Муниципальное образование: инновации и эксперимент. № 1 • 2015
Инновационные и исследовательские проекты, программы, подходы
Федорова Г.А.
Профессиональная подготовка учителей к реализации дистанционных образовательных технологий в современной школе
Аннотация. В соответствии с новыми поправками в Федеральном законе «Об образовании» актуализируется проблема внедрения дистанционных образовательных технологий в школы. В статье определены направления профессиональной подготовки учителей к дистанционному обучению, перечислены основные формы профессиональной подготовки учителей в области дистанционных образовательных технологий на этапе обучения в педагогическом вузе и повышения квалификации. Представлено содержание дисциплины «Технологии дистанционного и смешанного обучения в информационной образовательной среде» по направлению подготовки 050100.68 «Педагогическое образование», магистерская программа «Информатика в образовании», определены возможности развития профессиональной компетентности будущих учителей за счет внедрения смешанных образовательных технологий на основе образовательного портала педагогического вуза.
Ключевые слова:
дистанционное обучение, дистанционные образовательные технологии, смешанные образовательные технологии, профессиональная подготовка учителей, образовательный портал.
Стратегической целью государственной политики является повышение доступности качественного образования, соответствующего требованиям инновационного развития экономики. В число приоритетных направлений модернизации системы образования включена задача широкомасштабного и комплексного внедрения информационных и коммуникационных технологий (ИКТ). Этому способствуют принятые в Федеральном законе «Об образовании» поправки, закрепляющие статус электронного обучения и дистанционных образовательных технологий (ДОТ). В соответствии с внесенными изменениями в образовательных учреждениях различного уровня появляется возможность осуществления образовательной деятельности на основе дистанционных форм [4].
Несмотря на то что долгое время отсутствовало нормативное регулирование, дистанционное обучение (ДО) внедрялось в условиях опытно-экспериментальной деятельности. Сегодня сложились и реализуются следующие направления применения ДОТ в современных школах:
• дистанционное обучение детей с ограниченными возможностями здоровья;
• организация дистанционного контроля учебных достижений учащихся;
• реализация дистанционных образовательных технологий в дополнительном образовании;
• организация профильного обучения с применением ДОТ;
• проведение дистанционных уроков для пропускающих школьные занятия детей по причинам болезни и в период карантина;
• дистанционная поддержка одаренных детей и научно-исследовательской деятельности учащихся;
• организация школьных систем виртуального общения;
• внедрение ДОТ в очное обучение (технологии смешанного обучения) и др.
Возможность реализации дистанционного обучения в образовательном процессе обеспечивается готовностью педагогов применять ДОТ в своей профессиональной деятельности, оценивать потенциал и эффективность дистанционных форм работы с учащимися для решения дидактических задач. Это актуализирует специальную подготовку учителей в области организации и методики ДО, овладения коммуникационными средствами и технологиями работы в информационно-образовательной среде.
Дидактической основой технологий ДО является активная самостоятельная учебная деятельность обучающихся, следовательно, профессиональная компетентность педагога в процессе дистанционного обучения проявляется в умении планировать, организовывать, контролировать продуктивную самостоятельную работу; мотивировать учащихся к различным видам самостоятельной учебной деятельности с использованием средств ИКТ; моделировать предметное содержание в мультимедийной, интерактивной форме; обеспечивать вариативность способов изложения, освоения и закрепления изучаемого учебного материала с учетом индивидуального подхода [2]. Для успешного выполнения данных функций подготовка и переподготовка учителей должны проводиться в двух взаимосвязанных направлениях: дидактические основы дистанционного обучения и ин-
36
Муниципальное образование: инновации и эксперимент. № 1 • 2015
формационно-коммуникационные технологии в дистанционном обучении.
