УДК 373 DOI: 10.30914/2072-6783-2019-13-3-335-343
Формирование готовности будущего педагога
к организации здоровьесберегающей образовательной среды И. С. Зимина, Е. В. Кондратенко
Марийский государственный университет, г. Йошкар-Ола
Введение. Существование причинно-следственной зависимости в системе «здоровье обучающихся - образовательная среда» определяет актуальность подготовки будущих педагогов к организации здоровьесбере-гающей образовательной среды. Как отмечают многие исследователи, педагоги, работающие с детьми в различных образовательных организациях, чаще всего не готовы к здоровьесберегающей деятельности. Для успешного практического решения проблемы сохранения здоровья в образовательном процессе необходимо учитывать так называемую «здоровьесберегающую компетентность» учителя, предполагающую его готовность к здоровьесберегающей деятельности и организации здоровьесберегающей образовательной среды. Цель: моделирование готовности будущих педагогов к организации здоровьесберегающей образовательной среды. Материалы и методы. Многосторонность процесса готовности будущего педагога к организации здоровьесберегающей образовательной среды и многообразие факторов, воздействующих на результат, обуславливает применение такого метода педагогического исследования, как моделирование. Метод моделирования дает возможность объединить эмпирическое и теоретическое в педагогическом исследовании - совместить в ходе изучения педагогического объекта эксперимент, построение логических конструкций и научных абстракций. Результаты исследования, обсуждения. Процесс формирования готовности будущего педагога к организации здоровьесберегающей образовательной среды можно представить в виде модели, состоящей из трех компонентов: теоретико-методологического, со-держательно-деятельностного и оценочно-результативного, что позволяет более полно проанализировать структуру и содержание профессиональной подготовки. В основе рассматриваемой модели лежит цель -выявление педагогических условий, способствующих формированию готовности будущих педагогов к организации здоровьесберегающей образовательной среды в процессе профессиональной подготовки. Достижение данной цели возможно посредством решения задач, в ходе которого формируются конкретные компоненты готовности будущего педагога к данному виду деятельности. Заключение. Успешность реализации модели формирования готовности к организации здоровьесберегающей образовательной среды у будущих педагогов определяется соблюдением комплекса педагогических условий, создаваемых в процессе профессиональной подготовки.
Ключевые слова: здоровьесбережение, здоровьесберегающая образовательная среда, готовность, моделирование, модель готовности, педагогические условия, будущие педагоги.
Formation of future teachers' readiness to organize
a health-saving educational environment I. S. Zimina, E. V. Kondratenko
Mari State University, Yoshkar-Ola
Introduction. The existence of cause-and-effect relationship in the system of "students' health - educational environment" determines the relevance of preparing future teachers for organizing a health-saving educational environment. As many researchers note, teachers working with children in various educational organizations are often not ready for health-saving activities. For a successful practical solution to the problem of maintaining health in the educational process, it is necessary to take into account the so-called "health-saving competence" of a teacher, suggesting his readiness for health-saving activities and the organization of a health-saving educational environment. Purpose: modeling the readiness of future teachers to organize a health-saving educational environment. Materials and methods. The versatility of the future teacher's readiness to the organization of a health-saving educational environment and the variety of factors influencing its result determine the use of such a method of pedagogical research as modeling. The modeling method makes it possible to combine the empirical and theoretical in pedagogical research - to combine an experiment, building logical structures and scientific abstractions in the course of studying a pedagogical object. Results, discussion. The process of forming the future teacher's readiness to organize
a health-saving educational environment can be represented as a model consisting of three components: theoretical-methodological, substantive-active and evaluative-effective, which allows a more complete analysis of the structure and content of vocational training. The basis of the model under consideration is the goal - the identification of pedagogical conditions that contribute to the formation of readiness of future teachers to organize a health-saving educational environment in the process of vocational training. Achieving this goal is possible through problem solving, during which specific components of the future teach er's readiness for this type of activity are formed. Conclusion. The success of the implementation of the model of future teachers' readiness formation to organize a health-saving educational environment is determined by observing a set of pedagogical conditions created in the process of professional training.
Keywords: health saving, health-saving educational environment, readiness, modeling, readiness model, pedagogical conditions, future teachers.
Одной из функций педагога по проектированию и реализации образовательного процесса в образовательных организациях является создание безопасной и комфортной образовательной среды1. Особенно актуальным на фоне отрицательной динамики состояния здоровья школьников и студенчества в России становится здоровье-берегающая направленность такой среды.
Здоровьесбережение, являясь частью образовательного процесса, обеспечивает реализацию образовательных программ на основе сохранения здоровья участников образовательного процесса. Согласно определению С. Е. Ратенко и Н. А. Ти-щенко, «организация образовательного пространства на всех уровнях, при которой качественное обучение, развитие, воспитание учащихся не сопровождается нанесением ущерба их здоровью», обозначается как создание здоровье-сберегающей образовательной среды, что соответствует современной здоровьесберегающей парадигме образования.
