Вестник ТГПУ (ТБРиБиНеПп). 2017. 9 (186)
УДК 37.017.4
00! 10.23951/1609-624Х-2017-9-118-122
ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПРАВОВОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ БУДУЩЕГО ПЕДАГОГА
А. С. Киндяшова, Я. А. Дьяконова
Томский государственный педагогический университет, Томск
Представлен анализ теоретико-методологических основ формирования такой компоненты профессиональной компетентности педагога, как правовая компетентность. Дана характеристика содержания правовой компетентности педагога, основанная на требованиях, предъявляемых со стороны государства и общества. Рассмотрены современные методы правового обучения и воспитания на предмет их эффективности в формировании правовой компетентности будущих педагогов. Выявлено, что правовое образование будущих педагогов должно носить систематический и последовательный характер. Предложены основные направления по совершенствованию современной правовой подготовки будущих учителей.
Ключевые слова: правовая компетентность педагога, правовая подготовка будущих педагогов, правовое обучение, правовое воспитание.
В современной системе образования в связи с принятием Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации», федеральных государственных образовательных стандартов, профессиональных стандартов педагога и ряда других нормативных документов возросли требования к уровню правовой подготовки выпускников педагогических вузов.
Федеральные государственные образовательные стандарты устанавливают среди общекультурных компетенций, которыми должен обладать современный квалифицированный педагог, способность использовать базовые правовые знания в различных сферах деятельности, а среди общепрофессиональных - готовность будущего педагога к профессиональной деятельности в соответствии с нормативно-правовыми актами сферы образования. Именно эти компетенции являются основными в конструкте правовой компетентности будущего педагога.
Профессиональный стандарт педагога [1], в свою очередь, описывая общепедагогические функции, устанавливает следующее: педагог должен знать нормативные документы по вопросам обучения и воспитания детей и молодежи, а также должен соблюдать правовые, нравственные и этические нормы и требования профессиональной этики. В рамках воспитательной деятельности педагог должен формировать гражданскую позицию, а также оказывать помощь и поддержку в организации деятельности ученических органов самоуправления.
В свете означенной проблемы представляется актуальным анализ существующих методических основ формирования правовой культуры педагогов как будущих потенциальных воспитателей молодого поколения. Здесь необходимым является рассмотрение условий, форм и методов реализации
правового образования, подбор таких методик, которые в наибольшей степени будут способствовать развитию правовых компетенций в рамках высшего педагогического образования.
Анализ научной литературы в этом направлении (И. А. Зимняя, Е. М. Кропанева, О. Ю. Назарова, А. Ф. Никитина, О. А. Панова, Е. А. Певцова, Н. И. Элиасберг и др.), в том числе авторов современных диссертационных исследований, рассматривающих проблемы формирования правовой компетентности будущих педагогов (А. С. Аникина [2], Л. З. Кувандыкова [3], Г. Ш. Сыпачева [4] и др.), позволил сделать вывод, что методические основы формирования правовых компетенций будущего учителя разработаны слабо, отсутствуют готовые систематизированные методические разработки целостного правового образования студентов педагогических вузов.
Авторы выделяют ряд негативных причин несовершенной правовой подготовки педагогических работников: «различность программ правового обучения в зависимости от кадрового потенциала вуза; фрагментарное изучение особенностей основных отраслей права и российского законодательства в рамках существующей практики правового обучения педагогов; недостаточное владение преподавателями вуза элементами педагогической техники, разнообразием педагогических технологий, а также приверженность фронтальному методу в правовом обучении; непроработанность принципов, содержания, форм, методов современного правового обучения в условиях профессиональной подготовки; малое количество научных исследований о развитии правовой компетентности педагогических работников, а также особенностях организации правового образования на этапах вузовского и послевузовского обучения» [5, с. 7].
А. С. Киндяшова, Я. А. Дьяконова. Теоретико-методологические основы формирования.
