Научная статья на тему 'Критерии оценки уровней сформированности исследовательской компетенции студентов – будущих преподавателей'

Критерии оценки уровней сформированности исследовательской компетенции студентов – будущих преподавателей Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
486
118
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ / EVALUATION CRITERIA / ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ СТУДЕНТОВ / STUDENTS' RESEARCH COMPETENCE / НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / SCIENTIFIC-RESEARCH ACTIVITY / ФОРМИРОВАНИЕ / FORMATION / БУДУЩИЕ ПРЕПОДАВАТЕЛИ / FUTURE TEACHERS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Насырова Эльмира Фанилевна, Розлован Валентина Валерьевна

Раскрываются вопросы развития исследовательской компетенции студентовбудущих преподавателей. Анализируются данные экспериментальной работы по формированию исследовательской компетенции студентов. Выявляются и обосновываются критерии оценки уровня исследовательской компетенции. Определяются характеристики показателей каждого критерия. Показано, что исследовательская компетенция предполагает наличие творческих способностей у будущих учителей, включает овладение необходимыми умениями, навыками, процессами анализа, синтеза, сравнения, обобщения, методологических и теоретических основ профессионально-педагогической деятельности, способности творчески подходить к решению педагогических задач, к выполнению функций учителя через творческое самосовершенствование.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CRITERIA FOR ASSESSING THE LEVEL OF STUDENTS – FUTURE TEACHERS’ RESEARCH COMPETENCE FORMATION

The student’s investigation competence should be considered as one of the most important components of his professional development. Its formation could be observed during student’s investigation activity. The purpose of the article is to consider the specifics of students – future teachers’ research competence development. As a method or methodology of the work, the activity-oriented and person-oriented approaches are chosen. The article analyzes the problems of students – future teachers’ research competence formation. The theoretical analysis of Federal state educational standards was held. It allows us to identify priority professional tasks within the framework of research activity. Considered formative stage of experimental work on formation of the research competence of students. Identified and justified the criteria for the formation of research competence. Identified characteristics of indicators and levels of formation of each criterion. It is shown that research competence presupposes the presence of creative abilities of future teachers, and includes obtaining of required skills, abilities, processes of analysis, synthesis, comparison, generalization, methodological and theoretical bases of professional-pedagogical activity, the ability to creatively resolve pedagogical tasks, to perform the functions of a teacher through creative selfimprovement. The field of application of the study results is training of students – future teachers at university.

Текст научной работы на тему «Критерии оценки уровней сформированности исследовательской компетенции студентов – будущих преподавателей»

УДК 378.14

00! 10.23951/1609-624Х-2018-6-176-181

КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ УРОВНЕЙ СФОРМИРОВАННОСТИ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ КОМПЕТЕНЦИИ СТУДЕНТОВ - БУДУЩИХ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ

Э. Ф. Насырова, В. В. Розлован

Сургутский государственный университет, Сургут

Раскрываются вопросы развития исследовательской компетенции студентов - будущих преподавателей. Анализируются данные экспериментальной работы по формированию исследовательской компетенции студентов. Выявляются и обосновываются критерии оценки уровня исследовательской компетенции. Определяются характеристики показателей каждого критерия. Показано, что исследовательская компетенция предполагает наличие творческих способностей у будущих учителей, включает овладение необходимыми умениями, навыками, процессами анализа, синтеза, сравнения, обобщения, методологических и теоретических основ профессионально-педагогической деятельности, способности творчески подходить к решению педагогических задач, к выполнению функций учителя через творческое самосовершенствование.

Ключевые слова: критерии оценки, исследовательская компетенция студентов, научно-исследовательская деятельность, формирование, будущие преподаватели.

Общие тенденции в развитии системы отечественного образования свидетельствуют о значительном усилении роли деятельностной и ценностной составляющей образования [1-3]. Подготовка специалистов в рамках компетентностного подхода приоритетной задачей ставит перед студентами -будущими преподавателями самостоятельный поиск новых знаний и применение их при решении различных профессиональных задач. Об этом свидетельствует теоретический обзор федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования по направлениям подготовки «Педагогическое образование», «Профессиональное обучение» (квалификация «бакалавр»), в которых подчеркнуто, что профильная подготовка будущих учителей должна быть ориентирована на реализацию в том числе их научно-исследовательской деятельности [4, 5]. В связи с этим в требованиях к результатам освоения основной образовательной программы бакалавриата перечислены компоненты исследовательской компетенции студентов - будущих преподавателей, что позволяет констатировать актуальность исследования.

