Научная статья на тему 'Формирование компетентности студентов колледжа в сбережении ресурсов здоровья человека'

Формирование компетентности студентов колледжа в сбережении ресурсов здоровья человека Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
280
41
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЗДОРОВЬЕ / ЗДОРОВЬЕСБЕРЕЖЕНИЕ / ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ / ГОТОВНОСТЬ ЧЕЛОВЕКА К СБЕРЕЖЕНИЮ РЕСУРСОВ ЗДОРОВЬЯ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / HEALTH / HEALTH PRESERVATION / HEALTH-SAVING EDUCATIONAL TECHNOLOGY / HUMAN WILLINGNESS TO CONSERVE HEALTH RESOURCES / PROFESSIONAL COMPETENCE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Пичугина Ирина Викторовна

Актуальность темы статьи обусловлена объективно существующими противоречиями между потребностью подготовки педагогических кадров к сбережению ресурсов здоровья и недостаточно высоким уровнем компетентности выпускников педагогических колледжей в области здоровьесбережения. Цель статьи выявить уровень компетентности будущих педагогов в области здоровьесбережения и основные направления подготовки студентов колледжа к сбережению ресурсов здоровья человека. Результаты получены с использованием методов исследования: обзор научной литературы, наблюдение, беседа, анализ, обобщение, анкетирование. К результатам исследования авторы относят обоснование содержания профессиональной подготовки будущих педагогов, позволяющей повысить уровень компетентности в аспекте сбережения ресурсов здоровья человека. На основе проведенного исследования среди студентов педагогического колледжа, предлагается программа формирования профессиональной компетентности будущего педагога в области сбережения ресурсов здоровья человека в процессе обучения в колледже.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMATION OF COLLEGE STUDENTS’ COMPETENCE IN HEALTH SAVING TECHNOLOGIES

The relevance of the paper is explained by the existing contradiction between the need to train university instructors to conserve health resources and the low level of competence of the graduates of teacher training colleges in the field of health preservation. The purpose of the article is to identify the level of competence of future teachers in the field of health preservation as well as to describe the basic directions of training to save health. The authors justified the content of vocational training of future teachers, which allows to increase the level of competence in the aspect of preserving human health resources. The research was conducted among the students of pedagogical college. The program to form professional competence of future teachers in the field of human resources is offered.

Текст научной работы на тему «Формирование компетентности студентов колледжа в сбережении ресурсов здоровья человека»

УДК 377.037 + 377.016:61 ББК Ч447.47

DOI: 10.14529/ped160406

ФОРМИРОВАНИЕ КОМПЕТЕНТНОСТИ СТУДЕНТОВ КОЛЛЕДЖА В СБЕРЕЖЕНИИ РЕСУРСОВ ЗДОРОВЬЯ ЧЕЛОВЕКА

И.В. Пичугина

Южно-Уральский государственный университет, филиал в г. Миассе

Актуальность темы статьи обусловлена объективно существующими противоречиями между потребностью подготовки педагогических кадров к сбережению ресурсов здоровья и недостаточно высоким уровнем компетентности выпускников педагогических колледжей в области здоровьесбережения. Цель статьи - выявить уровень компетентности будущих педагогов в области здоровьесбережения и основные направления подготовки студентов колледжа к сбережению ресурсов здоровья человека. Результаты получены с использованием методов исследования: обзор научной литературы, наблюдение, беседа, анализ, обобщение, анкетирование. К результатам исследования авторы относят обоснование содержания профессиональной подготовки будущих педагогов, позволяющей повысить уровень компетентности в аспекте сбережения ресурсов здоровья человека. На основе проведенного исследования среди студентов педагогического колледжа, предлагается программа формирования профессиональной компетентности будущего педагога в области сбережения ресурсов здоровья человека в процессе обучения в колледже.

Ключевые слова: здоровье, здоровьесбережение, здоровьесберегающие педагогические технологии, готовность человека к сбережению ресурсов здоровья, профессиональная компетентность.

