УДК 378.146
БАКАЛАВРЫ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ В СВЕТЕ ОЦЕНОЧНЫХ МАТЕРИАЛОВ ДОПОЛНИТЕЛЬНЫХ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ
Туревский Илья Маркович доктор педагогических наук, профессор ФГБОУ ВО «Тульский государственный педагогический университет
им. Л.Н. Толстого», г. Тула, Россия
Сорокина Ксения Дмитриевна
магистрант
ФГБОУ ВО « Тульский государственный педагогический университет
им. Л.Н. Толстого», г. Тула, Россия
Тарасов Дмитрий Романович
магистрант
ФГБОУ ВО «Тульский государственный педагогический университет
им. Л.Н. Толстого», г. Тула, Россия
BACHELORS PHYSICAL EDUCATION ASSESSMENT IN THE LIGHT OF ADDITIONAL MATERIALS PROFESSIONAL COMPETENCE
Turevsky Iliya Markovich doctor of pedagogical sciences, professor Tula State Pedagogical University. L.N Tolstoy
Tula, Russia
Sorokina Kseniya Dmitrievna graduate student of the Tula State Pedagogical University. L.N Tolstoy
Tula, Russia
Tarasov Dmitrij Romanovich graduate student of the Tula State Pedagogical University. L.N Tolstoy
Tula, Russia
Аннотация. В статье с позиций компетентностного подхода раскрывается опыт работы ТГПУ им. Л.Н. Толстого по разработке материалов для оценки уровня компетенций бакалавров в процессе обучения на факультете физической культуры.
Summary. The article from the point of competency approach disclosed TGPU experience them. L.N Tolstoy on the development of materials for assessing the level of bachelor's competence in teaching at the Faculty of Physical Education.
Ключевые слова. Компетентностный подход, Болонский процесс, управления учебным процессом, результаты обучения, бакалавры физической культуры, футбол, навыки, умения, владение.
Keywords. Competence approach, the Bologna process, control the learning process, learning outcomes, bachelor of physical education, football, skills, abilities, knowledge.
Среди главных проблем, стоящих перед Российской Федерацией в период формирования единого европейского образовательного пространства, названа неготовность многих вузов к формированию новых компетенций выпускников, направленных на мобильность на рынке труда [1].
В то же время в коммюнике стран-участниц Болонского процесса подчеркивается, что «первичная ответственность за гарантию качества высшего образования лежит непосредственно на каждом вузе. Учебные заведения должны полностью посвятить себя развитию осознания важности и обеспечения качества в своей работе. Студенты должны оцениваться с помощью последовательно применяемых опубликованных критериев, положений и процедур» [2].
Практикуемые в российских вузах традиционные формы и методы контроля, как правило, не могут считаться абсолютно адекватными для оценки уровня сформированности компетенций, поскольку они позволяют диагностировать уровень знаний, реже умений, еще реже - владений, что, в общем, вполне достаточно для удовлетворения требований системы образования к самой себе, но абсолютно недостаточно для диагностики результатов, выраженных в терминах компетенций, адекватных требованиям работодателя. Таким образом, актуальна задача разработки методов и инструментов исследования уровня сформированности компетенций, применимых в реальном учебном процессе вуза в условиях «массового индивидуально-ориентированного обучения», выстраивания вузовской системы создания фонда оценочных результатов профессионально-образовательных программ как элемента общей системы управления учебным процессом.
Требования к компетентностно-ориентированным измерителям:
^ отражать динамику изменений результатов обучения как компонентов
компетенций, способность к обучаемости; ^ выявлять активность обучающихся в освоении результатов обучения; ^ обеспечивать взаимосвязь технологий обучения и оценивания
результатов обучения; ^ воспроизводить при контроле результатов обучения условия профессиональной деятельности с обеспечением управления и коррекции учебного процесса
Для формирования наблюдаемых признаков проявлений компетенций выпускника, разработки ООП и аттестации бакалавров на факультете созданы фонды оценочных средств, позволяющие оценить знания, умения и уровень приобретенных компетенций (владения) с высокой степенью объективности (надежности), обоснованности (валидности) и сопоставимости (Табл. 1). В оценочные средства для аттестации были включены задания разнообразных форм,
в том числе, проблемные задания для проверки творческих составляющих подготовки обучающихся.
Были созданы условия для максимального приближения программ текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся к условиям их будущей профессиональной деятельности.