Научными разработками в области исследовательской компетенции занимались П. Н. Пономар-чук, А. В. Хуторской, Е. В. Бережнова, Н. И. Плотникова, М. Б. Шашкина, А. В. Багачук, О. В. Здано-вич и др. [6-9]. Теоретический обзор отечественной и зарубежной научной литературы позволяет заключить, что термин «исследовательская компетенция студентов профессионально-педагогических направлений» трактуется неоднозначно, следовательно, требуется уточнить его определение и структурно-содержательные компоненты.

Анализ дефиниций понятия «исследовательская компетенция» дает основание в данной работе по-

нимать под исследовательской компетенцией студентов профессионально-педагогических направлений способность будущего педагога осуществлять предметную и целенаправленную деятельность по получению нового знания в профессионально-педагогической сфере. Анализируя различные подходы к определению структуры и содержания исследовательской компетенции студентов профессионально-педагогических направлений, авторы выделяют следующие структурно-содержательные компоненты: когнитивный (определяет содержание знаний в исследовательской деятельности), мотивационный (направлен на понимание у студентов важности задачи развития собственных исследовательских способностей и готовности развивать их самостоятельно [10]), праксиологический (связан с формированием исследовательских умений и навыков, выражающийся в знании студентов об организации и проведении собственных педагогических исследований).

Экспериментальная составляющая исследования по формированию исследовательской компетенции студентов - будущих учителей разделена на три этапа: подготовительный, формирующий, заключительный. Каждый этап характеризовался постановкой и решением соответствующих задач и определением предварительных результатов. При проведении формирующего этапа для определения уровня сформированности исследовательской компетенции студентов возникла необходимость в выделении критериев и показателей. В результате исследования в структуре исследовательской компетенции студентов профессионально-педагогических направлений выделено три взаимосвязанных компонента: когнитивный (знания), мотивацион-

ный (мотивы), праксиологический (умения и навыки) [11, 12].

Анализируя требования федеральных государственных образовательных стандартов 3+ по направлениям подготовки «Профессиональное обучение», «Педагогическое образование» и основные образовательные программы, можно отметить, что когнитивный компонент исследовательской компетенции студентов профессионально-педагогических направлений состоит:

- из знаний методологии педагогических исследований процессов образования (обучения, воспитания, социализации) [13], сущности и технологии основных методов исследования;

- знаний теории и технологии обучения и воспитания обучающегося, сопровождения субъектов педагогического процесса;

- знаний закономерностей психического развития личности и особенности их проявления в учебном процессе в разные возрастные периоды [14];

- знаний способов психологического и педагогического изучения обучающихся;

- знаний способов взаимодействия с различными субъектами исследовательского процесса;

- знаний закономерности и процедуры проведения исследования;

- предполагает знания поиска информации в различных источниках.

В свою очередь, праксиологический компонент исследовательской компетенции студентов профессионально-педагогических направлений отражает:

- умения и навыки изучения современного состояния исследуемой проблемы, выбора необходимых условий проведения эксперимента [15];

- умения использовать методы психологической и педагогической диагностики для решения различных профессиональных задач;

- умения и навыки структурировать материал, трактовать полученные данные;

- умения и навыки проводить самоанализ исследовательской деятельности, формулировать заключения и выводы;

- владение навыками планирования эксперимента, проведения, реализации и корректировки запланированных действий согласно программе исследования;

- умение выступать устно и преподносить письменно результаты исследования;

- умения и навыки наглядно и убедительно проводить презентацию своих идей.

Мотивационный компонент исследовательской компетенции студентов профессионально-педагогических направлений отражает мотивы, характеризующие отношение личности к исследовательской деятельности, а именно:

- положительное отношение к исследовательской деятельности;

- сформированность познавательного интереса;

- ценностные отношения;

- инициативность в принятии решений поставленных задач;

- понимание и осмысление потребности в осуществлении исследовательской деятельности;

- ответственное отношение к процессу, содержанию и результату исследовательской деятельности.

