DOI 10.14526/01_1111_114 УДК 373.2.
ПРИМЕНЕНИЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ КАК УСЛОВИЕ ФОРМИРОВАНИЯ ФИЗИЧЕСКОГО КОМПОНЕНТА ШКОЛЬНОЙ ЗРЕЛОСТИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
М.Ю. Стожарова - кандидат педагогических наук, доцент
ФГБОУ ВО «Ульяновский государственный педагогический университет имени И.Н.
Ульянова»,
Площадь 100-летия со дня рождения В. И. Ленина, дом 4, г. Ульяновск, Россия,
432700
E-mail: [email protected]
Аннотация. Актуальность исследования связана с необходимостью пересмотра содержания образовательного процесса дошкольной системы и поиска путей совершенствования здоровьесберегающих технологий, что обусловлено ухудшением состояния здоровья дошкольников и отсутствием единой научно обоснованной парадигмы, рассматривающей здоровьесберегающие и образовательные задачи в едином педагогическом пространстве.Методы исследования. Для решения поставленных задач и проверки выдвинутой гипотезы был использован комплекс методов исследования: теоретический анализ научно-методической литературы по проблеме исследования; мониторинг состояния физического и психологического здоровья современных дошкольников; наблюдение, консультирование педагогов и родителей, статистическая обработка и теоретический анализ полученных результатов.Материалы. В старшем дошкольном возрасте чрезвычайно важной является проблема сформированности школьной зрелости дошкольников. Данная проблема распадается на два основных компонента: физическая готовность к школе и психолого-педагогическая готовность. Физическая готовность, в свою очередь, включает состояние здоровья детей старшего дошкольного возраста на момент поступления в школу. Важнейшей составляющей культуры здоровья являются систематические занятия физической культурой и спортом. Они рассматриваются современной педагогической и психологической наукой как особый вид деятельности, способствующий воспитанию лучших физических, нравственных, психических качеств, связанных с формированием самого человека.Результаты. В данной статье предлагается методика формирования физического компонента школьной зрелости дошкольников, включающая комплексное воздействие на физическое и психологическое здоровье детей.Заключение. Обобщение материалов нашего исследования дало возможность сделать следующие выводы:
- проблема формирования школьной зрелости дошкольников в учебно-воспитательном процессе относится к числу важных психолого-педагогических проблем;
- эффективность формирования школьной зрелости (в частности физического компонента) возможна в условиях специально организованной здоровьесберегающей среды;
- активное использование здоровьесберегающих технологий в условиях ДОУ помогает сохранять и укреплять здоровье детей дошкольного возраста, а также служит базой для формирования физической готовности детей к школьному обучению.
Ключевые слова: готовность детей к школе, физическое здоровье, психологическое здоровье.
HEALTH-PRESERVING TECHNOLOGIES USE AS THE CONDITION FOR PHYSICAL COMPONENT FORMATION OF SCHOOL MATURITY AMONG SENIOR
PRESCHOOL CHILDREN
Marina Y. Stozharova
Ulyanovsk State Pedagogical University named after I.N. Ulyanov, 4, area of 100 th anniversary of V.I. Lenin's birth, Ulyanovsk, 432700, Russia
E-mail: [email protected]
Annotation. The urgency of the research is connected with the necessity to reconsider the content of preschool system educational process and the searching for the ways of health-preserving technologies development. It is also conditioned by poor health state of preschool children and the absence of a common scientifically substantiated paradigm, which considers health-preserving and educational objectives in an integrated pedagogical space. Research methods. In order to solve the set problems and check the offered hypothesis a complex of research methods was used: theoretical analysis of scientific-methodical literature concerning the problem of the research; physical state and psychological health of contemporary preschool children monitoring; observation,consulting teachers and parents, static handling and theoretical analysis of the received results.Materials. Among senior preschool children the problem of school maturity formation is very important. This problem includes two main components: physical readiness to school and psychological-pedagogical readiness. Physical readiness includes health state of senior preschool children when they enter school. An important component of health culture is systematic going in for physical culture and sport. Physical culture and sport are considered by modern pedagogical and psychological science as a special kind of activity, which provides the best physical, moral, psychic qualities upbringing, which are connected with a person formation. Results. This article presents the methodology of physical component formation of school maturity among preschool children, which includes a complex influence on physical and psychological health of children. Conclusion. The materials of our research summarizing gave an opportunity to make the following conclusions:
- the problem of school maturity formation among preschool children in educational-upbringing process is very important psychological-pedagogical problem;
- the effectiveness of school maturity formation (in particular physical component) is possible in terms of specially organized health-preserving environment;
- an active use of health-preserving technologies in terms ofpreschool helps to preserve and strengthen preschool children's health and forms the base for physical readiness formation of children to school education.
