Научная статья на тему 'Применение здоровьесберегающих технологий, направленных на формированиеу подрастающего поколения ценностного отношения к жизни и здоровью'

Применение здоровьесберегающих технологий, направленных на формированиеу подрастающего поколения ценностного отношения к жизни и здоровью Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
749
86
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ / ЗДОРОВЬЕСБЕРЕЖЕНИЕ / ЗАДАЧИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ / ОХРАНА ЗДОРОВЬЯ / ФИЗКУЛЬТУРА / СПОРТ / ФИЗКУЛЬМИНУТКИ / ФИЗИЧЕСКИЕ ПЕРЕМЕНКИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Зенченко Елена Васильевна, Тараканова Валентина Викторовна

В статье авторы раскрывают применение здоровьесберегающих технологий на уроках истории и обществознания, которые позволяют формировать у подрастающего поколения ценностное отношение к жизни и здоровью, позволяющие успешно адаптироваться во многих сферах жизни на пути к самореализации, социальной адаптации, а также особое внимание уделяется упражнениям на гармоничную работу мозга и упражнениям на снятие психологического напряжения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Зенченко Елена Васильевна, Тараканова Валентина Викторовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Применение здоровьесберегающих технологий, направленных на формированиеу подрастающего поколения ценностного отношения к жизни и здоровью»

Эксперимент и инновации в школе

Реализация ФГОС в школе

№ 6/2015 в

Е.В. Зенченко, В.В. Тараканова

Применение здоровьесберегающих технологий, направленных на формирование у подрастающего поколения ценностного отношения к жизни и здоровью

Аннотация

В статье авторы раскрывают применение здоровьесберегающих технологий на уроках истории и обществознания, которые позволяют формировать у подрастающего поколения ценностное отношение к жизни и здоровью, позволяющие успешно адаптироваться во многих сферах жизни на пути к самореализации, социальной адаптации, а также особое внимание уделяется упражнениям на гармоничную работу мозга и упражнениям на снятие психологического напряжения.

Ключевые слова

здоровый образ жизни, здоровьесбережение, задачи образовательной организации, охрана здоровья, физкультура, спорт, физкульминутки, физические переменки.

«Потерял деньги — ничего не потерял, Потерял здоровье — половину потерял, Потерял смысл жизни — все потерял» Народная мудрость

Внимание к вопросам здоровья обучающихся в последние годы заметно возросло. О неблагополучии в этой сфере знали и говорили давно, но сегодня проблема стоит особенно остро. В последнее десятилетие возросло число факторов, которые раньше не составляли проблем для врачей, педагогов, родителей обучающихся: — год от года возрастают учебные нагрузки; — досуг всё чаще отдаётся просмотру фильмов и компьютерным играм. Всё это приводит к гиподинамии, нарушениям осанки, зрения, о росте числа юных курильщиков, массовом потреблении подростками пива, о проблеме токсикомании и наркомании. Рост патологии у обучающихся — характерная тенденция последнего десятилетия [1,2].

Поэтому в соответствии с законом РФ «Об образовании» и комплексным проектом модернизации образования здоровье обучающихся отнесено к приоритетным направлениям государственной политики нашей страны в области образования. В Федеральных государственных образовательных стандартах в рамках реализации компетентност-

но-ориентированных технологий в обучении выделен раздел «Здоровый и безопасный образ жизни», задачи которого — создание здоровьесберегающей среды в образовательных организациях, формирование ценности здоровья и здорового образа жизни [12,13].

Здоровьесберегающая направленность образовательного процесса — основополагающий фактор формирования здорового образа жизни и физической подготовки обучающихся [5,11].

На основе сложившихся в науке точек зрения на проблему сохранения здоровья понятие здоро-вьесбережения можно рассматривать как ценность, систему, процесс, результат. Здоровьесбережение в образовании как ценность представлено тремя взаимосвязанными блоками: здоровьесбережение как ценность государственная, здоровьесбережение как ценность общественная, здоровьесбереже-ние как ценность личностная.

Здоровьесбережение как система характеризует здоровьесберегающий аспект функционирования учебного заведения соответствующего уровня и профиля.

Такая система состоит из взаимосвязанных компонентов: целей здоровьесберегающей деятельности; содержания этой деятельности (фиксируемого

в планах, программах, учебниках, учебных пособиях, компьютерных обучающих программах, разнообразных видео, информационных, телекоммуникационных и т.п. средствах); методов сбережения здоровья; средств, используемых в процессе здоро-вьесбережения; организационных форм и норм, в которых здоровьесберегающая деятельность реализуется с тем или иным эффектом [7,11].