Многие исследователи (Р. И. Айзман, Л. В. Антропова, М. М. Безруких, Р. К. Бикмухамедов, А. В. Гоголева, Э. М. Казин, А. В. Котляров, А. С. Москалева, Н. А. Сирота, Н. К. Смирнов, Т. А. Хорошева, Т. Т. Щелина и др.) указывают на наличие устойчивой тенденции ухудшения состояния здоровья детей и подростков в России. По данным П. И. Храмцова и Н. О. Березиной, только 17,3 % детей могут считаться абсолютно здоровыми, 29,4 % имеют функциональные отклонения и более 53 % детей имеют хронические
1 Приказ Минтруда России от 18.10.2013 № 544н (ред. от 05.08.2016) Об утверждении профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)».
заболевания в стадии компенсации и субкомпенсации (0,5 %) [22]. Первичная заболеваемость детей (0-14 лет) в России с 1990 по 2015 гг. выросла практически по всем классам болезней, среди них общая заболеваемость от болезней органов дыхания составила 54,8 %, болезни органов пищеварения - 5,9 %, болезни глаз - 5,4 %, внешние причины - 4,7 %, болезни кожи - 4,4 % и тому подобное [21].
Согласно исследованиям физиологов и гигиенистов, среди факторов, отрицательно влияющих на здоровье детей, немаловажную часть (30 %) составляют факторы школьной среды [4, с. 11-16]. Как отмечает М. М. Безруких, «влияние школы, условий обучения, учебные перегрузки так значимы именно потому, что они действуют непрерывно, длительно, систематично и комплексно». За время обучения 70 % функциональных расстройств, сформировавшихся в начальных классах, к моменту окончания школы переходят в стойкую хроническую патологию: в 4-5 раз возрастает заболеваемость органов зрения, в 3 раза - органов пищеварения, в 2 раза - число нервно-психических расстройств и в 2,5 раза - заболеваний сердечно-сосудистой системы, что можно напрямую связать с отсутствием здоровьесберегающей образовательной среды [4, с. 11-16].
Нарушение гигиенических требований к организации образовательной среды, функциональное напряжение регуляторных систем организма в связи с интенсификацией обучения, стрессовые последствия авторитарной педагогики, «психологическое неблагополучие школы (стрессы, плохой психологический климат)»; «несоответствие методик и технологий обучения возрастным и функциональным возможностям школьников», некомпетентность учителей
в сфере здоровьесберегающей педагогики -неполный перечень основных причин снижения уровня здоровья детей и подростков (Р. И. Айзман (2015); М. М. Безруких (2013); Ю. П. Лисицын
(2014), Н. К. Смирнов (2012), А. Г. Сухарев
(2015) и др.) [1, с. 72-82; 3; 11, с. 49-52; 17, с. 59-64; 18].
Существование такой причинно-следственной зависимости в системе «здоровье обучающихся -образовательная среда» определяет актуальность подготовки будущих педагогов к организации здоро-вьесберегающей образовательной среды. В качестве главных субъектов здоровьесберегающей деятельности в данном случае, наряду с администрацией образовательного учреждения, медицинскими работниками, родителями, становятся учителя.
Таким образом, на сегодня одной из основных задач, стоящих перед организаторами образования в области здоровьесбережения, является внедрение здоровьесберегающих технологий, создание здоровьесберегающей образовательной среды в учреждениях, повышение квалификации и обучение педагогов в данной области деятельности. Однако действующие педагоги зачастую испытывают затруднения при реализации таких направлений здоровьесберегающей деятельности, как профилактика нарушений здоровья, систематизация знаний о здоровье, использование здоровьесберегающего потенциала содержания образовательных программ (физическая культура, ОБЖ, биология и др.) использование единых подходов и технологий проведения мониторинга здоровья участников образовательного процесса; систематический контроль динамики здоровья, физической подготовленности учащихся, а также здоровьесберегающего потенциала образовательной организации, использование эффективных методов формирования ценности здоровья и здорового образа жизни, адекватных возрастным особенностям школьников, создание в учреждении среды, способствующей сохранению здоровья детей [1, с. 72-82; 3; 17, с. 59-64]. Кроме того, профессиональная подготовка будущих учителей к деятельности в области здоровьесбережения школьников в настоящее время осуществляется, главным образом, больше в теоретическом плане.
Как отмечают Н. А. Баженова, А. Б. Боровков, А. С. Москалева, Е. В. Осолодкова, О. М. Паню-кова, А. Т. Тутатчиков, Л. А. Филимонюк, педагоги, работающие с детьми в различных образовательных организациях, чаще всего не готовы
к здоровьесберегающей деятельности. Это выражается в том, что работа в заданном векторе ведется не всегда комплексно: недостаточно осознается ценность здоровья, отмечается слабое владение здоровьесберегающими технологиями и не всегда учитывается взаимосвязь между здоровьем собственным и здоровьем учащихся [14].
Для успешного практического решения проблемы сохранения здоровья в образовательном процессе необходимо учитывать так называемую «здоровьесберегающую компетентность» учителя, предполагающую его готовность к здо-ровьесберегающей деятельности и организации здоровьесберегающей образовательной среды.
