Научная статья на тему 'Детерминанты процесса формирования здорового образа жизни у обучающихся'

Детерминанты процесса формирования здорового образа жизни у обучающихся Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
361
74
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
здоровый образ жизни / здоровьесбережение / здоровьесберегающие технологии / пространственно-средовая детерминанта / мотивационно-рефлексивная детерминанта / деятельностно-методическая детерминанта / тьюторско-проектная детерминанта / повышение квалификации педагогов / тьютор / проектная технология. / healthy lifestyle / health saving / health saving technologies / spatial and environmental determinant / motivational-reflexive determinant / activity-methodical determinant / tutor-project determinant / teacher development / tutor / project technology.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Тюмасева Зоя Ивановна, Орехова Ирина Леонидовна, Быстрай Елена Борисовна, Артёменко Борис Александрович, Челнокова Елена Александровна

В статье акцентируется внимание на значимости формирования здорового образа жизни у обучающихся, нашедшая свое отражение в Концепции развития системы здравоохранения в Российского Федерации до 2020 года. Авторами определены детерминанты процессе формирования здорового образа жизни, к числу которых относятся: пространственно-средовая, мотивационно-рефлексивная, деятельностнометодическая, тьюторско-проектная. Данные детерминанты взаимосвязаны, что обеспечивает повышение эффективности формирования здорового образа жизни у обучающихся. В рамках мотивационно-рефлексивной детерминанты реализуется процесс осознания обучающимися значимости вышеназванного образа жизни. Пространственно-средовая детерминанта характеризует актуальность создания условий для успешного формирования здорового образа жизни обучающихся. В поле деятельностно-методической детерминанты рассматриваются проблемы практико-ориентированной подготовки педагогов к реализации данного процесса. Были выявлены результаты опроса обучающихся и педагогов, свидетельствующие о низком уровне готовности первых к принятию ценностей здорового образа жизни и вторых – к реализации здоровьесберегающих технологий. В связи с этим авторами была разработана и апробирована программа повышения квалификации педагогов в области здоровьесбережения, способствующая формированию умений применять здоровьесберегающие технологии. Тьюторско-проектная детерминанта определяет функциональное поле тьютора в осуществлении проектной деятельности обучающихся в ракурсе здоровьесбережения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Тюмасева Зоя Ивановна, Орехова Ирина Леонидовна, Быстрай Елена Борисовна, Артёменко Борис Александрович, Челнокова Елена Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DETERMINANTS OF STUDENTS’ HEALTHY LIFESTYLE DEVELOPMENT

The paper focuses on the importance of a healthy lifestyle development among students, which is reflected in the Concept of Health System Development in the Russian Federation until 2020. The authors identify the determinants of a healthy lifestyle development, which include: spatial-environmental, motivational-reflexive, activity-methodical, tutor-project determinants. These determinants are interrelated; it provides an increase in the efficiency of a healthy lifestyle development among students. In the field of activity-methodical determinant the authors consider problems of practice-oriented training of teachers. The results of a survey among students and teachers show that students are not ready to accept the values of a healthy lifestyle while teachers are not ready to use healthsaving technologies. In this regard, the authors have developed and tested a program for improving teachers’ qualifications in the field of health preservation, contributing to the development of skills to apply health saving technologies. The tutor-project determinant determines a functional field of the tutor in project activities of students aimed at health preservation.

Текст научной работы на тему «Детерминанты процесса формирования здорового образа жизни у обучающихся»

13.00.00 - педагогические науки речевой компетенции устного переводчика // Вестник Пермского национального исследовательского политехнического университета. Проблемы языкознания и педагогики. 2013. №7. С. 86-93.

19. Алексеева И.С. Профессиональный тренинг переводчика: уч. пособие по устному и письменному переводу для переводчиков и преподавателей. СПб.: Союз, 2004. 288 с.

20. Матюшин И.М. Методические основы обучения синхронному переводу // Вестник Пермского национального исследовательского политехнического университета. Проблемы языкознания и педагогики. 2017. № 2. С. 111-120.

21. Бабушкина В.В., Федорчукова Л.А. Лингвистическая интерференция и методы ее устранения // Наука и общество. 2018. № 1. С. 92-97.

COGNITIVE PROCESSES DEVELOPMENT OF FUTURE INTERPRETERS IN THE COURSE OF THE PROFESSIONAL TRAINING

© 2019

Timofeeva Nadezhda Pavlovna, candidate of philological sciences, associate professor of Translation and Cross-Cultural Communication Department

Fokeeva Yuliya Aleksandrovna, candidate of pedagogical sciences, associate professor of Translation and Cross-Cultural Communication Department Fedorchukova Lidiya Arkadyevna, lecturer of Translation and Cross-Cultural Communication Department Saratov Socio-Economic Institute of Plekhanov Russian University of Economics (Saratov, Russian Federation)

Abstract. The paper deals with the specifics of interpretation skills development. The authors review the role of an interpreter in the act of communication, point out different aspects of interpretation, the success of which is determined by the ability for cross-cultural dialogue. As far as several sensory channels in the work of the interpreter are used, the necessity of special training of concentration, memory, thinking and oral skills and abilities is stated. Moreover the ways of cognitive processes development of future interpreters are described. It should be noted that a set of special exercises for cognitive processes perfection is given. The technique was tested during the training of third-year students studied interpreting. The paper contains a comparative analysis of results taken from diagnostics of both student groups training by the mentioned system of tasks and student groups training without this system. The studies carried out show that students training with special set of exercises focused on cognitive processes development demonstrate higher results. The data obtained can be used for further theoretical studies and for search of progressive methodical decisions.

