Научная статья на тему 'Проблема готовности будущих педагогов к использованию оздоровительных технологий в образовательном процессе'

Проблема готовности будущих педагогов к использованию оздоровительных технологий в образовательном процессе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
178
41
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
здоровьесбережение / обучающиеся / педагоги-предметники / студенты / средства физической культуры. / health preservation / schoolchildren / teachers / stu- dents / means of physical culture.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Тимушкин Александр Владимирович, Попов Андрей Владимирович, Талагаева Юлия Александровна

Статья посвящена проблеме формирования у студентов педагогического вуза готовности к ведению работы по укреплению здоровья обучающихся средствами физической культуры. Подчеркивается, что ухудшение здоровья подрастающего поколения на сегодняшний день является актуальной проблемой. Поскольку сильное негативное воздействие на здоровье обучающихся оказывают «школьные факторы риска», здоровьесберегающая деятельность должна стать неотъемлемым компонентом работы каждого педагога. Цель исследования заключается в выявлении готовности педагогов-предметников к применению оздоровительных технологий на своих уроках. Изучение планов воспитательной работы классных руководителей и результатов анкетирования педагогов позволило установить, что большинство респондентов не считают работу по укреплению здоровья учащихся средствами физической культуры приоритетным направлением своей деятельности. На основе анализа учебных планов педагогических профилей подготовки сделан вывод, что в них недостаточно полно представлены дисциплины, способствующие формированию у будущих педагогов готовности к деятельности по сбережению здоровья обучающихся. Разработана программа курса физической культуры, содержащая теоретико-методологический и организационно-методический компоненты и направленная на формирование у студентов готовности к ведению работы по укреплению здоровья учащихся в образовательном процессе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Тимушкин Александр Владимирович, Попов Андрей Владимирович, Талагаева Юлия Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Problem of Future Teachers' Readiness to Use Health Preserving Technologies

The paper deals with the problem of developing in students of pedagogical universities readiness to improve schoolchildren’s health by means of physical culture. It is emphasized that deterioration in the health of the younger generation is a pressing issue nowadays. As “school risk factors” have strong negative influence on the health of schoolchildren, health preserving activity must become a responsibility of every teacher. The study is aimed at revealing readiness of teachers to use health preserving technologies during their lessons. The analysis of their extracurricular activity plans and questionnaire results allowed to define that most of the teachers do not consider the work on improving health of their pupils by means of physical culture a top-priority activity. A curricula analysis of pedagogical educational programs has led us to the conclusion that there are not enough university courses leading to the development of future teachers' readiness to work on preserving health of schoolchildren. A program for the Physical Culture course, that contains both theoretical-methodological and organizational components has been written. It is aimed at developing the students’ readiness to work on improving health of schoolchildren in the educational process.

Текст научной работы на тему «Проблема готовности будущих педагогов к использованию оздоровительных технологий в образовательном процессе»

УДК 378.016

Проблема готовности будущих педагогов к использованию оздоровительных технологий в образовательном процессе

А. В. Тимушкин, А. В. Попов, Ю. А. Талагаева

Тимушкин Александр Владимирович, доктор педагогических наук, профессор, декан факультета физической культуры и безопасности жизнедеятельности, Балашовский институт (филиал), Саратовский национальный исследовательский государственный университет имени Н. Г. Чернышевского, [email protected]

Попов Андрей Владимирович, кандидат педагогических наук, доцент кафедры физической культуры и спорта, Балашовский институт (филиал), Саратовский национальный исследовательский государственный университет имени Н. Г. Чернышевского, [email protected]

Талагаева Юлия Александровна, кандидат филологических наук, доцент кафедры безопасности жизнедеятельности, Балашовский институт (филиал), Саратовский национальный исследовательский государственный университет имени Н. Г. Чернышевского, [email protected]

Статья посвящена проблеме формирования у студентов педагогического вуза готовности к ведению работы по укреплению здоровья обучающихся средствами физической культуры. Подчеркивается, что ухудшение здоровья подрастающего поколения на сегодняшний день является актуальной проблемой. Поскольку сильное негативное воздействие на здоровье обучающихся оказывают «школьные факторы риска», здоровьесбере-гающая деятельность должна стать неотъемлемым компонентом работы каждого педагога. Цель исследования заключается в выявлении готовности педагогов-предметников к применению оздоровительных технологий на своих уроках. Изучение планов воспитательной работы классных руководителей и результатов анкетирования педагогов позволило установить, что большинство респондентов не считают работу по укреплению здоровья учащихся средствами физической культуры приоритетным направлением своей деятельности. На основе анализа учебных планов педагогических профилей подготовки сделан вывод, что в них недостаточно полно представлены дисциплины, способствующие формированию у будущих педагогов готовности к деятельности по сбережению здоровья обучающихся. Разработана программа курса физической культуры, содержащая теоретико-методологический и организационно-методический компоненты и направленная на формирование у студентов готовности к ведению работы по укреплению здоровья учащихся в образовательном процессе.

