Научная статья на тему 'О центре содействия сохранению и укреплению здоровья участников образовательного процесса'

О центре содействия сохранению и укреплению здоровья участников образовательного процесса Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
197
62
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТРИ ВИДА ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ УРОКОВ / КОМПЛЕКСЫ УПРАЖНЕНИЙ / СВЯЗАННЫЕ С ТЕМОЙ УРОКА / СПЕЦИАЛЬНО ЗАПЛАНИРОВАННЫЙ «УРОК ЗДОРОВЬЯ» ПО ПРЕДМЕТУ / ВВЕДЕНИЕ ЧАСТИЧНОГО МАТЕРИАЛА ПО ЗДОРОВЬЕСБЕРЕЖЕНИЮ В ПРЕДМЕТНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УРОКА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Алексеева Нина Ивановна

В статье раскрывается опыт работы школы в региональном эксперименте по созданию «Центра содействия сохранению и укреплению здоровья участников образовательного процесса», представлена организационная структура Центра, его модель и основные направления работы. Уделяется внимание организационно-педагогическим условиям обучения и особенно проблеме здоровьесберегающего урока. В статье представлены три вида здоровьесберегающих уроков.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Алексеева Нина Ивановна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «О центре содействия сохранению и укреплению здоровья участников образовательного процесса»

Здоровьесберегающие технологии в школе

J

л

Алексеева Нина Ивановна

директор МОУ «СОШ № 7» г. Сосновый Бор Ленинградская область E-mail: [email protected]

О ЦЕНТРЕ СОДЕЙСТВИЯ СОХРАНЕНИЮ И УКРЕПЛЕНИЮ ЗДОРОВЬЯ УЧАСТНИКОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО процесса

___________________г

Аннотация. В статье раскрывается опыт работы школы в региональном эксперименте по созданию «Центра содействия сохранению и укреплению здоровья участников образовательного процесса», представлена организационная структура Центра, его модель и основные направления работы. Уделяется внимание организационно-педагогическим условиям обучения и особенно проблеме здоровьесберегающего урока. В статье представлены три вида здоровьесберегающих уроков.

Ключевые слова: три вида здоровьесберегающих уроков, комплексы упражнений, связанные с темой урока, специально запланированный «Урок здоровья» по предмету, введение частичного материала по здоровьесбережению в предметное содержание урока.

Общеобразовательная школа № 7 г. Сосновый Бор Ленинградской области участвует в региональном эксперименте по созданию «Центра содействия сохранению и укреплению здоровья участников образовательного процесса».

В Центре уделяется внимание организационно-педагогическим условиям обучения, и особенно проблеме здоровьесберегающего урока, так как это направление, не требующее больших материальных затрат, мы считаем наиболее перспективным и его применение возможно в любой школе [3].

Основной формой обучения в массовой школе является классно - урочная, поэтому немаловажной задачей является поиск путей совершенствования урока с точки зрения здоровьесберегающей деятельности школы.

Педагогический коллектив не может и не должен выполнять роль поликлиники, но он своими здоровьесберегающими действиями может улучшить здоровье детей, и это, с нашей точки зрения, - первостепенная задача педагогического коллектива.

Учитывая, что здоровый человек - это тот, кто строит свое здоровье самостоятельно: умеет справляться со стрессами, предупреждать и разрешать конфликты, принимать ответственное решение, в первую очередь по отношению к самому себе, становится ясно, что каждому учителю - предметнику необходимо решать через урок следующие задачи:

• Помочь ученику сохранить свое здоровье.

• Через предмет формировать жизненные установки и приоритеты на здоровье и здоровый образ жизни.

Вызвать интерес к самопознанию и самосовершенствованию [2].

Работая над темой «Здоровьесберегающий урок», педагоги, прежде всего, определили причины, влияющие на здоровье учащихся во время пребывания их в школе; обсудили, что может сделать учитель для сохранения здоровья, изучили опыт других школ по вопросам здоровьесбережения [1,2, 3, 4].

Этим вопросам были посвящены педсоветы и семинары на темы: «Современные требования к уроку», «Здоровьесберегающий предметный урок» «Развитие диалоговых отношений», «Личностно-ориентированное обучение учащихся» и др.

Выделили три направления в работе по предметному здоровьесберегающему уроку:

1. Анализ и создание соответствующих санитарногигиенических условий обучения, выполнение требований СанПиНов:

• состояние и соответствие мебели, освещенность, воздушно-тепловой режим, дизайн, эстетический комфорт, отсутствие раздражителей, состояние оборудования, видеоэкранные средства их обоснованное применение и т.д;

• рациональность расписания, выполнение требований к одежде, обуви, внешнему виду учащихся.

