Научная статья на тему 'Проблемно-ориентированный анализ внешней среды дошкольной образовательной организации - первый шаг ее развития'

Проблемно-ориентированный анализ внешней среды дошкольной образовательной организации - первый шаг ее развития Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
731
76
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АНАЛИЗ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / ВАРИАТИВНАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО ЗАКАЗА / ИНВАРИАНТНАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО ЗАКАЗА / КОМПОНЕНТЫ СОЦИАЛЬНОГО ЗАКАЗА / ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ / СОЦИАЛЬНЫЙ ЗАКАЗ / NALYSIS OF EDUCATIONAL ACTIVITY / A VARIABLE COMPONENT OF A GOVERNMENT ORDER / AN INVARIANT COMPONENT OF A SOCIAL ORDER / SOCIAL ORDER COMPONENTS / DEVELOPMENT PROGRAM / SOCIAL ORDER

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Додуева Саихат Жабраиловна

В статье определены и обоснованы место и роль анализа внешней среды дошкольной образовательной организации (далее ДОО) при разработке программы ее развития. Определены его основные задачи, включающие анализ изменений характеристик социального заказа ДОО, анализ изменений в нормативно-правовой базе, анализ изменений в источниках и объемах финансирования ДОО, анализ изменений в составе и качестве услуг, предоставляемых конкурентами. Описана последовательность действий по их решению. Детализирована структура социального заказа и выделены его основные уровни (государственный заказ; заказ со стороны организаций и учреждений; личностный заказ).Определены основные компоненты социального заказа, включающие: требования со стороны государства к ДОО в соответствии с запросами и интересами общества; потребности воспитанников; ожидания родителей; профессиональные потребности педагогов; требования и ожидания общеобразовательных организаций. Предложен инструментарий для анализа, включающий анкетирование, тестирование, беседы с родителями, экспертные оценки педагогов; публичное обсуждения проблем ДОО, анализ отзывов на выпускников ДОО и успешности их обучения в начальной школе. Выделены и проанализированы факторы успешности реализации методики анализа внешней среды ДОО.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Додуева Саихат Жабраиловна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Problem-Oriented Analysis of a Preschool Educational Institution Environment as a First Step of its Development

The article defines the place and role the analysis of the environment of preschool educational organizations (PEO) plays in elaborating its development programs and explains the reasons for it. It specifies its main objectives, analyzing changes in the characteristics of a PEO social order, changes in the regulatory framework and the sources and amount of PEO funding, changes in the composition and quality of competitors’ services. A detailed structure of a social order and its main levels (a government order, an order by organizations and institutions; a private order) are provided. The main components of a social order including the requirements by the state for a PEO in line with society’s needs and interests, students’ needs, parents’ expectations, professional teachers’ needs, educational institutions’ requirements and expectations are defined. Analysis tools including surveys, tests, interviewing parents, teachers’ expert evaluations, public discussion of PEO issues, analysis of comments on PEO leavers and their academic achievements at primary school are described. The factors that make the PEO environment analysis method successful are defined.

Текст научной работы на тему «Проблемно-ориентированный анализ внешней среды дошкольной образовательной организации - первый шаг ее развития»

Е АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ПСИХОЛОГИИ И ПЕДАГОГИКИ

_

С. Ж. Додуева

Проблемно-ориентированный анализ внешней среды дошкольной образовательной организации -первый шаг ее развития

Додуева Саихат Жабраиловна - кандидат филологических наук, старший научный сотрудник Центра исследований инновационной деятельности в образовании ФГБНУ «Институт стратегии развития образования Российской академии образования» (Москва, Россия)

В статье определены и обоснованы место и роль анализа внешней среды дошкольной образовательной организации (далее - ДОО) при разработке программы ее развития. Определены его основные задачи, включающие анализ изменений характеристик социального заказа ДОО, анализ изменений в нормативно-правовой базе, анализ изменений в источниках и объемах финансирования ДОО, анализ изменений в составе и качестве услуг, предоставляемых конкурентами. Описана последовательность действий по их решению. Детализирована структура социального заказа и выделены его основные уровни (государственный заказ; заказ со стороны организаций и учреждений; личностный заказ).Определены основные компоненты социального заказа, включающие: требования со стороны государства к ДОО в соответствии с запросами и интересами общества; потребности воспитанников; ожидания родителей; профессиональные потребности педагогов; требования и ожидания общеобразовательных организаций. Предложен инструментарий для анализа, включающий анкетирование, тестирование, беседы с родителями, экспертные оценки педагогов; публичное обсуждения проблем ДОО, анализ отзывов на выпускников ДОО и успешности их обучения в начальной школе. Выделены и проанализированы факторы успешности реализации методики анализа внешней среды ДОО.

