Рис. 1. Корреляционные связи личностных качеств «неэффективных» педагогов и компонентов самосознания подростков с исполнительскими уровнями деятельности
Примечание: -4-----^ - прямые связи, - обратные связи
Библиографический список
1. Трухачев, Т.В. Детское движение: стратегия и тактика нового века / Т.В. Трухачев, А.Г. Кирпинчик. - М.: «Сигналъ»,
2003.
2. Швецова, Л.И. Наука об общественной жизни детей: старт взят. - Кострома, 2002.
3. Тетерский, С.В. Международный опыт государственно-общественной поддержки социальных инициатив детей и молодежи: монография. - М.: РЕГЛаНт, 2003.
4. Уманский, Л.И. Психология организаторской деятельности. - М.: Просвещение, 1980.
Bibliography
1. Truhachev, T.V. Detskoe dvizhenie: strategija i taktika novogo veka. - M.: «Signal», 2003.
2. Shvecova, L.I. Nauka ob obwestvennoj zhizni detej: start vzjat. - Kostroma, 2002.
3. Teterskij S.V. Mezhdunarodnyj opyt gosudarstvenno-obwestvennoj podderzhki social'nyh iniciativ detej i molodezhi: Monografija. - M.: REGLANT, 2003.
4. Umanskij, L.I. Psihologija organizatorskoj dejatel'nosti. - M.: Prosvewenie, 1980.
Статья поступила в редакцию 31.05.11
УДК 796.01
Krivko O.A. PEDAGOGICAL CONDITIONS OF FORMATION OF PROFESSIONAL COMPETENCE OF A COACH FOR SPORT IN THE PROCESS OF TRAINING. The article discusses the relevance of sports-training of teachers in university. The concepts of "professional competence of the coach on Sports" and "teaching conditions". Identified by pedagogical terms, the rationale for their successful use in university teaching.
Key words: professional competence, pedagogical conditions, the pedagogical process.
О.А. Кривко, ст. преп. каф. «ТиМФКиС» ВКГУ им. С. Аманжолова, г. Усть-Каменогорск, Казахстан, E-mail:
krivko_ 1972_27@mail.ru
ПЕДАГОГИ) ЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМОЕТЕНТНОСТИ ТРЕНЕРА 00 СПОРТУ В ПРОЦЕССЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ
В статье рассматривается актуальность вопросов подготовки спортивно-педагогических кадров в вузе. Определены понятия «профессиональной компетентности тренера по спорту» и «педагогические условия». Выявлены педагогические условия, обоснование успешного их использование в вузовском учебном процессе.
Ключевые слова: профессиональная компетентность, педагогические условия, педагогический процесс.
Высокоэффективная система образования является одним ник вуза смог осуществлять свою профессиональную дея-
из основных факторов обеспечения устойчивого роста и раз- тельность эффективно, он должен обладать базовым уровнем
вития экономики и общества любой страны, в том числе и профессиональной компетентности и это качество должно
Республики Казахстан. Интеграция Казахстана в мировое об- формироваться именно в вузе, в процессе профессиональной
разовательное пространство, смена парадигмы образования и подготовки.
формирование его новой национальной модели не оставляют Вопросы профессионализма и профессиональной компе-
без внимания вопросы профессиональной подготовки педаго- тентности в последнее десятилетие стали предметом при-
гических кадров. Это связано с возрастающими требованиями стального внимания ученых и практиков. Общетеоретические
к специалисту, как к субъекту профессиональной деятельно- основы профессиональной компетентности раскрываются в
сти, способному активно решать возникающие перед ним научных исследованиях Н.В. Кузьминой [2]; А.К. Марковой
сложные задачи, осуществлять свой профессиональный рост, [3]; И.А. Зимней [4]; Ю.Г. Татур [5]; Б.А. Сейтешева А.П. [6];
проявлять профессиональную мобильность в современных С.А. Хазовой [7] и др.
социально-экономических условиях. Для целенаправленного формирования качества профес-
Данные требования находят свое подтверждение и в кон- сиональной компетентности тренера по спорту нам необходи-
цепции развития образования Республики Казахстан до 2015 мо определиться с его определением.