Организационно-психолого-педагогические условия проведения урока (соблюдение требова-

2

Эксперимент и инновации в школе 2012/1

Здоровьесберегающие технологии в школе

ний к общему объему учебной нагрузки, плотность урока, чередование видов учебной деятельности, предупреждение и снятие утомления, индивидуально - возрастной подход, стиль общения, увеличение двигательной активности за счет использования пед-технологий и т. д.) [ ].

2. Использование нестандартных уроков:

■ уроки - игры,

■ уроки - экскурсии: на природе (в микрозаповеднике школы, на школьном учебно-опытном участке),

■ уроки - творческие мастерские,

■ уроки - конкурсы,

■ интегрированные уроки,

■ специальные уроки здоровья по предмету и т. д.

3. Мотивация через предметный урок здорового образа жизни и обучение заботе о здоровье.

Отсюда стал вопрос корректировки предметных программ. Каждый педагог продумывал, какие вопросы по здоровьесбережению можно внести в программный материал по предмету, не перегружая учебную программу.

Эти вопросы обсуждаются в начале учебного года на заседании предметных методических объединений (МО), где распределяется кто, за какие параллели (или предметы в начальной школе) берет ответственность за корректировку программ и вопросы вносятся педагогами в тематическое планирование.

В течение года материал апробируется, вносятся соответствующие коррективы о необходимости изменения материала или его соответствия через поурочное планирование и в конце учебного года вопросы после обсуждения на заседании предметных методических объединений вносятся в программу.

При планировании предусматриваются и разрабатываются специальные предметные уроки здоровья, на которых весь изучаемый или закрепляемый материал строится на примере здоровьесберегающих вопросов.

Продумываются и уровни усвоения того, что формируется при изучении темы:

- представление (например, о правилах личной гигиены),

- убеждение, побуждение стремления контролировать и регулировать (что соблюдение правил гигиены -надежная гарантия здоровья),

- привычки, навыки, умения (соблюдать правила гигиены), т. е. в поурочном планировании указывается, что учащимся сообщается, что отрабатывается, что закрепляется и что проверяется.

В тематическое планирование вносится:

• материал, включаемый в содержание изучаемой темы (отдельных уроков),

• умения и навыки по здоровьесбережению, отрабатываемые, при изучении темы,

• изучение и отработка новых комплексов упражнений на снятие мышечного, умственного утомления; на тренировку внимания, развития памяти и т. д.

Форма плана различная, но обязательно в нем имеется раздел по здоровьесбережению. Часть учителей продумывает вопросы здоровьесбережения непосред-

ственно по каждой теме (фрагмент планирования учителя физики Венедиктовой О. А., 9 кл.)

Тема 1. Законы взаимодействия и движения тел

1) правила безопасности движения автомобилей;

2) правила перехода улицы;

3) движение пешеходов и автомобилей на перекрестках смена дня и ночи, обусловленная вращением Земли:

а) безопасен ли для здоровья переход на «летнее» время,

б) режим дня и важность его выполнения;

4) перерывы в занятиях, активный отдых;

5) явление инерции и недопустимость перехода улицы в неположенном месте;

6) явление инерции и гололед (посыпание песком дорог);

7) явление инерции и поведение в общественном транспорте;

8) правила катания на велосипеде и роликовых коньках

9) ремни безопасности в автомобиле;

10) невесомость и здоровье космонавтов, тренировки космонавтов, подготавливающие из невесомости к перегрузкам;

11) кресла космонавтов и охрана их здоровья;

12) работа сердца человека и правильный режим дня;

13) как сберечь сердце? - правильное питание, движение, проветривание помещения, здоровый сон, вред алкоголя, курения и наркотиков, прогулки, физкультура и спорт.

Тема 2. Опора и движение. (11 часов) - биология

Строение и функции скелета и мышц. Значение опорно-двигательного аппарата. Особенности скелета человека, связанные с прямохождением и трудовой деятельностью. Первая помощь при ушибах, растяжениях, вывихах и переломах. Значение физического воспитания и труда для правильного формирования скелета и развития мышц. Значение мышечной активности для здоровья человека. Особенности развития опорно-двигательной системы подростков. Формирование здоровья и его влияние на формирование умственных способностей подростка (в здоровом теле - здоровый дух). Наблюдение учащихся за своей осанкой, определение степени искривления позвоночника.

