Научная статья на тему 'Воспитание культуры здоровья у студентов - будущих педагогов в процессе обучения в вузе'

Воспитание культуры здоровья у студентов - будущих педагогов в процессе обучения в вузе Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
627
93
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КУЛЬТУРА ЗДОРОВЬЯ / ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩАЯ ПЕДАГОГИКА / ВАЛЕОЛОГИЯ / ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ПРОГРАММА ЗДОРОВЬЯ / ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ ОБУЧЕНИЯ / ЗДОРОВЬЕ-ФОРМИРУЮЩАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Погодаева Маргарита Викторовна

В работе рассматриваются возможности совершенствования подготовки будущих педагогов по вопросам охраны здоровья детей: это обучение каждого студента самооценке и самоанализу поведенческих рисков для здоровья, разработка и реализация индивидуальной программы здоровья, интеграция дисциплин валеологической направленности с другими дисциплинами учебного плана. Эффективность подготовки учителя, определяется его способностью реализовывать в своей профессиональной деятельности стратегию здоровьес-бережения. Внедрение программы здоровья в учебный процесс позволяет существенно повысить мотивацию к здоровьесберегающему поведению.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Погодаева Маргарита Викторовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Воспитание культуры здоровья у студентов - будущих педагогов в процессе обучения в вузе»

УДК 378. 14

Погодаева Маргарита Викторовна

Кандидат биологических наук, доцент кафедры психологии и безопасности жизнедеятельности Иркутского государственного лингвистического университета, margopog@ rambler.ru, Иркутск

ВОСПИТАНИЕ КУЛЬТУРЫ ЗДОРОВЬЯ У СТУДЕНТОВ -БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ В ВУЗЕ

Pogodaeva Margarita Viktorovna

The senior lecturer of chair of psychology and health and safety Irkutsk state linguistic university, Cand. Biol. Sci, margopog@rambler.ru Irkutsk

THE TRAINING OF THE CULTURE OF WELL-BEING BETWEEN THE STUDENTS OF TEACHERS’ TRAINING SPECIALITIES DURING THEIR STUDYING IN THE UNIVERSITY

В настоящее время показатели здоровья детей и подростков за период обучения в школе неуклонно снижаются. Приходится констатировать, что на протяжении последних лет прослеживается тенденция увеличения заболеваемости и травматизма детей и подростков, увеличения числа выпускников общеобразовательных учреждений, имеющих ограничения в выборе определенных профессий по состоянию здоровья. Так по данным медиков доля абсолютно здоровых детей на сегодняшний день составляет 3-5%, а хронических больных 50-60%.

Вызывая серьезную обеспокоенность, этот факт заставляет искать новые подходы к решению данной проблемы. В связи с этим особую значимость приобретает подготовка учителя, не только компетентного в вопросах оказания первой медицинской помощи, охраны здоровья и здорового образа жизни, но и убежденного сторонника такого образа жизни, своим примером показывающего его необходимость и преимущества.

Сохранение и укрепление здоровья школьников определено как одно из основных направлений в национальной образовательной инициативе «Наша новая школа». При этом обращено внимание на осуществление перехода от обязательных для всех мероприятий к индивидуальным программам развития здоровья, минимизирующим риски для здоровья в процессе обучения. Для этого необходимо пробудить в детях желание заботиться о своем здоровье, которое основывается на личном примере учителя, выборе курсов адекватных индивидуальным возможностям, интересам и склонностям [1].

Вместе с тем, состояние здоровья человека, его образ жизни и сформиро-ванность понимания ценности здоровья неотрывно связаны с понятием общей культуры личности, формирование которой происходит в детские годы,

связано с особенностями личности педагога, его обучающего и воспитывающего. Педагог не только должен иметь собственное понимание всего этого процесса, но и сам обладать достаточно высоким уровнем здоровья.

В действительности процесс сохранения и укрепления здоровья школьников, формирование мотивации к здоровому образу жизни очень часто носят формальный характер: медицинские осмотры проходят поверхностно, школьное питание не выдерживает никакой критики, нормативные уроки физкультуры часто не вызывают интереса у детей и игнорируются некоторыми учащимися, у многих педагогов отсутствует привычка придерживаться принципов здорового образа жизни, а здоровье учеников не является целью педагогического процесса. Вследствие этого культура бережного отношения к своему здоровью, желание заботиться о нем отсутствуют у многих учащихся [2].

