Таким образом, приемы взаимодействия, их продолжительность и сочетаемость, имеющие различные варианты воплощения, в совокупности составляют метод обучения, вкупе с другими компонентами характеризующий технологию обучения и т.д.
Активные методы, а также составляющие их приемы и действия существуют не сами по себе, а в результате взаимодействия субъектов (учителя и ученика), вследствие чего рассмотрение их структуры предполагает определение вариантов самопроявления субъекта [4].
Итак, методами, обеспечивающими взаимодействие субъектов в инновационном обучении, выступают методы: Сократа, проектов портфолио, свободного развития учащихся, ситуативные и
Примечания
вероятностные модели, дидактическая эвристика и т.д. Кроме того, существуют инновационные формы, в которых взаимодействие задается вариативно и которые допускают неизвестность результата (деловые игры, ученические исследования, сочинения, эвристическая олимпиада и т.д.).
Итак, субъект, ограниченный умениями исполнителя, не сможет эффективно взаимодействовать в образовательном процессе, связанном с творческим развитием учащихся, в связи с чем необходимы изменения в подготовке педагогических кадров с позиции обеспечения готовности к преодолению отчуждения реальности от теории, решению инновационной задачи, реализации педагогических новшеств и т.д.
1. Гузеев В. В. Инновационное содержание образования. М„ 2003. 2. Ковалева Т. М. Иноваци-онная школа: аксиомы и гипотезы. М.-Воронеж, 2003. 3. Методическое обеспечение профильного обучения. Методические рекомендации / сост. Е. Е. Вяземский, Т. И. Тюляева; науч. рук. Т. В. Болотина. М. : АПК и ПРОЮ, 2004. 50 с. 4. Профильное обучение в условиях модернизации школьного образования. Сборник научных трудов / под ред. Ю. И. Дика, А. В. Хуторского. М„ 2003. 5. Технология работы с учебным содержанием в профильной школе: Учебно-методическое пособие для учителей / под ред. А. П. Тряпицыной. СПб., 2005. 6. Хуторской А. В. Педагогическая инновация: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. М., 2008. 7. Цыркун И. И. Методическая инноватика. Минск, 1996.
Статья поступила в редакцию 12.07.2010 г.
УДК 378
ЭЛЕКТРОННАЯ ОБУЧАЮЩАЯ СИСТЕМА КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ КОМПЕТЕНТНОСТИ БУДУЩЕГО УЧИТЕЛЯ ИНФОРМАТИКИ
®2010 Бакмаев А.Ш.
Дагестанский государственный педагогический университет
В условиях информатизации образования актуальное значение приобретает подготовка современного специалиста, в частности, учителя информатики, готового применять информационные технологии в профессиональной деятельности, вследствие чего значимость приобретает поиск методов, форм и средств формирования компетентности, соответствующего современным требованиям. С этих позиций в качестве эффек-
тивного средства решения проблемы рассматривается электронная обучающая система, способствующая развитию информационно-коммуникационной составляющей компетентности будущего учителя информатики.
Under conditions of the education informatization the modern specialists ', in particular, the computer science teachers ' becomes very meaningful. They must be ready to apply the information technologies in the professional activity. Thereupon the search of methods, forms and means of developing the competence meeting the modern requirements becomes very significant. From these positions the electronic training system promoting the development of the information communication component of the future computer science teachers ' competence is considered to be an effective means of solving the problem.
Ключевые слова: компетентность, компетенция, обучающая электронная система, информационные и коммуникационные технологии.
Keywords: competence, training electronic system, information and communication technologies.
Формирование профессиональной компетентности будущих учителей является в настоящее время одной из наиболее актуальных задач системы профессионального образования понимается не просто как совокупность знаний, умений, навыков, приобретаемых в процессе обучения информатике и современным информационным и коммуникационным технологиям, но и как способность ориентироваться в современном информационном потоке, готовность к отбору адекватных программных педагогических средств, к выполнению педагогической деятельности с использованием информационных технологий [4].
Эффективность применения информационных технологий в образовательном процессе школ предопределяется мотивацией учителя к их использованию в учебном процессе, наличием широкого кругозора, владением программными средствами как общего, так и учебного назначения, готовностью определять место информационных технологий в методической системе преподавания предмета.
Анализ психолого-педагогической и другой литературы указывает на то, что традиционные подходы, реализуемые в преподавании информатики и других курсов в вузе, не способствуют отслеживанию быстроменяющейся действительности в области информационных технологий, связанной с интенсивным развитием вычислительной техники, опера-
ционных систем, программирования, представлением информации и обеспечением доступа к ней, в том числе и в сетях [3].
Следовательно, возникает необходимость практического обучения будущих учителей современным программным средствам и технологиям их разработки, что на сегодняшний день недостаточно отражено в содержании подготовки, вследствие чего сужаются рамки мировоззренческой базы изучаемых профильных курсов, наносится ущерб профессиональной подготовке выпускников. Кроме того, для успешной деятельности в области программирования становится недостаточным знание одного или нескольких языков, так как не формирует целостного представления о разработке программных средств.
Следует отметить, что индивидуализация обучения в современных условиях наиболее эффективно обеспечивается через информационные технологии. Это актуализирует проблему знания будущим преподавателем информатики не только пользовательских программных средств, но и идеологии их проектирования, внесения изменений в разработанные программные средства и т.д.