Keywords: children's readiness to school,physical health, psychological health.
Введение. Проблема школьной зрелости детей дошкольного возраста изучалась с разных сторон видными физиологами, психологами и педагогами. Однако в настоящее время в современной российской школе идёт процесс трансформации её структуры, форм и содержания, а также более раннего начала школьного обучения (с 6,6 лет). Он не может не отражаться на требованиях, предъявляемых к подготовке старших
дошкольников, которая включает не только образовательный, но и физиологический, психологический и социальный компоненты. А ввиду того, что данные изменения происходят в настоящий момент, научных разработок, которые учитывали бы современные требования школы, крайне мало.
Л.В. Кузнецова отмечает, что налицо необходимость решения проблемы сохранения и приращивания здоровья
школьников, формирования у них культуры здоровья и физической культуры в условиях школьного образования [5, с. 82].
Однако необходимо отметить, что уже в условиях дошкольного учреждения у детей старшего дошкольного возраста формирование культуры здоровья может и должно являться приоритетной задачей, так как сформированность школьной зрелости напрямую зависит от состояния здоровья детей, от выработки у них здоровьесберегающего и
здоровьеукрепляющего поведения.
Поэтому проблема путей формирования школьной зрелости дошкольников (особенно физического компонента) является на данный момент наиболее актуальной и требующей разработки.
Длительное время считалось, что критерием готовности ребёнка к обучению является уровень его умственного развития. Л.С. Выготский одним из первых сформулировал мысль о том, что готовность к школьному обучению заключается не столько в количественном запасе представлений, сколько в уровне развития познавательных процессов. По мнению Л.С. Выготского, быть готовым к школьному обучению - значит, прежде всего, обобщать и дифференцировать в соответствующих категориях предметы и явления окружающего мира [2, с. 32].
Т.И. Бабаева рассматривала готовность к обучению в школе как интегральное новообразование социально-личностного развития старшего дошкольника, имеющее
многокомпонентную структуру и формирующееся в условиях особым образом построенного педагогического процесса[1, с. 43].
На современном этапе под школьной зрелостью понимается достижение ребёнком такого уровня психического развития, на котором он оказывается способным принимать участие в школьном обучении.
Т.Н. Доронова выделяет физическую и психолого-педагогическую готовность в формировании школьной зрелости. М.Ю. Стожаровой в исследовании «Формирование школьной зрелости дошкольников» описаны следующие компоненты физической готовности:
- биологический возраст ребенка;
- сформированность физического и психологического здоровья;
- уровень и частота заболеваемости ребёнка;
- уровень нервно-психического развития ребёнка.
Также выделены несколько компонентов психолого-педагогической готовности детей:
- уровень мотивационной готовности;
- уровень развития психических процессов ребёнка;
- социально-эмоциональная готовность;
- педагогический компонент (уровень представлений ребёнка по различным областям знаний) [5, с. 42]. Психолого-педагогический компонент школьной зрелости дошкольников традиционно является наиболее детально и глубоко разработанным в отечественной психологии и педагогике. Обратимся к рассмотрению физического компонента.