Преодоление этих тенденций представляется одной из задач профессионального педагогического сообщества. Для оценки эффективности реализуемого правового образования будущих педагогов были проанализированы образовательные программы на сайтах педагогических вузов России по направлению подготовки «Педагогическое образование». В результате был сделан следующий общий вывод: практически во всех педагогических вузах реализуется правовое обучение будущих педагогов посредством преподавания правовых дисциплин, таких как «Правоведение» и «Основы права», однако редко представлены такие дисциплины, как «Нормативно-правовое обеспечение образования», необходимые для изучения особенностей правового регулирования образовательных отношений. При этом в вузах отсутствует программа правового воспитания, представляющая собой систему мероприятий, целенаправленно формирующих правосознание будущих педагогов.
Отсюда следует, что в ходе проведенного анализа теоретических основ рассматриваемой проблемы и образовательных программ педагогических вузов было выявлено отсутствие системности, непрерывности и последовательности правовой подготовки, следовательно, недостаточность и неэффективность применяемых методик формирования правовой компетентности будущих учителей.
Для решения означенных проблем необходим поиск оптимальных методов и способов формирования правовой компетентности будущих педагогов. На взгляд авторов, формирование правовых компетенций возможно лишь при соблюдении системы создаваемых педагогических условий, а именно реализации правового образования на протяжении всего периода обучения студентов в рамках учебно-профессиональной, научной, социально-культурной деятельности и деятельности в период практики [5-7].
Авторы согласны с Е. Л. Болотовой, которая утверждает, что успешность непрерывной правовой подготовки педагога будет достигнута при соблюдении следующих условий: правовая подготовка будущих педагогических работников должна носить системный характер, т. е. включать ряд элективных правовых дисциплин и учебных практик на всех ступенях обучения будущих педагогов; правовая подготовка непосредственно должна быть связана с постепенностью усвоения; образовательные программы правового обучения вузовского и послевузовского этапов подготовки педагогических кадров должны строиться на основе преемственности и взаимосвязей [5, с. 6].
Следует также добавить, что наряду с системным правовым обучением необходима разработка программы правового воспитания, которая будет ре-
ализована на протяжении всего периода обучения в педагогическом вузе. Следовательно, можно сделать вывод, что правовое образование реализуется посредством соблюдения вузами таких традиционных условий подготовки, как правовое обучение и правовое воспитание. Правовое обучение - это способ внешнего выражения и организации передачи теоретического правового материала объекту воспитания [8]. Целью правового обучения является формирование теоретической основы правового сознания и правовой культуры, обеспечение необходимого уровня систематизации знаний о праве, развитие правовых интересов и правового мышления.
Правовое обучение направлено на овладение студентами правовыми знаниями, умениями, что в дальнейшем способствует формированию правовой компетентности. Но для того, чтобы такая компетентность формировалась качественно, а процесс ее формирования был интересен для обучающихся, необходимо повышение заинтересованности в процессе и результате работы обучающихся. Для того чтобы повысить мотивацию обучающихся к изучаемым правовым дисциплинам и сделать образовательный процесс наиболее эффективным, необходимо разнообразить имеющиеся формы и методы обучения.
Мы согласны с авторами, предлагающими внедрение компетентностно ориентированных методик правового обучения, к которым можно отнести проблемное обучение, метод кейсов, активные методы обучения (ролевые и деловые игры, работа в малых группах, метод проекта, творческие работы, метод мозгового штурма) [9], контекстное обучение (применение учебных педагогических ситуаций) [6], задачную технологию. Компетен-тностные методы правового обучения предусматривают не столько передачу информации, сколько обучение деятельности и умению решать профессиональные задачи на практике. При применении инновационных методик правовое обучение проходит более продуктивно, формируется умение применять теоретические правовые знания в профессиональной деятельности.
Правовая подготовка будущих учителей в первую очередь основывается на изучении теоретических основ правовых дисциплин, которое должно происходить в форме проблемных лекций с элементами профессионально ориентированных диалогов, дискуссий. В результате будущий учитель овладеет необходимым объемом правовых знаний в сфере правового регулирования общественных отношений, при этом акцент должен быть сделан на сферу образования. После освоения теоретических правовых знаний целесообразным является проведение практикумов в форме решения правовых задач и кейс-задач, направленных на формирование
Вестник ТГПУ (ТБРББulletin). 2017. 9 (186)
практических навыков работы. Правовые задачи профессионально ориентированы, интегрируют в себе правовые и педагогические аспекты, возникают из реальной проблемной ситуации, требующей от субъекта педагогической деятельности применения профессиональных умений. Решая практические задачи по праву, студенты занимаются учебно-познавательной деятельностью, учатся применять знания на практике. При закреплении знаний, полученных в процессе теоретической подготовки, происходит развитие способности творчески подходить к решению учебных проблемных ситуаций, содержание которых максимально приближено к действительности [10].
