УДК 378::796
Давыдова Светлана Александровна
доцент кафедры теоретических основ физического воспитания,
декан факультета физической культуры и спорта Нижневартовского государственного университета
ГОТОВНОСТЬ ПЕДАГОГА ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ К ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Davydova Svetlana Aleksandrovna
Associate Professor, Theoretical Foundations of Physical Education Department, Dean of Physical Education and Sport Faculty, Nizhnevartovsk State University
READINESS OF A PHYSICAL EDUCATION TEACHER TO EXECUTE HEALTH PROMOTION ACTIVITIES
Аннотация:
Статья посвящена проблемам готовности будущего педагога по физической культуре к здоро-вьесберегающей деятельности и формированию у учащихся стратегии здоровьесбережения. В работе выделены компоненты, которые могут быть положены в основу критериальной оценки сформированности готовности студентов кздо-ровьесберегающей деятельности. Позиция автора заключается в следующем: необходимо обратить внимание на развитие мотивации студентов к созданию собственной установки на здоровый образ жизни, к формированию личностной стратегии здоровьесбережения.
Ключевые слова:
отношение к здоровью, культура здоровья, здоро-вьесбережение, стратегия здоровьесбережения, здоровый образ жизни, педагог по физической культуре.
Summary:
The article deals with the issues of readiness of the future physical education teacher for healthy activity and development of pupils' strategies of healthy lifestyle. The paper considers the components that can become a basis for the criterion-based evaluation of students' readiness for health-promoting activities. The author's position is that it is necessary to pay attention to the development of students' own motivation to lead healthy lifestyle, to develop a personal healthy lifestyle strategy.
Keywords:
attitude to health, health culture, health promotion, healthy lifestyle strategy, healthy lifestyle, physical education teacher.
В настоящее время в науке и практике сложились предпосылки, подчеркивающие необходимость теоретического осмысления проблемы готовности будущего педагога по физической культуре к формированию у учащихся стратегии здоровьесбережения. Готовность педагога по физической культуре к здоровьесберегающей деятельности выражается в умении донести до обучающихся суть ценности здорового образа жизни; сформировать у них мотивы сохранения и укрепления здоровья; создать такие условия обучения и воспитания, при которых каждый обучающийся может стать субъектом своей здоровьеформирующей деятельности; создать ситуацию успеха в овладении обучающимися навыками накопления собственного здоровья; сформировать у детей культуру здоровьесбережения.
В.А. Багина в своих работах под готовностью педагога по физической культуре к профессиональной деятельности понимает систему качеств, обеспечивающих успешность в решении задач воспитания, обучения и оздоровления школьников, включающую личностные (субъективные) предпосылки, обусловливающие профессиональную компетентность выпускников, которая проявляется как достаточный уровень развития профессионально важных качеств (педагогических способностей) и положительное эмоционально-ценностное отношение к избранной профессии [1].
Следовательно, формирование готовности педагога к здоровьесберегающей деятельности представляет собой сложный, многообразный, поэтапный и длительный педагогический процесс, который будет направлен на развитие и формирование положительной, устойчивой ориентации на сохранение, укрепление и поддержание здоровья, формирование культуры здоровья и потребности здорового образа жизни как необходимых условий жизнедеятельности.
В свою очередь, сохранение и укрепление здоровья обучающихся представляет собой сложную проблему, решение которой будет зависеть от многих факторов: эмоционального, психического и физического состояния занимающихся, объема нагрузки и содержания учебного материала, используемых средств и методов, применяемых технологий обучения, периодичности занятий, организации деятельности занимающихся и т. д.