Анализ традиционной системы обучения показывает, что она не в полной мере обеспечивает подготовку высококвалифицированного педагога, умеющего работать в условиях компьютеризации образования, причиной чему высту-
пает неподготовленность к применению информационных технологий в профессиональной деятельности. Вследствие этого актуальной становится проблема поиска методов, форм и средств подготовки будущих учителей информатики, отвечающих современным требованиям. При этом жесткий учебный план, единые учебные программы, преобладание форм обучения, практически лишающих педагога возможности «дойти» до каждого студента, не способствуют полноценному проявлению творчества в работе [5].
Эффективным средством решения поставленной проблемы выступает электронная обучающая система, способствующая развитию информационно-коммуникационной компетенции путем:
- проведения занятий с применением электронной обучающей системы, позволяющей привлекать внимание студентов к особенностям прорабатываемого содержания, с конкретными примерами и процессами, с ними связанными;
- организации работы с электронной обучающей системой, предоставляющей студенту возможность получать значительную индивидуальную помощь в обучении;
- определения индивидуального маршрута изучения учебного материала (слабый, средний, тяжелый);
- использования возможностей электронной обучающей системы регистрировать и оценивать результаты индивидуальной работы студента, оказывать серьезное влияние на самооценку продвижения в изучаемом материале;
- осуществления обратной связи при помощи гиперссылок, чрезвычайно полезной как для каждого студента, так и для преподавателя, получающего возможность своевременно вносить коррективы в обучающую деятельность;
- применения мультимедийных и интерактивных технологий как основы электронной обучающей системы, значительно повышающей уровень восприятия информации.
Электронная обучающая система представляет собой средство индивидуализации учебной деятельности, которая в зависимости от целей применения обеспечива-
ет различные результаты при задаче максимального развития индивидуальных способностей обучаемого. С этих позиций ресурсы электронной обучающей системы в формировании индивидуального стиля учебной деятельности должны быть ориентированы на включение студентов в систему коллективных взаимодействий, где индивидуальные особенности каждого способствуют успеху работы всех.
При этом важно сочетание коллективных и индивидуальных форм работы, чередование индивидуальной работы с электронной обучающей системой и коллективных обсуждений изучаемой темы, использование современных компьютерных и традиционных технологий обучения.
По нашему мнению, применение электронной обучающей системы в деятельности студентов и преподавателей изменяет ее содержание и структуру. При этом отличительными особенностями подготовки будущего учителя информатики с использованием электронной обучающей системы выступают:
- наличие у будущего учителя информатики компьютерной грамотности и культуры;
- готовность применять информационные и коммуникационные технологии при решении различных профессиональных задач. Такая готовность имеет качественные уровни: начинающего пользователя, когда студент имеет неустойчивый интерес к знанию роли и места информационных и коммуникационных технологий в профессиональной деятельности, ее функциональных возможностей; имеет навыки выполнения отдельных операций, что недостаточно для самостоятельного решения задач; пользователя, когда интерес студента к информационным и коммуникационным технологиям устойчив, но не выходит за рамки, предусмотренные программой: он самостоятельно справляется с типовыми задачами, аналогичными ранее решенным, что в целом рассматривается как репродуктивная деятельность; квалифицированного пользователя, когда интерес студента устойчив; он решает типовые и новые, отличные от решен-
ных, задачи, видит возможности информационных и коммуникационных технологий, вследствие чего деятельность характеризуется как продуктивная.
По мнению В. Я. Ляудиса, автоматизация педагогического труда не приведет к утрате его главной психологической ценности, связанной с непосредственным межличностным общением и взаимодействием между учителем и учеником. Межличностное общение не деформируется, а получает новые возможности для значительного творческого обогащения [2].
Следует отметить, что готовность будущего учителя к применению электронной обучающей системы переходит с одного уровня на другой, если базовая составляющая способствует успешному формированию специальных умений на уровне пользователя и профессионального пользователя. При этом уровень интереса к электронным обучающим системам у пользователя ограничен желанием применять только профессионально-ориентированные технологии, не
требующие дополнительных интеллектуальных усилий, независимо от их результативности, а у профессионального пользователя выработаны убежденность в необходимости информатизации профессиональной деятельности, творческого применении электронных обучающих систем для значительного расширения круга профессиональных задач, решаемых более эффективно, навыки алгоритмического и системного мышления. На базовой платформе формируется готовность специалиста-пользователя, и при создании необходимых условий возможно достижение уровня профессионального пользователя. Несомненно, что и базовая, и специальная подготовки должны быть этапами одного непрерывного пути по формированию специалистов, обладающих системным мышлением, способных адаптироваться к новой информационной среде, свободных в выборе средств информатизации профессиональной деятельности и способных к их творческому применению.
Примечания
1. Буторина Т. С., Ширшов Е. В. Дидактические основы использования информационно-педагогических технологий в подготовке электронного учебника. 2. Аяудис В. Я., Тихомиров О. К. Психология и практика автоматизированного обучения // Теоретические исследования. М., 1993. 3. Наумов В. В. Разработка программных педагогических средств // Информатика и образование. 1999. № 3. С. 36-40. 4. Роберт И. В. Современные информационные технологии в образовании: дидактические проблемы, перспективы использования. М„ 1994. 5. Христочевский С. А. Информатизация школьного образования // Информатика и образование: почему так медленно? 1997. № 3. С. 75-79.
Статья поступила в редакцию 16.06.2010 г.
УДК 378
ФОРМИРОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ БУДУЩЕГО МЕНЕДЖЕРА ОРГАНИЗАЦИИ
®2010 Гаджиев Г.М., Сулейманова Ф.С.*
Дагестанский государственный педагогический университет * Дагестанский государственный институт народного хозяйства
Проведен анализ современных подходов к организации процесса формирования информационного культуры у будущих специалистов, включающего самоактуализацию, са-