Научная статья на тему 'The practice of applying distance learning in teacher advanced training courses'

The practice of applying distance learning in teacher advanced training courses Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
206
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ / КУРСЫ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ / УЧИТЕЛЬ / СЕТЕВОЙ УЧЕБНЫЙ КУРС / АВТОРСКАЯ ПРОГРАММА / ЭЛЕКТРОННОЕ ОБУЧЕНИЕ / ОСНОВНЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ / ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Везиров Тимур Гаджиевич

В статье рассматривается практика применения дистанционного обучения в курсах повышения квалификации учителей при Дагестанском институте развития образования, в частности учителей информатики. Предлагается авторская программа «Актуальные педагогические технологии обучения информатике и ИКТ в условиях реализации ФГОС», а также авторский сетевой учебный курс «Портальная технология в педагогическом образовании». Выделены следующие основные возможности электронного обучения с использованием дистанционных образовательных технологий для преподавателя и слушателей: методическая поддержка деятельности учителя, возможность профессионального общения с коллегами; возможность работы с виртуальными лабораториями, тренажерами, справочными системами, виртуальными музеями и другими образовательными ресурсами сети интернет; возможность ведения совместных проектов в области реализации образовательных программ и научных исследований. Предлагаются пути совершенствования процесса развития электронного обучения с применением дистанционных образовательных технологий в курсах повышения квалификации учителей Республики Дагестан.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Везиров Тимур Гаджиевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «The practice of applying distance learning in teacher advanced training courses»

УДК 378.091.398:004

Практика применения дистанционного обучения в курсах повышения квалификации учителей

Т. Г. Везиров

The practice of applying distance learning in teacher advanced training courses

T. G. Vezirov

Аннотация. В статье рассматривается практика применения дистанционного обучения в курсах повышения квалификации учителей при Дагестанском институте развития образования, в частности учителей информатики. Предлагается авторская программа «Актуальные педагогические технологии обучения информатике и ИКТ в условиях реализации ФГОС», а также авторский сетевой учебный курс «Портальная технология в педагогическом образовании». Выделены следующие основные возможности электронного обучения с использованием дистанционных образовательных технологий для преподавателя и слушателей: методическая поддержка деятельности учителя, возможность профессионального общения с коллегами; возможность работы с виртуальными лабораториями, тренажерами, справочными системами, виртуальными музеями и другими образовательными ресурсами сети интернет; возможность ведения совместных проектов в области реализации образовательных программ и научных исследований. Предлагаются пути совершенствования процесса развития электронного обучения с применением дистанционных образовательных технологий в курсах повышения квалификации учителей Республики Дагестан.

Abstract. The article deals with the practice of applying distance learning in the courses of advanced training of teachers at Dagestan Institute of Education Development, in particular, computer science teachers. The author's program "Actual pedagogical technologies of teaching computer science and ICT in the context of Federal State Educational Standard implementation ", as well as the author's network training course "Portal tech-

nology in teacher education" are proposed. The following basic opportunities of e-learning with the use of distance educational technologies for the teacher and listeners are highlighted: methodical support of the teacher's activity, the possibility of professional communication with colleagues; the opportunity to work with virtual laboratories, simulators, reference systems, virtual museums and other educational resources of the Internet; the possibility of joint projects in the implementation of educational programs and scientific research. The ways of improving the development of e-learning with the use of distance educational technologies in the courses of advanced training of teachers of the Dagestan Republic are suggested.

Ключевые слова: дистанционное обучение, курсы повышения квалификации, учитель, сетевой учебный курс, авторская программа, электронное обучение, основные возможности, пути совершенствование.

Keywords: distance learning, advanced training courses, teacher, network training course, author's program, e-learning, basic opportunities, improvement ways.

Современные технологии меняют педагогическую деятельность учителя: учебные материалы поступают по электронной почте, используют педагогические возможности сервисов интернет и т. д. Поэтому требуются новые подходы и методы обучения в системе повышения квалификации учителей общеобразовательных школ.

