№ 4 - 2014 г. 13.00.00 педагогические науки
УДК 613.71-057.875:378
ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ АСПЕКТЫ ФИЗКУЛЬТУРНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СО СТУДЕНТАМИ ВУЗА
И. В. ПалаткинР. И. Айзман1. Н. А. Шмырева2
ФГБОУ ВПО «Новосибирский государственный педагогический университет»
(г. Новосибирск)
2ФГБОУ ВПО «Кемеровский государственный университет» (г. Кемерово)
В статье рассмотрена система организации физкультурно-оздоровительной работы со студентами вуза: определены задачи, рассмотрены различные подходы и методы. Дана характеристика знаниевой базы здоровьесбережения на основе межпредметных связей. Статья раскрывает особенности физкультурно-оздоровительной работы со студентами с точки зрения образовательных, оздоровительных, воспитательных задач. Особое внимание уделяется знаниям, умениям и навыкам, которые получают студенты в процессе физкультурно-оздоровительной работы.
Ключевые слова: физкультурно-оздоровительная работа, здоровьесберегающая деятельность.
Палаткин Илья Владимирович — доцент кафедры физического воспитания факультета физической культуры ФГБОУ ВПО «Новосибирский государственный педагогический университет», рабочий телефон: 8 (383)-244-13-44, e-mail: sportpalat@mail.ru
Айзман Роман Иделевич — доктор биологических наук, профессор, заслуженный деятель науки РФ, заведующий кафедрой анатомии, физиологии и безопасности жизнедеятельности, директор НИИ здоровья и безопасности ФГБОУ ВПО «Новосибирский государственный педагогический университет», рабочий телефон: 8 (383)-244-05-81, e-mail: aizman.roman@yandex.ru
Шмырева Наталья Александровна — кандидат педагогических наук, доцент кафедры общей и вузовской педагогики ФГБОУ ВПО «Кемеровский государственный университет», e-mail: n.shmireva@yandex.ru
Одним из условий подготовки студентов вуза к здоровьесберегающей деятельности является организация физкультурно-оздоровительной работы, в процессе которой студенты получают знания о здоровьесбережении, проявляют умения в выполнении действий здоровьесбережения, развивают такие личностные качества как целеустремленность, воля, настойчивость, дисциплинированность, исполнительность.
Физкультурно-оздоровительная работа выступает как средство самореализации, самовыражения и самоутверждения личности; как средство социальной самозащиты и адаптации человека в условиях рыночной экономики, как его капитал, которым он распоряжается или будет распоряжаться. Личность, если заинтересована в здоровье, может вести более интересную, не ограниченную заболеваниями жизнедеятельность; имеет преимущества на рынке труда при прочих равных условиях.
Задачи физкультурно-оздоровительной работы, которые можно решить при условии включения студентов в здоровьесберегающую деятельность:
1. понимание студентами роли физической культуры в развитии личности;
2. знание научно-практических основ физической культуры, здорового образа жизни;
3. овладение системой практических умений и опыта, обеспечивающих сохранение
и укрепление здоровья, развитие и совершенствование психофизических способностей, качеств и свойств личности, самоопределение в физической культуре, в ходе чего происходит психическая и физическая адаптация студентов к современным условиям жизнедеятельности;
4. приобретение опыта использования физкультурно-оздоровительной деятельности для достижения жизненных и профессиональных целей.
Для нас важно, чтобы студент получил информацию, сведения, знания о здоровье, здоровом образе жизни, о путях укрепления и сохранения здоровья не только в период занятий физической культурой, но и в повседневной жизни. Именно поэтому мы подробнее останавливаемся на теоретической стороне занятий физической культурой, обращаем внимание на интеллектуальное развитие студентов, которое осуществляется в процессе занятий, содействующих осознанному выполнению физических упражнений, что, на наш взгляд, способствует проявлению активности студента в выполнении действий и поступков, направленных на здоровьесбережение.