Под готовностью будущих педагогов к организации здоровьесберегающей образовательной среды понимается интегративная характеристика личности, проявляющаяся в осознании социальной и личностной значимости здоровья и здоровье-сберегающей деятельности, наличии установки на организацию здоровьесберегающей деятельности в своей профессии, владении профессиональными компетенциями, обеспечивающими способность к организации здоровьесберегаю-щей образовательной среды и анализу результатов своей деятельности в области здоровье-сбережения.
Компонентами готовности будущего педагога к организации здоровьесберегающей образовательной среды являются мотивационно-ценност-ный (осознание значимости ценности здоровья в системе базовых ценностей, наличие потребности и желания сохранить и укрепить здоровье, стремление к осуществлению здоровьесберегаю-щей деятельности, организации здоровьесберега-ющей образовательной среды), когнитивный (совокупность знаний о здоровье, здоровом образе жизни, способах охраны и увеличения резервов здоровья; об особенностях и условиях здоровье-сберегающей деятельности, здоровьесберегаю-щих технологиях, о сущности процесса организации здоровьесберегающей образовательной среды и ее структуре), деятельностный (овладение умениями здоровьесберегающей деятельности, сформированность умений и навыков осуществления процесса организации здоровьесберегаю-щей образовательной среды в профессиональной деятельности) и оценочно-рефлексивный (способность оценивать и анализировать результаты деятельности по организации здоровьесберегающей
образовательной среды в процессе профессиональной деятельности).
Анализ сущности и структуры готовности будущего педагога к организации здоровьесберега-ющей образовательной среды определяет многосторонность данного процесса и многообразие факторов, воздействующих на его результат, что обуславливает применение такого метода педагогического исследования, как моделирование.
Проблеме моделирования педагогических процессов и объектов посвящены работы О. В. Атауло-вой, М. А. Викулиной, Ю. О. Делимовой, Е. А. Ло-датко, А. В. Цыганова и др. [2; 5, с. 109-112; 8; 12; 23, с. 136-143].
Как отмечает Ю. О. Делимова, метод моделирования дает возможность объединить эмпирическое и теоретическое в педагогическом исследовании - сочетать в ходе изучения педагогического объекта эксперимент, построение логических конструкций и научных абстракций [8]. Данный метод выполняет иллюстративную и трансляционную, объяснительную и предсказательную функции.
Модель можно представить как описательный аналог деятельности специалиста, где «в формализованных конструкциях и аналитически интерпретируемых текстах отражены ее важнейшие характеристики» [2, с. 128].
Процесс формирования готовности будущего педагога к организации здоровьесберегающей образовательной среды можно представить в виде модели, состоящей из трех компонентов: теоретико-методологического, содержательно-деятельностного и оценочно-результативного, что позволяет более полно проанализировать структуру и содержание профессиональной подготовки (рис.).
Теоретико-методологический компонент модели включает характеристику методологических подходов и принципов. Формирование готовности будущего педагога к организации здоровьесберегающей образовательной среды происходит с учетом позиций системного, личностного, деятельностного, аксиологического и антропологического подходов.
С позиций системного подхода формирование готовности будущего педагога к организации здо-ровьесберегающей образовательной среды рассматривается как совокупность взаимосвязанных элементов: цели и задач процесса формирования готовности; содержания; форм, методов, средств
реализации этого содержания; мониторинга эффективности формирования готовности будущего педагога к организации здоровьесберегающей образовательной среды.
Аксиологический подход предполагает такую организацию педагогического процесса, которая обеспечивает изучение и формирование ценностных ориентаций личности. В рамках формирования готовности будущих педагогов к организации здоровьесберегающей образовательной среды аксиологический подход позволяет рассматривать здоровье как доминирующую ценность, занимающую самую высокую ступень в иерархии ценностей человека [19].
Важную роль в реализации личностно ориентированного подхода играет использование в процессе формирования готовности будущего педагога к организации здоровьесберегающей образовательной среды таких активных и интерактивных методов обучения, как дискуссия, моделирование ситуации здоровьесберегающей деятельности и «здравотворчества» в педагогическом процессе, деловые и ролевые игры, рефлексия, решение профессиональных задач и кейсов. Благодаря данному подходу формируется личностное отношение будущего педагога к здоровьсберегающей деятельности и организации здоровьесберегающей образовательной среды в процессе своей работы, формируется осознание значимости такого вида деятельности, определяется ее ценностное содержание, возникает потребность в самообразовании для ее успешного осуществления.
Деятельностный подход в процессе подготовки будущего педагога к организации здоровье -сберегающей образовательной среды является средством и условием становления и развития личности студента. Он реализуется посредством создания условий для закрепления теоретических знаний на практике. Здесь на первый план выходит становление и развитие практических навыков сохранения, укрепления и развития здоровья, их применение (моделирование) в различных жизненных ситуациях, поскольку «здо-ровьесберегающая активность» должна быть обеспечена как практическим инструментарием (технологиями, приемами и методами), так и методическими подходами к его использованию при моделировании и построении соответствующих изменяющимся ситуациям стратегий [20, с. 70].
