2. Целесообразно использовать методы, способствующие активизации инициативы и творческого самовыражения самих учащихся (свободная беседа, выбор действия, выбор способа взаимодействия, свобода творчества, обсуждение в группах, ролевая игра, дискуссия, и т. д.).
3 учитель должен наблюдать за чередованием позы учащегося в соответствии с видом учебной работы.
4. Учитель должен применять на уроке физкультурно-оздоровительные мероприятия, способствующие предупреждению утомлению и поддержанию работоспособности (физкультурные паузы и минутки).
5. Учителю необходимо предусматривать в содержательной части урока вопросы, связанные со здоровьем и здоровым образом жизни.
6. Учитель должен мотивировать интерес учащихся к уроку.
7. На уроке должен присутствовать положительный психологический климат (эмоциональные разрядки, шутки, улыбки и т. д.).
8. Плотность урока, т. е. количество времени, затраченного учениками на учебную работу должна быть не менее 60% и не более 75-80%.
9. Учитель должен следить за моментом наступления утомления учащихся, снижением их учебной активности.
10. Учитель должен избегать быстрого темпа, «скомканности» урока, отсутствия времени на вопросы учащихся, быстрого, записывания домашнего задания; задержки учащихся в классе после звонка (на перемене).
Методы и формы работы учителя:
1. Учитель мобилизует учащихся на урок, создает положительный эмоциональный настрой и рабочую обстановку в классе, обеспечивает высокий уровень мотивации учебной деятельности учащихся в течение урока, создает благоприятный психологический климат.
2. В содержание учебного материала учитель включает вопросы, связанные со здоровьем.
3. Методы и формы обучения, используемые учителем, должны быть адекватны учебному содержанию, задачам этапа обучения, а также психофизиологическим и учебным возможностям учащихся.
4. Учитель должен оказывать дозированную помощь учащимся при затруднениях, создавать ситуацию успеха.
5. Учитель должен использовать приемы психоэмоциональной разрядки, снимать у учащихся зрительное утомление, мышечное напряжение.
6. Методы контроля и оценки знаний, учащихся должны способствовать сохранению их психического здоровья.
7. Учитель должен соблюдать гигиенические нормы и требования при организации урока (освещенность, проветривание, распределение учебного материала), использовать технические средства обучения в соответствии с гигиеническими требованиями.
8. Характер, объем и дифференцированность домашних заданий, задаваемых учителем должен соответствовать реальным учебным возможностям, индивидуальным особенностям и способностям учащихся [11; 12].
Диагностика учебного процесса.
Диагностика учебного процесса должна иметь здоровьесберегающий потенциал. На практике применяются такие формы оценивания деятельности учащихся, как «общественный договор» между учащимся и педагогом, папка достижений («портфолио») учащегося, проектная (индивидуальная и групповая) деятельность, критериальное оценивание, индивидуально-типологические нормативы (на уроках физической культуры) [2; 13].
Важной частью здоровьесберегающей деятельности образовательного учреждения является деятельность, направленная на обучение здоровью (культуре здоровья). Роль учителя в формировании культуры здоровья является определяющей. Она заключается, прежде всего, в формировании стойкой мотивации на здоровье, основам здорового образа жизни, культуры общения и межличностных отношений и т. д. Арсенал форм и средств, с помощью которых учитель может решать задачу формирования общей культуры и культуры здоровья школьника, включает все многообразие его профессиональной деятельности: учебную, внеклассную, внешкольную, работу с родителями.
Ряд авторов, учитывая актуальность существующих проблем по охране жизни и здоровья детей, а также потребность в научно-методическом обеспечении образования по программам обучения культуре здоровья, основам здорового образа жизни разработали образовательные программы, рекомендации по их интеграции в учебно-воспитательный процесс общеобразовательных учреждений.