года, где поставлена задача подготовки высококвалифициро- Понятие профессиональной компетентности многогранно
ванных компетентных специалистов, обладающих фундамен- и многоаспектно, оно меняется в соответствии с изменениями,
тальными знаниями и профессиональными умениями [1]. происходящими в обществе, в образовании и рассматривается
Таким образом, для выполнения условий и задач новой под разными углами зрения. концепции образования Республики Казахстан, необходимо Основываясь на обобщенных данных, полученных при
формирование профессиональной компетентности у будущих анализе работ посвященных исследованию интересующего
специалистов, в том числе и у специалистов в сфере спорта, нас вопроса, было дано определение профессиональной ком-
которыми являются в первую очередь тренера. петентности тренера по спорту - совокупность индивидуаль-
Все исследователи, занимающиеся рассматриваемой про- но-психологических особенностей личности и готовности
блемой единодушны во мнении, что для того, чтобы выпуск- тренера, как субъекта педагогического воздействия структу-
рировать научные и практические знания в целях эффективной организации тренировочного процесса спортивного коллектива для успешного решения поставленных задач.
Тенденции развития высшего образования характеризуются переходом к интенсивным формам обучения, поиском в уже сложившихся системах внутренних ресурсов повышения качества подготовки специалистов за счет совершенства структуры, внедрения новых технологий, методов и форм реализации содержания образования.
Повышение эффективности учебного процесса, нам видится в выявлении и создании педагогических условий формирования профессиональной компетентности будущих специалистов в процессе обучения, так как именно в период учебно-профессиональной деятельности происходит становление индивидуально-психологических особенностей личности, профессионально важных качеств, которые специфичны для будущей деятельности.
В научной литературе под педагогическими условиями понимают существенный компонент педагогической деятельности, интегрирующий в себе определенную совокупность мер педагогического процесса, направленных на достижение поставленной цели. Под «совокупностью мер» ученые понимают внешние характеристики педагогического процесса -содержание, формы, методы, педагогические приемы и средства материально-пространственной среды, ориентированные на определенные взаимоотношения с внутренним миром будущим специалистом - потребностями, интересами, ценностными ориентациями и т.д. [8].
Цель, с которой создаются педагогические условия, сущностные характеристики планируемого результата, и особенности среды, в которой осуществляется процесс достижения цели, в свою очередь, определяют выбор адекватных психоло-го-педагогических условий [7, с. 56].
В образовании педагогические условия тесно связанны с понятием «педагогический процесс», поскольку условия проявляются именно в педагогическом процессе и создаются с целью его оптимизации. Сам педагогический процесс - это функциональная характеристика педагогической системы, ведущий фактор ее личностно-развивающего потенциала. Элементами педагогической системы являются: цели и задачи; субъект (преподаватель) и объект-субъект (учащийся), их взаимодействие; условия и принципы построения работы; содержание и организационные формы; средства, способы и методы; контроль и коррекция; результаты и их оценка [9]. Позитивное воздействие педагогического процесса определяется совокупностью «влияния проводимых занятий, их содержания, методики, стиля преподавания, личности преподавателей» [10, с. 290].
При выявлении педагогических условий мы в полной мере осознавали и учитывали, что отдельные, случайно выбранные педагогические условия не могут существенно повлиять на формирование профессиональной компетентности будущего тренера. Поэтому необходим гибкий, динамично развивающийся комплекс, учитывающий развертывание данного процесса в оптимальном режиме.
В первую очередь для формирования профессиональной компетентности необходима стратегия, которая предполагает:
- целостность, непрерывность и преемственную взаимосвязь всех дисциплин подготовки будущего специалиста;
- направленность содержания учебного материала, форм, методов и средств обучения каждой из дисциплин на развитие профессиональной компетентности;
- отражение в каждой из дисциплин подготовки специалистов компонентов их профессиональной деятельности путем решения задач, моделирующих, имитирующих или отражающих профессиональную деятельность;
- погружение студентов в активную профессиональную деятельность на всех этапах непрерывной тренерско-педагогической практики [11].
Анализ исследований, посвященных выявлению педагогических условий, способствующих решению тех или иных образовательных задач, позволяет констатировать, что большинство ученых выделяют в них три основных группы:
1) информационные (содержание образования; когнитивная основа педагогического процесса);
2) технологические (формы, средства, методы, приемы, этапы, способы организации образовательной деятельности обеспечивающие процессуально-методическую основу педагогического процесса);
3) личностные (поведение, деятельность, общение, личностные качества субъектов образовательного процесса; психологическая основа образовательного процесса) [12].