Принципы
- принцип системности;
- принцип интегриро-ванности;
- принцип практико-ориентированного подхода в обучении;
- принцип контекстности обучения;
- принцип ценностности;
- принцип индивидуализации
Цель: выявление педагогических условий, способствующих формированию готовности будущих педагогов к организации здоровьесберегающей образовательной среды в процессе профессиональной подготовки.
Задачи формирования готовности: осознание будущим педагогом значимости деятельности по сохранению и укреплению здоровья школьников в процессе педагогической деятельности; усвоение системы знаний о здоровье, здоровом образе жизни, способах охраны и увеличения резервов здоровья; об особенностях и условиях здоровьесберегающей деятельности и компонентах здоровьесберегающей образовательной среды; формирование умений и навыков системно организованной деятельности будущего педагога по организации здоровьесберегающей среды, в основе которой лежит перенос индивидуального опыта по сохранению, укреплению и развитию здоровья в повседневную практику; развитие профессионально значимых свойств личности педагога, определяющих профессиональную пригодность к формированию здоровьесберегающей образовательной среды, таких как ответственное отношение к собственному здоровью и здоровью окружающих; целеустремленность в здоровье-сберегающей деятельности; стремление к самопознанию, саморазвитию, самовоспитанию, отраженное в индивидуальном опыте здоровьесберегающей деятельности; самоконтроль, систематичность осуществления здоровьесберегающей деятельности
Содержание профессиональной подготовки студентов к деятельности по организации здоровьесберегающей образовательной среды
Инвариантная часть:
курсы «Педагогика», «Психология», «Философия», «Безопасность жизнедеятельности», «Возрастная анатомия, физиология и гигиена» и другие базовые дисциплины, педагогическая практика в школе
Вариативная часть:
модуль «Организация здоровьесбере-гающей образовательной среды в образовательном учреждении» в курсе «Охрана жизни и здоровья обучающихся»
Технологические компоненты готовности студентов к организации здоровьесберегающей образовательной среды
Технологии учебной деятельности
Проблемная лекция, семинар-дискуссия, бинарная лекция
Технологии квазипрофессиональной деятельности
технология социально-педагогического проектирования, технология ситуационного обучения (метод case-study), деловые и ролевые игры
Технологии учебно-
профессиональной
деятельности
технологии организации учебной и производственной практики, консультации
Мониторин здоров г готовности будущих педагогов к организации ьесберегающей образовательной среды "
Этапы мониторинга:
1) стартовая диагностика;
2) текущая диагностика;
3) контрольная диагностика
Критерии сформированности готовности будущих педагогов к организации здоровьесбере-гающей образовательной среды
1) мотивационно-ценностный,
2) когнитивный,
3) деятельностный
4) оценочно-рефлексивный
Уровни сформи-рованности:
- высокий уровень;
- средний уровень;
- низкий уровень
Результат - высокий уровень сформированности готовности будущего педагога к организации здоровьесберегающей образовательной среды как интегративной профессиональной характеристики, включающей в себя компоненты
Педагогические условия:
1. Использование дидактических возможностей учебных дисциплин в процессе формирования готовности будущих педагогов
к организации здоровьесберегаю-щей образовательной среды.
2. Использование (интерактивных, инновационных) технологий обучения, обеспечивающих формирование готовности будущих педагогов к организации здоровьесберегаю-щей образовательной среды.
3. Целенаправленное включение будущего педагога в реализацию компонентов здо-ровьесберегающей образовательной среды в процессе педагогической практики.
4. Осуществление мониторинга уровня сформиро-ванности готовности будущего педагога к организации здоровьесберегаю-щей образовательной среды
Модель формирования готовности будущих педагогов к организации здоровьесберегающей образовательной среды / Model of formation of future teachers' readiness to organize a health-saving educational environment
В основе рассматриваемой модели лежит цель -выявление педагогических условий, способствующих формированию готовности будущих педагогов к организации здоровьесберегающей образовательной среды в процессе профессиональной подготовки. Достижение данной цели возможно посредством решения задач, в ходе которого формируются конкретные компоненты готовности будущего педагога к данному виду деятельности.
Успешному формированию готовности будущих педагогов к организации здоровьесберега-ющей образовательной среды способствуют следующие педагогические условия, создаваемые в процессе обучения в вузе: использование дидактических возможностей базовых учебных дисциплин в формировании готовности будущего педагога к организации здоровьебсерегающей образовательной среды в процессе профессиональной подготовки, использование интерактивных технологий обучения, обеспечивающих формирование готовности будущих педагогов к организации здоровьесбере-гающей образовательной среды; целенаправленное включение будущего педагога в организацию здо-ровьесберегающей образовательной среды в процессе теоретической, практической и социокультурной деятельности; осуществление мониторинга уровня сформированности готовности будущего педагога к организации здоровьесберегающей образовательной среды.
