Научная статья на тему 'Тьюторское сопровождение здоровьесбережения студентов педагогического вуза'

Тьюторское сопровождение здоровьесбережения студентов педагогического вуза Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
348
45
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Агроинженерия
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ЗДОРОВЬЕ / ЛИЧНОСТЬ / ИНДИВИДУАЛЬНОСТЬ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ / ЗДОРОВЬЕСБЕРЕЖЕНИЕ / ТЬЮТОР / ТЬЮТОРСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ / ОТКРЫТОСТЬ СРЕДЫ / ВАРИАТИВНОСТЬ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ / HEALTH / PERSONALITY / INDIVIDUALITY / PROFESSIONAL ORIENTATION / TUTOR / TUTOR SUPPORT / OPEN ENVIRONMENT / THE VARIABILITY OF THE EDUCATIONAL ENVIRONMENT / HEALTHSAVING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Гладкая Е. С., Тюмасева З. И.

Показано формирование у студентов потребности в здоровом образе жизни и подготовка их к оздоровительной деятельности в общеобразовательных организациях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Гладкая Е. С., Тюмасева З. И.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Tutor support of students’ healthsaving of pedagogical high school

The main purpose of tutor support of healthsaving is to develop needs in a healthy lifestyle of students and to prepare them for improving activity in educational institutions.

Текст научной работы на тему «Тьюторское сопровождение здоровьесбережения студентов педагогического вуза»

• практическая профессиональная направленность — 9,5 балла;

♦ степень воздействия на аудиторию, педагогическая харизма, степень готовности к распространению и популяризации своего опыта — 9,1 балла.

Анализ ответов показал, что преобладающее большинство преподавателей как проводивших мастер-классы, так и участвовавших в них, изучают и активно используют в своей деятельности современные методические подходы в области образовательных технологий и имеют высокий уровень готовности к инновациям. Участие в мастер-классах стимулирует преподавателей к успешной профессиональной деятельности, к обмену практическим опытом, к разработке учебно-методических пособий, к совместному разрешению проблем обучения, к развитию профессиональной рефлексии.

Выводы

1. Специфика профессиональной деятельности преподавателей вузов указывает на необходимость выделить два типа мастер-классов, проводимых

в вузе: мастер-класс в области профессиональных умений и мастер-класс в области образовательных технологий. В предлагаемой систематизации мастер-классов возможно представление второго типа мастер-классов в двух формах: презентация методических идей «открытого» и «закрытого типа».

2. Мастер-классы и первого, и второго типа служат цели повышения качества образования высшего учебного заведения, проведение их указывает на активную деятельность вуза в области, обозначенной аккредитационным показателем «Осуществление методической деятельности по профилю реализуемых образовательных программ», поэтому при анализе деятельности вуза необходимо учитывать и тот, и другой тип мастер-классов.

Список литературы

1. Об утверждении критериев показателей, необходимых для определения типа и вида образовательного учреждения высшего профессионального и среднего профессионального образования: приказ Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки от 25.10.2011 № 2267 [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://guu.ru/files/norm/2014/pr2267.pdf.

УДК 378.17

Е.С. Гладкая, канд. пед. наук З.И. Тюмасева, доктор пед. наук

Челябинский государственный педагогический университет

ТЬЮТОРСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕЖЕНИЯ СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВУЗА

Целевой установкой деятельности Института здоровья и экологии человека (ИЗЭЧ) является подготовка будущего педагога (учителя) в соответствии с требованиями федерального государственного стандарта высшего профессионального образования по направлению «Педагогическое образование», в частности, овладение компетенциями в области сохранения и укрепления здоровья, формирования здоровьесберегающей образовательной среды в образовательных учреждениях и создания условий по формированию здорового и безопасного образа жизни подрастающего поколения.

ИЗЭЧ разрабатывает и реализует на практике не имеющую аналогов в России вузовскую систему подготовки студентов к оздоровительной деятельности в образовательных организациях.