Мы предполагаем, что если студенты будут относиться к своему здоровью как к самой важной ценности жизни, не только знать, что надо его укреплять и сохранять, но и знать как это делать, уметь применять полученные знания на практике, повысится активность студентов в здоровьесбережении, появится интерес к проблеме укрепления и сохранения здоровья, следовательно, и настойчивое желание его укреплять и сохранять, определятся устойчивые мотивы и потребности в здоровьесбережении. В совокупности все это приведет студентов к регулярной здоровьесберегающей деятельности, сформирует привычку, долг заботиться о своем здоровье, контролировать свою активность, выполнять правила ведения здорового образа жизни, стремление и готовность систематически действовать в целях здоровьесбережения.
Специфика содержания разработанной нами программы, составленной в соавторстве с доцентом кафедры физического воспитания Новосибирского государственного педагогического университета, кандидатом педагогических наук Еленой Львовной Чесновой, определяется широкими межпредметными связями. Программа содержит знания из философии, психологии, педагогики, физической культуры (табл. 1).
Таблица 1
Характеристика знаниевой базы здоровьесбрежения на основе межпредметных связей
Дисциплина
Содержание
Философия Гармония противоположно направленных сил, физическая, социальная, психологическая гармония человека, доброжелательные отношения с другими людьми, природой и самим собой
Психология Наличие устойчивой психоэмоциональной сферы человека к жизнедеятельности. Рассматриваются представления о природе человека, нацеленные на сохранение и укрепление здоровья личности; возможности строить свое поведение в соответствии с решением задачи сохранения и укрепления собственного здоровья; устойчивая мотивация на здоровьесберегающую деятельность; здоровьесберегающие рефлексивные умения в целях самопознания собственного организма, позитивное отношение к себе и принятие других; самореализация в процессе здоровьесберегающей деятельности
Педагогика Условия укрепления и сохранения здоровья человека; цели, задачи, содержание, технологии, направленные на формирование устойчивой мотивации укрепления и сохранения здоровья, приобщение человека к здоровому образу жизни
Физическая культура Высшее качественное, системное и динамическое образование личности; органическая часть общечеловеческой культуры; обладает огромным ценностным потенциалом, который способствует воспитанию личности; удовлетворяет социальные потребности в общении, игре, развлечении, в некоторых формах самовыражения личности через социально активную полезную деятельность; способствует развитию двигательных умений, навыков и физических качеств человека
По нашему мнению, содержание программы обеспечивает необходимый уровень знаний, способствует формированию умений, но самое главное, стимулирует развитие интереса к здоровесбережению, как элементу общей культуры человека, желание осваивать приемы основ жизнедеятельности), потребность в систематической организации физического самовоспитания (табл. 2).
Таблица 2
Содержание этапов формирования знаний, умений, навыков
Знания
— понимание роли физических упражнений в повышении физической и умственной работоспособности;
— знание основные средства восстановления работоспособности организма человека;
— знание приемы самоконтроля в процессе занятий физической культурой;
— понимание сущность оздоровительного эффекта, оказываемого на организм, систематическими занятиями физическими упражнениями;
— знание принципов, методов, средств физического воспитания;
— понятие о здоровье как состоянии и свойстве организма;
— знание основы здорового образа жизни, его компоненты
Умения
— умение исследовать особенности функционирования человеческого организма под влиянием занятий физическими упражнениями
и самостоятельных занятий физическими упражнениями;
— применять различные средства для восстановления организма человека;
— составлять и проводить комплекс УГГ и комплекс; общеразвивающих физических упражнений;
— использовать знания о методах и средствах восстановления
в процессе
самостоятельных занятий;
— уметь проводить простую самодиагностику и осуществлять самоконтроль собственных физических и психических состояний и давать самооценку
Навыки
Овладение навыками:
— анализировать состояние своего организма под влиянием оздоровительных нагрузок;
— использовать методы диагностики для восстановления организма человека;
— использовать принципы физического воспитания;
— осуществлять самоконтроль за состоянием своего здоровья, физической подготовленностью: ведение дневника самоконтроля, планирование режима дня, питания, сна, труда, отдыха и двигательной активности;
— применять различные формы самостоятельных заданий: составление комплекса утренней гигиенической гимнастики, проведение комплекса общеразвивающих упражнений;
— организовывать и проводить подвижные игры для формирования организационных
и коммуникативных умений;
— физкультурные паузы, дискуссии о здоровье и здоровом образе жизни в режиме учебного дня
Физическая культура для студентов вуза реализуется в различной форме аудиторных (лекции, учебно-тренировочные занятия) и внеаудиторных занятий, к которым относятся самостоятельные занятия, физкультурно-оздоровительные и спортивные мероприятия: соревнования, спартакиады, олимпиады, турниры среди преподавателей и студентов: «Бодрость и здоровье», «День знаний», «День здоровья». Если на аудиторных занятиях физической культурой в качестве главного направления выступает образовательная деятельность (формирование знаний, умений, навыков) и подготовка студентов к будущей профессии (профессионально-прикладная физическая подготовка), и, как следствие, преимущественное решение образовательных и развивающих задач, то внеаудиторные занятия акцентируются на оздоровительной и воспитательной деятельности, решая тем самым одноименные задачи.