Введение

В связи с реформами, проводимыми в России в различных сферах, возрастают различного рода нагрузки на человека - физические, психические, информационные, что естественным образом не может не сказываться на состоянии здоровья отдельного человека и общества в целом. Статистические данные медиков, психологов, педагогов и других специалистов, указывают на факты снижения уровня здоровья населения России различных возрастных групп. Необходимо отметить высокую заболеваемость, увеличение доли хронических заболеваний, смертность, снижение продолжительности жизни, снижение доли трудоспособного населения, резкое падение рождаемости и др. Среди причин, неблагоприятно влияющих на здоровье человека, необходимо отметить следующие: неблагоприятная экологическая обстановка, стресс-напряжение, социально-экономические, бытовые условия, и другие факторы [6, 8].

Изучение состояния проблемы

в научной литературе

Различные аспекты подготовки педагогических кадров к осуществлению здоровьесбе-режения учащихся рассматриваются в работах Г.Н. Серикова, С.Г. Серикова, Г.К. Зайцева,

А.Г. Зайцева, В.В. Колбанова, М.Г. Колесниковой, Е.А. Овчарова, Л.В. Радионовой и др. [6].

Г.Н. Сериков и С.Г. Сериков рассматривают здоровьесбережение в образовании как «единство мер, предпринимаемых участниками образования и направленных на улучшение (неухудшение) здоровья у них самих и у партнеров, а также на рост качества образованности и (или) профессиональной квалификации» [15].

В настоящее время становится актуальной проблема сбережения энергоресурсов человека. Решение задачи сбережения энергоресурсов зависит от готовности людей к этому. Готовность человека к сбережению энергоресурсов рассматривает в своих работах Г.Н. Сериков. Он выделяет компоненты готовности человека к сбережению энергоресурсов: владение знаниями об энергоресурсах, о возможностях их сбережения (так называемый, зна-ниевый компонент); личный опыт сбережения энергоресурсов и нравственную позицию человека (процессуально-действнный компонент). Названные признаки готовности человека к сбережению энергоресурсов тесно взаимосвязаны друг с другом. В основании взаимосвязи между ними находится владение знаниями о сбережении энергоресурсов.

Пользуясь ими на практике, человек, с одной стороны, приобретает личный опыт сбережения энергоресурсов. С другой стороны, приобретенный личный опыт углубляет владение знаниями о сбережении энергоресурсов до уровня компетентности. С третьей стороны, владение знаниями о сбережении энергоресурсов и личный опыт пользования ими способствуют становлению нравственной позиции человека относительно необходимости сбережения энергоресурсов [16].

С.Г. Сериков и Г.Н. Сериков выделяют содержательные характеристики компетенции педагогов в содействии сбережению энергоресурсов здоровья студентов, такие как совместное со студентами планирование распределения учебной нагрузки; подбор вспомогательных средств для того, чтобы студенты могли успешно усваивать содержание образования в нормативно установленные сроки без ущерба для здоровья; наставничество студентов по разным аспектам здорового образа жизнедеятельности и др. [17].

Изучением проблем компетентностного подхода занимались ведущие зарубежные и российские ученые: Т.И. Барышникова, Е.С. Полат, М.М. Поташник, Е.Н. Соловова, А.В. Мариничева, И. А. Зимняя, А.В. Хутор-ский, О.Н. Щёголева, О.С. Виноградова, P. Bimmel, G. Neuner, K. Kleppin, K. Keen и др. [7, 8].

Анализ литературы по данной проблеме показывает, что компетенция понимается комплексно, как структура, состоящая из различных частей - совокупности знаний, умений и навыков, необходимых для осуществления конкретной профессиональной деятельности; свойств личности; потенциальной способности индивида справляться с различными задачами. К. Кееп образно сравнивал компетенцию с пальцами на руке (навыки, знания, опыт, контакты, ценности), которые координируются ладонью и контролируются нервной системой, управляющей рукой в целом [1].

Термин «компетентность» специалиста означает круг вопросов, в которых человек обладает определенным уровнем знаний, опытом. Компетентность - это обладание человеком соответствующей компетенцией (компетенциями), включающей его личностное отношение к ней и предмету деятельности. Принято считать, что понятие «компетентность» впервые стало употребляться в

США в 60-е годы XX века в контексте дея-тельностного образования, целью которого было готовить специалистов, способных успешно конкурировать на рынке труда.

