Научная статья на тему 'Формирование профессиональной культуры, физкультурно-спортивных компетенций у студентов вуза'

Формирование профессиональной культуры, физкультурно-спортивных компетенций у студентов вуза Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1068
131
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
САМОРАЗВИТИЕ / ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / ЛИЧНОСТЬ / КОМПЕТЕНЦИИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Оплетин А.А.

Современное образование в области физической культуры интегративно: оно признано не только дать целостное и многогранное представление о культуре, но и сформировать у студентов вуза ценностные установки на саморазвитие личности, расширить представление о себе, о своём месте в мире как системе сосуществующих культур. В современных социально-экономических условиях социальный заказ на подготовку в университетах направлен на подготовку профессиональных, компетентных специалистов, способных к саморазвитию и самореализации своего творческого потенциала в будущей профессии. Для этого необходимо знание способов самопознания и самораскрытия, самомоделирования, самоактуализации и т.д. Материал. В данной статье рассматривается формирование физкультурно-спортивных компетенций, профессиональной культуры студенческой молодёжи на занятиях физической культурой при обучении в университете. Анализируется проблема формирования потребностей использования физической культуры в здоровом образе жизни студентов, от решения которой во многом зависит активная, творческая, профессиональная и общественная деятельность и жизненные цели будущих специалистов. Методы: анализ и обобщение психолого-педагогической литературы, педагогическое наблюдение, анкетирование, психологические тесты, педагогический эксперимент. Результат. Применение системного и компетентностного подходов в изучении дисциплины «Физическая культура» реализует основные требования к формированию физкультурно-спортивных компетенций и компетентности саморазвития средствами физической культуры. Заключение. Экспериментальные данные подтверждают, что созданная авторская программа по физической культуре научно обоснована и способна предельно включить самих студентов в познавательный процесс с акцентом на физическое и социально-нравственное саморазвитие личности, по формированию базовых ключевых и предметных компетенций.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Формирование профессиональной культуры, физкультурно-спортивных компетенций у студентов вуза»

УДК 796.37 DOI 10.14526/00_1111_19

ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ, ФИЗКУЛЬТУРНО-СПОРТИВНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ У СТУДЕНТОВ

ВУЗА

А.А. Оплетин - кандидат педагогических наук, доцент, Пермский национальный исследовательский политехнический университет,

Пермь

UNIVERSITY STUDENTS' PROFESSIONAL CULTURE, PHYSICAL-SPORTS COMPETENCIES FORMATION

A.A. Opletin - candidate of pedagogics, associate professor, Perm National Research Polytechnic University,

Perm

e-mail: panachev@pstu. ru

Ключевые слова: саморазвитие, физическая культура, личность, компетенции.

Аннотация: Современное образование в области физической культуры интегративно: оно признано не только дать целостное и многогранное представление о культуре, но и сформировать у студентов вуза ценностные установки на саморазвитие личности, расширить представление о себе, о своём месте в мире как системе сосуществующих культур. В современных социально-экономических условиях социальный заказ на подготовку в университетах направлен на подготовку профессиональных, компетентных специалистов, способных к саморазвитию и самореализации своего творческого потенциала в будущей профессии. Для этого необходимо знание способов самопознания и самораскрытия, самомоделирования, самоактуализации и т.д.

Материал. В данной статье рассматривается формирование физкультурно-спортивных компетенций, профессиональной культуры студенческой молодёжи на занятиях физической культурой при обучении в университете. Анализируется проблема формирования потребностей использования физической культуры в здоровом образе жизни студентов, от решения которой во многом зависит активная, творческая, профессиональная и общественная деятельность и жизненные цели будущих специалистов.

Методы: анализ и обобщение психолого-педагогической литературы, педагогическое наблюдение, анкетирование, психологические тесты, педагогический эксперимент.

Результат. Применение системного и компетентностного подходов в изучении дисциплины «Физическая культура» реализует основные требования к формированию физкультурно-спортивных компетенций и компетентности саморазвития средствами физической культуры.

Заключение. Экспериментальные данные подтверждают, что созданная авторская программа по физической культуре научно обоснована и способна предельно включить самих студентов в познавательный процесс с акцентом на физическое и

социально-нравственное саморазвитие личности, по формированию базовых ключевых и предметных компетенций.

Keywords: self-development, physical culture, personality, competencies.