Ключевые слова: анализ образовательной деятельности, вариативная составляющая государственного заказа, инвариантная составляющая государственного заказа, компоненты социального заказа, программа развития, социальный заказ.

Problem-Oriented Analysis of a Preschool Educational Institution Environment as a First Step of its Development Saikhat Zh. Dodueva, PhD in Philology, Senior Research Fellow, Center for Research in Education Innovation, Institute of Education Development Strategy, the Russian Academy of Education (Moscow, Russia) The article defines the place and role the analysis of the environment of preschool educational organizations (PEO) plays in elaborating its development programs and explains the reasons for it. It specifies its main objectives, analyzing changes in the characteristics of a PEO social order, changes in the regulatory framework and the sources and amount of PEO funding, changes in the composition and quality of competitors' services. A detailed structure of a social order and its main levels (a government order, an order by organizations and institutions; a private order) are provided. The main components of a social order including the requirements by the state for a PEO in line with society's needs and interests, students' needs, parents' expectations, professional teachers' needs, educational institutions' requirements and expectations are defined. Analysis tools including surveys, tests, interviewing parents, teachers' expert evaluations, public discussion of PEO issues, analysis of comments on PEO leavers and their academic achievements at primary school are described. The factors that make the PEO environment analysis method successful are defined. Keywords: analysis of educational activity, a variable component of a government order, an invariant component of a social order, social order components, a development program, a social order.

Введение

При развитии ДОО реализуется логическая последовательность этапов постановки и решения проблем образовательной деятельности: проблемно-ориентированный анализ функционирования образовательной системы; проектирование желаемой в будущем образовательной системы (определение целей развития); стратегическое планирование преобразований в образовательной системе; разработка инновационных проектов решения частных проблем; осуществление нововведений; оценка результатов преобразований и институализация изменений в образовательной системе (Лазарев В.С., 2013; 2015), (Новикова Г.П., Афанасьева Т.П., и др. 2013), (Афанасьева Т.П., 2014), (Afanaseva Т, 2015).

Первый шаг на пути к определению целей развития ДОО и планированию их достижения - критический анализ образовательной деятельности и ее условий. Разработчикам программы развития ДОО необходимо определить: что требуется изменить, чтобы она в будущем могла работать лучше, чем в настоящем. Следовательно, развитие дошкольной образовательной организации (далее - ДОО) начинается с анализа функционирования ее образовательной системы ДОО и выявление актуальных направлений и задач ее совершенствования - выявления проблем, решение которых позволит повысить эффективность работы ДОО (Афанасьева Т.П., 2012). Этот этап на пути разработки программы развития ДОО необходим для того, чтобы зафиксировать уровень, достигнутый образовательной системой, и тем самым определить исходную точку для ее дальнейшего развития. Иначе говоря, анализ должен обеспечить выявление проблем, решение которых позволит повысить качество реализации ФГОС, а также эффективность образовательной деятельности педагогического коллектива ДОО, отдельных педагогов и воспитателей (Афанасьева Т.П., 2016).

Анализ функционирования образовательной системы ДОО ориентирован на выявление одной общей проблемы - проблемы повышения качества образования. Однако для решения проблемы ее нужно конкретизировать и структурировать, то есть представлять в виде совокупности связанных между собой частных проблем, решая которые можно получить решение общей проблемы. Задача анализа и состоит в том, чтобы конкретизировать и структурировать общую проблему, обеспечивая тем

самым возможность ее решения по частям (Афанасьева Т.П., 2015).

Проблемы деятельности ДОО возникают вследствие процессов, протекающих в ее внешней среде или же внутри нее. Поэтому необходимыми этапами анализа являются анализ состояния внешней среды ДОО. Как правило, этому важному шагу в аналитической деятельности ДОО не уделяется должного внимания.

