Научная статья на тему 'Формирование профессиональной компетентности у будущих учителей информатики в условиях информационно-дидактической среды педагогического вуза'

Формирование профессиональной компетентности у будущих учителей информатики в условиях информационно-дидактической среды педагогического вуза Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
816
122
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА УЧИТЕЛЯ ИНФОРМАТИКИ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ ИНФОРМАТИКИ / КЛЮЧЕВЫЕ КОМПЕТЕНТНОСТИ / ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ / ИНФОРМАЦИОННО-ДИДАКТИЧЕСКАЯ СРЕДА ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВУЗА / ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОЦЕССА ОБУЧЕНИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Дендеберя Анна Павловна, Петьков Валерий Анатольевич

В статье раскрывается авторский подход к организации процесса формирования профессиональной компетентности у будущих учителей информатики в условиях информационно-дидактической среды педагогического вуза. В исследовании раскрыты сущность, структура, функции процесса развития профессиональной компетентности будущих учителей информатики в информационно-дидактической среде педвуза, представлены способы проектирования и педагогические условия. Обосновано содержание технологического обеспечения этого процесса, включающее модель и педагогическую технологию.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Дендеберя Анна Павловна, Петьков Валерий Анатольевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Формирование профессиональной компетентности у будущих учителей информатики в условиях информационно-дидактической среды педагогического вуза»

УДК 378:002 ББК 74.580.22

Д 33

А.П. Дендеберя, В.А. Петьков

ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ У БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ ИНФОРМАТИКИ В УСЛОВИЯХ ИНФОРМАЦИОННОДИДАКТИЧЕСКОЙ СРЕДЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВУЗА

(Рецензирована)

Аннотация. В статье раскрывается авторский подход к организации процесса формирования профессиональной компетентности у будущих учителей информатики в условиях информационно-дидактической среды педагогического вуза. В исследовании раскрыты сущность, структура, функции процесса развития профессиональной компетентности будущих учителей информатики в информационно-дидактической среде педвуза, представлены способы проектирования и педагогические условия. Обосновано содержание технологического обеспечения этого процесса, включающее модель и педагогическую технологию.

Ключевые слова: профессиональная подготовка учителя информатики, профессиональная

компетентность будущих учителей информатики, ключевые компетентности, педагогическое проектирование, информационно-дидактическая среда педагогического вуза, технологическое обеспечение процесса обучения.

A.P. Dendeberya, V.A. Petkov

Formation of professional competence at the future computer science teachers in the information-didactic

conditions of pedagogical higher school

Abstract: The paper discloses the author's approach to the organization of process of formation of

professional competence at the future computer science teachers in the information-didactic conditions of pedagogical higher school. This study uncovers the essence, structure and functions of development of professional competence of the future computer science teachers. Ways of designing and pedagogical conditions are presented. The content of technological maintenance of this process, including the model and pedagogical technology is substantiated.

Key words: professional training of the teacher of computer science, professional competence of the future teachers of computer science, key competences, pedagogical designing, the information-didactic conditions of pedagogical higher school, technological maintenance of training process.

Вступление России в Болонский процесс стало шагом на пути к интеграции отечественной системы образования в общеевропейское образовательное пространство. Сложившаяся в нашей стране тенденция к гуманизации образования, с одной стороны, а также информатизация всех сфер человеческой деятельности, с другой, предъявляют повышенные требования к уровню профессиональной компетентности выпускаемых высшей школой специалистов, способных к непрерывному самостоятельному профессиональному росту. Эти факторы послужили основанием для смены образовательных парадигм и переориентации в подходах к профессиональной подготовке специалистов от квалификационного к компетентностному. Теоретико-методологические основы компетентностного подхода в высшем профессиональном образовании раскрыты в трудах В.И. Байденко, В.А. Болотова, Н.А. Гришановой, В.В. Ищенко, Б.К. Коломийца, Д.А. Махотина, Г.К. Селевко, В.В. Серикова, Ю.Г. Татура. Среди работ, посвященных формированию компетенций будущего учителя-предметника, связанных с освоением информационно-коммуникационных технологий, следует выделить исследования Т.В. Добудько, И.Я. Злотниковой, М.Б. Лебедевой, В.В. Мозолина, О.Г. Смоляниновой, Е.К. Хеннера, А.П. Шестакова, О.Н. Шиловой. В то же время, как показал проведенный нами анализ, остаётся слабо разработанным направление, посвященное развитию профессиональной компетентности будущего учителя информатики, определяющее успешность его профессиональной подготовки.

