УДК 378 ББК 74.480.26
Сыроватская Татьяна Александровна
кандидат педагогических наук, доцент
заведующий сектором методической работы и качества образования Старооскольский филиал Белгородского государственного национального исследовательского университета г. Старый Оскол Syrovatskaya Tatyana Aleksandrovna Candidate of Pedagogics,
Assistant Professor Head of Methodical Work and Education Quality Sector Stary Oskol Branch of Belgorod State National Research University
Stary Oskol
Обеспечение качества организации учебного процесса и учебнометодической деятельности преподавателя вуза в условиях перехода на образовательные программы бакалавриата Ensuring the Quality of Educational Process Organization and Educa-tional-and-Methodical Activity of Higher School Teachers in the Transition Conditions to Bachelor Educational Programs В статье представлены основные направления учебно-методической деятельности преподавателя вуза в условиях перехода на двухуровневую систему подготовки специалистов: обеспечение компетентностно ориентированного образовательного процесса, обновление форм и технологий проведения занятий, разработка учебно-методического обеспечения нового поколения.
The article presents the main directions of educational and methodical activity of higher school teachers in the transition conditions to two-level specialists’ training system: applying competence-focused educational process, updating the forms and technologies of lessons conducting, carrying out educational-and-methodological complex of new generation.
Ключевые слова: учебный процесс, учебно-методическая деятельность, преподаватель вуза, бакалавриат.
Key words: educational process, educational-and-methodological activity, higher school teachers, bachelor degree.
В настоящее время российское вузовское образование переживает новый
этап своего инновационного развития. Несмотря на имеющуюся экспериментальную работу в ряде известных вузов (Педагогический университет им. Герцена, РУДН, МИСИС, ТУСУР, НИУ «БелГУ», Челябинский государственный педагогический университет и др.) по переходу на двухуровневую подготовку специалистов, для большинства коллективов это не столько сложившаяся система подготовки профессионалов, сколько начало сложного пути. Важно, что-
бы этот путь изначально задавал требуемые стандарты качества подготовки обучающихся и имел эффективный механизм управления. Таким механизмом, по нашему мнению, выступают в современном образовательном пространстве вузовские системы менеджмента качества, европейские стандарты и рекомендации для систем гарантии качества и требования ФГОС. Поэтому существенным компонентом реализации новых заданных параметрами образовательных контекстов ФГОС выступают Миссия и политика каждого вузовского коллектива, концентрация его усилий на решении главных задач, способствующих обеспечению требуемого качества образования. Одним их ведущих составляющих параметров качественной подготовки специалистов в НИУ «БелГУ» и его Строоскольского филиала выступает документированная процедура 2.5. Реализация образовательных программ системы менеджмента качества. Данная документированная процедура устанавливает необходимый регламент организации образовательной деятельности, в том числе и процесса аутсорсинга,_опре-деляет и анализирует требования к продукции, к документированию процесса и регистрации данных о качестве на основе строго определенной нормативной базы. Таким образом, актуализация деятельности коллектива по новым заданным стандартами качества образовательного процесса, является важной управленческой задачей. Система определения стратегических ориентиров для коллектива в целом и для каждого его составляющего преподавателя - необходимая компонента многоаспектной работы ректората вуза. Для Старооскольского филиала Белгородского государственного национального исследовательского университета таким стратегическим ориентиром является с одной стороны четкое понимание необходимости обеспечения качества результатов обучения студентов, и с другой, очередного этапа инновационной работы ППС по образовательным программам бакалавриата в рамках ФГОС, осознание и реализация новых требований к учебно-методической деятельности преподавателя.
Попытаемся в ракурсе нашей статьи ответить на вопрос: Что же сегодня необходимо сделать коллективу вуза в учебном процессе, чтобы обеспечить требуемое качество образовательных услуг?
На наш взгляд, прежде всего, понять, что все новое требует предметного изучения, серьезной вдумчивой работы и практического внедрения.
Следует отметить, что большинство вузов с 2011 года обеспечивают учебный процесс по двум уровням образовательных программ - специалитет и бакалавриат.
Таким образом, с позиций системы менеджмента качества фиксируется существенное изменение - изменение в структуре подготовки специалистов, а следовательно и четко обозначается в учебном процессе две траектории:
1) освоение новой системы организации учебного процесса в рамках бакалаврских программ подготовки;
2) работа в традиционной для вуза системе организации учебного процесса - по программам специалитета.