В.А. Якименко выделяет следующие компоненты физической готовности:
1. Наиболее важным компонентом физической готовности детей к обучению в школе является состояние здоровья. Для его оценки используются определённые критерии: наличие заболеваний, функциональное состояние основных систем организма, степень сопротивляемости организма неблагоприятным воздействиям, уровень физического и нервно-психического развития, а также степень его гармоничности.
2. Физическое развитие рассматривается как самостоятельный
компонент физической готовности. Обычно проводят оценку трёх основных антропометрических показателей: длины тела, массы тела и окружности грудной клетки. Оценка гармоничности развития осуществляется по индексам и местным стандартам.
3. Следующий компонент физической готовности - развитие функциональных систем ребёнка. Э.Я. Степаненкова, Г.И. Нарскин, В.Н. Шебеко рекомендуют оценивать функциональное состояние организма, измеряя артериальное давление, частоту сердечных сокращений, жизненную ёмкость лёгких, определяя физическую работоспособность с помощью теппинг- или степ-тестирования (количественный подход). При этом оценку дают медицинские работники. Сторонниками качественного подхода являются калининградские исследователи (А.А. Зайцев и др.), разработавшие восемь тестов, которые позволяют педагогам осуществлять контроль развития наиболее важных функциональных систем ребёнка.
4. Такой компонент физической готовности, как физическая подготовленность, определяется уровнем сформированности психофизических качеств и двигательных навыков (С. Прищепа). До недавнего времени большее внимание уделялось формированию двигательных умений и навыков, развитие же физических качеств считалось сопутствующим процессом и воспринималось как второстепенный показатель физической подготовленности. В настоящее время взаимосвязь двигательного навыка и физических качеств рассматривается как диалектическое единство формы и содержания двигательного действия (В.Н. Шебеко). Физические качества проявляются через определённые двигательные умения и навыки. Двигательные навыки реально существуют при наличии определённых физических качеств. Такая тесная взаимосвязь объясняется общностью условно-
рефлекторного механизма этих процессов. В целях гармоничного развития ребёнка важно создавать условия для их параллельного развития.
5. Следующий компонент физической готовности - развитие мелкой моторики рук. У старших дошкольников хорошо развиты крупные мышцы туловища и конечностей, обеспечивающие сложные движения. Мелкие же мышцы кистей рук, обеспечивающие точные и тонко-координированные движения при письме, развиты недостаточно хорошо. Исследования отечественных физиологов (В.М Бехтерева, ММ. Кольцовой, ЛВ. Фоминой и др.) подтверждают связь развития руки с развитием мозга, что доказывает важность развития мелкой моторики рук для формирования готовности детей к школьному обучению.
6. Овладение культурно-гигиеническими навыками - важный компонент готовности ребёнка к школе. Отсутствие у первоклассника навыков самостоятельного выполнения культурно-гигиенических действий (умывание, приём пищи, чистка зубов и др.), освоения приёмов чистки обуви и одежды, контроля своего внешнего вида создаёт затруднения при организации обучения ребёнка в школе. Развитие этого компонента придаёт физической готовности полноту и завершённость.
В нашем исследовании мы обратили особое внимание на то, что уровень сформированности школьной зрелости (в частности физического компонента) напрямую зависит от здоровья детей дошкольного возраста.
А «незрелые» дети часто становятся неуспевающими. Но если бы школьная незрелость вызывала у детей лишь отставание в учёбе, то эта проблема так и осталась бы педагогической. Между тем у детей, особенно у тех, кто ценой чрезмерного напряжения старается выполнить требования школы, страдает здоровье: они чаще болеют, у многих формируется невроз, страх перед школой и нежелание учиться. Чтобы предотвратить такую ситуацию, необходимо
прогнозировать готовность ребёнка к обучению ещё до его поступления в школу.