Таблица 1
Надежность методов оценки компетенций (по Н.Ф. Ефремовой)
№ Методы оценки компетенций Надежность
1 Интервью (стандартные) 0,05-0,19
2 Рекомендации 0,13-0,23
3 Неструктурированное интервью 0,15
4 Биография (анализ резюме) 0,38
5 Тесты личностные 0,38
6 Тесты-опросники профессиональные) 0,39
7 Личностные опросники 0,42
8 Интервью (поведенческие) 0,48-0,61
9 Тесты способностей 0,54
10 Ситуационные тесты 0,54
11 Тесты учебных достижений 0,55-0,60
12 Кейс-методики 0,62
13 Структурированное интервью 0,63
14 Центры оценивания 0,65-0,68
Фонды оценочных средств
Как известно, под фондом оценочных средств (ФОС) понимается комплект методических, контрольных измерительных и оценочных материалов, предназначенных для выявления уровня сформированности компетенций на разных стадиях обучения бакалавров, в том числе и первокурсников, приступающих к освоению ООП [3, 4]
На ФФК ТГПУ им. Л.Н. Толстого сформированы комплексные измерители, имеющих высокую надежность и прогностическую валидность, сочетающих в себе не только количественные, но и качественные оценочные средства, разработанные на основе теории педагогических измерений с использованием инновационных педагогических технологий (кейс-стади, портфолио и др.).
Устанавливая периодичность контроля, исходили из принципа оптимальности. С одной стороны, частота измерений должна давать возможность своевременно принимать решения и производить в образовательном процессе корректирующие воздействия, направленные на получение качественного результата на его выходе. С другой стороны, необходимо понимать, что объектом мониторинга являются
обучающиеся бакалавры, проводить с которыми бесконечные контрольные манипуляции неправильно и вредно [3].
Решению поставленных задач мониторинга, с нашей точки зрения, наиболее соответствует нормоориентированная интерпретация, когда результаты студента сравнивают не с результатами других студентов, а с некоторым установленным стандартом. Акцент делается на то, насколько каждый бакалавр улучшил свой результат, а не на то, насколько он лучше или хуже других справился с контрольными заданиями. С психологической точки зрения такой способ оценивания менее болезненно сказывается на психике студента и обладает менее стрессогенным действием, в большей степени способствует саморазвитию и стимулирует к обучению.
Приведем пример формирования дополнительных профессиональных компетенций, развивающихся в процессе занятий футболом.
Дисциплина «Футбол и методика преподавания» в учебном плане классического бакалавриата представлена в элективном блоке с первого по третий курс. Однако до сих пор слабо представлены исследования, направленные на формирование дополнительных профессиональных компетенций будущих учителей физической культуры средствами этого предмета [5].
Таким образом, актуальность проблемы нашего исследования обусловлена рядом противоречий:
^ между содержанием научного знания в области формирования профессиональных компетенций бакалавров физической культуры и недостаточностью оценочных материалов в процессе профессиональной подготовки в вузе;
^ между необходимостью оптимальной интеграции общекультурных, общепрофессиональных и профессиональных компетенций и существующей ограниченностью подготовки педагогов физической культуры преимущественно в рамках узкопрофессиональных компетенций;
^ оценивание профессиональных дополнительных компетенций бакалавров физической культуры проводится на основе системы оценочных материалов. Важнейшим элементом педагогической подготовки является развитие профессиональных компетенций в контексте специальных качеств, необходимых будущему педагогу физической культуры [6].
Представленные профессиональные компетенции характеризуются описанием сущности - комплексом базовых знаний, умений, владений, которые определяют степень освоения бакалавром компетенциями, и являются одним из показателей критериев их оценки. Представленные оценочные материалы отвечают принципам содержательности и диагностики, способствуют более объективному оцениванию. Каждый признак оценивается посредством выполнения компетентностно-ориентированных заданий, как в системе многолетней подготовки, так и в процессе изучения курса «Футбол и методика преподавания».
Система оценочных материалов включает самооценку бакалавров в соответствии со стандартами ФГОС ВПО, физическое состояние, тестирование по основам ООП, бально-рейтинговая и специальная оценка уровня владения футбольной терминологии (рис. 1).
Назвать технические приемы спортивной игры - футбол
№
технические
приемы спортивной игры
название технического приема
№
технические приемы спортивной игры
название технического приема
»
8
1. $
\© - т
2
9
3
10
4
11
5
12
6
л А
13
7
14
1
Рис. 1. Технические приемы спортивной игры - футбол
ЭТАПЫ формирования компетенций
Компетенция представляет собой сложную структуру, состоящую из различных компонентов (знаний, умений, владений и опыта деятельности), формирующихся постепенно по мере обучения. Поэтому весь процесс формирования компетенции можно разбить на отдельные этапы [8]. На начальном этапе формируется знания,
умения и навыки, составляющие базовую основу компетенции, без которой невозможно ее дальнейшее развитие.
Таблица 2 раскрывает уровни и критерии компетенций у бакалавров[7].