На занятиях физической культурой используются общепедагогические методы (строго регламентированного упражнения, игровой, соревновательный). Применение строго регламентированного упражнения позволяет студентам поэтапно разучивать физические упражнения и комплексы физических упражнений для того, чтобы их правильно выполнять с целью укрепления своего здоровья; использование игрового и соревновательного методов способствовало выражению чувственно-эмоциональной сферы студентов, что стимулирует формирование отношения к решению проблем психического здоровья (снимает умственное, душевное напряжение) [5].
Использование этих методов позволяет решать конкретные оздоровительные задачи (например, укрепить дыхательную систему организма, сформировать общую выносливость и др.), проявлять такие качества, как целеустремленность, положительное отношение к выполнению заданий.
На аудиторных и внеаудиторных занятиях физической культурой для активизации развития позитивного мотива включения в здоровьесберегающую деятельность используются теоретические и практические задания, позволяющие студентам получать информацию, знания об исследуемой проблеме, получать друг от друга новую информацию, а также самостоятельно участвовать в процессе решения конкретной, индивидуальной оздоровительной задачи.
К теоретическим заданиям мы отнесли лекции, участие в дискуссии, обсуждении проблем здоровьесбережения в малых группах, использование «дерева решений» в совместном поиске решения проблемы, применение «незаконченного предложения», участие в научно-практической студенческой конференции, в активной работе в ходе занятий физической культурой.
Мы проводили лекции, благодаря которым студенты получили необходимый для подготовки к здоровьесберегающей деятельности объем знаний, по следующим темам:
1. Физическая культура как элемент общей культуры человека. Человек как биосоциокультурная система. Физическая культура личности.
2. Особенности использования средств физической культуры для оптимизации работоспособности.
3. Средства восстановления работоспособности организма человека.
4. Общая физическая и специальная подготовка в системе физического воспитания.
5. Профессионально-прикладная физическая подготовка студентов.
6. Основы методики самостоятельных занятий физическими упражнениями. Самоконтроль состояния организма.
7. Здоровье и физическое совершенствование.
8. Основы здорового образа жизни.
Занятия, включающие дискуссии по актуальным проблемам здоровья, здорового образа жизни, позволяли студентам высказывать свое мнение о проблеме. Дискуссионные темы:
• пути повышения интереса молодёжи к занятиям физическими упражнениями;
• зависимость здоровья и его нарушений от факторов окружающей природной, социальной и техногенной среды;
• адаптационные резервы организма;
• влияние объема и интенсивности интеллектуальных и физических нагрузок на здоровье;
• сущность оздоровительного эффекта систематических занятий физическими упражнениями, оказываемых на организм.
В процессе обсуждения рассматривались следующие вопросы: Важно ли анализировать состояние своего организма во время занятий физическими упражнениями? Как осуществлять самоконтроль за состоянием своего здоровья? С помощью каких методов оценивают состояние организма?