Анализ лучших практик вузов, подтверждающий достаточный уровень качества образовательных услуг и позитивный опыт работы в системе кафедр и факультетов, в том числе и НИУ «БелГУ», и его филиалов, позволяет утверждать следующее: если в учебном процессе подготовки специалистов сложилась определенная эффективная система реализации основных образовательных программ, то организация учебного процесса в системе бакалавриата поднимает множество вопросов. Поиск результативных систем подготовки бакалавров, внедрение инноваций сегодня характерные процессы для коллективов всех российских вузов, где у большинства только формируется собственный стиль и почерк качественной организации учебного процесса в условиях бакалавриата.
В настоящее время перед высшей школой стоит задача перехода на двухуровневую систему подготовки специалистов, внедрение новых образовательных стандартов, формирование у студентов и преподавателей нового отношения к учебному и преподавательскому труду, да и в целом к учебному процессу.
Рассмотрим основные изменения в учебном процессе, которые реализуют коллективы вузов по переходу на бакалавриат, продиктованные ФГОС ВПО.
Прежде всего, значительным изменениям подверглись образовательные программы и учебные планы. Так, например, в учебных планах бакалавриата предусмотрено изучение следующих циклов: гуманитарный, социальный и экономический цикл; естественнонаучный цикл; профессиональный цикл и выделены разделы: физическая культура; учебная и производственная практики и/или научно-исследовательская работа. При этом раздел основной образовательной программы бакалавриата «Учебная и производственная практики» является обязательным и представляет собой вид учебных занятий, непосредственно ориентированных на профессионально-практическую подготовку обучающихся. Следует отметить, что разделом учебной практики может являться научно-исследовательская работа обучающегося. Завершает учебный план, как и в специалитете, итоговая государственная аттестация.
Каждый из вышеперечисленных учебных циклов имеет базовую (обязательную) часть и вариативную, устанавливаемую вузом. Вариативная часть дает возможность расширения и углубления знаний, умений и навыков для продолжения профессионального образования в магистратуре.
Вариативную часть самостоятельно формируется учебным отделом и кафедрами вуза. Так, например, в вариативную часть учебных планов бакалавров СОФ НИУ «БелГУ» включено 18 элективных курсов. В том числе новые авторские - Разработка интерактивных предложений; Профилактика наркомании и здоровый образ жизни; Национальные образовательные стратегии и европейские стандарты качества; Литературное краеведение и др.
Второй аспект изменений наиболее существенный, так как, в основе реализации учебных планов кредитно-модульный подход. Существенное внимание уделено дескрипторам подготовки, которые оцениваются в зачетных единицах
- кредитах ECTS. Программы подготовки бакалавров оцениваются 240 кредитами. Важной дополнительной характеристикой результатов обучения является уровень кредита. Уровень кредита соответствует году обучения. Для программы подготовки бакалавров кредиты могут иметь 1-4 уровни. Каждый результат обучения имеет свою кредитную стоимость. Например, по направлению ЭкоВестник ЧГПУ102012 170
номика 1-год студенту необходимо набрать - 35 з.е. (кредитов), 2-й год - 35 з.е. (кредитов), 3-й год - 119 з.е. (кредитов), 4-й год - 24 кредита. За весь период обучения - факультативные дисциплины - 7 з.е.; физическая культура - 11 з.е., практика - 9 з.е.. На выпускную квалификационную работу выделяется 23 часа
- в отличии от 25 в специалитете. Кроме того, в учебных планах по социальноэкономическому направлению в 2 раза уменьшено количество часов по практике - их стало 324.
Таким образом, анализ стандартов и учебных планов бакалавриата показывает, что в них изменилась структура, общие требования к результатам обучения на основе кредитно-модульной системы, количество часов в сторону уменьшения за один учебный год студенту необходимо набрать 60 кредитов, к концу обучения 240 кредитов [1, 2].
Изменения учебных планов, безусловно, ведет к изменениям и организации учебного процесса. В аналитической записке разработчиков основных образовательных программ бакалавриата НИУ «БелГУ», в разделе «Методические рекомендации по формированию требований к разработке и результатам освоения основных образовательных программ, реализуемых на основе ФГОС высшего профессионального образования» указаны важные требования, на основании которых необходимо выстраивать учебный процесс бакалаврата. Первое изменение - необходимо обеспечить компетентностно-ориентированный образовательный процесс. Он подразумевает ответственное отношение студента к процессу и результатам собственного обучения. В соответствии с идеологией Болонского процесса оно должно осуществляться в форме индивидуальных для каждого студента образовательных траекторий в системе асинхронного учебного процесса предоставляющего обучающемуся право в пределах объема учебного времени, отведенного на освоение модулей курсов по выбору, выбирать конкретные; а это ведет к прямому выбору преподавателя.