В должностные обязанности учителя любого профиля наряду с обучением и воспитанием учащихся входит обеспечение охраны жизни и здоровья детей во время образовательного процесса. В связи с этим он должен знать правила охраны жизни и здоровья обучающихся, правила безопасности при работе с приборами и оборудованием, гигиенические требования к температуре, влажности, освещенности помещения, методы оказания первой медицинской помощи [3].

Формирование культуры здоровья школьников как состояния нравственного, психологического и физического благополучия возможно только при условии обеспечения определённого уровня образованности в области педагогики здоровья.

В настоящее время существует настоятельная потребность в учителях со сформированной готовностью осуществлять образовательный процесс на основе здоровьесберегающей педагогики. В этой связи эффективность подготовки современного учителя, определяется его способностью реализовывать в своей профессиональной деятельности и в повседневной жизни стратегию здоровьесбережения. Критерием качества профессиональной подготовки будущего педагога является мера творческой готовности к внедрению идей здорового образа жизни в школьную практику [4].

Для индивидуализации процесса обучения важен регулярный учет показателей здоровья каждого ребенка, диагностика у обучающихся динамики физиологических и психологических показателей, оценка поведенческих рисков для здоровья и работоспособности.

Важнейшим фактором риска для здоровья является отсутствие мотивации к здоровому образу жизни. В связи с этим учебно-воспитательная работа, направленная на формирование навыков здорового образа жизни, является одним из приоритетных направлений здоровьесберегающей и деятельности образовательного учреждения.

В этой работе должен участвовать весь педагогический коллектив. К ее успешной реализации будущий учитель должен готовиться в процессе обучения в ВУЗе. Это обуславливает необходимость расширения объема знаний

студентов педагогического направления подготовки по проблемам охраны и формирования здоровья обучающихся. В Иркутском государственном лингвистическом университете разработана программа, ориентированная на развитие профессиональной компетентности педагога в здоровьесберегающем обучении. Эта программа реализуется через соответствующие дисциплины учебного плана, физкультурно-массовую работу, внеаудиторные мероприятия, направленные на улучшение здоровья студентов, диагностические обследования. Сегодня ведется активный поиск модели, которая интегрировала бы в себе все формы здоровьесберегающего образования [5].

Студенты это одна из групп населения с повышенным уровнем риска для целого ряда заболеваний. Снижение качества здоровья и работоспособности у студенческой аудитории является следствием нарушений режима дня, недостатком сна, нарушением гигиены питания, большими психоэмоциональными нагрузками и низкой двигательной активностью. У многих студентов эти риски для здоровья усиливаются в период адаптации к новым условиям обучения и проживания [6; 7].

Среди факторов, отрицательно влияющих на здоровье студентов, условно можно выделить факторы, связанные с организацией условий жизни (продолжительность учебного дня; структура учебной нагрузки, обусловленная расписанием; питание и его регулярность; достаточная величина сна; организованная двигательная активность; прогулки на свежем воздухе и др.) и факторы, зависящие от личности студента (уровень общей культуры, привычки, занятия спортом, организованность и дисциплинированность; мотивированность к здоровому образу жизни). Эффективность формирования здорового образа жизни напрямую связана с повышением субъектной включенности студента в здоровьесберегающий образовательный процесс, формированием активной позиции по отношению к собственному здоровью [8; 9].

В базовой части профессионального цикла по направлению обучения «Педагогическое образование» изучаются дисциплины «Основы здорового образа жизни» и «Основы медицинских знаний». В курсе «Основы здорового образа жизни» рассматриваются основы охраны и формирования личного здоровья. Основная задача курса - содействовать формированию у студентов понимания и осознания здоровья как ценности и развитию на этой основе мотивации к здоровому образу жизни. Дисциплина «Основы медицинских знаний» играет важную роль в подготовке будущего учителя, так как она является медико- биологическим базисом для изучения психолого- педагогических дисциплин и важнейшей составляющей частью личностного развития.

