УДК 373.24
О. В. Лингевич, А. Д. Копытов
ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ В ПРОЦЕССЕ ПРЕПОДАВАНИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ДИСЦИПЛИН У СТУДЕНТОВ - БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ
Рассматривается процесс профессиональной подготовки будущих педагогов, нацеленный на формирование профессиональных знаний и умений и представляющий собой систему взаимосвязи учебных дисциплин, входящих в различные циклы (общие гуманитарные, социально-экономические, естественно-научные, общепрофессиональные, специальные и дисциплины специализации), которые затрагивают вопросы общения и формируют коммуникативные умения у студентов. Обосновывается необходимость проектирования методов педагогической деятельности по формированию коммуникативной компетентности студентов - будущих педагогов и оценка ее результативности, а также психолого-педагогическое, учебно-методическое обеспечение процесса работы преподавателя со студентами. Доказывается предположение о том, что данные учебные дисциплины не в состоянии сформировать коммуникативные умения у будущих педагогов, поэтому целесообразно введение специальной дисциплины «Практикум делового общения педагога».
Ключевые слова: коммуникативная компетентность, психологические дисциплины, студенты - будущие педагоги, педагогическая деятельность.
Проведение исследования по определению эффективности формирования коммуникативной компетентности у будущих педагогов обусловлено тем фактором, что проблема общения становится все более актуальной для современного общества. Л. А. Петровская отмечает возникновение в настоящее время «коммуникационного взрыва», под которым она понимает увеличение частоты, разнообразия и внутренней насыщенности межличностных контактов [1]. Кроме того, возрастает значимость компетентности в общении, которая является необходимым условием успешной деятельности и реализации личности. Не исключением являются и работники в сфере образования. Как было уже рассмотрено, педагогическая деятельность - деятельность коммуникативная, т. е. тесно и неразрывно связанная с процессом общения. И педагог, как никто другой, должен иметь все необходимые коммуникативные умения и навыки, обладать знаниями об основных закономерностях и правилах межличностного общения, т. е. иметь коммуникативную компетентность. Таким образом, актуальность исследования обуславливается востребованностью общества в высококвалифицированных специалистах в сфере образования, обладающих коммуникативной компетентностью. Основная цель эксперимента - спроектировать систему методов педагогической деятельности по формированию коммуникативной компетентности студентов -будущих педагогов, оценить ее результативность. Задачи эксперимента - психолого-педагогическое, учебно-методическое обеспечение процесса работы преподавателя со студентами.
Исходя из поставленных задач исследования, были разработаны критерии и показатели, которые отражают уровень коммуникативной компетентности у студентов - бакалавров психолого-педагогического направления.
Критерий - признак, на основании которого производится оценка, определение или классификация чего-либо; мера суждения, оценки какого-либо явления. Критерий представляет собой некий эталон, показатель, по которому можно судить о степени сформированности у студента обозначенного личностного образования. Критерий дает возможность получить наиболее полное представление о качественном и количественном состоянии составных компонентов выделенной коммуникативной компетентности. В качестве критериев оценки содержания коммуникативной компетентности взяты следующие характеристики: когнитивный аспект (владение знаниями, пониманиями, представлениями), личностный аспект (готовность к проявлению коммуникативной компетентности, формирование положительного отношения к содержанию коммуникативной компетентности и объектам ее приложения, эмоционально-волевая регуляция процесса и результата проявления коммуникативной компетентности), деятельностный аспект (процессы нахождения, отбора, переработки информации в процессе коммуникации, а также последующее ее сохранение в разнообразных стандартных и нестандартных ситуациях).
На основе выработанных критериев были разработаны показатели для определения уровней сформированности коммуникативной компетентности у студентов педагогического вуза. Данные показатели служат исходным моментом для определения уровней сформированности коммуникативной компетентности.
Для того чтобы выявить систему профессионально важных коммуникативных умений и качеств будущего педагога, которые формируются в рамках образовательного процесса в вузе, проводилось экспериментальное исследование с помощью диагностического инструментария студентов
третьего курса, обучающихся по психолого-педагогическому направлению.