Для проведения экспериментальной проверки необходимо установить критерии каждого из компонентов исследовательской компетенции. Критерии авторы определили как гностический, мотива-ционно-целевой и деятельностный согласно структурно-содержательным компонентам исследовательской компетенции студентов профессионально-педагогических направлений.

С учетом обозначенных критериев и показателей было выделено три уровня развития исследовательских компетенций студентов профессионально-педагогических направлений: базовый -уровень учебно-исследовательской деятельности, инициируемой преподавателем, учебно-исследовательский - уровень исследовательской деятельности под руководством преподавателя, научно-исследовательский - уровень самостоятельной исследовательской деятельности.

Базовый уровень освоения студентом исследовательских компетенций (уровень учебно-исследовательской деятельности, инициируемой преподавателем) характеризуется умениями и навыками:

- работы со справочной литературой;

- анализировать данные;

- определять цели и задачи исследования;

- оценивать свои действия;

- видеть структуру найденного материала;

- систематизировать материал;

- сравнивать, сопоставлять;

- анализировать полученный результат.

Учебно-исследовательский уровень освоения

студентом исследовательских компетенций (уровень исследовательской деятельности под руководством преподавателя) характеризуется умениями и навыками:

- формулировать гипотезу;

- сравнивать, сопоставлять;

- проводить поисковый эксперимент;

- теоретически обосновывать выбор методов;

- оценивать свои действия;

- ориентироваться в профессиональной литературе;

- применять компьютерные средства для решения задачи;

- презентовать полученный результат;

- анализировать проделанную работу;

- интерпретировать полученные результаты.

Научно-исследовательский уровень освоения

студентами исследовательских компетенций (уровень самостоятельной исследовательской деятельности) характеризуется умениями и навыками:

- увидеть и сформулировать проблему;

- анализировать ситуацию;

- теоретически обосновывать выбор методов;

- находить способы решения проблемы;

- уточнить гипотезу;

- самоконтролировать завершенность действий;

- использовать методы исследования, применяемые в смежной науке;

- самоанализировать полученный результат;

- логически верно, аргументированно и ясно излагать процесс действий;

- формулировать обобщающие выводы в соответствии с поставленными целями, задачами и результатами их выполнения;

- оценивать результаты исследования с точки зрения их достоверности и практической значимости;

- интерпретировать полученные результаты [16,

17].

Характеристики уровней формирования исследовательской компетенции студентов профессионально-педагогических направлений представлены в таблице.

Таким образом, можно сделать следующие выводы. Насущные потребности образовательной практики в компетентном преподавателе вызывают необходимость формирования исследовательских компетенций студента. Выделенные в ходе экспериментальной работы критерии и показатели позволяют измерить уровень формирования исследовательских компетенций студента. Гностический критерий отражает теоретическую сторону об-ученности студентов, что соответствует когнитивному компоненту. Мотивационно-целевой критерий учитывает мотивы обучения студентов в ходе образовательного процесса, что соответствует мо-тивационному компоненту. Деятельностный критерий отражает практическую сторону обученности студентов, что соответствует праксиологическому компоненту [18, 19].

Характеристики уровней сформированности исследовательской компетенции студентов профессионально-педагогических направлений

Уровень Критерий Характеристика

Базовый Гностический Теоретические знания студента мало осознаны им и разрозненны. Студент не в полном объеме усваивает материал

Мотивационно-целевой Ситуативный и кратковременный интерес студента к исследовательской деятельности с преобладанием мотивов внешнего стимулирования

Деятельно стный Уровень характеризуется частичным усвоением студентом исследовательских умений

Учебно-исследовательский Гностический Теоретические знания студента отличаются осознанностью, обобщенностью

Мотивационно-целевой Личностные установки и ценностные ориентации в исследовательской сфере устойчивы, осознанное понимание необходимости развития собственных исследовательских умений

Деятельно стный Сформирована система исследовательских умений студента, в основном обеспечивается осуществление соответствующих действий при выполнении установленных исследовательских целей и задач

Научно-исследовательский Гностический Теоретические знания студента отличаются осознанностью, обобщенностью, широтой переноса

Мотивационно-целевой Высокая внутренняя потребность, осознанность, ярко выраженное стремление осуществлять исследовательскую деятельность

Деятельно стный Исследовательские умения устойчиво сформированы, система включает определение целей и задач исследования, обработку и анализ результатов эксперимента и представление их в научном виде

Список литературы

1. Российская Федерация. Законы. Об образовании в Российской Федерации: Федер. закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ. 404 с.

