Научная статья на тему 'Готовность педагогов к проектированию здоровьесберегающей образовательной среды дошкольной образовательной организации'

Готовность педагогов к проектированию здоровьесберегающей образовательной среды дошкольной образовательной организации Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
699
144
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЗДОРОВЬЕ / ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА / HEALTH / ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ / HEALTHY LIFESTYLE / ГОТОВНОСТЬ / READINESS / ГОТОВНОСТЬ К ПРОЕКТИРОВАНИЮ / READINESS TO DESIGN / ДОШКОЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ / PRESCHOOL EDUCATIONAL ORGANIZATION / ДЕТИ / CHILDREN / ПРОЕКТИРОВАНИЕ / DESIGNING / ПЕДАГОГ ДОШКОЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ / TEACHER OF PRESCHOOL ORGANIZATION / СРЕДА / ENVIRONMENT / HEALTH-KEEPING EDUCATIONAL ENVIRONMENT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Жербакова Надежда Александровна

В статье кратко освещена проблема сохранения и укрепления здоровья детей и необходимость обучения здоровому образу жизни уже в дошкольном возрасте. В условиях модернизации системы дошкольного образования возникает необходимость в создании здоровьесберегающей образовательной среды. Педагог является ключевой фигурой в образовательном процессе и от его умения, проектировать здоровьесберегающую среду, зависит здоровье воспитанников. Готовность педагога к проектированию здоровьеформирующего пространства мы понимаем, как особое личностное состояние, которое предусматривает наличие у педагога мотивационного, операционного и методического компонентов готовности к специально организованной педагогической деятельности по внедрению здоровьесберегающей модели образовательной среды в педагогическую практику. Исследования показывают, что в большинстве случаев педагоги дошкольных образовательных организаций не готовы к данной деятельности. Нами выявлены дефициты в мотивационном, операционном и методическом компонентах. В работе обоснована необходимость специальной подготовки педагогов по данной проблеме, представлены компоненты, критерии и методики оценки уровня готовности педагога и результаты исследования компонентов готовности по проектированию здоровьесберегающей образовательной среды. Выявлены факторы препятствующие созданию образовательной среды, которая гарантирует охрану и укрепление здоровья детей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Жербакова Надежда Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

READINESS OF TEACHERS TO THE PLANNING OF HEALTH-KEEPING EDUCATIONAL ENVIRONMENT OF THE PRESCHOOL EDUCATIONAL ORGANIZATION

The article summarized the problem of preservation and strengthening of health of the children аnd the need of education on healthy lifestyles at preschool age. There is a need to create a health-keeping educational environment in conditions of modernization of preschool educational system. The teacher is a key figure in the educational process and his ability to design health-keeping environment affects the health of the pupils. The teacher's willingness to design the health-forming space is understood as a special personal condition which means that the teacher should possess motivational, operational and methodical preparedness component to the specially organized pedagogical activity of adoption of health-keeping model of educational environment into pedagogical practice. The researches show that in most cases, teachers of preschool educational organizations are not ready for this activity. We identified deficiencies in motivational, operational and methodical components. The necessity of special training of teachers on this issue is settled down in this work. The components, criteria, methods for assessing the level of teacher`s readiness and the results of the study of the components of readiness for design the health-keeping educational environment are presented. The factors that prevent the creation of health-keeping environment are identified.

Текст научной работы на тему «Готовность педагогов к проектированию здоровьесберегающей образовательной среды дошкольной образовательной организации»

педагогические науки

Жербакова Надежда Александровна ГОТОВНОСТЬ ПЕДАГОГОВ ...

УДК 371:371.7

ГОТОВНОСТЬ ПЕДАГОГОВ К ПРОЕКТИРОВАНИЮ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

© 2018

Жербакова Надежда Александровна, магистрант

Иркутский государственный университет (664003, Россия, Иркутск, улица К. Маркса, 1, e-mail: [email protected])

