Наработки рефлексивного подхода позволяют увидеть и оценить во многом не до конца использованный потенциал эвристических методов повышения квалификации офицерских кадров, задуматься над оптимальным соотношением в методической работе теории и практики, субъективного и объективного опыта формализованных научно-исследовательских и не лишенных субъективизма эвристических способов работы.
Литература:
1. Алипханова Ф.Н., Тухватуллин Б.Т. Военно-профессиональная подготовка курсантов вузов внутренних войск МВД России.// Международный научно-исследовательский журнал: Сборник по результатам XVII заочной научной конференции Research Journal of International Studies. Екатеринбург. : МНИЖ -2013. - 7(14) Ч4 - С. 97-100.
Literature
1. Aliphanova F.N., Tuhvatullin B.T. Military training of cadets of high schools of internal troops of Russia .// International Research Journal: A Collection XVII on the results of the scientific conference Research Journal of International Studies. Ekaterinburg. : MNIZH - 2013 - 7 (14) CH4 - P. 97-100.
ФОРМИРОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННОЙ
КОМПЕТЕНТНОСТИ БУДУЩЕГО УЧИТЕЛЯ ИНФОРМАТИКИ
Бакмаев А. Ш., к. п. н., доцент, Исаева Г.Г., к.п.н., старший преподаватель ФГБУ ВПО «Дагестанский государственный педагогический
университет»
Аннотация. В статье приведены особенности формирования информационно-коммуникационной компетентности будущих учителей информатики в связи с реформированием системы образования. Рассматривается терминологический аппарат проблемы с анализом существующих распространенных определений, выделением свойств информационной, коммуникационной и информационно-коммуникационной компетенций и формулировкой основных понятий исследования. Определена сущность информационно-коммуникационной компетентности в профессиональной подготовке будущих учителей информатики.
Ключевые слова: Обучение; компетентность; профессиональная подготовка; информатика; компетенция; учитель; специалист; информационные технологии; коммуникационные технологии; профессиональное образование.
FORMATION OF INFORMATION-COMMUNICATION COMPETENCE FUTURE TEACHERS OF COMPUTER
Bikmaev A. S., Ph. D., associate Professor, Isayev G. G., candidate of pedagogic Sciences, senior teacher Fsbi HPE "Dagestan state pedagogical University"
Abstract. The article discusses the features of the formation of information and communication competence of future teachers of computer science in the context of reforming the education system. Disclosed topical issues of implementation and development of the competence approach in the training of future teachers of computer science. As a key element of the solution to this problem is considered the need for consistent formation of information and communication competence offuture teachers of computer science. We consider the terminological system problems with the analysis of existing definitions, the selected property information, communication and information and communication competencies and the formulation of the basic concepts of the study. It determines the significance of the information and communication competence in the professional training offuture teachers of computer science.
Keywords: Education; competence; professional training; computer science; competence; teacher; specialist; information technology; communication technology; professional education.
Одной из актуальных проблем не только для России, но и для всего мирового сообщества является повышение качества образования. Решение данной проблемы связано с совершенствованием содержания образования, оптимизацией технологий и способов организации образовательного процесса и, несомненно, переосмыслением цели и результата образования.
По мнению О.Е. Лебедева, понятийный аппарат, который характеризует основу компетентностного подхода в образовании, ещё не определен. Но все же можно выявить некоторые существенные признаки данного подхода.
Компетентностный подход представляет собой совокупность(комплекс) общих принципов определения целей образования, отбора содержания образования, построения образовательного процесса и оценки результатов образования. К таким принципам можно отнести следующие положения:
• смысл образования заключается в развитии и улучшении у обучаемых способности самостоятельно решать проблемы в различных видах и сферах деятельности на основе использования социального опыта, частью которого является и собственный опыт обучающихся;
• содержание образования представляет собой дидактически адаптированный социальный опыт решения познавательных, нравственных, мировоззренческих, политических и иных проблем;
• основа построения образовательного процесса заключается в создании таких условий, при которых у обучаемых формируется опыт самостоятельного решения познавательных, организационных, коммуникативных, нравственных и иных проблем, которые составляют содержание образования;
• оценка результатов образования основывается на анализе уровней образованности, которые достигнуты обучающимися на определённом этапе обучения.
