Формирование здорового образа жизни через предметную деятельность
«Информатика и ИКТ»
Тухфатулина Ю. Ю.
Тухфатулина Юлия Юрьевна / Tuhfatulina Julia Jur'evna - учитель информатики,
МОУ СШ№ 103 Советского района, г. Волгоград
Аннотация: в данной статье рассматривается опыт формирования здорового образа жизни на уроках информатики в основной школе.
Abstract: this article examines the experience of healthy lifestyle on science lessons in primary school.
Ключевые слова: информатика, здоровый образ жизни, ФГОС.
Keywords: computer science, healthy lifestyle, GEF
Забота о здоровье - это важнейший труд воспитателя.
От жизнедеятельности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы...
В. А. Сухомлинский
В условиях перехода к ФГОС учитель информатики должен стать конструктом новых педагогических ситуаций, новых заданий, направленных на использование обобщенных способов деятельности и создания учащимися собственных продуктов в освоении знаний. Чтобы решать эти задачи, каждому учителю важно понять, что, зачем и каким образом изменить в своей деятельности.
В настоящее время педагогическая общественность все больше осознает, что именно педагог способен сделать для здоровья учащихся гораздо больше, чем врач. Школа остается той социальной структурой, в которой учащиеся не только могут сохранить свое здоровье, но и получить знания и устойчивые навыки здорового образа жизни.
Основными целями здоровьесбережения на уроках, в том числе и информатики, считаю следующие:
- создание организационно-педагогических, материально-технических, санитарно-гигиенических и других условий здоровьесбережения, учитывающих индивидуальные показатели состояния учащихся;
- создание материально-технического, содержательного и информационного обеспечения агитационной работы по приобщению подрастающего поколения к здоровому образу жизни.
Для реализации данных целей решаю следующие задачи:
- поддержание в классе обоснованных санитарно-гигиенических условий;
- создание психологически комфортной среды в процессе обучения;
- грамотное построение уроков с использованием в их процессе оздоровительных мероприятий, строгая дозировка учебной нагрузки;
- предоставление знаний по предмету, несущих воспитательное воздействие, в том числе, формирующих здоровый образ жизни учащихся;
- использование современных педагогических технологий в процессе обучения.
Термин «здоровьесберегающие образовательные технологии» можно рассматривать как качественную характеристику любой образовательной технологии, её «сертификат безопасности для здоровья», как совокупность тех принципов, приёмов, методов педагогической работы, которые, дополняя традиционные технологии обучения и воспитания, наделяют их признаком здоровьесбережения.
Что должен сделать учитель информатики для обеспечения в школе безопасного сотрудничества ребенка с компьютером?
1. Создать в кабинете соответствующие условия для работы:
• удобная мебель и её правильная расстановка (желательно иметь специальные компьютерные столы и стулья с регулируемой высотой; разместить компьютеры вдоль стен так, чтобы естественный свет падал на монитор слева и спереди);
• воздушно-тепловой режим (следует поддерживать оптимальную температуру 19-21°С и относительную влажность 50-60 %, использовать кондиционер и естественную вентиляцию при проветривании кабинета);
• освещённость (можно комбинировать естественное и искусственное освещение, следует использовать жалюзи на окнах);
• контроль над уровнем шума (он не должен превышать допустимых значений, следует ограничить количество копировальных устройств, сканеров и принтеров);
• чистота кабинета (проводить ежедневную влажную уборку);
• эстетика кабинета (использовать краску, не дающую бликов, подбирать спокойные светлые цвета для окраски мебели, стен, пола и потолка);
• грамотное оформление кабинета (должны быть в наличии инструкции по технике безопасности и правилам поведения в компьютерном классе, а также рекомендации по соблюдению правильной осанки, временных ограничений непрерывной работы за компьютером для разных возрастных категорий, комплексы упражнений для снятия напряжения).
2. Систематически проводить гимнастику для глаз, упражнения для улучшения мозгового кровообращения, cнятия утомления c плечевого пoяca и рук, c тулoвищa и ног, a тaкже физкультминутки общего назначения.
3. Тщательно контролировать выполнение caнитaрнo-гигиеничеcких норм пользователями в классе, проводить работу по привитию навыков правильной работы c компьютером в домашних условиях.