Keywords: professional training; cognitive processes; interpreter; interpretation; body of skills; communication skills; language; oral activity; concentration; memory; thinking; speech; process of training; communicative culture; fundamentals of oratory; teaching technique; empirical evidence; cognitive abilities.

УДК 373.1

Б01 10.24411/2309-4370-2019-11317

Статья поступила в редакцию 18.10.2018

ДЕТЕРМИНАНТЫ ПРОЦЕССА ФОРМИРОВАНИЯ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ

У ОБУЧАЮЩИХСЯ

© 2019

Тюмасева Зоя Ивановна, доктор педагогических наук, профессор, заведующий кафедрой безопасности жизнедеятельности и медико-биологических дисциплин Орехова Ирина Леонидовна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры безопасности жизнедеятельности и медико-биологических дисциплин Быстрай Елена Борисовна, доктор педагогических наук, профессор, заведующий кафедрой немецкого языка и методики обучения немецкому языку Артёменко Борис Александрович, кандидат биологических наук, доцент, заведующий кафедрой теории, методики и менеджмента дошкольного образования Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет (г. Челябинск, Российская Федерация) Челнокова Елена Александровна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры инновационных технологий менеджмента Нижегородский государственный педагогический университет им. Козьмы Минина (г. Нижний Новгород, Российская Федерация)

Аннотация. В статье акцентируется внимание на значимости формирования здорового образа жизни у обучающихся, нашедшая свое отражение в Концепции развития системы здравоохранения в Российского Федерации до 2020 года. Авторами определены детерминанты процессе формирования здорового образа жизни, к числу которых относятся: пространственно-средовая, мотивационно-рефлексивная, деятельностно-методическая, тьюторско-проектная. Данные детерминанты взаимосвязаны, что обеспечивает повышение эффективности формирования здорового образа жизни у обучающихся. В рамках мотивационно-рефлексив-ной детерминанты реализуется процесс осознания обучающимися значимости вышеназванного образа жизни. Пространственно-средовая детерминанта характеризует актуальность создания условий для успешного формирования здорового образа жизни обучающихся. В поле деятельностно-методической детерминанты

рассматриваются проблемы практико-ориентированной подготовки педагогов к реализации данного процесса. Были выявлены результаты опроса обучающихся и педагогов, свидетельствующие о низком уровне готовности первых к принятию ценностей здорового образа жизни и вторых - к реализации здоровьесберега-ющих технологий. В связи с этим авторами была разработана и апробирована программа повышения квалификации педагогов в области здоровьесбережения, способствующая формированию умений применять здо-ровьесберегающие технологии. Тьюторско-проектная детерминанта определяет функциональное поле тьютора в осуществлении проектной деятельности обучающихся в ракурсе здоровьесбережения.

Ключевые слова: здоровый образ жизни; здоровьесбережение; здоровьесберегающие технологии; про-странственно-средовая детерминанта; мотивационно-рефлексивная детерминанта; деятельностно-методичес-кая детерминанта; тьюторско-проектная детерминанта; повышение квалификации педагогов; тьютор; проектная технология.

Одним из важнейших маркёров стабильности функционирования любого общества и его позитивного развития является актуальное состояние здоровья молодёжи. Именно данная категория населения может гарантировать эффективное становление социума будущего, для которого характерно стремление к здоровому образу жизни. Данная проблема из плоскости медицинской логичным образом трансформируется в образовательную, так как в период экологического дисбаланса, наличия в современном обществе агрессивности, нервозности, неустойчивых эмоциональных состояний, стрессов трудно ограничить процесс становления здорового образа жизни только физическим воспитанием молодежи. Необходимы масштабные меры, которые будут способствовать воспитанию культуры здорового образа жизни подрастающего поколения, которая является стабилизатором траектории общественного прогресса.

Актуальность данной проблемы акцентируется в Концепции развития системы здравоохранения в Российской Федерации до 2020 года, где в пункте 4.1 «Формирование здорового образа жизни» определено, что «...сохранение и укрепление здоровья населения Российской Федерации возможно лишь при условии формирования приоритета здоровья в системе социальных и духовных ценностей российского общества путём создания у населения экономической и социокультурной мотивации быть здоровым и обеспечения государством правовых, экономических, организационных и инфраструктурных условий для ведения здорового образа жизни» [1, с. 128]. Большая роль в этом направлении государством отводится системе общего образования.