В 2005 г. в рамках проекта «Обучение здоровью в образовательных учреждениях Российской Федерации» была разработана программа «Обучение здоровью». В фокусе данной программы находятся проблемы формирования умения вести здоровый образ жизни. Обучение здоровью касается знаний, отношений, навыков и поддержки, в которой дети и подростки нуждаются для того, чтобы действовать в соответствии со здоровыми канонами, строить здоровые отношения, пользоваться необходимыми услугами и создавать здоровую среду обитания.
Программа представляет собой спланированные мероприятия для детей и подростков, осуществляемые специально подготовленными преподавателями с целью получения знаний о здоровье, формирования навыков здорового образа жизни и выработки позитивного отношения к здоровью и благополучию. Обучение здоровью охватывает широкий спектр областей, таких как эмоциональное и ментальное здоровье, правильное питание, профилактика употребления алкоголя и табака и других наркотических веществ, репродуктивное и сексуальное здоровье, предупреждение травматизма, и другие темы с учетом аспектов прав человека и половых различий,
как наиболее важных основополагающих и пронизывающих все обучение принципов [9].
По нашему мнению целью программ «Обучение культуре здоровья» должны стать знания, умения и навыки, которые помогут им осуществлять ответственное поведение в отношении собственного здоровья и личного благополучия в течение всей жизни.
Программы могут реализовываться в рамках национально-регионального, школьного компонентов базисного учебного плана, а также чрез систему внеклассной работы образовательного учреждения [2; 7].
Хорошо известно, что значение физической культуры в школьный период жизни человека заключается в создании фундамента для всестороннего физического развития, укрепления здоровья, формирования разнообразных двигательных умений и навыков. Все это приводит к возникновению объективных предпосылок для гармонического развития личности. Полноценное развитие де тей школьного возраста без активных физкультурных занятий практически невозможно. Выявлено, что дефицит двигательной активности серьезно ухудшает здоровье растущего организма, ослабляет его защитные силы, не обеспечивает полноценное физическое развитие.
Кроме того, спортивная деятельность служит инструментом профилактики ассоциального поведения и организации досуга.
Поэтому мы рассматриваем физкультурно-оздоровительную деятельность образовательного учреждения как мощный фактор формирования здоровья школьника и роль педагогических работников, в частности учителя физической культуры, в этом направлении актуальна.
Деятельность учителя физической культуры заключается в: полноценной и эффективной работе с учащимися всех групп здоровья на уроках физической культуры; организации динамических перемен, физкультурных пауз на уроках, способствующих эмоциональной разгрузке, повышению учебной работоспособности; создании условий для работы спортивных секций по видам спорта; регулярном проведении спортивно-оздоровительных мероприятий (дней здоровья, соревнования, спортивных праздников).
Правильно организованная физкультурно-оздоровительная работа может стать основой рациональной организации двигательного режима школьников, способствовать нормальному физическому развитию и двигательной подготовленности учащихся всех возрастов, позволит повысить адаптивные возможности организма, а значит, станет средством сохранения и укрепления здоровья [5].
Профилактика, медицинские, психолого-педагогические динамические наблюдения за состоянием здоровья школьников являются важной частью здоровье сберегающей деятельности образовательного учреждения. В этой деятельности участвуют медицинские работники, школьные психологи, учителя.
Деятельность в этом направлении включает в себя:
- использование рекомендованных и утвержденных методов профилактики заболеваний, не требующих постоянного наблюдения врача (витаминизация, профилактика нарушений осанки, профилактика нарушений зрения т. п.);
- регулярный анализ и обсуждение на педсоветах данных о состоянии здоровья школьников, доступность сведений для каждого педагога;
- регулярный анализ результатов динамических наблюдений за состоянием здоровья и их обсуждение с педагогами, родителями, введение карты здоровья класса (школы), что позволит наглядно увидеть рост заболеваемости, проанализировать причины и своевременно принять необходимые меры;
- создание системы комплексной педагогической, психологической и социальной помощи детям со школьными проблемами;
- привлечение медицинских работников к реализации всех компонентов работы по сохранению и укреплению здоровья школьников, просвещении, педагогов и родителей [6].
Эффективная работа по здоровьесбережению предполагает создание в образовательном учреждении организационной структуры, которая курирует данный вид деятельности.