Современные средства информатизации, массовой коммуникации и глобализации образования предоставляют неограниченные технические возможности в размещении, хранении,

ЧИППКРО

обработке и доставке информации на любые расстояния и любого объема и содержания. В этих условиях на первый план при организации системы дистанционного обучения (ДО) выходит педагогическая, содержательная его организация. Имеется в виду не только отбор содержания для усвоения, но и структурная организация учебного материала. Востребованность дистанционного обучения сейчас достаточно высока как среди взрослого населения, так и среди подростков. Эта востребованность будет с годами расти, поскольку все большее количество людей желают получить полноценное образование или углубить свои знания по отдельным предметам, не имея возможности посещать занятия очно или будучи не удовлетворены качеством образования на местном уровне.

Дистанционное обучение является одной из наиболее востребованных и перспективных систем повышения квалификации педагогов. Появление и активное распространение дистанционных форм обучения является адекватным откликом системы образования в целом на происходящие в мире процессы интеграции, движение к информационному обществу. В связи с развитием открытого образовательного пространства и в соответствии с законом «Об образовании в Российской Федерации» в образовательную практику введены новые категории: «сетевая форма реализации образовательных программ», «электронное обучение», «дистанционные образовательные технологии» [1].

В этом законе в статье 16 «Реализация образовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий» под электронным обучением понимается организация образовательной деятельности с применением содержащейся в базах данных и используемой при реализации образовательных программ информации и обеспечивающих ее обработку информационных технологий, технических средств, а также информационно-телекоммуникационных сетей, обеспечивающих передачу по линиям связи указанной информации, взаимодействие обучающихся и педагогических работников [1].

Наиболее распространенными моделями организации электронного обучения, как отмечается в статье М. Э. Эльмурзаевой [2], являются: модель комбинированного обучения, модель

дистанционного обучения и модель открытого обучения.

Мы в своей статье рассматриваем модель дистанционного обучения в системе повышения квалификации учителей, где работают подсистемы обучения: нормативно-правовое, учебно-методическое, программно-техническое, организационно-административное, мониторинга и оценивания качества.

Т. В. Николаева дистанционное обучение определяет как взаимодействие преподавателя и обучающегося между собой на расстоянии, отражающее все присущие учебному процессу компоненты (цели, содержание, методы, организационные формы, средства обучения) и реализуемые специфичными средствами интернет-технологий или другими средствами, предусматривающими интерактивность [3].

Авторы работы В. А. Трайнев, В. Ф. Гуркин и О. В. Трайнев обобщают опыт использования системы дистанционного обучения (СДО) в отечественной и зарубежной практике, а также рассматривают основные методические подходы к созданию и внедрению технологии дистанционного обучения. Они главное внимание акцентируют на создании и использовании СДО с учетом психолого-педагогических факторов и дидактических принципов [4].

Электронное обучение (ЭО) с применением дистанционных образовательных технологий (ДОТ) активно организуется в дополнение к традиционному обучению. Показательные примеры - популярность и активное развитие таких платформ, как Якласс, Foxford, МЭШ, РЭШ и т. д. Создание и развитие ЭО с применением ДОТ в России определено одним из приоритетных направлений государственной политики в области образования.

Сегодня технологии дистанционного обучения в той или иной степени применяются на всех уровнях образовательного процесса - от обучения школьников до повышения квалификации специалистов.

Многие вузы предлагают свои образовательные услуги с использованием дистанционных образовательных технологий, способствуя тем самым расширению возможностей получения образования и лучшему удовлетворению индивидуальных образовательных потребностей обучающихся.

Для преподавателя и обучающегося ЭО с использованием ДОТ открывает множество возможностей:

- методическую поддержку деятельности учителя, возможность профессионального общения с коллегами;

- возможность работы с виртуальными лабораториями, тренажерами, справочными системами, виртуальными музеями и другими образовательными ресурсами сети интернет;

- возможность ведения совместных проектов в области реализации образовательных программ и научных исследований.

Это и методическая поддержка деятельности учителя, и возможность повышения квалификации на дистанционных курсах, и участие в различных олимпиадах, конкурсах, и возможность профессионального общения с коллегами и педагогами.

