Научная статья на тему 'Профессионально-педагогическая компетентность будущих учителей информатики в начальной школе'

Профессионально-педагогическая компетентность будущих учителей информатики в начальной школе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
405
93
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФОРМАТИКА / ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ / НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА / ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / БУДУЩИЙ УЧИТЕЛЬ / COMPUTER SCIENCE / PEDAGOGICAL DESIGN / PRIMARY SCHOOL / PROFESSIONAL SKILLS / FUTURE TEACHER

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Дмитриева Ольга Александровна

В статье приведен анализ понятия «профессионально-педагогическая компетентность будущих учителей информатики в начальной школе», представлены основные составляющие и характеристики данного понятия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Future Computer Science Teachers' Professional Skills at a Primary School

The article gives the analysis of such notion as future Computer Science teachers' professional skills at a primary school. The components and the features of this notion are presented in the article as well.

Текст научной работы на тему «Профессионально-педагогическая компетентность будущих учителей информатики в начальной школе»

УДК 001.8(07):373.5

ББК 74.261.63:74.24(28) 731.0

Дмитриева Ольга Александровна аспирант г. Челябинск Dmitrieva Olga Alexandrovna Post-graduate Chelyabinsk

Профессионально-педагогическая компетентность будущих учителей информатики в начальной школе Future Computer Science Teachers’ Professional Skills at a Primary School

В статье приведен анализ понятия «профессионально-педагогическая компетентность будущих учителей информатики в начальной школе», представлены основные составляющие и характеристики данного понятия.

The article gives the analysis of such notion as “future Computer Science teachers’ professional skills at a primary school”. The components and the features of this notion are presented in the article as well.

Ключевые слова: информатика, педагогическое проектирование, на-

чальная школа, профессионально-педагогическая компетентность, будущий учитель.

Key words: computer science, pedagogical design, primary school, professional skills, future teacher.

Одной из ключевых проблем современного общества является воспитание

грамотных педагогов. В большинстве школ в настоящее время занятия по информатике в начальных классах ведут в основном учителя информатики, которые владеют на достаточно выскоком уровне своим предметом, но не имеют специальной подготовки для работы с детьми младшего школьного возраста, не владеют методикой работы с ними. Как правило, эти педагоги не учитывают психические особенности учащихся начальной школы, поэтому возникает много проблем и в организации занятий, и в усвоении детьми материала. Хотя по своей сути предмет должен выполнять интегрирующую функцию, учителям информатики трудно найти связи нового предмета с базовым курсом начальной школы и различными методиками обучения.

Чтобы подготовить учителя начальной школы, не имеющего специализации по информатике, к преподаванию информатики, необходимо сформировать у него умение проектировать содержание образования и дидактические материалы для своего предмета с учетом психолого-физиологических особенностей

детей младшего школьного возраста, как один из важнейших факторов профессионально-педагогической компетентности будущего учителя информатики в начальной школе.

Следует отметить, что в настоящее время отсутствует однозначное определение понятия профессиональной, педагогической или профессиональнопедагогической компетентности педагога. Анализ научной литературы показывает, что ученые, изучающие проблему компетентности учителя, в своих исследованиях используют несколько терминов: «профессиональная компетентность» (Т.М. Сорокина, Э.Ф. Зеер), «педагогическая компетентность» (Л.М. Митина), «профессионально-педагогическая компетентность» (М.И. Лукьянова, И.А. Колесникова). Мы придерживаемся термина «профессиональнопедагогическая компетентность», считая остальные термины его синонимами.

Профессионально-педагогическая компетентность будущего учителя информатики в начальной школе - интегральная профессионально-личностная характеристика, определяющая готовность и способность преподавать информатику в начальной школе в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта.

Рассмотрим структуру профессионально-педагогической компетентности будущего учителя информатики в начальной школе.

В коллективной монографии «Компетентностный подход в педагогическом образовании» [2] представлены три уровня профессиональной компетентности учителя: ключевой, базовый, специальный.

Для будущего учителя информатики в начальной школе ключевые компетентности связаны с успехом личности в меняющемся мире и проявляются, прежде всего, в способности решать профессиональные задачи на основе использования информации, коммуникации, в том числе на иностранном языке, социально-правовых основ поведения личности в гражданском обществе. Таким образом, ключевые компетентности определяются, как всеобщие способности, установки и стратегии, которые полезны при решении проблем и овладении новыми компетентностями в возможно большем числе содержательных областей.

Базовые компетентности будущего учителя информатики в начальной школе отражают специфику его профессиональной педагогической деятельности, а именно знания по методике начального образования и воспитания.