В экспериментальном исследовании участвовало 15 студентов из контрольной группы и 10 студентов из экспериментальной группы.
Исследование проходило в три этапа.
На первом этапе констатирующего эксперимента студентам было предложено ответить на вопросы теста на определение психологической готовности к профессии педагога. Это было связано с тем, что усвоение профессиональных знаний, навыков и умений проходит эффективнее при наличии сформированной мотивации к обучению данной профессии, т. е. психологической готовности к ней.
Предложенный тест содержал 22 вопроса. Из трех вариантов нужно было выбрать тот, который студент считал правильным. Анализ результатов, полученных с помощью данной диагностики, в целом подтвердил ожидания. Чувством долга и ответственности обладают 85 % студентов, интерес к работе учителя присутствует у 92 %, умение быть лидером, способностью к руководству людей свойственно 76 %, коллективизм, совместимость, чувство товарищества свойственны 74 %, трудолюбие, желание работать с людьми присутствуют у 98 %, самостоятельность мышления присутствует у 87 %.
Также на данном этапе студентам предлагалось определить, имеют ли они исходные качества личности будущего учителя.
Педагогическая деятельность - одна из сложнейших областей человеческого труда. Исходя из задач, которые должен решать учитель, его важнейших для общества функций и сложности его деятельности, общество предъявляет высокие требования к личностным и профессиональным качествам учителя. Значимость этих качеств в разные периоды неодинакова, те черты, которые выступали на первый план ранее, позднее утратили свою значимость и стали второстепенными. Выяснением главенствующих профессионально значимых качеств личности учителя занимались многие психологи, и их решения были неоднозначны, сегодня этот вопрос также стоит в разработке, он ориентирован на современную школу, современного учителя. Таким образом, этот аспект актуален и требует особого рассмотрения вместе со студентами педагогического вуза [2, 3].
Данная диагностическая методика содержала 25 вопросов открытого и закрытого типа, по итогам ответов на которые следовало определить, имеют ли студенты необходимые качества. Особенный интерес представляли ответы на вопрос «Идеальный педагог - это...». Результаты, которые были получены, свидетельствуют о том, что все опрашиваемые обладают нужными качествами, а идеальный педагог, по их мнению, это человек, ко-
торый может организовать, заинтересовать других, человек, который всегда находит мудрое решение, это человек, который сам все время занимается саморазвитием, пополняет свой багаж знаний и находится в постоянном поиске.
В профессиях, которые по своему содержанию связаны с активным взаимодействием человека с другими людьми, в качестве стержневых выступают коммуникативные способности, без которых не может быть обеспечен успех в работе [4, 5]. Главное содержание деятельности работников педагогической профессии - руководство коллективом, обучение, воспитание и т. д. Поэтому в исследовании был использован опросник для оценки коммуникативных и организаторских склонностей (КОС) В. В. Синявского, В. А. Федорошина для диагностики потенциальных возможностей респондентов в развитии их коммуникативных и организаторских умений. В его основе лежит принцип отражения и оценки испытуемым некоторых особенностей своего поведения в различных коммуникативных ситуациях. Коммуникативные склонности личности характеризуются умением легко и быстро устанавливать деловые и товарищеские контакты с людьми, стремлением к расширению сферы общения, к участию в общественных или групповых мероприятиях, удовлетворяющих потребность людей в широком, интенсивном общении [6].
Анализ коммуникативных и организаторских склонностей испытуемых позволил рассмотреть их структуру, вычленив в ней ряд компонентов, которые могут быть индикаторами соответствующих умений.
Результаты диагностики студентов контрольной группы показаны на рис. 1.
Рис. 1. Анализ коммуникативных склонностей контрольной группы
В приведенной диаграмме представлены показатели коммуникативных склонностей. Как видно на рис. 1, все показатели разные. Если говорить о среднем показателе, то он равен 0,5. Это свидетельствует об уровне ниже среднего, что показывает следующие результаты:
- студенты не стремятся к общению, чувствуют себя скованно в новой компании, коллективе;
- предпочитают проводить время наедине с собой, ограничивают свои знакомства;
- испытывают трудности в установлении контактов с людьми и при выступлении перед аудиторией;
- плохо ориентируются в незнакомой ситуации;
- не отстаивают свое мнение, тяжело переживают обиды;
- проявление инициативы в общественной деятельности крайне снижено, во многих делах они предпочитают избегать принятия самостоятельных решений.