Подходы к здоровьесберегающему уроку у учи-телей-предметников могут быть разными, но каждый должен понимать, что сущность здоровьесберегающего урока состоит в том, чтобы этот урок обеспечивал и ученику и учителю сохранение запаса их жизненных сил от начала к концу урока. Мы выделили три вида здоровьесберегающих уроков.

1. Это может быть стандартный, типичный, хорошо продуманный методически грамотный урок по предмету, на котором на первый взгляд ничего не говорится о здоровье, но это здоровьесберегающий урок, так как это урок, на котором учитель:

• полноценно выполняет учебную программу, формируя у учащихся интерес к своему предмету,

Эксперимент и инновации в школе 2012/1

3

Здоровьесберегающие технологии в школе

• устанавливает с ними доверительные, партнерские отношения,

• предотвращает возникновение дискомфортных состояний, т.е продумывает урок максимального умственного, психического, физического, нравственного комфорта,

• максимально использует возрастные и индивидуальные особенности учащихся для повышения результативности их обучения,

• применяет активные способы обучения учащихся.

Это урок, на котором каждый ученик понимает значимость данного урока для будущего и творчески работает на нем, используя свои способности, потому что учитель не только продумывает цели урока, но и так их доводит до учеников, что они воспринимают их как собственные цели, значимые для них.

Определяя целевую установку урока, учителя наряду с учебными, развивающими и воспитательными целями и задачами обязательно продумывают и задачи по здоровьесбережению:

> создание санитарно-гигиенических условий проведения урока, которые вытекают из:

• соблюдения требований к учебному помещению -согласно СанПиНам (мебель - разновозрастная, ее расположение; воздушно-тепловой режим, освещенность, эстетика оформления, расположение растений, их необходимость и эффективность положительного воздействия на учащихся);

• соблюдения требований к использованию ТСО, обоснованному их применению;

• соблюдения требований к объему нагрузки учащихся на уроке, домашнему заданию;

• расчета динамики работоспособности учащихся в течение урока.

> активизация познавательного интереса

• активное вхождение в урок;

• использование занимательного и практически значимого материала;

• эвристическая работа на уроке и т. д.

> создание условий для самостоятельной деятельности учащихся

• применение различных методик: творческие мастерские; исследовательская работа (учебный эксперимент, работа с дополнительной информацией), игровая деятельность и т. д.

> создание условий для совместной деятельности учащихся:

• работа в парах, группах переменного и постоянного состава,

• взаимопроверка, взаимопомощь,

• обеспечение комфорта, сотрудничества, взаимопонимания, способствующих здоровому климату на уроке,

• воспитание внимательного отношения к людям, жизнерадостного восприятия окружающего мира.

> обеспечение профилактической работы на уроке:

• экспресс-анализ настроя класса на урок, создание положительного эмоционального настроения у учащих-

ся, постоянная коррекция психо-эмоционального состояния учащихся,

• контроль за посадкой учащихся в соответствии с возрастными и физическими особенностями, формирование и совершенствование навыков правильной осанки,

• работа над увеличением двигательной активности путем использования различных педтехнологий урока,

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

• формирование навыков ощущения наступления состояния утомления и умений эффективно выходить из этих состояний, применяя динамические паузы, физминутки на снятие мышечного и умственного напряжения,

• развитие умений и навыков учащихся по:

- созданию вокруг себя оптимально комфортной обстановки,

- снятию эмоционального напряжения,

- соблюдению основных правил личной гигиены (чистая обувь, осанка, внешний вид, чистый воздух, рабочее место).

> развитие мотивации и формирование навыков здорового образа жизни через

• включение материала по здоровьесбережению в предметное содержание урока,

• обучение учащихся различным методам снятия усталости, напряжения, стресса.

Важным условием при его проведении и подготовке является выполнение всех требований САНПиНов.

В арсенал учителя - предметника входит:

■ Разнообразие видов и форм уроков - удивление нестандартностью проведения. Дети привыкают к нашей методике ведения урока, и однообразие методов вызывает иногда скуку; но и чрезмерное увлечение новизной тоже вряд ли принесет пользу.

■ Формулирование целей урока вместе с учащимся, определение ими задач, которые следует решить для достижения целей.

■ Гибкость структуры урока в соответствии не только с целями урока и спецификой учебного материала, но и с особенностями класса.

■ Выявление «зоны ближайшего развития по теме», что послужит правильной ориентацией для организации индивидуальной работы с учеником.