Среди современных детей седьмого года жизни «школьно незрелые» составляют более 40%, что в три раза превышает количество таких детей в 70-е гг. и в два раза - в 80-е гг. (В.Р. Кучма, М.И. Степанова).
Таким образом, мы можем констатировать взаимообусловленность и взаимовлияние состояния здоровья ребенка на момент начала обучения в школе и уровня школьной зрелости старших дошкольников: с одной стороны, от состояния здоровья детей напрямую зависит уровень школьной зрелости; с другой стороны, сформированный уровень школьной зрелости (незрелости) непосредственно влияет на состояние здоровья детей в процессе обучения в школе. Ясно одно, что ключевым понятием, требующим особого к себе внимания в процессе подготовки детей к школе, является здоровье.
Отдельной образовательной
областью в ФГОС дошкольного образования выделена область «Здоровье», содержание которой направлено на
достижение целей охраны здоровья детей и формирование основы культуры здоровья через решение следующих задач:
- сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей;
- воспитание культурно-гигиенических навыков;
- формирование начальных представлений о здоровом образе жизни.
Именно поэтому в современном обществе проблема сохранения и укрепления здоровья детей является актуальной. В настоящее время к детям дошкольного возраста предъявляются крайне высокие требования,
соответствовать которым могут только здоровые дети. О здоровье можно говорить не только при отсутствии каких-либо заболеваний, но и при условии гармоничного нервно-психологического развития, высокой умственной и физической работоспособности.
Вместе с тем результаты научных исследований свидетельствуют, что уже в дошкольном возрасте здоровых детей становится всё меньше. Почти 90% детей дошкольного возраста имеют стандартные отклонения в строении опорно-двигательного аппарата -
нарушение осанки, плоскостопие,
неравновесный мышечный тонус, слабость мышц брюшного пресса, неоптимальность соотношения статических и динамических движений. У 20-30% детей старшего дошкольного возраста наблюдаются невротические проявления. Около 50% детей нуждаются в психокоррекции и характеризуются серьёзным
психологическим неблагополучием.
В подавляющем большинстве дети, начиная с дошкольного возраста, страдают дефицитом движений и сниженным иммунитетом. Также в настоящее время увеличилось количество тревожных детей, отличающихся повышенным
беспокойством, неуверенностью,
эмоциональной неустойчивостью. Это не может не беспокоить современных педагогов и психологов, поэтому разработка и применение
здоровьесберегающих технологий
становится одной из приоритетных задач дошкольного воспитания.
Важнейшей составляющей
культуры здоровья являются
систематические занятия физической культурой и спортом. Они рассматриваются современной
педагогической и психологической наукой как особый вид деятельности, способствующий воспитанию лучших физических, нравственных, психических качеств, связанных с формированием самого человека (В.В. Белорусова, Г.П. Богданов, Ю.И. Зотов, Б.Т. Лихачев, И.Н. Решетень, П.А. Рудик, Н.А. Худадов и др.).
Оплетин А.А. , Анненкова С. В., Фазлеев М.Т. , Филатов А.Вотмечают, что общее мнение специалистов в области физической культуры заключается в признании необходимости перестройки
системы физической культуры личности на основе принципов гуманистической педагогики, этики и психологии, направленной на саморазвитие личности занимающихся [5].
Целью данного исследования является формирование школьной зрелости (в частности физического компонента) посредством применения здоровьесберегающих технологий в условиях ДОУ.
Задачи исследования:
1) проанализировать психолого-педагогическую и методическую литературу по проблеме исследования;
2) выявить уровень физической готовности к школьному обучению детей дошкольного возраста;
3) реализовать педагогические условия для формирования физической готовности детей к школе;
4) проверить результативность экспериментальной работы.
Методы и организация исследования
Гипотезой данного исследования являлось предположение о том, что формирование школьной зрелости дошкольников (в частности физического компонента) наиболее эффективно происходит, если соблюдаются следующие педагогические условия:
- применение здоровьесберегающих технологий в ДОУ;
- активная просветительская работа с семьями воспитанников;
- целенаправленная профилактическая деятельность с детьми.