Диагностика студентов экспериментальной группы показана на рис. 2.
в выраженной форме может иметь такие негативные последствия, как утрата работоспособности, конфликты с окружающими, совершение преступлений. Зависимое поведение тесно связано как со злоупотреблением со стороны личности чем-то или кем-то, так и с нарушениями ее потребностей. В специальной литературе употребляется еще одно название рассматриваемой реальности - аддиктив-ное поведение [8].
6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 | Компетентный □ Агрессивный
Рис. 3. Анализ коммуникативных умений контрольной группы
Результаты тестирования в экспериментальной группе представлены на рис. 4.
Рис. 2. Анализ коммуникативных склонностей экспериментальной группы
Как показывает диаграмма, результаты в основном получились невысокие, средний показатель у будущих педагогов 0,47, это свидетельствует об уровне ниже среднего, что показывает те же результаты, что и в контрольной группе.
Тест коммуникативных умений Михельсона в переводе и адаптации Ю. З. Гильбуха призван определить уровень коммуникативной компетентности и качества сформированности основных коммуникативных умений. Понятие «коммуникативные умения» включает в себя не только оценку собеседника, определение его сильных и слабых сторон, но и умение установить дружескую атмосферу, умение понять проблемы собеседника и т. д. [7]. Данный тест представляет собой разновидность теста достижений, т. е., построен по типу задачи, у которой есть правильный ответ. В тесте предполагается некоторый эталонный вариант поведения, который соответствует компетентному, уверенному, партнерскому стилю.
Результаты тестирования в контрольной группе представлены на рис. 3.
Проанализировав результаты тестирования, можно сказать, что у студентов преобладает компетентный стиль общения, однако присутствует большой процент зависимого типа.
Зависимое поведение личности представляет собой серьезную социальную проблему, поскольку
Рис. 4. Анализ коммуникативных умений экспериментальной группы
Анализ результатов показывает, что студенты данной группы выбирают компетентный стиль общения, а это является составной частью успешности их будущей педагогической деятельности.
На этапе формирующего эксперимента студентам экспериментальной группы было предложено изучение спецкурса «Практикум делового общения педагога», который направлен на формирование коммуникативной компетентности у будущих педагогов в условиях вуза, а также в рамках спецкурса были предложены активные методы обучения, побуждающие к активной мыслительной и практической деятельности в процессе овладения учебным материалом. Так, в процессе изучения темы «Коммуникативная компетентность как профессиональное качество педагога» было проведено занятие практического применения знаний, умений и навыков в форме деловой игры «Модель профессиональной компетентности педагога» [9, 10]. Студенты с большим интересом отнеслись к этой игре, раскрывая свои коммуникативные возможности. Цель данной игры: выработка в группе единого взгляда на личностные и профессиональ-
ные качества педагога и разработка их на основе модели профессиональной компетентности. Будущие бакалавры отметили необходимость, пользу и эффективность таких игр в процессе изучения спецкурса.
По завершении изучения темы «Профессиональное общение как средство формирования профессиональной культуры педагога» было проведено занятие в форме презентации проекта, что позволило проконтролировать, насколько точно и правдиво студенты могут применить полученные знания и умения в конкретной ситуации. Когда заключительное занятие по теме имеет форму презентации проекта, т. е. разработка (индивидуальная работа) совпадает, как правило, со временем работы над этой темой в аудитории. Студентом заранее предлагались темы проектов, ставилась задача подготовить проект, учитывая требования к публичному выступлению: досконально продумать композицию презентации, приемы активизации интереса аудитории, использование визуальных средств и др. Причем проекты предполагали не просто изложение фактов, а содержали элементы творческой работы. Аудитории предлагалось прослушать презентацию, задать вопросы, обсудить выступление.
