УДК 378.017 + 378.012.3 ББК 4510 + 4481.2
ПОДГОТОВКА К ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СИСТЕМЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
И.В. Пичугина ЮУрГУ, г. Миасс
HEALTH-PRESERVATION ACTIVITY TRAINING IN PROFESSIONAL EDUCATION SYSTEM
I.V. Pichugina SUSU, Miass branch
Рассматривается подготовка студентов университета к осуществлению здоровьесбережения в профессиональной деятельности: уточнены основные направления подготовки, охарактеризовано содержание профессионального образования в аспекте здоровьесбережения, изучается использование здоровьесберегающих педагогических технологий в образовательном процессе университета.
Ключевые слова: здоровье, здоровьесбережение, готовность к
осуществлению здоровьесбережения в профессиональной деятельности, здоровьесберегающие образовательные технологии.
This paper considers the university students training for health-saving in their professional activities. Main training guidelines have been specified, professional education content has been characterized from the health- saving point of view. The use of health- saving pedagogical technologies in the university course of education is studied.
Keywords: health, health-saving, readiness for health- saving in professional activity, health-saving educational methods.
Стремительный темп изменений, происходящих в мире, в обществе, диктует необходимость столь же динамических изменений в системе образования. В том числе в отношении вопросов охраны здоровья учащихся. В современных условиях образования невозможно без внимания оставить вопросы здоровья, так как взаимосвязь здоровья учащихся с успешностью его обучения и воспитания доказана многочисленными исследованиями педагогов, медиков и психологов. В настоящее время одной из приоритетных задач нового этапа реформы системы образования должно стать сохранение и укрепление здоровья детей, учащихся и студентов, формирование у них ценности здоровья и здорового образа жизни. Проблему подготовки студентов университета к осуществлению здоровьесбережения в профессиональной деятельности необходимо рассматривать в контексте общей концепции охраны здоровья нации.
Содержание понятия здоровья выходит далеко за рамки медицинского понятия, так как касается не только отдельного человека, но и общества в целом. О здоровье общества можно судить по следующим показателям: рождаемость, смертность, уровень заболеваемости, продолжительность жизни. Если рождаемость высокая, смертность низкая, члены общества болеют редко и живут долго, значит, общество здорово. Однако по всем эти параметрам, составляющим национальное здоровье, наша страна находится на очень низком уровне. Мы имеем не только факты высокого уровня заболеваемости, смертности, низкого уровня рождаемости, но и свидетельства вырождения генофонда нации, снижение интеллекта.
Вследствие снижения уровня жизни людей, ухудшения экономического положения в стране, роста уровня безработицы, снижения материального уровня семьи, несоответствия условий обучения и учебной нагрузки возрастным возможностям детей и
подростков состояние здоровья подрастающего поколения резко ухудшилось. Проблеме нормирования учебной нагрузки учащихся уделяется недостаточно внимания, редко изучаются и анализируются виды и объемы домашних заданий, самостоятельной работы учащихся, слабо диагностируется степень их утомляемости, недостаточно эффективно и несистематически изучается качество составления расписания уроков. Статистические данные показывают, что только 14 % детей можно считать здоровыми. Уже в дошкольном возрасте у 15-20 % детей диагностированы хронические заболевания и более чем у 50 % - функциональные отклонения. У 20-60 % детей младшего школьного возраста выявлен высокий уровень нарушения адаптационных систем организма, иммунная система в 70-80 % случаев функционирует в режиме перенапряжения и дезадаптации. В связи с этим возникает проблема воспитания ответственного отношения каждого человека к своему здоровью, умения выполнять профессиональные обязанности, не нанося ущерба собственному здоровью и здоровью окружающих. Такая подготовка должна быть непрерывной, начиная со школьной скамьи и заканчивая стенами ВУЗа, при этом важную роль играет семейное воспитание. Необхо— димо осуществлять такой подход к здоровью человека, чтобы в центре внимания были родители, ребенок и учитель [2, 6].
Актуальность исследования проблемы подготовки будущих педагогов к осуществлению здоровьесбережения учащихся определяется следующими аспектами:
• социальным - высокой заболеваемостью детей школьного возраста, связанной с недостаточной подготовленностью по вопросам охраны здоровья и жизни детей;
• теоретическим - анализ существующих до настоящего времени вариантов учебных программ, воспитательных систем показывает, что проблеме сохранения и укрепления здоровья детей в педагогической теории и практике уделяется недостаточно внимания;
• практическим - подготовка будущих учителей к здоровьесбережению учащихся определяется необходимостью обучения учащихся в рамках комплекса дисциплин медико-биологического цикла. Современная школьная система не отвечает требованиям гигиены и естественно-научным основам возрастной физиологии.