Таблица 2
Уровни и критерии сформированности профессиональных компетенций у бакалавров факультета физической культуры
Уровень Критерии сформированности Оценка
Высокий, креативый Обучающийся свободно и уверенно чувствует себя в различных профессиональных ситуациях, отличается осознанностью, самостоятельностью, рефлексией в решении учебно-профессиональных задач, пониманием целей профессиональной деятельности. Творческая самостоятельность создает условия для эффективной самореализации личности в образовательном пространстве вуза 5 баллов
Выше среднего Обучающийся уверенно чувствует себя в различных профессиональных ситуациях, хорошо владеет широким спектром профессиональных способов и средств, выбирает варианты действий и переносит их в новые условия, демонстрирует готовность к сознательному применению профессиональных знаний и умений в новых ситуациях, но иногда допускает ошибки 4 балла
Средний Обучающийся обладает навыком «переноса» умений в новые условия, может использовать модели профессионального поведения (выполнять профессиональные действия «по образцу»), частично обосновывает выбор применяемых знаний и способов действий, но не всегда умеет применять их в стандартных профессиональных ситуациях, не всегда планирует ход своей деятельности 3 балла
Ниже среднего, достаточный Обучающийся осознает воспринятый объем знаний и умеет применять эти знания. Знает правила действий и воспроизводит их без существенных изменений. При этом выбор знаний носит в основном случайный характер, обучающийся обладает недостаточными, поверхностными профессиональными знаниями и умениями, слабо владеет приемами умственных действий, не может самостоятельно применить имеющиеся знания к новым условиям 2 балла
Низкий, критический Обучающийся обладает поверхностными профессиональными знаниями, слабо владеет приемами умственных действий, не может самостоятельно применить имеющиеся знания к новым условиям. Знает правила действий, но 1 балл
_воспроизводит их с ошибками__
Достигнутая база позволяет перейти к следующему этапу, на котором приобретается опыт деятельности, когда отдельные компоненты компетенции начинают «работать» в комплексе и происходит выработка индивидуального алгоритма продуктивных действий, направленных на достижение поставленной цели. Отмстим, что опыт деятельности, как деятельностная составляющая процесса обучения, является цементирующей основой процесса формирования компетенции бакалавра, т. е. деятельность становится предметом усвоения. В процессе накопления опыта деятельности происходит развитие той части компетенции, которая определяет готовность ее использования по мере востребованности и способствует накоплению у бакалавра различных алгоритмов продуктивных действий. Дополнительно, параллельно с освоением способов деятельности по актуализации компонент формируемой компетенции, приобретаются и новые знания, умения и владения.
Начиная с некоторого момента времени, происходит постепенный переход к овладению данной компетенцией. Это завершающий этап освоения компетенции, когда можно говорить о владениях как начальных этапах проявления компетенции: отдельные ее компоненты становятся общностью и начинают работать в комплексе.
Для успешности образовательного процесса необходимо осуществлять контроль процесса формирования компетенции и ее отдельных компонент в некоторые заранее определенные моменты времени. Успешность освоения компетенций (компонент) оценивается на основании целевых дескрипторов — качественных описателей того, что подразумевается под признаками сформированной компетенции на данном этапе контроля. Обязателен итоговый контроль процесса формирования компетенции для оценки качества образовательного процесса в целом в части освоения данной компетенции.
В настоящее время на факультете полностью оптимизированы компетенции, по всем модулям и предметам ООП (специальность 44.04.01), составлен и работает «входной контроль» самооценки бакалавров в соответствии со стандартами ФГОС ВПО, обследовано физическое состояние бакалавров, проведено тестирование и бально-рейтинговая оценка результатов обучения дисциплинам, диагностика личностных качеств бакалавров.
Экспертная оценка проведения занятий на практиках, кейс - метод, проектирование педагогических ситуаций и др., итоговый контроль (итоговое тестирование, государственный. экзамен, защита выпускной квалификационной работы) показывают, что для полноценной реализации компетентностного подхода в профессиональном физкультурно-спортивном образовании на ФФК разработаны критерии оценки и выбраны соответствующие методы диагностики уровня сформированности профессиональной компетентности будущих специалистов по физической культуре и спорту, разработан инструментарий оценки качества профессионального образования в сфере физической культуры и спорта, что отразилось в конкурентоспособности специалистов на рынке труда.
Результаты исследования. Внедрение компетентностно-ориентированного подхода включает:
S изменение структурной и содержательной стороны учебного процесса, заключающегося в совершенствовании методов обучения и учебной деятельности
будущих педагогов, направленной на формирование активности, самостоятельности и рефлексии в профессиональной деятельности;
^ систему оценочных материалов, на основе которых были определены задания, позволяющие определить признаки сформированности профессиональных компетенций будущих педагогов физической культуры;
^ эффективную реализацию компетентностного подхода
общепрофессиональной подготовки бакалавров физической культуры в учебно-воспитательном процессе, что предполагает повышение уровня знаний, умений и владений в своей специальности.