В работах зарубежных авторов компетентность рассматривается как:

• способность и желание выполнять задачу (J. Burgoyne);

• способность добиваться определенных достижений (M. Mulder);

• поведенческие показатели, влияющие на исполнение работы (C. Woodruff);

• способность эффективного выполнения конкретных действий в предметной области, включая узкопредметные знания, особого рода предметные навыки, способы мышления, понимание ответственности за свои действия (J. Raven).

В российской и зарубежной литературе представлены различные подходы к рассмотрению структуры компетентности [10].

Компетентность, по мнению И.А. Зимней, -одна из составляющих общей культуры человека, совокупность его мировоззрения и системы знаний, умений, обеспечивающих целенаправленную самостоятельную деятельность [4].

Существуют различные классификации видов компетентности. Например, описывая структуру педагогической деятельности, Н.В. Кузьмина выделила ряд элементов (видов) компетентности: специальная компетентность в области преподаваемой дисциплины; методическая компетентность в области способов формирования знаний, умений учащихся; социально-психологическая компетентность в процессах общения; дифференциально-психологическая компетентность в области мотивов, способностей учащихся; аутопсихологическая компетентность личности [5].

Профессиональная компетентность - это интегральная характеристика личности специалиста, определяющая его способность решать профессиональные задачи с использованием знаний, умений, профессионального и жизненного опыта на основе сформированно-сти мотивационно-ценностного отношения к профессии и профессионально-обусловленных качеств личности. Специалисты, обладающие профессиональной компетентностью, способны успешно адаптироваться к социально-экономическим изменениям в обществе, прогнозировать свою жизнедеятельность,

быть конкурентоспособными на рынке труда. Профессиональная компетентность во многом определяется спецификой профессиональной деятельности, ее принадлежности к определенным видам [5, 11].

Одной из важных проблем в современном обществе является неспособность многих выпускников профессиональных учебных заведений быстро адаптироваться в условиях рыночной экономики и одной из причин является низкий уровень психического состояния и физического развития выпускников. В образовательный процесс профессиональных учебных заведений внедряется огромное количество инновационных образовательных технологий, разнообразных авторских программ, проектов и т. д., но при этом практически полностью отсутствует контроль и учет изменений в состоянии здоровья студентов. Проведя анализ исследований в области здоровья, необходимо отметить, что в образовательный процесс профессиональных учреждений очень редко внедряются педагогические технологии, направленные на воспитание потребности в здоровом образе жизни и формирование готовности к здоровьесбережению студентов, к сбережению энергоресурсов [3, 12].

Таким образом, на наш взгляд, необходимо выделить следующие компоненты профессиональной компетентности педагогов в области сбережения ресурсов здоровья человека: осведомленность участников образования по вопросам здоровьесбережения; способность и желание к осуществлению деятельности в области сбережения ресурсов здоровья человека; владение специальными навыками осуществления деятельности по здоровьесбере-жению; психологическая готовность.

Результаты исследования

В 2015/2016 учебном году в Усть-Лабин-ском социально-педагогическом колледже было проведено исследование по выявлению уровня компетентности студентов и преподавателей в области сбережения ресурсов здоровья человека. По результатам проведенного исследования среди студентов-второкурсников специальности «Преподавание в начальных классах» (диагностика социальных ценностей личности и анкетирование), большинство студентов отмечают на первом месте профессиональные и материальные ценности, и лишь единицы отдают предпочтение здоровью, несмотря на то, что все остальное дос-

тижимо только при условии хорошего здоровья. Среди предложенных ценностей были: материальная обеспеченность, здоровье, семья, дружба (любовь), внешняя красота, познание, саморазвитие и др. Так, здоровье на первом месте отметили только лишь 15 % респондентов, на втором месте - 37,5 % и 2,5 % респондентов поставили здоровье на третье место.