На занятии, как правило, представлялся один проект. Но это не означало, что только участники проекта должны готовиться к такому занятию. Слушатели также должны были найти информацию, чтобы задать грамотные вопросы (поиск и анализ информации из разных источников, умение общаться устно, способность адаптироваться к изменяющимся обстоятельствам), возразить, может быть, поспорить (способность учитывать точки зрения и интересы других). Иногда возникал острый спор в форме полемики. Преподавателю приходилось подключаться, и жаркий спор перетекал в довольно спокойную дискуссию. Таким образом, судя по той работе, которую выполняли все студенты, можно предположить, что у них были заложены основы формирования такой компетентности, как способность руководствоваться в своей деятельности принципами толерантности, диалога и сотрудничества [11].
В ходе изучения спецкурса «Практикум делового общения педагога» проходило обсуждение педагогических ситуаций, как предложенных преподавателем, так и подготовленных студентами. Этот педагогический прием также способствовал формированию коммуникативной компетентности [12, 13].
На этапе формирующего эксперимента отслеживались промежуточные результаты.
На этапе контрольного этапа эксперимента студентам двух групп было предложено ответить на вопросы теста для оценки коммуникативных и ор-
ганизаторских склонностей (КОС) В. В. Синявского, В. А. Федорошина. Результаты контрольной группы представлены на рис. 5.
Рис. 5. Анализ коммуникативных склонностей контрольной группы
Это говорит, что в целом у группы сформировался средний уровень коммуникативных склонностей, следовательно, они стремятся к контактам с людьми, не ограничивают круг своих знакомств, отстаивают свое мнение, планируют свою работу, однако потенциал их склонностей не отличается высокой устойчивостью. Коммуникативные склонности необходимо развивать и совершенствовать.
Результаты в экспериментальной группе после изучения спецкурса «Практикум делового общения педагога», направленного на формирование коммуникативной компетентности у будущих педагогов в условиях вуза, представлены на рис. 6.
□ Констатирующий этап ■ Контрольный этап Рис. 6. Анализ коммуникативных склонностей экспериментальной группы
Как показывает данная диаграмма, уровень коммуникативных склонностей у студентов заметно развился. Если на констатирующем этапе он был ниже среднего, то на контрольном этапе - высокий. Это говорит о том, что студенты не теряются в новой обстановке, быстро находят друзей, постоянно стремятся расширить круг своих знакомых, занимаются общественной деятельностью, помогают близким, проявляют инициативу в общении, с удовольствием принимают участие в организации общественных мероприятий, способны принять самостоятельное решение в трудной ситуации. Все это они делают не по принуждению, а согласно внутренним устремлениям.
На этапе контрольного эксперимента студентам было предложено ответить на вопросы теста коммуникативных умений Михельсона в переводе и
адаптации Ю. З. Гильбух, который призван опреде- а уровень коммуникативного стиля заметно повы-
лить уровень коммуникативной компетентности и сился [16]. Эти результаты при сравнении дали
качества сформированности основных коммуника- возможность доказать, что выдвинутая гипотеза
тивных умений [14, 15]. Результаты в контрольной подтвердилась.
группе были практически идентичны тем, что Проведение контрольного этапа опытно-экспе-
были зафиксированы на констатирующем этапе эк- риментальной работы позволило констатировать
сперимента. Результаты в экспериментальной недостаточность коммуникативной подготовки и
группе отличались от исходных данных. необходимость разработки учебного курса, посвя-
После изучения спецкурса «Практикум делово- щенного теоретическим и прикладным аспектам
го общения педагога», направленного на формиро- проблемы профессионального общения, который
вание коммуникативной компетентности, у студен- обеспечит процесс целенаправленного формирова-
тов полностью исчез агрессивный стиль общения, ния коммуникативной компетентности.
Список литературы
1. Петровская Л. А. Компетентность в общении: социально-психологический тренинг. М.: МГУ, 1989. 216 с.
2. Жуков Ю. М., Петровская Л. А., Соловьёва О. В. Введение в практическую и социальную психологию. М.: Смысл, 1996. 373 с.
3. Зимняя И. А. Ключевые компетенции - новая парадигма результата образования // Высшее образование сегодня. 2003. № 5.
4. Варданян Ю. В., Кильмяшкина Т. А. Модель вузовской образовательной системы становления психологической компетентности педагога // Психология в вузе. 2008. № 2. С. 5-16.