Ряд авторов (С.И. Брызгалова, Ф.Н. Гоноболин, М.И. Дьяченко, Н.В. Кузьмина, Н.Д. Левитов, А.К. Маркова, Л.М. Митина, Б.Д. Парыгин, К.К. Платонов, Л.С. Рубинштейн, Т.И. Руднева,
В.А. Сластенин, Д.Н. Узнадзе, А.И. Щербаков и другие) в своих исследованиях определили содержание готовности будущего педагога к профессионально-педагогической деятельности и выделили виды готовности, обосновали принципы, содержание, формы и методы здоровьесбере-гающей педагогики как направления педагогического знания (М.М. Безруких, В.А. Вишневский, В.И. Ковалько, Е.З. Пужаева, Н.К. Смирнов, И.Ю. Соколова и другие).
Анализ педагогических концепций, теорий и технологий, реализующих здоровьесберегаю-щее начало в практике общего образования, исследований по заявленной проблеме позволяет нам констатировать, что, несмотря на актуальность и серьезные научные достижения в области сохранения и укрепления здоровья детей и подростков, проблема по-прежнему особенно актуальна в области подготовки педагогов по физической культуре к здоровьесберегающей деятельности и к формированию стратегии здоровьесбережения у обучающихся.
А.Г. Маджуга, Р.М. Салимова, Е.В. Титова в своих работах выделили факторы здоро-вьесберегающей деятельности, которые характеризуют отношение к здоровью [2]:
1) Ценностно-мотивационные факторы, определяющие место здоровья в индивидуальной иерархии ценностей человека, особенности мотивации здорового образа жизни.
2) Рефлексивно-оценочные факторы, характеризующие особенности осознания и оценки субъектом своих внутренних психических актов и состояний, связанных со здоровьем. Данная группа факторов включает способности отражать, оценивать свое состояние, обращать сознание внутрь себя, размышлять над своим физическим и психическим состоянием.
3) Эмоционально-чувственные факторы, отражающие эмоции и чувства, связанные с состоянием здоровья, а также особенности эмоционального состояния, обусловленные ухудшением физического или психического самочувствия человека.
4) Когнитивные факторы, отражающие особенности познавательных процессов личности относительно своего состояния здоровья и особенностей формирования стратегии здоро-вьесбережения.
5) Поведенческие факторы, характеризующие особенности проявления действенного начала по отношению человека к своему здоровью, освоение им здоровьесберегающих технологий, реализацию стратегии здоровьесбережения и создание личного здоровьесберегающего пространства.
6) Этнофункциональные факторы, характеризующие целостное здоровье человека с позиции этнодифференцирующих и этноинтегрирующих признаков, наличие которых определяет либо этнофункциональную рассогласованность, либо этнофункциональную согласованность в деятельности важнейших систем жизнеобеспечения и личностных проявлений, связанных с конкретными этнически предопределенными убеждениями в отношении болезни и здоровья, а также форм его сбережения [3].
Основываясь на исследованиях Г.А. Гущиной, О.Ф. Жукова, М.И. Лукьяновой, Н.Н. Маляр-чук, А.К. Марковой, О.Н. Песиной, В.Т. Чичикина и других, мы в структуре профессиональной готовности студентов к здоровьесберегающей деятельности выделяем следующие компоненты, которые можно положить в основу критериальной оценки сформированности готовности [4]:
1. Мотивационно-ценностный характеризуется ценностным отношением и удовлетворенностью своей профессиональной деятельностью, ценностным отношением к своему здоровью и здоровью воспитанников, стремлением достичь высоких результатов в учебно-воспитательной работе.
2. Когнитивно-содержательный, основными показателями которого являются: профессионально-педагогические знания студентов, ориентированные на здоровьесбережение детей в процессе учебно-воспитательной деятельности; знания об индивидуальном, общественном и профессиональном здоровье и путях его сохранения; о закономерности возрастного развития детей; о здоровьесберегающих педагогических технологиях и системе здоровьесберегающей деятельности образовательного учреждения.
3. Операционно-деятельностный определяется владением здоровьесберегающими технологиями, реализацией их в процессе профессиональной деятельности (на практике); участием студентов в проектной, научно-исследовательской деятельности здоровьесберегающей направленности.
4. Рефлексивный характеризуется осуществлением самоанализа профессиональной деятельности с позиции реализации здоровьесберегающего начала (уроков, занятий, проектов); рефлексией собственного поведения.
