Образование и педагогические науки
Education and Pedagogical Sciences
УДК 378(07)
АБДУРАЗАКОВ Магомед Мусаевич,
доктор педагогических наук, доцент
ДЗАМЫХОВ Алибек Хусейнович,
кандидат педагогических наук, доцент
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ И ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ СОСТАВЛЯЮЩИЕ ГОТОВНОСТИ УЧИТЕЛЯ ИНФОРМАТИКИ И МАТЕМАТИКИ К ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Изменения в представлениях о целях и приоритетах общего образования, вызванные введением ФГОС, обусловливают необходимость совершенствования структурных и функциональных компонентов педагогической системы и внесения соответствующих корректив в содержание профессиональной деятельности учителя. Структура готовности будущего учителя базируется на структурно и функционально полном описании педагогической системы и включает компоненты (гностический, информационный, коммуникативный, конструктивный, организаторский, проектировочный, технологический и др.) профессиональной деятельности. Использование средств информационных и коммуникационных технологий оказывает большое влияние на характер и успешность реализации практически всех компонентов профессиональной деятельности учителя. Этот факт позволяет говорить о том, что содержание профессиональной деятельности учителя зависит от применения методов информатики и средств ИКТ в образовательном процессе. В этом аспекте в статье рассмотрены вопросы развития технологического и психологопедагогического компонентов профессиональной деятельности учителя информатики.
Ключевые слова: модернизация образования; образовательные результаты; компоненты профессиональной деятельности учителя информатики; средства информационных и коммуникационных технологий (ИКТ); информационно-коммуникационная образовательная среда (ИКОС).
DOI: 10.17748/2075-9908.2015.7.3.162-166
ABDURAZAKOV Mahomed Musayevich,
Doctor of Pedagogical Science, Associate Professor
DZAMYHOV Alibek Huseinovich,
Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor
TECHNOLOGICAL AND PSYCHOPEDAGOGICAL COMPONENTS OF PROFESSIONAL ACTIVITY OF THE FUTURE TEACHER OF INFORMATICS AND MATHEMATICS
The introduction and implementation of the Federal State Educational Standard (FGOS) radically changes the perception of the goals and priorities of general education and focuses on achieving new educational outcomes, which leads to the necessity to improve the structural and functional components of the educational system and the appropriate adjustments in the content of components of teachers’ professional activities. The structure of readiness of future teachers is based on structurally and functionally full description of the pedagogical system and includes components of professional activities (gnostic, informational, communicational, constructive, organizational, design, technological etc.). The use of information and communication technologies (IT- technologies) makes a great influence on the nature and success of virtually all components of professional activity of teachers. This fact suggests that the content of the professional activities of teachers depends on the application of techniques of Informatics and IT- technologies in educational process. In this aspect, the article examines the development of technological and psychological- pedagogical components of professional work of teachers of computer science.
Keywords: modernization of education; educational outcomes; components of professional work of the teacher of computer science; the means of information and communication technologies (IT-technologies); information and communication educational environment.
В условиях смены образовательной парадигмы (информатизация образования, реализация ФГОС) кардинально меняются представления о целях и ценностях общего образования и, следовательно, о том, что должны представлять собой современные образовательные результаты на всех ступенях непрерывного образования. Принципиальное значение приобретает разработка и реализация содержания образования, способствующего становлению целостной личности человека. Формирование индивидуальных особенностей, мотивов и ценностных ориентаций каждого обучаемого учитель может обеспечить в условиях комплексного применения средств ИКТ в образовании при наличии вариативных образовательных стандартов, учебных программ и возможности выбора специальностей; при общей ориентированности на синтез новых научных знаний и методологий и т.д. Таким образом, необходимым компонентом практической готовности учителя информатики к профессиональной деятельности становятся алгоритмы инновационной деятельности в условиях новой ИКОС. При этом необходимо подчеркнуть, что новая интеллектуальная среда «обучаемый - ИКОС - преподаватель» позволяет реализовать на практике принцип «образование через всю жизнь», т.е. идею опережающего образования на фоне других факторов развития общества.