В методическом пособии «Организация оздоровительной работы в образовательных учреждениях» рассматривается модель школьной службы здоровья в Ульяновской области, ее структура и функциональные обязанности специалистов, входящих в нее (руководитель структурного подразделения, медицинский работник, руководители методических объединений, психолог, социальный педагог) [4].
Таким образом, работа по сохранению и укреплению здоровья школьников в процессе учебно-воспитательной деятельности является непосредственной обязанностью образовательного учреждения.
Участники образовательного процесса (администрация школ, учителя, психологи, социальные работники) должны решать при этом разные, специфические задачи в единой системе мероприятий по здоровьесбережению.
Главными задачами школьной администрации является создание здоровьесберегающих санитарно-гигиенических учебно-организационных условий обучения, обеспечение повышения квалификации педагогов по вопросам здоровьесбережения, мониторирование уровня здоровья школьников и условий обучения.
Задачами учителей являются: выбор адекватных средств и методов обучения и воспитания; осуществление индивидуального подхода к обучению и воспитанию; создание эффективного психологического климата; обучение детей культуре здоровья; применение в процессе обучения здоровьесберега-Ю1дих образовательных и физкультурно-оздоровительных технологий.
К сожалению, в настоящее время наблюдается противоречие между требованиями общества к воспитанию здорового подрастающего поколения, уровнем подготовки педагогов к данному виду деятельности.
Нами было проведено тестирование уровня знаний учителей школ г. Ульяновска, связанных с гигиеной и охраной здоровья школьников в образовательных учреждениях. В анкету, разработанную специалистами научного центра здоровья детей Российской академии медицинских наук, НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков, Московской медицинской академии им. И. М. Сеченова и Российской ассоциации общественного здоровья были включены 80 вопросов по санитарно - гигиеническому, учебно-организационному и психолого-педагогическому обеспечению учебновоспитательного процесса. В анкетировании приняло участие 42 педагога общеобразовательных школ.
Для оценки уровня знаний мы использовали рекомендации классической теории тестов. Неудовлетворительная оценка выполнения теста выставлялась в случае правильного ответа менее 25% тестовых заданий. Диапазоны, соответствующие оценкам «3», «4», «5» также соответствуют по 25% правильных ответов.
Были получены следующие результаты: у 28 учителей, что составляет 66,6%, количество правильных ответов составило от 25 до 40 и соответствует оценке «удовлетворительно»; у 12 (28,6%) педагогов количество правильных ответов было от 44 до 59 и оценка соответственно — «хорошо»; лишь 3 учителя правильно ответили на вопросы, количество которых позволило получить им оценку «отлично».
Нам наш взгляд, это свидетельствует о недостаточной подготовке большинства педагогов по вопросам охраны и укрепления здоровья школьников.
Перечисленные в данной статье направления здоровьесберегающей педагогической деятельности, подготовка к ней учителей помогут переломить тенденцию к снижению уровня здоровья подрастающего поколения, превратят «здоровьеразрушающую» систему общего образования в «здоровьесберегающую».
Библиографический список
1. Громбах, С. М. Школа и психическое здоровье учащихся [Текст] / С. М. Громбах. - М.: Медицина, 1988. - 272 с.
2. Жуков, О. Ф. Обучения культуре здоровья в образовательных учреждениях [Текст] / О. Ф. Жуков // Актуальные проблемы модернизации образования в области физической культуры: Материалы всероссийской научно-практической конференций 7 декабря 2007 года / Под общ. ред. Ю. А. Гордеева. - Ульяновск: УИПК ПРО, 2007. - С. 64-69.
3. Закон РФ «Об образовании». - М.: Омега - Л, 2005, - 45 с.
4. Левушкин, С. П. Организация оздоровительной работы в образовательных учреждениях [Текст]: методическое пособие / С. П. Левушкин, О. Ф. Жуков, С. Н. Блинков. - Ульяновск: УлГУ, 2004. - 207 с.