ДО, как и любой учебный процесс, помимо содержательной части, обязательно включает организационный компонент. Для организации обучения на курсах повышения квалификации в дистанционной форме в первую очередь было разработано «Положение об использовании дистанционных образовательных технологий в Дагестанском институте развития образования (ДИРО)».

Техническое сопровождение реализации дистанционного обучения обеспечивается отделом ^-сопровождения и дистанционного обучения.

Подготовкой приказов на зачисление слушателей на курсовую подготовку и о завершении обучения занимается учебный отдел Дагестанского института развития образования.

Также уточним, что, согласно Положению, Координация и контроль за внедрением ДО возлагаются на учебную часть ДИРО (п. 4.1 Положения).

Обязательным условием осуществления полноценного ДО является возможность использования современных средств телекоммуникации, включающих в себя компьютерные сети, телефонную, телевизионную, спутниковую связь для обмена разнообразной информацией между преподавателем и обучающимся, а также между преподавателями. В настоящее время в ДИРО созданы программно-технические предпосылки для использования дистанционной формы обучения курсовой подготовки

ЧИППКРО

учителей информатики. Более того, наметилось отставание реализации идей ДО от возможностей, предоставляемых техническими средствами.

Для организации ДО выбрана платформа Moodle. По определению в Википедии, Moodle - система управления курсами (электронное обучение), также известная как система управления обучением или виртуальная обучающая среда (англ.). Является аббревиатурой от англ. Modul ar Object-Oriented Dynamic LearningEnvironment (модульная объектно-ориентированная динамическая обучающая среда). Представляет собой свободное (распространяющееся по лицензии GNU GPL) веб-приложение, предоставляющее возможность создавать сайты для онлайн-обучения.

Технические возможности используемого оборудования и программного комплекса позволяют покрыть все наши потребности с нагрузкой от 500 до 3000 слушателей, одновременно зашедших на портал.

Система на сегодня предоставляет доступ к 21 программе повышения квалификации с объемами 72 и 108 часов.

Одной из такой программой является авторская программа «Актуальные педагогические технологии обучения информатике и ИКТ в условиях реализации ФГОС», которая разработана на основе модульной технологии и включает следующие модули.

Модуль 1. Информационные процессы и системы.

1.1. Информация и кодирование.

1.2. Алгоритмизация и программирование.

1.3. Алгебра логики.

1.4. Моделирование и компьютерный эксперимент.

1.5. Социальная информатика.

Модуль 2. Информационные и коммуникационные технологии.

2.1. Основные устройства информационных и коммуникационных технологий.

2.2. Программные средства информационных и коммуникационных технологий.

2.3. Технология обработки текстовой информации.

2.4. Технология обработки графической и звуковой информации.

2.5. Технология обработки информации в электронных таблицах.

о сОД^сгд^

ЧИППКРО

2.6. Технология хранения, поиска и сортировки информации в базах данных.

2.7. Телекоммуникационные технологии.

Сетевое изучение курса ведется при помощи

специально разработанного сетевого учебного курса.

Программы дисциплины и другие учебные материалы организованы по модульному принципу. В конце изучения каждого модуля предусмотрено тестирование.

По результатам прохождения происходит переход к следующему модулю или повторное изучение этого модуля при непрохождении порога результатов.

В учебном пособии [5] предлагается стандартная структура представления материала сетевого учебного курса, включающая учебно-методический материал (учебное пособие, методическое руководство по изучению дисциплины, тесты, практикумы и т. п.). На курсах повышения квалификации учителя информатики знакомятся с разработанным нами сетевым учебным курсом «Портальная технология в педагогическом образовании», который имеет следующую структуру:

1. Инструктивный блок (описание целей, организация учебного процесса, методические рекомендации по самостоятельному изучению курса).

2. Информационный блок (учебная информация, структура учебного пособия).

3. Коммуникативный блок (электронные семинары, консультации, дистанционные практикумы, лабораторные работы).

4. Контрольный блок (тестовый и рейтинговый контроль в авторизованном режиме).

5. Сетевое взаимодействие (вебинар, чат, форум, контакты).