При формировании своей индивидуальной образовательной программы обучающиеся имеют право получить консультацию в вузе по выбору модулей курсов и их влиянию на будущий профиль подготовки (специализацию), отсю-
да необходимо продумывать работу на факультетах и кафедрах по формированию со студентами индивидуальных учебных планов.
Таким образом, главной фигурой в новом учебном процессе становится сам студент, выступающий как субъект своего личностного и профессионального становления и развития.
«Каковы же нынешние студенты? По мнению исследователей в сравнении со студентами, учившимися 5-8 лет назад, т.е. на заре рыночных реформ» 86% опрошенных преподавателей считают, что студенты изменились. Они легче адаптируются к сложностям жизни в условиях рынка, более конкурентоспособны: у них появились предприимчивость, большая самостоятельность, большая требовательность к преподавателям (знания - необходимый товар). Но что-то и утратилось: студенты стали менее эрудированными, менее трудолюбивыми (в учебе), менее интеллигентными, менее требовательными к себе.
Сами студенты среди современных преподавателей выделяют следующие группы: преподаватели - «вечные студенты», преподаватели - «бывшие моряки», преподаватели, которые отбывают часы, позволяют студентам все делать, лишь бы им не мешали.
Старшекурсники среди преподавателей видят «безразличных», «завистливых», «ограниченных», «господ-баринов», «роботов» и т.п., но замечают и тех, кто «выкладывается в работе», наслаждается работой со студентами -«гурманы», «друзья». По их мнению, наиболее распространенный тип преподавателя в высшей школе - «преподаватель-стандарт»: «знает предмет, живет своей работой, труден в общении, упрям, амбициозен, не интересен ни себе, ни студентам». Как видим, портрет получился не очень привлекательным [3].
Следует в тоже время сказать, что преподавание в вузе - это профессия, которой, однако, в отличие от профессии учителя средней школы, не учат. Тем не менее, процесс осуществляется достаточно эффективно. Это означает, что эту профессию в принципе можно освоить. Надо только хотеть это сделать и любить не только процесс передачи знаний другому, но и любить и уважать этого другого.
Общим вектором этого изменения должна стать системная работа преподавателей по активизации студента, повышение уровня его мотивации и ответственности за качество освоения образовательной программы. В этом аспекте необходима системная взаимосвязанная работа преподавателей в кафедральных сообществ, деканов, методистов факультетов. Необходимо продумать новые формы взаимодействия, используя уже сложившийся позитивный опыт.
Второе изменение в организации учебного процесса - касается форм и технологий проведения занятий. В новых учебных планах уменьшено количество лекций и увеличено в учебном процессе доля семинарских и практических занятий, существенное внимание уделено самостоятельной работе студентов. Отсюда, традиционные формы занятий должны претерпеть качественные изменения. Каждая организационная форма должна быть направлена на достижение определенных образовательных результатов. По мнению исследователей в десятку наиболее широко используемых в вузах форм организации образовательной деятельности входят следующие: лекция (лат. «lection» - чтение), лабораторная работа (лат. «labor» - труд), практическое занятие - решение конкретных задач, семинар (лат «seminarium» - рассадник), коллоквиум (лат. «collocvium» - разговор), консультирование, тьюторство (анг. Tutor - наставник) - индивидуальное общение преподавателя с обучаемым, курсовое проектирование - познавательная деятельность обучающихся, связанная с выполнением проекта, производственная практика - изучение реального производства, УИРС и НИРС - исследовательская деятельность обучающихся, Выпускная квалификационная работа / дипломный проект, диссертация - комплексная познавательная деятельность обучающихся.
Безусловно, все эти формы знакомы ППС вузов. Но особо необходимо обратить внимание на одну из них, а именно консультирование, тьюторство. В современном учебном процессе вуза необходимо обеспечить качество индивидуальной работы преподавателя со студентом в роли наставника, живое общение не только в рамках регламентированного учебного занятия, но и за его пределами. Именно эта форма работы пока, на наш взгляд, не достаточно работает
в учебных заведениях, что подтверждено фактическими результатами в учебном процессе - отсев студентов, академические задолженности, непосещения учебных занятий. Необходимо новое качество придать и процессам курсового и дипломного проектирования, разъяснять студентам требования обновленного ФГОС, Положения о выполнении курсовых работ, проектов и требования СМК. Приучить их к мысли: качественно - это не значит большой объем работы, а это значит, соответствие всем предписанным в Положении и методических рекомендациях выпускающей кафедры требований, вплоть до выполнения рекомендованных объемов структурных частей работы. На это особое внимание обращают аудиторы во время внутренних и внешних проверок Основополагающим требованием выступает - исследовательский характер данного вида работ и наличие не менее 75% авторского текста.