4. Создавать благоприятный эмоциональный климат (в одних cлучaях это доброе слово или народная мудрость, в других - юмор, но всегда нужно стараться понять ученика и помочь ему), у учащихся не должно быть стеснения или страха, если требуется обратиться за разъяснением или помощью (эмоциональная напряжённость и скованность ведут к утомлению и усталости, чувство успеха при выполнении заданий, напротив, положительно влияет на здоровье человека).
5. Чередовать различные виды работ, т.к. смена видов деятельности (в том числе разнообразные формы работы «за компьютером» и «за теоретическим столом») является необходимым условием здоровьесбережения. Таким образом, здоровьесберегающие технологии на ИКТ-уроках способствуют укреплению и сохранению здоровья детей. Процесс обучения становится интересным и занимательным, у детей создается бодрое, рабочее настроение, облегчается процесс преодоления трудностей в усвоении учебного материала, усиливается интерес детей к предмету.
Основные принципы здоровьсбережения состоят в следующем:
1. Непрерывность и преемственность — работа ведется не от случая к случаю, а каждый день и на каждом уроке.
2. Субъект-субъектные взаимоотношения — учащийся является непосредственным участником здоровьесберегающих мероприятий и в содержательном, и в процессуальном аспектах.
3. Соответствие содержания и организации обучения возрастным особенностям учащихся — объем учебной нагрузки, сложность материала должны соответствовать возрасту учащихся.
4. Комплексный, междисциплинарный подход — единство в действиях педагогов, психологов и врачей.
5. Успех порождает успех — акцент делается только на хорошее; в любом поступке, действии сначала выделяют положительное, а только потом отмечают недостатки.
6. Активность — активное включение, а любой процесс снижает риск переутомления.
При составлении тематического планирования я предусматриваю здоровьесберегающие компоненты. На уроках в зависимости от содержания учебного материала планируются вопросы о сохранении и укреплении здоровья, формировании здорового образа жизни. Содержание уроков составляют устные и письменные задачи, упражнения, однако их необходимо связать со здоровьем обучающихся, не только физическим, но и психическим, духовно-нравственным. А эта связь осуществляется, прежде всего, через содержание задач, как помещенных в учебниках, так и тех, которые составляю я и учащиеся. Через решения задач учащиеся знакомятся с важными в познавательном и воспитательном отношении фактами. В этом случае образование нацелено на выработку понимания условий сохранения и укрепления здоровья, многообразия факторов, воздействующих на организм, видов болезней, способов оздоровления, воспитание бережного отношения к здоровью собственному и окружающих, формирование здорового образа жизни.
В эффективности проводимой работы по формированию ЗОЖ большое значение имеет и работа с родителями. С этой целью на родительских собраниях, в личной Интернет-странице размещаю полезную и интересную информацию для родителей и детей. Например, «Здоровый человек у компьютера», «Подростки в социальных сетях» и пр.
Здоровый образ жизни не занимает пока первое место в иерархии потребностей и ценностей человека в нашем обществе. Но если мы научим детей с самого раннего возраста ценить, беречь и укреплять свое здоровье, то можно надеяться, что будущее поколение будет более здоровым и развитым не только личностно, интеллектуально, духовно, но и физически.
Достижение данной цели может быть достигнуто с помощью технологий здоровьесберегающей педагогики, которые рассматриваются как совокупность форм и методов организации учебновоспитательного процесса без ущерба для здоровья школьников.
Итогом своей работы как учителя-предметника, и как классного руководителя считаю: хорошую психологическую атмосферу на уроках; заинтересованность детей в посещении спортивных секций и в выполнении творческих заданий, направленных на формирование здорового образа жизни.
Литература
1. Ковалько В. И. Здоровьесберегающие технологии. Школьник и компьютер. - М.:ВАКО, 2010.
2. Гузеев В. В. Образовательная технология: от приема до философии / М.: Сентябрь, 1996.
3. Селевко Г. К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие. - М.: Народное образование,
1998.
4. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www. rusedu. Info / Article974.html.
5. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://charko. narod. ru/tekst/an4/1.html.
6. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://festival.1september. Ru / articles/211062.
7. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www. ychitel. com/menu%20to/pravo/pravo_3_3.html.