Данный сетевой учебный курс размещен на сайте https://kulibekovan.wixsite.com/1234, на образовательном веб-сайте магистрантов http://magustr-fmf.ru, а также на сайте электронного обучения «СКИФ» Донского государственного технического университета http://moodle.dstu.edu.ru/ course/index.php?categoryid=395.

На 2018 год в планах ДИРО на обучение заложено число 12 000 слушателей, 20% из которых (2400 человек) - в дистанционной форме. Статистика по курсам за истекший период (январь - май 2018 г.) такова (рис. 1):

Рис. 1

Рис. 2

Число слушателей, записавшихся на курсы в форме ДО, по предметам отражено в диаграмме (рис. 2).

Обучение проходит по потокам каждый месяц. Запись на дистанционную форму обучения идет постоянно, без выходных, в любое время суток.

Для слушателей, записавшихся на курсы повышения квалификации в дистанционной форме, созданы вполне комфортные условия для обучения:

1. Для регистрации на выбранный курс им не нужно лично обращаться куда-то в ДИРО. Все этапы от регистрации до последнего итогового контроля - все проходит дистанционно.

2. Регистрация на курсы организована через официальный сайт ДИРО. При регистрации слушатель указывает свои данные в специальной анкете, а также прикрепляет сканы трех документов: паспорта, диплома об образовании по соответствующему направлению и удостоверения о пройденных ранее курсах.

В этом месте хотелось бы обратиться с предложением «поработать над» / «доработать» некоторые пункты Положения. Во-первых, в нем нет никакого упоминания отдела, который

обеспечивает выполнение значительной доли работ.

Второй момент, это пункт, касающийся именно прикрепления документа о пройденных ранее курсах.

В Положении сказано:

«3. 5. К дистанционному обучению допускаются педагоги, имеющие соответствующее высшее базовое образование, работающие по направлению специализации соответствующего диплома и проходившие ранее очные курсы повышения квалификации в ДИРО».

Мы считаем, что не стоит столь строго ограничивать круг слушателей на ДО только «своими» выпускниками.

При регистрации очень важно правильное указание адреса электронной почты. Некоторые ошибаются, к сожалению, а потом ожидают ответа - ответа нет, поскольку адрес неверен. Есть еще один нюанс - учителя указывают при регистрации адрес электронной почты школы. Потом другой учитель из этой же школы при регистрации, указав тот же адрес той же школы, ожидает ответа на тот же адрес - ответа не будет. Система принимает один адрес электронной почты только один раз.

ЧИППКРО

Если регистрация прошла успешно, то заявитель получит на свой адрес электронной почты письмо-подтверждение и полностью продублированную анкету - такое письмо поступает и к нашему специалисту. Проверив все данные и наличие необходимых данных документов, он заносит его в систему дистанционного обучения. Заявитель автоматически получает письмо на свой ящик с данными для доступа в систему, в свой личный кабинет: с логином и паролем. Курс станет доступен в его личном кабинете в сроки потока, на который он записан.

В личном кабинете слушатель может зайти на свой курс, просмотреть и изучить предоставленные материалы, пройти текущей и итоговый контроль в форме тестирования.

У слушателя 5 попыток на каждое тестовое испытание. Для прохождения обучения ему необходимо пройти каждый с результатом не ниже 70% по каждому.

В установленные сроки специалист отдела ДО готовит списки зарегистрировавшихся на очередной поток и пересылает их в учебный отдел для подготовки приказа на зачисление.

По завершении срока обучения потока формируются списки с результатами прохождения текущих и итогового контроля. Списки передаются в учебный отдел для подготовки приказа о завершении обучения. После подписания приказа готовятся удостоверения о прохождении курса повышения квалификации.

Одной из проблем организации ДО является форма представления учебного материала. В данный момент все содержание - это документы с текстовой информацией. Подобное представление материала не сильно мотивирует к его изучению.

Лишь единицы программ (нет, единицы тем в программах) имеют сопровождение в виде презентаций (о качестве этих презентаций пока речь не идет).

Явно не хватает мультимедийного наполнения, содержательных, интересных, информационных видеоматериалов или хотя бы ссылок на внешние источники, где эти мультимедийные материалы есть.