Формирование здорового образа жизни предполагает решение триединой задачи на различных уровнях:

- на глобально-социальном - обеспечение физического и психического здоровья подрастающего поколения;

- на дидактическом - знакомство молодёжи с правилами поведения в экстренных ситуациях, с приёмами сохранения и преумножения здоровья;

- на методическом - знакомство молодёжи с физиологическими основами процессов жизнедеятельности человека, с правилами личной гигиены, а также с последствиями приёма алкоголя и психотропных веществ.

Решение данной задачи должно начинаться на ранних ступенях развития личности. В силу вышеизложенного необходимым представляется определение детерминант процесса формирования здорового образа жизни у обучающихся. Под детерминантами

мы понимаем факторы, определяющие структурные компоненты вышеназванного процесса.

К числу детерминант процесса формирования здорового образа жизни у обучающихся мы относим следующие:

1) пространственно-средовая детерминанта;

2) мотивационно-рефлексивная детерминанта;

3) деятельностно-методическая детерминанта;

4) тьюторско-проектная детерминанта.

Проведём анализ каждой из детерминант.

Основополагающей целью современного отечественного образования является создание условий, способствующих сохранению, укреплению и развитию здоровья обучающихся во всех аспектах его проявления: физическом, психическом, духовном, интеллектуальном, эмоциональном, социальном, личностном. В этой связи образовательное пространство, обеспечивая здоровьесберегающий процесс, формирование безопасного и здоровьеориентированного образа жизни, должно обладать качеством безопасности [2, с. 26].

Понятие пространства в философии означает «порядок расположения одновременно сосуществующих объектов» [3, с. 468]. С точки зрения образования такими объектами в общеобразовательной организации являются все её три ступени. Процесс образования в этой связи должен реализовываться в условиях здоровьесберегающей образовательной среды, созданной на основе принципов природосооб-разности и индивидуализации. В этой связи явно проявляется взаимосвязь понятий «пространство» и «среда».

Термин «среда» заимствован педагогикой из биологии и экологии. Обусловлено это тем, что во второй половине XX века актуализировалась проблема «человек и среда обитания» и особое внимание было обращено на образование подрастающего поколения. Обращение к толковому словарю позволяет определить понятие «среда» как «условия, благоприятные для существования, порождения чего-нибудь» [4, с. 759]. Образовательная среда психологами и педагогами рассматривается как фактор становления человека в результате взаимоотношений с самой средой и окружающими людьми (Б.Г. Ананьев, Л.С. Выготский, А.Р. Лурия, В.А. Петровский и др.), самоактуализации личности (М.К. Мамардашвили, А. Мас-лоу, В. Франкл, Э. Фром и др.), организации успешного обучения, воспитания и целенаправленного развития ребенка (С.Д. Дерябо, В.И. Слободчиков, В.В. Рубцов, З.И. Тюмасева и др.). Анализируя различные подходы к понятию «образовательная среда», мы будем понимать совокупность факторов образовательной природы, которые прямо или косвенно влияют

на процессы обучения, воспитания и целенаправленного развития личности. Данное понятие является видовым и находится в глубокой взаимосвязи с родовым понятием «окружающая среда». Создание среды должно осуществляться в соответствии с принципами инвайронментологии и эколого-валео-логическими законами (постулат Я.А. Коменского -З.И. Тюмасевой) [5, с. 68].

Рассмотренное выше дает нам возможность представить образовательное пространство как мегасреду (большую образовательную среду), составляющими которой являются образовательные среды 1-111 ступеней общеобразовательной школы. В основу формирования каждой из них заложен принцип учёта возрастных и личностных особенностей, возможностей и предрасположенностей обучающихся. Таким образом, под образовательным пространством следует понимать динамически устойчивую мегаобразова-тельную среду, в которой целенаправленно осуществляется формирование, развитие и функционирование образовательных сред для конкретных личностей и под конкретные образовательные цели и средства. Основополагающей целью современного отечественного образования является создание условий, способствующих сохранению, укреплению и развитию здоровья обучающихся во всех аспектах его проявления: физическом, психическом, духовном, интеллектуальном, эмоциональном, социальном, личностном. В этой связи образовательное пространство должно способствовать формированию безопасного и здоровьеориентированного образа жизни обучающихся.

Немаловажную роль в формировании здорового образа жизни играет мотивационно-рефлексивная детерминанта, так как успех в любой деятельности, в частности, здоровьесберегающей, зависит не только от способности и знаний обучающихся, но и от их мотивации.

Чем выше уровень мотивации и активности, тем больше факторов (т.е. мотивов) побуждают обучающегося к здоровьесберегающей деятельности, тем больше усилий он склонен прикладывать к её реализации.