2. Российская Федерация. Правительство. О национальной доктрине образования в Российской Федерации: постановление Правительства Российской Федерации от 4 октября 2000 г. № 751. 10 с.

3. Российская Федерация. Президент. Национальная образовательная инициатива «Наша Новая школа»: инициатива Президента Российской Федерации от 4 февраля 2010 г. № Пр-271. 6 с.

4. Российская Федерация. Приказ. Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по направлению подготовки 440304 «Профессиональное обучение (по отраслям) (квалификация (степень) "бакалавр")»: приказ от 1 октября 2015 г. № 1085. 18 с.

5. Российская Федерация. Приказ. Об утверждении и введении в действие Федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по направлению подготовки 440301 «Педагогическое образование (квалификация (степень) "бакалавр")» : приказ от 4 декабря 2015 г. № 1426. 25 с.

6. Бережнова Е. В. Профессиональная компетентность как критерий качества подготовки будущих учителей // Компетенции в образовании: опыт проектирования. М.: Научно-внедренческое предприятие «ИНЭК». 2007. 327 с.

7. Плотникова Н. И. Общеучебные компетенции в структуре дистанционного курса на английском языке // Компетенции в образовании: опыт проектирования. М.: Научно-внедренческое предприятие «ИНЭК». 2007. 327 с.

8. Пономарчук П. Н. Исследовательская компетенция как цель подготовки будущих юристов // Образование. Педагогические науки. 2011. № 13. С. 96-100.

9. Зданович О. В. О структуре и содержании исследовательской компетентности студентов - будущих учителей // Вестн. Томского гос. пед. ун-та (TSPU Bulletin). 2012. Вып. 11 (126). С. 76-79.

10. Шашкина М. Б. Формирование исследовательской деятельности студентов педагогического вуза в условиях реализации компетент-ностного подхода. Красноярский гос. пед. ун-т им. В. П. Астафьева, 2006.

11. Сарсембаева Д. К. Становление исследовательской компетенции в предметной подготовке будущих учителей географии // Вестн. Томского гос. пед. ун-та (TSPU Bulletin). 2017. Вып. 1 (178). С. 64-68.

12. Кобякова В. Н., Куровский В. Н. Исследовательская компетенция обучающихся как компонент современного содержания общего среднего образования // Вестн. Томского гос. пед. ун-та (TSPU Bulletin). 2017. Вып. 8 (185). С. 91-99.

13. Середенко П. В. Формирование исследовательских компетенций у выпускников педвузов. Южно-Сахалинск: Изд-во СахГУ, 2013. 164 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

14. Трунов М. В. Становление и развитие педагогической культуры безопасности будущего учителя в процессе физкультурной деятельности в вузе: автореф. дис. ... канд. пед. наук. Тула, 2013. 24 с.

15. Черняева Л. А. Формирование исследовательской компетенции студентов педагогического колледжа: автореф. дис. ... канд. пед. наук. Новокузнецк, 2011. 25 с.

16. Шушерина О. А., Черепанова С. А. Формирование исследовательской компетенции бакалавров направлений подготовки «Технология производства» // Вестн. КрасГАУ. 2013. № 11. С. 335-340.

17. Варлакова Ю. Р. Теория и методика развития креативности будущих педагогов в вузе. Ульяновск: Зебра, 2016. 153 с.

18. Колбаса М. А. Формирование профессиональной культуры будущих учителей технологии при обучении компьютерной графике: автореф. дис. ... канд. пед. наук. М., 2013. 23 с.

19. Насырова Э. Ф. Модульное обучение студентов университета в системе кредитно-зачетных единиц // Вестн. Томского гос. пед. ун-та (TSPU Bulletin). 2011. Вып. 6 (108). С. 18-20.

Насырова Эльмира Фанилевна, доктор педагогических наук, профессор, Сургутский государственный университет (ул. Ленина, 1, Сургут, Россия, 628400). E-mail: elm.n@mail.ru

Розлован Валентина Валерьевна, преподаватель, аспирант, Сургутский государственный университет (ул. Ленина, 1, Сургут, Россия, 628400). E-mail: rozlovanv@yandex.ru

Материал поступил в редакцию 21.05.2018.