Дидактика дистанционного обучения предполагает знание организационных особенностей образовательного процесса в условиях ДО, способов развития мотивации и познавательного интереса учащихся в ДО; владение образовательными технологиями в условиях ДО; умение организовать самостоятельную учебную работу обучающихся с учебным материалом дистанционного курса; умение обеспечивать поддержку оптимальной обратной связи с обучающимися в ДО и др.
Профессиональная подготовка в области ИКТ должна обеспечить: формирование умений разрабатывать электронный учебно-методический комплекс дистанционного курса; владение программными инструментами для создания интерактивных, мультимедийных электронных образовательных ресурсов (ЭОР) и умений использовать готовые ЭОР; владение средствами компьютерной коммуникации. Современные тенденции развития ДОТ связаны с применением технологий Web 2.0, основанных на совместной деятельности пользователей сети: вики — технология коллективного создания web-ресурсов; блоги — ресурсы для online публикаций и открытого обсуждения докладов, рефератов, статей, авторских материалов; подкастинг — технология, обеспечивающая возможности публикации мультимедийной информации и др.
Современные дидактические и технологические решения ДО ориентированы на применение систем дистанционного обучения (СДО), которые обеспечивают автоматизацию управления образовательным процессом и удаленного общения между всеми его участниками, единую технологическую платформу для размещения образовательного контента и решения основных дидактических задач. Таким образом, обязательным компонентом профессиональной подготовки в области ДО являются знания функционала и владение инструментарием СДО, предусматривающие применение технологий Web.2.0 для организации продуктивного взаимодействия обучающихся [5].
Непрерывная система подготовки учителей к работе в условиях ДО предполагает следующие компоненты:
• на этапе вузовской подготовки — совершенствование профессиональной подготовки будущих учителей за счет разработки и внедрения специальных дисциплин;
• применение ДОТ в профессиональной подготовке будущих учителей и в повышении квалификации практикующих учителей (опосредованное овладение ДОТ);
• курсовая подготовка и переподготовка педагогических кадров в области ДО на этапе повышения квалификации;
• создание и поддержка интегрированной информационной образовательной среды «школа — педвуз», содержащей необходимое дидактическое обеспечение ДО;
• создание творческих методических объединений дистанционных педагогов;
• проведение регулярных конференций, семинаров и круглых столов, посвященных проблемам ДО.
Содержание и организационные формы профессиональной подготовки будущих учителей в Омском государственном педагогическом университете (ОмГПУ) соответствуют современным тенденциям развития информатики и ИКТ и ориентированы на развитие профессиональной деятельности в условиях информатизации образования и применения ДОТ. В Федеральном государственном образовательном стандарте высшего профессионального образования (ФГОС ВПО) третьего поколения по направлению «Педа-
гогическое образование» уделяется внимание важной составляющей профессиональной подготовки — профессиональной компетентности, которая предполагает готовность выпускников применять современные методики и технологии обучения на основе ИКТ, способность организации учебно-воспитательного процесса на основе информационной образовательной среды, способность проектировать и разрабатывать методическое обеспечение образовательного процесса в условиях ДО [3].
Целью дисциплины « Технологии дистанционного и смешанного обучения в информационной образовательной среде» по направлению подготовки 050100.68 «Педагогическое образование», магистерская программа «Информатика в образовании» является развитие способности и готовности будущих магистров педагогического образования использовать в своей профессиональной деятельности современные технологии, основанные на дистанционных и смешанных формах обучения.
В результате изучения дисциплины студенты должны:
• знать современные проблемы электронного образования; дидактические основы реализации системы открытого и ДО, технологий смешанного обучения; типологии и структуру сетевых курсов; модели коммуникации с использованием информационной среды в дистанционном и смешном обучении; этапы проектирования, разработки и апробации электронного учебного курса;
• уметь проводить сравнительный анализ программных сред для разработки и сопровождения дистанционных учебных курсов, электронных учебно-методических комплексов в поддержку смешанного обучения; разрабатывать дистанционный курс в выбранной системе ДО; организовывать интерактивное взаимодействие участников образовательного процесса на базе информационной образовательной среды;
• владеть методикой дистанционного и смешанного обучения.