Информатизация образования послужила основанием для разработки инновационных подходов к решению проблемы формирования профессиональной

компетентности будущих педагогов. Исследование этой проблемы в педагогической

теории и практике позволило констатировать, что большинством авторов профессиональная компетентность рассматривается в двух аспектах:

- как цель образования и профессиональной подготовки специалиста;

- как промежуточный результат, характеризующий состояние готовности специалиста к реализации профессиональной деятельности.

Проведённый нами анализ работ [1,2,4] позволил уточнить базовые понятия исследования, определить их сущность и структуру.

Профессиональная компетентность учителя информатики представляет собой интегративное качество личности учителя, выражающееся в совокупности

интериоризированных ключевых компетенций специалиста, формируемых в процессе его профессиональной подготовки.

Процесс формирования профессиональной компетенции будущего учителя

информатики в условиях вуза происходит посредством развития имеющихся ключевых компетенций как наиболее универсальных и генерализованных надпредметных компетенций, соответствующих широкому спектру деятельности специалиста [6].

Анализ специальной литературы [3,4,6] и опрос респондентов позволяет утверждать, что квалификацию будущего учителя информатики определяют три ключевые компетенции: информационная, проявляющаяся прежде всего в деятельности, связанной со структурированием значимой в контексте профессионально-педагогической деятельности информации; коммуникативная, актуализирующаяся в задачах организации продуктивного педагогического взаимодействия, а также проективная, интегрирующая общие требования к развитию готовности осуществлять проектирование педагогического процесса и конструирование его содержания на основе средств информатики.

Одним из перспективных направлений развития профессиональной компетентности будущего учителя информатики является проектирование профессионально-ориентированных дидактических информационных сред.

Информационно-дидактическая среда педагогического вуза является частью информационно-образовательного пространства вуза, представляет собой целостную систему организации и самоорганизации учебной деятельности субъектов образовательного процесса и реализует процесс профессиональной подготовки будущих учителей посредством информационно-обучающих ресурсов, обеспечивающих выполнение стандарта и получение качественного образования [5].

Информационными ресурсами дидактической среды являются базы данных и знаний, информационно-поисковые и информационно-справочные системы, автоматизированные библиотечные системы, электронные журналы, экспертные системы, автоматизированные курсы, обучающие системы, автоматизированные лабораторные практикумы, компьютерные тренажеры, автоматизированные системы управления учебной и научной деятельностью подразделений вуза, а также специализированные инструментальные средства для разработки перечисленных видов информационных ресурсов.

Структурными составляющими информационно-дидактической среды педагогического вуза являются:

- материально-техническая, представляющая собой совокупность предметных и материальных условий организации учебного процесса, электронно-коммуникативных средств обучения;

- предметно-методическая, включающая систему образовательных стандартов, образовательных программ, компьютерных программ, учебную, методическую литературу;

- субъектно-управленческая, определяющая характер включенности субъектов образовательного процесса (преподавателей и студентов) во взаимодействие по организации образовательной деятельности при использовании компьютера.

Информационно-дидактическая среда педагогического вуза выполняет следующие функции:

- мотивационная функция: преподаватель формирует установку на учебнопознавательную деятельность, ориентированную на развитие профессиональной компетентности, оказывает помощь в выявлении своих потребностей и мотивационных оснований, своевременную поддержку, дает необходимые рекомендации;

- функция проектирования и конструирования учебного процесса: включает в себя предвидение результатов собственных действий, определение их последовательности в процессе обучения, формирование стратегии и тактики образовательной деятельности;

- консультационно-поддерживающая функция: консультирование обучающихся по вопросам развития и саморазвития профессиональной компетентности, оказание им помощи и индивидуальной поддержки в реализации учебной программы;

- информационно-обучающая функция: преподаватель обеспечивает студентов необходимой для формирования компонентов профессиональной компетентности информацией, способствует восприятию и осмысливанию теоретического и информационного содержания образовательной программы.