Изучение курса «Основы медицинских знаний» должно проходить параллельно с такими учебными дисциплинами как « Здоровый образ жизни», психология, философия. Курс «Возрастная анатомия и физиология» должен предшествовать изучению дисциплины «Основы медицинских знаний».

Курс «Основы медицинских знаний» предполагает изучение разделов: «Основы медицинских знаний», «Первая медицинская помощь». Это обу-

славливает его структурную сложность и мозаичность, так как он включает тематику основ многих медицинских и биологических дисциплин: физиологии, гигиены, иммунологии, эпидемиологии, инфекционных болезней, травматологии, реаниматологии и других.

Курс ставит следующие основные задачи:

- ознакомить с гигиеническими нормами, правилами сохранения и укрепления здоровья, профилактикой распространённых неинфекционных и инфекционных заболеваний а также инфекций, передающихся половым путём;

- сформировать навыки оказания первой доврачебной помощи при ряде ранений, травм, повреждений, неотложных состояниях, а также при транспортировке пострадавших в лечебные учреждения.

Вариативная часть примерного учебного плана по направлению педагогическое образование, профилям дошкольное образование, образование в области безопасности жизнедеятельности, иностранный язык включает дисциплину «Здоровьесберегающие технологии обучения». Курс «Здоровьесберегающие технологии обучения» интегрирован с дисциплиной «Основы здорового образа жизни» Он посвящен изучению школьных факторов риска, путей оптимизации деятельности образовательных учреждений и самих учащихся по сохранению и укреплению здоровья. Рассмотрены важнейшие составные части здоровьесберегающей педагогики: гигиенические условия обеспечения учебного процесса, формирование культуры здоровья учащихся.

Низкая мотивация первокурсников к здоровому образу жизни, трудности психофизиологической адаптации к обучению в ВУЗе побудили нас включить в курсы «Основы здорового образа жизни» и «Здоровьесберегающие технологии обучения» разработку и реализацию студентами индивидуальной программы здоровья. В программу здоровья включены тесты и анкеты по основным составляющим здорового образа жизни: физической активности, режиму умственного труда и отдыха, питанию, отношению к табакокурению, отношению к употреблению спиртных напитков, тесты на подверженность стрессу, а также нагрузочные пробы, позволяющие оценить резервы сердечнососудистой и дыхательной систем. Тестирование проводится в начале изучения курса. Для повышения мотивации к оздоровительному поведению используется методика «Ценностные ориентации» М. Рокича.

При разработке программы на основе анализа собственных параметров здоровья и работоспособности, повышается мотивация к оздоровительному поведению студентов - будущих педагогов. Особое внимание в программе уделено профилактике таких факторов риска, как учебный стресс, низкая двигательная активность, нерациональное питания, неумение планировать и распределять свое время, неумение отказаться от вредных привычек. Программа выполняется в течение двух лет. В рамках дисциплины «Основы здорового образа жизни» реализуется первый этап, не требующий большой перестройки поведенческих стереотипов. Студенты включают в свой распорядок обязательный завтрак, увеличение двигательной активности за счет ходьбы, увеличение продолжительности ночного сна.

Улучшение физического и психического здоровья студентов определялось по следующим показателям:

- повышение интеллектуальной и физической работоспособности;

- психологическая адекватность и уравновешенность;

- совокупность социально-духовных ценностей личности, обеспечивающих культуру поведения,

- психофизическая готовность к профессиональной деятельности и высокая степень ее активности, продуктивность.

Студенты, которые заметили повышение работоспособности и улучшение самочувствия в результате реализации первого этапа программы, с интересом включаются в работу над долгосрочной индивидуальной программой здоровья во время летних каникул и в следующем семестре, во время изучения курса «Здоровьесберегающие технологии обучения».

Умение оценивать факторы риска для собственного здоровья и разработка индивидуальной программы здоровья имеет профессиональное значение для будущих педагогов. Для того чтобы воспитывать культуру здоровья у обучающихся, преподавателю необходимо научиться сохранять и укреплять собственное здоровье.