Опросник по здоровью «Локус контроля здоровья» (К. Вэлстона, Б. Вэлстона, Р. Де Виллиса) показал следующие результаты. 45 % респондентов набрали большее количество баллов по шкале «внутреннего локуса контроля», что означает умение контролировать свое собственное здоровье. 40 % опрошенных набрали большее количество баллов по шкале контроля «могущественными другими», что означает зависимость здоровья от других людей (например, от врачей). И 15 % респондентов набрали большее количество баллов по шкале «контроля случая», что означает веру в зависимость своего состояния здоровья от воли случая, судьбы или везения.

Следующим этапом исследования было проведение самооценки состояния здоровья (по В.П. Войтенко). 50 % опрошенных оценили свое здоровье как «очень хорошее», 50 % -как «среднее». Низкий уровень здоровья не отметил ни один из респондентов.

Кроме методики В.П. Войтенко, для определения самооценки здоровья нами использовалась методика «SF-36 Health Status Survey», которая относится к неспецифическим вопросникам для оценки качества жизни, она широко распространен в США и странах Европы при проведении исследований качества жизни. Перевод на русский язык и апробация методики была проведена «Институтом клинико-фармакологических исследований» (Санкт-Петербург) [2].

Вопросы анкеты распределены по восьми шкалам физическое функционирование (PF), ролевое функционирование, обусловленное физическим состоянием (RP), интенсивность боли (BP), общее состояние здоровья (GH), жизненная активность (VT), социальное функционирование (SF), ролевое функционирование, обусловленное эмоциональным состоянием (RE), психическое здоровье (МН). Максимально набираемые баллы по разным шкалам составляют от 0 до 100. При помощи данной методики было опрошено 62 студента. В результате обработки анкет были получены следующие данные.

По показателю «физическое функционирование» (РБ) респонденты набрали 84,3 балла из возможных 100 балов, т. е. большинство оценивает свое здоровье как «очень хорошее». По второму показателю «ролевое функционирование, обусловленное физическим состоянием» (ИР) все респонденты набрали уже значительно меньшее количество баллов - 66,3. Третий показатель «интенсивность боли» (ВР) у здоровых людей должен составлять 0 баллов, но в нашем случае, этот показатель составил 16,2 балла, что говорит о том, что даже здоровые студенты, которые не имеют каких-либо отклонении в состоянии здоровья, все равно периодически испытывают какие-либо боли, которые мешают их нормальной жизнедеятельности. Общее состояние здоровья (ОН) находится на уровне «выше среднего» и составляет в среднем 66,5 балла при максимально возможных 100 баллов. Показатель «жизненной активности» (УТ) составляет 64,5 балла, что, на наш взгляд, достаточно низкий показатель для данной возрастной группы. Показатель «социальное функционирование» находится на достаточно высоком уровне и составляет 81,9 балла. На наш взгляд, это можно объяснить осознанным выбором профессии и развитым чувством ответственности. Показатель «ролевое функционирование, обусловленное эмоциональным состоянием» (КЕ) оказался значительно ниже предшествующего показателя и составил 64,7 балла. Это можно объяснить высокой интенсивностью образовательного процесса в колледже, внедрением инновационных проектов и технологий, большим объемом специальных дисциплин, высокой ответственностью. Показатель «психическое здоровье» (МН) составляет 68,5 балла, что может говорить о проблемах, связанных с высоким уровнем стрес-совости, который респонденты испытывают как в образовательном процессе, так и в повседневной жизни.

Кроме восьми шкал было рассчитано по формулам два обобщенных показателя: «Физический компонент здоровья», который составил 51,1 балла и «Психический компонент здоровья», который составил 48,4 балла.

В процессе проведенного исследования были выявлены низкие показатели по ролевому функционированию, обусловленному физическим состоянием; жизненной активности и обобщенный показатель психического здоровья. Для повышения данных показателей

необходимо разработать систему мероприятий, включающих различные аспекты по сбережению ресурсов здоровья человека.