Современное содержание профессиональной и методической подготовки учителя информатики недостаточно ориентировано на формирование готовности к профессиональной деятельности в условиях развития новой ИКОС, поскольку в должной мере не учитывает новую роль и назначение учителя информатики [2]. В этой связи процесс формирования умений и навыков внедрения и развития средств ИКТ должен «целенаправленно осуществляться в контек-
- 162 -
ISSN 2075-9908 Историческая и социально-образовательная мысль. Том 7 №3, 2015 Historical and social educational ideas Tom 7 #3, 2015_________________________
сте будущей профессиональной деятельности учителя с учетом перспектив развития содержания компонентов профессиональной и педагогической деятельности» [1, с. 133].
Наша постановка проблемы заключается в исследовании теоретических оснований и методических аспектов профессиональной деятельности учителя информатики в аспекте модернизации образования. Меняющаяся система общего образования формирует новые образовательные потребности учителя, что приводит к закономерным изменениям на всех ступенях системы непрерывного образования. Особую значимость приобретают инновационные средства обучения, которые обновляются в динамическом режиме на базе средств ИКТ. В этом аспекте, говоря об актуализации готовности учителя информатики к профессиональной и педагогической деятельности в новых условиях, мы в нашем исследовании акцентируем внимание на развитии психолого-педагогических и технологических компонентов, так как эти составляющие в значительной мере характеризуют способность современного преподавателя восприятию инноваций (методов, форм, средств обучения).
Средства ИКТ, являясь технико-технологической основой создания новой ИКОС любой предметной области, «предопределяют изменение иерархии целей и структуры образования, содержания обучения, форм и методов обучения» [1, с. 133]. Соответственно, готовность учителя к профессиональной деятельности характеризуется умением эффективно использовать средства ИКТ, так как «новые образовательные результаты не могут быть эффективными и полноценно сформированы в рамках прежней образовательной среды, поэтому одним из путей модернизации образования является создание новой образовательной среды» [12, с. 140].
Опираясь на исследования М.М. Абдуразакова, С.А. Бешенкова, А.А. Кузнецова, М.П. Лапчика, С.Р. Удалова, Е.К. Хеннера и др., ИКТ-компетентность можно определить как интегральное качество личности учителя, его способность решать бытовые, учебные и профессиональные задачи с использованием средств ИКТ. Профессиональную ИКТ-компетентность будущего учителя можно конкретизировать как способность решать профессиональные задачи в новой ИКОС, характеризующуюся умениями:
• осуществлять информационную деятельность по сбору, обработке, передаче, хранению учебной информации, по структурированию образовательных модулей с целью автоматизации процессов методического обеспечения обучения;
• создавать электронные образовательные ресурсы (ЭОР);
• использовать и оценивать возможности ЭОР в распределенных компьютерных и социальных сетях;
• организовывать сетевое взаимодействие между участниками образовательной деятельности в рамках различных организационных форм обучения, форумов, чатов и т.д.;
• проектировать компьютерно-ориентированные тесты для диагностики уровня достижения образовательных результатов обучаемых;
• оказывать технологическую и организационную помощь учителям других предметных областей в плане использования средств ИКТ.
• Проведенные исследования показывают, что готовность учителя информатики к профессиональной деятельности определяется:
• знанием теоретико-методологических основ информатизации образования, которое направлено на понимание основных направлений внедрения и использования ИКТ;
• высоким уровнем сформированности базовых и специальных ИКТ-компетенций и пониманием ими основных концепций функционирования таких средств;
• умением планировать и проектировать ИКОС на базе средств ИКТ, которое направлено на изучение и сравнительный анализ современных психологических и педагогических технологий, использующих средства ИКТ для повышения эффективности учебного процесса [9].
Одним из современных направлений развития профессиональной деятельности учителя информатики является умение использовать уже разработанные авторские методические системы обучения (МСО), которые приводят к повышению эффективности учебного процесса и/или качественно новому результату обучения. Учитель не всегда готов к реализации на практике этих эффективных методик потому, что любая авторская МСО строится на базе системной компоненты, определяемой спецификой предметной области и зависящей от планируемых образовательных результатов. Следовательно, требуется адаптировать авторскую МСО для повышения образовательных результатов в рамках своей индивидуальной педагогической системы. Это означает, что в плане тиражирования эффективных педагогических технологий специального внимания заслуживает технологический компонент профессиональной подготовки учителя.