5. Методические рекомендации: Здоровьесберегающие технологии в общеобразовательной школе: методология анализа, формы, методы, опыт применения / Под редакцией М. М, Безруких. В. Д. Сонькина. - М.: Триада-Фарм, 2002. — 114 с.
6. Организация и оценка здоровьесберегающей деятельности образовательных учреждений. Руководство для работников системы общего образования / Под редакцией М. М. Безруких, В. Д. Сонькина. - М.: Московский городской фонд поддержки школьного книгоиздания, 2004. - 380 с.
7. Павлова, М. Методические рекомендации по интеграции программы «Основы здорового образа жизни» в учебно-воспитательный процесс образовательного учреждения: [Электронный ресурс] / М. Павлова. - Саратов: Саратовский институт повышения квалификации и переподготовки работников образования, 2003. — Режим доступа: // http:// www.health.besi-host.ru/., - Загл. с экрана.
8. Постановление Правительства РФ от 19 марта 2001 г. N 196 «Об утверждении Типового положения об общеобразовательном учреждении» [Электронный ресурс]. - М.: Российский общеобразовательный портал. - Режим доступа: // http:// www.school.edu.ru/ свободный. - Загл. с экрана.
9. Программа «Обучение здоровью» для 1-11 классов/ под общ. ред. Л. Ф. Шатохиной. - М., 2005. - 47 с.
10. Сихвола, С. Здоровые дети - здоровая нация [Текст] / С. Сихвола // Информационный бюллетень Проект «Обучение здоровью в образовательных учреждениях РФ, 2004. - № 4. - 2 с.
11. Смирнов, Н. К. Здоровьесберегающие образовательные технологии в работе учителя и школы [Текст] / Н. К. Смирнов. - М.: АРКТИ, 2003, - 272 с,
12. Смирнов, Н. К. Здоровьесберегающие образовательные технологии и психология здоровья в школе [Текст] / Н. К. Смирнов. - М.: АРКТИ, 2005, — 302 с.
13. Ступннцкая, М. А Объективные оценки не вызывают стресс [Текст] / М. А. Ступницкая, А. В. Белов, В. А. Родионов // Здоровье детей, 2003. - № 23. -С. 18-19.
14. Сухомлинский, В. А. Сердце отдаю детям [Текст] / В. А. Сухомлинский. -Киев: Радянська школа, 1974. - 288 с.
15. Федеральный Закон «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации». - М.: Омега - Л, 2008. - 24 с.
16. Славгородская, М. В. Система здоровьесберегающей деятельности в школе-интернате [Текст] / М, В, Славгородская // Сибирский педагогический журнал. - 2008. -№ 1. - С. 410-421.
17. Петрова, Т. В, Система возложенных причин негативных последствий в половом воспитании младших школьников [Текст] / Т. В, Петрова // Сибирский педагогический журнал. - 2007. - № 3. — С. 259-270,
18.Ендропов, О. В. Современные проблемы наследственности и двигательные возможности человека [Текст] / О. В. Ендропов // Сибирский педагогический журнал. - 2007. - № 1, - С. 209-215.
19. Эрюков, В. В. Роль и место дидактических умений в структуре готовности учителя физической культуры к профессиональной творческой деятельности [Текст] / В, В. Эрюков // Сибирский педагогический журнал. - 2008. - № 3. -С, 141-149,
20.Сенько, Ю. В. Технология профессионального образования в герменевтическом круге [Текст] / Ю. В. Сенько // Сибирский педагогический журнал. -2007. - № 4. - С. 69-84.
21. Минникаева, Н. В. Стратегия оптимизации двигательного режима дня для детей старшего дошкольного возраста [Текст] / Н. В. Минникаева // Сибирский педагогический журнал. - 2007. - № 3. - С. 310-316.
22.Нарзулаев, С. Б. Методы обучения инвалидов и лиц с нарушением здоровья двигательным действиям и формирование двигательных навыков [Текст] / С. Б. Нарзулаев, М. Б, Мингасаев // Сибирский педагогический журнал. - 2007. -№3,-С. 316-323.