Для анализа эффективности изучения дисциплин «Основы здорового образа жизни» и «Здоровьесберегающие технологии обучения» и результативности выполнения индивидуальной программы здоровья на последнем занятии проводится анализ эффективности программы здоровья и письменный опрос студентов. Установлено, что за период с 2006 по 2010 годы от 63 до 80 % опрошенных (в разные годы) позитивно меняют свое поведение. Особо значимые изменения отмечены по двигательной активности, питанию, реже указывают на изменение режима дня и отказ от курения (табл. 1).

Таблица 1

Самооценка позитивных изменений поведения с ориентацией на ЗОЖ в процессе реализации индивидуальной программы здоровья

Год Количество студентов, позитивно изменивших поведение (% к числу опрошенных)

По 2-3 составляющим ЗОЖ По двигательной активности По питанию По распорядку дня

2006 78 56 57 45

2007 79 75 77 34

2008 63 55 72 38

2009 67 70 67 29

2010 80 78 75 51

Таким образом, если каждый молодой педагог способен оценить свое поведение с точки зрения рисков для здоровья, способен разработать и реализовать индивидуальную программу здоровья, он сможет обучить этому школьников и ориентировать их поведение на здоровый образ жизни.

Интеграция дисциплин валеологической направленности с другими дисциплинами учебного плана позволяет продолжать тему здоровья в течение всего периода обучения студента в вузе.

С учетом лингвистической специализации вуза приоритетным направлением является интеграция дисциплин валеологического блока с английским языком.

В ИГЛУ разработан интегрированный курс «Формирование основ культуры здоровья средствами иноязычного общения». Курс является составной частью учебного пособия «Воспитание культуры здоровья у студентов и учащихся старших классов в процессе обучения» [10]. В курсе предусмотрена разработка индивидуальной программы здоровья на английском языке, студентов обучают проводить уроки и воспитательные мероприятия валеологической тематики на иностранном языке.

Изучение курса «Основы здорового образа жизни» предшествует или происходить параллельно с изучение дисциплин предметной подготовки (экология и безопасность жизнедеятельности, охрана труда на производстве и в учебном процессе, педагогика). Содержание отдельных тем этих курсов направленно на формирование ответственного отношения к своему здоровью и культуры здоровьесбережения обучающихся.

В курсе «Экология и безопасность жизнедеятельности» студенты вновь возвращаются к понятию «здоровье», но уже в соотношении этого понятия с условиями окружающей среды. Рассматриваются экологические факторы риска для здоровья человека, влияние загрязнения окружающей среды на продолжительность жизни людей, влияние на здоровье человека нитратов, нитритов, пестицидов, электромагнитного загрязнения среды, шума. Обсуждаются экологические характеристики синтетических полимеров в связи с их возможным влиянием на различные физиологические процессы. Оценивается уровень радиационного загрязнения в различных регионах и его влияние на здоровье человека.

Особое внимание в курсе уделено воздействию социальных факторов окружающей среды - курения, наркомании, токсикомании, алкоголизма, на физическое и психическое здоровье. Одна из тем курса посвящена экологическому воспитанию и формированию экологической культуры школьников, которое в свою очередь неразрывно связано с формированием культуры здоровья и здорового образа жизни.

В курсе «Охрана труда на производстве и в учебном процессе» рассматриваются особенности условий труда, заболеваемость, травматизм и его причины в образовательном учреждении. Задачи этого курса включают:

- углубление знаний о возможных причинах профессиональных заболеваний в образовательных учреждениях;

- выявление и идентификация негативных воздействий опасных факторов;

- использование технических средств и оборудования, не наносящее ущерба здоровью.

Студенты изучают вопросы санитарии, гигиены труда и личной гигиены работника и учащегося, причины профессиональных заболеваний в образовательных учреждениях. Изучая нормативные санитарно-гигиенические условия рабочего места учителя, требования к оснащению и оборудованию учебных кабинетов, освещение учебных кабинетов и подсобных помещений образовательных учреждений, студенты проводят оценку влияния этих факторов на здоровье учителя и ученика, изучают порядок расследования несчастных случаев и профессиональных заболеваний, принципы возмещения вреда пострадавшим. Используемые учебные пособия [11; 12], позволяют интегрировать вопросы и тестовые задания для контроля знаний дисциплин «Основы медицинских знаний и здорового образа жизни » и «Охрана труда на производстве и в учебном процессе».