Дискуссия на тему «Занятия физической культурой, как необходимая составляющая качественной жизни человека» показала, что студенты заинтересованно обсуждают такие вопросы как здоровый образ жизни и физическая культура, физическая культура в обеспечении здорового образа жизни студентов, качество жизни и двигательная активность.
Управление учебными дискуссиями на занятиях физической культурой носило двоякий характер. Во-первых, при проведении дискуссии мы создавали и поддерживали определенный уровень взаимоотношений между студентами — отношения доброжелательности и корректности, т. е. управление носило коммуникативный характер; во-вторых, управляли процессом поиска истины, для чего было необходимо:
• высокая степень компетентности преподавателя физической культуры в вопросах взаимодействия субъектов воспитательно-образовательного процесса;
• умение прогнозировать решение типичных проблемных ситуаций благодаря серьезной методической подготовке преподавателя;
• оказание помощи студентам в усвоении истинного знания в области безопасности здоровья человека, развитие их мышления.
Работая в малых группах, студенты осуществляли диагностику физической подготовки в группах с использованием методики «Проверь себя» (соответствие физической подготовки биологическому возрасту) и анализировали полученные результаты [1]. Задачи этой методики следующие:
• приобщение к основам здорового образа жизни;
• удовлетворение естественной потребности каждого человека в физической активности;
• получение комплексной оценки физической кондиции человека в онтогенезе,
с помощью которой врач, тренер, преподаватель физического воспитания и сам студент могут корректировать физическую подготовку;
• принятие самостоятельных решений по организации физкультурно-оздоровительных занятий.
Работа в малых группах предоставляет возможность всем студентам участвовать в работе, практиковать навыки сотрудничества, межличностного общения (в частности, уважать мнение участников, слушать и слышать собеседника, быть доброжелательным, умение активно слушать, вырабатывать общее мнение, разрешать возникающие разногласия) [6].
Важным этапом стимулирования активизации студентов в формировании теоретической и практической базы здоровьесбережения мы рассматриваем их участие в научной деятельности. Научно-практическая конференция «Роль физической культуры и спорта в профессионально-педагогической подготовке будущего учителя» способствовала повышению уровня знаний студентов в вопросах физической культуры, здоровья и здорового образа жизни, формированию мотивов проявления активности к здоровьесберегающей деятельности путем анализа информации.
Практические задания предусматривают участие в групповых и индивидуальных занятиях физическими упражнениями, подвижных играх, составление комплекса утренней гигиенической гимнастики, ведение дневника самоконтроля.
Мы проводили групповые занятия физическими упражнениями по интересам, желаниям, мотивам студентов (например, упражнения при помощи вспомогательного инвентаря — гантели или скакалка, гимнастическая палка), учитывая возможности их организма и состояние здоровья. Групповые занятия физическими упражнениями способствуют возможности определиться студентам в выборе нужных для них комплексов физических упражнений, уточнению необходимости в выполнении именно этих упражнений, созданию мотивов здоровьесберегающей деятельности.
На занятиях физической культурой студенты участвуют в подвижных играх, включающих задания, способствующие развитию организаторских, коммуникативных умений студентов и интереса, желаний студентов в самореализации.
Используя игровой метод, мы способствовали созданию на занятиях физической культурой свободной, доверительной атмосферы, легкости общения, приятное, но не бессмысленное времяпрепровождение.
С помощью подвижной игры мы решали оздоровительные, воспитательные и образовательные задачи. Для решения оздоровительных задач со студентами (укрепление опорно-двигательного аппарата, усиление мышц позвоночника, улучшение функции дыхательной и сердечно-сосудистой систем, укрепление связочно-мышечного аппарата голени и стопы и др.) мы использовали следующие игры: «Борьба за мяч», «Не давай мяча водящему», «Шарик», «Воздушный шар», «Передал - садись», «Встречная эстафета с мячом», «Повернись, не ошибись», «День и ночь», «Бой петухов», «Тачки», «Контроль осанки», «Пройди, не ошибись».