23. Сериков, С. Г. Концептуальные подходы к обеспечению сочетания умственных и физических нагрузок учащихся в здоровьесберегающем образовательном процессе [Текст] / С, Г. Сериков, О. А. Клестова, М. Е. Коржова // Сибирский педагогический журнал. - 2007. - № 1. - С. 202-209,
24.Плахотнна, О. Д. Личностные особенности умственно отсталых подростков с СДВГ [Текст] / О. Д. Плахотина // Сибирский педагогический журнал. - 2008. -№3.-С. 393-401.
25.Чекрякова, С. В. Взаимосвязь самооценки часто болеюшего ребенка дошкольного возраста и родительского отношения к нему [Текст] / С. В. Чекрякова // Сибирский педагогический журнал. - 2008. - № 3. -С. 401-409.
УДК 372.22
Красилов Владимир Маркович
Соискатель кафедры психолого-физиологических основ физической культуры ГОУ ВПО «Кузбасская государственная педагогическая академия», krasilov50@mail.ru, krasilov28@pochta.ru, Бийск
О СУЩНОСТИ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕГО ПОДХОДА В ПЕДАГОГИКЕ
Krasilov Vladimir Markovich
Post-graduate at the chair of Psychological and Physiological Foundations of Physical Training, the Kuzbass State Pedagogical Academy, krasilov50@tnail.ru, krasilov28@pochta.ru, Biisk
THE ESSENCE OF HEALTHSAVING APPROACH IN PEDAGOGY
Педагогика как наука имеет поступательное развитие, что открывает большие возможности в поиске новых средств, форм и методов обучения и воспитания. В ней постоянно появляются новые подходы и взгляды к организации процесса обучения и воспитания. Попытки внедрить методологическое знание в ту или иную предметную область делают объект и предмет педагогики открытым к новациям, способствуют смене базовых представлений и постулатов, привнесению методов исследования и онтологии извне [1].
Педагогическая наука не может игнорировать этот вызов со стороны других научных направлений и дисциплин, изучающих человека и его развитие [2]. Педагогическая наука, реагируя на все изменения социальных условий и требований, создает все новые и новые подходы и формы. В связи с этим актуализируется необходимость выработки определенного отношения к полученным в этих научных областях представлениям, более энергичной работе «на стыке» с ними, на что указывает Д. И. Фельдштейн [2, с. 12].
Сказанное в полной мере относится и к здоровьесбережению. Мы согласны с Д. С. Сомовым, утверждающим, что для успешной реализации здоровь-есбережения в образовательном учреждении необходимо обосновать методологические подходы и педагогические принципы, логику и содержание выделенных механизмов, поскольку здоровьесбережение может быть продуктивным только при строго определенном комплексе содержательных условий и учебно-диагностирующих мероприятий и дисциплин, позволяющих четко и грамотно подойти к решению поставленных задач [3].
В связи с этим необходимо определить некоторый общий (универсальный) способ (совокупность способов, приемов) организации здоровьесбе-режения, который позволит выявить закономерности и взаимосвязи разнообразных действий по сохранению и укреплению здоровья обучающихся с целью их более эффективного использования. В данном случае речь идет об определении педагогического подхода, являющегося, по мнению В. А. Сластенина, специфическим относительно самостоятельным принципом конкретно-научной методологии педагогической науки и соответственно обслуживаемой практики [4].
По определению И. А. Зимней, категория «подход к обучению» - это:
а) мировоззренческая категория, в которой отражаются социальные установки субъектов обучения как носителей общественного сознания;
б) это глобальная и системная организация и самоорганизация образовательного процесса, включающая все его компоненты и субъекты педагогического взаимодействия; в) подход как категория шире понятия стратегия обучения - он включает ее в себя, определяя методы, формы, приемы [5]. В контексте нашего исследования, подход - это способ организации здоровьесберегающего образовательного процесса, включающий компоненты, принципы, субъекты, методы, приемы и формы здоровьесбережения. Такой подход является не столько методом решения задач, сколько методом постановки задач [6].
