Научная статья на тему 'Формирование осознанного отношения к здоровому образу жизнив учебном процессе'

Формирование осознанного отношения к здоровому образу жизнив учебном процессе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
615
86
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ / ТЕХНОЛОГИЯ / ЗДОРОВЬЕФОРМИРУЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ / КОМПОНЕНТЫ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕЙ ТЕХНОЛОГИИ: АКСИОЛОГИЧЕСКИЙ / ГНОСЕОЛОГИЧЕСКИЙ / САНИТАРНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫЙ / ЭМОЦИОНАЛЬНО-ВОЛЕВОЙ / ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ / ФИЗКУЛЬТУРНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫЙ / COMPONENTS OF HEALTH SAVING TECHNOLOGY: AXIOLOGICAL / HEALTHY LIFESTYLE / TECHNOLOGY / HEALTH FORMING TECHNOLOGIES / EPISTEMOLOGICAL / SANITARY / EMOTIONALVOLITIONAL / ECOLOGICAL / SPORTS-RECREATIONAL

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Мальцева Евгения Викторовна

В настоящее время в педагогике появилась необходимость более глубокого изучения проблемы здорового образа жизни учащихся в учебном процессе. В нашей стране среди условий, формирующих здоровье, на одно из первых мест выходят экологические факторы. Наиболее чувствительными к неблагоприятным воздействиям окружающей среды оказываются дети, поэтому все чаще поднимаются вопросы обеспечения их здоровья. Состояние здоровья детей вызывает у специалистов большую тревогу. А здоровье ребенка важное условие успешного усвоения школьной программы [5]. В статье проведен анализ условий, формирующих осознанное отношение к своему здоровью, выявлены меры, направленные на укрепление здоровья учащихся. Рассмотрено понятие технологии, применительно к поставленной проблеме. Выделены основные компоненты здоровьесберегающей технологии. Предложены рекомендации, используя которые, педагог сможет создать у учащихся устойчивую мотивацию на здоровье и обучить их здоровой жизнедеятельности. Выявлены основные аспекты работы педагога в формировании у учащихся осознанного отношения к здоровому образу жизни.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Forming conscious attitude towards healthy lifestyle in study process

Nowadays pedagogics needs to study more deeply the problems of pupils' healthy lifestyle in study process. Ecological factors are getting one of the first places among conditions forming health in our country. Children turn out to be the most susceptible to negative effects of the environment, that's why questions of their health protection are brought up more often. Children' state of health causes specialists' anxiety. Child's health is an important condition of successful learning at school. The article analyses conditions forming conscious attitude towards one's health and reveals measures taken for pupils' health promotion. The article deals with the notion "technology" as applied to the problem under consideration. The main components of health saving technologies are emphasized. The author gives recommendations to teachers that will help them to create steady motivation to health among pupils and teach them healthy living. The basic aspects of teacher's work in forming pupils' conscious attitude to healthy lifestyle are shown.

Текст научной работы на тему «Формирование осознанного отношения к здоровому образу жизнив учебном процессе»

УДК 614 ББК Р120.4

Е. В. Мальцева

Формирование осознанного отношения к здоровому образу жизнив учебном процессе

В настоящее время в педагогике появилась необходимость более глубокого изучения проблемы здорового образа жизни учащихся в учебном процессе. В нашей стране среди условий, формирующих здоровье, на одно из первых мест выходят экологические факторы. Наиболее чувствительными к неблагоприятным воздействиям окружающей среды оказываются дети, поэтому все чаще поднимаются вопросы обеспечения их здоровья. Состояние здоровья детей вызывает у специалистов большую тревогу. А здоровье ребенка - важное условие успешного усвоения школьной программы [5].

В статье проведен анализ условий, формирующих осознанное отношение к своему здоровью, выявлены меры, направленные на укрепление здоровья учащихся. Рассмотрено понятие технологии, применительно к поставленной проблеме. Выделены основные компоненты здоровьесберегающей технологии. Предложены рекомендации, используя которые, педагог сможет создать у учащихся устойчивую мотивацию на здоровье и обучить их здоровой жизнедеятельности. Выявлены основные аспекты работы педагога в формировании у учащихся осознанного отношения к здоровому образу жизни.

Ключевые слова: здоровый образ жизни, технология, здоровьеформирующие технологии, компоненты здоровьесберегающей технологии: аксиологический, гносеологический, санитарно-оздоровительный, эмоционально-волевой, экологический, физкультурно-оздоровительный

E. V. Maltseva

Forming conscious attitude towards healthy lifestyle in study process

Nowadays pedagogics needs to study more deeply the problems of pupils' healthy lifestyle in study process. Ecological factors are getting one of the first places among conditions forming health in our country. Children turn out to be the most susceptible to negative effects of the environment, that's why questions of their health protection are brought up more often. Children' state of health causes specialists' anxiety. Child's health is an important condition of successful learning at school.