Таким образом, нами был разработан проект, направленный на формирование профессиональных компетенций будущих педагогов в области сбережения ресурсов здоровья человека. Одной из важнейших задач профессионального образования является способствование осознанию студентами необходимости бережного отношения к здоровью, активизации деятельности по его поддержанию и укреплению, а также создание условий для освоения ими знаний и умений в области здорового образа жизни.

На первом этапе предполагается обучение педагогов и студентов культуре здоровьесбе-режения, формирование мотивации здоровье-сбережения; составление индивидуальных программ здоровьесбережения; проведение обследования медицинских карт студентов. Это может осуществляться через включение в учебный план специальных дисциплин, а также углубленное изучение вопросов сбережения ресурсов здоровья человека в различных дисциплинах. Для преподавателей это могут быть педагогические чтения, курсы повышения квалификации, педагогические советы, работы методических объединений и др. Параллельно необходимо осуществлять медико-физиологический мониторинг состояния здоровья и физической подготовленности педагогов и студентов.

Формирование ценностного отношения студентов к своему здоровью может осуществляться в образовательном процессе путем включения в содержание образования теоретического и практического материала, который способствовал бы формированию у будущих специалистов умений самовосстановления после перегрузок; способам снятия психоэмоционального напряжения; предупреждению возможных личностных и профессиональных деформаций и т. д. [14].

С целью формирования психологической готовности к осуществлению здоровьесбере-жения, предлагается проводить целенаправленную работу по повышению уровня стрес-соустойчивости студентов колледжа. Так, при изучении курса «Психологии» рассматриваются различные психические состояние человека, в том числе и состояние стресса. Изучается его влияние на организм человека, поведение человека в состоянии стресса, способы

преодоления нервно-психического напряжения, проводится диагностика уровня стрессо-устойчивости, уровня личностной и ситуативной тревожности, самооценку психических состояний (тревожность, фрустрация, агрессивность и др.); проводятся тренинги по поведению человека в стрессовых ситуациях [10].

Студенты должны получать не только знания по здоровьесбережению, но и приобретать навыки и умения, необходимые им в будущей профессиональной деятельности. Успешность усвоения знаний о здоровье зависит не только от содержания учебной дисциплины, глубокого знания и мастерства преподавателя, но и от системы конкретных отношений самого обучаемого: его потребностей, мотивов, целей. Поэтому необходимым условием формирования ценностного отношения к изучению основ здоровьесбережения должно быть согласование целей обучения с мотива-ционно-ценностной основой учебной деятельности личности.

Стратегия формирования ценностного отношения к своему здоровью и здоровью окружающих способствует самостоятельной выработке убеждений будущего специалиста на основе приобретенных знаний и опыта. Благодаря убеждениям создаются вначале устойчивая мотивация здорового образа жизни, затем - здоровьесберегающая готовность и активность в сохранениии и укреплении собственного здоровья [7, 13].

На втором этапе предполагается приобретение личного опыта сбережения ресурсов здоровья и применение знаний на практике -реализация здоровьесберегающих педагогических технологий на различных видах практик (учебной, преддипломной и др.), а также в образовательном процессе колледжа. Одной из важнейших задач профессионального образования является способствование осознанию студентами необходимости бережного отношения к здоровью, активизации деятельности по его поддержанию и укреплению, а также создание условий для освоения ими знаний и умений в области здорового образа жизни.

Необходимо активно использовать возможности учебных и производственных практик, в рамках программы практики выполнять такие виды деятельности, как изучение состояния физического, психического и социального здоровья педагогов и учащихся; анкетирование по выявлению отношения участников образовательного процесса к здоровью, степени информированности в вопросах сбе-

режения ресурсов здоровья человека, уровня реализации здоровьесбережения в профессиональной деятельности, реализации здоровье-сберегающих педагогических технологий в образовательном процессе и др. Важным моментов является организация научно-исследовательской работы студентов по вопросам сбережения ресурсов здоровья человека (организация деятельности студенческой научно-исследовательской лаборатории, выступление на научных конференциях, проведение «круглых столов», встречи со специалистами и др.).