Содержательно-деятельностный блок рассматриваемой педагогической модели включает описание инвариантной и вариативной частей профессиональной подготовки студента к организации здоровьесберегающей образовательной среды. Инвариантную часть общепрофессиональных дисциплин, формирующих готовность будущего педагога к организации здоровьесберегающей образовательной среды, составляют базовые учебные предметы «Психология» и «Педагогика», «Философия», «Возрастная анатомия, физиология и гигиена», «Безопасность жизнедеятельности», «Физическая культура», «Классный руководитель», «Основы вожатской деятельности», предметом изучения которых становятся отдельные аспекты организации здоровьесберегающей образовательной среды. Инвариантный компонент профессиональной подготовки будущего педагога к организации здоровьесберегающей образовательной среды включает также педагогическую практику студента в школе. Педагогическая практика представляет собой «профессиональную пробу» будущего
педагога, в процессе которой происходит овладение им практическими умениями и навыками внедрения отдельных компонентов здоровьесберегающей образовательной среды [9, с. 360-364]. Вариативная часть разработанной нами модели была реализована в экспериментальной группе в ходе изучения будущими педагогами дисциплины «Охрана жизни и здоровья обучающихся» с введением в содержание отдельного модуля «Организация здоровьесберегающей образовательной среды в образовательном учреждении», в котором были актуализированы компоненты готовности будущего педагога к организации здоровьесберегающей образовательной среды.
В формировании готовности будущих учителей к организации здоровьебсерегающей образовательной среды можно использовать комплекс разнообразных технологий: учебной деятельности - проблемная лекция, семинар-дискуссия, бинарная лекция и др., квазипрофессиональной деятельности - технология социально-педагогического проектирования, технология ситуационного обучения (метод case-study, проблемное обучение, фокус-группа), деловые и ролевые игры и учебно-профессиональной деятельности -технологии организации учебной и производственной практики. Целью применения выше обозначенных психолого-педагогических технологий является медико-биологическая, гигиеническая и педагогическая подготовка студентов к такому уровню работы в образовательных учреждениях, которая позволяет не наносить ущерба здоровью обучающихся на своих уроках, и в общей программе работы ОО [7; 15].
Вариативная часть профессиональной подготовки будущего педагога к организации здоровье-сберегающей образовательной среды в Марийском государственном университете представлена дисциплиной «Охрана жизни и здоровья обучающихся». Цель дисциплины заключается в формировании у студентов знаний о сохранении и укреплении здоровья учащихся, воспитании здорового образа жизни в процессе обучения, развитие мотивации на повышение уровня здоровья во всей многомерности понятия и обучение основам здоровьесберегающей деятельности и организации здоровьесберегающей образовательной среды в процессе работы со школьниками.
Оценочно-результативный блок рассматриваемой модели готовности будущего педагога к организации здоровьесберегающей образовательной
среды представлен в виде педагогического мониторинга, который позволяет оценить эффективность процесса подготовки будущего педагога к данному виду деятельности, и представляет собой систему сбора, хранения, обработки и распространения информации о педагогическом процессе. Педагогический мониторинг по-разному используется в педагогической деятельности, как управление качеством подготовки студентов вузов [6], психотехнология «отслеживания процессуальной и результативной сторон» компетент-ностного подхода [10], выявление факторов, способствующих или препятствующих функционированию объекта изучения [13], средство отслеживания качества педагогического процесса в школе и как процесс упорядочения образовательной системы, отслеживание объектов и явлений педагогической действительности.
Мониторинг формирования готовности будущего педагога к организации здоровьесберегающей образовательной среды выполняет одновременно диагностическую, контрольную и управленческую функции, проводится для отслеживания, коррекции и прогнозирования состояния процесса его профессиональной подготовки.
Таким образом, успешной реализации модели формирования готовности к организации здоро-вьесберегающей образовательной среды у будущих педагогов способствует соблюдение комплекса педагогических условий, создаваемых в процессе профессиональной подготовки: использование дидактических возможностей базовых учебных дисциплин в процессе подготовки будущего педагога к организации здоровьесбере-гающей образовательной среды; использование интерактивных технологий обучения в процессе преподавания дисциплины «Охрана жизни и здоровья обучающихся»; целенаправленное включение будущего педагога в здоровьесберегающую деятельность, организацию здоровьесберегаю-щей образовательной среды в процессе теоретической, практической и социокультурной деятельности; осуществление мониторинга уровня сформированности готовности будущего педагога к организации здоровьесберегающей образовательной среды. Учебный процесс, построенный на базе такой модели, позволяет достичь желаемого результата - формирует готовность будущего педагога к организации здоровьесбере-гающей образовательной среды.
Литература
1. Айзман Р.И. Здоровье участников образовательного процесса как критерий эффективности здоровьесберегающей деятельности в системе образования // Отечественная и зарубежная педагогика. 2015. 5(26). С. 72-82. URL: https://cyberleninka.ru/ article/n/zdorovie-uchastnikov-obrazovatelnogo-protsessa-kak-kriteriy-effektivnosti-zdoroviesberegayuschey-deyatelnosti-v-sisteme (дата обращения: 16.04.2019).
2. Атаулова О.В. Проектирование и реализация системы методической подготовки будущего учителя технологии: монография. Ульяновск : Издатель Качалин Александр Васильевич, 2009. 660 с.
3. Безруких М.М. Здоровьесберегающая школа. М. : МГПИ, 2013. 222 с.
4. Безруких М.М. Здоровье школьников, проблемы, пути решения // Сибирский педагогический журнал. № 9. 2012. С. 11-16.
