МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫЕ СООБЩЕНИЯ
УДК 373.24
О. В. Лингевич
ИССЛЕДОВАНИЕ РАЗВИТИЯ КОМПЕТЕНТНОСТЕЙ В ПРОЦЕССЕ ПОДГОТОВКИ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ В ПЕДАГОГИЧЕСКОМ ВУЗЕ
Рассматривается развитие профессиональных и общекультурных компетентностей у будущих учителей в системе профессиональной подготовки в условиях педагогического вуза. Описываются различные подходы к понятиям «компетенция» и «компетентность», этапы исследования компетентности как научной категории. Уделяется внимание проблеме становления личности будущих педагогов в системе профессиональной подготовки. Представлены методики диагностического обследования будущих учителей. Изложены результаты исследования, свидетельствующие о том, что уровень сформированности общекультурных и профессиональных компетенций у будущих педагогов достаточно низкий. Анализируется уровень повышения качества профессиональной подготовки будущих педагогов в условиях педагогического вуза. Обосновывается необходимость проектирования методов педагогической деятельности по повышению уровня сформированности общекультурных и педагогических компетентностей у будущих педагогов, а также психолого-педагогическое, учебно-методическое обеспечение процесса работы преподавателя со студентами.
Ключевые слова: компетентность, компетенция, профессиональная компетентность, общекультурная компетентность, студенты - будущие педагоги, педагогическая деятельность.
Поиск путей совершенствования современного образования стимулирует инновационные процессы в теории и практике, способствует созданию новых направлений в педагогическом образовании. Одним из них является компетентностный подход, который в последнее время стал особенно популярным.
Интерес к проблеме компетентностного подхода зарождался в 60-х годах прошлого века. В это время было заложено понимание рассматриваемых различий между понятиями «компетентность» и «компетенция». Если говорить об этих понятиях, то, по мнению И. А. Зимней, их либо отождествляют, либо дифференцируют [1, с. 135].
Компетенция (в переводе с латинского, еошре1еп1;1а) означает круг вопросов, в которых человек хорошо осведомлен, обладает познаниями и опытом [2, с. 431].
A. В. Хуторской под компетенцией понимает совокупность взаимосвязанных качеств личности (знаний, умений, навыков и способов деятельности), задаваемых по отношению к определенному кругу предметов и процессов и необходимых для качественной, продуктивной деятельности по отношению к ним [3, с. 12].
B. Д. Шадриков исходит из определения, согласно которому компетенция - это круг вопросов, в которых кто-нибудь хорошо осведомлен, круг чьих-нибудь полномочий, прав. Компетенция, по его мнению, является системным проявлением знаний, умений, способностей и личностных качеств [4, с. 600].
Этап исследования компетентности как научной категории начинается в отечественной науке с 1990 г., и характеризуется появлением работ А. К. Марковой, где в общем контексте психологии труда профессиональная компетентность и ее структура становятся предметом специального всестороннего рассмотрения [5, 6, с. 53].
В различных словарях и работах некоторых авторов встречается широкое толкование понятия «компетентность».
Понятие «компетентный» в русском языке используется достаточно давно. Так, в «Толковом словаре русского языка» под редакцией Д. Н. Ушакова дается следующее определение термина «компетентность»: компетентный (от лат. сошре1еп8 -соответствующий, способный) [7, с. 89].
По существу, эта трактовка в дальнейшем не изменилась, в «Большом энциклопедическом словаре» «компетентность»:
1) определенный законом круг полномочий конкретного органа, должностного лица;
2) знания, опыт в той или ной области.
В «Словаре русского языка» С. И. Ожегова имеется определение понятия «компетентный» - знающий, осведомленный, авторитетный в какой-нибудь области [8, с. 846].
В ряде работ отечественных и зарубежных авторов обнаруживаются следующие подходы к определению компетентности.
Дж. Равен определяет компетентность как специфическую способность эффективного выполнения конкретных действий.
По мнению Э. Ф. Зеера, компетентность - это целостная и систематизированная совокупность обобщенных знаний.
А. В. Хуторской говорит о компетентности как о владении человеком соответствующей компетенцией, включающей его личностное отношение к ней и предмету деятельности [9, с. 90; 10, с. 69].