Аннотация. В статье кратко освещена проблема сохранения и укрепления здоровья детей и необходимость обучения здоровому образу жизни уже в дошкольном возрасте. В условиях модернизации системы дошкольного образования возникает необходимость в создании здоровьесберегающей образовательной среды. Педагог является ключевой фигурой в образовательном процессе и от его умения, проектировать здоровьесберегающую среду, зависит здоровье воспитанников. Готовность педагога к проектированию здоровьеформирующего пространства мы понимаем, как особое личностное состояние, которое предусматривает наличие у педагога мотивационного, операционного и методического компонентов готовности к специально организованной педагогической деятельности по внедрению здоровьесберегающей модели образовательной среды в педагогическую практику. Исследования показывают, что в большинстве случаев педагоги дошкольных образовательных организаций не готовы к данной деятельности. Нами выявлены дефициты в мотивационном, операционном и методическом компонентах. В работе обоснована необходимость специальной подготовки педагогов по данной проблеме, представлены компоненты, критерии и методики оценки уровня готовности педагога и результаты исследования компонентов готовности по проектированию здоровьесберегающей образовательной среды. Выявлены факторы препятствующие созданию образовательной среды, которая гарантирует охрану и укрепление здоровья детей.

Ключевые слова: здоровье, здоровый образ жизни, здоровьесберегающая образовательная среда, готовность, готовность к проектированию, дошкольная образовательная организация, дети, проектирование, педагог дошкольной организации, среда.

READINESS OF TEACHERS TO THE PLANNING OF HEALTH-KEEPING EDUCATIONAL ENVIRONMENT OF THE PRESCHOOL EDUCATIONAL ORGANIZATION

© 2018

Zherbakova Nadezhda Alexandrovna, undergraduate

Irkutsk State University (664003, Russia, Irkutsk, K. Marx Street, 1, e-mail: [email protected])

Abstract. The article summarized the problem of preservation and strengthening of health of the children аМ the need of education on healthy lifestyles at preschool age. There is a need to create a health-keeping educational environment in conditions of modernization of preschool educational system. The teacher is a key figure in the educational process and his ability to design health-keeping environment affects the health of the pupils. The teacher's willingness to design the health-forming space is understood as a special personal condition which means that the teacher should possess motivational, operational and methodical preparedness component to the specially organized pedagogical activity of adoption of health-keeping model of educational environment into pedagogical practice. The researches show that in most cases, teachers of preschool educational organizations are not ready for this activity. We identified deficiencies in motivational, operational and methodical components. The necessity of special training of teachers on this issue is settled down in this work. The components, criteria, methods for assessing the level of teacher's readiness and the results of the study of the components of readiness for design the health-keeping educational environment are presented. The factors that prevent the creation of health-keeping environment are identified.

Keywords: health, healthy lifestyle, health-keeping educational environment, readiness, readiness to design, preschool educational organization, children, designing, the teacher of preschool organization, environment.

По данным современных исследований состояние здоровья детей школьного и дошкольного возраста стремительно ухудшается: у детей все чаще встречаются нарушения, отклонения, несоответствия нормам развития. Это связанно не только с неблагоприятной окружающей средой, но и постоянным стрессом, который испытывают дети в современном мире. Негативное влияние факторов среды дошкольных образовательных организаций на состояние здоровья дошкольников подтверждается исследованиями, проводимыми Н.П. Абаскаловой, Н.В. Карпович, Т.Н. Прониной, И.И. Новиковой, Ю.В. Ерофеевым, А.С. Крига, С.С. Петренко, Е.А. Ефимовой и др. [1-9].

В связи с этим, деятельность по сохранениюи укреплению здоровья, а так же формированию основ здорового образа следует начинать в дошкольном возрасте. По мнению Л.Г. Татарниковой, в этом возрасте у детей уже можно сформировать привычку заботиться о своем здоровье. Р.И. Айзман, В.Ф. Базарный, Э.Н. Вайнер, Э.М. Казин считают, что в дошкольной образовательной организации (ДОО) должна быть создана здоровьесбе-регающая образовательная среда, которая позволит сохранить и укрепить здоровье детей в условиях детского сада.

Необходимым условием в создании данной среды является общение ребенка со сверстниками и окружающими взрослыми, которые выступают образцом для подражания. Ключевое место здесь отводится педагогу

дошкольной организации, так как именно он, являясь субъектом образовательных отношений, демонстрирует воспитаннику эталоны здоровьесберегающего поведения. Педагог, понимающий ценность здоровья, безусловно, будет учитывать его приоритет при проектировании образовательного процесса, добиваясь высоких профессиональных результатов.