Методика анализа внешней среды ДОО

Исследования показывают, что процессы во внешней среде могут:

• порождать изменения требований к результатам работы ДОО (это означает изменение социального заказа);

• создавать возможности для достижения более высоких, чем прежде результатов;

• порождать угрозы снижения эффективности образовательной деятельности.

Следовательно, необходимо регулярно проводить анализ окружения, чтобы своевременно выявлять проблемы, возникающие в связи с происходящими вовне изменениями. И чем интенсивнее и радикальнее эти изменения, тем сложнее своевременно реагировать на них, и тем большее значение приобретает их отслеживание и понимание.

Наиболее существенное влияние на деятельность ДОО могут оказывать изменения:

• в социальном заказе;

• в нормативно-правовой базе;

• в источниках и объемах финансирования;

• в составе и качестве образовательных услуг, предоставляемых конкурентами ДОО.

Поэтому на этапе анализа внешней среды ДОО основными шагами выступают:

• анализ изменений характеристик социального заказа;

• анализ изменений в нормативно-правовой базе;

• анализ изменений в источниках и объемах финансирования;

• анализ изменений в составе и качестве услуг, предоставляемых конкурентами.

При анализе внешней среды ДОО, прежде всего, должны быть осмыслены тенденции изменений требований к выпускникам системы дошкольного образования. Особенно важно это на этапе введения ФГОС ДО, целевые ориентиры которых требуют от абсолютного большинства ДОО критического пересмотра тех

целей образования, которые они перед собой ставили. С другой стороны, анализ нововведений в дошкольном образовании показывает, что имеются педагогические разработки, которые могут быть использованы для совершенствования педагогических систем ДОО (Афанасьева Т.П. и др., 2012).

Но, чтобы принимать обоснованные решения о корректировке целей ДОО, недостаточно только анализа общих тенденций развития дошкольного образования. Не менее важное значение имеет понимание региональной и муниципальной ситуаций и перспектив их изменения, так как ДОО призвана удовлетворять, прежде всего, потребности своего района, города в качественных образовательных услугах.

Общественная потребность в организованном воспитании дошкольников (иначе - социальный заказ) - фактор, который существенно влияет на качественные изменения в его структуре, содержании и способах. Социальный заказ - это: обеспечение государственных гарантий доступности и равных возможностей в получении полноценного дошкольного образования; достижение нового, современного качества образования; формирование механизмов привлечения и использования внебюджетных ресурсов; повышение социального статуса и профессионализма работников образования. Социальный заказ может касаться практически всех аспектов дошкольного образования - от результатов до форм организации. Он неоднороден, как неоднородна структура общества. При этом ожидания различных социальных групп могут касаться различных уровней и аспектов системы дошкольного образования.

В виду многоуровневости общественной потребности следует детализировать структуру социального заказа и выделить следующие его уровни:

• государственный заказ - требования со стороны государства к организациям (учреждениям) в соответствии с запросами и интересами общества, регламентированные в соответствующих документах; совокупность целей, способов и средств формирования и распространения государственной идеологии в социуме;

• заказ со стороны организаций и учреждений - их потребность в определенных видах продукции или услуг данного учреждения;

• личностный заказ - конкретная общественная потребность личности в определенном виде продукции или услуг, актуальная для

общества в целом или для определенной его части.

В общем виде социальный заказ - это общественная потребность, актуальная для общества в целом или для определенной его части. Для ДОО - это отражение интересов тех сторон, чьи потребности удовлетворяются в процессе его образовательной деятельности.

В качестве заинтересованных сторон, участвующих в формировании социального заказа, выступают: непосредственные участники образовательного процесса - воспитанники и педагоги; родители, представляющие интересы семьи; общеобразовательные организации; государство, представляющее интересы общества в целом. Поэтому анализ состояния и прогнозирование тенденций изменения социального заказа, адресуемого ДОО, предполагает проведение опросов потенциальных субъектов социального заказа, в том числе родителей, педагогов, представителей Учредителя (Афанасьева Т.П., Новикова Г.П., 2016).

Основными компонентами социального заказа выступают:

• государственный заказ - требования со стороны государства к ДОО в соответствии с запросами и интересами общества;

• потребности воспитанников;

• ожидания родителей;

• профессиональные потребности педагогов;

• требования и ожидания общеобразовательных организаций.

Субъекты социального заказа неоднородны, поэтому формируемые ими компоненты социального заказа на образование не обязательно находятся в гармонии. Следовательно, от того, насколько точно в социальном заказе будут отражены все его компоненты, зависит быстрота, точность и полнота его выполнения.