The article analyses conditions forming conscious attitude towards one's health and reveals measures taken for pupils' health promotion. The article deals with the notion "technology" as applied to the problem under consideration. The main components of health saving technologies are emphasized. The author gives recommendations to teachers that will help them to create steady motivation to health among pupils and teach them healthy living. The basic aspects of teacher's work in forming pupils' conscious attitude to healthy lifestyle are shown.

Key words: healthy lifestyle, technology, health forming technologies, components of health saving technology: axiological, epistemological, sanitary, emotional- volitional, ecological, sports-recreational.

Каждому человеку присуще желание быть сильным и здоровым. Рассматривая данную проблему, мы выяснили, что если принять условно уровень здо-

ровья за 100 %, то на 20 % он зависит от наследственных факторов, 20 % - от действия окружающей среды, 10 % - от деятельности системы здравоохране-

ния, а остальные 50 % - зависят от самого человека, от того образа жизни, который он ведет. Нормой каждого должен стать здоровый образ жизни и санитарная культура. Здоровье подрастающего поколения республики и разработка эффективных мер, направленных на его укрепление, в настоящее время - важнейшая социальная задача [1].

В соответствии с идеями здоровьесберегающих образовательных технологий в процессе обучения становится задача сформировать у школьников необходимые знания, умения и навыки здорового образа жизни и научить их пользоваться этими знаниями и умениями в повседневной жизни. Методам формирования собственного здоровья необходимо учить, как учат детей чтению, письму и счуту [3].

Для этого необходимы здоровьесберегающие технологии, которые реализуются на основе личностно ориентированного подхода. Такие технологии предполагают активное участие самого обучающегося в освоении культуры человеческих отношений. В формировании опыта здоровьесбережения, который приобретается через постепенное расширение сферы общения и деятельности учащегося, развитие его саморегуляции (от внешнего контроля к внутреннему самоконтролю). Становление самосознания и активной жизненной позиции на основе воспитания и самовоспитания, формирования ответственности за свое здоровье, жизнь должны осуществляться во время учебного процесса в образовательном учреждении [9].

По определению В. В. Серикова, технология в любой сфере - это деятельность, в максимальной мере отражающая объективные законы данной предметной сферы, построенная в соответствии с логикой развития этой сферы и потому обеспечивающая наибольшее

для данных условий соответствие результата деятельности предварительно поставленным целям. Следуя этому методологическому определению, технологию, применительно к поставленной проблеме, можно определить как здоровьесберегающую педагогическую деятельность, которая по-новому выстраивает отношения между образованием и воспитанием, переводит воспитание в рамки человекообразующего и жизнеобеспечивающего процесса, направленного на сохранение и приумножение здоровья ребенка. Здоровьесберегающие педагогические технологии должны обеспечить развитие природных способностей ребенка: его ума, нравственных и эстетических чувств, потребности в деятельности, овладении первоначальным опытом общения с людьми, природой, искусством [11].

Здоровьеформирующие образовательные технологии, по определению Н. К. Смирнова - это все те психологопедагогические технологии, программы, методы, которые направлены на воспитание у учащихся культуры здоровья, личностных качеств, способствующих его сохранению и укреплению, формирование представления о здоровье как ценности, мотивацию на ведение здорового образа жизни [12].

Основными компонентами здоровьесберегающей технологии выступают: аксиологический, гносеологический, санитарно-оздоровительный, эмоционально-волевой, экологический, физкультурно-оздоровительный. Рассмотрим их подробнее [10].

Аксиологический, проявляющийся в осознании учащимися высшей ценности своего здоровья, убежденности в необходимости вести здоровый образ жизни, который позволяет наиболее полно осуществить намеченные цели, использовать свои умственные и физи-

ческие возможности. Осуществление аксиологического компонента происходит на основе формирования мировоззрения, внутренних убеждений человека, определяющих рефлексию и присвоение определенной системы духовных, витальных, медицинских, социальных и философских знаний, соответствующих физиологическим и нейропсихологи-ческим особенностям возраста; познание законов психического развития человека, его взаимоотношений с самим собой, природой, окружающим миром. В этом процессе у человека развивается эмоциональное и вместе с тем осознанное отношение к здоровью, основанное на положительных интересах и потребностях.