В современной педагогике выделяется множество различных подходов: аксиологический, антропологический, герменевтический, деятельностный, диалогический, интегративный, компетентностный, личностный, личностно-ориентированный, личностно-деятельностный, синергетический, системный, технологический, цивилизационный, которые и представляют ее методологические принципы. Для достижения целей здоровьесбережения учеными и педагогами-практиками чаще всего используются антропологический, гуманистический, личностный (личностно-ориентированный и
личностно-деятельностный), комплексный и системный подходы, рассмотрение которых поможет в дальнейшем научно обосновать наиболее эффективные пути воздействия на здоровье обучающихся в системе начального профессионального образования.
Антропологический подход направляет внимание педагогов на природный фонд человека, рассматривая его как дар, когда личность воспринимается как ценность, а образовательный процесс - как сберегающая ее деятельность. Суть антропологического подхода - обеспечение индивидуализации воспитательного процесса, развития интеллектуальной и эмоциональной сферы, креативности и рефлексии, тела и духа; развертывания личностной индивидуальности всех его участников [7].
Гуманистический подход проник в педагогику из гуманистической психологии - одного из ведущих направлений современной западной психологии, в центре внимания которой находится понятие становления личности как уникальной целостной системы, представляющей собой не нечто данное заранее, а открытую возможность самоактуализации [8]. Признавая личность и развитие ее сущностных сил в качестве ведущей ценности, современное образование ищет продуктивные средства осуществления гуманистической парадигмы, создания принципиально новой образовательной системы в контексте здравогворчества, здоровьесберегшощего типа образования [9].
Личностный подход означает ориентацию при осуществлении педагогического процесса на личность как цель, субъект, результат и главный критерий его эффективности. Он настоятельно требует признания уникальности личности, ее интеллектуальной и нравственной свободы, права на уважение.
Главной отличительной особенностью комплексного подхода является приоритет здоровья, т. е. грамотная забота о здоровье как обязательное условие образовательного процесса, что определяет последовательное формирование здоровьесберегающего образовательного пространства, в котором все педагоги, специалисты, учащиеся, их родители согласованно решают общие задачи, связанные с заботой о здоровье, и принимают на себя солидарную ответственность за достигаемые результаты.
Системный подход в организации здоровьесбережения обусловлен потребностью в глубоком, многоуровневом и многомерном анализе учебного процесса и его влияние на здоровье учащихся [10]. Система здоровьесберегающей деятельности в образовательном учреждении представляет собой совокупность организационно-функциональных и психолого-педагогических действий, форм, методов, приемов, операций, процедур, образовательно-воспитательных средств, обеспечивающих практико-ориентированное погружение обучающихся в специально созданную среду.
Каждый из рассмотренных подходов к организации здоровьесберегающего обучения нашел подтверждение своей эффективности в практической деятельности образовательных учреждений. Вместе с тем, перечисленные
подходы имеют свои недостатки и ограничения, которые могут быть преодолены лишь при условии интеграции различных подходов. В связи с этим считаем необходимым дать обоснование более универсальному научному подходу к образованию, который можно назвать здоровьесберегающим. Мы ориентируемся на мнение Н. К. Смирнова, что только при условии интеграции разных подходов в одно целое, взаимосогласованной работе по комплексной программе педагогов, психологов, врачей, физиологов можно рассчитывать на формирование того, что мы называем здоровьесберегающим образовательным пространством, реализующим на практике идеи и принципы здоровьесберегающей педагогики [11].
В своей работе мы не претендуем на новизну понятия «здоровьесберегающий подход в образовании», т. к. оно достаточно давно появилось в психолого-педагогической литературе, а сам подход предполагает использование в значительной степени лечебно-профилактической составляющей здоровьесберегающей деятельности, тогда как педагогическая ее составляющая остается на заднем плане.