- 163 -
Образование и педагогические науки
Education and Pedagogical Sciences
Отметим, что различные методические системы подготовки учителя информатики строятся на определенных теоретических основаниях. Поскольку ни одна из моделей не может идеально отражать реальный объект, то для решения той или иной конкретной дидактической задачи необходимо, на наш взгляд, разработать обобщенную модель, позволяющую с разных сторон охватить содержание методической системы подготовки учителя, и с учетом перспектив ее развития спроектировать новую.
Классическая модель А.М. Пышкало в условиях модернизации трансформируется в различные практические модели методической системы подготовки учителя с учетом реализации инновационных приоритетов в образовательной политике России. Создание универсальной модели методической системы, которую можно адаптировать под решение любых педагогических проблем, - задача нереальная. Потому появляются различные авторские системы, которые обеспечивают эффективность образовательных результатов при решении локальной педагогической задачи.
В качестве теоретической основы мы взяли модель информационной культуры учителя информатики [6], на базе которой до сих пор создаются практические модели, позволяющие совершенствовать различные аспекты подготовки будущего учителя информатики к профессиональной деятельности. Исходя из наших задач, в своей работе мы фокусируем внимание на технологическом и психолого-педагогическом компонентах профессиональной деятельности, так как эффективность использования инновационных педагогических технологий (типа авторских МСО) в профессиональной деятельности во многом, на наш взгляд, зависит именно от этих компонентов.
Практика показывает (личный опыт работы, руководство педагогической практикой студентов), что в рамках изучения отдельной дисциплины, например «Педагогические программные средства», могут быть сформированы компетенции на базе знаний и умений, которые были заложены при изучении как цикла дисциплин предметной области, так и цикла психологопедагогических дисциплин. Содержание технологического и психолого-педагогического компонентов методической подготовки в рамках дисциплины «Педагогические программные средства» характеризуется:
пониманием:
• психолого-педагогических аспектов применения средств ИКТ в образовании, при обучении информатике;
• основных психолого-педагогических особенностей восприятия учебной информации учениками;
• особенностей работы со средствами ИКТ, их влияния на здоровье человека;
• дидактических возможностей средств ИКТ при решении педагогических задач;
знанием:
• психолого-педагогических аспектов обучения на базе средств ИКТ в начальной, основной и средней школе;
• содержания и методики использования программно-методического обеспечения школьного курса информатики;
• дидактических и психолого-педагогических принципов проектирования и реализации педагогической деятельности в ИКОС;
• особенностей использования средств ИКТ при информационно-организационной деятельности, диагностике результатов обучения и прогнозирования перспектив внедрения и развитие средств ИКТ в профессиональной деятельности;
• требований безопасности и гигиены в работе с компьютером и компьютерными технологиями;
умением:
• профессионально владеть навыками работы в информационнообразовательной среде для формирования собственного информационного образовательного пространства;
• использовать средства ИКТ для обновления содержания собственного ИКОС и для непрерывного повышения квалификации в условиях самообразования;
• использовать в обучении средства ИКТ, которые включают в себя средства подготовки и редактирования текстов, таблиц, графики, базы данных, интегрированные среды и Web-ресурсы профессионального содержания;
- 164 -
ISSN 2075-9908 Историческая и социально-образовательная мысль. Том 7 №3, 2015 Historical and social educational ideas Tom 7 #3, 2015_________________________
• адаптировать средства ИКТ для организации различных видов учебной деятельности, позволяющие проектировать новое содержание, технологии и конкретные методики обучения, в том числе и для дистанционного обучения;
• реализовывать возможности средств ИКТ для создания и реализации компьютерных педагогических сценариев образовательных программ для непрофессиональных пользователей;
• использовать различные средства ИКТ для решения учебных и педагогических задач с целью реализации различных моделей, методик, технологий и приемов обучения в образовательных учреждениях различных типов;
• использовать современные технологии диагностики и оценивания качества образовательного процесса;
• разрабатывать эффективные контрольно-измерительные и контрольнооценочные материалы на базе средств ИКТ для контроля учебной деятельности.