5. Гитман М. Б., Данилов А. Н., Столбов В. Ю. Об одном подходе к контролю уровня сформированности базовых компетенций выпускников вуза // Высшее образование в России. 2012. № 4.
6. Евпалова Е. В. Этапы формирования конкурентоспособности будущего специалиста // Высшее образование в России. 2011. № 4. С. 156-158.
7. Жуков Ю. М., Петровская Л. А., Растянников П. В. Диагностика и развитие компетентности в общении. М.: Изд-во МГУ, 1991. С. 30-34.
8. Игнатьев В. П. Пути обеспечения высокого качества подготовки студентов // Педагогическое образование и наука. 2012. № 8. С. 73-76.
9. Ким И. Н., Лисиенко С. В. Формирование базовых составляющих профессиональной компетентности преподавателя в рамках ФГОС // Высшее образование в России. 2012. № 1. С. 16-24.
10. Компетенции и образование: опыт проектирования: сб. науч. тр. / под ред. А. В. Хуторского. М.: Научно-внедренческое предприятие «ИНЭК», 2007.
11. Коршунов С. В., Зырянов В. В. Введение ФГОС ВПО: первый год в оценке и мнениях специалистов по учебно-методической работе // Высшее образование в России. 2013. № 2. С. 16-27.
12. Лукьянова М. И. Психолого-педагогическая компетентность учителя: диагностика и развитие. М.: Сфера, 2004. 144 с.
13. Мерзон Е. Е. Проблема формирования профессиональной компетентности студентов педагогического вуза // Педагогика. 2012. № 9.
14. Пискунова Е. В. Профессиональная педагогическая рефлексия в деятельности и подготовке педагога // Вестн. Томского гос. пед. ун-та (TSPU Bulletin). 2005. Вып. 1.
15. Столбова И. Д. Организация предметного обучения: компетентностный подход // Высшее образование в России. 2012. № 7.
16. Темербекова А. А. Компоненты успешности будущей профессиональной деятельности учителя // Вестн. Томского гос. пед. ун-та (TSPU Bulletin). 2005. Вып. 2.
Лингевич О. В., аспирант.
Томский государственный педагогический университет.
Ул. Киевская, 60, Томск, Россия, 634061. E-mail: [email protected]
Копытов А. Д., профессор.
Томский государственный педагогический университет.
Ул. Киевская, 60, Томск, Россия, 634061.
Материал поступил в редакцию 18.03.2015.
O. V Lingevich, A. D. Kopytov
FORMATION OF COMMUNICATIVE COMPETENCE IN THE TEACHING PSYCHOLOGICAL DISCIPLINES
TO STUDENTS - FUTURE TEACHERS
This article discusses the process of training future teachers, aimed at the formation of professional knowledge and skills and is the system of relationship of the academic disciplines within the different cycles (general humanitarian, socio-economic, scientific, general professional and special disciplines and specializations) that address
BecmHUK Trm (TSPUBulletin). 2015. 3 (156)
issues of communication and form the communication skills of the students. Substantiates the assumption that these disciplines are not able to form communication skills among future teachers, that is why it is advisable to introduce a special discipline "Practical course of business communication for teacher".
Key words: communicative competence, psychological disciplines, students - future teachers, teaching activities.
References
1. Petrovskaya L. A. Kompetentnost' v obshchenii: sotsial'no-psikhologicheskiy trening [Competence in communication: social and psychological training]. Moscow, MGU Publ., 1989. 216 p. (in Russian).
2. Zhukov Yu. M., Petrovskaya L. A., Solov'eva O. V. Vvedenie vprakticheskuyu Isotsial'nuyupsikhologiyu [Introduction to the practical and social psychology]. Moscow, Smysl Publ., 1996. 373 p. (in Russian).
3. Zimnyaya I. A. Kluchevye kompetentsii - novaya paradigma rezul'tata obrazovaniya [Key competences - the new paradigm of the educational result]. Vysshee obrazovanie segodnya - Higher education today, 2003, no. 5 (in Russian).