Данная гипотеза получила свою экспериментальную проверку в
исследовании И.О. Кузнецовой, проведенном на базе ДОО № 207 г. Ульяновска.
Для решения поставленных задач и проверки выдвинутой гипотезы был использован комплекс методов исследования: теоретический анализ научно-методической литературы по проблеме исследования; мониторинг состояния физического и
психологического здоровья
современных дошкольников; наблюдение, консультирование педагогов и родителей, статистическая обработка и теоретический анализ полученных результатов.
На этапе констатирующего эксперимента был проведен первичный срез по выявлению уровня сформированности физической готовности к обучению в школе посредством диагностики физического и
психологического здоровья детей старшего дошкольного возраста. В ходе эксперимента мы использовали
следующие методики:
1. Диагностика физического развития:
- измерение длины тела;
- измерение массы тела;
- измерение окружности грудной клетки.
2. Диагностика развития психофизических качеств:
- тесты по определению скоростно-силовых качеств;
- тесты по определению быстроты;
- тесты по определению ловкости;
- тесты по определению гибкости;
- тесты по определению выносливости;
- тесты по определению силовой выносливости.
3. Комплексная оценка состояния здоровья детей.
4. Диагностика психологического здоровья:
- «Шкала самооценки» (В.Г. Щур);
- тест тревожности (Р. Тэммл, М. Дорки, В. Амен);
- рисуночный тест «Моя семья».
При исследовании состояния
здоровья ребёнка учитывались в качестве основополагающих следующие критерии:
I критерий - наличие или отсутствие отклонений в раннем онтогенезе;
II критерий - уровень физического развития и степень его гармоничности;
III критерий - уровень нервно-психического развития;
IV критерий - резистентность организма;
V критерий - функциональное состояние органов и систем;
VI критерий - наличие или отсутствие хронических болезней или врождённых пороков развития. I критерий обусловливает здоровье; II-VI критерии характеризуют здоровье.
Первая (I) группа здоровья объединяет детей, не имеющих отклонений по всем избранным для оценки критериям здоровья, не болевших или редко болевших за период наблюдения, имеющих отставание в нервно-психическом развитии не более чем на 1 эпикризный срок, а также детей, имеющих единичные морфологические отклонения (аномалии ногтей, деформация ушной раковины и др.), не влияющие на состояние здоровья ребёнка и не требующие коррекции.
Вторую (II) группу здоровья составляют также здоровые дети, но имеющие «риск» формирования хронических заболеваний. В раннем возрасте принято выделять 2 подгруппы среди детей со II группой здоровья:
11-А - "угрожаемые дети", имеющие отягощённый биологический, генеалогический или социальный анамнез, но не имеющие отклонений по всем остальным критериям здоровья.
11-Б - группа "риска" - дети, имеющие некоторые функциональные и морфологические изменения, часто болеющие дети (4 и более раз в год), дети с аномалиями конституции и другими отклонениями в состоянии здоровья.
Третья (III) группа здоровья объединяет больных детей с наличием хронических болезней или врождённой патологии в состоянии компенсации, то есть с редкими, нетяжёлыми по характеру течения обострениями хронического заболевания без выраженного нарушения общего самочувствия и поведения, наличием функциональных отклонений только одной, патологически измененной системы или органа (без клинических
проявлений функциональных отклонений других органов и систем).
Полученные данные
свидетельствовали о том, что к I группе здоровья относится 8 детей, из них: девочек - 2, мальчиков - 6. Ко II группе здоровья относится 15 детей, из них:
девочек - 7, мальчиков - 8. К III группе здоровья относится 1 ребёнок (девочка).
Анализируя тесты, направленные на изучение психологического здоровья и эмоционального состояния детей, можно было сделать вывод, что 13 детей имеют положительное эмоциональное состояние, из них 7 девочек и 6 мальчиков. 11 детей имеют отрицательное эмоциональное состояние, из них 3 девочки и 8 мальчиков.
