Научная статья на тему 'Реализация компетентностного подхода в процессе профессиональной подготовки студентов университета физической культуры'

Реализация компетентностного подхода в процессе профессиональной подготовки студентов университета физической культуры Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
589
113
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ / СТУДЕНТЫ / ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Анисимова Вера Александровна, Драговоз Лидия Анатольевна

В статье аргументирована необходимость реализации компетентностного подхода, позитивно влияющего на развитие личности студентов университета физической культуры. Выделены некоторые направления обновления высшего образования связанного с реализацией компетентностного подхода. Представлены компетентности будущего специалиста, которые необходимо осуществлять в процессе его учебно-профессиональной подготовки в вузе физической культуры. Показаны дисциплины, на которых происходит овладение профессиональными компетенциями к различным видам деятельности. В ходе работы выявлено, что развитие профессиональной компетентности будущего специалиста (студента) физической культуры и спорта следует осуществлять в процессе его учебно-профессиональной подготовки в вузе, где происходит овладение профессиональными компетенциями к различным видам деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Реализация компетентностного подхода в процессе профессиональной подготовки студентов университета физической культуры»

УДК 378

Анисимова Вера Александровна

Доктор педагогических наук, доцент кафедры педагогики Уральского государственного университета физической культуры, [email protected], Челябинск

Драговоз Лидия Анатольевна

Кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики Уральского государственного университета физической культуры,[email protected], Челябинск

реализация компетентностного подхода в процессе профессиональной подготовки студентов университета физической культуры

Аннотация. В статье аргументирована необходимость реализации компетентностного подхода, позитивно влияющего на развитие личности студентов университета физической культуры. Выделены некоторые направления обновления высшего образования связанного с реализацией компетентностного подхода. Представлены компетентности будущего специалиста, которые необходимо осуществлять в процессе его учебно-профессиональной подготовки в вузе физической культуры. Показаны дисциплины, на которых происходит овладение профессиональными компетенциями к различным видам деятельности. В ходе работы выявлено, что развитие профессиональной компетентности будущего специалиста (студента) физической культуры и спорта следует осуществлять в процессе его учебно-профессиональной подготовки в вузе, где происходит овладение профессиональными компетенциями к различным видам деятельности.

Ключевые слова: компетентностный подход, профессиональные компетенции, студенты, физическая культура.

Anisimova Vera Aleksandrovna

Doctor of Pedagogical Sciences, Associate Professor of the Department of Pedagogy of the Ural State University of Physical Culture, [email protected], Chelyabinsk

Dragovoz Lidiya Anatolievna

Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor of the Department of Pedagogy of the Ural State University of Physical Culture, [email protected], Chelyabinsk

implementation of competence approach during training students of physical education

Abstract. The article argued the need for the implementation of competence-based approach, positively influencing the development of the personality of university students of physical culture. Highlighted some areas renewal of higher education associated with the implementation of competence-based approach. Represented the future specialist competence to be implemented in the course of its teaching and training at the university of physical culture. Showing discipline, on which the mastery of professional competencies to the different activities. The work revealed that the development of professional competence of the expert (students) Physical Education and Sports should be made in the process of teaching and training in high school, where the acquisition of professional competences to different activities.

Keywords: competence approach, professional competence, students, physical education.

Современное производство и рынок требуют от специалистов не только знаний и умений, а общество в целом требует от вузов не просто компетентного специалиста в своей области, но и готового к самостоя-

тельности в принятии решений по профессиональным, научным, социальным проблемам, к поиску необходимой информации в решении проблем, к профессиональному самообразованию и самосовершенствова-

нию, к совместной работе в коллективе.

Под влиянием социально-экономических и политических изменений, происходящих на рынке труда, в профессиональном образовании изменяются ценности и цели, содержание и технологии. Отечественная система профессионального образования развивается и обновляется в русле современных образовательных новаций и вхождения России в мировое образовательное пространство. Основными направлениями обновления этой системы являются реализация компе-тентностного подхода и переход на многоуровневую модель организации вузовского образования. Положения Болонской декларации требуют от системы профессионального образования изменений в содержании и структуре образовательного процесса [4, с. 8].