Инвариантной составляющей государственного заказа на данном этапе (в условиях отсутствия национальной доктрины развития дошкольного образования) выступают требования ФГОС ДО к результатам освоения основной образовательной программы, заданные в виде целевых ориентиров дошкольного образования, представляющих собой возрастные характеристики возможных достижений ребенка на этапе завершения уровня дошкольного образования. Эти требования не зависят от форм реализации образовательной программы, ее характера, особенностей развития детей и вида ДОО.

Вариативная составляющая государственного заказа может быть представлена в при-

мерных образовательных программах, так как каждая из примерных программ имеет свои отличительные особенности, свои приоритеты и целевые ориентиры, которые не противоречат ФГОС ДО, но могут конкретизировать и дополнять его требования. Целевые ориентиры Программы выступают основаниями преемственности дошкольного и начального общего образования, предполагая формирование у детей дошкольного возраста предпосылок учебной деятельности на этапе завершения ими дошкольного образования (Новикова Г.П., 2014).

На уровне регионов заказ также выражается в общественных докладах, законодательных актах, в регламентах и стандартах образовательных организаций.

Так как государственный заказ является основой для разработки образовательных целей его необходимо детально проанализировать, обсудить его особенности с коллективом и родителями.

Потребности воспитанников определяются по результатам тестирования, бесед, и экспертных оценок педагогов ДОО.

Изменения в запросе родителей могут быть определены с помощью анкеты и бесед с ними. При этом необходимо выяснить:

- общую оценку родителями ДОО, которую посещает их ребенок (как одну из лучших в городе (районе); не лучше, но и не хуже большинства других; слабее многих других);

- оценку соответствия качества результатов образования в ДОО запросами родителей (полностью соответствует; соответствует в большей части; соответствует в меньшей части; мало соответствует);

- направления развития детей, которые родители считают особенно важными для своих детей (социально-коммуникативное развитие; познавательное развитие; речевое развитие; художественно-эстетическое развитие; физическое развитие);

- по каким направлениям развития детей образовательные результаты соответствуют ожиданиям родителей (полностью соответствуют; соответствуют в большей части; соответствуют в меньшей части; мало соответствуют);

- что не устраивает родителей в образовательном процессе ДОО (профессиональный уровень педагогов; отсутствие дополнительных образовательных услуг; отсутствие специалистов (учителей-логопедов, педагогов-психологов и др.); режим работы и др.);

- каким видам деятельности, по мнению родителей, в ДОО уделяется недостаточно

внимания (игровой деятельности; коммуникативной деятельности; познавательно-исследовательской деятельности; восприятию художественной литературы и фольклора; самообслуживанию и элементарному бытовому труду; конструированию; изобразительной деятельности; музыкальной деятельности; двигательной активности и др.)

- на что, по мнению родителей, в первую очередь должно быть направлено образование ребенка в детском саду (на общее развитие; на подготовку к школе; на развитие игровой деятельности; на приобщение к русской национальной культуре; на воспитание экологической культуры; на развитие театрализованной деятельности; на музыкальное развитие; на развитие конструктивной деятельности; на развитие экологической культуры; на развитие представления о человеке в истории и культуре; на физическое развитие; на формирования элементарных математических представлений; на развитие речи; др.);

- какие качества, по мнению родителей, необходимо в первую очередь сформировать у ребенка к школе (ответственность; умение считать, считать, писать; умение общаться со взрослыми и сверстниками; самостоятельность; настойчивость; умение логически мыслить; желание учиться; широкий кругозор; умение слушать; усидчивость и внимание; физическое развитие; др.)

- какими видами деятельности воспитателям и педагогам необходимо заниматься с ребенком дополнительно в свободное время (игра; рисование; конструирование и др.);

- какие кружки хотели бы посещать дети во время их пребывания в детском саду (например, театральная студия; бисероплетение; лепка из теста и др.);

- какие дополнительные услуги родители готовы оплачивать (иностранный язык; ИЗО; прикладное искусство; гончарная мастерская; хореография; ритмическая гимнастика; хор; вокальная студия; театральная студия; компьютер; конструирование; экологический кружок; музыкальные занятия; спортивные занятия; коррекционные занятия с психологом и др.);

- нуждаются ли родители в консультациях и рекомендациях в вопросах воспитания своих детей (психолога; медицинского работника; педагога; других специалистов);

- для какой цели необходимы родителям консультации и рекомендации воспитателей и специалистов (для организации игр детей в семье; для понимания особенностей индивиду-

ального подхода к ребенку; для получения основных знаний по развитию речи ребенка; для развития тонкой моторики рук; для развития творческих способностей ребенка; для развития интеллектуальных способностей ребенка; для формирования навыков эффективного общения; для формирования у ребенка первоначальных трудовых умений и навыков и др.)