■ Использование привлекательной мотивации (кроме оценок), способствующей активной самореализации учеников; это может выражаться в похвале, поддержке, организации соревновательных моментов - внешняя мотивация.

Стимулировать внутреннюю мотивацию можно через развитие интереса к предмету, стремления больше узнать, проявления радости от активности на уроке.

■ Разрешение в некоторых случаях при выполнении заданий, ответах на вопросы, контрольных работ пользоваться вспомогательными средствами, например, конспектом.

■ При появлении признаков утомления у учащихся - изменение интонации и громкости речи привлечение внимания учеников, например, неожиданным примером.

■ Подведение итогов урока на последних 4 -5 минутах, и лучше всего вместе с учащимися и т. д.

4

Эксперимент и инновации в школе 2012/1

Здоровьесберегающие технологии в школе

Модель такого вида здоровьесберегающего урока в основном соответствует классическому уроку:

Готовясь к уроку учитель продумывает: - образовательные, развивающие, воспитательные, здоровьесберегающие цели урока. Отмечает главные из них, взаимосвязь между ними. - специфику, тип, место урока в разделе, теме, курсе, - обоснование выбора методов и форм обучения, их сочетания, - обеспечение работоспособности учащихся на уроке, - учет индивидуальных особенностей учащихся, - предупреждение перегрузки учащихся, - начало урока - вхождение в урок, - последовательность, взаимосвязь и соотношение частей урока, - формы проверки и контроля знаний, - плотность, насыщенность урока и темп его проведения, - соотношение практического и теоретического материала, связь его с жизнью и практикой, межпредметные связи, - формирование умения учиться, заботясь о своем здоровье, - формирование умений и навыков рациональных приемов мышления, развития памяти, внимания, умения видеть и слышать, - пути достижения порядка и сознательной дисциплины, - влияние на состояние психического и физического здоровья учащихся данного урока, всей изучаемой темы, - использование учебного пространства класса для развития двигательной активности (парт, доски, стендов).

Деятельность учителя Деятельность ученика

Перемена - Подготовленность классного помещения, рабочего места/ - Соблюдение санитарно-гигиенических требований к уроку, к помещению, к присутствующим. - Экспресс-диагностика настроя учащихся на урок. Готовность к уроку школьно-письменных принадлежностей, наличие «сменной» обуви, соответствующий внешний вид.

Организационный этап - Проверка готовности класса. - Создание положительного эмоционального настроя учащихся на урок. - Проверяют свою готовность к уроку. - Слушают информацию учителя о ходе урока.

Подготовка к основному этапу урока - Организует работу по актуальности и значению темы урока, как главной идеи, беседу о целях и задачах урока, как его результатов. - Думают над темой урока, пытаются раскрыть ее сущность. Определяют цель своей деятельности на уроке.

Проверка домашнего задания - Организует проверку домашнего задания. - Устанавливает правильность осознанности выполнения в соответствии с выбранным уровнем. - Организует выявление пробелов, их коррекцию. - Проверяет внимание класса, состояние их устной и письменной речи. - Корректируют, дополняют ответы одноклассников, уточняют формулировки, анализируют выполнение.

Организация изучения нового материала. - Обеспечивает научность и доступность изложения новых знаний. - Организует самостоятельную деятельность учащихся, координирует и направляет ее, создавая условия для понимания смысла собственной деятельности учащихся на уроке. - Способствует приобретению умений самостоятельного принятия решений. - Применяет активные формы и методы работы с учащимися. - Следит за утомляемостью и своевременно проводит физкультминутки, физкультпаузы, обеспечивает чередование поз. - Эффективно и обоснованно использует наглядные пособия, ТСО. - Следит за порядком и дисциплиной учащихся (продумывая заранее пути достижения сознательной дисциплины, способствуя приобретению умений самостоятельного выбора поведения). - Организует проверку осознанного усвоения учащимися учебного материала в течение урока. - Выполняют под руководством учителя предлагаемые задания. - Сигнализируют учителю о выполнении работы. - Участвуют в обсуждении проверки выполненных заданий, - Дополняют, исправляют, анализируют работу одноклассников. - Могут проводить физкультминутки.