Мотивация - это, прежде всего, результат внутренних потребностей человека, его интересов и эмоций; целей и задач, направленных на активизацию его деятельности [6, с. 52].

Мотив - это то, к чему стремится человек, реализуя какой-либо вид деятельности. Данный процесс может сопровождаться положительными эмоциями от предвкушения достижения результата. Но он может быть окрашен и негативными нюансами. В любом случае от личности требуется огромная внутренняя работа. В этой связи представляется актуальной организация в образовательном пространстве школы различного рода акций и мероприятий, направленных на культивирование идеалов здорового образа жизни, а также включения в учебный годовой тематический план педагога проблематики здо-ровьесберегающего характера.

Второй компонент вышеназванной детерминанты призван формировать способность к опосредованному познанию, т.е. отражению сущности явлений в

сознании человека. Рефлексировать о предмете значит размышлять о нём. Процесс формирования положительной мотивации к здоровому образу жизни должен быть организован таким образом, чтобы обучающиеся умели проводить самооценку уровня владения ими знаниями о принципах здорового образа жизни. Не менее значимым представляется тот факт, что обучающиеся должны адекватно оценивать уровень своих достижений в области здоровьесбережения.

Целью реализации мотивационно-рефлексивной детерминанты является побуждение обучающихся к конкретной здоровьесберегающей деятельности, которая осуществляется в рамках деятельностно-ме-тодической детерминанты.

Деятельностно-методическая детерминанта имеет дихотомическую структуру, так как эффективное функционирование воспитательно-образовательного процесса предполагает совместную деятельность педагогов и обучающихся в области здоровьесбереже-ния и методическое обеспечение данного процесса. В состав деятельностно-методической детерминанты входят система воспитания ответственного отношения обучающихся к здоровью и здоровому образу жизни и система повышения профессиональной квалификации педагогов общеобразовательной организации в сфере здоровьесберегающей деятельности.

Ядром системы воспитания ответственного отношения обучающихся к здоровью и здоровому образу жизни как компоненту безопасного образовательного пространства являются такие понятия, как «здоровье» и «оздоровление обучающихся». С современной точки зрения здоровье имеет не только медицинскую, но и биологическую, социальную, экологическую и педагогическую природу и рассматривается как результат адаптации организма к изменяющимся условиям окружающей среды - природной и социальной (образовательная среда является составляющей социальной среды), стабильности гомеостаза и саморегуляции функций организма [7, с. 68-69]. В этой связи оздоровление человека - процесс расширения адаптационных возможностей его организма. Ведущая роль в сохранении, укреплении и развитии здоровья обучаемых, их оздоровлении принадлежит не медицинским учреждениям, а педагогическим коллективам образовательных организаций. При этом основным средством оздоровления является безопасное образовательное пространство во всей совокупности взаимосвязанных воспитательно-образовательных факторов, воздействующих на субъектов образования. Предпочтение воспитательному фактору образовательного пространства обусловлено тем, что именно процесс воспитания ведёт к закреплению качеств личности растущего человека. Одним из важнейших качеств личности является отношение обучающихся к здоровью и здоровому образу жизни. В процессе изучения отношения обучающихся к формированию здорового образа жизни и оценки собственного состояния здоровья нами были использованы следующие методики: методика оценки удовлетворённости физическим состоянием (модификация Гиссенского опросника, адаптированного в психоневрологическом институте им. В.М. Бехтерева), методика самооценки психического состояния

(по Айзенку), методика определения стрессоустой-чивостии, социальной адаптации Холмса и Раге, анкета «Потребностное напряжение в отношении оздоровления». Анализ результатов показал, что:

- 21,6% респондентов отмечают своё физическое самочувствие как неудовлетворительное; при этом каждый третий имеет высокий и повышенный уровень истощаемости нервной системы;

- исследование составляющих психического состояния выявил, что 92% респондентов имеют высокий и повышенный уровень стрессонапряжённости; высокий и повышенный уровень тревожности имеют 20,2% опрошенных; 19,2% - фрустрации; 30,3% -агрессивности; 30,3% - ригидности;

- у 82,3% обучаемых не сформирована потребность в здоровье и здоровом образе жизни; подавляющее большинство из них знают, что такое здоровый образ жизни, но только 46,2% респондентов высказывают готовность его соблюдать; при этом более 55% подростков курят, 77,7% пробовали спиртные напитки, 26,4% респондентов не считают употребление наркотиков серьезной проблемой для молодёжи.

Приведённые выше данные свидетельствуют о необходимости расширения содержания воспитательно-образовательной деятельности педагогических коллективов образовательных организаций в аспекте здоровьесбережения и воспитания у обучаемых культуры здоровья. Воспитание ответственного отношения к здоровью и здоровому образу жизни должно предусматривать создание таких условий, в которых обучающийся проявляет самостоятельность, способность оценивать своё поведение, контролировать свои поступки и самостоятельно решать возникающие жизненные проблемы.