Таким образом, лишь 30% детей перед обучением в школе обладают хорошим состоянием физического и нервно-психического здоровья, не требующим коррекции. Очевидным становится факт о необходимости внедрения специальных здоровьесберегающих технологий для улучшения состояния здоровья детей в ДОО и в семье.
Формирующий этап исследования был направлен на активное применение здоровьесберегающих технологий в условиях ДОУ для формирования физической готовности детей дошкольного возраста к обучению в школе. В процессе формирующего эксперимента нами были подобраны здоровьесберегающие технологии, направленные на укрепление физического и психологического здоровья
дошкольников. Валкина О.Н и др. в своем исследовании отмечают, что игра является и средством, и методом не только развития физической природы человека, но и формирования его как социально активной личности, спортивного стиля жизни. (2, с. 130). В полной мере это можно отнести к дошкольникам. Применяемые в нашем эксперименте здоровьесберегающие
технологии носили игровой
занимательный характер в соответствии с психическими особенностями детей данного возраста.
1. Применение
здоровьесберегающи
х образовательных технологий
Применение здоровьесберегающих образовательных технологий предполагает воспитание валеологической культуры, или культуры здоровья, дошкольников. Цель этой деятельности - сформировать у детей осознанное отношение к здоровью и жизни; сформировать представление о здоровье и здоровом образе жизни; развить умение оберегать своё здоровье. Задачи направления:
- привитие стойких культурно-гигиенических навыков;
- развитие представлений о строении собственного тела, назначении органов;
- обучение уходу за своим телом, навыкам оказания элементарной помощи;
- формирование представлений о том, что полезно и что вредно для организма;
- формирование привычки ежедневных физкультурных упражнений;
- формирование элементарных представлений об окружающей среде.
В своей работе мы активно применяли следующие
здоровьесберегающие образовательные технологии:
- валеологические занятия;
- оздоровительные занятия;
- физкультурные занятия;
- оздоровительные игры;
- физкультминутки и динамические
паузы.
2. Применение физкультурно-оздоровительных технологий
Физкультурно-оздоровительная деятельность направлена на физическое развитие и укрепление здоровья детей. Задачи этой деятельности:
- развитие физических качеств;
- контроль двигательной активности и становление физической культуры дошкольников;
- формирование правильной осанки, профилактика нарушений опорно-двигательного аппарата;
- воспитание привычки повседневной физической активности.
В своей работе мы использовали следующие формы и средства оздоровления:
- утреннюю гимнастику;
- дыхательную гимнастику;
- массаж (самомассаж);
- подвижные и спортивные игры;
- упражнения на развитие физических качеств;
- оздоровительный бег;
- физкультурные и оздоровительные развлечения.
3. Применение технологий обеспечения социально-
психологического благополучия ребёнка
Задачи направления:
- обеспечение эмоционального комфорта и позитивного психологического самочувствия ребёнка в процессе общения со сверстниками и взрослыми в детском саду, семье;
- обеспечение социально-эмоционального благополучия дошкольника, так как эмоциональный настрой, психологическое благополучие, бодрое настроение детей являются важным для их здоровья.
В работе были использованы следующие формы и средства укрепления психологического здоровья детей:
Тренинги. На занятиях сохранялась атмосфера психологической поддержки. Это помогало поддерживать необходимый психологический "фон" для детей, создавать оптимальные условия для укрепления их психологического здоровья.
Этюды на отображение положительных и отрицательных черт характера.
Психогимнастика.
Релаксационные паузы. Обучая детей приёмам релаксации, мы помогали им успокоиться, снять внутреннее мышечное напряжение, тем самым привести нервную систему и психику в нормальное состояния покоя. Умение детей управлять своими чувствами и эмоциями - ещё один шаг к воспитанию у них уверенности в себе.
Музыкотерапия (музыкальное сопровождение ритмичных моментов).
