УДК 378.17
THE DEVELOPMENT OF HEALTH SAVING IHL STUDENTS MOTIVATION
Cherkasova Irina Vladimirovna - candidate of pedagogical sciences,assistant professor, Service Institute , tourism and design ( branch) of the North Caucasian Federal University in Pyatigorsk
Strelchenko Vladimir Filippovich - candidate of pedagogical sciences,assistant professor, Service Institute , tourism and design ( branch) of the North Caucasian Federal University in Pyatigorsk
Bogdanov Oleg Gennadievich - senior lecturer, Service Institute , tourism and design ( branch) of the North Caucasian Federal University in Pyatigorsk
Abstract. The development of health saving students motivation is one of the main functions of educational and pedagogical process in the university. The health saving motivation forms in the process of informative activity and is marked by determination on a healthy lifestyle and a social well-being. The authors unfold component of students motivation on health saving.
Key words: physical training, health, health saving, health saving motives, motivation forming, health and fitness actions.
ФОРМИРОВАНИЕ МОТИВАЦИИ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕЖЕНИЯ У СТУДЕНТОВ ВУЗА
Черкасова Ирина Владимировна - кандидат педагогических наук, доцент, Институт сервиса, туризма и дизайна (филиал) Северо-Кавказского Федерального
Университета в г. Пятигорске
Стрельченко Владимир Филиппович - кандидат педагогических наук, доцент, Институт сервиса, туризма и дизайна (филиал) Северо-Кавказского Федерального
Университета в г. Пятигорске
Богданов Олег Геннадьевич - старший преподаватель, Институт сервиса, туризма и дизайна (филиал) Северо-Кавказского Федерального Университета в г. Пятигорске
Аннотация: Формирование мотиваций здоровьесбережения студентов является одной из важнейших функций образовательного и воспитательного процесса в вузе. Здоровьесбережение приобретает свою побудительную силу только в связи с основными потребностями и устремлениями студентов. Мотивация здоровьесбере-жения формируется в процессе познавательной деятельности и характеризуется
нацеленностью на здоровый образ жизни и социальное благополучие. Авторами раскрываются компоненты мотивации студентов на здоровьесбережение.
Ключевые слова: физическая культура, здоровье, здоровьесбережение, мотивы здоровьесбережения, формирование мотиваций, физкультурно-оздоровительная деятельность.
Одним из критериев физического здоровья общества является ориентация молодежи на здоровьесберегающую деятельность. Появление новых профессий, рассчитанных на специалистов с высоким уровнем развития функциональных способностей и двигательных качеств, ставит перед преподавателями ВУЗов основную задачу - создание психолого-педагогических условий для успешной реализации в образовательном процессе важнейшей установки на здоровье-сберегающие способы жизнедеятельности.
Понятие «здоровьесбережение» стало применяться в педагогике и медицине с 90-х годов XX века с целью отражения специфики отношений к сохранению и укреплению здоровья населения и, в частности, молодого поколения через особенности организации учебной и воспитательной деятельности в образовательных учреждениях.
Непосредственно к определению здоровьесбережения как «к процессу постепенного исторического развития человеческих сил и способностей» подходит С. В. Малинина [7]. Автор отмечает, что здоровьесбережение находит свое выражение во всем многообразии форм физкультурно-оздоровительной деятельности, приобретая при этом свои качественные особенности. С. В. Малинина ясно указывает, что формой осуществления здоровьесбережения является физическая и спортивная деятельность, а специфические ценности здоровье-сбережения создаются посредством применения разнообразных физических упражнений.
Т.И. Прокопенко [9] пишет, что здоровьесбережение -это гигиеническое поведение, основанное на соблюдении санитарно-гигиенических норм, ориентированных на сохранение и укрепление здоровья и достижение высокой степени работоспособности.
Следует отметить, что взаимосвязь и взаимозависимость здоровьесбережения и физической активности несомненны, а логика этих процессов совпадает. Забота об укреплении здоровья - это, прежде всего, забота о гармонии и полноте физических и духовных сил.
Однако, физическая активность, как неотъемлемая составная часть здоровьесбережения, переходит в физическое воспитание и в физическую культуру только параллельно с теоретическим обоснованием. Задача педагогики и состоит в том, чтобы по Н.И. Пирогову, дать «надлежащее направление естественным наклонностям человека» [8]. Такой подход обеспечивает формирование грамотного отношения к своему организму, укреплению и сохранению здоровья, способствует воспитанию необходимых морально-волевых качеств личности.