Организовать процесс воспитания ответственного отношения обучающихся к здоровью и здоровому образу жизни может педагог, владеющий его приёмами и методами, а также здоровьесберегающими технологиями. В этой связи большую роль играет организация повышения квалификации педагогов в вышеуказанной сфере [8, с. 80-81; 9, с. 72; 10, с. 11].

Здоровьесберегающая деятельность, реализуемая образовательной организацией, включает в себя оздоровление обучающихся средствами превентивного оздоровительного характера, к числу которых относятся здоровьесберегающие технологии с учётом личностно-возрастных особенностей обучающихся, их возможностей и предрасположенностей [11, с. 36-37; 12, с. 180-181].

В соответствии с нашими представлениями о профессиональной подготовке педагогов к решению проблем здоровьесбережения обучаемых проведено исследование на предмет готовности первых к созданию безопасного образовательного пространства. В исследовании приняли участие 59 респондентов. Ниже выборочно приведены результаты диагностики.

Во-первых, следует отметить, что у 39,5% педагогов отмечается низкий уровень сформированности такого качества как толерантность, необходимого для эффективного применения здоровьесберегающих технологий, даже в том случае, если обучающийся не принимает ценности здорового образа жизни; по мнению 46,2% обследованных выявилось, что у них на достаточном уровне сформирована коммуника-

13.00.00 - педагогические науки тивная компетентность, необходимая для убеждения вышеназванных обучающихся в актуальности здорового образа жизни.

В результате, из общего числа обучаемых, участвующих в исследовании, 47,2%, отвечая на вопрос: «Испытывают ли они напряжение в процессе общения с педагогами», ответили положительно; 34,5% утверждают, что педагоги их «обижают»; 18,3% респондентов не воспринимают ценности здорового образа жизни.

Во-вторых, 23,8% педагогов не соотносят использование образовательных технологий с решением задачи сохранения и укрепления здоровья обучающихся, считая, что они должны только обеспечить высокий уровень их знаний. Здоровьесберегающие образовательные технологии во всей их совокупности применяют в педагогической деятельности не более 10% респондентов.

В-третьих, оценка профессиональных компетенций педагогов, определяющих, на наш взгляд, их готовность к созданию в образовательных организациях безопасного образовательного пространства, продемонстрировала, что 45,2% считают себя неготовыми к реализации вышеназванного процесса.

В-четвёртых, следует отметить, что у опрошенных педагогов довольно размытые представления о таких понятиях, как «здоровье», «составляющие здоровья», «здоровьесберегающие образовательные технологии», «факторы здоровьесберегающего образовательного пространства».

Таким образом, выявленные результаты определили необходимость целенаправленного проектирования системы повышения квалификации педагогов в области здоровьесберегающей деятельности. Формирование готовности педагогического коллектива образовательной организации к здоровьесбережению и далее к здоровьеразвитию предполагает упорядоченный, последовательный переход педагогов к проектированию и реализации безопасного образовательного пространства; последовательному овладению способами индивидуального оздоровления; овладению здоровьесберегающими технологиями на функциональном уровне.

Ниже приводим программу повышения квалификации педагогов в области здоровьесбережения (инвариантная составляющая), которая была апробирована в ряде образовательных организаций г. Челябинска и Челябинской области.

Модуль 1. Методологические ориентиры перестройки системы российского образования в здоро-вьесберегающем ракурсе:

- Современная государственная политика в образования.

- Природосообразное образование как фактор оздоровления обучаемых.

Модуль 2. Экологизация образования и профессионально-педагогической подготовки.

От экологизации образования к созданию здоро-вьеразвивающей среды:

- От экологического образования к его экологова-леологизации.

- Образовательная среда как тип артесистемы.

- Развитие экологической культуры - важная задача эколого-валеологического образования.

- Эколого-валеология и культура - на пути к их интеграции.

Генезис знаний о человеке:

- Человек как феномен природы и познания.

- Валеологическая типологизация периодов развития человека.

- Филогенетические аспекты интеллекта человека.

Модуль 3. Здоровье субъектов образования и его

мониторинг.

Комплексная диагностика и мониторинг здоровья:

- Психосоматическая диагностика субъектов образования.

- Методики оценки субъективной составляющей здоровья.

- Валеологический самоанализ.

Модуль 4. Система здоровьеукрепляющих воздействий на человека.

Физиологические основы питания:

- Современные теории питания. Особенности питания людей разных возрастов и профессий.

- Физиологические основы составления пищевых рационов.

Факторы риска и здоровье человека:

- Понятие о вредных привычках, зависимость от психоактивных веществ.

- Проблемы профилактики зависимости от психоактивных веществ.

Здоровьеразвивающие дидактические и педагогические воздействия - аналоги факторов природной среды:

- Природа как материальный носитель культуры, ее основные законы.

- Воздействие природы на здоровье человека.

- Обеспечение сохранения и развития здоровья человека средствами социально-природной среды.

