминологией и педагогическими понятиями теории обучения; навыками разработки конспектов уроков; современными технологиями обучения
воспитательном процессе
Теоретическая педагогика Знает сущность педагогического процесса, его движущие силы и структуру, а также сущность процессов воспитания и обучения, составляющих целостный педагогический процесс Умеет анализировать структурные компоненты педагогического процесса с точки зрения их целостности и соответствия возрастным особенностям учащихся Владеет систематизированными теоретическими и практическими знаниями для проектирования и реализации целостного педагогического процесса
Социальная педагогика Знает этапы, задачи, факторы и закономерности социального развития личности; сущность социального воспитания; характеристику методов социально- педагогической деятельности Умеет применять имеющиеся знания для планирования и проектирования социально-педагогической деятельности с детьми различных возрастных и социальных групп Владеет навыком решения социальнопедагогических задач; навыком использования различных методов социально-педагогической деятельности с детьми различных возрастных и социальных групп
Выполнив, таким образом, шаг 5 предложенного алгоритма, мы убеждаемся в том, что все рассматриваемые педагогические дисциплины участвуют в формировании профессиональной компетенции ОПК-4, не дублируя, а дополняя друг друга по целям, задачам изучения и содержанию учебного материала.
Завершающий этап (шаг 6) - разработка адекватных контрольноизмерительных материалов для оценки уровней сформированности профессиональных компетенций. При выполнении этого шага также необходим единый подход, который позволял бы оценивать степень сформированности каждого компонента компетенции (знания, умения, владения) в рамках конкретной учебной дисциплины при помощи определенных диагностических методов.
Заметим, что оценка компетенций предполагает приоритетное использование объективных методов диагностики деятельности: наблюдения, экспертиза продуктов профессиональной деятельности, защита проектов и т.д. [1]. На наш взгляд, для оценки уровня сформированности знаний, умений, владений целесообразно применять следующие виды контрольноизмерительных материалов:
- для оценки знаний: тестирование, контрольные работы, подготовка рефератов, устные опросы и др.;
- для оценки умений: составление эссе, составление сравнительных таблиц, составление психолого-педагогических и методических рекомендаций, составление характеристики обучающегося, разработка конспектов занятий и воспитательных (культурно-досуговых, коррекционных) мероприятий, собраний, консультаций, разработка коррекционных и развивающих программ и т.п.;
- для оценки владений: решение профессиональных задач и ситуаций, разработка учебных проектов, составление протоколов наблюдения, проведение воспитательных мероприятий и коррекционно-развивающих занятий, реализация коррекционных программ в ходе прохождения учебных и производственных практик и др.
Таким образом, выполнение предложенного алгоритма формирования профессиональных компетенций, по мнению авторов, будет способствовать эффективному формированию рассмотренных профессиональных компетенций у будущих педагогов-психологов. Данный алгоритм предлагается как один из вариантов решения обозначенной проблемы. Предметом ее дальнейшего рассмотрения могут стать детальная разработка контрольно-измерительных материалов для оценки уровней сформированности профессиональных компетенций и создание образовательных технологий.
Библиографический список
1. Бермус, А.Г. Проблемы и перспективы реализации компетентностного подхода в образовании [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://www.eidos.ru/journal/2005/0910-12.htm
2. Долгова, В.И. Управление инновационными процессами в образовании: сущность, закономерности и тенденции [Текст] / В.И. Долгова, В.А. Ткаченко // Наука и бизнес: пути развития. - 2012. - №7. - С. 17
3. Зимняя, И.А. Ключевые компетенции - новая парадигма результата образования [Электронный ресурс] / И.А. Зимняя. - Режим доступа: http://aspirant.rggu.ru/article.html?id=50758
4. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки 050400
Психолого-педагогическое образование, (квалификация (степень) «бакалавр»), утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 22 марта 2010 года № 200 [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://cspu.ru
5. Хуторской, А.В. Ключевые компетенции и образовательные стандарты [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://eidos.ru/journal/2002/0423.htm
Bibliography
1. Bermus, A.G.Problems and prospects of realization of competence-based approach in education [An electronic resource] / An Access Mode: http://www.eidos.ru/journal/2005/0910-12.htm
2. Dolgova, V.I. Management of innovation processes in education: the nature, patterns and trends [Text] / V.I. Dolgova, V.A. Tkachenko // Science and Business: the path of development. - 2012. - № 7. - P. 17
3. Zimnaja, I.A. Key competencies - a new paradigm of education result [electronic resource] / I.A/ Zimnaja. - Mode of access: http://aspirant.rggu.ru/article.html?id=507584
4. Federal state educational standard of higher education in the field of training 050400 Psycho- pedagogical education (qualification (degree) «Bachelor»), approved by the Ministry of Education and Science of the Russian Federation on March 22, 2010 № 200 [electronic resource] / Access mode: http://cspu.ru5
5. Hutorskoy, A.V. Key competencies and educational standards [electronic resource] / Access mode: http://eidos.ru/journal/2002/0423.htm