- оптимизации, позволяющую уменьшить затраты времени на сбор и обработку информации в процессе обучения;

- управления информационно-педагогическим взаимодействием субъектов образовательного процесса.

Выделенные функции дидактической информационной среды соотносятся с дидактическими функциями средств обучения [7], на основании чего можно сделать вывод о том, что информационно-дидактическая среда педвуза может являться эффективным средством формирования профессиональной компетентности будущих специалистов.

В контексте исследования проектирование процесса развития профессиональной компетентности будущих учителей информатики в информационно-дидактической среде педвуза представлено как особый вид профессиональной деятельности коллектива педагогов. Продуктом проектирования в данном случае является технологическое обеспечение этого процесса, включающее модель и педагогическую технологию.

Разработанная модель развития профессиональной компетентности будущего учителя информатики имеет блочную структуру, отражает функциональные и содержательные характеристики педагогического процесса, обозначает траектории развития компетентности, опирается на концепцию сотрудничества в обучении. В модели развитие профессиональной компетентности будущего учителя информатики осуществляется за счёт интеграции теоретического, методического и практического разделов профессиональной подготовки и ресурсов информационно-дидактической среды педвуза. Процесс изучения дисциплин теоретической подготовки «Программное обеспечение ЭВМ», «Программирование», «Компьютерное моделирование», «Информационные и коммуникационные технологии в образовании», «Компьютерные сети, Интернет и мультимедиа технологии», «Теория и методика обучения информатике» сопровождался соответствующим материалом и заданиями, размещенными в информационно-дидактической среде. В методической подготовке студентов использовались возможности информационно-дидактической среды для выполнения творческих проектов, практических, лабораторных работ по разделам информатики, подготовки к педагогической практике с использованием ресурсов информационнодидактической среды педвуза. В практической подготовке студентов ресурсы информационно-дидактической среды использовались для приобретения творческого опыта в курсовом, дипломном проектировании и на педагогических практиках.

Педагогическая технология формирования профессиональной компетентности будущих учителей информатики, построенная на модульном принципе, позволяет осуществлять трансформацию учебной деятельности студентов в квазипрофессиональную деятельность на основе реализации основных положений компетентностного подхода к постановке целей, организации процесса профессиональной подготовки специалиста и оценке его результатов. Она является педагогическим инструментарием, позволяющим последовательно реализовать дидактические цели, трансформирующиеся в целевую программу действий студентов; структурированное на учебные элементы содержание дидактического материала, методические предписания по освоению дидактического материала; способы контроля и самоконтроля учебной деятельности и вариантов освоения дидактического материала. Особенностью разработанной технологии является её практико-ориентированный характер. Обучение в ней строится не только на передаче информации, а существенно дополняется обучением профессиональной деятельности. В ней основной акцент перенесён на организацию различных видов профессиональной деятельности обучаемых. Об эффективности разработанной технологии можно судить по результатам педагогической диагностики.

Для осуществления диагностики развития профессиональной компетентности будущих учителей информатики разработан критериально-оценочный аппарат, позволяющий оценивать уровень сформированности профессиональной компетентности на всех курсах подготовки студентов в вузе. Выделены общие критерии оценки сформированности компетенций студента: мотивационный, когнитивный,

деятельностный, ценностно-смысловой и эмоционально-волевой.

Экспериментальная работа выполнялась на базе Армавирского государственного педагогического университета в 2006-2009 гг. В ней приняли участие 226 студентов 1-5 курсов отделения информатики математического факультета, а также 15 преподавателей кафедры информатики и методики преподавания информатики.

