УДК 378
ПРИНЦИП СТРУКТУРНОСТИ СИСТЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ГОТОВНОСТИ БУДУЩЕГО УЧИТЕЛЯ К ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ЗДОРОВЬЕСБЕРЕЖЕНИЮ ШКОЛЬНИКОВ
© 2015 Е.П.Левченко
Поволжская государственная социально-гуманитарная академия
Статья поступила в редакцию 05.10.2015
В статье в результате осуществления педагогической интерпретация принципа структурности системы формирования готовности будущего учителя к деятельности по здоровьесбережению школьников обосновано, что строение системы формирования готовности будущего учителя к созданию и реализации здоровьесберегающих образовательных технологий обусловлено структурными компонентами готовности, которые в свою очередь сопряжены с признаками здоровьесберегающей образовательной технологии. В качестве структурных компонентов системы формирования готовности будущего учителя физической культуры к созданию и реализации здоровьесберегающих образовательных технологий выделены учебный процесс и внеаудиторная работа студентов.
Ключевые слова: будущий учитель, здоровьесбережение, структура, система, принцип.
В современных условиях развития российского общества особое значение приобретает проблема укрепления и воспитания здоровья учащихся, ориентации школьников на ведение здорового образа жизни. Актуальность данной проблемы связана с тем, что, современную систему школьного образования, по верному утверждению Л.Н.Чайки, нельзя признать идеальной в отношении решения проблем детской безопасности и здоровьесбережения школьников. На это влияет совокупность следующих факторов: применение методик дошкольной и школьной подготовки не соответствующих возрасту; применение методик и технологий обучения, несоответствующих современным требованиям безопасности здоровья; построение организации учебного процесса без учета современных здоровьес-берегающих технологий; использование тактик педагогических воздействий, имеющих стрессовую направленность; конфликтные ситуации с педагогами и сверстниками; отсутствие или несоответствие требованиям системы психологического и педагогического сопровождения и т.д.1 Одним из возможных способов решения данной проблемы является разработка и внедрение системы формирования готовности будущего учителя физической культуры к деятельности по
Левченко Елена Павловна, кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры теоретических основ физического воспитания факультета физической культуры и спорта. E-mail: [email protected]
1 Чайка, Л.Н. Здоровье школьников как одна из про-
блем современной системы российского образования / Л.Н.Чайка. — Образование и наука в современных условиях. - 2015. — № 3. — С. 161 - 166. — С. 161 - 162.
здоровьесбережению школьников как компонента профессиональной подготовки студентов к педагогической деятельности. Готовность учителя к деятельности по здоровьесбережению школьников мы рассматриваем как его готовность к созданию и реализации здоровьесбере-гающих образовательных технологий. Такая готовность представляет собой личностное качество, как определенную целостность, структурными компонентами которой являются когнитивный, мотивационный, практический и рефлексивный компоненты.
В рамках данной статьи мы обратимся к принципу структурности системы формирования готовности будущего учителя к деятельности по здоровьесбережению школьников.
Связь, целостность и обусловленная ими устойчивая структура - таковы отличительные признаки любой системы, в том числе и системы формирования готовности будущего учителя. Структура - это взаимосвязь или отношение между элементами системы, это совокупность устойчивых связей объекта, обеспечивающих его целостность и тождественность самому себе, то есть сохранение основных свойств при различных внешних и внутренних изменениях. Она выражает то, что остается относительно неизменчивым, устойчивым при различных преобразованиях системы2.
Ведя речь о строении системы формирования готовности будущего учителя к созданию и реализации здоровьесберегающих образовательных
2 Философский словарь / под ред. И.Т.Фролова. — М.: Республика, 2001. — 719 с. — С. 543.