Так, многоуровневая система образования готовит к работе в новых социально-экономических условиях специалиста способного принимать нестандартные решения. Вуз, работающий в рамках многоуровневой модели организации обучения, создает условия для развития у будущего специалиста способности не только умело воспроизводить готовые технологии, но и творчески их перерабатывать и создавать авторские. Студент находится в активной позиции субъекта выбора и самостоятельного формирования своего образовательного маршрута (учет личностных потребностей и возможностей обучающихся). На первом уровне этой системы (бакалавриат) закладываются фундаментальные знания по выбранному направлению высшего образования, развиваются коммуникативные навыки и навыки принятия самостоятельного решения в выборе профессии, готовность продолжить дальнейшее образование. На втором уровне (магистратура) решаются задачи более глубокого образования по избранному профилю, формируются компетенции в исследовательской и управленческой деятельности. После окончания вуза у студента есть возможность продолжить образование в аспирантуре.

Следующее направление обновления высшего образования связано с реализацией компетентностного подхода. По определению О. Е. Лебедева, компетентностный подход - это «... новая парадигма образования, предполагающая студенто-ориентирован-ный характер высшего образования и ока-

зывающая принципиальное воздействие на определение образовательных целей, выбор содержания образования, организацию образовательного процесса, использование образовательных технологий, оценку результатов. Цель компетентностного подхода - обеспечение качества образования» [7, с. 74].

Он является методологическим основанием модернизации профессионального образования. Результатом подготовки будущего специалиста в высшем учебном заведении выступает его компетентность в профессиональной деятельности. Компетентностный подход акцентирует внимание на результате образования, причем в качестве результата рассматривается не сумма усвоенной информации, а способность человека действовать в различных жизненных ситуациях. Данный подход выступает альтернативой ЗУНам (знаний, умений и навыков), ограничивающих цели обучения и воспитания узким предметным образованием и недостаточно учитывающих сущность компетентности современного человека в условиях конкуренции свободного рынка. Эта проблема уже была предметом обсуждения в различных исследованиях [4; 6; 9].

Овладение различного рода компетенциями, как известно, становится основной целью процесса обучения. Реализация ком-петентностного подхода при этом предусматривает широкое использование в учебном процессе активных и интерактивных форм проведения занятий (компьютерных симуляций, деловых и ролевых игр, анализ конкретных ситуаций, психологические тренинги) в сочетании с внеаудиторной работой с целью формирования и развития профессиональных навыков [6; 9].

В настоящее время считается общепризнанным то, что компетентный специалист по физической культуре и спорту - это специалист, подготовленный к решению всех групп задач, возникающих в его профессиональной деятельности. Модернизация системы подготовки специалиста в области физической культуры и спорта, по мнению В. К. Бальсевича [3] и Л. И. Лубышевой [8], должна включать в себя:

а) усиление гуманистической ориентации специалиста;

б) высокий уровень знаний в области психологии мотиваций, потребностей и сво-

боды выбора вида физкультурной или спортивной деятельности;

в) освоение наукоемких технологий физического воспитания и спортивной подготовки;

г) глубокие знания в области технологий развития физического потенциала человека, построения адекватных программ физического и спортивного совершенствования.

Приоритетной составляющей в профессиональной квалификации специалиста физической культуры является компетентность. Компетентность - это интегральная (совокупная) характеристика интериоризирован-ных личностью знаний, умений и навыков, проявляемых как способность и готовность личности к самостоятельным выборочным и проектировочным действиям при решении различных поведенческих и действенно-практических задач [1].

Если говорить о профессиональной компетентности педагога физической культуры, то следует иметь в виду наличие у него ряда необходимых компетенций. Специалист в данной области, в соответствии со стандартом, должен уметь:

- осознавать и достигать паритетных соотношений между универсальной общечеловеческой и культурной миссией своей профессиональной деятельности и ее физ-культурно-спортивной функцией, связанной с телесностью, двигательной деятельностью и здоровьем обучаемого;

- обеспечивать эмоциональные, эстетические и в то же время доступные восприятию приемы, средства и методы, с помощью которых он взаимодействует с занимающимися;

- овладевать и обучать другого умениям точно воспринимать людей и вести с ними диалог в процессе общения в спортивном поединке, в физкультурно-массовых мероприятиях, в досуговой деятельности и т.п.;

- определять цели и представлять в доступной форме образ-результат своей деятельности и деятельности своего ученика, связывать теоретические знания с опытом личного преподавания, жизненным и физ-культурно-спортивным опытом того, кому он передает свои знания;

- конструировать учебные занятия, используя инновационные педагогические технологии, методы и средства педагогиче-

ского наблюдения, анализа и оформления собранных данных;

- научно анализировать социально значимые проблемы, собирать, хранить и обрабатывать информацию с использованием информационных автоматизированных систем и сетей связи, переоценивая накопленный опыт, собственные возможности;

- рефлексивно относиться к неожиданным, неординарным взглядам и подходам в изучении проблем человеческой телесности и физ-культурно-спортивной деятельности [10].