DOI 10.23951/1609-624X-2018-6-176-181

CRITERIA FOR ASSESSING THE LEVEL OF STUDENTS - FUTURE TEACHERS' RESEARCH COMPETENCE FORMATION

E. F Nasyrova, V V Rozlovan

Surgut State University, Surgut, Russia Federation

The student's investigation competence should be considered as one of the most important components of his professional development. Its formation could be observed during student's investigation activity. The purpose of the

EecmHUK ^m (TSPUBulletin). 2018. 6 (195)

article is to consider the specifics of students - future teachers' research competence development. As a method or methodology of the work, the activity-oriented and person-oriented approaches are chosen.

The article analyzes the problems of students - future teachers' research competence formation. The theoretical analysis of Federal state educational standards was held. It allows us to identify priority professional tasks within the framework of research activity. Considered formative stage of experimental work on formation of the research competence of students. Identified and justified the criteria for the formation of research competence. Identified characteristics of indicators and levels of formation of each criterion. It is shown that research competence presupposes the presence of creative abilities of future teachers, and includes obtaining of required skills, abilities, processes of analysis, synthesis, comparison, generalization, methodological and theoretical bases of professional-pedagogical activity, the ability to creatively resolve pedagogical tasks, to perform the functions of a teacher through creative self-improvement. The field of application of the study results is training of students - future teachers at university.

Key words: evaluation criteria, students' research competence, scientific-research activity, formation, future teachers.

References

1. Rossiyskaya Federatsiya. Zakony. Ob obrazovanii v Rossiyskoy Federatsii [On Education in the Russian Federation]. Law no. 273-FZ, 2012, 404 p. (in Russian).

2. Rossiyskaya Federatsiya. Pravitel'stvo. O natsional'noy doktrine obrazovaniya v Rossiyskoy Federatsii [On the National Doctrine of Education in the Russian Federation]. Decree no. 751, 2000, 10 p. (in Russian).

3. Rossiyskaya Federatsiya. Prezident. Natsional'naya obrazovatel'naya initsiativa "Nasha Novaya shkola" [National Educational Initiative "Our New School"]. Initiative of the President of the Russian Federation no. PR-271, 2010, 6 p. (in Russian).

4. Russian Federation. Order. Ob utverzhdenii Federal'nogo gosudarstvennogo obrazovatel'nogo standarta vysshego obrazovaniya po naprav-leniyupodgotovki44.03.04 Professional'noye obucheniye (po otraslyam) (kvalifikatsiya (stepen)"bakalavrJ'):prikaz ot 1 oktyabrya 2015 no. 1085 [On the approval of the Federal State Educational Standard of Higher Education in the field of training 44.03.04 Vocational training (by industry): order from 1 Oktober 2015 No. 1085]. 23 p. (in Russian).

5. Rossiyskaya Federatsiya. Prikaz. Ob utverzhdenii i vvedenii v deystviye Federal'nogo gosudarstvennogo obrazovatel'nogo standarta vysshego obrazovaniya po napravleniyu podgotovki 440301 Pedagogicheskoye obrazovaniye (kvalifikatsiya (stepen') "bakalavrJ'): prikaz ot 4 dekabrya 2015 g. no. 1426 [Russian Federation. On approval and implementation of the Federal State Educational Standard of Higher Education in the field of training 440301 "Pedagogical Education (qualification (degree)" Bachelor): order from December 4, 2015 No. 1426]. 19 p. (in Russian).

6. Berezhnova Ye. V. Professional'naya kompetentnost' kak kriteriy kachestva podgotovki budushchikh uchiteley [Professional competence as a criterion for the quality of future teacher training]. Kompetentsii v obrazovanii: opyt proyektirovaniya [Competence in Education: Design Experience], Moscow, INEKS Publ., 2007, 327 p. (in Russian).

7. Plotnikova N. I. Obshcheuchebnyye kompetentsii v strukture distantsionnogo kursa na angliyskom yazyke [General competencies in the structure of a distance course in English]. Kompetentsii v obrazovanii: opyt proyektirovaniya [Competence in Education: Design Experience], Moscow, INEKS Publ., 2007, 327 p. (in Russian).

8. Ponomarchuk P. N. Issledovatel'skaya kompetentsiya kak tsel' podgotovki budushchikh yuristov [Research competence as the goal of training future lawyers]. Obrazovaniye. Pedagogicheskiye nauki- Education. Pedagogical sciences, 2011, no. 13, pp. 96-100 (in Russian).