Учитывая данную классификацию педагогических условий, нами выявлены основные условия, обеспечивающие эффективность развития профессиональной компетентности будущих специалистов физической культуры и спорта в системе профессионального образования:
1. Организационно-методические условия:
- обеспечение преемственности дисциплин в организации учебно-познавательной деятельности;
- внедрение современного научно-обоснованного комплекса методов обучения, соответствующих задачам формирования профессиональной компетентности будущих тренеров;
- интеграцию разнообразных форм организации учебной деятельности студентов в условиях информатизации образования;
- овладение методами современных ИКТ, ориентированных на реализацию психолого-педагогических и учебновоспитательных целей образования студентов в ходе дальнейшей профессиональной деятельности;
- введение в содержание курсов общепрофессиональных дисциплин и дисциплин специализации материала, направленного на формирование у будущих тренеров профессиональной компетентности;
- разработка и внедрение элективных курсов, направленных на формирование профессиональной компетентности;
- организация тренерской практики, основные принципы которой: единство теории и практики, профессиональная целесообразность [13];
Методические условия представлены системой дидактических средств - традиционных и инновационных. Большое внимание уделяется использованию информационных технологий в учебно-воспитательном процессе.
2. Содержательно-конструктивные условия включают в себя:
- проектирование образовательной и воспитательной деятельности будущего тренера, соответственно его профессиональной деятельности;
- проектирование методики формирования профессиональной компетентности будущего тренера.
3. Психолого-педагогические условия способствуют:
- формированию готовности к профессиональной деятельности;
- мотивационно-ценностному отношению к будущей профессиональной деятельности;
- формированию активной жизненной позиции;
- направленность учебно-воспитательного процесса на раскрытие, дальнейшее развитие и совершенствование способностей и личностных качеств студентов;
- соответствие содержания профессионального обучения с основными особенностями профессиональной деятельности;
- оптимальное сочетание различных форм организации учебного процесса в вузе, создание условий для самостоятельной и творческой работы студентов;
- рациональное применение инновационных методов и средств обучения на различных этапах профессиональной подготовки;
- мониторинг подготовки специалистов на каждом этапе реализации модели формирования профессиональной компетентности;
- целенаправленное формирование структурных составляющих профессиональной компетентности тренера по виду спорта.
Из всего многообразия условий способствующих качественной подготовки специалиста, наиболее эффективными для формирования профессиональной компетентности тренера по спорту в процессе профессиональной подготовки, учитывая специфику учебного процесса ВКГУ им.С. Аманжолова будут следующие:
1) качественный профессиональный отбор абитуриентов на вступительных экзаменах в вуз;
2) применение методик экспертной диагностики и самодиагностики формирования профессиональной компетентности у студентов на этапах обучения в вузе;
3) системное объединение дисциплин, прежде всего профилирующих, с ориентацией на целостную профессиональную деятельность;
4) структурирование процесса обучения в соответствии с исходным уровнем спортивной подготовленности, мотивации, педагогических способностей и избранной направленностью тренерской деятельности;
5) систематическое изучение дисциплин способствующих формированию профессиональной компетентности на всем протяжении обучения в вузе;
6) повышение уровня профессиональной техникотактической подготовки студентов за счет увеличение часов практических дисциплин;
7) использование методов активного обучения в сочетании с традиционными средствами и методами (в частности создания в процессе обучения мотивационно-стимулирующих ситуаций);
8) использование инновационных технологий обучения (контекстного обучения).
9) целенаправленное формирование структурных составляющих профессиональной компетентности тренера по виду спорта.
Выделенные педагогические условия окажут положительное воздействие на формирование профессиональной компетентности тренера по спорту в процессе обучения в вузе. В процессе их реализации будут созданы предпосылки того, что студент будет осознавать постановку самой задачи, оценивать новый опыт, контролировать эффективность собственных действий. При таком обучении он освоит новые виды опыта: выявит и идентифицирует проблемы, приобретет навыки исследования, проектирования и сотрудничества.
Библиографический список
1. Концепция развития образования Республики Казахстан до 2015 года // Наука и высшая школа Казахстана. - Астана,
2003.
2. Кузьмина, Н.В. Акмеологическая теория повышения качества подготовки специалистов образования. - М., 2001.
3. Маркова, А.К. Психология профессионализма. - М.: Международный гуманитарный фонд «Знание», 1996.
4. Зимняя, И. А. Ключевые компетентности как результативно-целевая основа компетентностного подхода в образовании. -М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2004.
5. Татур, Ю.Г. Компетентность в структуре модели качества подготовки специалиста // Высшее образование сегодня. -
2004.- № 3.