Система здоровьесберегающего образования наряду с обеспечением необходимых условий для полноценного естественного развития обучающегося способствует формированию у него осознанной потребности в здоровье, пониманию основ здорового образа жизни, обеспечивает практическое освоение навыков сохранения и укрепления физического и психического здоровья и представляет собой взаимосвязь трех подсистем, которые, взаимодопол-няя друг друга способствуют созданию необходимых условий для формирования личности обучающихся, содействуют их естественному физическому и психическому развитию, тем самым оказывая благотворное влияние на здоровье обучающихся в целом.

Здоровьесбережение в образовании как процесс проходит в определенных организационных формах (индивидуальных, групповых, коллективных) с привлечением самых разнообразных средств здоро-вьесбережения и зависит от поставленных целей и ожидаемых результатов образовательной деятельности [5,7,12].

Здоровьесберегающее как результат: является индивидуальное здоровье обучающегося, представляющее собой динамический комплекс психофизиологических свойств и качеств личности, направленный на самосовершенствование и здоровый стиль жизни, а также фиксируется факт овладения личностью всех ценностей, рождающихся в процессе здоровьесберегающей образовательной деятельности.

Поэтому применение здоровьесберегающих технологий в образовательных организациях является актуальной, так как они способствуют сохранению и укреплению здоровья обучающихся.

Здоровьесберегающие образовательные технологии — это система, создающая максимально возможные условия для сохранения, укрепления и развития духовного, эмоционального, интеллектуального, личностного и физического здоровья всех субъектов образования (студентов, педагогов) [5].

Главный отличительный признак здоровьесберегающих образовательных технологий — не место, где они реализуются, а использование психолого-педагогических приемов, методов, технологий подходов к решению возникающих проблем. Наиболее обобщенной из множества классификаций является выделение двух типов здоровьесберегающих технологий организационные — технологии, создающие условия безо-

пасного для здоровья обучения; педагогические — включают все аспекты воздействия педагога на здоровье обучающегося — на всех уровнях (информационном, психологическом, биоэнергетическом и т.д.) [1,7,13]

Возложение на образовательную организацию и педагога такой, казалось бы, несвойственной им задачи — заботы о здоровье студентов — определяется следующими причинами:

Во-первых, значительную часть времени обучающиеся проводят в образовательных организациях, поэтому педагоги всегда несут ответственность за сохранение их здоровья.

Во-вторых, большая часть всех воздействий на здоровье обучающихся — желательных и нежелательных — осуществляется именно в стенах образовательных организациях.

Задача образовательной организации — сохранить и укрепить здоровье обучающихся. Поэтому, главное действующее лицо, заботящееся о здоровье обучающихся в образовательных организациях — педагог.

Среди здоровьсберегающих технологий, применяемых в системе образования, можно выделить несколько групп, в которых используется разный подход к охране здоровья, а соответственно и разные методы, и формы работы:

Медико-гигиенические технологии — контроль и помощь в обеспечении надлежащих гигиенических условий в соответствии с регламентаци-ями СанПиНов.

Физкультурно-оздоровительные технологии — направлены на физическое развитие занимающихся: закаливание, тренировка физических качеств и навыков; реализуются на занятиях физкультуры, спортивных секциях.

Экологические здоровьесберегающие технологии — создание природосообразных, экологически оптимальных условий жизни и деятельности людей, гармоничных взаимоотношений с природой [5].

К функциям здоровьесберегающих технологий относят (схема):

Рассмотрим схему подробно: - формирующую: осуществляется на основе биологических и социальных закономерностей становления личности. В основе формирования личности лежат наследственные качества, предопределяющие индивидуальные физические и психические свойства. Дополняют формирующее воздействие

Применение здоровьесберегающих технологий, направленных на формирование у подрастающего поколения

ценностного отношения к жизни и здоровью

на личность социальные факторы, обстановка в семье, классном коллективе, установки на сбережение и умножение здоровья как базы функционирования личности в обществе, учебной деятельности, природной среде;

- информативно-коммуникативную: обеспечивает трансляцию опыта ведения ЗОЖ, преемственность традиций, ценностных ориентаций, формирующих бережное отношение к индивидуальному здоровью;

- диагностическую: заключается в мониторинге развития обучающихся на основе контроля, что позволяет соизмерить усилия и направленность действий педагога в соответствии с природными возможностями обучающегося, обеспечивает инструментально выверенный анализ предпосылок и факторов перспективного развития педагогического процесса, индивидуальное прохождение образовательного маршрута;

- адаптивную: воспитание у обучающихся направленности на здравотворчество, ЗОЖ, оптимизировать состояние собственного организма и повысить устойчивость к стрессогенным факторам природной и социальной среды

- рефлексивную: заключается в переосмыслении предшествующего личностного опыта, в сохранении и приумножении здоровья, что позволяет соизмерить реально достигнутые результаты с перспективами.