Следует подчеркнуть, что ФГОС в отличие от предшествующих Государственных образовательных стандартов определяет долевое соотношение традиционных и инновационных форм обучения. Удельный вес занятий, проводимых в активных и интерактивных формах должны составлять не менее 20 процентов аудиторных занятий. Следовательно, задача преподавателя независимо от опыта и срока пребывания в вузе обеспечить соответствие требования широко использовать в учебном процессе лекций активного типа, интерактивных технологий (деловые и ролевые игры, разборы конкретных ситуаций, различного рода тренинги в сочетании с внеаудиторной работой) с целью формирования и развития профессиональных навыков обучающихся. В рамках учебных курсов должны быть предусмотрены встречи с представителями различных компаний, государственных и общественных организаций, мастер-классы экспертов и специалистов. В арсенале преподавателя необходимо иметь наработки в дисциплине самых современных методов обучения. По мнению исследователей и практиков это кейс метод (сущность данного метода состоит в том, что учебный материал подается студентам в виде проблем (кейсов), а знания приобретаются в результате активной и творческой работы), портфолио (вырабатывает навыки оценки собственных достижений), метод развивающейся кооперации Вестник ЧГПУ102012 174
(постановка задач для которых нужна кооперация, объединение обучающихся с распределением внутренних ролей в группе, проектный метод или метод проектов (позволяют решить ту или иную проблему в результате самостоятельных действий обучающихся с обязательной презентацией этих результатов).
Важным представляется вопрос системной работы в вузе по проведению методических семинаров, педагогических мастерских, мастер-классов по обмену опытом технологической и методической составляющей проведения всех типов и видов рекомендуемых занятий. Компетенциями, которые должен освоить студент, должен владеть, прежде всего, сам преподаватель.
Следует отметить, что в настоящее время в современном вузе рассматриваются экспертами как обязательные при высокой оценке профессионализма преподавателя высшей школы такие компоненты как базовые знания информационных технологий; разработка и применение электронных учебнометодических материалов; владение методическими приемами использования слайд-лекций, Интернет-семинаров, оп-1ат занятий и др.; адаптация имеющихся психолого-педагогических принципов (а возможно, и создание новых) к современным информационным и коммуникационным технологиям в образовании.
Большое внимание в вузе в настоящее время уделено третьему изменению в организации учебного процесса - разработке нового поколения учебнометодического обеспечения. В рамках специалитета выполнена работа по комплектованию учебно-методических комплексов дисциплин и имеем 100% обеспеченность. Но сегодня предстоит реализовать новые требования к учебнометодическому обеспечению основных образовательных программ бакалавриата.
Анализ опыта работы передовых вузов показывает, что сегодня в образовательном процессе реализуется принципиально новый подход к обеспечению учебного процесса. Он заключается в создании нового вида обеспечения учебного процесса - информационно-технологического.
Первая из названных составляющих - информационная - обеспечивает содержательный аспект подготовки бакалавра и специалиста в вузе, создает условия для педагогически активного информационного взаимодействия между преподавателем и обучающимися, в ней интегрируются прикладные педагогические программные продукты, базы данных, а также совокупность других дидактических средств и методических материалов, обеспечивающих и поддерживающих учебный процесс.
Вторая составляющая - технологическое обеспечение, которое реализуется на основе применения в учебном процессе современных технологий обучения. Результатом проектирования и конструирования педагогом технологии обучения является технологическая карта, представляющая собой своего рода паспорт проекта будущего учебного процесса.
Прежде всего, в целом ООП по направлению должна быть обеспечена учебно-методической документацией: рабочие программы, опорные конспекты лекций, методические сборники, пособия, рабочие тетради, информационный материал для самостоятельного изучения и др.
Более того, содержание каждой из учебных дисциплин должно быть представлено в сети Интернет или локальной сети образовательного учреждения. Каждый обучающийся по своей ООП должен быть обеспечен не менее чем одним учебным и одним учебно-методическим печатным и/или электронным изданием по каждой дисциплине профессионального цикла. Высокие требования в рамках аккредитационных показателей предъявляются и к библиотечный фонду. Самое современное - формирование электронной библиотеки на что и направлены в настоящее время все усилия коллектива Старооскольского филиала НИУ «БелГУ».