Включение в содержание профессионального образования различных здоровьесбере-гающих педагогических технологий способствует, с одной стороны, сохранению и укреплению здоровья самих студентов, а, с другой стороны, направлено на овладение ими знаниями, умениями, навыками в области здо-ровьесбережения, с целью их дальнейшей реализации в профессиональной деятельности [9].

Выводы

Обобщая материал, отметим важность подготовки будущих педагогов к сбережения ресурсов здоровья человека, что связано с низким уровнем здоровья населения России в целом. Результаты проведенного исследования показали: объективную картину здоровья могут представить только методики, которые разностороннее охватывают различные аспекты здоровья: ценностное отношение к здоровью, состояние психической сферы человека, состояние физического здоровья, осведомленность и действенность человека по различным аспектам здоровьесбережения. Образовательный процесс в колледже необходимо проектировать с учетом содержательных характеристик компетенции педагогов в содействии сбережению энергоресурсов здоровья человека.

Литература

1. Keen K. Competence: What is it and how Can it be Developed? // Instructional Design: Implementation Issues. - 1992. - P. 111-122.

2. SF-36 Health Survey. Manual and Interpretation Guide / J.E. Ware, K.K. Snow, M. Ko-sinski, B. Gandek. - Boston: The Health Institute Publ., New England Medical Center Publ., 1993.

3. Волкова, М.А. Формирование ценностного отношения к здоровью у студентов технического факультета университета / М.А. Волкова // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия «Об-

разование, здравоохранение, физическая культура». - 2007. - № 26 (98). - С. 108-114.

4. Зимняя, И.А. Общая культура и социально-профессиональная компетентность человека / И.А. Зимняя // Высшее образование сегодня. - 2005. - № 11.

5. Кузьмина, Н.В. Профессионализм личности преподавателя и мастера производственного обучения /Н.В. Кузьмина - М. : Высш. шк, 1990. - 119 с.

6. Пичугина, И.В. Содержательное обеспечение формирования готовности студентов педагогического колледжа к осуществлению здоровьесбережения учащихся: дис. ... канд. пед. наук / И.В. Пичугина. - Челябинск, 2000. - 193 с.

7. Пичугина, И.В. Формирование ценностного отношения здоровью у студентов университета как условие профессионального роста будущего специалиста /И.В. Пичугина // Наука ЮУрГУ: материалы 67-й науч. конф. -Челябинск: Издат. центр ЮУрГУ, 2015. -С. 1830-1834.

8. Пичугина, И.В. Здоровьесбережение как один из факторов профессионального роста и продвижения будущего специалиста / И.В. Пичугина //Педагогический менеджмент в здоровьесберегающем образовании: темат. сб. науч. тр. / Урал. гос. ун-т физ. культуры. -Челябинск: Урал. акад., 2015. - С. 107-112.

9. Пичугина, И.В. Здоровьесбережение как средство повышения эффективности обучения студентов вуза / И.В. Пичугина // Наука. ЮУрГУ: материалы 65-й науч. конф. -Челябинск: Издат. центр ЮУрГУ, 2013. -С. 171-174.

10. Пичугина, И.В. Использование современных педагогических технологий при изучении дисциплин психолого-педагогического блока / И.В. Пичугина // Наука XXI века: проблемы, поиски, решения: материалы XXXIX науч.-практ. конф. - Миасс: Геотур, 2015. -С. 351-356.

11. Пичугина, И.В. Организация работы по сохранению и укреплению здоровья студентов университета с целью подготовки к будущей профессиональной деятельности / И.В. Пичугина // Социально-экономические, институционально-правовые и культурно-исторические компоненты развития муниципальных образований: сб. тр. XII науч.-практ. конф., 2015. - С. 255-258.

12. Пичугина, И.В. Подготовка к здо-ровьесберегающей деятельности в системе профессионального образования / И.В. Пичугина //Вестник ЮУрГУ. Серия «Образование. Педагогические науки». - 2009. - № 4 (137). -С. 46-50.

13. Пичугина, И.В. Формирование мотивации сбережения ресурсов здоровья у студентов университета / И.В. Пичугина // Социально-экономические, институционально-правовые и культурно-исторические компоненты развития муниципальных образований: материалы XIII науч.-практ. конф. / отв. ред. С.Г. Соловьев. - Миасс, 2016. -С. 122-125.