- интегративную: объединяет народный опыт, различные научные концепции и системы воспитания, направляя их по пути сохранения здоровья подрастающего поколения.

Каждое занятие для студента — это работа, протекающая в условиях почти полной неподвижности. Энергичных студентов, которых мы видим лишь на переменах, а вот со звонком на занятиях исчезает горящий взгляд, сходит улыбка, меняется и осанка, опущены плечи, свисает голова [3].

Поэтому педагогу в организации и проведении занятий необходимо учитывать:

1) обстановку и гигиенические условия в кабинете: температуру и свежесть воздуха, рациональность освещения кабинета и доски;

2) число видов учебной деятельности: опрос студентов, письмо, чтение, слушание, рассказ, рассматривание наглядных пособий, ответы на вопросы, решение примеров, задач и др. Норма — 4-7 видов за урок. Частые смены одной деятельности другой требуют от обучающихся дополнительных адаптационных усилий;

3) среднюю продолжительность и частоту чередования различных видов учебной деятельности. Ориентировочная норма — 7-10 минут;

4) число видов преподавания: словесный, наглядный, аудиовизуальный, самостоятельная работа и т.д. Норма — не менее трех;

5) чередование видов преподавания. Норма — не позже чем через 10-15 минут;

6) место и длительность применения ТСО (в соответствии с гигиеническими нормами), умение педагога использовать их как возможности инициирования дискуссии, обсуждения;

7) чередование поз студентов;

8) физкультминутки и другие оздоровительные моменты на уроке — их место, содержание и продолжительность. Норма — на 15-20 минут урока по 1 минутке из 3-х легких упражнений с 3 — повторениями каждого упражнения;

9) наличие у студентов мотивации к учебной деятельности на уроке (интерес к занятиям, стремление больше узнать, интерес к изучаемому материалу и т.п. ) и используемые педагогом методов повышения мотивации;

10) наличие в содержательной части занятий вопросов, связанных со здоровьем и здоровым образом жизни; демонстрация, прослеживание этих связей. Формирование отношения к человеку и его здоровью как к ценности; выработка понимания сущности ЗОЖ; выработка индивидуального способа безопасного поведения обучающихся;

11) психологический климат на занятиях;

12) наличие на занятиях эмоциональных разрядок: шуток, улыбок, афоризмов с комментариями и т.п. [5].

В конце занятий следует обратить внимание на момент наступления утомления студентов и снижения их учебной активности, а также темп и особенности окончания урока: быстрый темп, «ском-канность», нет времени на вопросы студентов, быстрое, практически без комментариев, записывание домашнего задания; или спокойное завершение урока: обучающиеся имеют возможность задать педагогу вопросы.

Общеизвестно, что движение — это универсальный закон мироздания. Вокруг нас движется все: от атомов и клетки до космических миров. Еще древние римляне сказали: «Движение есть жизнь». С эпохи древности человек свою жизнедеятельность осуществлял через мышцы, которые играли ключевую роль. В нашем современном мире машины вытеснили работу мышц. Основную часть времени мы сидим на стуле. Именно стул стал символом современной цивилизации. Человек прямоходящий стал человеком сидящим. Именно поэтому к системе современного образования должны быть предъявлены требования в воспитании человека, который бы овладел динамическими и психологическими стереотипами, т.е. привычки. В народе говорят: «Посеешь привычку — пожнешь характер. Посеешь характер — пожнешь судьбу». Именно формирование привычки в семье и в образовательной организации должны превратить в стиль жизни. Это должно привести к тому, что человек будет здоровым, радостным и счастливым. Но современный образ жизни обучающихся заставляет его только сидеть. Именно педагог должен сыграть важную роль в формировании физического здоровья обу-

чающихся — это физкультура, спорт, физкульми-нутки, физические переменки.

На педагога возлагается еще одна миссия, быть психологом, чтобы вовремя оказать помощь обучающемуся в психологических и социальных трудностях.