Здоровьесберегающие технологии в образовании:

- Принципы здоровьесберегающей и здоровьераз-вивающей педагогики.

- Вибрационно-вокальные упражнения и музыка в аспекте оздоровления.

- Лекарственные растения и эфирные масла.

- Дыхательная гимнастика.

- Самомассаж биологически активных точек.

- Свет и цвет как факторы здоровья и оздоровления.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Психологическое сопровождение формирования здорового образа жизни:

- Стресс и здоровье человека.

- Психофизическая регуляция и саморегуляция.

- Организация здоровьесбережения в условиях образовательной среды.

Модуль 5. Организация процесса формирования у обучающихся толерантных взаимоотношений как фактора здоровья.

- Организационно-методические основы процесса формирования толерантных взаимоотношений в образовательной организации.

- Технологические основы формирования у обучающихся толерантных взаимоотношений.

Модуль 6. Компетентностный подход к формированию готовности педагогов к оздоровительной деятельности.

- Компетентностный подход в образовании, оздоровительные компетенции.

- Комплексная программа формирования и развития компетентности педагогов образовательной организации в области здоровьесбережения.

- Критерии и уровни сформированности компетентности и готовности педагога к здоровьесберега-ющей деятельности.

Реализация данной программы повышения квалификации педагогов позволила создать предпосылки для успешного проектирования безопасного образовательного пространства, которое, на наш взгляд, проходит несколько этапов.

Первый этап - подготовительный, его цель состоит в выявлении и осознании педагогическим коллективом здоровьесберегающего потенциала своей образовательной организации. На данном этапе решаются следующие задачи:

- определение педагогического потенциала образовательной организации, его уровня развития, готовности педагогов к инновационной деятельности, созданию безопасного образовательного пространства, возможных направлений развития здоровьесбе-регающей деятельности и т.д.;

- повышение мотивации педагогического коллектива к инновационной здоровьесберегающей деятельности, поэтапному её развертыванию;

- стартовое согласование ценностей субъектов управления здоровьесберегающей деятельностью.

Второй этап - составление «дорожной карты» создания безопасного образовательного пространства, развития здоровьесберегающей деятельности. На этом этапе осуществляется поиск новых для образовательной организации идей развития процесса сохранения и укрепления здоровья обучающихся на основе принципов преемственности и индивидуализации. Результатом этого этапа является выявление и согласование новых направлений, методов, форм здоровьесберегающей деятельности, создание единой программы её развития.

Третий этап - создание безопасного образовательного пространства. На данном этапе разрабатываются программа формирования у обучаемых толерантности, система воспитания ответственного отношения к здоровью и здоровому образу жизни и программа внутришкольного повышения квалификации педагогического коллектива в области здоро-вьесбережения [13, с. 63-64].

Четвертый этап - разработка мониторинга результатов и диагностики эффективности здоровье-сберегающей деятельности в условиях безопасного образовательного пространства. Его цель - поэтапное становление механизма непрерывного согласования задач в области здоровьесбережения, стоящих перед структурными подразделениями образовательной организации.

Педагоги, прошедшие курсы повышения квалификации, способны не только создавать безопасное образовательное пространство, но и готовы осуществлять тьюторское сопровождение процесса формирования мотивации к здоровому образу жизни у обучающихся.

Понятие «тьютор» имеет множество толкований: наставник, опекун, гувернер, коуч, освобожденный классный воспитатель, куратор и т.д. Но общим для данных понятий является то, что для тьютора харак-

терна особая культурно-образовательная позиция, обеспечивающая реализацию процесса индивидуализации, поиск индивидуальной образовательной траектории обучающихся. Тьюторское сопровождение обеспечивает развитие индивидуальности, «самости» благодаря наличию открытого образовательного пространства, открытого общения, свободного обмена мнениями и рождающимися идеями [14, с. 73; 15, с. 9-10]. По нашему мнению, тьютор «аккуратно» сопровождает обучающегося, обеспечивает поддержку в затруднительной ситуации и отходит в сторону, когда тьюторант справляется сам.

Особенно актуальна деятельность тьютора в процессе разработки и реализации проектов, посвященных здоровьесбережению и здоровому образу жизни [16, с. 42; 17, с. 182].

К функционалу тьютора относится консультационная, мотивируюшая к аналитизму, творчеству, созданию проектов обучающимися деятельность. Они самостоятельно выбирают эффективный маршрут решения предметной, метапредметной, личностной проблемы из многих вариантов, используя разнообразные источники информации, материалы, формы, способы деятельности [18, с. 5-6; 19, с. 87-88].

Тьютор призван инициировать личную заинтересованность обучающихся в приобретении ими необходимых знаний по проблеме здорового образа жизни, акцентируя при этом их практическую значимость. В этой связи необходима презентация проблемной ситуации, имеющей аналог в реальной жизни обучающихся, для интерпретации которой они будут апеллировать к полученным ранее знаниями стремиться получать новые.