Н. Л. Московская считает, что категория «компетентность» выступает как интегральная личностная характеристика высшего порядка, профессиональной компетентности, структурными элементами которой являются компетенции и входящие в них субкомпетенции и их компоненты [11].
С. Велде рассматривает компетентность как личностную характеристику, совокупность инте-риоризированных мобильных знаний, умений, навыков и гибкого мышления.
Все эти определения являются довольно обобщенными, почти каждое из них поясняет компетентность через знания и опыт, который можно считать совокупностью определенных умений, приобретенных на практике эмпирическим путем.
Главными составляющими педагогического мастерства и профессионализма учителя являются профессиональная и общекультурная компетентность. А. К. Маркова выделяет несколько видов профессиональной компетентности: специальная компетентность; социальная компетентность; личностная компетентность; индивидуальная компетентность [12, с. 91; 13, с. 7]. Сочетание всех данных видов компетентности, по нашему мнению, определяет профессионализм учителя и является одним из важнейших условий успешной работы педагога.
Общекультурная компетентность определяет в первую очередь активную жизнедеятельность человека, гармонизирует его внутренний мир и отношения с социумом, а также помогает ориентироваться в различных сферах социальной и профессиональной деятельности [14, с. 95].
Для определения уровня общекультурных и профессиональных компетенций у студентов факультета технологии и предпринимательства в условиях педагогического вуза было проведено диагностическое обследование, включающее в себя несколько методик.
Уровень социального интеллекта личности оценивался по диагностике социального интеллекта личности, разработанной профессором, кандидатом психологических наук Н. Ф. Калиной.
Методика «Диагностика социального интеллекта личности» диагностирует уровень социального интеллекта личности, т. е. умение легко и продуктивно общаться с людьми, активно включаться в любой социокультурный контекст, успешно взаи-
модействовать с социальными структурами и организациями, эффективно руководить групповой работой.
В исследовании принимали участие студенты 1-5-го курсов факультета технологии и предпринимательства Томского государственного педагогического университета (ТГПУ).
Данные, полученные с помощью методики «Диагностика социального интеллекта личности», свидетельствуют о том, что наблюдается постепенная динамика повышения средних показателей по пяти курсам (рис. 1).
62,6
57,3 57,6
55 9
53,3 II
1-й курс 2-й курс 3-й курс 4-й курс 5-й курс
Рис. 1. Результаты диагностики социального интеллекта личности
Как видно из рис. 1, уже на первом курсе показатели уровня социального интеллекта достаточно высокие - 55,2 %, и, начиная со второго курса, намечается положительная тенденция роста данного показателя. Однако на третьем курсе показатели достаточно низкие в сравнении с предыдущими двумя курсами и составляют 53,3 %. На старших курсах (4-м и 5-м курсах) наблюдается явная динамика уровня социального интеллекта с каждым последующим курсом.
Полученные показатели в достаточной степени отвечают уровню развития студентов в целом, т. е. являются нормой для данной группы с учетом специфики деятельности. Показатели от 67 % и выше отражают высокий уровень социального интеллекта, характеризующий такие группы, как высший управленческий персонал, директора и т. д. Лица с высоким социальным интеллектом способны извлечь максимум информации о поведении людей, понимать язык невербального общения, высказывать быстрые и точные суждения о людях, успешно прогнозировать их реакции в заданных обстоятельствах, проявлять дальновидность в отношениях с другими, что способствует их успешной социальной адаптации. Такие люди, как правило, бывают успешными коммуникаторами. Им свойственна контактность, открытость, тактичность, доброжелательность и сердечность, тенденция к психологической близости в общении.
Высокий социальный интеллект связан с интересом к социальным проблемам, наличием потребности воздействовать на других и часто сочетается с развитыми организаторскими способностями. Люди с развитым социальным интеллектом обычно имеют выраженный интерес к познанию себя и развитую способность к рефлексии.
Уровень развития социального интеллекта в большей степени определяет успешность адаптации при поступлении на работу, чем уровень развития общего интеллекта. Люди с высоким социальным интеллектом обычно легко уживаются в коллективе, способствуют поддержанию оптимального психологического климата, проявляют больше интереса, смекалки и изобретательности в работе.