Исходя из вышесказанного, следует сделать вывод о невозможности правильно понять здоровьесбережение, если изначально исходить только из представлений о физической активности. Здоровьесбережение - это сложный процесс, включающий в себя комплекс различных специально-организованных физкультурно-оздоровительных, лечебно-профилактических, санитарно-гигиенических, образовательных и воспитательных мероприятий, направленных на активизацию адаптационных возможностей организма и сохранение его жизненных функций.
Мотивация здоровьесбережения - это совокупность внутренних сознательных побуждений (мотивов), нацеленных на здоровьесберегающую деятельность субъекта. В своей работе мы исходим из понимания того, что мотивация здоро-вьесбережения включает все виды побуждений - цели, интересы, потребности, мотивы, устремления, установки и т.п. [3]. Здоровьесбережение - это форма самовыражения личности в жизнедеятельности, реализуемая посредством проведения сознательной физкультурно-оздоровительной деятельности.
К.Д. Ушинский в своей педагогической практике предавал большое значение физическим упражнениям, применяемым с целью укрепления здоровья. Он впервые стал приме-
нять новый подход к профессиональному обучению, который объединил образование и воспитание на основе использования знаний о физиологических, анатомических и психических особенностях организма. К.Д. Ушинский считал, что решение проблем обучения, построения учебного процесса и организации воспитательных мероприятий необходимо соотносить со специфическими особенностями развития психики обучающихся в различные возрастные периоды [12].
Особая роль в решении вопросов здоровьесбережения принадлежит П.Ф. Лесгафту. С его именем связано введение в педагогическую практику понятия «физическое образование». П.Ф. Лесгафт подчеркивал, что задача физического воспитания заключается в формировании гармонично развитого человека путем обучения его и, главное, сознательного применения полученных знаний и навыков в жизненной практике. Физическое образование П.Ф. Лесгафта стало основой здоро-вьесберегающей деятельности, ориентируя молодежь на использование творческого подхода к вопросам самостоятельной организации физической активности. Из этого следует, что формирование всесторонне развитого человека возможно только при условии осмысления им собственной жизни с позиций ценности здоровья.
По нашему мнению, П.Ф. Лесгафт заложил теоретические основы здоровьесбережения при занятиях физическими упражнениями и обосновал мотивационно-ценностный подход к физическому образованию.
Представления П. Ф. Лесгафта об огромной роли мотивации здорового образа жизни подкрепили доказанные И. М. Сеченовым факты о необходимости сочетания трудовой деятельности и активного отдыха. Открытия И.М. Сеченова имели большое значение для раскрытия закономерностей функционирования и развития организма, а также для формирования естественнонаучных основ физического воспитания. Он доказал, что физические упражнения влияют не только на опорно-двигательный аппарат, но и на систему психики человека, формируя его отношение к собственной личности, окружаю-
щей социальной и природной среде с позиций сохранения адаптационной устойчивости организма [11].
Приведенные нами данные говорят о необходимости дальнейшего поиска здоровьесберегающих технологий, направленных на повышение уровня здоровья, физической работоспособности студентов и формирование у них мотивации к здоровьесберегающей жизнедеятельности с применением научно обоснованных программ физического воспитания в вузе [1].
Важным этапом решения проблемы формирования мотивации здоровьесбережения студентов является теоретическое и педагогическое обоснование ее сущности как предмета исследования.
Так по мнению Коваль Л.Н., Алексеевой Е.Н. понимание оздоровительного предназначения средств физической культуры признание основ их применения и умения практически применять знания в процессе самосовершенствования способствуют успешному решению задач физической подготовленности и формированию здоровья [6].
Как было отмечено выше, здоровьесбережение не заключается только в физкультурно-оздоровительной деятельности. Анализ литературных источников показывает, что современные здоровьесберегающие технологии могут иметь различную направленность. Но основное место в здоровьесбережении мы отводим именно физкультурно-оздоровительной деятельности, т.к., во-первых, средства физической культуры занимают главное место в системе мероприятий, направленных на сохранение и укрепление здоровья [5], во-вторых, при этом происходит целенаправленное изменение жизнедеятельности организма и, в-третьих, физкультурно-оздоровительная деятельность открывает больше возможностей для совершенствования, чем все другие виды физической активности.