Следовательно, степень готовности определялась уровнем сформированности каждого из перечисленных компонентов. Таким образом, критериями готовности педагога к здоровьесберегающей деятельности и формированию здоровьесберегающей стратегии обучающихся в нашем исследовании выступают ведущие элементы в ее структуре. Очевидно также, что динамичная система профессиональной готовности предполагает взаимосвязь всех составляющих ее компонентов.
На констатирующем этапе педагогического эксперимента в 2011-2012 учебном году были опрошены студенты 2, 3 и 4-х курсов факультета физической культуры и спорта, обучающихся по специальности 050720.65 «Физическая культура» с квалификацией «Педагог по физической культуре» Нижневартовского государственного гуманитарного университета в количестве 106 человек.
Для изучения уровня готовности студентов к формированию здоровьесберегающей деятельности и оценки каждого критерия были выбраны соответствующие диагностические методики.
Мотивационно-ценностный критерий оценивался по результатам ранжирования ценностных ориентаций по методике М. Рокича, категорию «здоровье» студенты ставят на 6-10-е места. Так, в ценностных ориентациях молодежи категория «здоровье» уступает по рангу материально обеспеченной жизни, интересной работе, наличию верных друзей. Оценка показателей удовлетворенности выбранной профессии в основном (более 80 %) констатирует сознательный выбор студентов и наличие внутренних мотивов будущей профессиональной деятельности.
Вместе с тем результаты теста «Индекс отношения к здоровью» по методике С.Д. Дерябо и В.А. Ясвина [5] не констатируют сформированности ценностного отношения к своему здоровью у большинства опрошенных студентов (78 %).
Для изучения когнитивно-содержательного критерия была разработана анкета, в которой оценивались следующие показатели: сведения о методологических основах здоровьесбережения в школе, их сущность и специфика, особенности применения и т. д.; знания об индивидуальном и общественном здоровье, о здоровье как педагогической проблеме; об отечественном и мировом опыте здоровьесберегающего образования; о профессиональном здоровье и путях его сохранения; о закономерности возрастного развития детей; о здоровьесберегающих педагогических технологиях; о системе здоровьесберегающей деятельности образовательного учреждения. Вопросы в анкете отражали следующие разделы: школа и здоровье; особенности возрастного развития детей; санитарно-гигиенические, учебно-организационные и психолого-педагогические условия обучения.
Анализ результатов анкетирования показал, что общий коэффициент знаний по вопросам здоровьесбережения для студентов равен всего 0,34, обобщенный коэффициент равен 0,57, что, безусловно, ниже среднего интервала усвоения. Учитывая, что анкета содержит 85 вопросов, предлагаем использовать три уровня сформированности содержательного компонента:
- до 45 правильных ответов - ситуативный;
- от 45 до 69 - репродуктивный;
- от 70 до 85 - преобразующий.
Таким образом, на констатирующем этапе 15 человек (14 %) подтвердили преобразующий уровень, 59 студентов (55,7 %) - репродуктивный и 32 человека (30,3 %) - ситуативный.
Для оценки третьего - операционно-деятельностного критерия нами использовался метод экспертной оценки. Эксперты, находясь на уроке, оценивали его со следующих позиций [6; 7; 8]:
1. Санитарно-гигиенические условия проведения урока.
2. Организация деятельности учащихся на уроке.
3. Деятельность педагога на уроке.
4. Психофизиологическое состояние учащихся до и после урока.
Оценка экспертов проведения студентами урока осуществлялась в период прохождения педагогических практик по шкале: хорошо - от 50 до 70 баллов, удовлетворительно - от 30 до 50 баллов, неудовлетворительно - от 15 до 30 баллов. Указанные промежутки могут расцениваться как три уровня операционно-деятельностного компонента готовности студентов: преобразующий показали 20 % (21), репродуктивный - 42,5 % (45), ситуативный - 37,5 % (40) студентов.