Лица с низким социальным интеллектом могут испытывать трудности в понимании и прогнозировании поведения людей, что усложняет взаимоотношения и снижает возможности социальной адаптации. Низкий уровень социального интеллекта может в определенной степени компенсироваться другими психологическими характеристиками (например, развитой эмпатией, некоторыми чертами характера, стилем общения, коммуникативными навыками), а также может быть скорректирован в ходе активного социально-психологического обучения.
Социальный интеллект, несомненно, является профессионально важным качеством для профессий типа «человек - человек», так как способствует успешности профессиональной педагогической деятельности.
Также для исследования уровня общекультурных и профессиональных компетенций был применен «Опросник для оценки коммуникативных и организаторских склонностей (КОС)» В. В. Синявского, В. А. Федорошина.
В основе «Опросника для оценки коммуникативных и организаторских склонностей (КОС)» лежит принцип отражения и оценки испытуемым некоторых особенностей своего поведения в различных коммуникативных ситуациях. Структура организаторских склонностей включает в себя умение влиять на людей для успешного разрешения определенных задач и достижения конкретных целей, умение оперативно разбираться в «ситуативном» коммуникативном взаимодействии и направлять его в нужное русло, стремление к проявлению инициативы, выполнению общественной работы. Коммуникативные склонности личности характеризуются умением легко и быстро устанавливать деловые и товарищеские контакты с людьми, стремлением к расширению сферы общения, участию в общественных или групповых мероприятиях, удовлетворяющих потребность людей в широком,
интенсивном общении.
Анализ коммуникативных и организаторских склонностей испытуемых позволил рассмотреть их структуру, вычленив в ней ряд компонентов, которые могут быть индикаторами соответствующих умений.
1-й курс 2-й курс 3-й курс 4-й курс 5-й курс
Рис. 2. Результаты оценки коммуникативных и организаторских склонностей
На рис. 2 представлены средние значения показателей коммуникативных и организаторских умений, все показатели выше среднего (максимальный балл равен 5), что свидетельствует о достаточно высоком уровне развития коммуникативных и организаторских способностей студентов - будущих педагогов.
Анализируя показатели коммуникативных склонностей, можно сделать вывод, что они находятся на относительно высоком уровне, т. е. такие способности, как желание вступать в контакт с окружающими, умение организовать общение, включающее умение слушать собеседника, умение эмоционально сопереживать, умение решать конфликтные ситуации, хорошо развиты.
Также на рис. 2 отмечаются низкие показатели организаторских склонностей, которые прослеживаются по всем курсам.
1-й курс 2-й курс 3-й курс 4-й курс 5-й курс Рис. 3. Динамика формирования организаторских склонностей
Рис. 3 отражает средние показатели уровня состояния коммуникативных и организаторских склонностей всех пяти курсов и позволяет оценить в целом состояние и процесс формирования коммуникативных и организаторских склонностей.
Как можно увидеть из рис. 3, студенты младших курсов демонстрируют самые высокие показатели, но вместе с тем 3-й курс отмечается самыми низкими данными в сравнении с общим уровнем показателей по пяти курсам. Далее на старших курсах наблюдается тенденция к постепенному росту и стабилизации показателей уровня состояния коммуникативных и организаторских склонностей.
Рассматривая средние показатели коммуникативных и организаторских склонностей в сумме, отметим, что они соответствуют среднему уровню проявления коммуникативных и организаторских склонностей. Испытуемые стремятся к контактам с людьми, не ограничивают круг своих знакомств, отстаивают свое мнение, планируют свою работу, однако потенциал их склонностей не отличается высокой устойчивостью. Таким образом, данные дают основание утверждать, что эта группа студентов нуждается в дальнейшей серьезной и планомерной работе по формированию и развитию коммуникативных и организаторских способностей.
Итак, исследование позволило установить, что развитие коммуникативных способностей в целом
носит доминирующий характер, однако уровень их эффективного применения находится гораздо ниже, о чем говорят показатели организационных способностей.
Проведенное исследование показало, что наблюдается динамика роста профессиональных и общекультурных компетенций студентов в процессе профессиональной подготовки.
У студентов были выявлены средний уровень коммуникативной компетентности и средний уровень развития коммуникативных и организаторских склонностей.