- нуждаются ли родители в помощи специалистов и педагогов детского сада в вопросах укрепления здоровья вашего ребенка;

- удовлетворены ли родители: организацией быта в детском саду; питанием; состоянием помещений; оформлением комнат; материально-техническим обеспечением; отношениями между детьми в группе; их отношениями с педагогами и администрацией; отношениями детей с педагогами; отношением детей к детскому саду в целом).

Изменения профессиональных потребностей педагогов устанавливаются также в процессе бесед, анкетирования, опросов, публичного обсуждения проблем ДОО (Афанасьева Т.П., Елисеева И.А., 2007; 2000), (Новикова Г.П., 2016). Как показывают исследования, педагоги, в первую очередь, ждут толерантного отношения со стороны родителей; снижения документооборота; доступных образовательных программ; больше курсов повышения квалификации.

Требования и ожидания общеобразовательных организаций к образовательным результатам ДОО определяются в ходе анализа отзывов на выпускников ДОО, а также успешности их обучения в начальной школе и т.д. (Афанасьева Т.П., Елисеева И.А. и др., 2011).

Анализ изменений в нормативно-правовой базенеобходим, так как новые законодательные и нормативные акты, которые разработаны и переданы на утверждение в органы законодательной или исполнительной власти (касающиеся не только образовательной деятельности, но и хозяйственной) могут нести в себе как возможности, так и угрозы. Так, изменения в правой базе деятельности государственно-частного партнерства в сфере дошкольного образования могут повлечь за собой изменение финансирования ДОО.

Прогнозирование вероятных изменений в финансировании следует осуществлять по основным источникам, даже если в данный момент какие-то из них не используются. Конечно, прежде всего, следует оценить предполагаемые изменения в объемах государственного финансирования, но только этим нельзя огра-

ничиваться. Нужно анализировать также ситуацию на рынке платных образовательных услуг, тенденции ее изменения и выявлять возможности увеличения объема привлекаемых средств за счет обучения на платной основе или угрозы их уменьшения. Следует также выявить и оценить изменения в возможностях привлечения средств спонсоров и угрозы потери тех средств, которые уже удается привлечь из внебюджетных источников.

При анализе изменений в составе и качестве услуг, предоставляемых конкурентами, самым важным источником информации является, конечно же, интернет.

Все выявленные возможности необходимо оценить с точки зрения того, какую пользу могло бы принести их использование и какова вероятность эффективного использования каждой возможности.

Выявленные угрозы также следует оценивать по двум параметрам: степени негативного влияния на ДОО и вероятности реализации этих угроз.

Результаты

Апробация методики анализа внешней среды ДОО в десяти образовательных организациях Москвы и Московской области показал, что ее использование является продуктивным при разработке программы развития их организаций.

Все участники апробации с разной степенью полноты, детальности и конкретности провели анализ внешней среды своих организаций.

Анализ ожиданий родителей от системы дошкольного образования подтвердил, что родительская общественность на сегодняшний день еще не в полной мере осознает себя заказчиком образовательных услуг и не может самостоятельно четко сформулировать свои потребности и запросы на образование дошкольников. Выбор родителями ДОО осуществляется на основе интересов, складывающихся под воздействием различных, часто второстепенных факторов, в том числе влияния СМИ, моды.

Социологические исследования, проводившиеся в дошкольном образовании Институтом социологии образования РАО на протяжении 10 лет, показывают, что большинство родителей дошкольников указывают, что детский сад им «нравится и все в нем устраивает» (Собкин В.С., Скобельцина К.Н. и др., 2013). Около трети, оценивая в целом позитивно деятельность детского сада, склонны указывать на отде-

льные недостатки. Явно выраженных негативных оценок («детский сад меня абсолютно не устраивает») немного - около 5%.