Правильно выбранные формы и методы обучения - это очень важный компонент в правовом обучении, однако еще одним немаловажным фактором является содержание правовой дисциплины. Необходимо определить, какая именно информация формирует правовые компетенции будущего педагога. Выше были проанализированы требования к педагогическому работнику, исходя из этого можно сказать, что содержание правовых курсов должно базироваться на таких основных блоках, как «Основы права» (система государственного устройства России; порядок обращения в государственные органы; система государственных органов; права ребенка и формы их правовой защиты в российском и зарубежном законодательстве; формирование активной гражданской позиции) и «Нормативно-правовое обеспечение образования» (система законодательства об образовании в России; нормативно-правовые основы деятельности образовательных организаций; противодействие коррупции в сфере образования; правовой статус участников образования; особенности регулирования трудовых отношений педагогов).
Главным итогом правового обучения должно стать формирование теоретической правовой базы знаний, способности и готовности применять их на практике, умение анализировать нормативно-правовые акты, регулирующие систему образования. В научной литературе отмечено, что помимо системы правового обучения необходимо проведение систематических, четко спланированных и разработанных мероприятий по правовому воспитанию будущих педагогов на протяжении всего обучения в педагогическом вузе.
Правовое воспитание - это система мер воздействия, направленных на выработку высокого уровня правосознания и правовой культуры. В педагогическом вузе необходима разработка поэтапной программы правового воспитания. Не имея целью настоящего исследования подробную проработку такой программы, следует остановиться на тех общих векторах ее построения, которые обеспечат систе-
матическое правовое воспитание будущих педагогов, а значит, будут способствовать формированию их правовой компетентности. На первом этапе обучения будущих педагогов необходимо проводить профилактическую работу противоправного поведения, ознакомить студентов с уставом и правилами внутреннего распорядка университета, нормами о правах и обязанностях студентов.
Организовать правовое воспитание в вузе возможно в следующих формах: беседы и лекции, встречи с работниками правоохранительных органов, тематические вечера, конференции, конкурсы, олимпиады, общественные просмотры и обсуждения фильмов, спектаклей, телепрограмм. Все это будет способствовать правовому просвещению студентов по широкому кругу вопросов, стимулировать самостоятельность и гражданскую активность студенческой педагогической молодежи. Еще одним важным этапом правового воспитания выступает развитие и совершенствование деятельности студенческих общественных организаций, поддержка и обучение лидеров студенческих объединений, организация деятельности студенческих советов и других студенческих организаций в педагогическом вузе. При этом следует говорить о включении по возможности всех студентов в деятельность студенческих общественных организаций, а не только активистов.
В ходе анализа было выявлено, что если правовое обучение необходимо будущим педагогам для формирования правовых знаний, то правовое воспитание несет важнейшую функцию по развитию ценностных правовых установок, укреплению положительного отношения к праву и законам, формированию научно-правового мировоззрения, пониманию особой значимости права.
В результате разработки и поэтапной реализации взаимосвязанных, систематических и научно обоснованных методик правового образования у студентов педагогических вузов будет формироваться правовая компетентность, требования к которой выдвигаются действующими нормативными актами в сфере образования. В ходе анализа теоретико-методологических основ формирования правовой компетентности будущих педагогов выявлена необходимость реализации таких направлений совершенствования системы их правовой подготовки, как введение поэтапного правового образования, модернизация содержания правового обучения (упор на изучение правовых норм, регулирующих сферу профессиональной деятельности педагога), широкое применение практико-ориентиро-ванных методов обучения, направленных на освоение навыков решения профессиональных задач с помощью нормативных документов, система правового воспитания.