Цель педагога — формирование устойчивых мотивов и потребностей, обучающихся в бережном отношении к своему здоровью и здоровью окружающих, потребность к ЗОЖ, в целостном развитии физических и психических качеств.

На занятиях используются физкультминутки, т.к. это помогает сосредоточить внимание обучающихся, нацелить их на работу, снять напряжение.

На занятиях имеет место быть гимнастика для глаз, на перемене обязательно проветриваем кабинет, ведь свежий воздух необходим для улучшения самочувствия обучающихся и повышения их работоспособности [3].

На занятиях применяются такие формы и методы, которые позволяют обучающимся во время групповых работ или работе в паре большее время стоять (работа с настенной картой, обсуждение ситуаций, поиск нужной информации и т.д.).

Особое внимание на занятиях уделяется упражнениям на гармоничную работу мозга и упражнениям на снятие психологического напряжения. В народе говорят: «Все болезни от нервов». Ведь если студент спокоен и уверен в себе, если он уходит с занятий довольным, то можно с уверенностью сказать, что и здоровье его тоже в порядке, т.к. положительные эмоции снижают утомление обучающегося, вызванное учебными занятиями[8].

Не маловажную роль на занятиях играет воспитательный момент[6]. Педагог умело может использовать это для пропаганды ЗОЖ. Со студентами на занятиях обществознания применяются методики диспута, «круглого стола», на которых обсуждаем, анализируем и делаем выводы о глобальных проблемах человечества, особенно о демографической проблеме, которая сложилась сегодня в современном обществе [6]. Акцентируется внимание на последствия, которые приводят к небрежному отношению к себе и своему здоровью (табакокурение и употребление спиртных напитков беременными женщинами и кормящими матерями, бездумная абортизация в юности).

На занятиях права обязательно рассматриваем статьи Уголовного Кодекса, которые предусматривают наказание за совершение преступления, направленных на нанесение вреда здоровью человека (например, ст. 23 УК РФ. «Уголовная ответственность лиц, совершивших преступление в состоянии опьянения»).

Еще древние индийцы говорили: «Мы взяли этот мир взаймы у предков, чтобы передать его последующему поколению». Именно эти слова являются эпиграфом к каждому занятию. Мы стараемся показать студентам необходимость бережного отноше-

ния к своему здоровью, здоровью окружающих и потребность к здоровому образу жизни. История человечества, а, следовательно, и история общества зависит от личной заинтересованности людей в изменениях или сохранении жизни без изменений. И если человек любит себя и окружающих, то отношение его будет добрым и бережным.

Уроки истории и обществознания позволяют формировать у подрастающего поколения ценностное отношение к жизни и здоровью, которое позволит успешно адаптироваться во многих сферах жизни на пути к самореализации, социальной адаптации.

Здоровое общество — это достояние государства, наше колоссальное богатство. Оно слагается из здоровья каждого члена общества, из совокупности усилий отдельных людей, направленных на его укрепление и сохранение. В Уставе Всемирной организации здравоохранения сказано: «Здоровье — это состояние человека, которому свойственно не только отсутствие болезней или физических дефектов, но и полное физическое, душевное и социальное благополучие». Задача современной системы образования заключается в том, чтобы помочь обучающимся в формировании разносторонне физически развитой личности, способной активно использовать ценности физической культуры для укрепления и длительного сохранения собственного здоровья, оптимизации трудовой деятельности и организации активного отдыха [1].

Одним из направлений педагогической работы должно стать использование работы в режиме двигательной активности. Иногда физические паузы приходится проводить не в середине, а в начале занятия, так как это помогает сосредоточить внимание обучающихся, нацелить их на работу, снять напряжение, оставшееся в них с предыдущего занятия.

Другими формами двигательной активности являются ролевые игры на занятиях, «инсценирование» исторических сюжетов и поиск решений исторических и обществоведческих задач, работа в группах, когда обучающиеся двигаются, пересаживаются во время занятия. При этом значительную роль играет эмоциональный фактор, ведь, как правило, обучающиеся садятся с тем, кто им симпатичен и привлекателен. Заряд положительными эмоциями сказывается как на ход занятия, так и на самочувствие обучающихся. Чтобы они чувствовали себя комфортно и раскованно, педагог может позволить себе и им шутить, смеяться, но естественно, не нарушая при этом дисциплины и порядка [3, 10].