9. Zdanovich O. V. O strukture i soderzhanii issledovatel'skoy kompetentnosti studentov - budushchikh uchiteley [The structure and content of the research competence of students - future teachers]. Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta - TSPU Bulletin, 2012, vol. 11 (126), pp. 76-79 (in Russian).

10. Shashkina M. B. Formirovaniye issledovatel'skoy deyatel'nosti studentov pedagogicheskogo vuza v usloviyakh realizatsii kompetentnostnogo podkhoda [Formation of research activities of students of a pedagogical university in the context of the implementation of a competence approach]. Krasnoyarsk, Krasnoyarsk State Pedagogical University Publ., 2006. 157 p. (in Russian).

11. Sarsembayeva D. K. Stanovleniye issledovatel'skoy kompetentsii v predmetnoy podgotovke budushchikh uchiteley geografii [Formation of research competence in the subject training of a future geography teacher]. Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta - TSPU Bulletin, 2017, vol. 1 (178), pp. 64-68 (in Russian). DOI: 10.23951/1609-624X-2017-1-64-68.

12. Kobyakova V. N., Kurovskiy V. N. Issledovatel'skaya kompetentsiya obuchayushchikhsya kak komponent sovremennogo soderzhaniya obsh-chego srednego obrazovaniya [Schoolchildren's research competence as a component of the modern content of the general secondary education]. Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta - TSPU Bulletin, 2017, vol. 8 (185), pp. 91-99 (in Russian). DOI: 10.23951/1609-624X-2017-8-91-99.

13. Seredenko P. V. Formirovaniye issledovatel'skikh kompetentsiy u vypusknikovpedvuzov [Formation of research competence among graduates of teacher training universities]. Yuzhno-Sakhalinsk, SakhSu Publ., 2013, 164 p. (in Russian).

14. Trunov M. V. Stanovleniye i razvitiye pedagogicheskoy kul'tury bezopasnosti budushchego uchitelya v protsesse fizkul'turnoy deyatel'nosti v vuze. Avtoref. dis. kand. ped. nauk [Formation and development of the teacher's safety culture of a future teacher in the process of physical activity at university. Abstract of thesis cand. of ped. sci.]. Tula, 2013. 24 p. (in Russian).

15. Chernyayeva L. A. Formirovaniye issledovatel'skoy kompetentsii studentov pedagogicheskogo kolledzha. Avtoref. dis. kand. ped. nauk [Formation of research competence of students of a pedagogical college. Abstract of thesis cand. of ped. sci.]. Novokuznetsk, 2011. 25 p. (in Russian).

16. Shusherina O. A., Cherepanova S. A. Formirovaniye issledovatel'skoy kompetentsii bakalavrov napravleniy podgotovki "Tekhnologiya proizvod-stva" [Formation of the research competence of bachelors of the directions of preparation "Production technology"]. Vestnik KrasGAU - The Bulletin of KrasGAU, 2013, no.11, pp. 335-340 (in Russian).

17. Varlakova Yu. R. Teoriya i metodika razvitiya kreativnosti budushchikh pedagogov v vuze [Theory and methods of development of creativity of future teachers at university]. Ul'yanovsk, Zebra Publ., 2016. 153 p. (in Russian).

18. Kolbasa M. A. Formirovaniye professional'noy kul'tury budushchikh uchiteley tekhnologiipri obuchenii komp'yuternoy grafike. Avtoref. dis. kand. ped. nauk [Formation of the professional culture of future technology teachers when teaching computer graphics. Abstract of thesis cand. of ped. sci.]. Moscow, 2013. 23 p. (in Russian).

19. Nasyrova E. F. Modul'noye obucheniye studentov universiteta v sisteme kreditno-zachetnykh yedinits [The modular teaching university students in the credit system]. Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta - TSPU Bulletin, 2011, vol. 6 (108), pp. 18-20 (in Russian).

Nasyrova E. F., Surgut State University (ul. Lenina, 1, Surgut, Russia Federation, 628400). E-mail: elm.n@mail.ru Rozlovan V. V., Surgut State University (ul. Lenina, 1, Surgut, Russia Federation, 628400). E-mail: rozlovanv@yandex.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.