А. С. Киндяшова, Я. А. Дьяконова. Теоретико-методологические основы формирования...
Список литературы
1. Профессиональный стандарт педагога. URL: http://педагогическоеобразование.рф/wp-content/uploads/2016/09/PS_pedagog.pdf (дата обращения: 10.05.2017).
2. Аникина А. С. Формирование правовой компетентности будущего педагога с использованием комплекса профессионально ориентированных правовых задач: дис. ... канд. пед. наук. Тюмень, 2011. 188 с.
3. Кувандыкова Л. З. Проблемные ситуации как фактор развития правовой компетентности будущего бакалавра педагогики: автореф. дис. ... канд. пед. наук. Оренбург, 2012. 25 с.
4. Сыпачева Г. Ш. Формирование правовой компетентности студентов педагогических направлений на интерактивной основе: дис. ... канд. пед. наук. Н. Новгород, 2015. 154 с.
5. Болотова Е. Л. Правовая подготовка педагога в условиях формирования гражданского общества // Педагогическое образование и наука. 2012. № 2. С. 4-9.
6. Кувандыкова Л. З., Белоновская И. Д. Развитие правовой компетентности будущего бакалавра педагогики как актуальная проблема педагогического исследования // Современные проблемы науки и образования. 2012. № 4. URL: http://elibrary.ru/item.asp7idH7883085 (дата обращения: 04.01.2016).
7. Московцев Д. В. Теоретико-методологический подход к формированию правовой компетентности у будущих педагогов профессионального образования // Вестн. МГОУ. Серия: Педагогика. 2015. № 3. С. 155-163.
8. Костина К. А. Правовое воспитание в России и его значение в формировании правовой культуры // Вестн. Тамбовского ун-та. Серия: Гуманитарные науки. 2013. № 5 (121). С. 266-270.
9. Суворова Н. Г., Никитин А. Ф. Подготовка учителей к преподаванию основ права в школе: методическое пособие для педагогических менеджеров. М.: Полтекс, 1999. 96 с.
10. Киндяшова А. С. Формирование профессиональной компетентности учителя права с использованием задачного подхода // Вестн. Томского гос. пед. ун-та (TSPU Bulletin). 2012. Вып. 2 (117). С. 95-100.
Киндяшова Анна Сергеевна, кандидат педагогических наук, доцент, Томский государственный педагогический университет (ул. Киевская, 60, Томск, Россия, 634061). E-mail: pravo@tspu.edu.ru
Дьяконова Яна Александровна, студентка, Томский государственный педагогический университет (ул. Киевская, 60, Томск, Россия, 634061). E-mail: dyaka42@gmail.com
Материал поступил в редакцию 01.06.2017.
DOI 10.23951/1609-624X-2017-9-118-122
THEORETICAL-METHODOLOGICAL BASES OF FORMATION OF THE LEGAL COMPETENCE OF A FUTURE TEACHER
A. S. Kindyashova, Ya. A Dyakonova
Tomsk State Pedagogical University, Tomsk, Russian Federation
The article presents an analysis of theoretical-methodological bases of formation of such components of professional competence of a teacher as a legal competence. Gives the characteristic of the content of legal competence of a teacher, based on the requirements imposed by the state and society. Considers current methods of legal training and education on their effectiveness in the formation of legal competence of future teachers. In the course of the analysis of theoretical bases of formation of legal competence and implemented educational programs for pedagogical universities, the lack of consistency, continuity and consistency in the legal preparation of future teachers has been revealed. To solve these problems, it is necessary to find the best methods and means for forming legal competence of future teachers. Formation of legal competence is contingent upon compliance with system of created pedagogical conditions of realization of legal education throughout the period of study, in training and professional, scientific, socio-cultural activities and activities during practice. Together with the system of legal training it is necessary to develop the program of legal education, which will be implemented throughout the period of study at a pedagogical University. It is revealed that the legal education of future teachers should be systematic and consistent. The basic directions of improvement of modern legal training of future teachers are proposed.
Key words: legal competence of a teacher, legal training of future teachers, legal education, legal upbringing.