Гносеологический, связанный с приобретением необходимых для процесса здоровьесбережения знаний и умений, познанием себя, своих потенциальных способностей и возможностей, интересом к вопросам собственного здоровья, к изучению литературы по данному вопросу, различных методик по оздоровлению и укреплению организма. Этот процесс направлен на формирование системы научных и практических знаний, умений и навыков поведения в повседневной деятельности, обеспечивающих ценностное отношение к личному здоровью и здоровью окружающих людей. Они побуждают человека заботиться о своем здоровье, вести здоровый образ жизни, заранее предусматривать и предотвращать возможные отрицательные последствия для собственного организма и образа жизни.

Санитарно-оздоровительный, включающий систему ценностей и установок, которые формируют систему гигиенических навыков и умений, необходимых для нормального функционирования организма, а также систему упражнений, направленных на совершенствование навыков и умений по уходу за самим

собой, одеждой, местом проживания, окружающей средой. Особая роль в этом компоненте отводится соблюдению режима дня, режима питания, чередования труда и отдыха, что способствует предупреждению образования вредных привычек, функциональных нарушений, заболеваний, включает в себя психогигиену и психопрофилактику, учебно-воспитательного процесса, использование оздоровительных факторов окружающей среды и ряд специфических способов оздоровления ослабленных.

Эмоционально-волевой компонент, который включает в себя проявление психологических механизмов - эмоциональных и волевых. Необходимым условием сохранения здоровья являются положительные эмоции. Воля - психический процесс сознательного управления деятельностью, проявляющийся в преодолении трудностей и препятствий на пути к поставленной цели. Личность с помощью воли может осуществлять регуляцию и саморегуляцию своего здоровья.

Экологический, учитывающий то, что человек как биологический вид существует в природной среде, которая обеспечивает человеческую личность определенными биологическими, экономическими и производственными ресурсами. Кроме того, она обеспечивает ее физическое здоровье и духовное развитие. Рассмотрение природной среды как предпосылки здоровья личности позволяет нам внести в содержание здравотворческого воспитания формирование умений и навыков адаптации к экологическим факторам.

Физкультурно-оздоровительный компонент предполагает владение способами деятельности, направленными на повышение двигательной активности, предупреждение гиподинамии. Этот компонент обеспечивает закали-

вание организма, высокие адаптивные возможности. Направлен на освоение личностно-важных жизненных качеств, повышающих общую работоспособность, а также навыков личной и общественной гигиены.

Специалисты определяют несколько типов технологий, которые необходимо, использовать в учебном процессе. На первое место выходят здоровьесберегающие технологии (профилактические прививки, обеспечение двигательной активности, витаминизация, организация здорового питания). Затем оздоровительные технологии (физическая подготовка, физиотерапия, аромотерапия, закаливание, гимнастика, массаж, фитотерапия, арттерапия). Так же необходимо использовать технологии обучения здоровью (включение соответствующих тем в предметы общеобразовательного цикла, внедрение в учебный процесс уроков здоровья, валеологии) и воспитание культуры здоровья (факультативные занятия по развитию личности учащихся, внеклассные и внешкольные мероприятия, тематические недели, фестивали, конкурсы и т. д.) [2].

Выделенные технологии могут быть представлены в иерархическом порядке по критерию субъектной включенности учащегося в образовательный процесс. Внесубъектные - технологии рациональной организации образовательного процесса, технологии формирования здоровьесберегающей образовательной среды, организация здорового питания (включая диетическое) и т. п. Такие технологии предполагают пассивную позицию учащегося: фитотерапия, массаж, офтальмотренажеры и т. п. И субъектные технологии, предполагающие активную субъектную позицию учащегося (различные виды гимнастики, физкультминутки, технологии обучения здоровью, воспитание культуры здоровья).

Педагогу в организации и проведении урока необходимо учитывать:

1) обстановку и гигиенические условия в классе (кабинете): температуру и свежесть воздуха, рациональность освещения класса и доски, наличие/отсутствие монотонных, неприятных звуковых раздражителей и т. д.;

2) число видов учебной деятельности: опрос учащихся, письмо, чтение, слушание, рассказ, рассматривание наглядных пособий, ответы на вопросы, решение примеров, задач и др. Норма - 4-7 видов за урок. Частые смены одной деятельности на другую требуют от учащихся дополнительных адаптационных усилий;

3) среднюю продолжительность и частоту чередования различных видов учебной деятельности. Ориентировочная норма - 7-10 минут;

4) число методов преподавания: словесный, наглядный, аудиовизуальный, самостоятельная работа и т. д. Норма - не менее трех;

5) чередование видов преподавания. Норма - не позже чем через 1015 минут;

6) наличие и выбор места на уроке методов, способствующих активизации инициативы и творческого самовыражения самих учащихся; [6]

7) место и длительность применения ТСО (в соответствии с гигиеническими нормами);