Эксперимент и инновации в школе 2012/1

5

Здоровьесберегающие технологии в школе

Деятельность учителя Деятельность ученика

Подведение итогов урока. Рефлексия. - Высказывает свое мнение о качестве самостоятельного изучения нового материала. - Анализирует и оценивает работу учащихся, объявляет оценки. - Организует рефлексию методом неоконченных предложений: «Сегодня на уроке я.: «Мне было интересно (трудно).»; «Я ставлю себе оценку за урок, так как..»; «У меня сегодня получилось.»; «Мне хотелось чтобы.»; «Сегодня я почувствовал, что. «и т п. Выберите состояние, которое наиболее соответствует вашему настроению в конце урока (картинки, иллюстрации) и т. п. - Высказывают мнение об уроке. - Анализируют, что получилось, в чем испытывали затруднения. - Выполняют оценку деятельности одноклассников. - Ставят перед собой цели на следующий урок. - Участвуют в рефлексии.

Информация о домашнем задании -Учитель предлагает разноуровневое домашнее задание. - Ученики выбирают домашнее задание.

После проведенных уроков необходимо: - Проанализировать результативность урока, его влияние на состояние физического и психического здоровья учащихся. - Наметить, что необходимо изменить в уроке при следующем его проведении. - Наметить цели ближайших уроков.

2. Второй вид здоровьесберегающего предметного урока предполагает при соблюдении всех требований первого типа урока введение частичного материала по здоровьесбережению в предметное содержание урока:

- учитель связывает дату урока с событием, имеющим отношение к здоровью (открытием медицины или других наук, соответствие даты количеству витаминов в продуктах питания и т. п.),

- это ежеурочные минутки здоровья, возникающие из наблюдений учителя, связанные с вредными привычками: «Почему нельзя грызть ручку»; «Необходимость сменной обуви», «Слово ранит, слово вдохновляет» и т д.

- или минутки по обучению учащихся новым упражнениям на снятие стресса, утомления, на развитие внимания, памяти, логического мышления и т. д.

- это тренировочные упражнения по русскому языку, связанные с темой здоровья,

- это эвристические вопросы для учащихся при изучении нового материала, например, при изучении темы по физике «Испарение и конденсация», учитель предлагает учащимся такие вопросы:

• почему очень горячая жидкая пища вредна для желудка;

• почему после урока физкультуры нельзя, даже если очень жарко, выходить на улицу раздетым и пить холодную воду;

• почему врачи не рекомендуют кутать шею в теплый шарф;

• почему человек, выходящий из воды, даже в жаркий день чувствует холод и озноб

3. Это может быть специально запланированный «Урок здоровья» по предмету, проводимый в конце изучения темы, урок повторения, урок обобщения:

- математика - решение расчетных задач с использованием материала по здоровьесбережению, в которых цифра в ответе соответствует каким-либо данным

о здоровье (о правильном режиме дня, о рациональном использовании времени, о роли и использовании витаминов и т. д.)

- русский язык - диктант на тему о здоровье, роли спорта, о влиянии природы на организм человека...;

- химия - разговор о составе наркотических веществ и влиянии их на организм, о роли минеральных

веществ в организме, решение расчетных и качественных задач и т. д;

- биология - уроки психологического плана из серии «Познай себя» или усиление вопросов гигиены и профилактики при изучении темы;

- история - уроки «Деятельность и общение. Диалог, как способ общения» или «Эпидемии средневековья и современности. Способы борьбы с ними»;

- это могут быть интегрированные уроки «Питание и здоровье» - химики - биологи, «Здоровье и радиация» физики - экологи.

Предметные специальные уроки здоровья продумываются заранее и включаются учителями в тематическое планирование.

Учителя начальной школы проводят совместные предметные уроки с педагогами - логопедами, с педагогами - дефектологами, такие уроки являются, обычно обучающими для педагогов начальных классов и сопутствуют проводимым в школе семинарам.

Большое внимание во избежание гиподинамии педагоги уделяют обеспечению организованной двигательной активности, например,

- это проведение нескольких минут урока стоя;

- работа в парах переменного состава;

- выход к доске для работы группы учащихся или выполнение задания «цепочкой» (поочередно быстро выбегают к доске, чтоб записать правильный ответ);

- поймай мяч и отвечай;

- на доске работают несколько учащихся, используются и боковые доски;

6

Эксперимент и инновации в школе 2012/1

Здоровьесберегающие технологии в школе

- топаем ногами или хлопаем руками при ошибочном ответе;

- встаем при правильном ответе;

- смена и чередование поз;

- разрешение поворачиваться к ученикам, сидящим сзади, даже подсказывать с помощью жестов (рисование рукой в воздухе буквы или цифры);

- на уроках пения учащиеся водят хороводы, танцуют;

- в начальной и средней школе продумываются уроки - игры;

- уроки проводятся на улице - в природных кабинетах школьного микрозаповедника;

- на уроках изобразительного искусства для тренировки органов зрения, развития дыхания и улучшения общего самочувствия применяется новые способы рисования: рисование мыльными пузырями, рисование с использованием видоискателя и. т. п. Уроки часто проходят на природе.;

- на уроках художественного труда для развития моторики рук учащиеся работают с бисером, соломкой и различным природным материалом, который сами приносят после экскурсий.