Специальные компетентности будущего учителя информатики отражают специфику конкретной предметной сферы профессиональной деятельности -информатики. Специальные компетентности будущего учителя информатики можно рассматривать как реализацию ключевых и базовых компетентностей в области информатики в начальной школы, конкретной области профессиональной деятельности.

Ключевые, базовые и специальные компетентности, взаимодействуя друг с другом, проявляются в процессе решения жизненно важных профессиональных задач разного уровня сложности в разных контекстах.

Таким образом, все три вида компетентности взаимосвязаны и должны развиваться одновременно, что, в конечном итоге, обеспечит становление профессиональной компетентности специалиста как определенной целостности, некоторой интегративной личностной характеристики.

В качестве основных элементов профессионально-педагогической педагогической компетентности учителя Н.В.Кузьмина [3] выделяет следующие:

1. Специальная компетентность в области преподаваемой дисциплины.

2. Методическая компетентность в области способов формирования знаний, умений и навыков у учащихся.

3. Психолого-педагогическая компетентность в сфере обучения.

4. Дифференциально-психологическая компетентность в области мотивов, способностей, направленности обучаемых.

5. Рефлексия педагогической деятельности или аутопсихологическая компетентность.

Следуя классификации Н.В.Кузьминой [3], в составе профессиональнопедагогической компетентности будущего учителя информатики в начальной школе можно выделить такие уровни:

1. Специальная компетентность в области информатики в начальной школе, которая включает глубокие знания, квалификацию и опыт деятельности в области информатики в начальной школе, по которому ведется обучение; знание способов решения технических, творческих задач.

2. Методическая компетентность в области способов формирования знаний, умений и навыков у учащихся включает владение различными методами обучения, знание дидактических методов, приемов и умение применять их в процессе обучения, знание психологических механизмов усвоения знаний и умений в процессе обучения.

3. Психолого-педагогическая компетентность в сфере обучения предполагает владение педагогической диагностикой, умение строить педагогически целесообразные отношения с обучаемыми, осуществлять индивидуальную работу на основе результатов педагогической диагностики; знание возрастной психологии, психологии межличностного и педагогического общения; умение пробуждать и развивать у обучаемых устойчивый интерес к выбранной специальности, к преподаваемому предмету.

4. Дифференциально-психологическая компетентность в области мотивов, способностей, направленности обучаемых включает умение выявлять личностные особенности, установки и направленность обучаемых, определять и учитывать эмоциональное состояние людей; умение грамотно строить взаимоотношения с руководителями, коллегами, учащимися.

5. Рефлексия педагогической деятельности или аутопсихологическая компетентность подразумевает умение осознавать уровень собственной деятельности, своих способностей; знание о способах профессионального самосовершенствования; умение видеть причины недостатков в своей работе, в себе; желание самосовершенствования.

Профессионально-педагогическая компетентность будущего учителя информатики в начальной школе представляет собой синтез базовой компетентности, связанной с реализацией нормативных целей педагогического образования, и специальной компетентности, обеспечивающих выпускнику возмож-

ность творческой самореализации в меняющемся контексте социального развития и профессиональной деятельности [4].

Базовая компетентность будущего учителя информатики в начальной школы отражает специфику его педагогической деятельности: особенности работы с младшими школьниками, различные методики обучения, разнообразные научные школы (системы Д.Б.Эльконина-В.В. Давыдова, система Л.В.Занкова и т.д.).

Специальная компетентность будущего учителя информатики в начальной школе отражает специфику предмета «Информатика в начальной школе»: в ходе изучения информатики младшие школьники целенаправленно осваивают различные приемы и способы работы с информацией.

Профессионально-педагогическая компетентность будущего учителя информатики в начальной школе дает свободную ориентацию в предметной области «информатика». Несомненно, что эта компетентность предполагает владение современными педагогическими технологиями, связанными, по крайней мере, с тремя моментами, очень важными для учителя:

• культурой коммуникации при взаимодействии с людьми;

• умением получать информацию в своей предметной области, преобразуя ее в содержании обучения и используя для самообразования;

• умением передавать свою информацию другим.

Все названные составляющие профессионально-педагогической компетентности будущего учителя информатики в начальной школе тесно переплетаются, образуя сложную структуру, формирующую модель будущего учителя информатики в начальной школе, определяя его личностно-деятельную характеристику, поскольку компетентность может быть оценена только в ходе деятельности и только в рамках конкретной профессии.