В ходе констатирующего эксперимента было проведено анкетирование и опрос преподавателей информатики вузов, учителей информатики школ и студентов педвузов с целью выявления образовательных потребностей, эффективности использования ресурсов информационно-дидактической среды педвуза, уровня развития профессиональной компетентности будущих учителей информатики.

Сравнительный анализ уровней развития профессиональной компетентности студентов контрольных и экспериментальных групп позволил доказать, что технологическое обеспечение этого процесса способствует развитию ключевых компетенций будущего учителя информатики. Статистические расчеты с использованием критерия Колмогорова-Смирнова подтвердили, что условия процесса развития профессиональной компетентности в экспериментальных и контрольных группах различны. Кроме того, итоговые результаты в экспериментальных группах превосходят результаты в группах контрольных.

В ходе исследования определено, что эффективность процесса развития профессиональной компетентности будущих учителей информатики обеспечивается следующим комплексом организационных и педагогических условий:

- информатизация образовательного пространства педагогического вуза посредством конструирования специальной информационно-дидактической среды;

- технологическое обеспечение процесса развития профессиональной компетентности будущих учителей информатики, включающее модель этого процесса, модульную педагогическую технологию и способы проектирования информационнодидактической среды педагогического вуза и развития профессиональной компетентности;

- педагогический мониторинг развития профессиональной компетентности студентов и готовности преподавателей к педагогической поддержке этого процесса;

- создание возможностей для профессионально-творческой самореализации преподавателей и студентов педагогического вуза в условиях информационнодидактической среды.

Материалы статьи не исчерпывают всё многообразие вопросов, связанных с развитием профессиональной компетентности будущих учителей информатики. Они позволяют продолжить более детальное рассмотрение теоретических и прикладных аспектов проблемы, раскрыть потенциальные возможности информационнодидактической среды вуза, определить стратегию и тактику дальнейшего развития системы подготовки будущих учителей информатики.

Примечания:

1. Бондаревская Е.В., Кульневич С.В. Парадигмальный подход к разработке содержания ключевых педагогических компетенций // Педагогика. 2004. № 10. С. 23-31.

2. Введенский В.Н. Моделирование профессиональной компетентности педагога // Педагогика. 2003. № 10. С. 51-55.

3. Зимняя И.А. Ключевые компетенции - новая парадигма результата образования // Высшее образование сегодня. 2003. № 5. С. 34-42.

4. Злотникова И.Я. Формирование информационной компетенции будущего учителя-предметника в педагогическом вузе // Педагогическая информатика. 2004. № 1. С. 40 -45.

5. Петьков А.В. Компьютерное моделирование самостоятельной деятельности студентов в информационно-дидактической среде. М., 2006. Деп. 09.11.06, № 78-06. 11 с.

6. Лебедева М.Б., Шилова О.Н. Что такое ИКТ-компетентность студентов педагогического университета и как ее формировать // Информатика и образование. 2004. № 3. С. 95-100.

7. Хуторской А.В. Современная дидактика. СПб., 2001. 544 с.

References:

1. Bondarevskaya E.V., Kulnevich S.V. The paradigmal approach to development of the contents of key pedagogical competences // Pedagogy. 2004. N. 10. P. 23-31.

2. Vvedensky V.N. Modelling of professional competence of the teacher // Pedagogy. 2003. N. 10. P. 5155.

3. Zimnyaya I.A. Key competences as a new paradigm of the result of education // Higher Education Today. 2003. N.5. P. 34-42.

4. Zlotnikova I.Ya. Formation of the information competence of the future teacher in pedagogical higher school // Pedagogical Computer Science. 2004. N. 1. P. 40-45.

5. Petkov A.V. Computer modelling of independent activity of students in the information-didactic conditions: the deposited manuscript. M. 2006, ITIP RAO, 09.11. N 78 - 06. 11 p.

6. Lebedeva M.B., Shilova O.N. What is IKT-competence of students of pedagogical university and the way to form it // Computer science and education. 2004. N. 3. P. 95-100.

7. Khutorskoy A.V. Contemporary didactics. SPb., 2001. 544 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.