Таким образом, в современном обществе к профессии педагога предъявляются высокие требования. На сегодняшний день стратегическое направление государственной политики в области охраны и укрепления здоровья дошкольников, регламентируется и обеспечивается рядом нормативно-правовых документов.

Закон РФ «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012г. №273-Ф3 определяет принципы государственной политики в области образования, первым из которых является «гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей жизни и здоровье человека, свободного развития личности. В статье 41. данного закона педагог «обязан осуществлять пропаганду здорового образа жизни, обучать воспитанников заботиться о своем здоровье, а так же создавать условия для оздоровления детей, для занятия ими физической культурой и предупреждения заболеваний» [10].

«Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования» предъявляет ряд требований, направленных на «создание социальной ситуации развития для участников образовательных

Zherbakova Nadezhda Alexandrovna pedagogical

READINESS OF TEACHERS ... sciences

отношений, включая создание образовательной среды, которая гарантирует охрану и укрепление здоровья детей, обеспечивает эмоциональное благополучие детей; способствует профессиональному развитию педагогических работников...» [11].

Профессиональный стандарт педагога определяет трудовую функцию педагога дошкольного образования в области здоровьесбережения следующим образом: «проектирование безопасной и психологически комфортной образовательной среды образовательной организации через обеспечение безопасности жизни детей, поддержание эмоционального благополучия ребенка в период пребывания в образовательной организации.» [12].

Исследования, проводимые Н.А. Баженовой, А.Б. Бо-ровковым, Е.В. Осолодковой, Т.В. Сущенко и др. исследователями показывают, что специалисты, работающие с детьми в ДОО, в большинстве своем не готовы к деятельности по проектированию безопасной образовательной среды. Это выражается в отсутствии комплексной и системной работы в данном направлении, педагоги не уделяют должного внимания своему здоровью и здоровью воспитанников, а так же слабо владеют здоровьес-берегающими технологиями. В настоящее время ученые активно занимаются проблемой использования педагогами проектного метода в организации образовательного процесса.

Проведенный нами теоретический анализ исследований проблемы готовности педагогов к проектированию здоровьесберегающей образовательной среды (далее - ЗСОС) позволил нам сделать вывод, о малой изученности данной проблемы в системе дошкольного образования. Это позволило выбрать данную проблему для специального изучения.

С целью изучения готовности педагогов к проектированию ЗСОС в 2017-2018 годах нами поведено исследование уровня готовности педагогов ДОО г. Иркутска к проектированию ЗСОС. В исследовании приняли участие педагоги с различным стажем работы и теоретическим уровнем подготовки. В нашем исследовании под «готовностью педагога к проектированию здоровьесберегающей образовательной среды» мы понимаем «особое личностное состояние, которое предусматривает наличие у педагога мотивационного, операционного и методического компонентов готовности к специально организованной педагогической деятельности по внедрению здоровьесберегающей модели образовательной среды в педагогическую практику».

Опираясь на труды Э.Ф. Зеер, Е.А. Богачевой, И.А. Колесниковой, О.Н. Садовниковой, В.А. Слас-тёнина в структуре готовности педагога к проектированию ЗСОС среды мы выделили следующие компоненты готовности и критерии:

- мотивационный - заключающийся в ценностном отношении к педагогической деятельности, осознании социальной значимости профессии воспитатель, осознанном отношении, познавательном интересе и принятии педагогом здоровьесберегающих подходов к ней, ценностном отношении к здоровью своих воспитанников и собственному здоровью, стремлении достичь высоких результатов в работе;

- операционный предполагает сформированность интеллектуальных умений (владение мыслительными операциями анализа, синтеза, сравнения и др.), информационных умений (умение работать с научной, справочной литературой, осуществлять библиографический поиск), диагностических и интерпретационных умений (умение пользоваться методами наблюдения, опроса, беседы, умение анализировать полученные данные и отражать полученные результаты в таблицах, графиках, диаграммах);

- методический включает в себя интеграцию волевого (самоуправление и мобилизация сил, сосредоточение на задаче, отвлечение от посторонних воздействий, пре-232

одоление сомнений, страхов), ориентационного (представления педагога об особенностях и условиях деятельности, ее требованиях к личности), рефлексивного (критичность мышления, адекватность рефлексии) и когнитивного компонента (профессионально- педагогические знания, ориентированные на здоровьесбережение детей в образовательном процессе).