Мы согласны с мнением Коваль Л.Н., Ярошенко Е.В. о том, что низкий уровень здоровья и отсутствие положительной мотивации к его сохранению не способствует формированию необходимого функционального запаса прочности молодого организма. [7], поэтому физкультурно-оздоровительная
деятельность должна стать основой здоровьесбережения еще и потому, что современная стратегия оздоровления населения базируется не на пассивном принятии проводимых органами здравоохранения мероприятий, а на активном подходе к заботе о собственном здоровье, на стремлении к физическому самосовершенствованию и проведению здорового образа жизни.
Это подтверждено в работах ряда авторов [5] высказывающих мнение о том, что физическая культура, мобилизующая физический и духовный потенциал личности, является системным единством здоровьесбережения, а физические упражнения, представляющие собой основное средство физического воспитания, играют основную здоровьесберегающую роль.
Формирование мотиваций здоровьесбережения студентов является одной из важнейших функций образовательного и воспитательного процесса в вузе. Здоровьесбережение приобретает свою побудительную силу только в связи с основными потребностями и устремлениями студентов. Мотивация здоро-вьесбережения формируется в процессе познавательной деятельности и характеризуется нацеленностью на здоровый образ жизни и социальное благополучие.
Анализ научной литературы позволил выделить в содержании мотивации здоровьесбережения следующие компоненты: 1) оздоровительный; 2) психофизический; 3) познавательный; 4) социально-нравственный; 5) профессиональный [3;4,].
Каждый из компонентов мотивации имеет в своей основе конкретные мотивы:
1) мотивы ухода от неудачи: человек не будет делать что-либо, зная, что определенные действия приведут к угрозе его жизни и здоровью;
2) мотивы подчинения: человек подчиняется законам общества потому, что хочет быть полноценным членом этого общества;
3) мотивы получения удовольствия: здоровый человек ощущает радость от жизни, чтобы испытать это чувство он стремится сохранить свое здоровье;
4) мотивы физического саморазвития: получение возможности управлять своим организмом и ощущать удовлетворение от физической деятельности;
5) мотивы общения: стремление к познанию и оценке других людей и посредством этого - к самопознанию и самооценке;
6) мотивы самореализации: стремление к гармонии собственной личности, достижению поставленных целей, внутреннему согласию и душевному равновесию;
7) мотивы социального роста: выражаются в осознании того, что хорошее здоровье - необходимое условие подъема на высокие ступени социальной лестницы.
Оздоровительный компонент мотивации базируется на мотивах физического саморазвития и нацелен на общее повышение физической подготовленности человека и функционального состояния организма. Для этого предлагается применять физические упражнения в сочетании с комплексом оздоровительных средств, что способствует перестройке физиологических систем и улучшению адаптации студентов к учебной деятельности.
Для хорошего самочувствия, повышения эффективности двигательных действий, нормализации энергозатрат рекомендуются аэробные нагрузки умеренной интенсивности при частоте сердечных сокращений до 120 уд. в мин. продолжительностью до 1,5 часа в день.
Психофизический компонент мотивации здоровье-сбережения основывается на мотивах самореализации и стремления к удовольствию. Несомненно, что физические упражнения способствуют улучшению физического и психического здоровья, что побуждает к повышению двигательной активности и развитию мотивации здоровье-сбережения. В компоненте объединяются группы факторов, которые, по нашему мнению, можно отнести к эстетике внешнего вида. Мотив снижения веса тела и коррекции телосложения очень актуален для занятий физической культурой.
Важной составляющей подготовки студента является проявление положительных эмоций в период обучения. Сам
студент должен понимать, что физические нагрузке необходимы ему для укрепления здоровья и получения удовольствия от учебных занятий. Доказано, что именно от физической подготовленности зависит уровень психологической устойчивости к различным стрессовым воздействиям.
В.И. Сиваков [12] вводит в педагогическую теорию понятие «толерантность», означающее сопротивляемость стрессу, а некоторые ученые определяют оздоровительную деятельность как оказывающую наибольший положительный эффект на психофизическую мотивацию здоровьесбережения.
Познавательный компонент здоровьесбережения представляет собой особый тип деятельности людей, в котором определяющими мотивами являются мотивы получения знаний, общения, приобретения полезных привычек и выработки системы защиты от неблагоприятных факторов окружающей среды.
Наиболее важными составляющими достижения психологической устойчивости личности являются престижность социального положения, широкий круг общения, ощущения собственной значимости и свободы.
Социально-нравственный компонент мотивации здоро-вьесбережения базируется на приоритетном положении социальных функций личности среди других мотивов. Этот компонент отражает популярность здоровьесберегающей деятельности, стремление к изучению уровня своего здоровья и физического развития, контроль важных показателей организма, а, главное, готовность студентов к постоянному развитию и повышению своего жизненного потенциала.