Актуальность создания концепции здоровьесберегающего подхода и реализации на практике обусловлена и требованиями модернизации образования, и обоснованием теоретических предпосылок накопленного опыта здоровьесберегающей деятельности, направленной на создание здоровых образовательных систем; фундаментальными исследованиями механизмов адаптации личности к ситуации обучения, физиологических закономерностей учебной деятельности, психофизических возможностей обучающихся (А. В. Басов, 3. Т. Бикбулатов, И. И. Брехман, Э. Р. Вайнер, А. Г. Гостев,
Э. М. Казин, В. В. Колбанов, И. Л. Левина, С. Г. Сериков, Н. К. Смирнов, Г. А. Сулкарнаева, Л. Ф. Тихомирова и др.).
Прежде, чем дать развернутое определение понятия «здоровьесберегающий подход», обратимся к содержанию понятий «здоровье», «здоровьесберегающая (-ий, -ие)» и «научный подход в образовании».
Исключительная многозначность понятия «здоровье» проявляется в существовании более 300 его определений, которые значительно расходятся в разное время и в разных культурах. Р. Андерсон (1984) выделяет несколько вариантов его дефиниций: как результат или исход определенной деятельности; как способность достигать предпочтительные цели или выполнять определенные функции; как процесс, в котором здоровье предстает в качестве динамического постоянно изменяющегося феномена; как нечто переживаемое индивидом; как атрибут индивида или как характеристика целостной личности [Цит. по: 12].
В валеологической литературе здоровье чаще понимается именно как результат (исход, продукт) множества взаимосвязанных, взаимодействующих физических, социальных и психологических факторов (действий, операций, деятельностей); как многомерное динамическое состояние организма, содержащее такие компоненты, как физическое, психическое, соци-
альное здоровье; как способность к адаптации к условиям образовательного пространства.
В рамках нашего исследования в качестве рабочего используем следующее определение: здоровье - это сложносоставное динамическое состояние организма обучающихся, являющееся результатом комплекса педагогических, психологических, лечебных, профилактических, коррекционных и иных воздействий, реализуемых в процессе здоровьесберегающей образовательной деятельности. При этом мы учитываем такие составляющие здоровья, как: биологическую (наследственность, конституциональная предрасположенность, анатомо-физиологические особенности), социальную (макро-, мезо- и микросреда среда обитания, состав семьи и характер семейного воспитания, особенности ближайшего социального окружения), личностную (темперамент, характер, ценностные ориентации, установки и отношения) составляющие.
По мнению Н. К. Смирнова, понятие «здоровьесберегающая», как прилагательное, относится к качественной характеристике любой образовательной системы, показывающей, насколько при реализации данной педагогической системы решается задача сохранения здоровья основных субъектов образовательного процесса - учащихся и педагогов, В то же время оно определяет направленность действий, совокупность задач, решаемых в процессе достижения главной цели образовательной системы, и, таким образом, фиксирует соответствующий приоритет в идеологии и принципах педагогической деятельности [11]. В таком понимании понятие «здоровьесберегающий (-ая, -ие) используется и в нашей работе.
Научный подход в образовании - это совокупность общих принципов определения целей образования, отбора содержания образования, организации образовательного процесса и оценки образовательных результатов [5]. Подход выступает как самая общая методологическая основа исследования в конкретной области знаний [13], означает особый угол зрения на объект исследования [14] и определяется аксиоматическими и целевыми установками, с которыми исследователь приступает к взаимодействию с выделенным объектом [1].
В контексте нашего исследования здоровьесберегающий подход - это
общий (универсальный) способ организации здоровьесберегающего образовательного процесса, включающий компоненты, субъекты, принципы, методы, приемы и способы здоровьесбережения.
Особенности здоровьесберегающего подхода в образовании:
- Цель (смысл) здоровьесберегающего образования заключается в развитии у обучаемых способности решать проблемы в различных сферах и видах деятельности на основе приоритета ценности здоровья своего собственного и окружающих людей, с использованием опыта сохранения и развития здоровья, полученного в процессе обучения и воспитания.
- Содержание здоровьесберегающего образования представляет собой дидактически адаптированный социальный опыт решения познавательных,