При определении понятия «профессионально-педагогическая компетентность» авторы обязательно указывают на вопросы, связанные со способностью эффективно решать практические задачи, педагогические функции в соответствии с потребностями социума, выделяя обобщенное личностное образование,

включающее в себя высокий уровень его теоретико-методологической, психо-лого-педагогической, методической и практической подготовки, средство решения педагогических задач и критерий становления педагога-профессионала.

В составе профессионально-педагогической компетентности будущего учителя информатики в начальной школе В. Д. Шадриков [5] выделяет компетентность в разработке программ педагогической деятельности и принятии педагогических решений и определяет ее как «умение разработать образовательную программу, выбрать учебники и учебные комплекты». «Без умения разрабатывать образовательные программы в современных условиях невозможно творчески организовать образовательный процесс, компетентность в разработке образовательных программ позволяет осуществлять преподавание на различных уровнях обученности и развития обучающихся. Обоснованный выбор учебников и учебных комплектов является составной частью разработки образовательных программ, характер представляемого обоснования позволяет судить о стартовой готовности к началу педагогической деятельности, сделать вывод о готовности педагога учитывать индивидуальные характеристики обучающихся» [4].

Кроме этого, в [5] даются такие показатели оценки компетентности:

1) знание образовательных стандартов и примерных программ;

2) наличие персонально разработанных образовательных программ:

• характеристика этих программ по содержанию, по источникам инфор-

мации;

мы;

по материальной базе, на которой должны реализовываться програм-

• по учету индивидуальных характеристик обучающихся;

3) обоснованность используемых образовательных программ;

4) знание учебников и учебно-методических комплектов, используемых в образовательных учреждениях, рекомендованных органом управления образованием.

Одной из практических задач современного педагога является разработка учебного материала для своего урока с помощью педагогического проектирования.

Умение проектировать свою деятельность должно показывать степень профессионально-педагогической компетентности будущего учителя информатики в начальной школе, это предполагает достижение позитивного результата педагогической деятельности за счет освоения и поиска нового, которое уже, как правило, где-то, кем-то реализуется. Преподаватели, достигшие этого уровня компетентности, более полно отражают свою индивидуальность в педагогической деятельности, для них характерен ориентир на нормы индивидуального прогресса.

Усвоение педагогического знания является основой профессиональной адаптации будущего педагога, составляет базу для его самоопределения и вариативного поведения в ситуациях профессиональной деятельности [1].

Профессионально-педагогическая компетентность учителя информатики в начальной школе представляет собой синтез базовой компетентности, связанной с реализацией нормативных целей педагогического образования, и специальной компетентности, обеспечивающих выпускнику возможность творческой самореализации в меняющемся контексте социального развития и профессиональной деятельности [4].

Библиографический список

1. Борытко, Н. М. Профессионально-педагогическая компетентность педаго-га.//Интернет-журнал "Эйдос". - 2007. - 30 сентября. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.eidos.ru/journal/2007/0930-0.htm

2. Компетентностный подход в педагогическом образовании: Коллективная монография [Текст]/под ред. В.А.Козырева и Н.Ф.Радионовой. - СПб.: Изд-во РГПУ им.А.И.Герцена, 2004. - 392 с.

3. Кузьмина, Н. В. Профессионализм личности учителя и мастера производственного обучения. [Текст]- М., Высшая школа, 1990. - 119 с.

4. Разработка и апробация государственных образовательных стандартов общего образования второго поколения. [Электронный ресурс]. Режим доступа: www.standard.edu.ru

5. Шадриков, В.Д. Базовые компетенции педагогической деятельности//Сибирский учитель. - 2007. - №6. [Электронный ресурс]. Режим доступа:

www.sibuch.ru/article.php?no=553

Bibliography

1. Borytko, N.M. Teacher’s Professional-and-Educational Competence [Electronic Resource] / N.M. Borytko // "Eidos" Internet-Magazine. - 2007. - 30 September. - Access Mode: http://www.eidos.ru/journal/2007/0930-0.htm

2. Competence Approach in Pedagogical Education: Multi-Author Book [Text] / under Edit. of V.A. Kozyrev and N.F. Radionova. - SPb.: Publishing House of RSPU after Herzen, 2004. -392 p.

3. Kuzmina, N.V. Professionalism of a Teacher’s Personality and a Headman of Practical Education [Text] / N.V. Kuzmina. - М.: Higher School, 1990. - 119 p.

4. Shadrikov, V.D. Basic Competences of Pedagogical Activity [Text] / V.D. Shadrikov // Siberian Teacher. - 2007. - №6. [Electronic Resource]. - Access Mode:

www.sibuch.ru/article.php?no=553

5. Working Out and Approbation of State Educational Standards of General Education of the Second Generation [Electronic Resource]. - Access Mode: www.standard.edu.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.