Как научная и образовательная структура институт обеспечивает решение следующих задач: ♦ разработку и эффективную реализацию научно-прикладных проблем экологии, здоровья

(валеологии) и образования, соответствующих профилю ИЗЭЧ;

• подготовку будущих педагогических работников к созданию здоровьесберегающей среды в образовательных учреждениях и условий безопасной жизнедеятельности ребенка;

• реализацию фундаментальных и прикладных научных исследований в областях «человековедение», «экология человека», «валеология», «безопасность жизнедеятельности», «метатеория образования», «биоэкология»;

• переподготовку и повышение квалификации работников образования в области эколого-ва-леологического образования, здоровьесбере-гающих технологий;

• разработку, издание и распространение учебно-методических материалов и учебных пособий эколого-валеологической направленности. Проблема здоровья — это прежде всего психолого-педагогическая проблема, так как рассматривает человека как субъекта. Конкретный человек

как личность — субъект социальной деятельности соответствующей возрастному периоду развития личности.

Г. Олпорт рассматривает личность как динамическую организацию психофизических систем индивидуума, которые включают характерные для него поведение и мышление. Выражение «психофизические системы» объединяет элементы личности «разум» и «тело», тем самым показывая их тесную взаимосвязь. Личность представляет собой позитивное, творческое, стремящееся к росту и развитию свойство человеческой природы, которое отвечает за субъективный опыт и обозначается как самость. Она характеризуется следующим: ощущением собственного тела как телесной основы самосознания; ощущением самоидентичности; чувством самоуважения, основанное на осознании успешности в достижении различных целей; расширением самости за счет осознания внешних объектов как «моих» или «связанных со мной»; образом себя, способностью представлять себя и думать о себе; рациональным управление самим собой; проприативным стремлением, которое выражается в постановке и достижении перспективных целей и в процессе самосовершенствования.

Именно полноценное, естественное формирование этих аспектов самости и обеспечивает личность здоровьем и зрелостью.

Студенческий возраст (юность) — завершающий этап социализации. Деятельность и ролевая структура личности на этом этапе уже приобретают ряд новых, взрослых качеств. Главная социальная задача этого возраста — выбор профессии. Переход человека к профессиональной подготовке, профессиональному обучению открывает качественно новый этап в становлении его профессиональной направленности на основе преобразования личности и индивидуальности. Индивидуализация личности студента на этапе обучения в вузе есть постоянный процесс раскрытия собственной самости, направленной на понимание истинного, внутреннего «Я» человека в свете высших смыслов и высших ценностей. Соответственно, чтобы ценности стали достоянием души студента, необходимо создать условия приобщения его к ценностям профессиональной сферы, наполняя учебно-профессиональную деятельность различными событиями, включающими в себя системы смыслов, которые могут служить ориентирами для текущих целей студентов, базой для постановки и осуществления познавательных, практических и личностных задач.

Основой становления тьюторской практики в ИЗЭЧ предшествовало:

1998 г. — создание в педагогическом университете Института здоровья и экологии человека;

1999 г. — разработка программы «Менеджмент твоего здоровья»;

2001 г. — организация Центра содействия укреплению здоровь;

2003 г. — разработка комплексной программы диагностики «Гармония».

С 1998 г. и по настоящее время осуществляется разработка, внедрение технологий здоровье-сбережения.

ИЗЭЧ имеет следующие структурно-функциональные подразделения: эколого-валеологический центр, центр содействия укреплению здоровья, учебный центр, кафедру безопасности жизнедеятельности и основ медицинских знаний, методический кабинет, базовые школы и школа-интернат VIII типа. Все структурные подразделения ИЗЭЧ обеспечивают открытость практики в учебном процессе:

• ознакомление с новыми разработками в области здоровьесбережения;

• любой субъект учебного процесса в вузе может участвовать и получить консультацию у преподавателей кафедры;

• вовлечение в образовательное пространство института и кафедры образовательных организаций г. Челябинска и Челябинской области;

• участие в научно-исследовательских проектах, олимпиадах различного уровня, круглых столах и мастер-классах.

Избыточность среды:

• технологическая (применение технологий по индивидуальной приемлемости и эффективности; проектирование оздоровительных маршрутов);

• информационная (использование интернет-ресурсов; применение технологий критического мышления; участие в конференциях, семинарах, конгрессах и др.);

• вариативность (выбор средств, методов и технологий оздоровления).

Институт имеет значительный научный потенциал для разработки и реализации научно-прикладных проектов в области окружающей среды, устойчивого развития экосистем, региональной экологии, биологического разнообразия, здоровья, природосообразного образования и здоровье-сберегающей, здоровьеразвивающей образовательной среды, метатеории образования, вариативного образования, эколого-валеологической аттракции, непрерывного экологического образования, развития образовательных систем.