5. Викулина М.А., Половинкина В.В. Педагогическое моделирование как продуктивный метод организации и исследования процесса дистанционного образования в вузе // Успехи современного естествознания. 2013. № 3. С. 109-112. URL: http://www.natural-sciences.ru/ru/issue/view?id=476 (дата обращения: 06.02.2017).
6. Володин А.А. Управление качеством подготовки студентов в вузе. Калуга : ООО «Ваш ДомЪ», 2011. 304 с.
7. Гаврилова М.Н., Зимина И.С., Кошкин В.А. Использование метода «дерево решений» в обучении безопасности жизнедеятельности // Вестник Марийского государственного университета. 2018. № 1. Т. 12. С. 41-48 с.
8. Делимова Ю.О. Моделирование в педагогике и дидактике. URL: http://shgpi.edu.ru/files/nauka/vestnik/2013/2013-3-7.pdfмм11 (дата обращения: 06.10.2017).
9. Жиркова З.С. Педагогическая практика студентов - подготовка к основным видам профессиональной деятельности // Фундаментальные исследования. 2012. № 6-2. С. 360-364. URL: http://fundamental-research.ru/ru/article/view?id=29992 (дата обращения: 07.05.2019).
10. Зеер. Э.Ф., Павлова А.М., Сыманюк Э.Э. Модернизация профессионального образования: компетентностный подход. М. : Московский психолого-социальный институт, 2005. 216 с.
11. Лисицын Ю.П. Концепция факторов риска и образа жизни // Здравоохранение Российской Федерации. 2014. № 3. С. 49-52.
12. Лодатко Е.А. Моделирование педагогических систем и процессов: монография. Славянск : СГПУ, 2010. 148 с.
13. Майоров А.Н. Мониторинг в образовании: Изд. 3-е, испр. и доп. М. : Интеллект-Центр, 2005. 424 с.
14. Москалева А.С. Модель процесса формирования готовности к здоровьесберегающей деятельности у будущих социальных педагогов // Научные исследования в образовании. 2010. № 4. URL: https://cyberleninka.ru/article/n7model-protsessa-formirovaniya-gotovnosti-k-zdoroviesberegayuschey-deyatelnosti-u-buduschih-sotsialnyh-pedagogov (дата обращения 30.04.2019).
15. Полозова О.В., Мухина С.А., Зимина И.С., Гаврилова М.Н. Использование проектной деятельности школьников на уроках основ безопасности жизнедеятельности // Наука и инновации - современные концепции: сб. научных статей по итогам работы Международного научного форума. М. : Инфинити, 2019. С. 35-42.
16. Ратенко С.Е., Тищенко Н.А. Здоровьесберегающие технологии в образовательной среде // Концепт. 2015. Спецвыпуск № 07. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/zdoroviesberegayuschie-tehnologii-v-obrazovatelnoy-srede (дата обращения 30.05.2019).
17. Смирнов Н.К. Актуальные проблемы здоровьесберегающешго образования // Сибирский педагогический журнал. № 9. 2012. С. 59-64. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/aktualnye-problemy-zdoroviesberegayuschego-obrazovaniya (дата обращение 30.04.2019).
18. Сухарев А.Г. Роль экологических и социальных факторов в формировании здоровья детского населения. М., 2015. 211 с.
19. Третьякова Н.В. Основы организации здоровьесберегающей деятельности в учебном заведении. Екатеринбург : Изд-во Рос. гос. проф.-пед. ун-та, 2009. 176 с.
20. Третьякова Н.В. Формирование готовности учащихся образовательных организаций к здравотворческой деятельности: монография / под науч. ред. В. А. Федорова. Екатеринбург : Изд-во Рос. гос. проф.-пед. ун-та, 2014. 159 с. С. 70.
21. Улумбекова Г.Э., Калашникова А.В., Мокляченко А.В. Показатели здоровья детей и подростков в России // Вестник ВШОУЗ. № 3. 2016. URL: https://www.vshouz.ru/joumal/2016-god/pokazateli-zdorovya-detey-i-podrostkov-v-rossii/ (дата обращение 16.04.2019).
22. Храмцов П.И., Березина Н.О. Состояние здоровья и образ жизни современных дошкольников // Воспитание и обучение детей младшего возраста: сб. материалов ежегодной междунар. научно-практич. конф. 2014. URL: https://cyberleninka.ru/ article/n/sostoyanie-zdorovya-i-obraz-zhizni-sovremennyh-doshkolnikov (дата обращения: 16.04.2019).
23. Цыганов А.В. Инновационные подходы в моделировании учебного процесса // Известия Российского государственного педагогического университета имени А.И. Герцена. Санкт-Петербург, 2010. № 136. С. 136-143.
References
1. Aizman R.I. Zdorov'e uchastnikov obrazovatel'nogo protsessa kak kriterii effektivnosti zdorov'yesberegayushchei deyatel'nosti v sisteme obrazovaniya [Health and safety of participants of educational process is a criterion of health-saving activity efficacy at the educational system]. Otechestvennaya i zarubezhnaya pedagogika = Domestic and Foreign Pedagogy, 2015, no. 5, pp. 72-82. Available at: https://cyberleninka.ru/article/n/zdorovie-uchastnikov-obrazovatelnogo-protsessa-kak-kriteriy-effektivnosti-zdoroviesberegayuschey-deyatelnosti-v-sisteme (accessed 16.04.2019). (In Russ.).