Annotation. Modern education in the sphere of physical culture is integrative: its aim is not only to give a full and many-sided idea of a culture, but to form axiological mindsets of University students to personality development, to broaden the notion of oneself, of one 's place in the world as a system of coexisting cultures. In modern social-economic conditions a social order for training at the Universities is directed at professional, competent specialists training, who are able to self-development and self-realization of their creative potential in a future profession. To fulfill all this it is necessary to know the ways of self-cognition and self-realization, self-modeling, self- actualization.

Material. This article discusses the formation of physical-sports competencies, professional culture of the student at the lessons of physical culture while studying at the University. The problem of needs formation for physical culture use in students' healthy way of life is analyzed. On this problem solution depends an active, creative, professional and social activity and life values of the future specialists.

Research methods: psychological-pedagogical literature analysis and summarizing, pedagogical observation, questionnaire survey, psychological tests, pedagogical experiment.

Results. The system and competence based approaches application in studying the subject "Physical culture " realizes the main demands to physical-sports competencies formation and a competence of self-development by means ofphysical culture.

Conclusion. Experimental facts prove that created program on physical culture is scientifically substantiated and is able to involve the students into a cognitive process with the accent on physical and social-moral personality self-development, on the base key and subject competencies formation.

ВВЕДЕНИЕ. Современное образование в области физической культуры интегративно: оно признано не только дать целостное и многогранное представление о культуре, но и сформировать у студентов вуза ценностные установки на саморазвитие личности, расширить представление о себе, о своём месте в мире как системе сосуществующих культур. Современное общество предъявляет самые высокие и разноплановые требования к личности студента высшего учебного заведения, к его личностным качествам, способностям, знаниям и приобретённому опыту жизнедеятельности. Вместе с тем физическая культура осуществляет преобразование личности как в области физического, психологического, нравственного здоровья, а также детерминируется теми ценностями, на которую личность ориентируется, теми потребностями, мотивами и интересами, которые задают общую направленность развития межпредметных и физкультурно-спортивных компетенций.

В современных социально-экономических условиях социальный заказ на подготовку в университетах направлен на подготовку профессиональных, компетентных специалистов, способных к саморазвитию и самореализации своего творческого потенциала в будущей профессии. Для этого необходимо знание способов самопознания и самораскрытия, самомоделирования, самоактуализации и т.д. Выполнение такого социального заказа немыслимо без включения студентов в широкое поле культуры, одной из составляющих которой является физическая культура как важный фактор формирования профессионального мастерства будущего специалиста. В последнее десятилетие возросло число исследований, направленных на изучение данной проблемы. Выделим несколько научных направлений: - сущность, структура, функции и методы изучения культуры личности (Л.С. Колмогорова, О.И. Мотков, Н.Н. Обозов); -особенности и условия развития и функционирования психологической культуры студентов в процессе обучения (В.В. Савельева, В.А. Ильин, Т.В. Шубина); -психологическая культура в рамках профессиональной культуры (И.Б. Котова, Н.И.

- 145 -

Лифинцева, А.Б. Орлова, Е.И. Рогов). В научной литературе имеется немало определений содержания понятия «профессиональная культура». Профессиональная культура (по И.Я. Лернеру) включает четыре компонента: знания в сферах приложения деятельности; опыт осуществления известных способов деятельности; опыт эмоционально-ценностного отношения к деятельности; умение подойти творчески к решению новой профессиональной задачи. Физкультурно-спортивные компетенции, как и профессиональная культура, должны быть соотнесены с современными требованиями российского образования, образовательными стандартами нового поколения по формированию у студентов целостного представления о процессах и явлениях, происходящих в неживой и живой природе, культуре системного мышления, знаний принципов системного анализа, умений прогнозировать и строить модели культурных явлений и процессов. Методологической основой физической культуры как науки является системный, полисистемный, синергетический, деятельностный, компетентностный подходы. Они направлены на интеграцию исследовательского материала, накопленного различными областями гуманитарного знания, занимающимися изучением физической культуры: (философия физической культуры, история физической культуры, теория и методика физической культуры, психология физической культуры, социология физической культуры, педагогика физической культуры и др.) - и реализуют стремление к анализу физической культуры в парадигме компетентностного подхода, задаваемой теорией систем. В рамках системного подхода физическая культура рассматривается как система, складывающая и функционирующая во взаимодействии: объективной (любые культурные объекты) и субъективной (слепок культуры и сознания) форм; рациональной и эмоционально-чувственной её составляющих; культурно-инновационных механизмов и свойственных культуре способов обеспечения себе тождественности; распространения (трансляции) и присвоения культурных ценностей физической культуры. Успешное функционирование целостной педагогической системы саморазвития личности характеризуется единством содержательной и процессуальной её сторон. Содержательная сторона обучения определяется целями и задачами обучения, которые, в свою очередь, определяются в соответствии с современной образовательной концепцией компетентностного подхода. Система методов обучения является одним из основных факторов, определяющих процессуальную сторону системы обучения. С точки зрения компетентностного подхода, обучающий - не просто элемент педагогической системы, он её творец, её главная движущая сила. Нет, не было и не может быть социальной системы без человека, его разума, его целей, его саморазвивающей активности. В нашем понимании саморазвивающая активность - это системное образование, интегрирующее в себе познавательную, волевую, интеллектуальную, творческую и социальную активность [3]. Именно компетентностный подход даёт основание рассматривать учебное занятие в области физической культуры по отношению к процессу обучения как самостоятельную, саморазвивающую целостную систему, как целенаправленную деятельность во времени и пространстве по саморазвитию личности. Саморазвитие нами рассматривается как часть целостного развития личности, обусловленного целевой мотивацией самосовершенствования, овладением приёмами саморегуляции с достаточно высоким уровнем самоконтроля при предельно активной позиции субъекта в области самостроения своей личности, где наравне с физическим развитием человека и укреплением его здоровья (в нашем варианте) решаются вопросы воспитания ума, воли, чувств и социально-ценностных ориентаций студентов[1]. Нами была разработана экспериментальная программа саморазвитию личности студентов вуза по формированию компетентности и компетенции в области физической культуры. Цель программы: Формирование компетентности саморазвития личности студентов средствами физической культуры. Задачи, решаемые в процессе реализации данной программы:

Оздоровительные: содействие укреплению здоровья, разностороннее и оптимальное развитие физических способностей, формирование и развитие двигательных

навыков, снятие утомления и повышение физической и умственной работоспособности, оптимальное развитие и укрепление органов дыхания и сердечно-сосудистой системы, улучшение обмена веществ и повышение жизнедеятельности организма, предупреждение и устранение отклонений в работе отдельных органов и систем организма, закаливание организма, развитие гигиенических навыков и привычки повседневно заботиться о своем здоровье.

Образовательные: овладение основами знаний в области физической культуры и способами их применения в целях физического самосовершенствования; формирование двигательных умений и навыков, необходимых в быту, труде, военном деле, а так же в целях самозащиты в экстремальных ситуациях; развитие способностей, облегчающих овладение новыми формами движений; формирование сквозных межпредметных компетенций; формирование предметных физкультурно-спортивных компетенций; формирование компетентности саморазвития средствами физической культуры.

Развитие личностных качеств, потребности в здоровом образе жизни: формирование негативного отношения к вредным привычкам (алкоголю, табакокурению, наркотикам); развитие целеустремленности, смелости, выносливости, решительности, ловкости, гибкости, коллективизма, эмпатии и многих других личностных качеств; овладение такими нетрадиционными методами, как аутогенная тренировка, медитация, элементы йоги, самомассаж, дыхательная гимнастика с использованием исцеляющих звуков для управления психическим и эмоциональным состоянием; приобщение к самопознанию, самореализации, саморазвитию; разработка и формирование на этой основе своей "Я-концепции".

Взяв за основу исследования И.В. Манжелей [1], мы будем рассматривать компетенцию как требуемую готовность личности для осуществления разного рода деятельности, а компетентность - как способность реализовать эту готовность на практике. Следовательно, в понятии «компетенция» акцент смещен на специфику деятельности и несколько отчужденные требования к личности для её успешного осуществления (знания, умения, способы деятельности), а в понятии «компетентность» - на особенности личности (способности и субъектный опыт), обеспечивающие эффективное выполнение этой деятельности как обладание соответствующей компетенцией. В нашем исследовании возник вопрос: как сформировать компетенции в области «Физическая культура». Начнем с понятия. Исходя из ранее сказанного, физкультурную компетенцию мы понимаем как требуемую готовность личности к осуществлению разного рода физкультурно-спортивной деятельности, а физкультурную компетентность - как способность реализовать эту готовность на практике. Компетентность - сложный симптомокомплекс свойств и состояний личности, который характеризует уровень освоения знаний, умений, образованности студентов в области физкультурно-спортивной деятельности в соответствии с заданными параметрами, их способность глубоко анализировать и выбирать из большого числа вариантов программ двигательной активности индивидуально ориентированный, наиболее целесообразный и эффективный способ решения двигательных задач, интегрируя в себе важнейшие процессы самостроения своей личности. Понятие компетентности динамично, его содержание, наполнение и качественный уровень зависят от многих факторов. В широком смысле компетентность способствует личной самореализации, саморазвитию, самоопределению[2]. Проблема отбора базовых (ключевых, универсальных, переносимых) компетентностей является одной из центральных для современного образования. Все ключевые компетентности имеют следующие характерные признаки: ключевые компетентности многофункциональны; надпредметны и междисциплинарны; требуют значительного интеллектуального развития; многомерны [1]. Структура образовательных физкультурных компетенций представлена как двухуровневая. Все компетенции делятся на базовые ключевые и предметные. К базовым относятся: социальная компетенция, информационная компетенция, коммуникативная компетенция, компетенция