технологий, мы определяем структурные ее компоненты, которые «работают» на структурные компоненты готовности, обосновываем связи между структурными компонентами системы и структурными компонентами готовности. Это означает, что строение системы формирования готовности будущего учителя к созданию и реализации здоровьесберегающих образовательных технологий обусловлено структурными компонентами готовности, которые в свою очередь сопряжены с признаками здоровьесберегающей образовательной технологии. В качестве структурных компонентов системы формирования готовности будущего учителя к созданию и реализации здоровьесберегающих образовательных технологий мы выделяем учебный процесс и внеаудиторную работу.
Теоретические знания, умения, мотивы, побуждающие к созданию и реализации здоровьес-берегающих образовательных технологий, рефлексивное отношение к своему здоровью и здоровью ученика, к своей деятельности и к деятельности учащихся в рамках достигаемой цели - здоровый образ жизни, воспитание, сохранение и поддержание здоровья, - являющиеся компонентами готовности, формируются, прежде всего, в учебном процессе в различных организационных формах обучения и воспитания, с помощью многообразных методов обучения и воспитания и находят свое дальнейшее развитие во внеаудиторной работе.
В процессе преподавания различных дисциплин, согласно стандарту образования, будущие учителя осваивают научное знание о здоровье, здоровом образе жизни, о здоровьесберегающих образовательных технологиях и т.д., что является необходимым условием для успешности осуществления ими предстоящей деятельности по воспитанию здоровья учащихся как в качестве учителя-предметника, так и руководителя секции, кружка через реализацию здоровьесбере-гающих образовательных технологий.
Внеаудиторная работа студентов включает в себя, во-первых, их деятельность в период педагогической практики, которая, в свою очередь, также системно организована. Во-вторых, она включает организационно-просветительскую деятельность студентов. Так, студенты совместно с другими учителями образовательных учреждений, в которых они проходят практику, обобщают результаты, полученные при реализации здоровьесберегающих образовательных технологий в учебном процессе. Студенты совместно с учителями, классными руководителями разрабатывают программы воспитания здоровья учащихся посредством физкультурно-оздоро-
вительной деятельности в рамках учебного предмета «Физическая культура» и внеурочной воспитательной работы. В-третьих, внеаудиторная работа включает в себя образовательно-воспитательную деятельность студентов в период учебно-воспитательной практики в школе в качестве учителя-предметника и руководителя кружка, секции, в некоторых случаях, и классного руководителя.
Участвуя в создании программ воспитания здоровья учащихся, в проведении мероприятий по реализации программ и т.д., будущие учителя в контексте реализации здоровьесберегающих образовательных технологий: а) конкретизируют цель собственной деятельности, исходя из цели деятельности образовательного учреждения и цели деятельности учителя физической культуры; б) осуществляют отбор способов достижения цели; г) обобщают способы деятельности, с помощью которых конкретизированная ими цель достигается; г) оценивают результаты, полученные при реализации программы.
Единство и взаимосвязь компонентов системы формирования готовности будущего учителя к созданию и реализации здоровьесберегающих образовательных технологий обеспечивает преемственность в формировании готовности не только по вертикали, от курса к курсу, но и по горизонтали, когда осваиваемые студентами в учебном процессе знания, осваиваемый ими опыт создания и реализации здоровьесберегающих образовательных технологий на том или ином курсе, обогащаются во внеаудиторной работе.
Единство и взаимосвязь компонентов системы формирования готовности будущего учителя к созданию и реализации здоровьесберегающих образовательных технологий достигается за счет связей как между ними, так и между компонентами собственно готовности как личностного качества.
Мы опираемся на идеи И.В.Блауберга, который предложил вариант классификации связей3, посредством которых становится возможным реализовать принцип структурности системы формирования готовности будущего учителя к деятельности по здоровьесбережению школьников.
Раскроем содержание этих связей, исходя из решаемых нами задач:
1. Связи взаимодействия. Педагогическая интерпретация данных связей представлена в ра-
3 Блауберг, И.В. Проблема целостности и системный
подход / И.В.Блауберг. — М.: Эдиториал УРСС, 1997. —
448 с. — С. 254-258.