2. Ataulova O.V. Proektirovanie i realizatsiya sistemy metodicheskoi podgotovki budushchego uchitelya tekhnologii: monografiya [Design and implementation of the system of methodological training of the future technology teacher: monograph]. Ulyanovsk, Publisher Kachalin Aleksandr Vasilyevich, 2009, 660 p., p. 128. (In Russ.).
3. Bezrukikh M.M. Zdorov'esberegayushchaya shkola [Health-saving school]. Moscow, MCU, 2013, 222 p. (In Russ.).
4. Bezrukikh M.M. Zdorov'e shkol'nikov, problemy, puti resheniya [Schoolchildren health, problems, solutions]. Sibirskii peda-gogicheskii zhurnal = Siberian Pedagogical Journal, 2012, no. 9, pp. 11-16. (In Russ.).
5. Vikulina M.A., Polovinkina VV Pedagogicheskoe modelirovanie kak produktivnyi metod organizatsii i issledovaniya protsessa distantsionnogo obrazovaniya v vuze [Pedagogical modeling as a productive method of organization and research of the process of distance education at a University]. Uspekhi sovremennogoyestestvoznaniya = Advances in current natural sciences, 2013, no. 3, pp. 109-112. Available at: http://www.natural-sciences.ru/ru/issue/view?id=476 (accessed 06.02.2017). (In Russ.).
6. Volodin A.A. Upravlenie kachestvom podgotovki studentov v vuze [Quality management of students' training at the University]. Kaluga, OOO «Vash Dom"», 2011, 304 p. (In Russ.).
7. Gavrilova M.N., Zimina I.S., Koshkin V.A. Ispol'zovanie metoda «derevo reshenii» v obuchenii bezopasnosti zhiznedeyatel'nosti [Use of the "Decision Tree" method in life safety education]. VestnikMariiskogo gosudarstvennogo universiteta = Vestnik of the Mari State University, 2018, no. 1, vol. 12, pp. 41-48. (In Russ.).
8. Delimova Yu.O. Modelirovanie v pedagogike i didaktike [Modeling in Pedagogy and Didactics]. Available at: http://shgpi.edu.ru/ files/nauka/vestnik/2013/2013-3-7.pdfmm11 (accessed 06.10.2017). (In Russ.).
9. Zhirkova Z.S. Pedagogicheskaya praktika studentov - podgotovka k osnovnym vidam professional'noi deyatel'nosti [Pedagogical practice of students - preparation for main types of professional work]. Fundamental'nye issledovaniya = Fundamental research, 2012, no. 6-2, pp. 360-364. Available at: http://fundamental-research.ru/ru/article/view?id=29992 (accessed 07.05.2019). (In Russ.).
10. Zeyer E.F., Pavlova A.M., Symanyuk E.E. Modernizatsiya professional'nogo obrazovaniya: kompetentnostnyi podkhod [Modernization of vocational education: competency-based approach]. Moscow, Moscow Psycho-Social Institute, 2005, 216 p., p. 108. (In Russ.).
11. Lisitsyn Yu.P. Kontseptsiya faktorov riska i obraza zhizni [The concept of risk factors and lifestyle]. Zdravookhranenie Rossiiskoi Federatsii = Healthcare of the Russian Federation, 2014, no. 3, pp. 49-52. (In Russ.).
12. Lodatko Ye.A. Modelirovanie pedagogicheskikh sistem i protsessov: monografiya [Modeling of pedagogical systems and processes: monograph]. Slavyansk, SSPU, 2010, 148 p. (In Russ.).
13. Mayorov A.N. Monitoring v obrazovanii [Monitoring in education]: 3-d ed. cor. and suppl. Moscow, Intellect-Centre, 2005, 424 p. (In Russ.).
14. Moskaleva A.S. Model' protsessa formirovaniya gotovnosti k zdorov'yesberegayushchei deyatel'nosti u budushchikh sotsial'nykh pedagogov [The model of the process of formation of readiness for health-saving activities of future social teachers]. Nauchnye issledovaniya v obrazovanii = Scientific Research in Education, 2010, no. 4, Available at: https://cyberleninka.ru/article/n/model-protsessa-formirovaniya-gotovnosti-k-zdoroviesberegayuschey-deyatelnosti-u-buduschih-sotsialnyh-pedagogov (accessed 30.04.2019). (In Russ.).
15. Polozova O.V., Mukhina S.A., Zimina I.S., Gavrilova M.N. Ispol'zovanie proektnoi deyatel'nosti shkol'nikov na urokakh os-nov bezopasnosti zhiznedeyatel'nosti [The use of project activities of schoolchildren in the lessons on the basics of health and safety]. Sbornik nauchnykh statei po itogam raboty Mezhdunarodnogo nauchnogo foruma "Nauka i innovatsii - sovremennye kontseptsii" = Collection of scientific articles on the basis of the work of the International Scientific Forum "Science and Innovation-Modern Concepts", Moscow, Infinity, 2019, 108 p., pp. 35-42. (In Russ.).