Профессиональный компонент мотивации здоровье-сбережения состоит из мотивов достижения успеха в будущей профессиональной деятельности. Цель этого компонента -оказание помощи студенту в изучении его личных способностей, определении вариантов планирования нагрузки, выявлении наиболее эффективных средств и методов оздоровительной деятельности. Оздоровительные технологии создают предпосылки для профессионального роста через такие факторы, как укрепление здоровья, формирование адаптационной
устойчивости организма, развитие физических и морально-волевых качеств. При этом необходим специальный подбор методик оздоровления с учетом особенностей, как избранной специальности, так и организма конкретного студента.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что мотивация здоровьесбережения является системой с определенной структурой, обусловленной целью и задачами, и имеющей набор компонентов, позволяющих достичь оздоровительного эффекта.
Каждый из компонентов важен сам по себе, все компоненты диалектически связаны между собой, образуют целостную структурированную систему. Такой подход позволяет оценить последовательность формирования соответствующей мотивации здоровьесбережения.
По эффективности освоения ценностей физкультурно-оздоровительной деятельности можно оценить запросы общества и каждого человека в этой сфере. Причем, востребованные ценности становятся мотивами к здоровьесбережению и приобретают свою побудительную силу.
Следовательно, отношение к ценностям физкультурно-оздоровительной деятельности проявляется при возникновении взаимосвязей между компонентами здоровьесбережения. Мотивы здоровьесбережения мобилизуют возможности оздоровительной деятельности и оказывают организующее воздействие на студентов.
Библиографический указатель:
1. Алексеева Е.Н. Педагогические условия валеологиче-ской подготовки студентов в процессе физического воспитания: дисс. к. пед. н. / Е.Н. Алексеева. - Ставрополь: СевКавГ-ТУ, 2006. - 160 с.
2. Алексеева Е.Н. Реализация модели валеологической подготовки студентов в вузе / Альманах современной науки и образования. - 2014. - № 3 (82). - С. 27-30.
3. Алешина Л.И. Формирование мотивации здорового образа жизни будущего учителя в процессе профессиональной
подготовки: дис. ... канд. пед. наук / Л.И. Алешина. - Волгоград, 1998. - 208 с.
4. Викторов Д.В. Развитие мотивации здоровьесбереже-ния у студентов вузов: дис. ... канд. пед. наук / Д.В. Викторов. - Омск, 2007. - 168 с.
5. Коваль Л.Н. Влияние интеллектуального компонента физической культуры на формирование здоровья и физической подготовленности студентов высшего учебного заведения. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук / Ставропольский государственный университет. - Майкоп, 2004. - 24 с.
6. Коваль Л.Н., Алексеева Е.Н. О проблеме формирования знаний у студентов высших учебных заведений / Новый университет. Серия: Актуальные проблемы гуманитарных и общественных наук. - 2014. - № 1 (34). - С. 48-52.
7. Коваль Л.Н., Ярошенко Е.В. Пути реализации учебной программы по дисциплине «Физическая культура» в ВУЗе / В сборнике: Актуальные вопросы образования и науки. Сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции 30 декабря 2013 г.: в 14 частях. -Тамбов, 2014. - С. 58-61.
8. Малинина С.В. Физкультурная деятельность как основа формирования физической культуры: дис. канд. пед. наук / С.В. Малинина. - Санкт-Петербург, 1999. - 191 с.
9. Пирогов Н.И. Избранные педагогические сочинения / Н.И. Пирогов. - М.: Изд-во «Академия педагогических наук РСФСР», 1952. - 702 с.
10. Прокопенко Т.И. Технология формирования культуры здорового образа жизни личности студента в условиях научно-образовательного и консультативно-оздоровительного центра вуза: дис. канд. пед. наук / Т. И. Прокопенко. - Ставрополь, 1999. - 213 с.
11. Сеченов И.М. Избранные произведения / И.М. Сеченов; под ред. В.М. Каганова. - М., 1953. - 333 с.
12. Сиваков В.И. Педагогическое физкультурно-спортивное совершенство: учебное пособие для студентов
высших учебных заведений факультета физической культуры и спорта / В.И. Сиваков. - Челябинск: ЧГПУ, 1999. - 122 с.
13. Ушинский, К. Д. Теоретические проблемы педагогики: избр. пед. соч. / К. Д. Ушинский. - М.: Педагогика, 1974. Т. 1. -584 с.
Статья поступила в редакцию 10.03.2015 г.