По каждому из представленных компонентов нами были выделены недопустимый, критический, допустимый и оптимальный уровни готовности в зависимости от соответствия критериям готовности.

Изучение методического компонента готовности проводилось при помощи анкетирования. Разработанные анкеты содержали вопросы, направленные на уточнение теоретических и практических знаний о здоровьесбере-гающей образовательной среде, её признаках и здоро-вьесберегающих технологиях. Анализ анкет участников исследования показывает, что уровень знаний также нельзя считать достаточным для эффективной работы в области здоровьесбережения. Наибольшее затруднение у испытуемых вызвали вопросы о здоровьесберегающих образовательных технологиях и их применение в работе с детьми.

По результатам анкетирования 5,9 % педагогов слабо знакомы с теоретическими и методическими подходами к проблеме обеспечения здоровья дошкольников в образовательном процессе. Испытуемые затруднились дать ответ на вопрос о сущности понятия «здоровьесбережение», среди признаков здоровьесберегающей среды ими было указано только соблюдение требований СанПиНа. Педагоги данного уровня, среди известных им технологий, перечислили только несколько технологий сохранения, стимулирования здоровья и технологий обучения здоровому образу жизни, а среди технологий, используемых в работе с детьми, они указали средства двигательной направленности: утренняя гимнастика, подвижная игра, физминутки. В анкетах отсутствовали ответы на вопрос о тематике мероприятий по повышению здоро-вьесберегающей компетенции, проводимых администрацией ДОО. На критическом уровне методического компонента готовности находятся 47,1 % педагогов, которые слабо владеют понятийно-терминологическим аппаратом, их теоретические знания о проектировании ЗСОС не систематизированы, отрывочны. Ответы участников данного уровня показали, что испытуемые под определением «здоровьесбережение» понимают «различные формы и методы сохранения здоровья детей», а не сложноорганизованную систему, включающую в себя совокупность санитарно-гигиенических, организационно-педагогических, психолого-педагогических, коррек-ционных условий в ДОО, направленных на сохранение, укрепление здоровья воспитанников и формирования у них основ здорового образа жизни. В связи с отсутствием четкого понимания содержания определения «здоро-вьесберегающие технологии» педагоги в работе с детьми используют только элементы различных технологий, в своих ответах они слабо отразили необходимость их использования. Результаты анкетирования выявили у данной группы отсутствие интереса к повышению своей компетенции в области здоровьесбережения. У 41,2 % исследованных педагогов теоретические знания о проектировании ЗСОС преобладают над методическими. На допустимом уровне готовности испытуемые показали понимание проблемы здоровьесбережения, например «Здоровьебережение в дошкольном образовании - это создание особых условий в учреждении, направленных на сохранение и укрепление здоровья дошкольников и мотивация их на ведение здорового образа жизни». Педагоги перечислили технологии и признаки здоро-вьесберегающей среды, однако при выборе технологии и реализации образовательного процесса они не руководствуются причинами, влияющими на здоровье детей, а используют их спонтанно. Оптимальный уровень методического компонента готовности показали 5,9 % Baltic Humanitarian Journal. 2018. Т. 7. № 2(23)

педагогические науки

Жербакова Надежда Александровна ГОТОВНОСТЬ ПЕДАГОГОВ ...

педагогов. Данная категория педагогов обладает достаточным уровнем теоретических, методологических и методических знаний о здоровьесберегающей деятельности. Сущность понятия «здоровьесбережение» определено ими как «система мероприятий, направленных на сохранение и укрепление здоровья дошкольников и формирования установок к здоровому образу жизни у всех участников образовательного процесса». Исследуемые воспитатели показали знание здоровьесберегающих технологий и основ проектирования ЗСОС: в своей работе они используют как коррекционные технологии (арт-терапия, песочная терапия, сказкотерапия), так и технологии сохранения, стимулирования здоровья и обучения ЗОЖ. В своих ответах педагоги отразили тематику мероприятий, направленных на развитие компетенций по данной проблеме, в связи с этим можно предположить, что они нацелены на самосовершенствование, саморазвитие.