References
1. Professional'nyy standart pedagoga [Professional standard of the teacher] (in Russian). URL: http://педагогическоеобразование.рф/wp-content/uploads/2016/09/PS_pedagog.pdf. (accessed 10 May 2017).
EecmHUK imY (TSPUBulletin). 2017. 9 (186)
2. Anikina A. S. Formirovaniye pravovoy kompetentnosti budushchego pedagoga s ispol'zovaniem kompleksa professional'no-orientirovannykh pravovykh zadach. Dis. kand. ped. nauk [Formation of legal competence of a future teacher with a set of professionally-oriented legal problems. Diss. cand. of ped. sci.]. Tyumen, 2011. 188 p. (in Russian).
3. Kuvandykova L. Z. Problemnye situatsii kak faktor razvitiya pravovoy kompetentnosti budushchego bakalavra pedagogiki. Avtoref. dis. kand. ped. nauk [Problematic situation as a factor in the development of the legal competence of the future bachelors of pedagogy. Abstract of thesis cand. of ped. sci.]. Orenburg, 2012. 25 p. (in Russian).
4. Sypacheva G. Sh. Formirovaniye pravovoy kompetentnosti studentov pedagogicheskikh napravleniy na interaktivnoy osnove. Dis. kand. ped. nauk. [Formation of legal competence of students of pedagogical directions on an interactive basis. Diss. cand. of ped. sci.]. Nizhny Novgorod, 2015. 154 p. (in Russian).
5. Bolotova E. L. Pravovaya podgotovka pedagoga v usloviyakh formirovaniya grazhdanskogo obshchestva [The legal training of the teacher in the conditions of formation of civil society]. Pedagogicheskoye obrazovaniye i nauka - Pedagogical Education and Science, 2012, no. 2, pp. 4-9 (in Russian).
6. Kuvandykova L. Z., Belonovskaya I. D. Razvitiye pravovoy kompetentnosti budushchego bakalavra pedagogiki kak aktual'naya problema pedagogicheskogo issledovaniya [The development of the legal competence of the future bachelors of pedagogy as an actual problem of pedagogical research]. Sovremennye problemy nauki i obrazovaniya - Modern problems of science and education, 2012, no. 4 (in Russian). URL: http://elibrary.ru/item.asp?id=17883085 (accessed 4 January 2016).
7. Moskovtsev D. V. Teoretiko-metodologicheskiy podkhod k formirovaniyu pravovoy kompetentnosti u budushchikh pedagogov professional'nogo obrazovaniya [Theoretical and methodological approach to formation of legal competence of future teachers of professional education]. Vestnik Moskovskogo gosudarstvennogo oblastnogo universiteta, seriya Pedagogika - Bulletin MGOU, series "Pedagogics", 2015, no. 3, pp. 155-163 (in Russian).
8. Kostina K. A. Pravovoye vospitaniye v Rossii i ego znacheniye v formirovanii pravovoy kul'tury [Legal education in Russia and its value in legal culture formation]. Vestnik Tambovskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya: Gumanitarnye nauki - Tambov University Reports. Series: Humanities, 2013, no. 5 (121), pp. 266-270 (in Russian).
9. Suvorova N. G., Nikitin A. F. Podgotovka uchiteley k prepodavaniyu osnov prava v shkole. Metodicheskoye posobiye dlya pedagogicheskikh menedzherov [Training teachers to teach basic law in school. Methodical manual for teacher managers]. Moscow, Polteks Publ., 1998. 96 p. (in Russian).
10. Kindyashova A. S. Formirovaniye professional'noy kompetentnosti uchitelya prava s ispol'zovaniem zadachnogo podkhoda [The formation of professional competence of a teacher of law using the task approach]. Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta -TSPU Bulletin, 2012, vol. 2 (117), pp. 95-100 (in Russian).
Kindyashova A. S., Tomsk State Pedagogical University (ul. Kievskaya, 60, Tomsk, Russian Federation, 634061).
E-mail: pravo@tspu.edu.ru
Dyakonova Ya. A., Tomsk State Pedagogical University (ul. Kievskaya, 60, Tomsk, Russian Federation, 634061).
E-mail: dyaka42@gmail.com