Каким образом, преподаватель достигает этого? Во-первых, обучающиеся по возможности сами читают новый материал, изложенный в учебнике. Во-вторых, систематизация прочитанного происходит в совместной деятельности обучающихся и педагога, когда наводящими вопросами он проверяет первичное восприятие, делая при этом записи, выстраивая схемы на доске и в тетрадях для установления причинно — следственных связей. Как правило, вскоре

Применение здоровьесберегающих технологий, направленных на формирование у подрастающего поколения

ценностного отношения к жизни и здоровью

обучающиеся начинают говорить, спорить, доказывать свою точку зрения, поправлять других и преподавателя, когда он «допускает ошибку». Казалось бы, в кабинете должен стоять неимоверный шум, но ведь одновременно воспитывается и культура поведения по принципу: «Хочешь быть выслушанным — умей слушать других». Выстроенные в тетради логические цепи, позволяют обучающимся не сидеть долго над домашней работой, а вспомнить, закрепить изученный на занятии материал и отдыхать. Таким образом, одновременно решается, пусть и частично, проблема ненормированной продолжительности учебного дня, недели и предельного напряжения организма в течение этого времени.

Через создание спокойной и заинтересованной атмосферы, педагог пытается решить задачу сохранения комфортной эмоционально-психологической среды в коллективе. Если обучающийся спокоен и уверен в себе, если он уходит с занятия довольным, то можно с уверенностью сказать, что и здоровье его тоже в порядке, так как положительные эмоции снижают утомление, вызванное учебным процессом [2, 6].

Главной задачей педагога должна стать необходимость обоснованно и доказательно показать обучающимся важность бережного отношения к самому себе [8,9,10].

Естественно, что наряду с успехами есть и трудности: такие как нигилизм обучающихся на первых курсах, сомневающихся не только в педагогах, их искренности, но и в самой жизни. Обучающиеся чувствуют любую фальшь и неискренность, и поэтому самая большая трудность — завоевание авторитета и уважения. Ведь без этого невозможно ни проведение диспутов и «круглых столов», ни других форм традиционных и не традиционных занятий, ни формирование стойкой жизненной позиции у них.

«Забота о здоровье — это важнейший труд воспитателя.

От жизнедеятельности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы...».

В.А. Сухомлинский

Литература

1. Безруких М.М. Здоровьесберегающая школа: Учеб.-ме-тод. лит. /М.М. Безруких; Рос. акад. образования. Моск. психол.— соц. ин-т. М.: 2004. 240с.

2. Зайцев Г.К. Школьная валеология: Педагогические основы обеспечения здоровья учащихся и учителей. 3-е изд., пере-раб. и доп. СПб.: Детство — Пресс, 2001. 160с.

3. Зенченко Е.В. Патриотическое воспитание на уроке истории и во внеурочное время. // Эксперимент и инновации в школе. 2015. № 2. С.20-24.

4. Кругликов Г.И. Методика профессионального обучения с практикумом Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений — М.: Издательский центр «Академия», 2005 288с.

5. Смирнов Н.К. Здоровьесберегающие образовательные технологии в современной школе. М.: АПКиПРО, 2002. 121с.

6. Тараканова В.В. Воспитательная работа среди студентов. Пути повышения качества воспитательной работы в образовательных учреждениях: материалы Международной научно-практической конференции / отв.ред. Л.К. Гребен-кина, Е.М. Аджиева; Ряз.гос. ун-т им. С.А. Есенина. Рязань, 2009. С.93-98.

7. араканова В.В. Использование здоровьесберегающих технологий в современных образовательных организациях. // Международная научная школа психологии и педагогики. 2014. № 8. С.16-20.

8. Тараканова В.В., Соловьева Н.Г. Эффективное взаимодействие студентов в группе для плодотворной работы. Международная научная школа психологии и педагогики. 2015.

№ 1. С.74-78. }

9. Хуторской А.В. Доктрина образования человека в Российской Федерации (проект). // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. 2015. № 1. С. 4-9.

10. Чапаев Н.К., Чошанов М.А. Креативная педагогика: проблемы, противоречия, пути их разрешения. // Инновационные проекты и программы в образовании 2012. № 3. С.30-41.

11. Яшина Г.А., Сиденко А.С. От здоровьезатратных педагогических технологий — к здоровьесберегающим. // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. 2012. № 6.С. 21-25.

12. Яшина Г.А., Сиденко А.С. Школа здоровья: от здоровьеза-тратных технологий — к здоровьесберегающим, обеспечивающим успех ученика. // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. 2014. № 4. С. 25-29.

13. Яшина Г.А., Сиденко А.С. Школа Здоровья: стратегия и тактика. // Эксперимент и инновации в школе. 2012. № 1. С.31-34.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.