Из всего вышесказанного можно сделать вывод о том, что наличие у будущего педагога общекультурной и профессиональной компетентности является залогом его успешной профессиональной деятельности. Она необходима для того, чтобы иметь возможность на практике реализовы-вать все имеющиеся у него профессиональные знания. Овладение совокупностью знаний и умений должно стать необходимым условием подготовки студентов к будущей педагогической деятельности.
Список литературы
1. Зимняя И. А. Ключевые компетенции - новая парадигма результата образования // Высшее образование сегодня. 2003. № 5. С. 134-139.
2. Краткий психологический словарь / сост. Л. А. Карпенко; под общ. ред. А. В. Петровского, М. Г. Ярошевского. М.: Политиздат, 1985. 431 с.
3. Хуторской А. В. Определение общепредметного содержания и ключевых компетенций как характеристика нового подхода к конструированию образовательных стандартов. Концепции в образовании: опыт проектирования: сб. науч. тр. / под ред. А. В. Хуторского. М.: Научно-внедренческое предприятие «ИНЭК», 2007. С. 12-20.
4. Сухов А. И., Бодалев А. А., Казанцев В. И. Социальная психология: учеб. пособ. / под ред А. Н. Сухова, А. А. Деркача. М.: Академия, 2001. 600 с.
5. Маркова А. К. Психология профессионализма. М., 1996. 312 с.
6. Сивицкая Л. А., Смышляева Л. Г., Смышляев А. В. Реализация компетентностного подхода в высшей школе: дефициты методической готовности преподавателей // Вестн. Томского гос. пед. ун-та (TSPU Bulletin). 2010. Вып. 12. С. 52-55.
7. Толковый словарь русского языка / под ред. Д. Н. Ушакова: в 4 т. 1935, переизд. М., Терра, 1996. 89 с.
8. Ожегов С. И. Словарь русского языка: около 75 000 слов. 11-е изд., стереотип. / под ред. д-ра филолог. наук, проф. Н. Ю. Шведовой. М., Русский язык, 1975. 846 с.
9. Хуторской А. В. Ключевые компетенции как компонент личностно ориентированной парадигмы образования // Народное образование. 2003. № 2. С. 89-94.
10. Коняхина И. В. Компетентностный подход в высшем профессиональном образовании (теоретический аспект) // Вестн. Томского гос. пед. ун-та (TSPU Bulletin). 2012. Вып. 11. С. 68-71.
11. Боровикова С. А. Профессиональное самоопределение // Психологическое обеспечение профессиональной деятельности / под ред. Г. С. Никифорова. СПБ.: СПбГУ, 1996. 152 с.
12. Тимофеева Н. Б. Особенности формирования профессиональной компетентности учителя начальных классов // Вестн. Томского гос. пед. ун-та (TSPU Bulletin). 2009. Вып. 10. С. 91-94.
13. Ващенко Д. Г., Андриенко А. В. Изучение уровня сформированности профессиональных компетенций молодого специалиста // Вестн. Томского гос. пед. ун-та (TSPU Bulletin). 2009. Вып. 9. С. 5-10.
14. Шпаченко И. А. Формирование общекультурной компетентности детей дошкольного возраста в системе «музей - детский сад» // Вестн. Томского гос. пед. ун-та (TSPU Bulletin). 2009. Вып. 7. С. 92-97.
Лингевич О. В., аспирант.
Томский государственный педагогический университет.
Ул. Киевская, 60, Томск, Россия, 634061. E-mail: [email protected]
Материал поступил в редакцию 04.09.2015.
O. V. Lingevich
STUDY OF COMPETENCE DEVELOPMENT IN THE PREPARATION OF TEACHERS IN PEDAGOGICAL
HIGHER SCHOOL
We consider the development of professional and general cultural competence of future teachers in the system of vocational training in the conditions of pedagogical higher school. It describes the different approaches to the concept of «competence» and «competency», the stages of research of the competency as a scientific category. Attention is paid to the problem of formation of the person of the future teachers in the vocational training system. Presents the techniques of diagnostic examination of the future teachers. The results of the study, indicating that the level of formation of common cultural and professional competence of future teachers are rather low. We analyze the level of improving the quality of training of future teachers in the conditions of pedagogical university. Justifies the necessity of designing methods of educational activities to raise the level of formation of common cultural and pedagogical competence of future teachers, as well as psychological-pedagogical, educational-methodical maintenance of process of the teacher work with students.