боте О.К.Поздняковой4. В контексте решения проблемы формирования готовности будущих учителей к созданию и реализации здоровьесберегающих образовательных технологий специфика связей взаимодействия заключается в том, что сами по себе знания (когнитивный компонент готовности), формируемые в учебном процессе и обогащаемые во внеаудиторной работе (компоненты системы), еще не связаны должным образом «с внутренним механизмом поведения человека»5, но в детерминации действий, выполняемых с помощью определенных средств (умения) (практический компонент готовности) они очень важны.
Научное знание необходимо студенту для оценивания результатов деятельности по воспитанию здоровья учащихся, их ориентации на здоровый образ жизни (получение информации о состоянии здоровья учащихся как элемента такого признака здоровьесберегающей образовательной технологии, как гарантированность результата), для выражения ценностного отношения (рефлексивный компонент готовности). Такая система знаний позволит будущему учителю, во-первых, научно оформлять цель деятельности по воспитанию здоровья, конкретизировать задачи (научность как признак здоровь-есберегающей образовательной технологии). Во-вторых, осуществлять индивидуальный и дифференцированный подходы к учащимся в процессе реализации здоровьесберегающих образовательных технологий, конкретизировать содержание деятельности учащихся на уроках физической культуры, на воспитательных мероприятиях здоровьесберегающей направленности, входящих в программу воспитания здоровья (практический компонент готовности). В-третьих, система знаний дает возможность будущему учителю не только выявлять состояние здоровья учащихся, но и просвещать учащихся о здоровом образе жизни, о его роли в сохранении и поддержании здоровья и т.д.
Наличие знаний о здоровом образе жизни, о здоровьесберегающих образовательных технологиях и другого знания необходимое, но еще недостаточное условие для создания и реализации здоровьесберегающих образовательных техноло-
4 Позднякова, О.К. Связи взаимодействия между направлениями деятельности преподавателя вуза по формированию нравственного сознания будущего учителя / О.К.Позднякова // Известия Самарского научного центра РАН. — 2013. — Т. 15. — № 2(4). — С. 903 - 906.
5 Лапина, Т.С. Проблемы индивидуальной нравственности / Т.С.Лапина // Мораль и этическая теория. — М.: Наука, 1974. — С. 106 - 143. — С. 119.
гий. Необходимо еще и адекватное ценностное отношение к ученику, содержание которого «мировоззренчески-смысловое, детерминированное общим социальным контекстом, в котором рождается и "работает" конкретное значение»6, каким является ценность здоровья и здорового образа жизни.
Данное отношение определяет характер и направленность цели создания и реализации здо-ровьесберегающих образовательных технологий, цели создания программ здоровья. Иными словами, отношение учителя к своему здоровью и здоровью учащихся, к здоровьесберегающим образовательным технологиям и т.д. побуждает его к действиям по созданию и реализации здо-ровьесберегающих образовательных технологий (единство всех компонентов готовности). Факт того, что отношение, в особенности ценностное отношение учителя к здоровью учащихся, к своему здоровью и т.д., становится мотивом деятельности по реализации здоровьесберегающих образовательных технологий, не противоречит обоснованному нами содержанию мотивацион-ного компонента готовности студента. Это объясняется тем, что отношение, как это раскрыто В.Н.Мясищевым, есть взгляды, убеждения, оценки, интересы, цели и мотивы отдельных поступков и всей деятельности7.
Связи взаимодействия между компонентами системы формирования готовности и собственно компонентами готовности, формируемой в процессе профессиональной подготовки, порождают и связи взаимодействия между преподавателем и студентом, выявляя тем самым личностный аспект физической культуры как вида культуры, как части общей культуры личности. Педагогический аспект связей взаимодействия между компонентами системы и компонентами готовности, с нашей точки зрения, заключается в том, что взаимодействие между преподавателем и студентом опосредуется как целью - сохранение и поддержание здоровья, - так и целями, которые достигают каждый из них. Различие между целями может порождать противоречие в связях взаимодействия между преподавателем и студентом, разрешение которого обогащает содержание деятельности каждого. В этой связи следует отметить, что в создаваемом, например, преподавателем в аудиторное и во внеаудитор-
6 Каган, М.С. Философская теория ценностей / М. С. Каган. — СПб.: ТОО ТК «Петрополис», 1997. — 205 с. — С. 68.