саморазвития. Социальная компетенция: владеет законодательными основами Российской Федерации, культурным и историческим наследием, традициями в области физической культуры и спорта, проявляет активность и ответственность, планирует и организовывает собственную и корпоративную физкультурно-спортивную деятельность. Информационная компетенция: владеет самостоятельным поиском, отбором и анализом информации в сфере физической культуры и спорта, её организации, преобразования, использования и передачи. Коммуникативная компетенция: владеет разными знаковыми системами и технологиями (правилами) физкультурно-спортивного взаимодействия с разными людьми и культурами, навыками работы в команде и различными социальными ролями Компетенция саморазвития: владеет методическими принципами и средствами физического воспитания, самовоспитания, саморефлексией, способами физического, нравственного и духовного саморазвития, самостоятельно применяет их для повышения адаптационных резервов организма и укрепления здоровья. Предметные компетенции: Оздоровительно-адаптивная компетенция: владеет знаниями и навыками здорового образа жизни, способами сохранения и укрепления здоровья, способностью следовать социально-значимым представлениям о здоровом образе жизни, придерживаться здорового образа жизни. Оздоровительно-коррекционная компетенция: владеет средствами и методами оздоровительной физической культуры, осознанно относится к здоровью, использует различные системы физических упражнений для коррекции функциональных возможностей организма и телосложения. Двигательно-кондиционная компетенция: владеет средствами освоения основных двигательных действий, способностью самостоятельно совершенствовать основные физические качества, формировать психические качества в процессе физического воспитания. Двигательно-прикладная компетенция: владеет основами профессионально-прикладной физической культуры и методикой самостоятельных занятий, может контролировать психофизическую готовность к условиям профессиональной деятельности, осуществлять профилактику профессиональных деформаций здоровья средствами физической культуры и массового спорта. Спортивно-рекреативная компетенция: владеет основами общей физической и специальной подготовки в системе физического воспитания и спортивной тренировки, способностью самостоятельно выбирать виды спорта или систему физических упражнений для укрепления здоровья, поддержания оптимального режима двигательной активности и активного отдыха. Компетенция личной безопасности: владеет приёмами саморегуляции с достаточно высоким уровнем самоконтроля, самозащиты, рукопашного боя (с оружием и без оружия), умеет защищать свои права, интересы, проявлять ответственность, способен применить полученные умения, навыки при защите себя, родных, близких, готов выполнить долг по защите Родины, проявляет толерантность к разным этнокультурам и религиям.

Результаты исследования и их обсуждение. На начало внедрения экспериментальной программы были выбраны контрольная группа в количестве 39 студентов первого курса, занимающаяся по традиционной программе, и экспериментальная группа - 37студентов, занимающихся по экспериментальной программе. В ходе эксперимента выяснилось, что на начальном этапе студенты контрольной и экспериментальной групп показали низкий индифферентный уровень сформированности компетенций (75%), средний относительный - 25%, высокий достаточный - не выявлен. Присутствует высокий показатель тревоги (76%), низкий самоконтроль (68%), слабая саморегуляция (72%), нежелание что-то изменять в себе (69%). После первого года обучения показатели в контрольной группе существенно не изменились, уровень сформированности компетенций составил: низкий индифферентный -69%, средний относительный - 31%, высокий достаточный - не проявился. Тревожность осталась на высоком уровне - 71%, низкий самоконтроль - 60%, нежелание что-то изменить в себе - у 61% студентов. В экспериментальной группе более выраженные сдвиги: низкий индифферентный уровень сформированности компетенций составил 51%,