При этом интегрирующую роль в нашем исследовании играл проект «Электроннотехнологический комплекс» по заданным параграфу, теме или разделу. После разработки проектов студентами проектировались педагогические программные средства: обучающая программа, демонстрационная программа, презентации, компьютерные тесты, электронные образовательные ресурсы, образовательный сайт и др. Все эти компоненты затем внедрялись в одну информационно-образовательную среду, которая позволяла будущему учителю активизировать нужный учебный компонент «Электронно-технологического комплекса». Апробация созданного проекта происходила в школе во время прохождения будущими учителями математики и информатики педагогической практики на 4 и 5 курсах. Студенты, которые показали хорошие образовательные результаты по дисциплине «Педагогические программные средства», имели значительный уровень методической подготовки, что подтверждается высокими показателями по итогам прохождения педагогической практики.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЕ ССЫЛКИ
1. Абдуразаков М.М. Теоретические аспекты подготовки будущего учителя информатики к профессиональной деятельности // Вестник МГУКИ. - №5 (31). - 2009. - С. 127-133.
2. Абдуразаков М.М., Мухидинов М.Г. Развитие компонентов готовности учителя к профессиональной деятельности // Информатика и образование. - 2013. - № 5. - С. 84-88.
3. Демин В.А. Профессиональная компетентность специалиста: понятие и виды // Стандарты и мониторинг в образовании. - 2002. - № 4. - С. 34-42.
4. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года. http://www.ug.ru/02.31/t45.htm
5. Кузнецов А.А. Реализация требований нового ФГОС в практике школьного образования // Информатика и образование. - 2014. - № 5. - С. 3-16.
6. Кузнецов Э.И. Общеобразовательные и профессионально-прикладные аспекты изучения информатики и вычислительной техники в педагогическом институте: дис. ... док. пед. наук. - М., 1990. - 277 с.
7. Лапчик М.П. ИКТ-компетентность педагогических кадров: монография. - Омск: ОмГПУ, 2007. - 144 с.
8. Лебедев О.Е. Компетентностный подход в образовании // Школьные технологии. - 2004. - № 5. - С. 3-12.
9. Методические комментарии к общеобразовательному курсу информатики в контексте Федерального государственного образовательного стандарта. - М.: Изд-во Учреждения академии образования «Институт содержания и методов обучения». - 2014. - С. 29-34.
10. Мухидинов М.Г. Факторы, влияющие на развитие содержания компонентов профессиональной деятельности учителя информатики // Информатика и образование. - 2014. - № 6. - С. 84-87.
11. Мухидинов М.Г., Назарова Д.Х. Модель подготовки к информационно-управленческой деятельности будущего педагога // Информатика и образование. - 2010. - № 8. - С. 79-82.
12. Основы общей теории и методики обучения информатике: учебное пособие под ред. А.А. Кузнецова. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2010. - 207 с. ил. (Педагогическое образование).
REFERENCES
1. Abdurazakov M.M. Theoretical aspects of training of the future teacher to professional work [Teoreticheskie aspekty podgotovki budushhego uchitelya informatiki k professional'noj deyatel'nosti.]. Bulletin MGUKI - Vestnik MGUKI. no5(31). 2009. Pp. 127-133. (in Russ.).
2. Abdurazakov M.M., Muhidinov M.G. The development of the components of preparedness teachers to the profession [Razvitie komponentov gotovnosti uchitelya k professional'noj deyatel'nosti]. Computer science and education -Informatika i obrazovanie. 2013. no5. Pp. 84-88. (in Russ.).
3. Demin V.A. Professional competence of the expert: the concept and types [Professional'naya kompetentnost' spetsialista: ponyatie i vidy]. Standards and monitoring in education - Standarty i monitoring v obrazovanii. 2002. no4. Pp. 34-42. (in Russ.).
- 165 -
Образование и педагогические науки
Education and Pedagogical Sciences
4. The concept of modernization of Russian education for the period until 2010 year [Kontseptsiya modernizatsii rossijskogo obrazovaniya na period do 2010 goda]. Available at: http: //www.ug.ru/02.31/t45.htm. (in Russ.).