Оценка показателей рефлексивного критерия осуществлялась по методике изучения уровня рефлексивности (А.В. Карпова) и в процессе самоанализа. Так, по результатам методики А.В. Карпова, 65 % (69 человек) продемонстрировали низкий уровень развития рефлексивности, 37 % - средний. Для осуществления самоанализа студентам были предложены разработанные нами варианты неоконченных предложений. Так, например, на предложенное начало предложения «Если бы я мог выбирать между здоровьем и...» только 46 % (49 человек из 106) ответили, что выбрали бы только здоровье, а остальное от него (здоровья) будет зависеть.
По совокупности всех критериев, диагностируемых на констатирующем этапе, можно определить общий уровень готовности студентов к формированию здоровьесберегающей стратегии обучающихся (рисунок 1).
60 50 40 30 20 10 0
□ преобразующий
□ репродуктивный
□ ситуативный
число студентов
Рисунок 1 - Уровни готовности студентов к формированию стратегии здоровьесбережения обучающихся на констатирующем этапе (%)
Итак, преобразующий уровень на констатирующем этапе педагогического эксперимента демонстрируют только 18 студентов (17 %), репродуктивный - 54 студента (51 %), ситуативный -34 студента (32 %).
Таким образом, проведенное констатирующее исследование позволяет сделать следующие выводы. Студенты в большинстве своем осознают важность и социальную значимость выбранной ими профессии, миссия которой заключается в формировании стратегии здоровьесбе-режения подрастающего поколения. Студенты готовы к освоению знаний в области здоровья, организации здоровьесберегающего образовательного пространства. Вместе с тем категория здоровья в системе индивидуальных ценностей самих студентов не входит в «первую пятерку». В связи с этим следует обратить особое внимание на развитие мотивации и формирование установки студентов как на собственную стратегию жизни, так и на миссию профессии.
Следовательно, в процессе формирующего этапа педагогического эксперимента следует обратить особое внимание на развитие мотивации студентов к формированию собственной установки на здоровый образ жизни, на формирование личностной стратегии здоровьесбережения.
С учетом сказанного выше очевидна необходимость построения целостного учебно-воспитательного процесса, который будет направлен на формирование здоровьесберегающей компетенции будущих педагогов по физической культуре в решении профессиональных задач и разработки системы мер по таким направлениям, как реализация межпредметных связей, корректировка целей уроков физической культуры, активное участие студентов в организации и проведении физкультурно-оздоровительных и спортивно-массовых мероприятий на практике.
Ссылки:
1. Багина В.А. Профессиональная готовность студентов к педагогической практике // Теория и практика физической культуры. 2005. № 9. С. 48-52.
2. Маджуга А.Г., Салимова Р.М., Титова Е.В. Валеоакмеологические аспекты мотивации к здоровому образу жизни у субъектов образовательного процесса в вузе // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. 2010. Т. 12. № 3 (2). С. 402-406.
3. Маджуга А.Г. Здоровьетворящее образование : монография. Уфа, 2008, 389 с.
4. Песина О.Н. Готовность к оздоровительной деятельности как профессиональная культура преподавателя физического воспитания [Электронный ресурс] // Аналитика культурологии : электрон. науч. изд. ТГУ им. Г.Р. Державина. URL: http://www.analiculturolog.ru/joumal/archive/item/566-article_48-2.html (дата обращения: 08.12.2014).
5. Дерябо С.Д. Учителю о диагностике эффективности образовательной среды / под ред. В.П. Лебедевой, В.И. Панова. М., 1997. 216 с.
6. Иванов Д.А. Компетентности и компетентностный подход в современном образовании. М., 2007. 32 с.
7. Кучма В.Р. Оценка физического развития детей и подростков в гигиенической диагностике системы «Здоровье населения - среда обитания». М., 2003. 316 с.
8. Ланда Б.Х. Методика комплексной оценки физического развития и физической подготовленности : учеб. пособие. М., 2006. 208 с.