средний относительный - 39%, проявился высокий достаточный - 10%. Повышенная тревожность снизилась с 79% до 60%, низкий самоконтроль составил - 50%, средний относительный уровень самоконтроля - 29%, достаточно высокий - у 21% студентов. Третий год обучения выявил следующие показатели в области сформированности компетенций контрольной группы: низкий относительный уровень - у 55%студентов, средний относительный уровень - у 45%, достаточно высокий - у 10%. Тревожность осталась на прежнем высоком уровне - 70%, самоконтроль - 50%, саморегуляция - 51%, желают изменить в себе - 51% студентов. В экспериментальной группе проявилась положительная динамика во всех показателях: низкий уровень сформированности компетенций у студентов составил 11%, средний относительный - 36%, достаточно высокий - 40%, проявился высший превосходный уровень - у 13% студентов экспериментальной группы. Снизился высокий пограничный уровень тревожности до 40%, увеличилась область педагогической коррекции. Низкий уровень самоконтроля остался у 13% студентов, средний относительный - у 25%, достаточно высокий уровень возрос до 48%, высший превосходный составил 14% от общего числа студентов экспериментальной группы. Саморегуляция проявилась у 76% студентов, 85% студентов выявили желание что-то изменить в свой жизни, проявилась саморазвивающая активность.

Заключение.

1. Применение системного и компетентностного подходов в изучении дисциплины «Физическая культура» реализует основные требования к формированию физкультурно-спортивных компетенций и компетентности саморазвития средствами физической культуры.

2.Подробная характеристика каждого из компонентов компетенций и результаты нашей экспериментальной работы показывают, что они находятся в тесной взаимосвязи между собой, сочетаясь друг с другом, каждый из которых наполнен своим содержанием.

З.Экспериментальные данные подтверждают, что созданная авторская программа по физической культуре научно обоснована и способна предельно включить самих студентов в познавательный процесс с акцентом на физическое и социально-нравственное саморазвитие личности, по формированию базовых ключевых и предметных компетенций.

Литература

1. Манжелей, И.В. Физическая культура: компетентностный подход : учебное пособие / И.В. Манжелей. - Тюмень, 2011.- 182 с.

2. Оплетин, А.А. Формирование компетенции саморазвития личности студентов средствами физической культуры / А.А. Оплетин // Теория и практика физической культуры. - 2013. - № 10. - С. 13-17.

3. Оплетин, А.А. Саморазвитие личности студентов вуза с помощью универсальной системы разминки на занятиях физической культурой : монография / А.А. Оплетин. - Пермь, 2012. - 190 с.

4. Оплетин, А.А. Потенциальные возможности физической культуры как один из ведущих стимулов саморазвития личности / А.А.Оплетин // Теория и практика физической культуры. - 2009. - № 5. - С. 25-31.

5. Паначев, В.Д. Роль образования в развитии физической культуры личности современного студента XXI века // Актуальные проблемы инновационного развития физической культуры, спорта и туризма : материалы Междунар. науч.-практ. конф., г.Пермь, 23-25 июня 2010г. / Перм. гос. техн. ун-т., Пермь, 2010. - С. 89.

6. Паначев, В.Д. Развитие личности студента в вузе под воздействием спорта / В.Д. Паначев // Состояние, проблемы и перспективы внедрения биотехнических средств в системы подготовки и реабилитации спортсменов : материалы Всерос. науч.-практ. конф., г. Набережные Челны, 11 июня 2010г. / Кам. гос. акад. физ. культуры, спорта и туризма. - Набережные Челны, 2010. - С. 47.

Bibliography

1. Manzheley, I.V. Physical culture: competence based approach: a manual / I.V. Manzheley. - Tyumen, 2011. - 182 p.

2. Opletin, A.A. Students' self-development competency formation by means of physical culture / А.А. Opletin // Theory and practice of physical culture. - 2013. - No 10. - P. 13-17.

3. Opletin, A.A. Personality self-development of University students using a universal system of warming-up at the lessons of physical culture: a monograph / А.А. Opletin - Perm, 2012. - 190 p.

4. Opletin, A.A. Potentialities of physical culture as one of the leading stimuli of individual development / А.А. Opletin // Theory and practice of physical culture. - 2009. - No 5. - P. 25-31.

5. Panachev, V.D. The role of education in physical culture of modern students' personality development in the XXI century / V.D. Panachev // Actual problems of physical culture, sport and tourism innovative development: materials of International scientific-practical conference, Perm, June 23-25, 2010 / Perm State Technical University, 2010. - Р. 89.

6. Panachev, V.D. A student's personality development in higher educational establishment under the influence of sport / V.D. Panachev // The state, problems and prospects of biotehnical facilities introduction into the systems of sportsmen's training and rehabilitation: materials of All-Russian scientific-practical conference, Naberezhnye Chelny, June 11, 2010 / Kama State Academy of Physical Culture, sport and tourism. - Naberezhnye Chelny, 2010. - Р. 47.

Статья поступила в редакцию: 09.06.2014 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.