Учителями продумывается рациональное использование учебного пространства кабинета (расстановка парт в кабинете - каре, амфитеатр, полукруг, по рядам и т. п.; расположение стендового материала, с которым учащиеся работают во время урока; роль классной доски и т. д.)

Организуя физкультминутки и динамические паузы, учителя преследуют и такую цель, как обучение учащихся разнообразным методам быстрого снятия умственного, мышечного и зрительного утомления, стресса, причем они органично вплетаются в тематику урока. Эффективность работы учащихся на любом этапе урока во многом зависит от умения учителя разнообразить урок использованием интересного наглядного и дидактического материалов, применением различных средств обучения/

Ежеурочные разминки иногда проводятся и в начале урока, особенно в начальной школе (10-15 сек.)

■ Для слуха - различение слов, акцентов, тихой речи.

■ Для речевого аппарата - произнесение слогов, слов, скороговорок, тихо, громко, с разной акцентировкой.

■ Для кистей пальцев рук - сгибание и разгибание пальцев, круговые движения в лучезапястном и локтевом суставах, работа с массажными мячиками для рук.

■ Для зрения - поисковые движения для глаз, различение цвета, размера.

■ Для развития памяти, внимания, воображения.

■ Для развития пространственного воображения.

Физкультминутки на 15-25 минутах урока или по состоянию учащихся

На снятие:

• мышечного утомления с плечевого пояса, мышц спины, кистей рук;

• зрительного утомления;

Проводятся: минуты релаксации, массаж активных точек, чередование поз, дыхательная гимнастика.

В период обострения простудных и инфекционных заболеваний в городе и школе больше обращается внимание на проведение специальных упражнений с учащимися: массаж биологически активных зон (по методике Уманской), дыхательной гимнастике.

Многие учителя применяют на уроках свои комплексы упражнений, связывая их с темой урока.

Шестопалова Л. А. использует математические физкультминутки и предлагает несколько «математических» упражнений.

1. Отрезок горизонтальный.

Ноги на ширине плеч, руки в стороны («отрезок»), кулаки сжаты («концы отрезка»).

2. Прямая горизонтальная.

Ноги на ширине плеч, руки в стороны («прямая»), кисти рук выпрямлены («продолжения прямой»).

3. Отрезок и прямая вертикальные (аналогично отрезку и прямой горизонтальным)

4. Равенство.

Руки перед грудью, согнуты в локтях, развести руки в стороны и поставить перед собой, поменяв руки

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

5. Углы

Меняя положения рук, получаем различные виды

углов: от развернутого (руки в стороны) до острого (сближая кисти рук). А так же получаем «луч» (обе руки вверх).

6. Треугольник.

Спина прямая, руки согнуты в локтях и соединены над головой, плечи расправлены, локти отведены назад.

7. Больше, меньше.

Ноги на ширине плеч, поворот туловища вправо и влево меняя расположения рук.

И несколько примеров, которые могут использоваться и на других предметах.

8. Точка.

Присесть на корточки, голову наклонить, «спрятать».

9. Запятая.

Присесть на корточки, голова поднята вверх.

10. Восклицательный знак.

Руки вверх, потянуться на носочках.

11. Вопросительный знак.

Скруглить спину, руки и голова опущены вниз и расслаблены. Использовать такие упражнения можно при устном счете, проверочном диктанте и т. д.

Литература

1. Никитина Е. А. Взаимодействие детского сада и начальной школы по формированию культуры здорового образа жизни у дошкольников и младших школьников // Эксперимент и инновации в школе. - 2011. - № 3.

2. Ожева Е. Н., Мирная Л. В. Программа «Здоровый образ жизни» // Инновационные проекты и программы в образовании. -2009.-№ 4.

3. Погорелова Н. Г., Кадочникова Т. И. и др. Гимназия как центр обучения и содействия здоровью в микрорайоне на основе тьюторско-волонтерской инициативы // Муниципальное образование: инновации и эксперимент -2010. - № 4.

4. Подкорытова Н. К. Программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. - 2011. - № 3.

Эксперимент и инновации в школе 2012/1

7

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.