В предложенном минимизированном перечне требований к специалисту физической культуры учитывались важнейшие направления всестороннего образования человека, избравшего профессию, которая подразумевает владение ценностями важной области культуры и способами передачи их другому субъекту.

Наиболее целенаправленно и активно развитие профессиональной компетентности будущего специалиста осуществляется в процессе учебно-профессиональной подготовки в вузе. При этом студенты не только овладевают теоретическими знаниями и практическими навыками по избранной специальности, но и знакомятся с «азами» научного творчества, осваивают приемы самообразования и самосовершенствования. Особое место в профессиональной подготовке студентов Федерального государственного бюджетном образовательном учреждении высшего профессионального образования «Уральский государственный университет физической культуры» занимают дисциплины психолого-педагогического цикла («Основы самообразовательной деятельности», «Педагогика», «Педагогика физической культуры и спорта», «Культура делового профессионального общения», «Классный руководитель: функции и направления работы», «Научно-исследовательская работа»). Эти дисциплины направлены на освоение студентами определенных профессиональных компетенций, изложенных в Стандарте высшего профессионального образования по направлению подготовки 034300 «Физическая культура» [10].

На первых этапах обучения в вузе физической культуры студенты овладевают основными методами, способами и средствами получения, хранения, переработки

информации, приобретают навыки работы с компьютером как средством управления информацией. Данные компетенции необходимы для дальнейшей более эффективной деятельности студентов (подготовка рефератов, курсовых и выпускных квалификационных работ), а также для саморазвития и самосовершенствования. Для решения данных задач кафедрой педагогики разработана дисциплина «Основы самообразовательной деятельности студентов», которая способствует более эффективному закреплению теоретических и практических знаний, развивает дисциплинированность, самостоятельность и самоконтроль [2, с. 43]. Самостоятельная работа студентов - ядро учебного процесса. Без самостоятельного, целенаправленного, заинтересованного труда самого студента не получить желаемого результата - специалиста высокой квалификации, востребованного на рынке труда.

Владению приемами общения и умению использовать их при работе с коллективом занимающихся и каждым индивидуумом способствует дисциплина «Культура делового профессионального общения». В рамках данной дисциплины студенты учатся строить и анализировать отношения с коллегами, руководителями с учетом норм делового общения; овладевают речевым этикетом, принятым в обществе, профессиональной лексикой, способами вербальной и невербальной коммуникации, эффективными и целесообразными для осуществления воздействия и взаимодействия с другими людьми [5, с. 74].

Среди профессиональных компетенций направления подготовки «Физическая культура» основное место занимают компетенции в области педагогической и тренерской деятельности. Задачей специалиста в области физической культуры является обучение и воспитание обучающихся двигательным умениям и навыкам. Поэтому формированию готовности решать профессиональные задачи в рамках педагогической, тренерской, культурно-просветительской деятельности содействуют такие дисциплины, как «Психология и педагогика», «Педагогика физической культуры и спорта», «Психология физической культуры и спорта».

В процессе работы с обучающимися специалисту физической культуры необхо-

димо воспитывать социально-личностные качества: целеустремленность, организованность, трудолюбие, ответственность, гражданственность, коммуникабельность, толерантность.

На развитие профессиональной компетентности в педагогической деятельности большое влияние оказывает дисциплина «Классный руководитель: функции и направления работы». Она формирует у студентов систему профессиональных знаний в области воспитательной деятельности. Знакомит с технологией воспитательной работы, умениями и навыками проведения воспитательных мероприятий в общеобразовательных учреждениях. В процессе воспитательной работы с обучающимися используются накопленные в области физической культуры и спорта духовные ценности, полученные знания об особенностях личности занимающихся для воспитания патриотизма, профилактики девиантного поведения, формирования здорового образа жизни, потребности в регулярных занятиях физической культурой и спортом. Данный спецкурс является основой при прохождении педагогической практики в общеобразовательном учреждении.

При этом следует иметь в виду, что педагогическая практика как важнейший компонент профессиональной подготовки учителя приобретает качественно новое целепола-гание, формирующее готовность студентов к педагогической деятельности. Целью педпрактики является отработка профессионально-педагогических умений, формирование личностных качеств, необходимых современному специалисту сферы образования. Основными задачами педагогической практики являются: формирование профессионально-педагогической компетентности, целостного представления о педагогической деятельности; формирование умений анализировать педагогическую действительность на основе теоретических знаний; развитие педагогических способностей (коммуникативных, суггестивных, дидактических, креативных и др.) как основы становления педагогического мастерства;

- развитие «Я - концепции» педагогической деятельности; индивидуальной траектории творческого становления будущего учителя;

- психолого-педагогическая адаптация студента в педагогическом коллективе;

- формирование умений проектирования, реализации, оценивания и коррекции образовательного процесса; умений психолого-педагогической диагностики;

- углубление и закрепление знаний о современных психолого-педагогических концепциях и предметных методиках;

- овладение современными технологиями обучения и воспитания.