Компетенция переводится с латинского языка - competentia и означает совокупность вопросов, в которых человек обладает опытом, познаниями, хорошо осведомлен. Человек, который компетентен в определенной области, сфере деятельности, обладает соответствующими, определенными способностями и знаниями, навыками, которые позволяют ему обоснованно судить в данной сфере деятельности и эффективно в ней действовать.
Чтобы разделить индивидуальное и общее необходимо отличать синонимически часто используемые понятия «компетенция» и «компетентность».
Понятие «компетенция» включает в себя комплекс взаимосвязанных качеств личности (знаний, умений, навыков, способов деятельности), которые задаются относительно к определенной совокупности процессов и предметов, и необходимых для продуктивной качественной деятельности по отношению к ним.
Компетентность - это владение, обладание человеком соответствующей определенной компетенцией, которая включает его личностное отношение к ней и предмету деятельности.
Если рассматривать с точки зрения требований к уровню подготовленности обучаемых, образовательные компетенции представляют собой интегральные характеристики качества подготовки учащихся, которые связаны с их способностью осмысленного целевого применения комплекса знаний, умений и способов деятельности в отношении определенного междисциплинарного круга вопросов.
Основу компетентностного подхода в профессиональной подготовке будущего учителя информатики составляет информационно-коммуникационная компетентность (ИКК). Бурное развитие сетевых и информационных технологий привело к тому, что преобладающими действиями с информацией, в качестве основного ресурса, становятся не ее продуцирование, а ее тиражирование и распространение, то есть коммуникации. Коммуникация при этом понимается в самом широком смысле - не только в плане межличностного непосредственного общения, но также и в плане взаимодействия человека с окружающей его информационной средой. Если раньше использовались практически отдельные автономные понятия «информационные технологии» и «коммуникационные технологии», то в настоящее время целесообразнее говорить об их интегративном единстве, и обозначении этого понятия единым термином «Информационные и коммуникационные технологии».
Что же, в сущности, понимается под термином информационно-коммуникационная компетентность, и непосредственно, влияющие на её формирование и развитие факторы?
Информационная компетенция. С помощью реальных объектов (телевизор, телефон, радио, компьютер, факс, модем, принтер) и сетевых информационных технологий (аудио - видеозапись, электронная почта, Интернет, СМИ), у обучающихся формируются умения самостоятельно искать, анализировать и отбирать необходимую информацию, преобразовывать, организовывать, сохранять и передавать ее. Перечисленные компетенции обеспечивают навыки деятельности обучающегося по отношению к информации, которая содержится в учебных предметах и образовательных областях, а также в окружающем мире.
Коммуникативная компетенция. Включает знание необходимых языков, способов взаимодействия с окружающими и удаленными людьми и событиями, владение различными социальными ролями в коллективе, навыки работы в группе. Обучающемуся необходимо уметь представить себя, написать анкету, письмо, заявление, задавать вопросы, вести и поддерживать дискуссию и т.д. В учебном процессе, для освоения данных компетенций, необходимо фиксировать достаточное количество реальных объектов коммуникации и способов работы с
ними для обучаемого каждой ступени обучения в рамках каждой образовательной области или изучаемого предмета.
Таким образом, можно предположить, что информационно-коммуникационная компетентность (ИКК) - это способность применять информационные и коммуникационные технологии для доступа к информации, ее оценки, определения, обработки, организации, а также для ее создания. Данная компетентность объединяет в себе способность информационной деятельности, которая включает в себя анализ, преобразование, обработку, хранение, передачу информации, наряду со способностью использовать коммуникационные технологии, которые включают в себя современные способы взаимодействия с окружающими и удаленными людьми и событиями. На сегодняшний день эффективное, качественное использование широчайшего спектра возможностей, которые реализуются на базе средств информационно-коммуникационных технологий (ИКТ), обосновывается с формированием и развитием информационно-коммуникационной компетентности.