Образовательные задачи подвижной игры решались на этапе начального освоения движений. Многократное повторение двигательных действий во время игры помогало формировать у студентов умение экономно и целесообразно выполнять их в законченном виде.
Воспитательные задачи подвижных игр способствовали воспитанию физических качеств: быстроты, ловкости, силы, выносливости, гибкости. Постоянно изменяющаяся обстановка в игре, быстрый переход участников от одних движений к другим способствовал развитию ловкости. Для воспитания выносливости проводили игры с многократными повторениями напряженных движений, с постоянной двигательной активностью, вызывающие затраты сил и энергии. Совершенствование гибкости происходило в играх, связанных с частым изменением направления движений. Совершенствованию быстроты содействовали игры, требующие мгновенных ответов на звуковые, зрительные сигналы, игры с внезапными остановками, задержка и возобновление движений, преодоление небольших расстояний в кратчайшее время. Формирование этого качества происходило на заключительных этапах семестра, когда у студентов сформировались определенные навыки [2, 3].
Реализуя принцип индивидуализации [4] с учетом врачебных показаний, студенты учатся составлять комплекс утренней гигиенической гимнастики, позволяющий преодолеть гиподинамию, укрепить здоровье, повысить физическую и умственную работоспособность: следование задачам комплекса, правильность выполнения техники физических упражнений (исходное положение тела, траектория движений, длительность движений, темп движений), словесное сопровождение выполнения комплекса.
Наряду с врачебно-педагогическими наблюдениями студентами выполняется самоконтроль за состоянием своего организма путем ведения дневника самоконтроля.
Для ведения дневника студентам необходимо знание методов самоконтроля. Известно, что самоконтроль — это самостоятельное регулярное наблюдение занимающегося с помощью простых и доступных приемов за состоянием своего здоровья, физическим развитием, динамикой и показателями физической подготовленности. К методам самоконтроля мы отнесли оценку физического развития и функционального состояния с помощью функциональных проб и тестов.
В результате наблюдений, отраженных в дневниках самоконтроля, можно увидеть положительные или отрицательные сдвиги в состоянии своего здоровья, подбирать средства и методы проведения физкультурно-оздоровительных и учебно-тренировочных занятий, регулировать нагрузку в процессе занятий по физической культуре и в самостоятельных занятиях.
Важным вкладом активизации студентов вуза в вопросах здоровьесбережения является внеаудиторная деятельность: самостоятельные занятия (в том числе занятия в спортивных секциях), физкультурно-оздоровительные и спортивные мероприятия — соревнования, спартакиады, олимпиады, турниры среди преподавателей и студентов: «Бодрость и здоровье», «День знаний», «День здоровья».
В соответствии с самостоятельными занятиями рекомендуется использование закаливающих процедур: принятие контрастного душа, сауны. При этом необходимо соблюдать основные правила составления режима дня, обязательно выполнять утреннюю гигиеническую гимнастику, принимать пищу в одно и то же время не менее трех раз, ежедневно выполнять физические упражнения, пребывать на свежем воздухе 1-2 ч, сон не менее 7-8 ч (во время сессии не менее 9 ч).
Важно отметить, что на основе принципа индивидуализации выполнение студентами практических заданий по физической культуре способствует вовлечению каждого студента в здоровьесберегающую деятельность с учетом особенностей его здоровья, физических возможностей, мотивов и потребностей деятельности. Наше исследование показало, что на данном этапе у большей части студентов наблюдалось изменение отношения и к предмету, и к формам участия на занятиях, и к качеству выполнения предлагаемых заданий, но, что самое важное, проявлялась осознанная активность по освоению способов теоретического и практического здоровьесбережения.
Таким образом, организационные аспекты физкультурно-оздоровительной работы студентов вуза включают различные направления, что способствует развитию активности, инициативности, самостоятельности в решении проблем здоровьесбережения.