Key words: competency, competence, professional competence, general cultural competence of students - future teachers and teaching activities.
References
1. Zimnyaya I. A. Klyuchevye kompetentsii - novaya paradigma rezul'tata obrazovaniya [Key competencies - a new paradigm of education result]. Vyssheye obrasovaniye segodnya - Higher Education Today, 2003, no. 5, pp. 134-139 (in Russian).
2. Kratkiypsikhologicheskiyslovar'[Short psychological dictionary]. Moscow, Politizdat Publ., 1985. 431 p. (in Russian).
3. Khutorskoy A. V. Opredeleniye obshchepredmetnogo soderzhaniya i klyuchevykh kompetentsiy kak kharakteristika novogo podkhoda k konstruirovaniyu obrazovatel'nykh standartov. Kontseptsii v obrazovanii: opyt proektirovaniya [Determination of overall subject content and key competences as a characteristic of the new approach to the design of educational standards. Concepts in education: experience design]. Moscow, INEC Publ., 2007, pp. 12-20 (in Russian).
4. Sukhov A. I., Bodalev A. A., Kazantsev V. I. Sotsial'nayapsikhologiya [Social Psychology]. Moscow, Akademiya Publ., 2001. 600 p. (in Russian).
5. Markova A. K. Psikhologiyaprofessionalizma [Psychology of professionalism]. Moscow, 1996. 312 p. (in Russian).
6. Sivitskaya L. A., Smyshlyaeva L. G., Smyshlyaev A. V. Realizatsiya kompetentnostnogo podkhoda v vysshey shkole: defitsity metodicheskoy gotovnosti prepodavateley [Competence approach realization in higher school: the shortage of tutors' methodological readiness]. Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta- TSPU Bulletin, 2010, no 12, pp. 52-55 (in Russian).
7. Tolkovyyslovar'russkogoyazyka. Ed. D. N. Ushakov, v 4 t. 1935, pereizd. [Explanatory dictionary of the Russian language]. Moscow, Terra Publ., 1996. 89 p. (in Russian).
8. Ozhegov S. I. Slovar' russkogo yazyka: okolo 75 000 slov [Dictionary of the Russian Language: about 75 000 words]. Ed. N. Yu. Shvedova. Moscow, Russkiy yazyk Publ., 1975. 846 p. (in Russian).
9. Khutorskoy A. V. Klyuchevye kompetentsii kak komponent lichnostno orientirovannoy paradigmy obrazovaniya [Key competences as a component of personality-oriented educational paradigm]. Narodnoye obrazovaniye - Public Education, 2003, no 2, pp. 89-94 (in Russian).
10. Konyakhina I. V. Kompetentnostnyy podkhod v vysshem professional'nom obrazovanii (teoreticheskiy aspekt) [Competence approach in higher professional education (theoretical aspect)]. Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta - TSPU Bulletin, 2012, no. 11, pp. 68-71 (in Russian).
11. Borovikova S. A. Professional'noye samoopredeleniye [Professional self-determination]. Psikhologicheskoye obespecheniye professional'noy deyatel'nosti [Psychological support of professional activity]. Ed. G. S. Nikiforov. St. Petersburg, SPbGU Publ., 1996. 152 p. (in Russian).
12. Timofeeva N. B. Osobennosti formirovaniya professional'noy kompetentnosti uchitelya nachal'nykh klassov [Creating peculiarities of elementary school teacher professional competence]. Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta - TSPU Bulletin, 2009, no. 10, pp. 91-94 (in Russian).
13. Vashchenko D. G., Andrienko A. V. Izucheniye urovnya sformirovannosti professional'nykh kompetentsiy molodogo spetsialista [Study of the level of forming of the young specialists' professional competence]. Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta - TSPU Bulletin, 2009, no. 9, pp. 5-10 (in Russian).
14. Shpachenko I. A. Formirovaniye obshchekul'turnoy kompetentnosti detey doshkol'nogo vozrasta v sisteme "muzey - detskiy sad" [Formation of general cultural competence of pre-school children within a "Museum - Kindergaten" system]. Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta - TSPU Bulletin, 2009, no. 7, pp. 92-97 (in Russian).
Lingevich O. V.
Tomsk State Pedagogical University.
Ul. Kievskaya, 60, Tomsk, Russia, 634061. E-mail: [email protected]