Тьютор может подсказать источники информации, а может просто направить мысль обучающихся в нужном направлении для самостоятельного поиска. Вся работа над проблемой, таким образом, приобретает контуры проектной деятельности [20, с. 15-16; 21, с. 4-5].

Квинтэссенцией реализации проектной технологии в области здоровьесбережения является актуальность выбранных проблем, таких как «Значение спорта в физическом развитии человека», «Негативное влияние вредных привычек на здоровье», «Здоровое питание - путь к физическому совершенству» и др. Они должны обладать познавательной значимостью, иметь практико-ориентированный характер, что является базисом творческой деятельности тью-торанта, который самостоятельно структурирует содержание проекта и детерминирует этапы исследования, например, при выполнении проекта «Здоровое питание - путь к физическому совершенству» выделяются следующие аспекты: «Принципы рационального питания», «Подходы к сбалансированному питанию в разные возрастные периоды», «Диетическое питание: плюсы и минусы» и т.д. В процессе участия в проектной деятельности тьюторант овладевает основами исследования, он учится идентифицировать саму проблему, формулировать цель, задачи и гипотезу исследования, выбирать адекватные им методы, анализировать полученные результаты, подводить итоги и корректно интерпретировать их. Тьютор предлагает тьюторантам следующие виды презента-

ции результатов проектов по здоровьесберегающей тематике: научный доклад, деловая игра, демонстрация видеофильма, научная конференция, театрализация, реклама, диалог исторических или литературных персонажей, пресс-конференция и др. [22, с. 34-35].

Тьюторское сопровождение процесса разработки и реализации проектов инициирует экстериоризацию инициативности и креативности тьюторантов, повышает их мотивацию к здоровому образу жизни.

Резюмирую вышеизложенное, мы пришли к выводу о том, что детерминантами процесса формирования здорового образа жизни у обучающихся являются пространственно-средовая, мотивационно-реф-лексивная, деятельностно-методическая и тьютор-ско-проектная, результатом когерентности которых становится высокий уровень сформированности здорового образа жизни у обучающихся. Пространст-венно-средовая детерминанта способствует созданию условий, стимулирующих повышение положительной мотивации обучающихся к здоровому образу жизни и их рефлексии. Квинтэссенцией деятель-ностно-методической детерминанты является содержательно-методическое наполнение процесса стимулирования стремления обучающихся к здоровому образу жизни. Тьюторско-проектная детерминанта позволяет сделать процесс овладения основами здорового образа жизни целенаправленным, управляемым и эффективным.

Список литературы:

1. Концепция развития системы здравоохранения в Российской Федерации до 2020 года [Электронный ресурс] // Федеральный справочник. - http ://federal-book.ru/files/FSZ/soderghanie/Tom%2012/1-9.pdf.

2. Шибкова Д.З., Байгужин П.А. Организация здоровьеформирующей среды с использованием автоматизированной программы «Мониторинг здоровья»: монография. Челябинск, 2011. 168 с.

3. Философский словарь / под ред. И.Т. Фролова. М.: Издательство политической литературы, 1980. 444 с.

4. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка: 80000 слов и фразеологических выражение / Российская академия наук. Институт русского языка им. В.В. Виноградова. 4 изд., дополненное. М.: ООО «А ТЕМП», 2006. 944 с.

5. Тюмасева З.И., Орехова И.Л., Валеева Г.В. [и др.] Проектирование безопасного и здоровьесбере-гающего пространства «вуз - школа» как условие профессионального становления студентов: коллективная монография / под науч. ред. З.И. Тюмасевой. Челябинск: Изд-во ЧГПУ, 2015. 290 с.

6. Мясищев В.Н. Психология отношений: Избранные психологические труды / под ред. А.А. Бо-далева. М.: Модэк МПСИ, 2004. 158 с.

7. Щедрина А.Г. Онтогенез и теория здоровья: методологические аспекты. Новосибирск, 2003. 164 с.

8. Артёменко Б.А., Валеева Г.В., Тюмасева З.И. Модель психологической готовности студентов педагогического вуза к здоровьесберегающей деятельности в общеобразовательных организациях // Вестник Тверского государственного университета. Серия: Педагогика и психология. 2016. № 1. С. 80-89.

9. Гетманец Е.Е., Артёменко Б.А. Формирование культуры здорового образа жизни у студентов вуза // Экологическая безопасность, здоровье и образование: сб. научных трудов IX всерос. науч.-практ. конф. молодых учёных, аспирантов и студентов 22 апреля 2016 г., Челябинск, Российская Федерация. Челябинск: ЗАО Цицеро, 2016. С. 71-74.

10. Артёменко Б.А., Гетманец Е.Е. Анализ уровня сформированности представлений о здоровом образе жизни студентов педагогического вуза // Здоровье-сберегающее образование - залог безопасности жизнедеятельности молодёжи: проблемы и пути решения: сб. научных трудов IX междунар. науч.-практ. конф. 10-11 ноября 2016 г., Челябинск, Российская Федерация. Челябинск: ЮУрГГПУ, 2016. С. 10-13.