Основное содержание дисциплины
Тема 1. Методологические основы реализации системы открытого и дистанционного образования, технологий смешанного обучения. Понятие, цель, принципы открытого образования (ОО), дистанционного и смешанного обучения. Особенности и функциональная структура ОО. Цели и задачи ДО (соответствие традиционным формам обучения), организация доставки учебного материала, сертификация знаний. Типовые проблемы ДО. Модели организации ДО в школе. Нормативная база ДО.
Тема 2. Компоненты системы дистанционного и смешанного обучения в контексте требований к созданию учебных курсов. Понятие «сетевой курс», типология сетевых курсов. Структура и содержание сетевого курса. Сопроводительная документация, программа дистанционного курса.
Тема 3. Методика дистанционного и смешанного обучения. Основные методические особенности дистанционного и смешанного обучения: мотивация в дистанционном обучении, развитие познавательного интереса, основные методические приемы организации учебно-познавательной деятельности в ДО и смешанном обучении. Особенности организации контроля и самоконтроля знаний, умений обучаемых. Организация проектной деятельности учащихся средствами ДО. Типология и особенности дистанционных занятий.
Тема 4. Создание информационно-коммуникационной среды дистанционного и смешанного обучения. Понятие
Профессиональная подготовка учителей к реализации дистанционных образовательных технологий в современной школе
37
«информационно-образовательная среда» (ИОС), цели создания и основные направления использования ИОС. Особенности интерфейса и функциональные возможности СДО MOODLE для создания ИОС, система безопасности и защиты информации, режимы работы.
Тема 5. Этапы проектирования, разработки и апробации электронного учебного курса. Определение системы задач, которые будут решаться в условиях информационной среды дистанционного и смешанного обучения. Определение круга участников образовательного процесса, вовлеченных в пользование ресурсами и сервисами информационной среды. Выбор программного обеспечения, наиболее полно отвечающего педагогическим задачам, решаемым в условиях информационной среды, выбор наиболее оптимального решения для создания инфраструктуры информационной среды с учетом формы подготовки и переподготовки специалистов по эксплуатации системы.
Тема 6. Особенности организации контроля и самоконтроля знаний, умений обучаемых в дистанционном и смешанном обучении. Дидактические проблемы организации контроля и самоконтроля учебных достижений обучающихся в дистанционном и смешанном обучении. Программные средства для автоматизированного контроля. Особенности организации контроля в системе ДО.
Тема 7. Интерактивное взаимодействие участников дистанционного курса на базе информационной среды. Основные виды учебного взаимодействия. Поддержка учебного взаимодействия средствами информационных технологий. Модели коммуникации с использованием информационной среды в качестве посредника.
Тема 8. Функциональные обязанности специалистов по проектированию и созданию информационной образовательной среды дистанционного и смешанного обучения. Перечень и характеристика функциональных обязанностей автора сетевого курса, тьютора ДО, сетевого администратора. Профессиональные требования, предъявляемые к тьютору ДО. Профессиональные затруднения в различных видах деятельности тьютора (мотивационной, контрольно-диагностической, рефлексивной, коммуникативной, методической).
Тема 9. Характеристики, роли и обязанности обучающегося в системе ДО. Модель обучающегося в системе ДО. Влияние личностных и профессиональных характеристик, присущих обучаемым, стиля обучения. Особенности восприятия учебной информации в дистанционном курсе. Организация обучения студентов основывается на дея-тельностном и компетентностном подходах. Каждая тема завершается заданиями дискуссионного характера, первоочередная цель которых — самоконтроль уровня освоения теоретического материала. Задания используются для проведения групповых дискуссий на лекционных занятиях. Некоторые темы курса выносятся на самостоятельное изучение и обсуждаются в ходе виртуального семинара, который проводится в режиме online. В процессе освоения содержания курса студенты должны разработать образовательный проект: дистанционный элективный курс (или модуль курса) по информатике и информационным технологиям в СДО MOODLE c включением технологий Web 2.0. на основе современных интерактивных сервисов сети Интернет. Обязательным условием выполнения проекта является его апробация и представление группе студентов, что усиливает практико-ориентированный подход в подготовке магистров педагогического образования.