Сегодня филиал уже обеспечивает одно из важных требований: у всех обучающихся есть возможность доступа к современным профессиональным базам данных, информационным справочным и поисковым системам: http://informika.ru; http://edu.ru; http://rospsy.ru; http://rsl.ru; http://mon.gov.ru, в НИУ «Бел ГУ» функционирует система электронного обучения «Пегас», ведет-
ся планомерная работа по созданию авторских проектов методического сопровождения учебных планов бакалавриата.
Особо необходимо выделить в этом направлении арсенал лучших практик вузов по созданию образовательных порталов. Образовательный портал, представляет собой аппаратно-программный комплекс, предназначенный для эффективного управления основными бизнес-процессами вуза, ключевыми информационными ресурсами и сервисами. Наличие в вузе такого портала позволяет обеспечить реализацию открытого образования, непрерывного взаимодействия всего университетского сообщества, частично решая тем самым одну из важных проблем, проблему индивидуализации обучения.
Особое место в связи с новыми требованиями ФГОС должна занять внеаудиторная работа. Так как невозможно сформировать все необходимые специалисту компетенции только в рамках учебного занятия. Поэтому формирование будущего бакалавра и специалиста должно продолжаться в рамках научных клубов, лабораторий, проектных командах, педагогических мастерских. На основе имеющегося опыта необходимо придать инновационность процессу вне-учебной работы со студентами с учетом специфики закрепленных направлений и специальностей. Необходимо использовать ресурс студентов - старшекурсников, которые могли бы многие необходимые компетенции сформировать в активной деятельности в вузовском пространстве и за его пределами. Педагоги
- непосредственно участвуя в проектах проведения педагогических мастерских, кураторских часов, разнообразных лекториях на младших курсах, подготовке праздников факультетов, акциях; будущие тренеры - в роли руководителей спортивных кружков, организаторов спортивных соревнований внутри факультетов; будущие управленцы - социологических исследованиях организационных процессов вуза, плотных проектах, изучении мнений потребителей, проведении Дней самоуправления, будущие математики и информатики - создании программных продуктов, так необходимых сегодня учебному процессу филиала. Показателен в этом смысле опыт студентов ТУСУР, которые развернули проект «UP lever», которые овладевают технологией организации разработки и
проектирования мероприятий, процесс подготовки и рефлексии собственных дефицитов во время работы над событием, «переживание» готового события и фиксация удач/неудач с дальнейшим анализом и исправлением ошибок. Продуктом становится человек, обладающий навыками работы с собой и с окружающими людьми, методами для обустройства той среды, того пространства в котором он находится [4]. Это хорошая практика для реализации компетентно-стного подхода в образовании, где требуется обучить студента владению знаниями и умениями в рамках избранного предмета интереса.
Необходимо подчеркнуть, что получить заранее планируемые результаты возможно только в процессе, который планомерно подвергается контролю, оценивается, корректируется. В СОФ НИУ «БелГУ» создана определенная система контроля всех процессов жизнедеятельности вуза, действует она и в учебном процессе. Действует Положение о внутривузовском контроле качества учебного процесса, оно учитывает требования системы менеджмента качества и четко выстраивает контроль учебного процесса от самого преподавателя, кафедры до администрации. В нем реализуется ряд принципиальных позиций на уровне кафедрального контроля качества: проводится в соответствии с годовым планом работы кафедры; осуществляется в форме методических занятий, открытых и пробных занятий; методические занятия планируются зав. кафедрой по наиболее важным и сложным темам учебной программы и поручаются опытным доцентам кафедр; открытые занятия проводятся с целью изучения, обобщения и обмена опытом. Проведение открытых занятий преподавателями, представленными к присвоению ученых званий, является обязательным. Пробные занятия проводятся по плану кафедры начинающими преподавателями в присутствии всей кафедры. На пробных занятиях реализуется поиск эффективных технологий, методов реализации учебной программы дисциплины.
Индивидуальный контроль качества учебных занятий (текущий, оперативный и плановый) проводится учебно-методическим отделом, зав. кафедрами, деканами факультетов. Плановый индивидуальный контроль осуществляется ежемесячно и может быть коллегиальным.