С целью выявления удовлетворенности родителей качеством образовательных услуг, предоставляемых в детском саду, в ходе опроса их просили оценить содержание занятий, проводимых с их ребенком. В целом полученные материалы показали, что более половины респондентов отметили, что «объем содержания занятий вполне адекватен возрасту ребенка» (56,5%). Тем не менее, каждый третий опрошенный дал негативные оценки содержанию занятий. Причем из них каждый пятый указал, что «объем содержания занятий недостаточен для детей данного возраста», а каждый десятый зафиксировал, что занятия наоборот «слишком перегружены содержанием и не соответствуют возрасту ребенка». В то же время каждый седьмой родитель не смог оценить содержание занятий, поскольку плохо представляет себе, как они проходят.

Как показали опросы, родители дошкольников наиболее высоко оценивают качество образования по художественно-эстетическому и физическому развитию детей. На среднем уровне - оценки социально-коммуникативного развития воспитанников. Существенно ниже оценки качества результатов по развитию речи, элементарных математических представлений, обучению грамоте, так как к подготовке ребенка к школе родители и предъявляют повышенные требования. Наименее удовлетворены качеством образовательных услуг родители детей ясельной группы.

Выявлены также существенные различия в оценках родителей в зависимости от их материального положения и образовательного статуса. Родители с низким материальным статусом и низким образовательным уровнем гораздо менее удовлетворены качеством занятий с их ребенком в ДОО практически по всем направлениям воспитательной работы, так как в большей степени рассчитывают на помощь в воспитании своего ребенка со стороны ДОО, нежели высокообеспеченные и высокообразованные родители.

Уменьшилась доля родителей, заинтересованных в обучении детей по экспериментальным и инновационным программам. Родители в гораздо большей степени ориентируются на общие нормативные требования, которые предъявляются к образовательным программам. При этом основной акцент делается на подготовку ребенка к школе.

Достаточно высокий процент родителей (28%) отмечает отсутствие в детском саду дополнительных образовательных услуг. Еще 11 % родителей «не пользуются» теми имеющимися дополнительными образовательными возможностями, которые предоставляет детский сад. Качеством дополнительных услуг «вполне удовлетворены» 38% родителей, причем по мере взросления ребенка число родителей, удовлетворенных качеством оказываемых дополнительных услуг, последовательно увеличивается.

Таким образом, выявляя изменения в образовательных ожиданиях родителей ДОО необходимо сочетать аналитическую и разъяснительную работу, повышая компетентность родителей в вопросах развития детей.

Основные проблемы реализации методики были связаны с организацией ее проведения. В абсолютном большинстве ДОО педагогические коллективы не участвуют в аналитической деятельности: анализ проводят только директор и его заместители, или - руководители с привлечением некоторых воспитателей. Хотя для успешной реализации анализа необходимо, чтобы на всех его этапах активно участвовали воспитатели, педагоги, родители, общественные структуры. В противном случае невозможно качественное устранение выявленных в рамках анализа проблем. Но для этого необходима предварительная подготовка ДОО к реализации этой деятельности: обучение участников, создание благоприятных условий для инновационной деятельности (Tyunnikov Y.S., 2015).

Инициаторами инновационной деятельности в ДОО чащевыступает их администрация, иногда - методическая служба (Афанасьева Т.П., Немова Н.В., 2004; Моисеева О.М., 2015; Khomeriki O.G., 2015). Лишь в десятой части случаев активность проявляют отдельные педагоги и изредка - группы педагогов. Однако, как показывают исследования, исключение воспитателей и педагогов из инновационной деятельности лишает руководителя возможности развивать свой коллектив (Лазарев В.С. и др., 1995; Лазарев В.С., 2015; Новикова Г.П., 2015, 2016).

Обсуждение результатов

Апробация разработанной методики показала, что она обладает достаточно высоким потенциалом для устранения типичных ошибок анализа внешней среды ДОО.

Первой наиболее распространенной ошибкой анализа является полное его отсутствие. Анализ часто подменяется краткой поверхностной характеристикой факторов внешней среды, их изменения не фиксируются и не рассматриваются. В результате более трети руководителей ДОО продемонстрировали низкую чувствительность к изменениям внешней среды. Они изначально не считали необходимыми какие-либо изменения в целях образования. Примерно такое же количество ДОО допускали возможность проведения лишь очень незначительных изменений под давлением вышестоящих органов управления образованием. В десятой части ДОО цели образования не ставились вообще, то есть никто не определял желаемые характеристики выпускников ДОО, содействовать формированию которых должен стремиться весь коллектив воспитателей и педагогов.