7 Мясищев, В.Н. Психология отношений / В.Н.Мясищев.
— М.: МПСИ; Воронеж : НПО «МОДЭК», 1995. — 356 с.
— С. 174.
ное время здоровьесберегающем пространстве проблемность не предположена. Она полагается и снимается в педагогическом взаимодействии, в котором происходит развитие рефлексивного отношения каждого к здоровью, к здоровому образу жизни. Такое взаимодействие возможно в здоровьесберегающей среде.
О здоровьесберегающей среде, - пишет С.А.Уланова, - можно говорить только тогда, когда создаваемые в образовательном учреждении условия здоровьесбережения опосредуются в индивидуальном сознании и деятельности учащихся, когда стратегический акцент ставится на становлении у них мотивов здорового образа жизни, на умении рефлексировать наличное состояние собственного здоровья. Эти доминанты здоровьесберегающей среды есть главное и обязательное требование к реализации ее педагогических функций. В них выражается принципиальное отличие педагогического аспекта здо-ровьесбережения от медицинского8.
2. Связи порождения имеют два аспекта. Первый их аспект заключается в том, что опыт создания и реализации здоровьесберегающих образовательных технологий, опыт здоровьесберегаю-щей деятельности представлен в объектной направленности деятельности, отношений к реализации здоровьесберегающих образовательных технологий. Освоенность же опыта не может не порождать противоречий между имеющимися у студентов знаниями и недостаточной развитостью у них умений по реализации здоровьесбере-гающих образовательных технологий.
Данное противоречие разрешается тогда, когда знание как основа опыта совершенствуется и обогащается, благодаря чему учитель оказывается центрированным на ученика, на сохранение и поддержание у него здоровья: «Центрация на личность ученика, - подчеркивает В.П.Бездухов, - в образовании и воспитании организует процесс его развития как субъекта деятельности, способного к полаганию себя в мире культуры» (физической культуры как вида культуры и как части общей культуры личности)9.
Опыт реализации здоровьесберегающих образовательных технологий как направленных на
8 Уланова, С.А. Здоровьесбережение школьников в условиях современной образовательной среды: проблемы и перспективы / С.А.Уланова // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И.Герцена. - 2014. - № 164. - С. 211 - 218. - С. 214 - 215.
9 Бездухов, В.П. Культура и образование / В.П.Бездухов // Кулюткин Ю.Н., Бездухов В.П. Ценностные ориенти-
ры и когнитивные структуры в деятельности учителя. - Самара: СГПУ, 2002. - С. 66 - 173.- С. 152.
обеспечение условий физического, психического, социального и духовного комфорта, способствующих сохранению и укреплению здоровья субъектов образовательного процесса и продуктивной учебно-познавательной и практической деятельности, основанной на научной организации труда и культуре здорового образа жизни10, составляет содержание рефлексии преподавателя, студента, выводящей их в сферу мировоззренческого осмысления результатов деятельности.
Второй аспект связей порождения заключается в том, что личность преподавателя, формирующего готовность будущего учителя к созданию и реализации здоровьесберегающих образовательных технологий порождает адекватную формирующим его влияниям личность будущего учителя, ориентированного на воспитание здоровья учащихся. Образ преподавателя, предстающий перед студентами и воспринимаемый ими с позиции здорового образа жизни, становится образом, посредством которого он воспитывает здоровье студентов. (Образ учителя, ориентированного на ведение здорового образа жизни, становится образом, посредством которого он воспитывает здоровье учащихся). Знание будущим учителем связей порождения образа, в котором заключен «здоровый образ жизни» - это знание студентом себя и ученика с точки зрения такого образа.