Анализ годового плана работы с воспитателями по повышению профессиональной компетенции показал, что заместитель заведующего по ВМР в планах одним из направлений работы указал создание условий для формирования познавательно-творческих способностей дошкольников через проектную деятельность. Среди запланированных мероприятий с педагогами встречаются различные групповые формы работы: педагогический совет, тематический контроль, семинары-практикумы, лекции. В его планах не прослеживается дифференцированный подход по повышению уровня методической грамотности воспитателей, отсутствует разделение их по уровню компетентности. Так же, зам. зав. по ВМР в плане работы по здоровьесбережению прописал только тематический контроль по соблюдению требований СанПиН. Наблюдение зам. зав. по ВМР за работой воспитателей по реализации здоровьесберегающих технологий показало, что не все педагоги в работе придерживаются календарно-тематического плана и строго соблюдают режим дня. Из форм работы по становлению у детей ценности здорового образа жизни они, как правило, отдают предпочтение только беседам и дидактическим играм, тематика их однообразна. Воспитатели редко проводят исследовательскую, экспериментальную деятельность по данной образовательной области.

Таким образом, результаты исследования методического компонента готовности, позволяют нам говорить о слабой методической подготовке педагогов к здоровьес-бережению. Затруднения, возникающие у педагогов, можно связать с недостатком знаний и умений по проектированию здоровьесберегающей образовательной среды и слабо организованной научно-методической помощью.

Исследование мотивационного компонента готовности было проведено по методике «Ценностные ориентации» М. Рокича. В основу данного компонента легли ценности профессиональной самореализации (продуктивная жизнь, творчество, интересная работа, активная деятельная жизнь) и личной жизни (здоровье, любовь, наличие друзей, счастливая семейная жизнь). По результатам проведенного анализа были полученные следующие данные: 11,7 % педагогов не выделяют здоровье среди значимых для них жизненных ценностей: по результатам ранжирование оно не вошло в десятку наиболее актуальных. Доминирующую позицию в их жизни заняла активная деятельная жизнь, любовь, саморазвитие, счастливая семейная жизнь, интересная работа. 17,7 % педагогов, которые недооценивают значимость здоровья, отводят ему лишь 6-10 место. Однако среди наиболее значимых ценностей педагоги выделяют такие составляющие здорового образа жизни как любовь, счастливая жизнь, активная деятельная жизнь. Установлено, что 53 % исследуемых считают здоровье, любовь, счастливую семейную жизнь, свободу наиболее значимыми ценностями в жизни. Однако, ценности, связанные с профессиональной деятельностью, такие

как интересная работа, активная деятельная жизнь, продуктивная жизнь, развитие не являются доминирующими для данной группы. По результатам исследования лишь 17,6 % педагогов считают здоровье преобладающей жизненной ценностью, отводя ему 1 место. Так же, наиболее значимыми являются любовь, счастливая семейная жизнь, интересная работа, материально обеспеченная жизнь.

Исследование мотивационного компонента готовности педагогов по методике М. Рокича позволило выделить следующие закономерности:

- возраст и стаж работы определяют отношение к здоровью: чем старше возраст, тем более ценностное отношение к здоровью;

- среди термальных ценностей наиболее ценными являются здоровье, любовь, семейная жизнь, продуктивная жизнь, активная деятельная жизнь, свобода, интересная работа, развитие, которые можно рассматривать как составляющие здорового образа жизни.

Диагностика операционного компонента готовности проводилась по методике «Отношение к здоровью и к здоровому образу жизни» С. Дерябо, В. Ясвина. В первой части методики педагогам было предложено распределить указанные ценности в зависимости от значимости. Результаты распределились следующим образом:

- здоровье и ЗОЖ - 82 % педагогов;

- любовь и семейная жизнь - 64 %;

- материальное благополучие - 35 %.

Таким образом, данный результат позволяет определить здоровье и ЗОЖ как доминирующую ценность в жизни педагогов.

По второй части методики исследование проводилось по шкалам. Эмоциональная шкала данного уровня характеризуется тем, что испытуемые способны получать эстетическое удовольствие от ведения здорового образа жизни и своевременно реагируют на изменения в самочувствии. По познавательной шкале, это означает, что педагоги эпизодически проявляют интерес к проблеме здоровья и при необходимости способны самостоятельно осуществлять поиск требуемой информацию в различных источниках. Практическая шкала предполагает, что обследуемые испытывают необходимость заботиться о своем здоровье в практической сфере: предпринимают попытки посещать различные мероприятия, направленные на укрепление здоровья. Поступочная шкала показывает, что испытуемые предпринимают попытки стимулировать окружающих вести здоровый образ жизни, пропагандировать различные средства оздоровления организма.