Оперативный контроль осуществляется на основании распоряжения зам. директора по учебно-методической работе, заведующим кафедрой. Учебнометодический отдел проводит в каждом семестре не менее одной плановой проверки. Так, в сентябре-октябре реализуется проверка качества организации и проведение учебных занятий вновь принятыми преподавателями и преподавателями, работающими на 1-х курсах, а в целом с планом внутривузовского контроля можно познакомиться в корпоративной сети вуза.
Помимо внутривузовского контроля в течении года проводится 6 плановых проверок в системе СМК - две из них посвящены учебному процессу -Методическое сопровождение специальностей и направлений и выполнение показателей на факультетах и кафедрах. Ежегодно в феврале филиал участвует в плановой проверке СМК управлением качества НИУ «БелГу» и в апреле-мае в филиале проводится аудит СМК с участием представителя ООО «Русский регистр».
Обеспечению качества учебного процесса филиала способствует непрерывное обучение персонала. В филиале сложилась практика проведения методических деятельностных семинаров, мастер-классов, интерактивных тематических программ, встреч с ведущими учеными-педагогами высшей школы. Проблемным в настоящее время выступает вопрос всеобщей заинтересованности персонала инновационной деятельностью, связанной с реконструкцией тьютерской работы, которая необходима для обеспечения требования ФГОС бакалавриата в части индивидуализации программ обучения. Наиболее сложным представляется вопрос формирования «нового преподавателя вуза». «Новый преподаватель» авторам новой модели российского образования - 2020, модели образования для экономики, основанной на знаниях, видится как «исследователь, воспитатель, консультант, руководитель проектов» [5]. Следовательно, одной из доминирующих задач в обеспечении качества учебного процесса современного вуза помимо вышеобозначенных решаемых, становится актуализация образа преподавателя, способного энергизировать и инициировать студентов на сотрудничество, активное организационно-деятельностное вы-
полнение требований ФГОС с четким обозначением индивидуальной образовательной траектории, точек роста и перспектив предстоящей профессиональной
карьеры.
Библиографический список
1. ФГОС ВПО по направлениям бакалавриата. 050000 Образование и педагогика. 080000 Экономика и управление [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http: //www.fgosvpo .ru/?menu_id=7&menu_type=7&parent.
2. Примерные основные образовательные программы подготовки бакалавров 080100 Экономика. Зарегистрировано в Минюсте РФ 25 февраля 2010 г. № 16500. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http: //www.fgo svpo.ru/index.php?menu_id=17 &menu_type=8&parent=10&dire ction_id=8.
3. Ковалева, В. Студент и преподаватель глазами друг друга [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www-old.informika.ru.
4. Проекты по реализации тьютерских технологий в высшем образовании. Тьютерство в ТУСУРе. Проект «инициативное образовательное движение» нужное действие». Сайт Межрегиональной тьютерской ассоциации [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.thetutor.ru.
5. Российское образование - 2020: модель образования для экономики, основанной на знаниях: к IX Междунар. науч. конф. «Модернизация экономики и глобализация», Москва, 1-3 апреля 2008 г. / под ред. Я. Кузьминова, И. Фрумина; Гос. ун-т - Высшая школа экономики. - М.: Изд. дом ГУ ВШЭ, 2008. - 39 с.
Bibliography
1. FSES HPE in Bachelor’s Degree: 050000 Education and Pedagogics. 080000 Economy and Management [Electronic Resource]. - Access Mode: http: //www.fgo svpo.ru/? menu_id=7&menu_type=7&parent.
2. Kovalyova, V. Student and Teacher In the Eyes of Each Other [Electronic Resource]. - Access Mode: http://www-old.informika.ru.
3. Projects on Tutor Technologies Realization in Higher Education. Project «Initiative Educational Movement» Necessary Action». Site of Interregional Tutor Association [Electronic Resource]. - Access Mode: http://www.thetutor.ru.
4. Russian Education - 2020: Education Model for Economics Based on Knowledge: To IX International Scientific Conference «Modernization of Economics and Globalization», Moscow, April 1-3, 2008 / Under the Editorship of Ya. Kuzminov, I. Frumin; State University - the Higher School of Economics. -M., 2008. - 39 p.
5. Sample Basic Educational Programs of Bachelors’ Training 080100 Economy. Registered in Ministry of Justice of the Russian Federation on February 25, 2010. No. 16500. [Electronic Resource]. - Access Mode: http: //www.fgo svpo.ru/index.php?menu_id=17 &menu_type=8&parent=10&dire ction_id=8.