В настоящее время в рамках учебного процесса в ОмГПУ большую актуальность приобретает использование смешанных технологий обучения. В соответствии с
требованиями ФГОС третьего поколения по направлению «Педагогическое образование» содержание дисциплин предметной и профессиональной подготовки представлено на образовательном портале. При такой организации учебного процесса создаются эффективные условия для развития профессиональной компетентности будущих педагогов в области применения форм и методов дистанционного и смешанного обучения [1].
Электронный учебно-методический комплекс дисциплины « Технологии дистанционного и смешанного обучения в информационной образовательной среде» включает цифровой контент, обеспечивающий образовательный процесс информационными ресурсами, основанными на ДОТ. Учебный материал дисциплины представлен следующими ЭОР: интерактивные обучающие лекции для самостоятельного изучения, содержащие вопросы для самоконтроля с автоматизированной проверкой; wiki-страницы для групповой самостоятельной работы студентов по тематике лекционных и практических занятий; открытые базы данных для создания копилки индивидуальных творческих работ студентов; контролирующие ЭОРы по основным разделам курса; интерактивный глоссарий для организации коллективной работы студентов по изучению понятийного аппарата дисциплины; форум и вебинар для организации учебных дискуссий в процессе изучения дисциплины.
Таким образом, двойное вхождение ДОТ в профессиональную подготовку будущих учителей на уровне содержания и на уровне организации учебного процесса создает эффективные условия для развития соответствующих аспектов профессиональной компетентности.
Литература
1. ЛапчикМ.П. От дистанционных образовательных технологий — к системе инновационного образования. Современное образование в условиях реформирования: Материалы II Всерос. науч.-практ. конф. 14 апреля 2011 г. Под общ. ред. акад. РАО А.И. Таюрского. Красноярск, 2011: 18-22.
2. Скибицкий Э.Г., Фадейкина Н.В. Профессионализм педагога — непременное условие повышения качества дистанционного обучения. Развитие инновационных технологий обучения в научной школе доктора педагогических наук профессора Э.Г. Скибицкого: Межвуз. сб. науч. тр. / Сиб. ин-т финансов и банк. дела. Новосибирск, 2006: 6-12.
3. ФГОС ВПО по направлению подготовки 050100 «Педагогическое образование». URL: http://www.edu.ru/db-mon/ mo/Data/d_09/prm788-1.pdf (дата обращения: 26.03.2012).
4. Федеральный закон от 28 февраля 2012 г. № 11-ФЗ «О внесении изменений в Закон Российской Федерации «Об образовании» в части применения электронного обучения, дистанционных образовательных технологий». URL: http://text.document.kremlin.ru/SESSION/PILOT/main. htm (дата обращения: 28.03.2012).
5. Федорова Г.А. Дистанционные образовательные технологии в профессиональной подготовке педагогических кадров. Материалы Междунар. науч.-практ. конф. «Развитие отечественной системы информатизации образования в здоровьесберегающих условиях», 27-28 октября 2011 г. Москва. Электронный журнал «Информационная среда образования и науки». 2011; URL: http://www.iiorao.ru/iio/ pages/izdat/ison/publication/num_4_2011 (дата обращения: 02.04.2012).
6. Федорова Г.А. Профессиональная подготовка учителей к реализации дистанционных образовательных технологий в современной школе. Современные проблемы науки и образования, 2012; 3. URL: www.science-education.ru/103-6172 (дата обращения: 07.07.2014).