В результате проводимых исследований в ИЗЭЧ были выявлены психолого-педагогические условия развития психологической готовности студентов к оздоровительной деятельности.

Первое психолого-педагогическое условие — создание «ситуации доверия» между субъектами образования и благоприятного психологического климата. Как основную характеристику благоприятного

психологического климата авторы рассматривают «ситуацию доверия», возникающую на основе субъект-субъектных отношений; под психологическим климатом понимают «эмоциональную окраску», «совокупность психологических состояний», определяющих межличностные отношения.

Второе психолого-педагогическое условие — рефлексия психофизического и психоэмоционального состояния, потребностей и представлений об оздоровительной деятельности, ценностей студентов. Рефлексию они рассматривают как деятельность субъекта по самопознанию внутренних психических актов и состояний, обеспечивающую осознание потребностей, формирование личностного смысла деятельности, целеполагание, формулировку и переформулировку задач при изменении условий деятельности, построение программы действий, контроль за ее осуществлением. Рефлексия позволяет стабилизировать психоэмоциональный и психофизический компоненты психологической готовности к оздоровительной деятельности и влияет на ценностно-мотивационный компонент.

Третье психолого-педагогическое условие — прогнозирование и моделирование собственной оздоровительной деятельности. Результатом такой деятельности станет отражение будущего с учетом вероятности его наступления и различной временной перспективы. Прогнозирование и моделирование, воздействуя на когнитивный компонент психологической готовности к оздоровительной деятельности, позволяют сформировать представления об оздоровительной деятельности в целом, найти решение проблем, возникающих в процессе ее реализации.

Указанные психолого-педагогические условия реализуются преподавателем (педагогом-психологом) через системную эколого-валеологиче-скую подготовку студентов — бакалавров педагогического вуза, а также через программу развития психологической готовности магистров — тьюторов к тьюторской (оздоровительной) деятельности. Программа состоит из трех логически связанных этапов, реализация которых приводит к комплексному развитию компонентов психологической готовности.

Первый этап — групповое психологическое консультирование заключается в организации и сопровождении процесса осознания и разрешения человеком своих трудностей в процессе развития: «Оздоровительный анализ», «Психология образа», «Стили и способы взаимодействия», «Иерархия приоритетов личного развития». Выявляются студенты для индивидуального консультирования.

Индивидуальное психологическое консультирование направлено на изменение существующей внутренней организации субъекта деятельности и выработку нового представления о себе (осо-

знание причинно-следственных связей, изменение установок, смыслов, ценностей и отношений, появление новых форм поведения).

Проведенный качественный и количественный анализ результативности программы развития психологической готовности будущих тьюторов оздоровительной деятельности в общеобразовательных организациях показал следующие изменения актуального уровня развития компонентов психологической готовности (психофизического, психоэмоционального, когнитивного, ценностно-мотивационного) [1, с. 19].

По первому — психоэмоциональному компоненту психологической готовности к тьюторской деятельности (показатели «тревожность, фрустрацион-ная напряженность, «истощаемость») дезадаптация статистически значимо снижается (р < 0,03(0,023); p < 0,02(0,013); р < 0,01(0,001)); по второму — когнитивному компоненту психологической готовности к тьюторской (оздоровительной) деятельности статистически значимо повышается уровень сформи-рованности представления студентов о своих возможностях в оздоровительной деятельности (р < 0,01(0,000); по третьему — психофизическому компоненту психологической готовности к тьютор-ской (оздоровительной) деятельности («уровень неудовлетворенности состоянием сердечно-сосудистой системы» и «уровень неудовлетворенности состоянием костно-мышечной системы») дезадаптация статистически значимо снижается (р < 0,01(0,000;0,002)); по четвертому — ценностно-мо-тивационному компоненту психологической готовности — происходят следующие изменения: выраженность дезадаптации по показателю «агрессия» статистически значимо снижается (р < 0,01(0,001)), а уровень сформированности «ценностей-средств», соответствующих сформированной готовности к оздоровительной деятельности, статистически значимо повышается (р < 0,03(0,027).

Таким образом, на антропологическом уровне отношений (психофизический компонент психологической готовности): возрастает уровень удовлетворенности самочувствием костно-мышечной и сердечно-сосудистой систем организма; на социальном (психоэмоциональный компонент): повышается уровень уравновешенности, фрустра-ционной толерантности, гибкости в изменениях и работоспособности; на культурно-предметном (когнитивный и ценностно-мотивационный компоненты): повышается уровень сформированности представлений об оздоровительной деятельности: начинают преобладать ценности-средства — чуткость, жизнерадостность, ответственность, широта взглядов, честность, терпимость к недостаткам других, снижается уровень агрессивности.