Проанализировав сказанное выше, можно сделать вывод, что в результате формирования информационно - коммуникационной компетентности обучаемый будет: знать:
• новейшие тенденции развития и совершенствования системы образования в России и основные пути и направления образования;
• особенности и сущность формирования информационной компетентности педагога профессионального обучения;
• психолого-педагогические аспекты применения информационных технологий в образовательном процессе, а также анализировать их функции и роль;
• основы информационной культуры, как компонент профессиональной культуры будущего специалиста;
• основные требования к личности выпускника, также к уровню его профессиональной подготовки.
уметь:
• применять эффективные, качественные способы получения и усвоения знаний;
• применять в профессиональной деятельности информационные технологии;
• самостоятельно искать, отбирать и анализировать необходимую информацию, преобразовывать, организовывать, передавать и сохранять ее;
• использовать различные виды обучающих программ (демонстративные, контролирующие, обучающие, моделирующие операции, явления и процессы);
• использовать и создавать электронные учебные комплексы, пособия;
• использовать интернет технологии в своей дальнейшей профессиональной деятельности.
владеть:
• технологиями и методиками работы с различного рода коммуникационными, информационными, сетевыми и интернет технологиями и ресурсами.
Важной задачей системы высшего образования в настоящее время является развитие ИКК будущих учителей. ИКК будущих учителей нами понимается не просто как комплекс знаний, умений и навыков обучающихся, которые
формируются в процессе обучения информатике и современным информационным и коммуникационным технологиям, но также и способность ориентироваться в сегодняшнем современном информационном потоке, готовность выпускников к отбору адекватных информационных педагогических средств, к выполнению будущей педагогической деятельности с помощью информационных технологий.
Таким образом, исходя из вышеизложенного, можно предположить, что возможности, которые открываются при наличии ИКК, способны качественно и эффективно повысить уровень продуктивности, как обучающегося, так и преподавателя. Можно с уверенностью констатировать, что без внедрения и применения современных технологий и методов их правильного использования невозможен переход на качественно новый этап развития образования. Так, наличие информационно-коммуникационной компетентности, в сфере образования качественно и продуктивно повышает уровень профессионализма преподавателя. ИКК организует своеобразную связь между современными информационно-коммуникационными технологиями и их целенаправленным качественным использованием, которое направлено на развитие и улучшение личностных качеств обучающихся.
Литература:
1. Бакмаев А.Ш. Электронная обучающая система как средство формирования компетентности будущего учителя информатики //Известия ДГПУ. Психолого-педагогические науки. № 3. - Махачкала, 2010.
2. Бочарова Л. В. Формирование информационно-коммуникативной компетентности будущего учителя: автореф. дис. канд. пед. наук. - Курск, 2006.
3. Гончарова Н. Ю. Сетевое взаимодействие педагогов как средство формирования информационно-коммуникационной компетентности учителя в системе повышения квалификации: автореф. дис. канд. пед. наук. - Новокузнецк, 2010.
4. Зайцева, С.А. Уровневая организация самостоятельной деятельности студентов в процессе формирования у них информационно-коммуникационной компетентности С.А. Зайцева //Начальное образование - 2011. - №4. - С. 36-38.
5.
Literature:
1. Backmaev A.Sh. Electronic training system as means of formation of competence of the future teacher of computer science //News DSPU. Psycho-pedagogical sciences. № 3. - Makhachkala 2010.
2. Bocharov LV Formation of information-communicative competence of the future teacher: Author. Dis. Cand. ped. Sciences. - Kursk 2006.
3. Goncharova NY Networking teachers as means of formation of information and communication competence of the teacher in system of improvement of professional skill: Author. Dis. .Cand. ped. Sciences. - Novokuznetsk, 2010.
4. Zaitseva, SA Level organization of independent activity of students in the process of their information and communication competence [Text] SA Zaitseva //Primary education - 2011. - №4. - S. 36-38.