Список литературы
1. Вавилов Ю. Н. Проверь себя (к индивидуальной системе самосовершенствования
человека) / Ю. Н. Вавилов, Е. А. Ярыш, Е. П. Какорина // Теория и практика физической культуры. — 1997. — № 9. — С. 105-113. — URL : http://lib.sportedu.ru
2. Гриженя В. Е. Организация и методические приемы проведения занятии
по подвижным играм в вузе и в школе : учебно-методическое пособие / В. Е. Гриженя. — М. : Советский спорт, 2005. — 40 с.
3. Подвижные игры : учебное пособие для студентов вузов и сузов физической культуры / И. М. Коротков, Л. В. Былеева [и др.]. — М. : СпортАкадемПресс, 2002. — 229 с.
4. Унт Инге. Индивидуализация и дифференциация обучения / Инге Унт. — Москва : Педагогика, 1990. — 192 с.
5. Физическая культура в общественной и профессиональной подготовке студентов [Электронный ресурс]. — URL : http://www/5ka.ru/89/35143/35143
6. Чеснова Е. Л. Использование интерактивных методов в обучении / Е. Л. Чеснова, Т. И. Шишкина, Острякова С. В. — Новокузнецк, 2013. — С. 120-125.
ORGANIZATIONAL ASPECTS OF HEALTH AND FITNESS WORK WITH STUDENTS OF HIGHER EDUCATION INSTITUTION
I. V. Palatkin2, R. I. Ayzman1, N. A. Shmyreva2
1FSBEIHPE «Novosibirsk State Teacher Training University» (Novosibirsk c.) 2FSBEI HPE «Kemerovo State University» (Kemerovo c.)
The system of the organization of health and fitness work with students of higher education institution is surveyed in the article: objectives are defined, various approaches and methods are surveyed. The characteristic of health-saving knowledge base based on intersubject communications is presented. Article opens features of health and fitness work with students from the point of view of educational, improving, educational tasks. The special attention is paid to knowledge, skills which are gained by students in the course of health and fitness work.
Keywords: health and fitness work, health saving activity.
About authors:
Palatkin Ilya Vladimirovich — assistant professor of faculty of physical training and physical culture at FSBEI HPE «Novosibirsk State Teacher Training University», office phone: 8 (383)-244-13-44, e-mail: sportpalat@mail.ru
Ayzman Roman Idelevich — doctor of biological science, professor, honored scientist of the Russian Federation, head of anatomy, physiology and health safety chair, director of scientific research institute of health and safety at FSBEI HPE «Novosibirsk State Teacher Training University», office phone: 8 (383)-244-05-81, e-mail: aizman.roman@yandex.ru
Shmyreva Natalya Aleksandrovna — candidate of pedagogical science, associate professor of general and high school pedagogics chair FSBEI HPE «Kemerovo State University», e-mail: n.shmireva@yandex.ru
List of the Literature:
1. Vavilov Y. N. Check yourself (to individual system of self-improvement of the person) / Y. N. Vavilov, E. A. Yarysh, E. P. Kakorina // Theory and practice of physical culture. — 1997.
— № 9. — P. 105-113. — URL: http://lib.sportedu.ru
2. Grizhenya V. E. Organization and methodical methods of carrying out class in outdoor games in higher education institution and at school: educational and methodical grant / V. E. Grizhenya. — M.: Soviet sport, 2005. — 40 P.
3. Outdoor games: manual for students of higher education institutions and secondary education institution of physical culture / I. M. Korotkov, L. V. Byleeva [etc.]. — M.: SportAcademPress, 2002. — 229 P.
4. Unt Inge. Individualization and differentiation of Training / Inge Unt. — Moscow: Pedagogics, 1990. — 192 P.
5. Physical culture in public and vocational training of students [electron resource]. — URL:
http://www/5ka .ru/89/35143/35143 6. Chesnova E. L. Use of interactive methods in training / E. L. Chesnova, T. I. Shishkin, Ostryakov S. V. - Novokuznetsk, 2013. - P. 120-125.