Второй этап — образовательный. Эколого-ва-леологическое образование предусматривает струк-

турирование дисциплин по следующим модулям: экологическое образование, медико-биологическое образование, культурно-экологическое просвещение [3, с. 11].

Модуль экологического образования включает в себя следующие дисциплины: «Основы экологической культуры», «Экологическая культура», «Социальная экология» и «Экология человека». В основе эколого-ориентированных курсов лежит главное условие — формирование личности будущего педагога, способного взять на себя ответственность за благополучие окружающей природно-социаль-ной среды и здоровья, как своего, так и будущих учеников.

Медико-биологический модуль включает в себя дисциплины социально-медицинской направленности по изучению основ медицинских знаний, социальных аспектов здоровья и формированию здорового образа жизни.

Модуль культурно-экологического просвещения способствует формированию самосохранительного поведения субъектов образования, а также вооружает знаниями по сохранению своего собственного здоровья и здоровья окружающей среды. Работа осуществляется в два этапа. На первом этапе студенты проходят диагностику по комплексной программе «Гармония» [2, с. 211].

Программа позволяет проводить пилотажные, групповые и индивидуальные исследования социальной и профессиональной адаптации, психологической готовности к оздоровительной деятельности, оздоровления субъектов образования и формирования здорового образа жизни на основе выявле-

ния психосоматического типа, иерархии ценностей, уровней сформированности потребности в здоровье и представлений об оздоровительной деятельности, стрессонапряженности, удовлетворенности своим психофизическим и психоэмоциональным состоянием. Непосредственно в процессе диагностики на всех уровнях обобщения формируются визуальные отчеты в виде протоколов и диаграмм, которые могут анализироваться на этом же занятии, которая позволяет выявить субъективную составляющую здоровья студентов и преподавателей.

Дисциплины модуля формируют у студентов глубокое убеждение, что благополучие, здоровье человека обусловливаются благополучием окружающей среды.

Таким образом, в современных условиях образования тьюторское сопровождение здоровьесбе-режения студентов является одним из механизмов обеспечения эффективности профессионального становления основанного на умении управлять собственной жизнью.

Список литературы

1. Валеева Г.В., Тюмасева З.И. Психологическая готовность студентов к оздоровлению и условие ее развития // Вестник СГПУ. — 2012. — № 10. — С. 17-27.

2. Орехова И.Л., Тюмасева З.И., Пономарева Л.И. Концептуальные основы эколого-валеологической подготовки педагогов в аспекте педагогической антропологии. — СПб.: Астерион-Пресс, 2010. — 248 с.

3. Тюмасева З.И., Орехова И.Л., Гладкая Е.С. Эко-лого-валеологическая подготовка педагогов к оздоровительной деятельности. — Челябинск: Цицеро, 2013. —

294 с.

УДК 371.315.2

Е.В. Кетриш, канд. пед. наук

Российский государственный профессионально-педагогический университет

ПРОЕКТИРОВОЧНАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ: МЕТОДИКА ФОРМИРОВАНИЯ В ПРОЦЕССЕ НЕПРЕРЫВНОЙ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРАКТИКИ

Внедрение компетентностного подхода в систему высшего педагогического образования предъявляет новые требования к подготовке педагогов, которые согласно новой образовательной парадигме должны обладать общекультурными и профессиональными компетенциями, позволяющими им стать мобильными, отвечающими динамичным характеристикам современных социально-экономических условий и конкурентоспособными специалистами. В то же время, как показывают многочисленные исследования, многие вузы оказались не полностью готовы работать в таких условиях [1-6].

Подготовка будущих педагогов на основе ком-петентностного подхода предполагает развитие у студентов умений оценивать, осознавать, прогнозировать, моделировать и конструктивно решать различные виды учебно-профессиональных задач, в связи с чем особо остро встает проблема развития проектировочной компетенции будущих педагогов в процессе учебной деятельности.

Неотъемлемой частью учебной деятельности в педагогических вузах является педагогическая практика, в процессе которой студенты приобретают не только знания и умения, но и сталкиваются

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.