4. Профилактическая работа
Профилактическое направление включает в себя выполнение гигиенического режима, проведение обследования по скрининг-программе и выявление патологий, предупреждение острых заболеваний методами
профилактики, проведение специальных мер по профилактике распространения инфекционных заболеваний. Приступая к профилактической работе, мы провели опрос среди родителей с целью оптимального подбора средств. Выяснилось, что родители настороженно относятся к ароматерапии и приёму поливитаминов в условиях детского сада. Поэтому были выбраны следующие средства профилактики:
- полоскание полости рта кипяченой водой комнатной температуры;
- хождение по дорожкам здоровья;
- гимнастика пробуждения;
- прогулки на свежем воздухе;
- фитопрофилактика.
Применение технологий
валеологического просвещения
родителей
Главными воспитателями ребёнка являются родители. От того, как правильно организован режим дня ребёнка, какое внимание уделяют родители здоровью ребёнка, зависит его настроение, состояние физического здоровья. Здоровый образ жизни ребёнка, к которому его приучают в образовательном учреждении, может или находить каждодневную поддержку дома, и в этом случае закрепляться, или не находить, и тогда полученная информация будет лишней и тягостной для ребёнка.
Информационно-просветительская деятельность выражается в формировании у родителей здорового образа жизни, а также в знакомстве родителей с различными формами работы по физическому воспитанию в дошкольном учреждении; информировании о состоянии здоровья и физическом развитии, об уровне двигательной подготовленности их
ребёнка; привлечение родителей к участию в различных совместных физкультурных досугах и праздниках[3, с.14].
Для получения стойкого эффекта от оздоровительной работы мы привлекали к ней родителей эмоционально
неблагополучных детей. Это
способствовало образованию у родителей другой точки зрения на взаимоотношения с детьми. В совместной деятельности родители как бы заново открывали для себя детей, познавали их внутренний мир. Взаимоотношения с детьми становились более тёплыми и содержательными.
Результаты и их обсуждение
К результатам применения здоровьесберегающих технологий в условиях ДОУ можно отнести следующее:
1) снижение частоты случаев острой заболеваемости;
2) совершенствование функций ведущих физиологических систем организма;
3) улучшение физического развития;
4) устранение отставания в развитии движений (или позитивная динамика в соответствующих показателях);
5) позитивные сдвиги в эмоциональной сфере детей;
6) улучшение аппетита, сна, навыков самообслуживания, познавательных возможностей.
Используемые в комплексе здоровьесберегающие технологии в итоге сформировали у детей старшего дошкольного возраста стойкую мотивацию на здоровый образ жизни.
Заключение
Обобщение материалов нашего исследования позволило сделать следующие выводы:
- проблема формирования школьной зрелости дошкольников в учебно-воспитательном процессе относится к числу важных психолого-педагогических проблем;
- эффективность формирования школьной зрелости (в частности
физического компонента) возможна в условиях специально организованной здоровьесберегающей среды;
- активное использование здоровьесберегающих технологий в условиях ДОУ помогает сохранять и укреплять здоровье детей дошкольного возраста, а также служит базой для формирования физической готовности детей к школьному обучению.
Литература
1. Бабаева, Т. И. У школьного порога [Текст] / Т. И. Бабаева. - М. : Просвещение, 1993.
2. Валкина, О. Н. Игровая деятельность как фактор приобщения детей и подростков к систематическим занятиям физическими упражнениями / О. Н. Валкина, Ф. М. Кодолова, Е. Е. Фунина // Педагогико-психологические и медико-биологические проблемы физической культуры и спорта. - 2016. -1 (38). - С. 129-136.
3. Выготский, Л. С. Педагогическая психология [Текст] / Л. С. Выготский. - М. : Педагогика, 1991. - 479 с.
4. Доронова, Т. Н. Из детства в отрочество. Программа для родителей и воспитателей по формированию здоровья и развитию детей 4-7 лет [Текст] / Т. Н. Доронова. -М. : Просвещение, 2002. - 143 с.