6. Сейтешев, А.П. Теоретико-методологические основы современной профессиональной педагогики. - Алматы; Гылым, 1993.
7. Хазова, С.А. Компетентность конкурентноспособного специалиста по физической культуре и спорту: монография, 2010.
8. Муратова, Г. Педагогические условия формирования информационной компетентности будущего учителя // Высшая школа Казахстана. - Астана. - 2008. - № 2.
9. Бабанский, Ю.К. Проблемы повышения эффективности педагогических исследований. - М.: Педагогика, 1982.
10. Столяренко, А.М. Психология и педагогика: учеб. пособие для вузов. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2001.
11. Никитина, Л. Технология формирования профессиональной компетентности / Л. Никитина, Ф. Шагеева, В. Иванов // Высшее образование в России. - 2006. - № 9.
12. Тулегенова, А.Г. Некоторые психолого-педагогические условия оптимизации учебно-воспитательного процесса [Э/р]. -http://www.crimea.edu/tnu/magazine/scientist/edition3/ n03019.html
13. Магин, В.А. Модель системы профессиональной подготовки специалистов по физической культуре и спорту на основе инновационных технологий // Теория и практика физической культуры. - 2006. - № 4.
Bibliography
1. Koncepciya razvitiya obrazovaniya Respubliki Kazahstan do 2015 goda // Nauka i vysshaya shkola Kazahstana. - Astana, 2003.
2. Kuz'mina, N.V. Akmeologicheskaya teoriya povysheniya kachestva podgotovki specialistov obrazovaniya. - M., 2001.
3. Markova, A.K. Psihologiya professionalizma. - M.: Mezhdunarodnyj gumanitarnyj fond “Znanie”, 1996.
4. Zimnyaya, I.A. Klyuchevye kompetentnosti kak rezul'tativno-celevaya osnova kompetentnostnogo podhoda v obrazovanii. - M.: Issledovatel'skij centr problem kachestva podgotovki specialistov, 2004.
5. Tatur, Yu. G. Kompetentnost' v strukture modeli kachestva podgotovki specialista // Vysshee obrazovanie segodnya. - 2004. -
№ 3.
6. Sejteshev, A. P. Teoretiko-metodologicheskie osnovy sovremennoj professional'noj pedagogiki. - Almaty; Gylym, 1993.
7. Hazova, S.A. Kompetentnost' konkurentnosposobnogo specialista po fizicheskoj kul'ture i sportu: monografiya, 2010.
8. Muratova, G. Pedagogicheskie usloviya formirovaniya informacionnoj kompetentnosti buduschego uchitelya // Vysshaya shkola Kazahstana. - Astana. - 2008. - № 2.
9. Babanskij, Yu. K. Problemy povysheniya ]ffektivnosti pedagogicheskih issledovanij. - M.: Pedagogika, 1982.
10. Stolyarenko, A. M. Psihologiya i pedagogika: ucheb. posobie dlya vuzov. - M.: YuNITI-DANA, 2001.
11. Nikitina, L. Tehnologiya formirovaniya professional'noj kompetentnosti / L. Nikitina, F. Shageeva, V. Ivanov // Vysshee obrazovanie v Rossii. - 2006. - № 9.
12. Tulegenova, A.G. Nekotorye psihologo-pedagogicheskie usloviya optimizacii uchebno-vospitatel'nogo processa [Eh/r]. -http://www.crimea.edu/tnu/magazine/scientist/edition3/ n03019.html
1З. Magin, V.A. Model' sistemy professional'noj podgotovki specialistov po fizicheskoj kul'ture i sportu na osnove innovacionnyh tehnologij // Teoriya i praktika fizicheskoj kul'tury. - 200б. - № 4.
Статья поступила в редакцию 07.06.11
УДК 378.147
Kugusheva T.V. PEDAGOGICAL CONDITIONS OF FORMATION OF ECOLOGICAL THINKING OF STUDENTS OF HIGHER EDUCATIONAL ESTABLISHMENTS IN THE CONTEXT OF ECOLOGICAL EDUCATION. A
complex of pedagogical conditions necessary for realization of the model of Ecological Thinking of Students of Higher Educational Establishments has been presented. Their essence is considered, a matrix of pedagogical conditions in the process of ecological education and measures providing their implementation have been presented.
Key words: ecological thinking, pedagogical conditions, personality-oriented and synergetic approach in ecological education, symbolic-contextual education, need for self-perfection of a student.