8) физическое состояние учащихся: позы учащихся, чередование поз;

9) физкультминутки и другие оздоровительные моменты на уроке - их место, содержание и продолжительность. Норма - на 15-20 минут урока по 1 минутке из 3-х легких упражнений с 3 - повторениями каждого упражнения;

10) наличие у учащихся мотивации к учебной деятельности на уроке и используемые учителем методы повышения этой мотивации;

11) наличие в содержательной части урока вопросов, связанных со здоровьем и здоровым образом жизни, демонстрация, прослеживание этих связей. Формирование отношения к человеку и его здоровью как к ценности. Выработка индивидуального способа безопасного поведения, сообщение учащимся знаний о возможных последствиях выбора поведения и т. д.;

12) психологический климат на уроке;

13) наличие на уроке эмоциональных разрядок: шуток, улыбок, афоризмов с комментариями и т. п.

В конце урока следует обратить внимание на следующее:

1) плотность урока, т. е. количество времени, затраченного школьниками на учебную работу. Норма - не менее 60 % и не более 75-80 %;

2) момент наступления утомления учащихся и снижения их учебной активности. Определяется в ходе наблюдения по возрастанию двигательных и пассивных отвлечений у детей в процессе учебной работы;

3) темп и особенности окончания

урок [4].

Используя эти рекомендации, педагог должен создать у учащихся устойчивую мотивацию на здоровье и обучить их здоровой жизнедеятельности.

Исследования показывают, что в иерархии ценностей учащихся различных ступеней обучения здоровье занимает одно из ведущих положений. Вместе с тем, учащиеся не имеют твердой жизненной установки на ведение здорового образа жизни, что обусловлено целым

рядом причин. В разрешении противоречия между интуитивным пониманием значения здоровья в обеспечении жизнедеятельности во всем многообразии его проявлений и реальным отношением к нему роль преподавателя может быть определяющей [8].

В частности, основными аспектами работы педагога в этом направлении могут быть, во-первых, формирование правильного представления о роли здоровья в реализации личностного потенциала человека, в его гражданском становлении, во-вторых, обучение основам формирования здоровья - здоровому образу жизни. Средствами решения этих вопросов могут быть: преподавание валеологии как учебной дисциплины, для чего в отечественном образовании уже есть основные предпосылки - программы, учебно-методическое обеспечение, квалифицированные кадры и т. д.; включение элементов воспитания культуры здоровья в преподавание других учебных дисциплин; личный пример учителя; воспитательные мероприятия и т. д. [7].

Таким образом, формирование установки к здоровью и обучение здоровому образу жизни в условиях образовательного учреждения требует от преподавателя освоения важнейших методических и дидактических предпосылок профессиональной деятельности, которые помогут ему сделать учащихся активными участниками образовательного процесса и заинтересованными в получении и освоении максимально доступной информации по этому вопросу.

Список литературы

1. Антонова Л. Н., Шульга Т. И., Эрдынеева К. Г. Психологические основания реализации здоровьесберегающих технологий в образовательных учреждениях. М. : Изд-во МГОУ, 2004. 100 с. (Областная целевая программа «Развитие образования Московской области на 2001-2005 гг.»).

2. Безруких М. М. Школьные факторы риска и здоровье детей // Магистр. 1999. № 3. С. 30-38.

3. Борисова И. П. Обеспечение здоровьесберегающих технологий в школе // Справочник руководителя образовательного учреждения. 2005. № 10. С. 84-92.

4. Вайнер Э. Н. Формирование здоровьесберегающией среды в системе общего образования // Валеология. 2004. № 1. С. 21-26.

5. Здоровье - основа человеческого потенциала: проблемы и пути их решения : Труды 2-ой Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. СПб. : Изд-во Политехнического института, 2007. С. 266.

6. Ишмухаметов М. Г. Нетрадиционные средства оздоровления детей // Начальная школа. 2005. № 1.С. 91.

7. Колесникова М. Г. Здоровьесберегающая деятельность учителя // Естествознание в школе. 2005. № 5. С.50-55.

8. Макарова Л. П. Концептуальные основы здоровьесберегающей педагогики // Здоровьесберегающее образование. 2010. № 4 (8). С. 97, 99.

9. Митина Е. П. Здоровьесберегающие технологии сегодня и завтра // Начальная школа. 2006. № 6. С. 56.

10. Петров К. Здровьесберегающая деятельность в школе // Воспитание школьников. 2005. № 2. С. 19-22.

11. Сериков В. В. Личностно ориентированное образование: концепция и технологии. Волгоград : Перемена, 1994.

12. Смирнов Н. К. Здоровьесберегающие образовательные технологии в современной школе. М. : АПК и ПРО, 2002. 121 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.