5. Kuznetsov A.A. Implementation of the requirements of the new federal state educational standard practice of school education [Realizatsiya trebovanij novogo FGOS v praktike shkol'nogo obrazovaniya]. Computer science and education - Informatika i obrazovanie. 2014. no5. Pp. 3-16. (in Russ.).
6. Kuznetsov E.I. General education and vocational and applied aspects of the study of computer science and computer engineering at the Pedagogical Institute [Obshheobrazovatel'nye i professional'no-prikladnye aspekty izucheniya informatik i vychislitel'noj tekhniki v pedagogicheskom institute]: dis. ... Doc. ped. Sciences. Moskva, 1990. Pp. 277. (in Russ.).
7. Lapchik M.P. IT competence of teaching staff: a monograph [IKT-kompetentnost' pedagogicheskikh kadrov: monografiya]. Omsk: OmSPU- Omsk: OmGPU, 2007. Pp. 144. (in Russ.).
8. Lebedev O.E. Competence approach in education [Kompetentnostnyj podkhod v obrazovanii.]. School technology -Shkol'nye tekhnologii. 2004. no5. Pp. 3-12. (in Russ.).
9. Methodological comments to general education courses of computer science in the context of the federal state educational standards. M.: Publisher Academy of Education Institution «Institute of content and teaching methods» [Metodicheskie kommentarii k obshheobrazovatel'nomu kursu informatiki v kontekste Federal'nogo gosudarstvennogo obrazovatel'nogo standartaj. Moscow: Izdatel'stvo Uchrezhdeniya akademii obrazovaniya «Institut soderzhaniya i metodov obucheniya». 2014. Pp. 29-34. (in Russ.).
10. Muhidinov M.G. Factors affecting the development of components of professional teachering [Faktory, vliyayushhie na razvitie soderzhaniya komponentov professional'noj deyatelnosti uchitelya informatiki]. Computer science and education - Informatika i obrazovanie. 2014. no6. pp. 84-87. (in Russ.).
11. Muhidinov M.G., Nazarova D.H. Model preparation for information and administrative activity of the future teacher [Model' podgotovki k informatsionno-upravlencheskoj deyatel'nosti budushhego pedagoga]. Computer science and education - Informatika i obrazovanie. 2010. no8. pp. 79-82. (in Russ.).
12. The general theory and methods of teaching science: a tutorial ed. A.A. Kuznetsova [Osnovy obshhej teorii i metodiki obucheniya informatike: uchebnoe posobie pod red. А.А. Kuznetsova]. Moskva: BINOM. Knowledge Laboratory -BINOM. Laboratoriya znanij. 2010. pp. 207. (in Russ.).
Информация об авторе Information about the author
Абдуразаков Магомед Мусаевич, доктор педагогических наук, доцент, ведущий научный сотрудник лаборатории дидактики информатики, ФГБНУ «Институт содержания и методов обучения» РАО, г.Москва,
профессор кафедры математики и методики ее преподавания ФГОБУ «Карачаево-Черкесский государственный университет» им. У.Д. Алиева, г.Карачаевск,
Москва, Россия abdu razakov@inbox.ru
Дзамыхов Алибек Хусейнович, кандидат педагогических наук, доцент, заведующий кафедрой математики и методики ее преподавания, ФГОБУ «Карачаево-Черкесский государственный университет» им. У.Д. Алиева, г. Карачаевск, (Карачаево-Черкесская Республика).Россия
Получена: 03.04.2015
Abdurazakov Mahomed Musayevich, Doctor of Pedagogical Science, Associate Professor, Leading researcher of the Laboratory of Didactics of Informatics, Institute of the Contents and Training Methods, Russian Academy of Education, Moscow,
Professor, Chair of Mathematics and Its Teaching Methods, Karachaevo-Circassian State University, Karachaevsk city,
Moscow city, Russia abdurazakov@inbox.ru
Dzamyhov Alibek Huseinovich,
Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor, Head of the Chair for Mathematics and Its Teaching Methods, Karachaevo-Circassian State University,
Karachaevsk city, (Karachaevo-Cherkesskaja Respublika), Russia
Received: 03.04.2015
166 -