Ключевые слова: здоровьесбережение, обучающиеся, педагоги-предметники, студенты, средства физической культуры.

DOI: https://doi.org/10.18500/1819-7671-2019-19-3-339-343

Актуальность исследования

В последние годы наблюдается ухудшение здоровья не только населения в целом, но и, что

самое тревожное, детей. Сейчас у дошкольников нередко диагностируют такие заболевания, которые раньше появлялись у молодых людей к окончанию школы и то в редких случаях. Так, по данным Института возрастной физиологии РАО, в период обучения в школе наблюдается наиболее значительный прирост всех нарушений состояния здоровья детей. В 4-5 раз возрастает заболеваемость органов зрения, в 3 раза — органов пищеварения, в 2 раза - число нервно-психических расстройств [1, с. 11]. К окончанию школы более 50% учащихся имеют ограничения в выборе профессии по состоянию здоровья, 50-70% - ограничения к воинской службе, 20% - проблемы в репродуктивной сфере [2, с. 11].

Причиной негативных тенденций в состоянии здоровья учащихся часто становятся «школьные факторы риска»: стрессогенная педагогическая практика, интенсификация учебного процесса, несоответствие методик обучения возрастным и функциональным возможностям школьников, слабая подготовленность педагогов в вопросах укрепления здоровья учащихся, недостатки в системе физического воспитания и использовании средств физической культуры для развития личности школьника.

Цель исследования состоит в выявлении готовности педагогов-предметников к применению оздоровительных технологий на занятиях и разработке программы, направленной на повышение эффективности подготовки студентов к работе по укреплению здоровья учащихся.

Анализ проблемы

Одним из важнейших условий укрепления здоровья детей и подростков является охват процессом физического воспитания разнообразных аспектов их жизнедеятельности. Физическое воспитание не должно ограничиваться уроками физической культуры, а продолжаться в урочной и внеурочной деятельности других педагогов.

К сожалению, работа по укреплению здоровья учащихся часто не является приоритетным направлением деятельности педагогов-предметников. Проводимые ими здоровьесберегающие мероприятия носят эпизодический характер [3, с. 96]. Причина сложившейся ситуации

О Тимушкин Л. В., Попов Л. В., Талагаева Ю. Л., 2019

Изв. Сарат. ун-та. Нов. сер. Сер. Философия. Психология. Педагогика. 2019. Т. 19, вып. 3

связана с недостаточной подготовленностью педагогов к данному виду деятельности, отсутствием у них мотивационной направленности и необходимых практических навыков.

В настоящее время можно выделить две стратегии работы школ по сохранению и укреплению здоровья учащихся: стратегия вынужденных мер, представляющая собой отдельные действия, осуществлять которые руководство школы или управление образования вынуждают факты неблагополучия здоровья учащихся, и стратегия формирования здоровьесберегающего пространства школы, основанная на приоритете психолого-педагогических принципов и здоро-вьесберегающей педагогики, в которой учителю отводится основная роль в сохранении и укреплении здоровья учащихся [4, с. 24]. Возможности педагога в деятельности по укреплению здоровья учащихся заключаются в необходимости ведения систематической работы как в режиме учебного дня, так и в ходе различных внеклассных мероприятий. Проведение любых оздоровительных мероприятий требует от педагога обладания необходимым объемом знаний о возможностях сохранения и укрепления здоровья, а также владения методикой проведения и организации занятий, навыков передачи этих знаний учащимся как в ходе специально организованных мероприятий, так и непосредственно в повседневной работе.

Материалы и методы исследования

Исследование проводилось среди педагогов-предметников, являющихся также классными руководителями в школах г. Балашова и Бала-шовского района, для выявления степени их участия в планировании и реализации мероприятий

физкультурно-оздоровительной направленности. Анализу подверглись планы воспитательной работы 30 учителей из 14 школ. Отношение классных руководителей к физической культуре и степень включения физкультурных мероприятий в практическую деятельность выявлялись с помощью анкетирования, в котором участвовали 17 классных руководителей из пяти школ.