3. Связи преобразования, реализуемые в процессе формирования готовности будущего учителя к созданию и реализации здоровьесбере-гающих образовательных технологий, порождают новые отношения между преподавателем и студентами. Данные преобразования в контексте формирования готовности будущего учителя к созданию и реализации здоровьесберегающих образовательных технологий могут быть реализованы тогда, когда преподаватель:
а) не просто формирует когнитивный компонент готовности, но формирует его таким образом, что знание «доводится» до стадии освоенности, воспроизводимости и использования как в моделируемых в учебном процессе ситуациях по созданию и реализации здоровьесберегаю-щих образовательных технологий, так и непосредственно в период педагогической практики в контексте гармонизации цели и содержания деятельности - своей и ученика;
б) не просто формирует потребность студентов в воспитании здоровья учащихся, мотивы,
10 Мара, Л.Н. Здоровьесберегающие технологии в образовательном процессе / Л.Н.Мара, Н.К.Растанина // Проблемы высшего образования. - 2012. - № 1. - С. 93 - 96. - С. 95.
побуждающие их к созданию и реализации здо-ровьесберегающих образовательных технологий, но обогащает данные мотивы через развитие ценностного отношения к ученику, к его здоровью и к своему здоровью;
в) не просто формирует умения (практический компонент готовности), позволяющие студентам создавать и реализовывать здоровьесбе-регающие образовательные технологии, но формирует их таким образом, что студент становится способным реализовывать здоровьесбере-гающие образовательные технологии в создаваемых программах здоровья (программы моделируются в учебном процессе или создаются совместно с учителями школ в период педагогической практики). Студент становится способным прочитывать данные программы как проблемы и соответственно этому создавать и реализовы-вать здоровьесберегающие образовательные технологии;
г) не просто формирует ценностное отношение студентов к здоровью, здоровьесберегаю-щим образовательным технологиям, но формирует рефлексивный компонент готовности таким образом, что область оценки студентом результатов реализации здоровьесберегающих образовательных технологий, смещается из сферы
чисто педагогической направленности деятельности по созданию и реализации здоровьесбере-гающих образовательных технологий в сферу ценностей здоровья и здорового образа жизни, которые принимают форму мотива деятельности студента по реализации здоровьесберегающих образовательных технологий.
Теоретические положения о принципе структурности системы формирования готовности будущего учителя к деятельности по здоровьес-бережению школьников находят свое отражение в логике педагогической деятельности по формированию готовности будущего учителя к созданию и реализации здоровьесберегающих образовательных технологий. Содержание (содержательный блок, представленный учебными дисциплинами), средства его реализации (технологический блок), результативность (результативный блок), рассматриваемые в контексте признаков здоровьесберегающей образовательной технологии, которые соотносятся с компонентами готовности, образуют логику формирования структурных компонентов готовности будущего учителя физической культуры к созданию и реализации здоровьесберегающих образовательных технологий.
THE PRINCIPLE OF THE STRUCTURAL SYSTEM OF FORMATION OF A FUTURE TEACHER'S
READINESS FOR ACTIVITY ON PRESERVATION OF SCHOOLCHILDREN'S HEALTH
© 2015 E.P.Levchenko°
Samara State Academy of Social Sciences and Humanities
The article, as a result of pedagogical interpretation of the principle of the structural system of formation of a future teacher's readiness for activity on preservation of schoolchildren's health, proves that the structure of the system of formation of a future teacher's readiness for creation and implementation of health preserving educational technology is conditioned by structural components of readiness, which in turn are associated with the features of health preserving educational technology. As structural components of the system of formation of a future physical training teacher's readiness for creation and implementation of health preserving educational technologies, the educational process and extracurricular work of students are highlighted. Key words: future teacher, health preservation, structure, system, principle.
Elena Pavlovna Levchenko, Candidate of pedagogy, Associate professor of Department of theoretical basis of physical education, Faculty of physical training and sport. E-mail: glolika@rambler. ru