16. Ratenko S.Ye., Tishchenko N.A. Zdorov'esberegayushchie tekhnologii v obrazovatel'noi srede [Health saving technologies in the educational environment]. Kontsept = Consept, 2015, special issue no. 07. Available at: https://cyberleninka.ru/article/n/ zdoroviesberegayuschie-tehnologii-v-obrazovatelnoy-srede (accessed 30.05.2019). (In Russ.).
17. Smirnov N.K. Aktual'nye problemy zdorov'yesberegayushcheshgo obrazovaniya [Actual problems of health-saving education]. Sibirskii pedagogicheskii zhurnal = Siberian Pedagogical Journal, 2012, no. 9, pp. 59-64. Available at: https://cyberleninka.ru/ article/n/aktualnye-problemy-zdoroviesberegayuschego-obrazovaniya (accessed 30.04.2019). (In Russ.).
18. Sukharev A.G. Rol' ekologicheskikh i sotsial'nykh faktorov v formirovanii zdorov'ya detskogo naseleniya [The role of environmental and social factors in shaping the health of the child population]. Moscow, 2015, 211 p. (In Russ.).
19. Tretyakova N.V. Osnovy organizatsii zdorov'yesberegayushchei deyatel'nosti v uchebnom zavedenii [Fundamentals of organizing health-saving activities in an educational institution]. Yekaterinburg, Publ. house of RSVPU, 2009, 176 p. (In Russ.).
20. Tretyakova N.V. Formirovanie gotovnosti uchashchikhsya obrazovatel'nykh organizatsii k zdravotvorcheskoi deyatel'nosti: monografiya [Formation of readiness of students of educational organizations for health-making activities: monograph]. Edited by V.A. Fedorov, Yekaterinburg, Publ. house of RSVPU, 2014, 159 p., p. 70. (In Russ.).
21. Ulumbekova G.E., Kalashnikova A.V., Moklyachenko A.V. Pokazateli zdorov'ya detei i podrostkov v Rossii [Health indicators of children and adolescents in Russia]. Vestnik VSHOUZ = Vestnik of HSHOM, 2016, no. 3. Available at: https://www.vshouz.ru/ journal/2016-god/pokazateli-zdorovya-detey-i-podrostkov-v-rossii/ (accessed 16.04.2019). (In Russ.).
22. Khramtsov P.I., Berezina N.O. Sostoyanie zdorov'ya i obraz zhizni sovremennykh doshkol'nikov [The state of health and lifestyle of modern preschoolers]. Sbornik materialovyezhegodnoi mezhdunarodnoi nauchno-prakticheskoi konferentsii "Vospitanie i obuchenie detei mladshego vozrasta" = Collection of materials of the annual international scientific and practical conf. "Education and training of young children", 2014. Available at: https://cyberleninka.ru/article/n/sostoyanie-zdorovya-i-obraz-zhizni-sovremennyh-doshkolnikov (accessed 6.04.2019). (In Russ.).
23. Tsyganov A. V. Innovatsionnye podkhody v modelirovanii uchebnogo protsessa [Innovative approaches in modeling the educational process]. Izvestiya Rossiiskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta imeni A.I. Gertsena = Izvestia: Herzen University Journal of Humanities & Science, Saint Peterburg, 2010, no. 136, pp. 136-143. (In Russ.).
Статья поступила в редакцию 25.04.2019 г.; принята к публикации 30.05.2019 г.
Submitted 25.04.2019; revised 30.05.2019.
Все авторы прочитали и одобрили окончательный вариант рукописи.
All authors have read and approved the final manuscript.
Для цитирования:
Citation for an article:
Зимина И.С., Кондратенко Е.В. Формирование готовности будущего педагога к организации здоровьесберегающей образовательной среды // Вестник Марийского государственного университета. 2019. Т. 13. № 3. С. 335-343. DOI: 10.30914/2072-6783-2019-13-3-335-343
Zimina I.S., Kondratenko E.V. Formation of future teachers' readiness to organize a health-saving educational environment. Vestnik of the Mari State University. 2019, vol. 13, no. 3, pp. 335-343. DOI: 10.30914/2072-6783-2019-13-3-335-343
(In Russ.).
Об авторах
Зимина Ирина Сергеевна
старший преподаватель, Марийский государственный университет, г. Йошкар-Ола, ОЯСГО ГО 0000-0001-7751-6919, irinaSBzimina@yandex. гы
Кондратенко Елена Валентиновна
кандидат педагогических наук, профессор, Марийский государственный университет, г. Йошкар-Ола,
elena_kondratenko 12@таИ. ги
About the authors Irina S. Zimina
Senior lecturer, Mari State University, Yoshkar-Ola, ORCID ID 0000-0001-7751-6919,
irinaSBzimina@yandex. ru
Elena V. Kondratenko
Ph. D. (Pedagogy), Associate Professor, Mari State University, Yoshkar-Ola, elena_kondratenko12@mail.ru