Далее нами были рассмотрены учебные планы всех профилей подготовки направления подготовки «Педагогическое образование» (кроме профиля «Физическая культура») Балашовского института (филиала) Саратовского государственного университета имени Н. Г. Чернышевского.

Данное исследование было предпринято с тем, чтобы определить, в какой мере в процессе обучения студентов в вузе осуществляется формирование у них мотивации к ведению здорового образа жизни, усвоение специальных знаний в области охраны жизни и здоровья обучающихся.

Результаты и их обсуждение

Полученные в ходе исследования результаты свидетельствуют о том, что педагоги, выступающие в роли классных руководителей, не считают работу по физическому воспитанию приоритетным направлением своей деятельности. В планах воспитательной работы не всегда присутствуют мероприятия физкультурно-оздоровительной направленности.

В проанализированных планах воспитательной работы по физкультурно-оздоровительному направлению было представлено 16 различных видов деятельности, перечень которых с указанием частоты их проведения в школах представлен на рисунке. Каждый план включал

Спортивно-оздоровительные занятия на каникулах Участие класса в кроссе Работа школы "Айболит" Проведение круглого стола Походе лес

Организация встреч с медицинскими работниками Анкетирование учащихся Проведение игр на свежем воздухе Проведение кокурсарисунков Участие класса е школьной спартакиаде Участие класса в празднике здоровья Проведение тематических классных часов Проведение родительского собрания Участие класса в "Дне здоровья" Беседы

Вовлечение в кружки, секции

13,3%

3,3%

6,6%

3,3%

13%

26,60% 26,6% 33,3

%

50%

0% 20% 40% 60%

Виды физкультурно-оздоровительных мероприятий, содержащиеся в планах воспитательной работы

в себя в среднем от 2 до 5 мероприятий. Наиболее распространенными оказались беседы (50%), участие в «Днях здоровья» (33,3%), участие в школьной спартакиаде (26,6%) и классные часы (26,6%). Очевидно, что педагоги отдают предпочтение хорошо знакомым формам работы, а также общешкольным мероприятиям, в которых обязаны принимать участие все классы («День здоровья», школьные спартакиады). К сожалению, интересные мероприятия, стимулирующие творческую активность обучающихся (конкурс рисунков), способные повысить их мотивацию к занятиям физкультурно-оздоровительной деятельностью (поход в лес, проведение праздника здоровья), встретились только один раз.

Физкультурно-оздоровительные мероприятия с учащимися часто проводятся эпизодически и не содержат системных действий по укреплению здоровья учащихся. Согласно анализу результатов анкетирования классные руководители не считают работу по укреплению здоровья учащихся средствами физической культуры приоритетным направлением своей деятельности. Только 53% из них напрямую связывают физическую культуру с укреплением здоровья человека. Остальные видят в ней средство воспитания характера или способ организации досуга. При этом только 17% опрошенных считают, что работа по укреплению здоровья обучающихся входит в обязанности образовательной организации. В основном ответственность за эту деятельность возлагают на спортивные организации (53%). Почти четверть респондентов не ведут с учащимися работу по физическому воспитанию; по охране здоровья учащихся (53% педагогов, две трети из которых учителя сельских школ).

Главная причина неэффективности работы по укреплению здоровья школьников связана, на наш взгляд, с отсутствием у педагогов мотива-ционной направленности на данный аспект профессиональной деятельности. Это объясняется недостаточным уровнем физической культуры самих педагогов, в чем прослеживаются пробелы вузовского обучения.

Чтобы определить, способствует ли традиционный образовательный процесс вуза формированию готовности будущего педагога к работе по укреплению здоровья учащихся, нами были проанализированы учебные планы факультетов, работающих по направлению подготовки «Педагогическое образование». В учебных планах факультетов целям подготовки студентов к работе по укреплению здоровья учащихся служит, прежде всего, курс «Охрана жизни и здоровья обучающихся». В рамках этой учебной дисциплины рассматриваются понятие

здоровья и факторы, его определяющие, способы здоровьесбережения в образовательном процессе и оздоровительной работы с обучающимися. В рамках курса «Физическая культура и спорт» предусматриваются формирование у студентов понимания значимости физической культуры в жизни человека, обучение их навыкам развития физических качеств, техникам снятия утомления после интенсивной учебной деятельности и т.д. Однако данные темы подразумевают обучение студентов методам укрепления собственного здоровья, а не здоровья обучающихся.