Результаты исследования показали, что на недопустимом уровне готовности находятся 17,6 % педагогов. Это отражается в том, что они не испытывают желания заботиться о своем здоровье, а делают это в силу необходимости, отрицательно относятся к здоровому образу жизни. Критический уровень составили 11,8 % исследуемых, которые предпринимают попытки заботится о своем здоровье, но устойчивый интерес к этому не сформирован. У 41,2 % педагогов сформировано положительное отношение к данной проблеме, однако вести пропаганду и систематически вести ЗОЖ они еще не готовы. Оптимальный уровень - 29,4 % испытуемых, у которых сформировано положительное отношение к здоровью по всем шкалам.

Проведенный анализ полученных данных позволил нам сделать вывод о том, что большинство педагогов осознают важность своего здоровья, однако активно заботится о своем здоровье в практической сфере, они ещё не готовы.

Анализ всех компонентов готовности позволил нам сделать вывод о неготовности педагогов ДОО к проектированию ЗСОС. Отсутствие мотивации и знаний о передовых педагогических технологиях, включая методы проектирования, не позволяет педагогу эффективно осуществлять работу по здоровьесбережению. Решения

Zherbakova Nadezhda Alexandrovna READINESS OF TEACHERS ...

pedagogical sciences

данной проблемы заключается в формировании у педагога положительного отношения к своему здоровью и здоровью воспитанников, к образовательному процессу и взаимоотношениям с детьми. Таким образом, возникает необходимость в специальной подготовке педагогов дошкольного образования к проектированию здоровьес-берегающей образовательной среды.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Карпович Н.В. Гигиеническая диагностика факторов образовательной среды и состояние здоровья детей: [Электронный ресурс]/ Н.В. Карпович, Т.Н Пронина // Режим доступа: https://elibrary.ru/download/ elibrary_29766637_42055032.pdf (Дата обращения: 20.03.2017).

2. Новикова И.И. Методологические основы организации мониторинга среды обитания и здоровья детей, посещающих дошкольные учреждения: [Электронный ресурс] / И.И. Новикова, Ю.В. Ерофеев, А.С. Крига // Режим доступа: https://elibrary.ru/item.asp?id=30072735 (Дата обращения: 25.11.2017).

3. Петренко С.С. Развитие и коррекция эмоциональной сферы дошкольника // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2017. Т. 6. № 1 (18). С. 298-301.

4. Ефимова Е.А. Психолого-педагогическое сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях дошкольного образовательного учреждения // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2016. Т. 5. № 4 (17). С. 130-133.

5. Гордиевский А.Ю., Гордиевская Н.А. Влияние метеоусловий как экологического фактора на вегето-соматические показатели организма дошкольников // Самарский научный вестник. 2016. № 1 (14). С. 23-26.

6. Ремезова Л.А. Инновационная модель комплексного психолого-медико-педагогического сопровождения развития конструктивной деятельности дошкольников с нарушениями зрения // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2016. Т. 5. № 3 (16). С. 137-141.

7. Курицина О.В. Разработка и реализация индивидуальной образовательной программы для ребёнка дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья в условиях лекотеки // Самарский научный вестник. 2014. № 1 (6). С. 60-63.

8. Чикова И.В., Диль-Илларионова Т.В. Специфика страхов детей 5-6 летнего возраста и опыт их преодоления в условиях дошкольного образовательного учреждения // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2017. Т. 6. № 1 (18). С. 231-234.

9. Андрющенко Т.К. Методика диагностики сфор-мированности здоровьесберегающей компетентности у детей дошкольного возраста // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2013. № 1. С. 5-8.

10. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации». М.: Проспект, 2015. 160 с.

11. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. М.: Центр педагогического образования, 2014 г. 32 с.

12. Приказ Минтруда России от 18.10.2013 N 544н (ред. от 05.08.2016) «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог» (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)» (Зарегистрировано в Минюсте России 06.12.2013 N 30550): [Электронный ресурс] // - Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_ LAW_155553/ (Дата обращения: 25.02.2018).

Статья поступила в редакцию 28.04.2018

Статья принята к публикации 26.06.2018

234

Baltic Humanitarian Journal. 2018. Т. 7. № 2(23)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.