В связи с этим главным в организации педагогической практики студентов является взаимосвязь и взаимопроникновение теоретической подготовки и практической деятельности студентов, интеграция учебной и исследовательской деятельности студентов.

В качестве средств обучения студентов применению психолого-педагогических и методических знаний могут быть использованы следующие: постановка перед студентами конкретных задач по использованию педагогических знаний, педагогической теории, методических знаний; комплекс заданий-проектов, систематизирующих теоретическое осмысление студентами педагогических явлений; организация дискуссий, деловых игр, моделирование педагогических ситуаций; организация встреч с педагогами школы; обсуждение и анализ деятельности студентов; проведение совместно с учителями школ семинаров, консультаций, показывающих будущим учителям важность применения педагогической теории в практической деятельности. Использование этой системы работы способствует не только закреплению, но и более глубокому раскрытию научного содержания теоретических знаний, более осмысленному их усвоению.

Отметим и то, что важной ступенью многоуровневой системы профессионального образования, как отмечалось ранее, является магистратура. На этом уровне формируются компетенции в исследовательской и управленческой деятельности. В рамках изучения дисциплины «Научно-исследовательская работа» у студентов формируются профессионально-значимые компетенции, такие как самостоятельное приобретение новых знаний и умений с помощью информационных технологий и использование в практической деятельности, применение на практике новейших достижений в области педагоги-

ческой деятельности (теории, технологии и методики); разработка методических комплексов по учебным дисциплинам «Физическая культура» и «Спортивная тренировка»; использование современных технологий для обеспечения качества образовательного процесса и научно-исследовательской деятельности; интерпретация результатов собственных научных исследований и выявление их практической значимости. Научно-исследовательская работа готовит студентов к дальнейшему образовательному процессу и повышает качество их образования. Она позитивно влияет на развитие личности студента [1; 2].

Таким образом, опыт реализации компетентностного подхода в процессе профессиональной подготовки студентов университета физической культуры позволяет сделать вывод о том, что наиболее целенаправленно и активно развитие профессиональной компетентности будущего специалиста (студента) физической культуры и спорта следует осуществлять в процессе его учебно-профессиональной подготовки в вузе, где происходит овладение профессиональными компетенциями в различных видах деятельности (педагогической, тренерской, рекреационной, организационно-управленческой, научно-исследовательской, самообразовательной и культурно-просветительской).

Библиографический список

1. Анисимова В. А. Исследовательская деятельность студентов вуза физической культуры: монография. - Челябинск : УралГУФК, 2014. -240 с.

2. Анисимова В. А., Липская Л. А. Компетент-ностный подход в научно-исследовательской деятельности студентов вуза физической культуры // Сибирский педагогический журнал. - 2013. -№ 4. - С. 198-202.

3. Бальсевич В. К. Непрерывное физкультурное образование // Теория и практика физической культуры. - 2004. - № 12. - С. 10 -13.

4. Бордовская Н. В., Розум С. И. Психология и педагогика : учебник для вузов. - СПб. : Питер, 2013. - 624 с.

5. Драговоз Л. А. Пути формирования профессиональной компетентности студентов уза физической культуры // Педагогическая наука и образование : тематический сборник научных трудов. Вып. 12 / отв. ред. А. Я. Найн. - Челябинск : УралГУФК, 2012. - С. 72-77.

6. Компетентностный подход в образовании как основа качественной подготовки специалистов физической культуры : монография / отв. редактор А. Я. Найн. - Челябинск: Изд-во Уральская академия, 2012. - 340 с.

7. Лебедев О. Е. Компетентностный подход в образовании // Школьные технологии. - 2005. -№ 5. - С. 24-25.

8. Лубышева Л. И. Концепция модернизации процесса профессиональной подготовки специалистов по физической культуре и спорту // Теория и практика физической культуры. - 2003. - №

12. - С. 13-17.

9. Найн А. Я. Теоретические основы рефлексивного управления образовательным учреждением: монография. - Челябинск: Изд-во Уральская академия, 2014. - 284 с.

10. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки 034300 Физическая культура (квалификация (степень) «бакалавр») [Электронный ресурс] : Режим доступа. - http://docs.cntd.ru/document/902201358 (дата обращения: 01.06.2014).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.