11. Быстрай Е.Б., Тюмасева З.И., Артёменко Б.А. [и др.] Эколого-валеологическое воспитание дошкольников в психолого-физиологическом ракурсе // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. 2017. № 7. С. 36-41.

12. Быстрай Е.Б., Артёменко Б.А. Системный подход как общенаучная методологическая основа воспитания экологической культуры детей дошкольного возраста // Вестник Тверского государственного университета. Серия Педагогика и психология. 2017. № 3. С. 179-183.

13. Алешкина М.Г., Стрельцова Е.В. Толерантность: вчера, сегодня, завтра // Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии: сборник статей по материалам LXIV междунар. науч.-практ. конф. № 5 (62). Новосибирск: СибАК, 2016. С. 63-67.

14. Артёменко Б.А., Быстрай Е.Б., Калашников Н.В. [и др.] Тьюторское сопровождение в экологическом

образовании школьников // European Social Science Journal. 2016. № 8. С. 73-79.

15. Боровкова Т.И. Технология тьюторского сопровождения как практика индивидуализации // Историческая и социально-образовательная мысль. 2012. № 3. С. 9-11.

16. Гладкая Е.С., Тюмасева З.И. Технологии тьюторского сопровождения. Челябинск: Изд-во ЮУрГГПУ, 2017. 92 с.

17. Ковалева Т.М., Кобыща Е.И., Попова С.Ю. [и др.] Профессия «тьютор». М.; Тверь: СФК-офис, 2012. 246 с.

18. Афанасьева Т.П. Тьюторство как технология индивидуального сопровождения учащегося в системе предпрофильной подготовки и профильного обучения // Профильная школа. 2007. № 2. С. 5-15.

19. Ковалева Т.М. Тьютор - школе // Директор школы. 2011. № 8. С. 87-90.

20. Рыбалкина Н.В. Идея тьюторства - идея педагогического поиска // Тьюторство: идея и идеология: мат-лы 1-й межрегион. тьюторской конф. 29 февраля -02 марта 1996 г., г. Томск, Российская Федерация / ред. И.Д. Проскуровская. Томск: ТГПУ, 1996. С. 15-30.

21. Щедровицкий П.Г. Выступление на открытии конференции // Тьюторство: идея и идеология: мат-лы 1-й межрегион. тьюторской конф. 29 февраля -02 марта 1996 г., г. Томск, Российская Федерация / ред. И.Д. Проскуровская. Томск: ТГПУ, 1996. С. 4-10.

22. Быстрай Е.Б., Артёменко Б.А. Роль проектной методики в процессе познавательного развития дошкольников // Культура, наука, образование: проблемы и перспективы: сб. материалов VI междунар. науч.-практ. конф. 13-15 февраля 2017 г., Нижневартовск, Российская Федерация. Нижневартовск: НГУ, 2017. С. 33-36.

DETERMINANTS OF STUDENTS' HEALTHY LIFESTYLE DEVELOPMENT

© 2019

Tyumaseva Zoya Ivanovna, doctor of pedagogical sciences, professor, head of Life Safety, Medical and Biological Disciplines Department Orekhova Irina Leonidovna, candidate of pedagogical sciences, associate professor of Life Safety, Medical and Biological Disciplines Department

Bistray Elena Borisovna, doctor of pedagogical sciences, professor, head of German Language and German Language Teaching Methods Department Artemenko Boris Alexandrovich, candidate of biological sciences, associate professor, head of Theory, Methods and Management of Preschool Education Department South Ural State Humanitarian Pedagogical University (Chelyabinsk, Russian Federation) Chelnokova Elena Alexandrovna, candidate of pedagogical sciences, associate professor of Innovative Technology of Management Department Minin Nizhny Novgorod State Pedagogical University (Nizhny Novgorod, Russian Federation)

Abstract. The paper focuses on the importance of a healthy lifestyle development among students, which is reflected in the Concept of Health System Development in the Russian Federation until 2020. The authors identify the determinants of a healthy lifestyle development, which include: spatial-environmental, motivational-reflexive, activity-methodical, tutor-project determinants. These determinants are interrelated; it provides an increase in the efficiency of a healthy lifestyle development among students. In the field of activity-methodical determinant the authors consider problems of practice-oriented training of teachers. The results of a survey among students and teachers show that students are not ready to accept the values of a healthy lifestyle while teachers are not ready to use health-saving technologies. In this regard, the authors have developed and tested a program for improving teachers' qualifications in the field of health preservation, contributing to the development of skills to apply health saving technologies. The tutor-project determinant determines a functional field of the tutor in project activities of students aimed at health preservation.

Keywords: healthy lifestyle; health saving; health saving technologies; spatial and environmental determinant; motivational-reflexive determinant; activity-methodical determinant; tutor-project determinant; teacher development; tutor; project technology.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.