5. Кузнецова, Л. В. Формирование культуры здоровья и физической культуры у школьников как приоритетная задача системы образования / Л. В. Кузнецова // Педагогико-психологические и медико-биологические проблемы физической культуры и спорта. - 2013. -4 (29). - С. 80-89.
6. Меньшикова, Е. А. Психолого-педагогические аспекты готовности детей к успешному обучению : автореф. дис. ... канд. пед. наук [Текст] /Е. А. Меньшикова. - Томск, 2000. -20 с.
7. Оплетин, А. А., , Педагогическая система саморазвития личности средствами физической культуры / А. А. Оплетин, С. В. Анненкова,М. Т. Фазлеев,А. В.Филатов // Педагогико-психологические и медико-биологические проблемы физической культуры и спорта. - 2015. - 4 (37). - С. 145-149.
8. Стожарова, М. Ю. Формирование школьной зрелости дошкольников [Текст] / М. Ю. Стожарова. - М. : Флинта, 2011. - 115 с.
9. Якименко, В. А. Педагогические условия формирования физической готовности старших дошкольников к обучению в школе [Текст] : автореф. дис. ... канд. пед. наук / В. А. Якименко. - M. : 2007.
References
1. Babaeva T. I.U shkol'nogo poroga [Near the school], Moscow : Prosveshchenie, 1993.
2. Valkina O. N., Kodolova F. M., Funina E. E. Pedagogiko-psikhologicheskie i mediko-biologicheskie problemy fizicheskoi kul'tury i sporta, 2016, No. 1 (38), pp. 129-136.http://journal-science.org/ru/article/328.htmlDOI:
10.14526/01_1111_88
3. Vygotskiy L. S. Pedagogicheskaya psikhologiya [Pedagogical psychology], Moscow : Pedagogics, 1991, 479 p.
4. Doronova T. N. Iz detstva v otrochestvo. Programma dlya roditelei i vospitatelei po formirovaniyu zdorov'ya i razvitiyu detei 4-7 let [From childhood to adolescence. A program for parents and educators on health formation and 4-7 year-old children development], Moscow : Prosveshchenie, 2002, 143 p.
5. Kuznetsova L. V. Pedagogiko-psikhologicheskie i mediko-biologicheskie problemy fizicheskoi kul'tury i sporta, 2013, No.4 (29), pp. 80-89.http://journal-science.org/ru/magazine.html
6. Menshikova E. A. Psikhologo-pedagogicheskie aspekty gotovnosti detei k uspeshnomu obucheniyu [Psychological-pedagogical aspects of children's readiness to a successful education], Tomsk, 2000, 20 p.
7. Opletin, A. A., Annenkova S. V., Fazleev M. T., Filatov A. V. Pedagogiko-psikhologicheskie i mediko-biologicheskie problemy fizicheskoi kul'tury i sporta, 2015, No. 4 (37), pp. 145-149.http://journal-science.org/ru/article/276.htmlDOI: 10.14526/01_1111_62
8. Stozharova M. Y. Formirovanie shkol'noi zrelosti doshkol'nikov [School maturity formation among preschool children], Moscow : Flinto, 2011, 115 p.
9. Yakimenko V. A. Pedagogicheskie usloviya formirovaniya fizicheskoi gotovnosti starshikh doshkol'nikov k obucheniyu v shkole [Pedagogical conditions of physical readiness formation of senior preschool children to studying at school], Moscow : 2007.
Подано: 13.04.2016 г. Принято: 15.04.2016г.
Стожарова Марина Юрьевна - кандидат педагогических наук, доцент, ФГБОУ ВО «Ульяновский государственный педагогический университет имени И.Н. Ульянова»,Площадь 100-летия со дня рождения В. И. Ленина, дом 4, г. Ульяновск, Россия, 432700, E-mail: [email protected]