Т.В. Кугушева, соискатель ИжГТУ, г. Чайковский, E-mail: tvk-71@mail.ru
ПЕДАГОГИ) ЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ЭКОЛОГИ) ЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ У СТУДЕНТОВ ВУЗОВ В КОНТЕКСТЕ ЭКОЛОГИ) ЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Представлен комплекс педагогических условий, необходимых для реализации модели формирования экологического мышления у студентов вузов. Рассматривается их сущность, представлена матрица педагогических условий в процессе экологического образования, меры, обеспечивающие их реализацию.
Ключевые слова: экологическое мышление, педагогические условия, личностно-ориентированный и синергетический подходы в экологическом образовании, знаково-контекстное обучение, потребность в самосовершенствовании студента.
В понятийно-терминологическом словаре понятие «экологическое мышление» рассматривается как «установление причинно-следственных связей, вероятностных и прогностических, а также других видов связей, выяснение причин, сущности и путей решения проблем в ситуациях нравственного выбора и прогноза; основа правильного гражданского отношения к окружающей среде» [1, с. 86].
Современные изменения, происходящие в стране и мире, захватывают как экономическую, так и социальную сферы, что обуславливает необходимость формирования личности, которая должна обладать новым типом мышления. Человек должен быть способен к успешному, творческому и созидательному решению жизненных и профессиональных экологических проблем, встающих перед ним.
Поэтому, одной из задач высшего профессионального образования является подготовка квалифицированных специалистов, которые, во-первых, могут свободно владеть выбранной им профессией и быть готовыми к профессиональному и карьерному росту, а, во-вторых, уметь моделировать и прогнозировать будущее развитие общества и социоприрод-ных систем. Выпускник вуза должен уметь, на основе применения экологических знаний, принимать ответственные управленческие решения и реализовывать их на практике.
Экологическое образование - процесс и результат усвоения систематических знаний, умений и навыков в обл. воздействия на окружающую среду, состояния окружающей среды и последствий изменения окружающей среды. Термин введен на конференции, организованный Международным союзом охраны природы (МСОП) в 1970 г. [2].
Занимаясь проблемой формирования экологического мышления у студентов вузов в контексте экологического образования, мы попытались определить комплекс педагогических условий, необходимых для эффективного функционирования модели экологического образования значимых, как для профессиональных, так и личностных качеств выпускника вуза.
Для выявления педагогических условий нами были намечены следующие пути:
> определение социального заказа общества высшей школе;
> анализ научной литературы и эффективного педагогического опыта по проблеме исследования.
В настоящее время общество испытывает потребность в высокообразованных специалистах, наряду с профессионализмом увеличилась потребность в людях с высокой общей культурой, сознательно принимающих решения и несущих ответственность за свои поступки. В связи с этим возросли требования к формированию личности современного выпускника.
На современном этапе образовательной системы экологическое образование является приоритетным направлением обучения и воспитания на всех образовательных уровнях. Согласно Указу Президента РФ № 889 от 4 июня 2008 года, предписана необходимость рассмотреть вопрос о включении в федеральные государственные образовательные стандарты основ экологических знаний [3].
Не стоит также забывать о существовании Закона «Об охране окружающей среды» № 7 от 10.01.2002 (изменения от 29.12.2010), который в главе XIII «Основы формирования экологической культуры» предписывает: «в целях формирования экологической культуры и профессиональной подготовки специалистов в области охраны окружающей среды устанавливается система всеобщего и комплексного экологического образования, включающая в себя дошкольное и общее образование, среднее, профессиональное и высшее профессиональное образование, послевузовское профессиональное образование, профессиональную переподготовку и повышение квалификации специалистов...» [4].
В нашей работе предпринята попытка выявить комплекс педагогических условий для успешного освоения общекультурных компетенций в экологическом образовании.
Высшая школа на сегодня находится в стадии реформирования. При переходе в 2011 году на новый федеральный образовательный стандарт, предмет «экология» не будет входить в базовую часть преподаваемых дисциплин математического и естественнонаучного цикла. Компетенции, формирующие экологические знания и умения, должны быть сформированы либо в вариативной части, либо в курсах по выбору студента, которые определяет вуз.
Согласно новому стандарту, ориентирующемуся в целом на потребителя, большинство предметов формируется на основе запроса заказчика. В результате выбор дисциплин в большинстве будет сделан в пользу профессионального роста, а не в пользу общекультурных и общеобразовательных предметов [5].