Подготовку студентов педагогических специальностей к осуществлению здоровьесбережения учащихся необходимо осуществлять комплексно по трем основным направлениям: теоретическая, мотивационная и
практическая готовность к здоровьесбережению. Теоретическая готовность к здоровьесбережению предполагает усвоение студентом социального опыта в области здоровьесбережения и формирует его когнитивный опыт. Мотивационная готовность к здоровьесбережению предполагает формирование положительного отношения к здоровью, здоровому образу жизни, наличие определенных ценностных ориентаций, базирующихся на усвоенных знаниях о здоровьесбережении, убежденность в необходимости осуществления этой деятельности. Таким образом, мотивационная готовность к здоровьесбережению включает в себя: формирование положительной мотивации на осуществление здоровьесбережения в профессиональной деятельности (профессиональный мотив) и эмоционально-личностный аппарат профессиональной деятельности (комплекс личностных свойств, влияющих на мотивы профессиональной деятельности по обеспечению здоровьесбережения участников образова-—ния). Практическая готовность к здоровьесбережению включает в себя опыт осуществления здоровьесбережения в профессионально-педагогической деятельности и в быту; опыт творческой деятельности в аспекте здоровьесбережения; опыт осуществления самообразовательной деятельности в аспекте здоровьесбережения. Достаточная развитость и единство выделенных компонентов, на наш взгляд, будут способствовать формированию высокого уровня готовности будущего педагога к осуществлению здоровьесбережения в профессиональной деятельности.
Одной из форм реализации данной подготовки, на наш взгляд, является включение в содержание образования когнитивных и креативных аспектов здоровьесбережения, в том числе, использование здоровьесберегающих педагогических технологий. Включение в содержание профессионального образования здоровьесберегающих педагогических технологий способствует, с одной стороны, сохранению и укреплению здоровья самих студентов, с другой стороны, направлено на овладение ими знаниями, умениями, навыками в области здоровьесбережения, с
Теория и методика профессионального образования
целью их дальнейшей реализации в профессиональной деятельности.
Понятие «здоровьесберегающие образовательные технологии» (ЗОТ) появилось в педагогике в последнее десятилетие. ЗОТ реализуются в образовании на основе личностно-ориентированного подхода и предполагают активное участие самого обучающегося в освоении культуры человеческих отношений, в формировании опыта здоровьесбережения, который приобретается через постепенное расширение сферы общения и деятельности учащегося, становление самосознания и активной жизненной позиции на основе воспитания и самовоспитания, формирования ответственности за свое здоровье, жизнь и здоровье других людей. Здоровьесберегающие образовательные технологии, по определению Н.К. Смирнова, - это все те психолого-педагогические технологии, программы, методы, которые «направлены на воспитание у учащихся культуры здоровья, личностных качеств, способствующих его сохранению и укреплению, формированию представления о здоровье как ценности, мотивацию на ведение здорового образа жизни» [3; с. 16].
Здоровьесберегающая технология — это: условия обучения в образовательном учреждении; соответствие учебной и физической нагрузки возрастным возможностям ребенка или подростка; рациональная организация образовательного процесса; необходимый, достаточный и рационально организованный двигательный режим [4].
Основными компонентами ЗОТ выступают:
• аксиологический, проявляющийся в
осознании учащимися высшей ценности
своего здоровья, убежденности в необходимости вести здоровый образ жизни, который позволяет наиболее полно осуществить
намеченные цели, использовать свои умственные и физические возможности;
• гносеологический, связанный с приобретением необходимых для процесса
здоровьесбережения знаний и умений, познанием себя, своих потенциальных способностей и возможностей, интересом к вопросам собственного здоровья, к изучению литературы по данному вопросу, различных методик по оздоровлению и укреплению организма;
• здоровьесберегающий, включающий систему ценностей и установок, которые формируют систему гигиенических навыков и умений, необходимых для нормального функционирования организма, также систему упражнений, направленных на совершенствование навыков и умений по уходу за самим собой и окружающей средой;
• эмоционально-волевой, который включает в себя проявление психологических механизмов - эмоциональных и волевых (формирует такие качества личности, как организованность, дисциплинированность и др.);
• экологический, учитывающий то, что человек как биологический вид существует в природной среде, которая обеспечивает человеческую личность определенными биологическими, экономическими и производственными ресурсами, кроме того, обеспечивает ее физическое здоровье и духовное развитие;
• физкультурно-оздоровительный компонент, предполагающий владение способами деятельности, направленными на повышение двигательной активности, предупреждение гиподинамии, кроме того, обеспечивает закаливание организма, высокие активные
___возможности [5]---------------------------
Существует несколько классификаций здоровьесберегающих педагогических технологий по разным снованиям. Так, например, по характеру действия они делятся на 4 группы.
1. Защитно-профилактические технологии. Направлены на защиту человека от неблагоприятных для здоровья воздействий (выполнение санитарно-гигиенических требований, регламентированных СанПиНами; вакцинация; ограничение предельного уровня учебной нагрузки и т.п.).
2. Компенсаторно-нейтрализующие технологии. При их использовании ставится задача восполнить недостаток того, что требуется организму для полноценной жизнедеятельности (физкультминутки, эмоциональные разрядки).
3. Стимулирующие технологии. Позволяют активизировать собственные силы организма, использовать его ресурсы для выхода из нежелательного состояния (температурное закаливание, физические нагрузки).