Более подробно вопросы сохранения и укрепления здоровья обучающихся преподаются студентам профиля «Безопасность жизнедеятельности» в курсе таких дисциплин, как «Здоровый образ жизни и его составляющие», «Безопасный и здоровый образ жизни», «Здоровьесберегаю-щие образовательные технологии», «Оказание первой помощи». И все же исследования показывают, что большинство студентов демонстрируют средний уровень владения профессиональными знаниями, умениями и навыками и такой же уровень готовности ведения эффективной педагогической деятельности [5, с. 102]. Они имеют слабо выраженную профессионально-педагогическую направленность, что недостаточно для качественной подготовки к работе по укреплению здоровья учащихся. В связи с этим нами была разработана программа подготовки будущих педагогов к работе по укреплению здоровья учащихся, основу которой составил авторский курс «Физическая культура». Программа включает в себя теоретико-методологический и организационно-методический компоненты. Теоретико-методологический компонент содержит следующие педагогические условия, определяющие требования к организации образовательного процесса в вузе, направленного на формирование готовности студентов к работе по укреплению здоровья учащихся:

мотивационные - развитие социально, профессионально и личностно значимых мотивов студентов в сфере физической культуры;

процессуальные - организация образовательного процесса на основе деятельностного освоения студентами потенциала физической культуры;

управленческие - оказание психологической поддержки каждому студенту в формировании его индивидуальной физической культуры;

организационные - использование возможностей физкультурно-спортивной деятельности для расширения практических навыков студентов в укреплении собственного здоровья и здоровья учащихся;

Изв. Сарат. ун-та. Нов. сер. Сер. Философия. Психология. Педагогика. 2019. Т. 19, вып. 3

функциональные - формирование у студентов понимания, что работа по укреплению здоровья учащихся - это актуальный аспект профессиональной деятельности педагога.

Организационно-методический компонент программы представлен ее содержанием, в котором нами выделены следующие составляющие.

1. Целевая составляющая:

личностно развивающий этап - стимулирование студентов к использованию физической культуры для укрепления своего здоровья;

информационно обогащающий этап - обогащение студентов знаниями о сущности физической культуры личности;

профессионально ориентирующий этап -перевод знаний и навыков студентов в контекст предстоящей профессиональной деятельности.

2. Содержательная составляющая: теоретический блок, обеспечивающий освоение студентами базовых знаний, раскрывающих сущность физической культуры как ценности;

практический блок, способствующий приобретению студентами практического опыта физкультурно-спортивной деятельности;

методический блок, обеспечивающий освоение и самостоятельное воспроизведение студентами основных методов и форм работы по укреплению здоровья средствами физической культуры;

контрольно-оценочный блок, представленный формами контроля, актуальными для профессиональной деятельности будущего педагога.

3. Диагностическая составляющая: комплексный анализ - отслеживание компонентов, входящих в структуру готовности студентов к работе по укреплению здоровья учащихся;

уровневый анализ - выявление уровня сфор-мированности каждого структурного компонента готовности;

сравнительный анализ - сопоставление уровней готовности студентов к работе по укреплению здоровья учащихся.

4. Результативная составляющая: уровни готовности студентов: пассивно-негативный, ситуативно-неустойчивый, позитивно-устойчивый.

Выводы

Готовность к работе по укреплению здоровья учащихся - интегративное качество личности, представленное единством теоретических знаний и практических навыков педагога, имеющего выраженную мотивационно-ценностную направленность на осуществление данного аспекта профессиональной деятельности. Результатом проведенного исследования явилась разработка программы формирования профессиональной готовности педагогов к работе по укреплению здоровья обучающихся.

Список литературы

1. БезрукихМ. М. Здоровье школьников, проблемы, пути решения // Сибирский педагогический журнал. 2012. № 9. С. 11-16.

2. Баранов А. А. Состояние здоровья детей в Российской Федерации // Педиатрия. 2012. № 91 (3). С. 9-14.

3. Попов А. В. Подготовка будущего педагога к работе по укреплению здоровья учащихся : дис. ... канд. пед. наук. Саратов, 2009. 234 с.