4. Vardanyan Yu. V., Kil'myashkina T. A. Model' vuzovskoy obrazovatel'noy sistemy stanovleniya psikhologicheskoy kompetentnosti pedagoga [Model of university education system of formation of psychological competence of the teacher]. Psikhologiya v vuze - Psychology at the university, 2008, no. 2, pp. 5-16 (in Russian).
5. Gitman M. B., Danilov A. N., Stolbov V. Yu. Ob odnom podkhode k kontrolyu urovnya sformirovannosti bazovykh kompetentsiy vypusknikov vuza [An approach to control the level of formation of basic competences of university graduates]. Vysshee obrazovanie v Rossii - Higher education in Russia, 2012, no. 4 (in Russian).
6. Evpalova E. V. Etapy formirovaniya konkurentosposobnosti budushchego spetsialista [Stages of formation of competitiveness of the future specialist]. Vysshee obrazovanie v Rossii - Higher education in Russia, 2011, no. 4, pp. 156-158 (in Russian).
7. Zhukov Yu. M., Petrovskaya L. A., Rastyannikov P. V. Diagnostika i razvitie kompetentnosti v obshchenii [Diagnostics and development of competence in communication]. Moscow, MGU Publ., 1991. Pp. 50-34 (in Russian).
8. Ignatiev V. P. Puti obespechivaniya vysokogo kachestva podgotovki studentov [Ways to ensure the quality of training of students]. Pedagogocheskoe obrazovanie i nauka - Teacher education and science, 2012, no. 8, pp. 73-76 (in Russian).
9. Kim I. N., Lisenko S. V. Formirovanie bazovykh sostavlyayushchikh professional'noy kompetentnosti prepodavatelya v ramkakh FGOS [Formation of the basic components of the professional competence of the teacher in the FSES framework]. Vysshee obrazovanie v Rossii - Higher education in Russia, 2012, no. 1, pp. 16-24 (in Russian).
10. Khutorskoy A. V. Kompetentsii i obrazovanie: opyt proektirovaniya: sb. nauch tr. [Competence and education: experience of design: collection of scientific works]. Moscow, Nauchno-vnedrencheskoe predpriyatie "INEK" Publ., 2007 (in Russian).
11. Korshunov S. V., Zyryanov V. V. Vvedenie FGOS VPO: pervyy god v otsenke I mneniyakh spetsialistov po uchebno-metodicheskoy rabote [Introduction of FSES HPE: the first year in the assessment and the opinions of experts on teaching and methodical work]. Vysshee obrazovanie v Rossii - Higher education in Russia, 2013, no. 2, pp. 16-27(in Russian).
12. Lukyanova M. I. Psikhologo-pedagogicheskaya kompetentnost' uchitelya: Diagnostika I razvitie [Psycho-pedagogical competence of the teacher: Diagnostics and development]. Moscow, TTs Sfera Publ., 2004. 144 p. (in Russian).
13. Merzon E. E. Problema formirovaniya professional'noy kompetentnosti studentov pedagogicheskogo vuza [The problem of formation of professional competence of students of pedagogical higher school]. Pedagogika - Pedagogy, 2012, no. 9 (in Russian).
14. Piskunova E. V. Professional'naya pedagogicheskaya refleksiya v deyatel'nosti I podgotovke pedagoga [Professional pedagogical reflection in the work and training of the teacher]. Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta - TSPU Bulletin, 2005, vol. 1 (in Russian).
15. Stolbova I. D. Organizatsiya predmetnogo obucheniya: kompetentnostnyy podkhod [Organization of subject teaching: competence approach]. Vysshee obrazovanie v Rossii - Higher education in Russia, 2012, no. 7 (in Russian).
16. Temerbekova A. A. Komponenty uspeshnosti budushchey professional'noy deyatel'nosti uchitelya [Components of a successful future careers of a teacher]. Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta - TSPU Bulletin, 2005, vol. 2 (in Russian).
Lingevich O. V.
Tomsk State Pedagogical University.
Ul. Kievskaya, 60, Tomsk, Russia, 634061. E-mail: [email protected] Kopytov A. D.
Tomsk State Pedagogical University.
Ul. Kievskaya, 60, Tomsk, Russia, 634061.