Около трети ДОО продемонстрировали неполноту анализа внешней среды. В качестве ориентиров ими рассматривались: запросы родителей, требования готовности детей к школе, требования муниципального органа управления образованием и необходимость конкурировать с другими ДОО (Афанасьева Т.П., Елисеева И.А., 2016).

В пятой части организаций при постановке целей в качестве ориентиров, наравне с требованиями развития ребенка, выступали: запросы родителей, требования готовности детей к школе, требования муниципального органа управления образованием, необходимость конкурировать с другими ДОО, однако отсутствие необходимого инструментария не позволяло осуществить в полном объеме анализ внешней среды. Но даже в случае, когда цели ДОО определялись достаточно четко, не учитывались тенденции развития дошкольного образования и, как следствие, изменение требований к его результатам.

Выводы

Для повышения продуктивности методики анализа внешней среды ДОО необходима ее доработка в части обучения потенциальных участников аналитических групп, организации включения педагогического коллектива и общественности в реализацию процедур анализа, а также обеспечения эффективности их взаимодействия при решении его задач (Афанасьева Т.П., Новикова Г.П., 2015). ■

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Литература

1. Афанасьева Т.П., Елисеева ИА. Управленческая компетентность руководителей школ в регионе: оценка и совершенствование: Методическое пособие для руководителей и специалистов региональной образовательной системы. - М.: Центр социальных и экономических исследований, 2000. - 100 с.

2. Афанасьева Т.П., Немова Н.В. Поддержка деятельности образовательных учреждений муниципальной методической службой. Методическое пособие. / Под редакцией Н.В. Немовой. - М.: АПК и ПРО, 2004. - 131 с.

3. Афанасьева Т.П. Технологии развития педколлектива, или Как без проблем управлять педагогическим коллективом школы / Т.П. Афанасьева, И.А. Елисеева // практическое пособие. - М: АРКТИ. - 2007.

4. Афанасьева Т.П., Елисеева ИА, Новикова Г.П. Восприимчивость учреждений дошкольного образования к новшествам и методы ее повышения: монография. - М.: ИРОТ, 2011.

5. Афанасьева Т.П. Восприимчивость учреждений дошкольного образования к новшествам и методы ее повышения: монография / Т.П. Афанасьева, И.А. Елисеева, Г.П. Новикова. - Москва: ИРОТ, 2011. - 260 с.

6. Афанасьева Т.П. Выявление актуальных направлений и задач совершенствования педагогической системы ДОУ: Методические рекомендации для работников учреждений дошкольного образования/ Афанасьева Т.П., Елисеева И.А., Новикова Г.П. - М.: ИРОТ. -2012. - 116 с.

7. Афанасьева Т.П. Эффективность механизмов инновационной деятельности организаций дошкольного образования - главный фактор качественной реализации ФГОС/ Т.П. Афанасьева // Педагогическое образование и наука. - 2014. - №5. - С. 30-35.

8. Афанасьева Т.П. Разработка модели де-ятельностиорганизациидошкольногообразова-ния по повышению качества реализации ФГОС ДО /Т.П. Афанасьева //Педагогическое образование и наука - 2015. - №3. - С. 20-25.

9. Афанасьева Т.П. Ключевые факторы успешности модернизации механизмов инновационной деятельности дошкольных образовательных организаций / Т.П. Афанасьева //Педагогическое образование и наука -2015. - №5 - С. 32-37.

10. Афанасьева Т.П. Повышение качества инновационной деятельности дошкольных образовательных организаций: роль «агентов изменений» / Т.П. Афанасьева, Г.П. Новикова

// Актуальные проблемы начального, дошкольного и специального образования в условиях модернизации / под ред. Т.Ю. Макашиной, О.Б. Широких. - Коломна: ГСГУ, 2015. -С.14-22.

11. Афанасьева Т.П. Анализ механизмов инновационной деятельности дошкольной образовательной организации / Т.П. Афанасьева // Инновационная деятельность в дошкольном образовании: Материалы IX Международной научно-практической конференции. // Под общей редакцией Г.П. Новиковой Ярославль - Москва: Издательство «Канцлер», 2016. - С. 28-37.