В период педагогической практики студент, работая в качестве учителя, решает следующие задачи, направленные на охрану здоровья и формированию культуры здоровья учащихся:

- рационально организует учебный процесс с целью укрепления и сохранения здоровья школьников;

- обеспечивает охрану жизни и здоровья учащихся во время образовательного процесса.

В рамках контекстного обучения тема здоровьесбережения может быть включена в большинство дисциплин учебного плана, использоваться при организации учебного процесса и внеаудиторной деятельности студентов.

Таким образом, можно сделать следующие выводы:

• Разработка и реализация индивидуальной программы здоровья каждым студентом является одним из путей оптимизации здоровьясбережения пр подготовке педагогов.

• Самооценка изменений поведения с ориентацией на здоровый образ жизни показала эффективность предлагаемой программы, как здоровьеформирующей технологии

• Вовлечение студентов в процесс диагностики собственных факторов риска для здоровья и работоспособности повышает их личную заинтересованность в сохранении и улучшении собственного здоровья

• Активное участие студентов в разработке и реализации собственной программы здоровья позволит им успешно применять современные здоровьеформирующие технологии в своей профессиональной деятельности[4].

Библиографический список

1. Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» - документы и проекты [Текст] //Вестник образования России - 2010. - №4. - с. 62-70.

2. Методические рекомендации для учителей физической культуры по организации здоровьесберегающей деятельности в общеобразовательных учреждениях [Текст] / Под общ. ред. Е. Б. Евладовой. - М. ФГНУ «ЦПВиСППДМ», 2009. - 163 с.

3. Единый квалификационный справочник должностей руководящих специалистов и служащих. III Должности педагогических работников [Текст] // Вестник образования России - 2010. - №7. - с. 60-63.

4. Шмелева, Е. А. Акмеологические аспекты профессиональной подготовки будущих учителей [Текст] / Е. А. Шмелева - Шуя, 2008. - С. 54-57.

5. Айзман, Р. И. Территориальная модель здоровьесберегающей деятельности в системе образования [Текст] / Р. И. Айзман, Н. И. Айзман, А. В. Лебедев, Е. Ю. Плетнева, В. Б. Рубанович // Валеология. - 2010. - №1. - С. 5-10.

6. Проскурякова, Л. А. Здоровьесбережение в системе высшего образования [Текст] / Л. А. Проскурякова // Высшее образование сегодня. - 2010. - №6. -С.80-83.

7. Виленский, М. Я. Физическая культура и здоровый образ жизни студента [Текст] / М. Я. Виленский, А. Г Горшков. - М.: Гардарики, 2007. - 218 с.

8. Жданов, С. И. Структура и содержание позитивной внутренней картины здоровья студентов [Текст] / С. И. Жданов // Сибирский педагогический журнал. -2008. - № 9. - С. 390-400.

9. Мельникова, М. М. Концептуальные подходы к системе организации здоровьесберегающего образования в вузе [Текст] / М. М. Мельникова, Н. П. Абаскало-ва // Сибирский педагогический журнал. - 2007. - № 9. - С. 304-314.

10. Шерстеникина, В. А. Воспитание культуры здоровья у студентов и учащихся старших классов в процессе обучения [Текст]: Учебное пособие / В. А Шерстеникина., Э. А., Житницкая Н. И Торунова. - Иркутск: ИГЛУ, 2005. - 238 с.

11. Айзман, Р. И. Основы медицинских знаний и здорового образа жизни [Текст]: Учебник для вузов / Р. И Айзман - Новосибирск: Сибирское университетское изд-во, 2010. - 214 с .

12. Айзман, Р. И. Охрана труда на производстве и в учебном процессе [Текст]: Учебное пособие / Р. И. Айзман, А. Д. Корощенко, А. В. Петрова - Новосибирск: Сибирское университетское изд-во, 2008. - 189 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.