4. Информационно-обучающие техноло-
гии. Обеспечивают учащимся уровень грамотности, необходимый для сохранения и укрепления собственного здоровья и здоровья своих близких (образовательные, просветительские и воспитательные программы, адресованные учащимся, их родителям и педагогам) [6].
Постановка задачи здоровьесбережения в образовательном процессе может осуществляться в два этапа. На первом этапе использование здоровьесберегающих образовательных технологий заключается в обеспечении таких условий обучения, воспитания, развития, которые не оказывают негативного воздействия на здоровье всех субъектов образовательного процесса. Второй этап включает программу формирования у субъектов образовательного процесса физического, психического, духовно-нравственного здоровья, воспитание у них культуры здоровья, действенной мотивации на ведение здорового образа жизни. На этом этапе определение здоровьесберегающих образовательных технологий следует рассматривать как совокупность всех используемых в образовательном процессе приемов, методов, технологий, не только сберегающих здоровье учащихся и педагогов от неблагоприятного —воздействия факторов-образователвнойхреды, но и способствующих воспитанию у школьников культуры здоровья. Технология проектируется, исходя из конкретных условий и ориентирования на заданный, а не предполагаемый результат. Поэтому проектирование здоровьесберегающей образовательной среды мы рассматриваем в качестве важнейшего элемента работы по сохранению и укреплению здоровья учащихся.
Одним из непременных условий эффективности профессиональной деятельности является профессиональная готовность специалиста, под которой понимают ту или иную степень соответствия содержания и состояния его психики и физического здоровья, качеств требованиям выполняемой деятельности [1]. Подготовку будущих педагогов к использованию ЗОТ необходимо проводить при изучении курсов психолого-педагогического блока, в том числе через включение в этот блок таких, например, курсов по выбору студентов, как «Здоровьесберегающие педагогические технологии», «Педагогика здоровья» и др. При изучении названных дисциплин студенты должны получать не только знания по здоровьесбережению, но и приобретать
навыки и умения, необходимые им в профессиональной деятельности, другими словами, овладевать ключевыми компетенциями, определяющими современное качество образования.
Необходимо отметить, что слово «компетенция» в переводе с латинского означает круг вопросов, в которых человек хорошо осведомлен, обладает познаниями и опытом. Необходимо развести два понятия: «компетентность» и «компетенция». Компетентность - это образованность, она выступает в качестве результата научения. Компетенция - это компетентность в действии, т.е. способность специалиста реализовать полученные знания в конкретной практической деятельности. Концепция модернизации российского образования определяет ключевые компетенции как готовность обучающихся использовать усвоенные знания, учебные умения и навыки, а также способы деятельности в жизни для решения практических и теоретических задач [7].
Не менее важной задачей является разработка и использование наиболее эффективных методов и приемов преподавания наук, направленных на формирование готовности к здоровьесбережению. Наряду с традиционными задачами, тдаторые должен решать будущий педагог на уроке, необходимо обучить его тем приемам, которые имеют непосредственное отношение и к эффективности урока, и к задачам здоровьесбережения. Будущий педагог должен обеспечить: связь своих задач и задач самого учащегося; творческий характер урока; оптимальное использование наглядных средств обучения; использование приемов и методов, направленных на активизацию механизмов восприятия информации; психологический настрой на урок и динамику состояний учащихся, оптимальных для каждого этапа урока; преобладание у учащихся преимущественно позитивных эмоциональных реакций в ходе урока, получение школьниками удовольствия от процесса обучения и др. [5].
Необходимо в заключении отметить, что вопросы сохранения и укрепления здоровья подрастающего поколения являются не только образовательной, но и социальной проблемой, выходящей за границы сферы образования. Очень важно, чтобы в сфере подготовки учителей произошла переориентация на основные принципы гуманного
Теория и методика профессионального образования
образования, одним из которых является его направленность на здоровьесбережение участников образования.
Литература:
1. Столяренко, Л.Д. Психология и педагогика для технических вузов. Серия «Учебники для технических вузов» / Л.Д. Столяренко, В.Е. Столяренко. Ростов н/Д: «Феникс», 2001. - 512 с.
2. Апанасенко, Г.Л. Медицинская валео-логия / Г.Л. Апанасенко, Л.А. Попова // Серия «Гиппократ». - Ростов н/Д: Феникс,2000. -248 с.
3. Смирнов, Н.К. Здоровьесберегающие образовательные технологии и психология
здоровья в школе / Н.К. Смирнов. - М. : АРК-ТИ, 2005. - 320 с.
4. Здоровьесберегающее образование: meopem. и приклад, аспекты: сб. ст. / Перм. гос. пед. ун-т. - Пермь: Кн. мир; Звезда, 2002. - 205 с.
5. Смирнов, Н.К. Здоровьесберегающие образовательные технологии в современной школе / Н.К. Смирнов. - М.: АПК и ПРО, 2002. -121 с.
6. Попов, С. В. Валеология в школе и дома /С.В. Попов. - СПб.: Лань, 1997. - 153 с.
7. Вербицкий, A.A. Активное обучение в
высшей школе: контекстный подход /
A.A. Вербицкий. - М., 1991. - 132 с.
Поступила в редакцию 2 февраля 2009 г.