4. Смирнов Н. К. Здоровьесберегающие образовательные технологии в работе учителя и школы. М. : АРКТИ, 2003. 272 с.

5. Талагаева Ю. А. Модель формирования профессиональной готовности будущих учителей основ безопасности жизнедеятельности в педагогическом вузе // Изв. Сарат. ун-та. Нов. сер. Сер. Философия. Психология. Педагогика. 2018. Т. 18, вып. 1. С. 100-106.

Образец для цитирования:

Тимушкин А. В., Попов А. В., Талагаева Ю. А. Проблема готовности будущих педагогов к использованию оздоровительных технологий в образовательном процессе // Изв. Сарат. ун-та. Нов. сер. Сер. Философия. Психология. Педагогика. 2019. Т. 19, вып. 3. С. 339-343. БО!: https://doi.org/10.18500/1819-7671-2019-19-3-339-343

The Problem of Future Teachers' Readiness to Use Health Preserving Technologies

A. V. Timushkin, A. V. Popov, Yu. A. Talagaeva

Alexander V. Timushkin, https://orcid.org/0000-0003-1051-2790, Balashov Institute (branch) of the Saratov State University, 29 Karl Marks St., Balashov 412300, Saratov Region, Russia, timushkin-box@ rambler.ru

Andrey V. Popov, https://orcid.org/0000-0003-1719-8722, Balashov Institute (branch) of Saratov State University, 29 Karl Marks St., Balashov 412300, Saratov Region, Russia, [email protected]

Yulia A. Talagaeva, https://orcid.org/0000-0002-9519-958X, Balashov Institute (branch) of Saratov State University, 29 Karl Marks St., Balashov 412300, Saratov Region, Russia, [email protected]

The paper deals with the problem of developing in students of pedagogical universities readiness to improve schoolchildren's

health by means of physical culture. It is emphasized that deterioration in the health of the younger generation is a pressing issue nowadays. As "school risk factors" have strong negative influence on the health of schoolchildren, health preserving activity must become a responsibility of every teacher. The study is aimed at revealing readiness of teachers to use health preserving technologies during their lessons. The analysis of their extracurricular activity plans and questionnaire results allowed to define that most of the teachers do not consider the work on improving health of their pupils by means of physical culture a top-priority activity. A curricula analysis of pedagogical educational programs has led us to the conclusion that there are not enough university courses leading to the development of future teachers' readiness to work on preserving health of schoolchildren. A program for the Physical Culture course, that contains both theoretical-methodological and organizational components has been written. It is aimed at developing the students' readiness to work on improving health of schoolchildren in the educational process.

Keywords: health preservation, schoolchildren, teachers, students, means of physical culture.

References

1. Bezrukikh M. M. Schoolchildren Health: Problems, Ways of Solution. Sibirskiy pedagogicheskiy zhurnal [Siberian Pedagogical Journal], 2012, no. 9, pp. 11-16 (in Russian).

2. Baranov A. A. The State of Children Health in the Russian Federation. Pediatriya [Pediatry], 2012, no. 91 (3), pp. 9-14 (in Russian).

3. Popov A. V. Podgotovka budushchegopedagoga krabote po ukrepleniyu zdorovya uchashchihsya [Preparing of Soon-to-Be Teachers to the Work on Strengthening the Health of Schoolchildren]. Diss. Cand. Sci. (Ped.). Saratov, 2009. 234 p. (in Russian).

4. Smirnov N. K. Zdorovyesberegayushchie obrazovatelnye tekhnologii v rabote uchitelya i shkoly [Health Preserving Educational Technologies in the Work of Teacher and School]. Moscow, 2003. 272 p. (in Russian).

5. Talagaeva Yu. A. Model of Professional Readiness Formation of Soon-to-Be Life Safety Teachers in a Pedagogical University. Izv. Saratov Univ. (N. S.), Ser. Phylosophy. Psychology. Pedagogy, 2018, vol. 18, no 1, pp. 100-106 (in Russian). DOI: 10.18500/1819-7671-2018-18-1-100-105

Cite this article as:

Timushkin A. V., Popov A. V., Talagaeva Yu. A. The Problem of Future Teachers' Readiness to Use Health Preserving Technologies in Educational Process. Izv. Saratov Univ. (N. S.), Ser. Philosophy. Psychology. Pedagogy, 2019, vol. 19, iss. 3, pp. 339-343. DOI: https://doi.org/10.18500/1819-7671-2019-19-3-339-343

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.