14. Плотникова, Н.А. Эффективность педагогической деятельности в вузе / Н.А. Плотникова, И.В. Пичугина //Вестник ЮУрГУ. Серия «Образование. Педагогические науки». -2009. - № 38 (171). - С. 74-77.

15. Сериков, Г.Н. Здоровьесбережение в гуманном образовании / Г.Н. Сериков, С.Г. Сериков. - Екатеринбург; Челябинск: Изд-во ЧГПУ, 1999. - 242 с.

16. Сериков, Г.Н. Готовность к сбережению энергоресурсов как научное понятие / Г.Н. Сериков // Вестник ЮУрГУ. Серия «Образование. Педагогические науки». - 2012. -№14 (273). - С. 25-29.

17. Сериков, С.Г. Компетенция педагогов в содействии сбережению энергоресурсов здоровья студентов / С.Г. Сериков, Г.Н. Сериков // Сибир. пед. журн. - 2013. - № 4. -С. 263-268.

Пичугина Ирина Викторовна, кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры социально-гуманитарных и правовых дисциплин, Южно-Уральский государственный университет, филиал в г. Миассе, pichuginaiv@susu.ac.ru.

Поступила в редакцию 30 августа 2016 г.

DOI: 10.14529/ped160406

FORMATION OF COLLEGE STUDENTS' COMPETENCE IN HEALTH SAVING TECHNOLOGIES

I.V. Pichugina, pichuginaiv@susu.ac.ru

South Ural State University, branch in Miass, Chelyabinsk region, Russian Federation

The relevance of the paper is explained by the existing contradiction between the need to train university instructors to conserve health resources and the low level of competence of the graduates of teacher training colleges in the field of health preservation.

The purpose of the article is to identify the level of competence of future teachers in the field of health preservation as well as to describe the basic directions of training to save health.

The authors justified the content of vocational training of future teachers, which allows to increase the level of competence in the aspect of preserving human health resources.

The research was conducted among the students of pedagogical college. The program to form professional competence of future teachers in the field of human resources is offered.

Keywords: health, health preservation, health-saving educational technology, human willingness to conserve health resources, professional competence.

References

1. Keen K. Competence: What is it and how Can it be Developed? Instructional Design: Implementation Issues, 1992, pp. 111-122.

2. Ware J.E., Snow K.K., Kosinski M., Gandek B. SF-36 Health Survey. Manual and Interpretation Guide. Boston, The Health Institute Publ., New England Medical Center Publ., 1993.

3. Volkova M.A. [Formation of the Valuable Relation to Health of Students in Technical Faculties of Universities]. Bulletin of South Ural State University. Ser. Education, Health, Physical Education, 2007, no. 26 (98), pp. 108-114. (in Russ.)

4. Zimnyaya I.A. [General Culture and Social and Professional Competence of the Person]. Higher Education Today, 2005, no. 11. (in Russ.)

5. Kuz'mina N.V. Professionalizm lichnosti prepodavatelya i mastera proizvodstvennogo obuche-niya [The Professionalism of the Teacher's and Master's Individual]. Moscow, Vysshaya Shkola Publ., 1990. 119 p.

6. Pichugina I.V. Soderzhatel'noe obespechenie formirovaniya gotovnosti studentov pedagogi-cheskogo kolledzha k osushchestvleniyu zdorov'esberezheniya uchashchikhsya. Dis. kand. ped. nauk [Substantial Maintenance of Formation of Readiness of Students of Pedagogical College to Implement Health Savings Students. Diss. Cand. (Pedagogy)]. Chelyabinsk, 2000. 193 p.

7. Pichugina I.V. [Formation of the Valuable Relation to Health at Students of University as a Condition for Professional Development of Future Professional]. Nauka YuUrGU: Materialy 67-y nauchnoy konferentsii [Science South Ural St. Univ.: Materials 67th Scientific Conference]. Chelyabinsk, 2015, pp. 1830-1834. (in Russ.)