12. Афанасьева Т.П. Организационный механизм государственно-общественного управления развитием дошкольной образовательной организации / Т.П. Афанасьева, И.А. Елисеева // Инновационная деятельность в дошкольном образовании: Материалы IX Международной научно-практической конференции. // Под общей редакцией Г.П. Новиковой Ярославль - Москва: Издательство «Канцлер», 2016. - С. 117-133.

13. Афанасьева Т.П. Модель выпускника дошкольной образовательной организации как средство обеспечения преемственности дошкольного и общего образования /Т.П. Афанасьева, Г.П.Новикова // Инновационная деятельность в дошкольном образовании: Материалы IX Международной научно-практической конференции. // Под общей редакцией Г.П. Новиковой. - Ярославль - Москва: Канцлер, 2016. - С. 294-305.

14. Лазарев В.С. Модернизация механизмов инновационной деятельности //Педагогическое образование и наука. - 2013. - №5.- С. 38-59.

15. Лазарев В.С. Начала теории развивающихся педагогических систем // Педагогика. -М., 2015. - №6.- С. 3-16.

16. Лазарев B.C., Афанасьева Т.П., Пуден-ко Т.И., Елисеева ИА. Руководство педагогическим коллективом: модели и методы. / Под ред. B.C. Лазарева. - М., 1995.

1 7. Лазарев В.С., Афанасьева Т.П., Елисеева ИА. Инновационная деятельность в школах развивающего обучения. - М.: Авторский Клуб, 2015.

18. Лазарев В.С., Афанасьева Т.П., Елисеева И.А., Пуденко Т.И. Руководство педагогическим коллективом: модели и методы / Пособие для руководителей образовательных учреждений / Под редакцией Лазарева В.С. -М.: Центр социальных и экономических исследований. - 1995. - 158 с.

19. Моисеева О.М. Система поддержки инновационной деятельности образователь-

ных организаций: основные свойства и некоторые пути их обеспечения/ О.М. Моисеева // Педагогическое образование и наука - 2015. -№5 - С.42- 46.

20. Новикова Г.П., Афанасьева Т.П., Елисеева ИА. Проблемы готовности организаций дошкольного образования к реализации ФГОС //Педагогическое образование и наука. - 2013. - №5. - С. 33-38.

21. Новикова Г.П. Инновационная деятельность - важнейшее условие профессионально-личностного развития педагога // Педагогическое образование и наука. - 2015.-№3. - С. 11-14.

22. Новикова Г.П. Преемственность дошкольного и начального школьного образования в русле реализации ФГОС ДО // Педагогическое образование и наука. - 2014. -№3. - С. 14-20.

23. НовиковаГ.П. Развитие детской одаренности в условиях введения ФГОС дошкольного образования / Г.П. Новикова // Дошкольник. Методика и практика воспитания и обучения. -2016. - № 2. С. 26-33.

24. Новикова Г.П. Инновационная активность педагогов как условие развития общеобразовательной организации/ Г.П. Новикова // Инновационная деятельность в дошкольном образовании: Материалы IX Международной научно-практической конференции. // Под общей редакцией Г.П. Новиковой. - Ярославль -Москва: Канцлер, 2016. - С. 199-210.

25. Социология дошкольного детства. Труды по социологии образования. Том XVII. Выпуск XXIX / В. Собкин, К. Скобельцина, А. Иванова, Е. Верясова. - М.: Институт социологии образования РАО Москва, 2013. - 168 с.

26. Afanaseva T.P. Factors Governing the Differences in the Degree to Which Preschool Learning Institutions are Prepared to Adopt the Federal State Educational Standard / Tatyana Afanaseva //European Journal of Contemporary Education - 2015 - Vol.(11),Is.1, pp. 4-15.

27. Khomeriki O.G. Information support of innovative processes in education: organization's experience and tendencies of development / O.G. Khomeriki // European Journal of Contemporary Education, 2015, Vol. (11), Is. 1, pp. 38-51.

28. Tyunnikov Y.S. Conceptualizing the System of Preparing Future Pedagogues for Innovation Activity // European Journal of Contemporary Education. - 2015. - Vol.(11), Is. 1. - pp. 98-112.

Статья поступила в редакцию 23.02.2016 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.