Способность обучать в различных организациях занимающихся всеми видами
физкультурно-спортивной деятельности и использование средств и форм в дополнительном образовании (ДПК-1)
Выпускник знает:
основы теории игры; основные принципы организации физкультурно-спортивной
деятельности с использованием спортивных игр в дополнительном образовании Умеет:
использовать средства спортивных игр в решении задач физкультурно-спортивной деятельности в дополнительном образовании; Владеет и (или) имеет опыт деятельности: методиками организации и проведения спортивных игр для решения задач физкультурно-спортивной направленности в дополнительном образовании_
■А
Ш
Список литературы
1. Болонский процесс. Национальный доклад: 2005-2007 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://portal.ntf.rU/portal/pls/portal/docs/1/37175.DOC.
2. Процесс создания европейского образовательного пространства [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.rudn.ru/?pagec=289.
Проект рекомендаций Комитета Министров к странам-членам Совета Европы относительно среднего образования» (1998 г.) Доктрина «ключевых компетенций» для образования Европы [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http^harko. narod. ru/tekst/an8/1_5. html.
3. Мартыненко О. О. Мониторинг формирования компетенций как важный инструмент управления образовательным процессом вуза. [Электронный ресурс] / О. О. Мартыненко, Е. В.Садон. - Режим доступа: http:// bp. vvsu. ru/UserFiles/File/bp/publication/article 12. doc.
4. Аржаник М. Б. Формирование профессиональной математической компетенции психологов в процессе обучения в вузе : [Электронный ресурс]. / М. Б. Аржаник, Н. А. Лурья, Е. В. Черникова. - Режим доступа: http://cyberleninka.ru/article/n/formirovanie-professionalnoy-matematicheskoy-kompetentsii-psihologov-v-protsesse-obucheniya-v-vuze.
5. Шарафеева А. Б. Технология формирования профессиональных
компетенций в рекреационной деятельности будущих специалистов по физической культуре и спорту / А.Б. Шарафеева, О.И. Загревский. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://joumals.tsu.ru/tuploads/import/874/files/361-153.pdf.
6. Хазова C. А. Компетентность конкурентноспособного специалиста по физической культуре и спорту : монография / C. А. Хазова. - Москва : Академия естествознания, 2010. - 371 с. - Режим доступа: http://monographies.ru/61.
7. Ефремова Н. Ф. Проблемы оценивания компетенций студентов при реализации компетентностно-ориентированных ООП ГОС. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http:// gendocs.ru/docs/4/3656/conv_2/file2.pdf.
8. Шехонин А. А. Информационные технологии оценивания компетенций, формируемых в университете. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http:// kpfu/docs/F730277244/Шехонин. ppt.
_£
References
1. Bologna process. National Report: 2005-2007 [electronic resource]. - Access: http://portaLntf.ru/portal/pls/portal/docs/V37175.DOC.
2. The process of creating the European Higher Education Area [electronic resource]. - Access: http://www.rudn.ru/?pagec=289.
Draft Committee of Ministers' recommendations to the member states of the Council of Europe with respect to secondary education "(1998) The doctrine of" core competencies "for education in Europe [electronic resource]. - Mode of access: http: //sharko. narod. ru/tekst/an8/1_5.html.
3. Martynenko O. O., Sadon E. V. Monitoring formation of competencies as an important tool for managing the educational process of the university. [Electronic resource]. - Mode of access: http: // bp.vvsu.ru/UserFiles/File/bp/publication/article12.doc.
4. Arzhanik M. B. Formation of professional competence of psychologists in mathematical learning in high school. M. B. Arzhanik, N. A. Lurya, E. V. Chernikov. [Electronic resource]. - Access mode: http://cyberleninka.ru/article/n/formirovanie-professionalnoy-matematicheskoy-kompetentsii-psihologov-v-protsesse-obucheniya-v-vuze.
5. Sharafeeva A. B. Technology of formation of professional competence in the recreational activity of the future experts in physical training and sports / A. B. Sharafeeva, O. I. Zagrevsky. [Electronic resource]. - Mode of access: http: // journals. tsu. ru/tuploads/import/874/files/361-153. pdf.
6. Hazova S.A. Competence competitive specialist in physical culture and sport / Monograph. - Moscow: Academy of Natural Science, 2010. - 371 p. [Electronic resource]. - Mode of access: http: // monographies.ru/61.
7. Ephremova N. F. Problems of evaluation of students competency in implementing competence-oriented OOP AGM. [Electronic resource]. - Mode of access: http: // gendocs.ru/docs/4/3656/conv_2/file2.pdf.
8. Shehonin A. A. Information competency assessment technology generated at the university. [Electronic resource]. - Mode of access: http: // kpfu / docs / F730277244 / Shehonin.ppt.