8. Pichugina I.V. [Health Savings as one of the Factors for Professional Growth and Advancement of the Future Expert]. Pedagogicheskiy menedzhment v zdorov'esberegayushchem obrazovanii: Temati-cheskiy sbornik nauchnykh trudov [Pedagogical Management in Health Savings Education: Thematic Collection of Scientific Papers]. Chelyabinsk, 2015, pp. 107-112. (in Russ.)

9. Pichugina I.V. [Health Savings as a Means of Enhancing the Effectiveness of Teaching of High School Students]. Nauka YuUrGU: Materialy 65-y nauchnoy konferentsii [Science South Ural St. Univ.: Materials 65th Scientific Conference]. Chelyabinsk, 2013, pp. 171-174. (in Russ.)

10. Pichugina I.V. [The Use of Modern Pedagogical Technologies in the Study of Subjects of Psycho-Pedagogical Unit]. Nauka XXI veka: problemy, poiski, resheniya. Materialy XXXIX nauchno-prakticheskoy konferentsii [Science of XXI Century: Problems, Searches, Solutions. Materials XXXIX Scientific Conference]. Miass, 2015, pp. 351-356. (in Russ.)

11. Pichugina I.V. [The Organization of Work to Preserve and Promote the Health of University Students in Preparation for their Future Professional Activity]. Sotsial'no-ekonomicheskie, institutsio-nal'no-pravovye i kul'turno-istoricheskie komponenty razvitiya munitsipal'nykh obrazovaniy. Sbornik trudov XII nauchno-prakticheskoy konferentsii [Socio-Economic, Institutional and Legal, Cultural and Historical Components of Municipal Development. Proceedings of the XII Scientific and Practical Conference]. 2015, pp. 255-258. (in Russ.)

12. Pichugina I.V. [Preparation for Health-Saving Activities in Professional Education System]. Bulletin of South Ural State University. Ser. Education. Pedagogic, 2009, no. 4 (137), pp. 46-50. (in Russ.)

13. Pichugina I.V. [Formation of Motivation of Health Resource Conservation among Students of the University]. Sotsial'no-ekonomicheskie, institutsional'no-pravovye i kul'turno-istoricheskie komponenty razvitiya munitsipal'nykh obrazovaniy: Materialy XIII nauchno-prakticheskoy konferentsii [SocioEconomic, Institutional and Legal, Cultural and Historical Components of Municipal Development: Proceedings of XIII Scientific Conference]. 2016, pp. 122-125. (in Russ.)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

14. Plotnikova N.A., Pichugina I.V. [Efficiency of Pedagogical Activity in Institutes of Higher Education]. Bulletin of South Ural St. Univ. Ser. Education. Pedagogic, 2009, no. 38 (171), pp. 74-77. (in Russ.)

15. Serikov G.N., Serikov S.G. Zdorov'esberezhenie v gumannom obrazovanii [Health Savings in Humane Education]. Ekaterinburg; Chelyabinsk, 1999. 242 p.

16. Serikov G.N. [Readiness for Saving of Resources as a Scientific Notion]. Bulletin of South Ural St. Univ. Ser. Education. Pedagogic, 2012, no. 14 (273), pp. 25-29. (in Russ.)

17. Serikov S.G., Serikov G.N. [The Competence of Teachers in Assistance the Saving of Energy of Students' Health]. Siberian Pedagogical Journal, 2013, no. 4, pp. 263-268. (in Russ.)

Received 30 August 2016

ОБРАЗЕЦ ЦИТИРОВАНИЯ

FOR CITATION

Пичугина, И.В. Формирование компетентности студентов колледжа в сбережении ресурсов здоровья человека / И.В. Пичугина // Вестник ЮУрГУ. Серия «Образование. Педагогические науки». - 2016. - Т. 8, № 4. - С. 44-51. БО!: 10.14529/реШ60406

Pichugina I.V. Formation of College Students' Competence in Health Saving Technologies. Bulletin of the South Ural State University. Ser. Education. Educational Sciences. 2016, vol. 8, no. 4, pp. 44-51. (in Russ.) DOI: 10.14529/ped160406

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.