И нельзя не отметить, что в данный момент используется только одна форма контроля -тестирование. Ведется уже работа в использовании дополнительных форм контроля. Но тут

тоже необходимо быть осторожным - задание должно строго отражать содержание предложенного материала и быть направлено на проверку освоения последнего, а не проверку знаний по предмету вообще.

Для развития электронного обучения с применением дистанционных образовательных технологий в курсах повышения квалификации учителей нами предлагается:

1. Для создания и реализации дистанционных учебных курсов создать лабораторию «Электронное обучение».

2. Использовать онлайновые социальные сети в процессе дистанционного обучения. В частности, информационно-образовательной сети 4portfolio.ru.

3. Проработать механизм обучения преподавателей кафедр использованию СДО Moodle.

4. Разработать дополнительные оценочные средства в существующей СДО.

Проведенное исследование позволяет нам изложить следующие выводы.

Анализ литературы и нормативно-правовых документов показал, что дистанционное обучение является одной из наиболее востребованных и перспективных систем повышения квалификации педагогов.

Электронное обучение с применением дистанционных образовательных технологий активно организуется в дополнение к традиционному обучению.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Предложена авторская программа «Актуальные педагогические технологии обучения информатике и ИКТ в условиях реализации ФГОС», состоящая из модулей «Информационные процессы и системы» и «Информационные и коммуникационные технологии», которые изучаются учителями информатики и ИКТ при прохождении курсов повышения квалификации в дистанционной форме обучения.

В курсах повышения квалификации учителя информатики и ИКТ знакомятся с разработанным нами сетевым учебным курсом «Портальная технология в педагогическом образовании» с использованием портала дистанционного обучения «СКИФ».

Описаны условия организации дистанционного обучения в Дагестанском институте развития образования и предлагаются рекомендации по совершенствованию данной формы обучения учителями общеобразовательных школ.

Библиографический список:

1. Об образовании в Российской Федерации: федеральный закон РФ [Электронный ресурс] // КонсультантПлюс. - Режим доступа: http://www.consultant.ru/online (дата обращения: 17.09.2018).

2. Эльмурзаева Э. М. Тенденции развития и перспективы использования электронного обучения в подготовке бакалавров / Э. М. Эльмурзаева // Модернизация системы непрерывного образования : VIII Международная научно-практическая конференция. - Дербент, 2017. - С. 490-494.

3. Николаева Т. В. Преподавание в сети Интернет / Т. В. Николаева. - Кострома : ГОУ ДПО «Костромской областной институт развития образования». - 28 с.

4. Трайнев В. А. Дистанционное обучение и его развитие (Обобщение методологии и практики использования) / В. А. Трайнев, В. Ф. Гуркин, О. В. Трайнев. - М. : Издательско-торговая корпорация «Дашков и Ко», 2006. - 294 с.

5. Преподавание в сети Интернет : учебное пособие / под. ред. проф. В. И. Солдаткина. - М., 2003. - 35 с.

ЧИППКРО

References:

1. About the education in the Russian Federation: Federal Law of the Russian Federation [Ob obra-zovanii v Rossijskoj Federacii: federal'nyj zakon RF] [Web resource], access mode: http://www.consultant.ru/online (accessed date: 09/17/2018).

2. Elmurzaeva E. M. Trends of development and prospects for using e-learning in the preparation of bachelors [Tendencii razvitiya i perspektivy ispol'zovaniya ehlektronnogo obucheniya v podgotov-ke bakalavrov], Modernization of the system of continuous education. VIII International Scientific and Practical Conference, 2017, pp. 490-494.

3. Nikolaeva T. V. Teaching on the Internet [Prepodavanie v seti Internet], Kostroma Regional Institute of Educational Development, 28 p.

4. Traynev V. A., Gurkin V. F., Traynev O. V. Distance learning and its development [Distancionnoe obuchenie i ego razvitie], Publishing and Trading Corporation "Dashkov and Co.", 2006. 294 p.

5. V. I. Soldatkin Teaching on the Internet. Textbook [Prepodavanie v seti Internet. Uchebnoe posobie], 2003. 35 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.